Значение слова «волюнтаризм»

Перевод и значение термина

волюнтаризм что это

Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.

Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.

Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это — уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.

Что такое волюнтаризм

«Мечта никак в расчёты не вмещалась».
Наталья Резник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.

Поэтому мы сегодня поговорим про то, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких областях деятельности человека он проявляется ярче всего.

voliuntarizm-chto-takoe.jpg

Волюнтаризм — это.

Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?

Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.

В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.

Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.

В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.

Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.

Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.

Обществознание и социология

Обществознание и социология иногда трактуют волюнтаризм более узко – как разнообразие форм влияния деятельности людей и их взаимодействия друг с другом на обстоятельства и условия их жизни, а также на развитие, изменение общества в целом. Тогда индивидуальная деятельность каждого рассматривается как одна из основных движущих сил развития всего социума. Именно личный выбор, решения, цели играют ведущую роль.

Большинство социологических теорий не принято считать чисто волюнтаристскими. Они содержат в себе и противоположные черты. Например, отдавая должное роли каждого в отдельности и его личного выбора, признается значимое влияние тех или иных объективных факторов.

Книга - символ учения

Происхождение термина

Слово «волюнтаризм» пришло в европейские языки из латыни. В Древнем Риме оно служило для описания поведения человека, который не хочет принимать во внимание объективные обстоятельства, нормы морали и обычаи. Такие люди предпочитают сами устанавливать себе правила, не ограничивая себя ничем для достижения выбранной цели.

В социологии – науке об обществе — термин «волюнтаризм» исходно подразумевал принятие произвольных необдуманных решений. Противоположностью такого образа действий является детерминизм – поведение индивида, который не имеет собственного мнения и руководствуется принципом «что люди скажут».

Волюнтаризм: что это простыми словами?

В современном понимании, волюнтаризмом называют такой принцип, согласно которому личности свободны в выборе целей и средств их достижения в рамках определенных социальных и культурных рамок. Антонимом является детерминизм (детерминированное поведение).

В англоязычных странах и прежде всего в США «voluntarism» – целое общественное движение, проявлениями которого являются:

  • Добровольное предоставление услуг в религиозных, гражданских, медицинских, образовательных и экологических организациях. Такая деятельность направлена на безвозмездную помощь нуждающимся и часто используется некоммерческими и благотворительным организациями;
  • «Волюнтаризмом» часто называют действия женщин-феминисток, которые добивались расширения своих прав в XIX–XX веках;
  • Вербовка молодых солдат без принуждения к местам прохождения боевых действий;
  • Применительно к трудовым отношениям: государство должно воздерживаться от непосредственного вмешательства в отношения работника и работодателя. Влияние профсоюзов должно быть сведено к минимуму;
  • Анархистское движение, направленное на минимизацию роли власти в жизни социума.

Движение анархистов

Волюнтаризм в философии

Волюнтаризм в философии это – идеалистическое направление, отводящее человеческой или божественной воле главную роль в процессе развития общества, природы и бытия в целом. Основоположниками течения были мыслители и философы: Августин, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, И.Скот, Э.Гартман. Следуя аллегории – философский волюнтаризм олицетворяет борьбу личности или природы с обстоятельствами. У А. Шопенгауэра волюнтаризм идет в тесной связи с пессимизмом. Считал бессмысленными мировые процессы Философ, опирающиеся на источник слепой и бессознательной воли.

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.

Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.

Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:

  1. отчуждение народа от политической власти;
  2. бюрократическая модель управления;
  3. отсутствие политической культуры и т.п.

Экономический волюнтаризм

Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.

Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.

В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.

Кукуруза

Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права (это как?) и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».

В рабочей сфере

Волюнтаризм в рабочей сфере. Согласитесь, вам довелось-таки повидать начальников, которые слепо выполняют решения руководства, когда это совсем нерационально. Главное – угодить и точка. Убытки при этом не учитываются. То есть в такой организации правит не эффективность, а настоящее самодурство.

А еще это страстная воля к власти. Обычный человек думает, что он не какой-то там букашка, а сверхчеловек. Это человек, который думает, что в схватке за власть должен победить сильнейший. Ну или хотя бы самый хитрый.

Все, что мешает, — отбрасывается или безжалостно уничтожается. Такие деятели спокойно плюют на мораль, христианские законы и нравственность.

Ход реформ

План по решению этих задач воплотился в программе хрущёвской семилетки. Уже в 1959 году XXI съезд КПСС одобрил масштабную схему развития народного хозяйства, рассчитанную на семь лет. Этот период реформ, завершившийся в 1965 году, оказался одним из самых продуктивных за всё время существования советской власти.

Возникли новые отрасли экономики, такие как производство пластмасс и минеральных удобрений. Был создан мощный комплекс индустриального домостроения, плодами которого Россия пользуется до сих пор. Были определены векторы развития автомобиле- и авиастроения. Добыча энергоносителей позволила начать массовый экспорт нефти и продуктов нефтепереработки за рубеж, обеспечивая стабильный приток валюты в советскую экономику.

5ab942d7370f2c9d098b4590.jpg
  • Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв
  • РИА Новости
  • © В. Калинин

И, наконец, заметно вырос уровень жизни советских граждан. В СССР начал формироваться типичный для развитых стран Запада средний класс, который мог позволить себе иметь собственное жильё. Автомобиль утратил статус предмета роскоши, доступного лишь верхушке, став просто дефицитным товаром. Рядовой гражданин Советского Союза мог воспользоваться авиатранспортом. Серьёзное развитие получили системы отдыха и здравоохранения.

В сельском хозяйстве значительным достижением стало освоение целинных земель, которое привело к существенному росту производства зерна, а следовательно, и к развитию животноводства.

Вместе с тем многие реформы Хрущёва стали объектом резкой критики. Освоение целины зачастую проводилось непродуманно, модернизация соответствующей инфраструктуры существенно задерживалась, росли риски опустынивания освоенных земель.

Попытка массового внедрения кукурузы на основе американского опыта также не увенчалась успехом, хотя именно с этого времени кукуруза вошла в число сельскохозяйственных культур, наиболее распространённых в СССР.

5ab93abd370f2c9f098b4576.jpg
  • Хрущёву вручают венок из кукурузы в одном из украинских колхозов
  • РИА Новости

В культурной сфере эпоха правления Хрущёва неслучайно ассоциируется с оттепелью. После сталинской политики, серьёзно ограничивающей творчество, начался настоящий культурный расцвет. На арену вышло новое поколение деятелей искусства, в СССР увидели свет множество значимых произведений литературы, кинематографа, живописи. На Западе появился заметный интерес к советскому искусству, начался активный культурный обмен.

Волюнтаризм Хрущева

eto-kak-ego-volyuntarizm_5.jpg

Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.

Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:

  • безосновательное стремление «догнать и перегнать Америку», связанное с постоянными не подтвержденными экономическими расчетами вложениями инвестиций в промышленность, привело к дефициту бюджета страны;
  • возникновение «перегрева» экономики из-за постоянного расширения отрасли по изготовлению средств производства;
  • повышение темпов урбанизации привело к повышению уровня безработицы в городах и снижению общей квалификации работников из-за перенаселения и необразованности жителей глубинки;
  • снижение производства сельскохозяйственной продукции и падение уровня развития аграрного сектора.

Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».

Важно! Во всех учебниках по истории СССР написано о том, что все решения и действия Хрущева, которые касались внешней и внутренней политики страны, были довольно агрессивными и непредсказуемыми. Во всех словарях понятие «волюнтаризм» объясняется на примере деятельности Хрущева.

Волюнтаризм и психология

В среде психологов существует группа ученых, признающих нерациональные волевые импульсы как основу всех поступков человека. Их основные идеи:

  • аналитическим размышлением человек не в состоянии осмыслить причины своих действий;
  • рассудок и желания не подлежат измерению;
  • основа поведения человека лежит в области биологии и инстинктов;
  • психологическая наука не в состоянии помочь человеку в решении его иррациональных проблем.

Волюнтаризм в психологии

В науке о человеческой душе существует целое направление, которое признает человеческую волю первопричиной всех психологических побуждений.

Автором этой идеи был немецкий исследователь Вильгельм Вундт. Однако значительная часть научного сообщества быстро ополчилась на его теорию.

Противники утверждали, что:

  • Практически никогда человек не может путем самоанализа постичь свои поступки и их первопричины;
  • Понятия разума и желаний не могут быть объективно измерены;
  • Для более глубокого изучения мотивов личности нельзя замыкаться лишь на человеческом обществе. Можно и нужно изучать поведение животных и сравнивать их с таковым у людей;
  • Практическое применение теории представляет собой довольно сложную задачу. Соответственно, ценность ее для разрешения проблем индивида достаточно низка.

Постепенно из критики этого направления выросли целые научные течения – функционализм и прагматизм.

Психолог и свободомыслие

Волюнтаризм в Средневековье

Удивительно, но именно в этот период те, у кого есть власть, прикрывались не разумом и гуманностью, а волей Божьей.

Воля или разум?

Также следует отметить, что есть оправданный волюнтаризм и безумный. В первом случае разум дает вам сигнал, что для вас и общества крайне важно предпринять определенные действия. Во втором случае главное – удовлетворить свои прихоти, даже если они идут вразрез с общественным и собственным благом.

Происхождение

Левеллеры

Волюнтаризм имеет долговременную традицию в англоговорящем мире. Его история начинается с движения левеллеров в Англии середины XVII века. Представители движения левеллеров Джон Лильберн (?1614-1657) и Ричард Овертон (?1600-?1660) «противостояли пуританам-пресвитерианам, которые хотели сохранить официальную церковь с властью, основанной на принуждении, и отрицали свободу отправления религиозных обрядов для пуританских сект»[3]. Левеллеры были нонконформистами в плане религии и выступали за отделение церкви от государства. Церковь, по их представлениям, была добровольным объединением равных и являла собой теоретическую и практическую модель гражданского состояния. Церковные собрания левеллеров были основаны на согласии, этот принцип был применим и для светской стороны. Например, в петиции левеллеров 1647 г. содержится предположение о том, что «церковные десятины и другие принудительные выплаты могут быть отменены навсегда без замены какими-либо другими, однако всем министрам могут платить те, кто добровольно их выбрал и сотрудничает с ними»[3]. Стоит только заменить термин «церковные десятины» словом «налоги» и слово «министры» словом «чиновники», и мы увидим, насколько левеллеры были близки к идее волюнтаристского государства.

Левеллеры также упорно придерживались идеи индивидуальности. Ричард Овертон писал: «Ни один человек не имеет больше прав и свобод, чем я, и я не имею преимуществ перед другими людьми»[3]. Они поняли, что невозможно утвердить право того или иного частного лица на собственное суждение в религиозных вопросах (то, что мы сегодня называем свободой вероисповедания), не признав то же самое право для любого другого лица, даже упорствующего в своих заблуждениях. Существование государственной церкви в Англии вызывало конфликты со времен левеллеров, так как всегда были те, кто был противником её религиозной доктрины и принудительных пожертвований.

Волюнтаризм в образовании

Волюнтаристы также были вовлечены в конфликты, происходившие в Англии с середины 1840-х гг. до середины 1860-х гг. В 1843 г. Парламент рассмотрел законопроект об обязательном обучении в школах детей, работающих на фабриках. Действенный контроль над такими школами осуществлялся со стороны Англиканской церкви, а финансирование осуществлялось за счет местного налогообложения. Нонконформисты, главным образом баптисты и конгрегационалисты, насторожились. Они были отлучены от церкви более чем на сто лет. В какой-то период они не могли заключать браки в своих собственных церквях, были вынуждены платить церковные взносы против своей воли и учить своих детей тайно под страхом ареста. Их назвали волюнтаристами за то, что они неуклонно отвергали помощь государства и его вмешательство в образование, точно так же они отвергали вмешательство государства в религиозную сферу жизни. Было три наиболее известных волюнтариста: молодой Герберт Спенсер (1820—1903), который публиковал свою первую серию статей «Надлежащие границы государственной власти», начиная с 1842 г., Эдуард Бейнс-младший (1800—1890), редактор и учредитель газеты Leeds Mercury

, и Эдуард Майалл (1809—1881), министр конгрегационалистов и редактор-основатель газеты The Nonconformist (1841), который написал книгу «Представление о принципе добровольности» (1845).

Образовательные волюнтаристы стремятся к свободной торговле образовательными услугами, точно так же, как они поддерживают свободную торговлю кукурузой или хлопком. Их отношение может быть выражено как «свобода вряд ли может быть чрезмерной.» Они полагают, что «правительства держат на службе образование для борьбы с ним же» (обучения привычке к повиновению и внушения идей), а что контролируемые правительством школы будут конечно учить детей незыблемости и необходимости Государства. Баинес, например, о Баинес признаёт, что имеющаяся система образования (частная и благотворительная) имеет недостатки, но он утверждает, что свобода не должна быть ограничена в этом отношении. Должны ли мы уменьшать свободу печати потому что существуют плохие газеты? «Я заявляю, что Свобода — главная причина хорошего качества; но она перестаёт быть свободой если мы будем объявлять вне закона всё второсортное.»[4]Конгрегационная Образовательная Доска и Баптистское Добровольное Образовательное Общество обычно бывают горды быть среди Волюнтаристов.[5]

Оберон Герберт

Хотя образовательные волюнтаристы не смогли остановить движение за обязательное школьное образование в Англии, волюнтаризм как политическое кредо был восстановлен в 1880-х другим англичанином, Обероном Гербертом (1838—1906). Герберт в течение двух лет пребывал в Британской Палате Общин, но после встречи со Спенсером в 1874 решил не выдвигаться на второй срок. Он отмечал:[6]

Когда я читал и размышлял над его науками, новое окно открылось в моём сознании. Я потерял своё доверие к большой машине; я видел, что принятие решений и действия за других мешало настоящему прогрессу; что все формы принуждения заглушали жизненную силу нации; что каждый неистово заклеймённый порок до сих пор присутствует, часто в худшей из своих форм, когда он, будучи скрытым от глаз, гноится под поверхностью. Я не верил больше, что горстка как бы ни хороши были наши намерения, когда мы просиживаем в парламенте ночи напролёт, сможет разработать жизнь целой нации, сможет обеспечить её счастьем, мудростью, процветанием и одеть в добродетели.

Оригинальный текст (англ.)

As I read and thought over what he taught, a new window was opened in my mind. I lost my faith in the great machine; I saw that thinking and acting for others had always hindered not helped the real progress; that all forms of compulsion deadened the living forces in a nation; that every evil violently stamped out still persisted, almost always in a worse form, when driven out of sight, and festered under the surface. I no longer believed that the handful of us however well-intentioned we might be spending our nights in the House, could manufacture the life of a nation, could endow it out of hand with happiness, wisdom and prosperity, and clothe it in all the virtues.

Герберт писал: «Государственное образование: помощь или помеха?» в 1880, и начал использовать слово «волюнтарист» для обозначения его пропаганды «добровольного» налогообложения. В 1890 он начал публиковать свой журнал, The Free Life (Орган добровольного налогообложения и добровольного государства). Герберт не был строгим волюнтаристом потому что, хотя он утверждал, что государство может быть получать прибыль предоставляя конкурентоспособные услуги на свободном рынке, он продолжал защищать одно монопольное государство для каждой данной географической территории. Некоторые из его эссе называются «Принципы волюнтаризма и свободной жизни» (1897), и «Заявление для волюнтаризма» (посмертно, 1908)

Волюнтаризм в психологии

Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.

Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.

Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).

У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.

Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.

В мировой практике

Волюнтаризм в мировой практике – это огромная сила, которая управляет всеми процессами. Это постоянное жизненное движение, поток. Хочется жить и удовлетворять свои желания, даже если окружающие сочтут вас безрассудным. То есть поля в некоторых случаях может приобретать всемогущий характер. Наверное, почти каждый человек хотел бы быть у власти и пользоваться всеми почестями.

То есть человек, который обладает не только огромной силой воли, но и разумом, способен в значительной степени менять к лучшему не только себя, но и окружающих, весь мир. Это говорит о том, что можно сделать многое, если соединить силу, труд и знания.

Волюнтаризм и фатализм

Принципы волюнтаризма по сути, противоположны фатализму, и если волюнтаризм отводит первое место воле, то фатализм – это вера во все предопределено свыше. Фаталисты – это люди, не признающие своей активной роли в творческом процессе бытийности и главная роль отводиться богам и судьбе. Фатализм и Волюнтаризм — мировоззренческие системы возникли из мифологических и философских представлений.

Психология

Особая семантика слова на Западе

Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.

Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.

Ограниченные возможности

Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.

Волюнтаризм — что это такое, определение в философии

volyuntarizm.jpgНекоторые понятия, которые рассматриваются в философии, могут иметь сразу по нескольку определений, в которой порой довольно трудно разобраться. Философия — наука, изучающая природу, общество, мышление. Столь обширная научная область, в которой трудилось очень много самых разных философов, которые формировали новые движения, учения, идеи. Многие философские термины нашли своё отражение в культуре, но далеко не каждый знает о том, что они означают.

volyuntarizm-v-filosofii.jpgВ знаменитом фильме «Кавказская пленница» один из героев фильма, роль которого исполнил Юрий Никулин, в одной сцене произносит слово «волюнтаризм», чем вызывает шок у присутствующих в помещении. Над этой сценой смеялись все зрители, но в то же время не каждый находящийся у экрана полностью осознавал, что именно означает это слово.

В данной статье будет рассказано о том, что означает этот термин, будут раскрыты его основные определения, а также будет указано в каких областях может использоваться данное понятие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...