Значение слова «теология»

Содержание

Пт, 17 май, 2019, 16:26
Что такое теология и зачем она нужна сегодня?

Многие даже серьёзные учёные не понимают, зачем нужна теология, особенно в системе академических наук. Это происходит оттого, что они вообще смутно представляют, что такое современная теология. В их воображении, видимо, тут же возникают образы толстых «батюшек», которые назидательно вещают «с амвона» о шести днях творения, хождении по воде, воскрешении из мертвых и тому подобных старомодных фокусах. Возможно, и сейчас существуют такие горе-«богословы», как существуют различные фрики от физики, лингвистики, истории. Но надо понимать, что это просто неумные, ограниченные, отсталые, а то и откровенно двуличные люди, которые к подлинной науке не имеют никакого отношения. О них нужно полностью забыть и иметь дело только с настоящими теологами.

О чём же говорят теологи сегодня? Прежде всего о собственном религиозном опыте. О глубоко внутреннем опыте осмысления таких понятий, как сакральное и трансцендентное, о переживании чувства веры, о своей личной встрече с тем, что носит лишь условное имя «Бог». Повторяю: речь идёт исключительно о внутреннем опыте, который как таковой имеет абсолютную достоверность и не требует внешнего подтверждения. В этом теологи становятся близки к мистикам, с той лишь разницей, что на Западе теология традиционно отличается от мистики большей рациональностью и предназначена большинству, не имеющему вообще никакого мистического опыта, тогда как на Востоке они традиционно же нераздельны, так как там получение базового мистического опыта организовано значительно проще и органичнее.

Но зачем вообще нам нужен этот их опыт? Сейчас, в эпоху НТП, подъёма (а может, и падения?) в сингулярность? Именно сейчас он больше всего нужен! Этот опыт проникает в самые недра человеческого сознания и бессознательного, он рассказывает нам нечто крайне важное о человеке как таковом, которое, во-первых, не сводимо к данным других научных свидетельств, а во-вторых, опосредовано тысячелетиями непрерывной реактуализации. Человечество выросло с этим опытом и на этом опыте, оно впитало его в свою природу и сделало его частью этой природы, так что теперь любая работа с нашей природой, то есть по сути любая серьёзная работа над собой без учёта этого опыта поверхностна, ошибочна и опасна. Без полноценного изучения и освоения этого опыта мы рискуем не(до)понять самих себя, а значит не вписаться в следующий поворот НТП и бесславно сгинуть в чёрной дыре сингулярности. Как вот в романах Питера Уоттса.

Когда я говорю, что религиозный опыт не сводим к данным других наук, я имею в виду, конечно же, в первую очередь религиеведение. Оно качественно отличается от теологии тем, что не требует от исследователя иметь личный религиозный опыт, а если таковое редко случается, то не приветствует его в своём дискурсе. Складывается любопытная ситуация: во многом опираясь на этот опыт, анализируя тысячи его древних и современных свидетельств, религиеведение чурается привнесения личного опыта — ну, как если бы физики имели право анализировать результаты чужих трудов, но не дай бог сослаться на собственный эксперимент! Впрочем, понятно почему. Эксперимент физика должен подлежать независимой перепроверке, тогда как глубоко внутренний религиозный опыт настолько же уникален, насколько уникален человек, его испытывающий. Но этим-то он и ценен.

Теология как любая опытная наука прежде всего даёт нам «сырой материал» о человеке. В этом она подобна глубинной психологии, антропологии, исследованиям творчества и когнитивным наукам. Все они нужны, чтобы создать целостную картину, или даже объёмную «карту» человека. Даже если кто-то считает, что сегодня когнитивные науки дают больше знаний о человеке, это ещё не повод принимать теологию за падчерицу. Пирамида знаний всегда шире у основания, зато её верхушка много важнее, так как помещается в самое главное, сущностное, в то, где человек гораздо ближе к надчеловеческому, нежели к животному в себе началу. Изучая свою животную, биологическую природу, мы ни в коем случае не должны забывать о том, что является полной её противоположностью, даже если эта противоположность существует только в пространстве индивидуального опыта. Ибо и так она неоспоримо существует.

И последнее. Теология не была бы полновесной наукой о человеке, если бы оставалась лишь подносчиком снарядов. Но это не так. Современный теолог вполне компетентен в серьёзном анализе собственного религиозного опыта и встраивании его в общекультурный контекст. Современная теология открыта сомнению и поиску, она приветствует новые идеи и старается идти в ногу с современным человеком. Например, христианские теологи уже давно отказались от представлений о Боге классического теизма (как личности, causa sui и проч.) (Тиллих), от авторитета Библии (Бруннер), от всякой потусторонней и внечеловеческой божественности (Альтицер). Вместо этого они развивают идеи «Бога за Богом», «нерелигиозного христианства» и «атеистической теологии». Кое в чём эти попытки преодолевают даже привязанность к конкретной традиции, выходя на вне- и надконфессиональный уровень. Таким образом, своей дискурсивностью теология граничит с философией, погружением в человеческие глубины — с психологией, анализом первоисточников опыта — с филологией (не случайно герменевтика вышла именно из теологии), в целом же занимая уникальное место, так как уникален её собственный предмет — «Бог» в сердцевине человеческого опыта, «человек», устремляющийся за пределы наличного и объективного.

Пт, 17 май, 2019 13:42 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452snickser

А как отличить галлюцинацию от духовного опыта? )

Пт, 17 май, 2019 13:46 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

Уверяю, испытав оба, не ошибетесь! )

А если даже и ошибетесь, не беда. Мало что ли ошибок было в истории других наук? И эфир искали, и Пастеру про бактерии не верили, и что ж с того?

Edited at 2019-05-17 13:46 (UTC)

Пт, 17 май, 2019 13:48 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452snickser

Ну вот как православному (не я, а вообще) отличить божественное от сатаниского духовного опыта? )))

Пт, 17 май, 2019 14:08 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

Молиться и поститься, разумеется! ))

Ну а если серьезно, то опыт не бывает “божественным или сатанинским”, опыт бывает вашим личным. Вопрос в том, какие выводы вы из него извлечете и в какой контекст встроите. А этому надо много учиться.

Пт, 17 май, 2019 18:16 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452verum_corpus

Видимо, по плодам (Мф 7:15-20)

Пт, 17 май, 2019 15:59 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus: Re: речь идёт исключительно о внутреннем опыте,

Внутренний опыт – наиважнейшее, что есть у человека. Остальное – бирюльки.

Пт, 17 май, 2019 15:23 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452oldboar

“речь идёт исключительно о внутреннем опыте, который как таковой имеет абсолютную достоверность и не требует внешнего подтверждения.”

а в чём же тут достоверность, если этот опыт никак не может быть подтверждён?

Пт, 17 май, 2019 16:01 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

А идите-ка вы… к Гуссерлю. )

Мой опыт абсолютно подтверждаем мною же. В этом его абсолютная достоверность. А косвенно, разумеется, он подтверждается всей человеческой культурой, коль скоро мы, человеки, к ней принадлежим.

Edited at 2019-05-17 16:02 (UTC)

Пт, 17 май, 2019 17:29 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452oldboar

“Мой опыт абсолютно подтверждаем мною же.”

Это как? Подтверждаем самим вашим существованием? Но это никак не помешает мне считать, что ваш опыт состоит в чём-то прямо противоположном. И я вроде тоже пока еще существую. И для третьего собеседника ваше и моё мнение о вашем опыте будут совершенно равноценны, одинаково недоказуемы и неопровержимы. Тупик, зовите Оккама.

Невозможно даже подтвердить вашу добросовестность, то есть то, что вы действительно субъективно испытали-пережили то, что называете “своим опытом”.

Пт, 17 май, 2019 18:11 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

То, о чем вы говорите, это какие-то сектантские, фрические подколы. Мол, кругом заговор, нас обманывают, все исторические книги поддельны, “учоные скрывают” и т. п. А может быть, вообще никого на свете нет, только мозги в бочке плавают и им на подкорку сигналы подают? Откуда у меня уверенность, что вы реальный человек, а я не в Матрице? Тупик, даже Оккам бессилен. Все можно свести к абсурду. И если кто хочет жить в таком параноидальном мире, на здоровье.

Я же предпочитаю считать, что среди миллионов свидетельств религиозного опыта, накопленных за тысячелетия существования цивилизации, довольно значительный процент опыта подлинного. Более того, я предпочитаю не принимать или отвергать все это формально-логически, по вашему принципу: “а докажите-ка мне, а я пока в зубах поковыряюсь”, а самому двигаться навстречу этому опыту, испытывая его собственноручно и собственнодушно. Именно так, кстати, и действовали настоящие ученые, прививая себе инфекционные болезни, проходя инициации в первобытных племенах и т. д. Собственный опыт – единственный путь к признанию опыта другого.

Сб, 18 май, 2019 00:06 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452egovoru

“Эксперимент физика должен подлежать независимой перепроверке, тогда как глубоко внутренний религиозный опыт настолько же уникален, насколько уникален человек”

Что автоматически выводит теологию из наук 🙂 Чем теология отличается от религиоведения, мне понятно, но вот чем она отличается от религиозной философии?

Сб, 18 май, 2019 20:05 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

Помилуйте, а какая независимая перепроверка может быть в филологии, например?

Один филолог утверждает, что творчество Пелевина – постмодернизм, другой – на тех же текстах и примерах, что – магический реализм. Пригласить третьего? А он скажет, что это вообще фантастика. Заставить голосовать? Но так наука не делается 😉

От религиозной философии – наверное, большей привязанностью к определенной конфессии, поскольку конкретность конфессии важна для конкретности религиозного опыта. Но, конечно, точное разграничение невозможно, как впрочем, и во многих науках.

Сб, 18 май, 2019 20:15 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452egovoru

Филология тоже в значительной степени не наука. Мне кажется, мы напрасно называем словом “наука”, то, что должно называться “область знания” или “академическая дисциплина”. Те, кто говорит о философии, математике, теологии и т.д. как о “науках”, видимо, хотят подчеркнуть рациональность этих занятий, а то и просто придать им авторитет, который еще имеет слово “наука”. Мне кажется, этого делать не следует, потому что способ, каким развиваются эти дисциплины, совсем иной, чем у собственно “наук” (экспериментальная проверка гипотез).

“большей привязанностью к определенной конфессии”

У меня сложилось поверхностное впечатление, что “теологом” называют верующего религиозного философа, в то время как просто религиозный философ может быть и атеистом. Впрочем, нет: в последнем случае его будут называть “философом религии” 🙂

Сб, 18 май, 2019 20:36 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

Мне уже сказали, что в английском словаре science обозначают только естественные науки, а для гуманитарных что-то другое забронировано. Я не в курсе даже. А вы?

Я знаю, что в немецком это классическое различие Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften, то есть наук о духе и наук о природе. Поскольку немцы очень долго были законодателями науки в Европе, я им вполне доверяю. Но и спорить не хочу. Можно назвать и “областью знания”. Тогда пусть философия, филология, теология будут областями знания. Надеюсь, это не лишь повод для того, чтобы естественники почувствовали себя значительнее? ))

Проблема в другом – в нашей науке все больше крен в сторону изучения внешнего мира, а не внутреннего. И даже внутренний, то бишь человека, сейчас изучают все больше внешними средствами, “электродами”, так сказать. Это все, конечно, нужно, но и про другой подход забывать не стоит. Иначе наша лодка слишком опасно накренится… Вот для чего теология нужна, а вовсе не для того, чтобы доказать обывателям бытие бога, каковое бытие уже лет как триста доказывать (или опровергать) считается моветоном.

Сб, 18 май, 2019 21:10 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452egovoru

“Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften, то есть наук о духе и наук о природе”

На мой взгляд, более важна разница не в предмете, а в методе. Хотя, действительно, “естественно-научный” метод (экспериментальная проверка гипотез) далеко не всегда можно применить в гуманитарных дисциплинах, но мне кажется, такие области, как психология и социология от этого очень выиграли бы (собственно, они и выигрывают). Что, разумеется, не означает, что надо только этим методом и ограничиться: метод, как понятно, определяется родом задачи.

“Вот для чего теология нужна, а вовсе не для того, чтобы доказать обывателям бытие бога”

Я не отрицаю нужности теологии, я только думаю, что не стоит называть ее “наукой”. Мне кажется, теология – это раздел философии, и все доводы, которыми мы пытаемся объяснить нужность философии, применимы и для теологии.

Сб, 18 май, 2019 21:18 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

На мой взгляд, более важна разница не в предмете, а в методе.//

Верно. Первый же философ, кто отчетливо выделил науки о духе – Дильтей, определил и особенность их методов. Это не анализ, а герменевтическое понимание. Об этом много немцы в свое время понаписали ))

все доводы, которыми мы пытаемся объяснить нужность философии, применимы и для теологии.//

Соглашусь. С той печалью, что, оказывается, нужность философии нынче нужно “объяснять”.

Сб, 18 май, 2019 21:20 (UTC)
userinfo_v8.svg?v=17080?v=452egovoru

Почему “с печалью”? Разве задумываться, “почему сие важно в-пятых”, не в обычае философа?

Сб, 18 май, 2019 21:24 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

Боюсь, нынешнее торопливое общество до “в-пятых” ждать не станет, вместе с теологией в мусорную корзину сметет.

Сб, 18 май, 2019 20:13 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

Что вы тут за бред изволите писать?

Какие критерии Поппера, в филологии, например? Как могут быть фальсифицируемыми или нефальсифицируемыми утверждения философов, например, “язык – дом бытия” Хайдеггера? Сфальсифицируйте мне это, даже интересно поглядеть. Впрочем, можете не утруждать себя, Карнап это уже пытался проделать, лишь продемонстрировав перед миром свою глупость. А вы ведь, полагаю, даже не Карнап.

Конечно, дай вам волю, вы бы из университетов всех философов повыгоняли, заодно сомнительных филологов и прочих литературоведов. Занимаются какой-то выдуманной ерундой, нет чтобы паровозы чертить! Проходили мы уже это при большевистском режиме, но ничему, видно, история не учит. Отсюда и деградация, а вовсе не от теологии. Теология была и остается почетнейшей дисциплиной в ведущих университетах Запада – но Запад, вестимо, загнивает и деградирует, так же по-вашему?

Edited at 2019-05-18 20:14 (UTC)

Сб, 18 май, 2019 20:27 (UTC)
1512?v=1416213861hyperboreus

Сорри, но в этом журнале неучам слова не дают.

История появления понятия

Когда возникла теологияВ Греции античных времён термином «теология» обозначали различные проявления: систематизация мифов, генеалогический язык богов, мысли о неподвижном перводвигателе мира и другие явления.

Августин, дал определение, что такое теология – это теория, дающая объяснение о Боге, речь о божестве. Ранние теологи выдавали свои умозаключения как универсальные, обоснованные на нормах и правилах жизни. Излагалось всё философским категориальным языком.

До Средних веков Афиногор Афинский продвигал триадологию – принятие и описание Пресвятой Троицы. Первым богословом Ориген назвал Иисуса Христа – Сына Божьего, который сам положил начало триадологии. Вторым, говорящим с пониманием о божественном, принято признавать «благоразумного разбойника».

Богословие от начала развития Церкви зафиксировано в Новом Завете. Философы много разных мыслей взяли из Закона Моисеева. Саму философию принято называть ступенькой в осознании веры и божественного, через её аргументы и доказательства. Для истинно верующих сказанное Спасителем не требуют доказательств.

После взятия Рима в эпоху Вселенских соборов церковные отцы пересматривали и переосмысливали античные трактаты и стремились пересказать понятным простым языком основы веры христиан. Часто им приходилось использовать риторические и философские определения, приёмы и методы. Философы для людей тогда были, что пророки для иудеев.

После эпохи гонений на христиан эти каноны церкви были противовесом возникающей ереси, такой как арианство, гностицизм, монтанизм, манихейство.

Первый Вселенский собор в 325 году отделил христианство от иудаизма. И в те времена многие общественные деятели защищали вероучение о Боге, выпуская свои труды и постулаты. Что же при этом называют теологией?

Теология в то время была по своей сути авторитарна, то есть отвергающая всякую вольную трактовку, принимающая «слово божье» некритически как недостижимые разумом «истины откровения». Жёсткая позиция наблюдалась именно в католицизме.

Определение теологии в настоящий момент

Теология в наши дниТолько в XV веке наметилось сближение теологии и православного богословия.

В русском языке, в России и других восточных странах этот термин не прижился, точнее, отражает суть явления понятие богословие. Запад в основном развивал теологию.

Язык у каждого при этом сформировался свой, понятийный аппарат свой, в фундаменте мысли уважаемых авторов. В итоге в начале XX века слышать и понимать друг друга перестали.

Сейчас в России уже есть специальность «теология» или «филолог со знанием основ теологии» на некоторых кафедрах вузов.

Таким образом, что такое теология определение – это совокупность наук или религиозных доктрин, которые раскрывают сущность и действия Бога, развитие вероучений во времени, культурное наследство религий (искусство, архитектурные памятники, письмена, религиозное образование и исследования), религиозное право, отношения между учениями и различными организациями. Предмет теологии – исторический опыт человечества в религиозном понимании.

Богословие – учение о Боге, основанное на Откровении, самом божественном Слове из сакральных текстов (иудаизм – Тора; христианство – Библия; ислам – Коран). У человека веры происходит поиск лика Божьего. У теолога – рассуждения о нём.

Смысл для человека заключён в методологической проработке истинности божьих слов разумом, который имеет веру. Для атеистов он в систематичности изложения, толкования и защите идей об абсолютной реальности, и обосновании правил и норм жизни.

Истинный смысл понятия можно увидеть только в монотеизме, в котором Бог лично обращается к каждому.

Теология – это объединение доктрин разных религий о сущности и действии Бога. Она принадлежит полю религиозной мистики, но может существовать и вне её. Христианство дало исключительно своё содержание теологии и разработало методологию.

Виды и направления

Традиционные доктрины, интерпретирующие сущность и бытие Божье, выражаются в феноменах теологических вероучений.

Различают теологию:

  1. Какие есть виды теологииФундаментальную или системную (системная интерпретация и объяснение догматов и апологетов, сравнительная теология, экзегетика, социальная теология, экклесиология);
  2. Историческую (церковная археология, история церкви, библии, рефлексивная метаистория);
  3. Нравственную или практическую (концепция о личном спасении);
  4. Пастырскую (прикладные аспекты культовой деятельности: теория богослужения, проповедования, методики адаптации).

Развитие концептуальной системы теологии в настоящее время является разветвлённой и достаточно законченной. Она характерна для классических вероучений современности: христианство, иудаизм, ислам.

Её рассматривают по направленности:

  • Нормативная; сами положения из Святых писаний (Библия, Коран,Тор), само Слово Божие. У основания Иисус Христос и апостолы. Святые Отцы придают текстам завершённый вид. Особенно она почитаема единоверцами.
  • Деривативная или выводная; комментарии богословов с присущим философским подходом. Это, по сути, субъективные размышления верующего человека о Боге. Выводы этой теологии самые доступные для понимания людям любого вероисповедания. Она может родиться в лоне отдельной церкви.

Теология в духовном христианском образовании

Христианское образованиеВо всех странах стали появляться богословские школы, училища и факультеты не только в вузах, но и при храмах, монастырях. Часто и светское и духовное обучение имело теологию или богословие отдельным учебным предметом.

В XVIII веке стало явно видно два направления развития обучения: монастыри, продвигающие наследие Древней Церкви, и духовные школы, которые развивались под влиянием католической схоластики и протестантского рационализма.

Духовное образование на современном этапе проходит своё реформирование, интеграцию в европейское, российское и научное пространство. Цель – повышение качества духовного образования.

Это образование можно получить, пройдя три уровня: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Докторантура даёт звание «Доктор богословия» в России и «Доктор теологии» в европейской классификации.

Теология в обучении включает в себя учебные предметы о: Святой Троице, ангелах, трехе, зле, природе и лице Иисуса Христа, спасении, церкви, иконе, таинствах и последних судьбах мира.

Исторический ракурс открывает церковная археология, византология, история библейская, развитие древней Церкви, поместных церквей и РПЦ. Догматика и Апологетика, Сравнительное и Пастырское богословие, Нравственное и Библейское – содержание христианского обучения.

Теология непохожа ни на одну науку, в ней нет единообразия. Она всегда выступает надстройкой над монотеизмом. Она двойственна и выполняет функцию посредника между самой религией и светской философией.

Теология позволяет провести ревизию постулатов любой религии, поэтому молодые направления в религии старательно защищаются от неё.

Она достаточно древняя, но всё же открытая наука, ориентирующаяся на родственные её культуре концепции и мироотношения. Она благополучно обогащается этими новообразованиями. Теология, философия и религиозные традиции постоянно взаимообогащаются.

1.

, .

, , , .

( ).

, , . , , , . – , . , “” . , – , , .

, -, , ” ” , . . , , .

, , , “” . , .

. “-” . , . . ” “, , “” “” . – , .

, , “” . , . , , ” “. .

, . , .

, , , . . .

“” , , , . — , , – .

, . , ” “. , .

. – . , , .

, – . ” “, . , . , .

Что это за наука

Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») — он состоит из двух частей:

  • «theos» — Бог;
  • «logia» — высказывания или изречения.

    Что такое теология и что она изучает?
    Теология, или богословие, буквально означает «изучение Бога»

На основе этих слов и выводят значение термина — наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного. Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие — «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

В богословии используются различные методы анализа:

  • эмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

    Что такое теология и что она изучает?
    Для богослова в его познавательной деятельности первичен Бог

Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

Важно! Изучение теологии, прежде всего, направлено на познание религиозных традиций Церкви, что способствует лучшему пониманию всех происходящих в ней событий.

Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

2.

. , -, ; , ; -, , .

– , , , , .

– , , , . , , . – .

, , , . – . , .

В широком значении

новая теологияТак как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.

Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.

Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.

Интересно! Антарктида: церковь в честь Святой Троицы в Антарктике

Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.

Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике. Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи.

Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение. 

Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.

Интересно! Почему акафист Ангелу Хранителю нужно читать по понедельникам

3.

-, – – . – . , – .

– . – , , , . .

– . – . , ” ” ” “, , , – .

, . . , – . , , .

, – . , , .

. , , , . . – , , – , .

– , , . .

, , , ” ” .

, , .

– , . , .

, ” “.

*. , .

. , .

, ” ” , . , , , , .

. , -. , .

, , . , , , ” “, ” “, ” ” . , , . .

* , , , IV. , .

, , , .

, , . :

, – .

, , – . , . , . , , , , – .

“” , “” .

, , . : , .

4.1. . , -, ; , ; -, , .

– , , , , .

– , , , . , , – . – .

– , . , , . . , . , : , .

– . , , , , .

, , , – .

– , .

, . – .

4.2. , . , – , .

4.3. , , – , , , .

, . , .

, , , , . XVII . ( 1613 ., . 1656 ., ) .

– . , – ” “.

– . , , “”.

:

-, , , ; -, () , . .

-, , . ” ” (Ipsum esse). .

, – , . , . . .

4.4. , , , – .

. “” , “” . , , , “” . , , – , , , , . , ” “. .

, , . , , .

, ” 1′, . , – – , , , . – – . , ” “, .

, , , , , , . – .

4.5. , , .

, , . . – , .

, , , , . , , “”, , , . , , -, . , , .

, , , . , . , , . . . , . , , .

, , . . – . , , .

, . . , , , . , .

, , . *.

4.6. , , .

, , , , . , , , , , , . , , , . . .

, , . . , – -, , , , . . .

4.7. , .

. , , , . , , , , , .

, . , , , , .

Великий раскол

Разделение христианства в период раннего Средневековья на православие и католицизм стало толчком к образованию новой науки по изучению Святого догмата.

Таковой стала «новая теология», задачи которой направлены на исследования Нового Завета в рамках католицизма.

Следует отметить, что данная область знаний до сих не определяется как отдельная школа или наука. Ведь как мы знаем, католицизм – течение в христианстве, которое характерно строгостью и бескомпромиссностью.

Потому в рамках новой ветви науки не принято задаваться лишними вопросами – на истины, которые изложены в Библии, смотрят как на единственно верную догму.

Место и роль теологии в православии

Как уже было сказано выше, главной задачей теологии является формирование культурно-религиозного сознания у населения. И именно поэтому важно иметь в лоне Церкви образованных богословов, которые могли бы помочь православному христианину лучше понять церковную организацию и прочие важные процессы.

Как известно, священник не может занимать сан, если не получит хотя бы минимального духовного образования, в которое обязательно входит изучение теологии. Именно эти знания помогают правильно подходить к совершению таинств, осознавать и разъяснять важные догматы Церкви прихожанам. Необразованность влечет за собой страшные последствия — сомнения, критику Бога и ересь.

У людей множество вопросов как к Господу, так и к церкви. Ежегодно происходят тысячи катастроф и стихийных бедствий, и вопросов у людей становиться все больше. И сегодня они уже не удовлетворяться объяснением «Это воля Божья» или подобными поверхностными ответами, которые созданы лишь для того, чтобы отделаться от человека. Сегодня необходимо давать четкие научно обоснованные ответы, и теология для этого отлично подходит, поскольку в процессе ее изучения все эти вопросы неоднократно поднимаются.

Теология в различных религиях

Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни.

Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».

Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.

Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.

Интересно знать! В эпоху Ренессанса наука о Боге окончательно разделилась на две ветви. Первая продолжала изучать Божье слово, в строгом соответствии с христианскими канонами. Вторая же стала отправной точкой для формирования отдельной философии.

С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.

В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.

Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.

Важно!В чем смысл заповеди «не сотвори себе кумира»

Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом.

Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.

Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.

В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.

Познавательно!Для чего нужна красная нить на запястье: значение в христианстве

Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.

1.

1.1. , , , .

* .

, , . . . , , . , , , , , .

, , . . , , , , .

, ” ” , . . , , . ” ” , “” , “” .

, , , . , , .

, , , .

, , . , , , . , ” ” . , , . .

, , ; , , . .

, . , ” “. , .

, .

1.2. , , .

, , . , , , , . , , , , .

. , , . – , , , .

, – , . , , , , , .

1.3. , .

. , , . , . ” , – , , , – , , , – . , , , , “1.

, – , . . . , , . .

, . , , .

– : – .

.

Обучение и трудоустройство

теология кем работатьКто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом?

Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.

Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.

Интересно знать! Работа для настоящего теолога – это исключительно саморазвитие и открытие новых знаний. Именно расширяя свой кругозор, он становится лучшим специалистом и может все свои знания передать прихожанам/ученикам. Более того, быть теологом – значит быть человеком, который знает практически все в области гуманитарии, начиняя от истории и философии, заканчивая геополитикой и филологией.

Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут:

  • Ученый или священник. В наше время эти два понятия практически идентичны, если речь идет о теологии как о науке. Только первый трудится в университетах, получая звания аспиранта, доцента, профессора, доктора наук, а в конце, возможно, министра образования. Священник же трудится в храме, начиная от простого диакона и заканчивая архиереем или патриархом.
  • Преподаватель. Понятие данного термина весьма обширно, и ограничивается оно не только стандартными учебными заведениями, такими как школа, техникум или вуз. Теолог может работать преподавателем при военной части, в госпитале, в исправительных и реабилитационных заведениях, в специализированных школах.
  • Переводчик-консультант – отличная работа для современного теолога. Речь идет не о таких переводчиках, которых сейчас весьма много, знающих английский, испанский, немецкий, а о таких специалистах, которые ориентируются в редких и мертвых языках. Это латынь, церковно-славянский, древнегреческий, арабский (если говорить об исламе). Нередко различным издательствам, авторам и прочим деятелям искусства требуется консультация профессионала в данной сфере, которая весьма недурно оплачивается.
  • Искусствовед-экскурсовод. Это современные специалисты в области науки о Боге. Кем работать – решать вам, исходят из собственных предпочтений и возможностей. Если вы устраиваетесь искусствоведом, будьте готовы проводить дни в музеях, на выставках и прочих культурных мероприятиях, рассказывая людям о различных экспонатах. Для экскурсовода важны не только знания в области предполагаемого маршрута, но отличное здоровье.

Новая теология

В некоторых современных контекстах проводится различие между той теологией, которая рассматривается как связанная приверженностью к требованиям религиозной традиции и теологией, занимающейся религиозными исследованиями.

Религиозные исследования включают изучение исторических или современных практик или идей этих традиций с использованием интеллектуальных инструментов и структур, не связанных, с какой-либо религиозной традицией и которые обычно считаются нейтральными или светскими.

В контексте, где «религиозные исследования» в этом смысле сосредоточены, первичные формы обучения включают:

Кафедра теологии существует в МИФИ

  • антропологию религии;
  • сравнительную религию;
  • историю религий;
  • философию религии;
  • психология религии;
  • социологию религии.

Специальность теология

В наше время эта профессия пользуется большим спросом, чем когда-либо. Стихийные бедствия, эпидемии и войны, вызывают жажду ответов на актуальные вопросы. Независимо от того, регулярно ли эти люди курт фимиам перед грязной позолоченной статуей, надеясь, что их добрые дела затмевают их злые, или их работа длится двенадцать часов, тщетно пытаясь расплатиться с закладными, массы людей чувствуют себя пустыми, виноватыми и одинокими. Вот почему специальность теолога востребована, даже если она не такая популярная, как в прошлые века.

Теология — очень обширная область, и многие богословские специальности, требуют интенсивного изучения, аспирантуры или сертификации в другой профессии. Цель стать проповедником один из самых распространённых карьерных путей для тех, кто преподаёт теологию. В зависимости от размера и местоположения церкви описание этой работы может широко варьироваться даже в одном наименовании. Существуют и другие различия между различными конфессиями.

Зачем изучать теологию

Теология сегодня присутствует как отдельный факультет во многих учебных заведениях, а также преподается как отдельная дисциплина на смежных специальностях и курсах. Она позволяет студенту осознать множественность мировоззренческих подходов, которые формируют вселенское пространство.

Кроме того, изучение традиции Церкви сегодня принципиально важно, поскольку имеет место очевидная культурно-историческая значимость как Русской православной церкви, так и русской культуры в целом.

Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения. Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции.

Что такое теология и что она изучает?
Основная цель богословия — привести человека к живому общению с Богом

Знание истоков Церкви и ее традиции позволяет не только лучше понимать всю организационную ее структуру, но и разбираться в предпосылках и последствиях тех или иных религиозных процессов. Это не просто некая философская дисциплина, богословие имеет сегодня практическое применение и позволяет богословам решать современные проблемы, а также изучать возможные способы толкования и понимания мира.

3. –

. – , .

– . – , . , , , , . III, – .

– , . , .

, – , , . – , .

3.1. – .

, – . , , -, , -, .

3.1.1. , , , .

, . – , , .

– . . , , , , . , , . . , . .

– , , , .

– – . , . , , – , , .

, – , , . – ” ” ” “.

3.1.2. – – .

, . ” ” , , , . .

, ” “, . . . ” , – , – , , – , . , , , . , , “6.

, – “” , “”.

3.1.3. – – , . . .

-7.

. . , , , , , . , , .

, , , . . -, – ; -, ; -, .

, , . . ” “, . , – “”.

, ” “. , . , . , . ” , , , , , , , , , , “8.

“” , ” “, .

, ” ” , . , . – .

“” “”, , , – . “” , . , . , “”, , , , “”.

, “”. . “- ” , “”, , – , . , , ” “. “”, , .

, , , , . , , .

3.2. – .

, . – .

3.2.1. – .

, , ” “. – , .

. “” -, , .

, – .

, ” “, , – , – . , , , . , , , , , , . , , ” “. “” , , . , , , , . “”. ” , , , , “9. ” – ” – .

, , ” “. “” “” ” “. , ” “. , .

, .

Pages:

  |

|

2

|

3

|

4

|

5

|   …   |

6

|

:

[Yanko Slava]( Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru 1 : ( Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || : http://yanko.lib.ru/gum.html || – update 15.05.07 . / . . .. . .: , 2001 ( …

, , : . 6070- XX . , , , ( ) , …

111601 : .., . : , , ; ; …

: ? , – 2000 159.9 88 59 : .. , , , , …

: Paul M. Tulkens, , * , , http://www.facm.ucl.ac.be INSPIRATION : 6 2013, , Sylviane…

: ; ; 2009 ISBN 978-5-94966-211-3 , , , , , , , , , , . …

. Klitenic Wear S., Dillon J. Dionysius the Areopagite and the Neoplatonist tradition: Despoiling the Hellenes. Aldershot; Burlington (VT): Ashgate, 2007. (Ashgate Studies in Philosophy & Theology in Late Antiquity). XIII, 152 p. : : . – . . , -…

( 11-119-2008) 9 2011 23 86.374 78 : , , : , , 78 …

2005 , . 2007 . .., .., .. , , : ( ) .. 2 .. .. …

: No 4, 2004 . . . 1 , bdoktorov@worldnet.att.net , . …

.., .. : () , …, , , sedok@mail.ru, http://an.ifel.ru () , -, 2010 1 .., .. : 1. . …

( ), , 2009 , 24 2008 142/1049-5. .. .. : …..

– 2009 1 3 – 6 – 7 – ( ) 8 – 9 – 10 – 14 – 15 – 17…

, 7, 2008, C. 75-85 : : . . , . . – , . . – , . (.. 1917 .) , – …

. . , . . , . : 2007 . 1, , , , , , . , , , , …

( – – ) , , . ,…

˨ : – 22.00. 06 – 2012 1 .. , : …

37 2010-2011 , – – . . , . 2010 75- , 37 , …

1. 1.1. , , , . , …

. . 1(3). 2012, 1433 1812 . – 1812. ( 200- ) – , XIX ., , 1812 . . :…

Теология будущего

В мире происходят, с одной стороны, мощные тенденции по унификации и глобализации, что неизбежно приводит к мощному взаимопроникновению культур. С другой, медленно наступающая эпоха метамодерна толкает людей на поиск своих корней и путь «духовного аристократизма». В этих условиях и государству, и Церкви нужны специалисты, способные на понятном языке говорить о Боге. Как ни парадоксально, растет и интерес к церковной культуре древности, истории, письменным источникам и их пониманию. И здесь теологи вновь могут прийти на помощь. Исчезающие носители древних церковных традиций, такие старообрядцы или амиши, представляют высокую ценность в сфере этнорелигиозных исследований.

Что такое теология и что она изучает?

Типичный homo economicus вряд ли сразу сообразит, где в современном мире может работать теолог. И тем более – найдет ли он для себя место в мире будущего?

Уже сейчас для теолога предлагается широкий спектр специальностей: преподаватель, проповедник, сотрудник СМИ, эксперт, катехизатор и миссионер. А что может ждать теологов в будущем?

Не исключено, что в крупных корпорациях, в том числе и в России, может появиться советник по нравственности. Да, человек, который на христианских принципах помогает формировать миссию компании, ее ценности, выступать в коллективе проповедником высших человеческих идеалов.

В сфере медиа теолог может найти себя в образовательных интернет-проектах, создавая интересные спецкурсы по широкому спектру тем православного христианства. Области научных исследований древних текстов или современных религиозных тенденций только приобретают свою актуальность. Христианские эксперты будут востребованы как в СМИ, так и в госучреждениях.

Теологи будут этакими начетчиками XXI века: высокообразованными мирянами, на которых, возможно, выпадет ответственность по укреплению приходских общин и созданию новых.

Поскольку метамодерн ознаменовывается эпохой поиска Бога, теологи будут востребованы в сфере искусства. Можно сказать, что роман Евгения Водолазкина «Лавр» в некотором роде – новый шаг богословия в художественной литературе.

Тотальная автоматизация и секуляризация мира неизбежно вызовет (уже вызывает) внутренний надрыв в человечестве, разочарование, стремление к социальной перезагрузке и дауншифтингу. Наряду с урбанизацией и роботизацией будут активно формироваться экофутуристические общины будущего, с большой долей вероятности – религиозного характера. Теолог станет связующей нитью светской, но ищущей части общества с Богом. Главное, чтобы выпускники профильных специальностей соответствовали учению Христа и несли свет миру, научая все народы правде Божьей.

Критика

Существует древняя традиция скептицизма в отношении теологии, за которой следует более современная и атеистическая критика.

Возможна ли аргументированная дискуссия о божественности, которая уже давно является предметом спора. Протагор, ещё в пятом веке до нашей эры, который, как считается, был сослан из Афин из-за его агностицизма о существовании богов, сказал: «Что касается богов, я не могу знать ни того, существуют ли они или не существует. Какую бы форму они ни имели, есть много препятствий для познания: неясность предмета и краткость жизни человека».

Чарльз Брэдлоу считал, что теология мешает людям достичь свободы. Он сказал, что современные научные исследования противоречат святым писаниям, поэтому Писания должны быть ошибочными.

Роберт Г. Ингерсолл заявил, что, когда у богословов была власть, большинство людей жили в лачугах. По мнению Ингерсолла, наука, а не теология, улучшали жизнь людей.

Подведем итоги

В наше время теология приобретает куда более широкое значение и значимость, нежели в более ранние годы. Возрождается религиозное наследие страны, реставрируются культурные памятники, придается большое значение религии и духовности в мире.

Поэтому теолог – профессия будущего, которая пока что, возможно, кормит плохо, но буквально через 5–10 лет может стать одной из самых престижных.

Полезное видео: Что такое теология?

Источники

  • https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-teologiya-i-chto-ona-izuchaet.html
  • https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/teologiya-eto-ili-kto-takoj-teolog-i-chto-on-izuchaet.html
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-teologiya-i-chto-ona-izuchaet.html
  • https://religiya.guru/osnovy-religii/nauka-teologiya-chto-eto-takoe.html
  • https://media.elitsy.ru/otvety/teologija-professija-budushhego/

[свернуть]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...