Значение и виды коммуникации в психологии

1

Общение

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

  • Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
  • Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
  • Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
  • Координационная. Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
  • Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
  • Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
  • Установления отношений. Функция закрепления места личности в социальной среде.
  • Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.
Основные стороны общения в психологии: особенности и значение

Основные стороны общения в психологии: особенности и значение

1.1

Коммуникация в молодежной среде

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

  • Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
  • Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
  • Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
  • В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
  • Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
  • Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
  • Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
  • Не идут на контакт с неприятными для них людьми.
Характер в психологии: определение, виды темперамента и типы акцентуации

Характер в психологии: определение, виды темперамента и типы акцентуации

– . , , . – , , .

. ,

, , , , .

— , .

: ; , , , , , ; .

:

1. — , , . , , , , , — . , — .

, , .

, , .

, . . , . . .

, , , , .

:

( , . .) .

, .

.

, ( ), .

( ) , , , , .

, .

, , .

– , — . , – , , .

. , ,

— , . — , . , . , , , , .

— . : , ( , ). , .

:

) — , , , ;

) — , , , ( , ). , , ;

) , , ;

) , , : ;

) , . . ;

) : , , , . .

) . :

1) — ;

2) -;

3) ( ) — ( ). — . — , , .

:

1) ;

2) , . , ,

( , ). — , , . — , , , , , .

:

1) — , , (, , , , . .) — , , , , . , , .

, : , — , — . , .

– , , .

, , , , , , .

, , , , , . , , , , , , .

, (, , , , . .) .

. , . . , , , ; ,

.

: 1) , — ; 2) , — , ; 3) — , .

:

1) — , ;

2) — , ;

3) — ;

4) — , ;

5)

6)

7) .

, — , , . , .

— . — .

– , , – , , , , , ;

;

, ;

;

– ;

, ;

;

;

;

;

– .

, , , ;

;

;

;

;

, , ;

— .

: , , , ; , , , , .

, :

) , . . , ;

) , . . , , , ;

) ;

) , ;

) , ,

, ;

) ;

) , ;

) , ;

) , .

:

) – ;

) ;

) ;

) ;

) . .

, .

, – , : ( — , ) () . , , , . :

,

, .

:

1. , ( ). , , , , , .

2. : (, , ), (, ), (, ), (, ), (, , ), , . , , , .

3. : , : , , , , .; — ; — , — -, — .

, — 7 %, — 38%, — 53% ( , ). :

; — , — , : , , , .

: , , , , .

: :

(15–45 ), , , , , , . , : , , . ;

(45–120 ) – , ;

(120–400 ) , , , , ;

( 400 ) — , .

— , , , . 70 , . . , , , . , , ( ), 1/3

.

: , , ; — ( ), ; — , — . , ; — .

, , , , , — : , , , , , , , , . . , : , , , — , , . , . , ; , , , . , — .

, , , , . 5 :

– — : ( ), , . . ( ); — ; -(-); , . . , .

– — , -. , , , .

– — . , — , — .

– — , . ) , ;

) , ; ) , – , (, . .).

5. — , .

: , , , .

, , . , . : ( ); ( ); , , .

:

— ; ; – . ( );

— ; ;

— ; ; ; , .

— — , ; , .;

— — ; ;

— — ; ; ; .;

– — ; .;

— , , .;

— — , , , , -; , .

( , , , , – .) .

1

, .

: , , .

: , , , , , , .

— , , .

— , , , , , .

— , , , , , , ; – , , , – .

— , , .

: , , , , , .

: , .

: ; — , , .

: , , , , ; , .

:

0 6, , ( , ); , , 0, — 1, , , — 6. 10 ;

: 30 10 . , . . . 30 , , .

, . , 1–2 , , . , ,, , , . . , , .

1. , , . . , , .

, .

, ( , , , , , .

. , .

, .

2.

, : ( .. : )

– , ?

?

, ? , ?

, ?

, , ?

– , ?

, , ?

, , : , , , . . : , , , . .

ܻ

, , : (2 ), (0 ), (1 ) .

. ?

, ?

, – , ?

, , . , ?

?

, ?

, ?

, 10 . ., ?

, , , ?

, , . ?

— , … , ?

– ?

, , , , ? ?

, ?

– , ?

, ?

:

30…32 — , , .

25…29 — , , , .

19…24 — , . , , . .

14…18 — . , . , , , .

6…15 — , , -, , , . , . .

5 — , , , , . , . .

, : () () .

.

, , , .

.

, – , .

.

-.

, .

, , .

, .

10. , .

1, 5, 7 .

: 0…3 — 4…6 — 7…10 —

, , . ! , .

, ; , , .

, , – , , , – , , . , : , , , .

( ), , . , .

5. – , , ( ). , . .

6. ( , , ), , , .

7. : ( ), .

? :

1. . , , , .

, . .

, , , , . , , , 99 100, , . . .

, , .

, , , .

, , ( , , , , , , , , ).

, .

, , . . : , . : , , , , , . . , . , .

9. ( , , ). , , . , . , , .

, .

, ; ) , ; ) , ( , ); ) (, , ), . .

3.

: 1. . , , , . – , : . . , , ( ). , – : . ( ) : ; ( , ); ; ( ) ; , , ( , – , , . .). , . , (, ) . . , . : , , — , , . , .. , ( ) ( , 2–6). 1 — ; 2 — ; 3 — ; 4 — ( ); 5 — ; 6 — ; 7 — – .

, , . ; , , … , , : , , , . , . . : ? ? ?.

4. —

: , — , , , (, , , . .) , , 3–5 . : ? ? ?

5.

: , , , , , .

: , , – , . .

: , , , , , , , . , .

— , , – (, , , . .), , . . , , .

2.

. . : , , , .

. , , , , .

.

-, . (). – — , , , , , , . ( , , , , , ) . , .

( + = ). , . , , . : , , — , . , . , . , — , , . , (), . , , , , .

, , , . , () — . – , , , , .

, ? . , . : , , , . , , .

, – , , , . 60 . , : . – : , , , , . . , .

, – , . ; , , . ^ , . – : , , , , . .

, -. : , , , , , , . .

— — , , , , , , . , : , , . .

:

1. . , . — , , . : 1) ( );

2) , : — , , — , . . , , . , , . ;

3) : : , ?,

4) : , . , , . , , : , , . , , , .

. , , , . , , . ,

, . . : ( , , , , ). : , , , . — , , , . , . . . . , :

( , : , , , , .

, . . . , : ,, — , , . . , , , , , , .

, . . , . (, , : , : ? : , -.)

, , , . . , .

. — , . — -”

  • . . . . . , .

    [31,8 K], 27.10.2010

  • . : , . . , . , , .

    [29,7 K], 08.02.2011

  • , , , . – . . : , .

    [56,5 K], 19.07.2011

  • : . . . . , . . .

    [264,4 K], 09.06.2008

  • , . , . .

    [17,4 K], 13.06.2012

  • “”. , ” “, ” “, ” “. : . .

    [37,2 K], 23.05.2007

  • : , . : , , . , , .

    [995,1 K], 28.10.2014

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Понятие и суть

Коммуникация или общение — взаимодействие с социумом, осуществляемое через речевые, неречевые средства. С их помощью люди обмениваются информацией, опытом, способностями, умениями.

Коммуникативная психология изучает средства коммуникации — вербальные, невербальные. Разные средства общения комбинируются друг с другом, чтобы передача информации была максимально эффективной, но далеко не каждый человек может продуктивно общаться с окружающими.

Поэтому психологи постоянно изучают способы коммуникации, возможные проблемы, разрабатывают методы развития навыков общения.

Средства невербального общения

В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.

За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.

Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.

Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев.

Пример невербального общения

В одном университете на занятиях психологии провели эксперимент. Аудиторию, которая состояла из женатых пар, разделили на две группы по половому признаку и давали просмотреть видеозаписи различных вариантов плача младенцев. Затем попросили объяснить их значение. Большинство женщин, у которых были дети, безошибочно расшифровали их (голод, мокрые пеленки, боль и т.д.), в то время как мужчины не видели в вариантах плача особого различия. Это позволило сделать вывод, что женщины, как более чувствительные и наблюдательные, легче интерпретируют невербальные жесты. Мужчинам это сделать труднее, им нужна конкретика, а не всякие там сентиментальные переживания. Конечно, встречаются и исключения.

Этот случай еще объясняет тот факт, почему сильному полу бывает сложно сказать неправду своей жене, которая будто читает по глазам реальное положение вещей.

Теория психологии общения. 

Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны.

а)    Коммуникативную сторону – как обмен информацией;

б)    Интерактивную сторону – как взаимодействие;

в)    Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.

Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».

Выделяют следующие виды коммуникации:

  1. Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
  2. Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
  3. Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
  4. Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.

Необходимость в передаче информации

С помощью взаимодействия друг с другом люди стараются обеспечить для себя более удобную и легкую жизнь. Например, человек может о чем-то попросить у другого, пожаловаться на ту или иную ситуацию, а также получить для себя полезную информацию.

Используя различные виды коммуникаций, люди обмениваются находящимися в их распоряжении фактами. Подобное направление имеют социальные и массовые, маркетинговые и невербальные, деловые и многие другие типы общения.

В процессе разговора люди могут занимать по отношению к своему собеседнику различные позиции. Именно поэтому характеристика вида коммуникации будет зависеть от того, какие роли выбирает для себя человек. Так, диктатор не может не обращаться со всеми свысока. Его высказывания отличает командный тон, бескомпромиссные решения и издаваемые приказы. Что касается его собеседника, то для создания идеальной пары он должен быть податливым, подчиняющимся, тихим и поддающимся влиянию. Если же люди меняют свои позиции или не стремятся играть отведенную им роль, то в таком случае в процессе беседы непременно возникают споры.

Используя различные виды коммуникаций, люди в общении подстраиваются один под другого. Так, один и тот же человек с одними собеседниками разговаривает командным голосом, с другими он дружелюбен, а с третьими предпочитает и вовсе молчать. Все дело именно в том, каков он, этот второй человек. В том же случае, если кто-то общается со всеми людьми одинаково, то собеседники будут подстраиваться под него.

Помимо этих можно привести еще множество видов социальной коммуникации. Все они будут находиться в зависимости от характера и привычек, желания и цели, навыков и положения человека в обществе, а также страхов, комплексов и иных аспектов, имеющихся у каждого собеседника.

Позиции партнёров в общении.

Нулевая позиция – позиция неприятия.

Пристройка «сверху» – доминирование над партнёром в общении.

Пристройка «рядом» – отношение к партнёру как к равному.

Пристройка «снизу» – добровольное подчинение себя партнёру.

Написать в памятке рядом с каждым из этих определений пример из вашей жизни.

Коммуникативность

Это способность личности устанавливать контакт с окружающими людьми с целью передачи им сведений.

Основные компоненты коммуникативности: разговорчивость, активность, эмоциональная реактивность, уверенность, доброжелательность, авторитет.

Для личностей с развитой коммуникативностью общение представляет большую ценность и интерес. При помощи перечисленных черт характера человек легко достигает поставленных перед собой целей.

Само общение он рассматривает одновременно как средство достижения желаемого результата и как процесс, доставляющий положительные эмоции.

Коммуникативность - определение

Каждый межличностный и деловой контакт представляет для него очередную возможность проверить имеющиеся навыки и выработать новые.

В итоге формируется определенный коммуникативный опыт, который повышает эффективность последующих взаимодействий.

У личностей с развитой коммуникативностью присутствуют следующие черты:

  • высокий уровень интеллекта, эрудиции,
  • четкое понимание собственных потребностей,
  • готовность подстраиваться под новые обстоятельства, под предлагаемую ситуацию,
  • уважение и принятие социальных норм, убеждений, интересов других индивидов, групп, организаций,
  • объективная оценка своих способностей,
  • умение контролировать собственные эмоции,
  • умение адекватно оценивать окружающую обстановку, других людей,
  • уверенное владение вербальными, невербальными навыками общения.

Большое значение имеет жизненный опыт, накопленный человеком. Маленькие дети даже в раннем возрасте, общаясь с окружающими, осваивают первые навыки коммуникативного общения. По мере социализации в обществе эти умения совершенствуются.

Чем активнее протекает социальная жизнь человека, тем быстрее вырабатываются и больше накапливаются необходимые навыки.

Уровни общения.

  1. Конвенциальный – самый человечный уровень общения с пристройкой «рядом».
  2. Примитивный – к человеку относятся не как к личности, а как к вещи, либо нужной, либо нет. По отношению к нижестоящим осуществляется пристройка «сверху», а по отношению к вышестоящим добровольная пристройка «снизу».
  3. Манипулятивный – игра, которую непременно нужно выиграть. Выигрыш означает выгоду либо материальную, либо психологическую. Психологическая выгода – возможность пристройки «сверху» для безнаказанного нанесения психологических уколов партнёру.
  4. Деловой – конвенциальный уровень в деловом сотрудничестве.
  5. Игровой – похож на конвенциальный, но превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. Цель такого общения – желание помочь другому человеку  освободиться от недостатков и лучше понять себя. Допустим в группах психотерапии и между близкими людьми.
  6. Формальный уровень общения – контакт масок.
  7. Духовный – по отношению к харизматическим личностям

Перцептивная сторона общения – отражает восприятие и понимание людей друг другом. Основной механизм этой стороны общения – социальная перцепция – восприятие внешних признаков человека с одновременным оцениванием другого человека, его отношения к нам, а также прогнозирования его поведения.

Основные виды социальной перцепции.

  1. Идентификация – способность поставить себя на место партнёра по общению и посмотреть на ситуацию его глазами.
  2. Эмпатия – «вчувствование» в состояние другого
  3. Аттракция – переживание и формирование первичного отношения к человеку как основа познания этого человека. 

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения – продолжительность контакта:

  • кратковременное – длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное – контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Коммуникативные барьеры

  • Фонетический барьер. Он обусловлен особенностями речи. Бывает полным или неполным. Неполное непонимание возникает тогда, когда человек невнятно произносит слова, шепелявит, говорит очень быстро. Полное непонимание может быть, например, при доведении информации на иностранном языке. Фонетический барьер также возникает при резком повышении тона, так как при этом блокируется понимание сказанного, а внимание переносится на отношение говорящего. Фонетический барьер можно преодолеть грамотной расстановкой пауз, умеренно спокойной речью.
  • Семантический барьер. Возникает тогда, когда собеседник не понимает смысла сказанного. Это связано, например, с применением представителями различных субкультур жаргонных слов. Для преодоления данного барьера необходимо отказаться от применения речевых форм, применяемых сугубо в вашей субкультуре.
  • Стилистический барьер. Это несоответствие стиля передачи данных их содержанию. Например, представление рецепта блюда в художественном стиле.
  • Логический барьер возникает у людей с неодинаковым типом мышления. К примеру, один собеседник обладает абстрактно-логическим, другой наглядно-образным. Можно абсолютно разными способами объяснить дорогу. У человека с абстрактно-логическим мышлением это будет выглядеть таким образом: «пройдете прямо 200 метров до знака пешеходного перехода, после него поверните налево и пройдите вперед до упора, пока не встретите желтую вывеску». Для человека с наглядно-образным мышлением будет характерно такое объяснение: «Идите туда (показывает рукой вперед), пока не увидите толпу людей, ее направление укажет вам дальнейший путь». Необходимо научиться подстраиваться под тип мышления получателя информации.

Этикет

Понятие этикет имеет французское происхождение, так как впервые это слово появилось при дворе французского короля Людовика XIV. Людовик стремился ослабить влияние окружающих его придворных, самых знатных и влиятельных людей Франции. Он придумал целый свод правил поведения знати в присутствии короля, чтобы показать им свое величие, возвыситься над своими подданными.

Сидя за одним столом с королем, придворные обнаружили этикетки, лежащие на каждом посадочном месте. В них было расписано, как должны вести себя подданные в присутствии короля. Спустя время свод правил был дополнен бесчисленными и, зачастую бессмысленными предписаниями.

Сегодня этикет это правила поведения принятые в обществе, при этом, в каждом конкретном социумеони свои.

Это интересно! Речевой этикет разных стран сильно отличается. В Германии принято обращаться по имени только к друзьям и близким, остальных называютисключительно по фамилии.В Южной Корее не принято пожимать руки при встрече, собеседники избегают любых прикосновений друг к другу. В Италии даже малознакомых людей ласково называют «Милый», «Милая».

Речевым этикетом называют правила, регулирующие межличностное общение. Он зависит от возраста собеседника, деловой или дружеской обстановки, места общения.

5
(Источник)

Речевой этикет и культура общениявключают в себя ряд основных правил:

  1. Необходимо здороваться с собеседниками при встрече, прощаться при расставании;
  2. Нельзя перебивать собеседника во время разговора;
  3. Не стоит во время беседы сильно размахивать руками, повышать тембр голоса, чрезмерно жестикулировать;
  4. При деловом общении речь должна быть грамотной, свободной от слов-паразитов, спокойной и сдержанной;
  5. К старшим по возрасту, званию, должности и незнакомым людям нужно обращаться на «Вы»;
  6. Недопустимо использование бранных слов, как в личном, так и в деловом общении;
  7. Нельзя разговаривать с набитым ртом, отвернувшись от собеседника спиной и всячески показывая ему свою незаинтересованность в разговоре.

Соблюдение правил речевого этикета необходимо в общении для создания доброжелательной и дружественной обстановки, атмосферы во время разговора.

Игра как средство общения

Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками. Она необходима для того, чтобы раскрыть таланты детей, эффективнее научить их чему-то новому, раскрепостить. Многие родители используют игры как уловки по воспитанию детей, например, чтобы научить малыша самостоятельно наводить порядок («кто быстрее спрячет все игрушки в коробку!»).

Средства общения

Фото 3Средства общения можно разделить на две больших группы:

  1. Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
  2. Вербальные — речевые навыки.

Структура вербального общения имеет 3 составляющих:

  1. Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
  2. Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
  3. Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.

Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.

Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.

Паралингвистические:

  1. Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
  2. Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
  3. Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).

Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.

Экстралингвистические:

  1. Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.Фото 4
  2. Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
  3. Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
  4. Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
  5. Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.

Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:

  1. Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
  2. Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
  3. Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
  4. Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
  5. Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.

Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.

Риторика 

Успешное взаимодействие с обществом зависит от развития навыков и опыта общения. Высокое положение в социуме требует от человека умения красиво излагать свои мысли. Многие политики, общественные деятели, руководители предприятий смогли добиться вершин успеха благодаря своему красноречию, плодотворному общению с людьми. Трудно представить себе генерала, дипломата, президента, не умеющего грамотно говорить.

Риторика – это наука, обучающая искусству красивой и правильной речи. Она зародилась в период Античности, пользовалась большой популярностью среди древних греков, римлян. Ораторскому искусству обучали всех представителей мужского пола знатного происхождения, чтобы в будущем они могли стать успешными политиками, ораторами, военачальниками.

6(Источник)

Сегодня умение убеждать, доказывать свою точку зрения, говорить перед большими аудиториями необходимо представителям любых общественных профессий: журналистам, учителям, телеведущим. Даже не имея природного таланта к красноречию можно обучиться этому благодаря методам науки риторики.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта

Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним

Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Техники активного слушания

предполагают следующие действия (вербализации):

  • Проговаривание. Собеседник  дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
  • Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует  самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
  • Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»

Вербализации выполняют следующие функции:

  • Позволяет собрать информацию.
  • Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
  • Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
  • Помогает лучше запомнить информацию.
  • Помогает осмыслить информацию.
  • Помогает подвести итоги.
  • Помогает держаться в русле проблемы.
  • Является средством ориентации на партнёра.
  • Помогает лучше понять свою проблему.
  • Помогают закрепить точку зрения партнёра.
  • Даёт время на обдумывание.
  • Вербализация помогает использовать механизм паузы.

Стадия «поиск совместного решения».  Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.

Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения

Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.

Стадия «Принятие решения»

Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Как развить красноречие

Любой человек, при желании, может научиться грамотно и красиво излагать свои мысли, увлекательно преподносить информацию, без боязни выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы развить красноречие, нужно воспользоваться методами риторики:

  1. Речь перед большой аудиторией продумывается заранее. Нужно составить краткий план рассказа, потренироваться несколько раз перед зеркалом;
  2. Любое мнение, выдвигаемое оратором (рассказчиком) должно быть подтверждено с помощью логических аргументов (их так же нужно продумать заранее) либо примеров из жизни;
  3. Свои мысли нужно излагать последовательно, оставляя слушателям небольшое время чтобы задуматься над содержимым сказанного;
  4. Чтобы привлечь внимание аудитории нужно использовать разные интонации, выделять важные по смыслу мысли особым голосом;
  5. Слишком громкий тембр голоса быстро утомляет, рассеивает внимание, тихий – не дает возможности сконцентрироваться слушателям;
  6. Монотонной речи и слишком заумных, длинных фраз лучше избегать, они «усыпляют» внимание аудитории.

7
(Источник)

Деловое общение

Невербальное общение в деловых отношенияхНевербальные средства общения на переговорах и в работе имеют огромное значение: несмотря на формальный негласный запрет на чрезмерно выраженную эмоциональную составляющую в бизнес-коммуникации, успешный продавец способен как провалить презентацию продукта, так и спасти ее с помощью правильно построенного невербального общения со слушателями.

Если представляющий продукт или технологию специалист подает его, монотонно декламируя текст, не используя смену интонаций, не дополняя слова жестами, мимикой, если он сутулится и нервно потирает руки, слушатели бессознательно считывают все эти признаки неуверенности и проникаются недоверием к продукту через недоверие к представляющему его человеку.

Если же презентация сопровождается грамотной поставленной речью, интонационно богатой, подкрепленной открытыми жестами, улыбкой, хорошей осанкой и открытым взглядом, бессознательное невербальное общение сигнализирует: ваш собеседник достоин доверия, значит, и продукт тоже.

Средства общения дошкольников

Дошкольникам доступны так называемые игры, с которыми они лучше узнают друг друга и особенности окружающего мира. Выделяют следующие средства общения дошкольников:

  • Образно-ролевая игра. Суть в том, чтобы ребенок выбрал себе роль и действовал в соответствии с нею. Примечательно, что это не только роль мамы или папы – дошкольник волен выбрать любой понравившийся предмет, эмоцию и т. д.
  • Сюжетно-ролевая игра – творческий подход к познанию мира, пониманию взрослых, первые шаги на пути к ответственности.

О том, какие бывают основные средства общения, есть множество информации. Ребенку в школе дают первые краткие пояснения о вербальном и невербальном видах контактов. Психологи могут определить намерения и настроение человека прежде, чем он заговорит. Знание способов общения поможет лучше понимать течение разговора.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию – способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение – это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции – педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение – для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание – взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в “чистом” виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Наша Речь

Развитие средств общения

Еще до рождения дети общаются с родителями прикосновениями (толчками), так же как и матери поют песни ребенку, гладят животик. После рождения чадо нуждается в эмоциональном контакте, у него развиваются органы для коммуникации (упор на слух, прикосновения, даже запахи).

Имеет место ольфакторный метод – общение запахами. Он характерен для животных, которые помечают территорию. Другие животные чувствуют этот запах и распознают в нем немалое количество информации: вид, пол, статус (например, вожак) и многое другое.

Вскоре ребенок начинает подражать звукам, которым учат его родители (пародирует телевизор и даже домашних питомцев). Затем дети переходят к игровому способу общения, познавая мир. Достигая школьного возраста, ребенок интенсивно развивается интеллектуально, учится разным способам общения и взаимоотношений.


Дети учатся общению, копируя взрослых

Метаязык.

Как мы выяснили ранее, в среднем 60 – 80%  личного общения осуществляется через невербальные каналы, однако словесное общение тоже чрезвычайно важно. Как и язык тела, метаязык основывается на «интуиции», «предчувствии», «шестом чувстве» и понимании, что слова и мысли собеседника – совсем не одно и то же.

Наиболее типичные раздражающие метаслова – это «понимаете ли», «так сказать», «ну» и последний шедевр современности – «как бы». Эти фразы наиболее распространены среди малообразованной части общества, хотя очень часто встречаются в СМИ.

Если убрать все метавыражения из речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начнём казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными. Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды.

Паравербальные коммуникации

Смысл речи, которую произнес человек, может меняться в зависимости от того, с какой интонацией им была произнесена та или иная фраза, а также какой тембр голоса был использован для передачи звуковых символов. Исходя из этого, становятся понятны эмоции собеседника, его уверенность или неуверенность и т. д. Подобные средства относятся к паравербальным. Они включают в свой перечень совокупность тех звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь и позволяют увидеть в ней дополнительные значения.

Примером паравербальных коммуникаций может служить произнесения фразы с вопросительной интонацией, с сарказмом, с юмором, с отвращением и т. д. То есть в этом случае информация от человека к человеку передается благодаря голосовым оттенкам, которым в языках различных народов придается определенный смысл. При такой речи любое произнесенное слово никогда не станет нейтральным. Причем то, как скажет человек, порой становится более значимо, чем то, что он скажет.

Благодаря чему происходит действие паравербальных коммуникаций? Подобный тип передачи информации использует механизм ассоциаций человека. Именно благодаря ему наш интеллект восстанавливает факты, полученные в прошлом, сравнивая с теми, которые имеются в настоящее время. Эффект произносимой в ходе паравербальный коммуникации фразы достигается благодаря созданию говорящим общего информационного поля взаимодействия. Последнее и позволяет собеседнику понять своего партнера. При этом наибольшего эффекта подобная коммуникация достигает с помощью таких средств:

  1. Скорость речи. При манере разговаривать бойко и оживленно, сохраняя быстрый темп произношения фраз, можно говорить об импульсивном характере собеседника и об его уверенности в собственных силах. И наоборот, медленная и спокойная манера речи укажет на рассудительность, невозмутимость и основательность говорящего. При заметных колебаниях скорости текста можно говорить о легкой возбудимости, неуверенности и неуравновешенности человека.
  2. Громкость. Хорошо слышная речь может свидетельствовать об искренних побуждениях собеседника или о его самодовольстве и кичливости. Тихая речь указывает на скромность, такт и сдержанность или же на недостаток жизненных сил. Значительные изменения громкости произносимых фраз говорят о волнении и эмоциональности собеседника. Исходя из данных коммуникативной практики, усиление эмоциональности речи порой приводит к отсутствию в ней логики.
  3. Артикуляция. При четком и ясном произношении слов можно говорить о внутренней дисциплине человека. Если же речь расплывчата и неясна, то, скорее всего, собеседник уступчив и обладает вялой волей.
  4. Высота голоса. Очень часто фальцет присущ тому человеку, речь и мышление которого более всего опираются на интеллект. Грудной голос служит признаком повышенной эмоциональности. Если человек произносит фразы пронзительно, то это говорит о его волнении и страхе.
  5. Режим речи. При ритмическом повторении произносимых фраз можно говорить о хорошем настроении собеседника, его уравновешенности и богатстве чувств. При угловато-отрывистой манере речи человек выражает имеющуюся у него тревогу.

Все вышеперечисленные средства паравербальной коммуникации призваны вызвать у партнера определенные эмоции, а также ощущения переживания, что и приводит к достижению определенных намерений. Подобные результаты также могут достигаться с применением пауз и кашля, смеха и вздохов, плача и прочих средств общения, для воспроизведения которых используется голос.

Невербальная коммуникация и ошибки

Невербальное общение — важная составляющая общения людей, и умение разобраться в сигналах очень помогает в жизни, но не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение теорией микровыражений и бессознательных жестов может подвести, если не помнить о возможности ошибок.
Следует всегда помнить об условиях, в которых ведется диалог: в душном помещении с сухим воздухом, например, облизывание губ может символизировать не столько попытку обмануть, сколько увлажнить пересушенную кожу, а сложенные на груди руки призваны иногда не закрыться от собеседника, а прикрыть неудачно посаженное на одежду пятно.

Невербальное общение — огромный пласт информации, которой надо уметь пользоваться для того, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки и научиться избегать манипуляций со стороны.

Деловые коммуникации

Существующие виды подобного общения обладают четкой структурой, содержанием и стилями. Какой из них будет применим, зависит от желаемых результатов.

Среди видов деловых коммуникаций выделяют вербальную и невербальную. При первой из них информация передается с помощью речи. Невербальный тип общения основывается на мимике и жестах, выражаемых собеседником.

производственное совещание

Среди частных видов деловых коммуникаций выделяются переговоры. Они ведутся между несколькими партнерами или коллегами. В процессе переговоров люди делятся своим мнением и узнают позицию оппонента. Итогом подобной коммуникации является приход к общему мнению по той или иной проблеме.

Среди видов коммуникаций в организации выделяют деловую беседу. Она представляет собой обсуждение сотрудниками фирмы конкретной темы. Очень часто в компаниях рассматривается вопрос, касающийся улучшения работы фирмы.

Еще один из видов коммуникаций в организации — деловое совещание. Во время его проведения происходит рассмотрение конкретного вопроса, который заранее сообщается каждому из участников беседы. Для этого задействуется письменная форма коммуникации.

Для решения актуального вопроса усилиями сотрудников компании проводится деловая дискуссия. В этом случае не существует разграничения на неправых и правых, низших и высших. Мнения в этом случае высказывают все работники.

Нередко в организациях применяется такой вид деловой коммуникации, как публичная речь. Она представляет собой монолог, обладающий нотками диалога. В этом случае выступающий ставит перед собой цель раскрыть определенную тему, а его слушатели получают необходимую для них информацию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...