Жизнь — что это значит в философии

Содержание

Жизнь что такое

Движение в пространстве и времени, при котором происходит развитие личности, приобретаются опыт, навыки и знания, затрачивается энергия на взаимодействие с другими индивидуумами – вот что значит жизнь.

Важно! Точное определение и характерные признаки у этого явления отсутствуют.

Виды понятия

Виды понятия

Жизнь – понятие, которое можно рассматривать с разных точек зрения:

  1. Физической. Непрерывный процесс, который сопровождается накоплением и рассеиванием энергии для того, чтобы увеличить или уменьшить хаос в системе – это и есть настоящая жизнь, о чем подробно повествует наука физика.
  2. Биологической. Согласно этому взгляду, общественное существование представляет собой особую форму живой материи, в каждой клетке которой протекают физические и химические процессы. Основными критериями развивающегося организма являются: рост, метаболизм, реакции на раздражители и размножение. Пока человек дышит, он продолжает жить.
  3. Если рассматривать этот термин с психологическим или культурным уклоном, можно обнаружить более 7 миллиардов определений, так как каждый взрослый человек и ребенок трактуют это явление по-своему.

Понятие жизни в философии

Более 30 столетий философы и пророки разных народов мира стремятся познать жизнь, понять, что это такое, и каковы ее границы. Спиноза, Сократ, Диоген, Антисфен и другие мудрецы сводили свои размышления к тому, что фундамент существования всего живого на земле сводится к поиску цели бытия.

Важно! Поэтому жизнь в философии – это своеобразный ключ к определению главных мотивов и путей развития мира, а также самосовершенствованию человека через его осмысленную созидательную деятельность.

Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза

Нередко, чтобы понять этот термин, в древних трактатах использовалось сопоставление со смертью и небытием. Жизнь как бытие – это устаревшее философское определение.

Дополнительная информация. На смену рациональному познанию мира в современное время пришли иррациональные взгляды. Вера, инстинкты и чувства стали основными инструментами, которые позволяют постичь реальное существование.

Насущный вопрос о смысле жизни человечества

В чем заключается смысл жизни? Наверное, точного ответа на вопрос найти не удастся, так как каждый человек видит мир со своей точки зрения и размышляет согласно своим взглядам и предпочтениям. Чтобы ответить на столь сложный вопрос, в первую очередь, нужно понять свою цель в этой жизни.

Смысл жизни человека будет меняться на продолжении всего жизненного пути, так как перед ним постоянно будут стоять разные цели и задачи. В основном они связаны с уровнем проживания и возрастом индивида.

Например, когда человек становится совершеннолетним, его целью является заработать как можно больше денег, чтобы встать на ноги и завести семью и прокормить всех ее членов. Но когда к сорока годам у него уже все это есть, его преследует новая «миссия» – это поставить на ноги и обеспечить своих детей. К шестидесяти же годам многие люди заботятся о своей второй половинке, сохраняют свое здоровье и живут в свое удовольствие.

В чём смысл жизни? Кратко и понятно

Если кратко и понятно, то:

Никакого смысла жизни нет.

Но это, если рассматривать вопрос максимально глобально.

Если рассматривать смысл жизни с точки зрения природы, то смысл, какой-никакой, есть:

С биологической точки зрения, смысл человеческой жизни заключается в размножении.

Нужны аргументы? Ну, разумеется. 😉 Без аргументов все мои слова не более чем перджёж единорога (возможно, розового, но это не точно).

Аргумент #1. Как известно, поведение человека регулируется при помощи различных гормонов. Таких, как дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфин, адреналин, кортизол, пролактин, тестостерон и многих других… Например, тестостерон обеспечивает проявление «признаков мужчины» (сила воли, напористость, энергичность и пр.). Дофамин заставляет нас достигать целей, очень активно проявляется, когда мы видим сексуальную особь противоположного пола, потенциально способную/готовую к размножению (спариванию). Кортизол также заставляет достигать людей целей. Но если дофамин вызывает положительные эмоции, то кортизол действует методом «от противного», то есть вызывает отрицательные эмоции (главным образом, тревогу, стресс).

Делаешь всё правильно (хорошо кушаешь, поддерживаешь высокий статус в «стае», спишь с большим количеством самок) — получаешь заряд дофамина, серотонина и окситоцина.

Постоянно проигрываешь в схватках (и физических, и интеллектуальных) с другими особями — держи побольше кортизола, чтобы фигнёй не маялся, а то, что нужно природе, делал.

Думаю, всем ясно, что самую крупную дозу «гормонов счастья» человек получает, нет, не от наркотиков, их мы в расчёт не берём. От размножения! То бишь от секса и прелюдии.

Если же больше всего гормонов счастья, показывающих верность твоих действий, по мнению природы, ты получаешь от секса, значит, самое важное в твоей жизни — это размножение. Ну, и дальнейшее воспитание детей. Они также дарят много гормонов счастья (хотя и гормонов несчастья, к сожалению, тоже).

Аргумент #2. Ещё не придумал. 😃 Думаю, в принципе он и не нужен, вполне хватит первого (и единственного).

Идём дальше.

Если кому-то кажется, что всё слишком прозаично и скучно (и вдобавок немного мерзко) — не расстраивайтесь раньше времени. У меня были точно такие же мысли, когда я впервые до этого «допёр»:

«Блэт, это чё получается? Смысл жизни в том, чтобы тра*аться, как собачки? Совсем не круто. Эй ты! Там, наверху! Совсем не круто! Ты менял понял?»

Да, и сейчас такие мысли нередко проблескивают, из-за чего я только и делаю, что занимаюсь «потреблядством» (контента) и прочей прокрастинацией.

На самом деле, если подумать ещё немного, то смысл жизни не так уж и низок.

Глобальнее, смысл жизни (человечества) в том, чтобы способствовать распространению жизни по Вселенной! Извиняюсь за тавтологию.

Смысл жизни не в том, чтобы е##ться и плодиться, как кролики, а в том, чтобы:

  • Растить и заниматься образованием детей (чтобы дети росли умными и интеллектуальными, чтобы в дальнейшем эффективнее исполняли замысел природы)
  • Решать экологические проблемы (чтобы не передохнуть всем раньше времени от глобального потепления или ещё чего похуже)
  • Заниматься дипломатией (чтобы не развязать войну и разбомбить всё и вся «к х##м»)
  • Заниматься наукой, запускать ракеты, исследовать космическое пространство поддерживать Илона Маска, в конце концов (чтобы не держать все яйца в одной корзине и начать распространение жизни на другие планеты)

Вот, ради чего стоит жить!

Но это, как я уже говорил, глобально.

Если вам нужен более приземлённый смысл жизни, то предлагаю ознакомиться со списком возможных смыслов. Хороших и плохих (субъективно).

Счастье

По мнению Аристотеля, смысл любого существования — это стремление к счастью. По своей природе счастье — чувство мимолётное. Его эффект быстро наступает и быстро исчезает, оставляя нам лишь воспоминания. И вся наша деятельность, исходя из работ древнегреческого философа, направлена на достижение счастья.

Аристотель был философом с большой буквы, и его изречения находили отзыв во многих сердцах даже после его смерти. Он также полагал, что наша жизнь должна быть упорядочена, каждое действие должно иметь конкретную цель, мы должны знать, к чему стремимся. Если же ты просто «плывёшь по течению», то в твоем существовании нет смысла.

Как Аристотель сформировал мир, в котором мы живем

При этом любой физический труд — это всего лишь способ продлить свою жизнь, заработав на неё. В работе, по мнению Аристотеля, нет ничего, что может дать счастье. А вот творческая деятельность, наоборот, может воплотить твои мечты в реальность и дать раскрыться твоему потенциалу.

Жизнь: размышления великих умов

Жизнь – своеобразная дилемма для множества поколений, в том числе и философов. Данная контроверза волновала людей еще во времена античности, что достаточно легко проследить на примере работ известных мыслителей.

О ней дискутировали Антисфен и Диоген Синопский, которые принадлежали к сократической философской школе под название киники, а так же их условные оппоненты, именовавшие себя стоиками.

Многие из общеизвестных мудрецов, таких, как Диоген, Платон, Сократ, Спиноза и другие, имели доказательное и отчетливое постижение того, какой является жизнь предпочтительнее. Сводили мысль об экзистенции, как поиске самоцели или лейтмотиву существования, соотнося смысл бытия непосредственному благу.

Прерогативой средневековой философии была направленность на воплощение и воссоздание жизни предков, наиболее почитаемой группы.

Философия жизни образовалась окончательно в конце ХIХ века в Германии и Пятой республике. Основоположником принято считать Фридриха Ницше, к этому же направлению причисляют Дильтея, Шпенглера, Бергсона.

Первоосновой для эволюции данного направления послужили труды А.Шопенгауэра реферированные в его труде “Мир как воля и представление”. Им выводится понятие о некой “мировой воле”.

Суть этого термина достаточно проста. Он развивал мысль в направлении того, что в сущности людьми движет чужая воля, а вовсе не сугубо индивидуальная, а также, что мудро живущий человек осознает неизбежность вещей.

И это влечет за собой непосредственное противостояние смерти, все попытки избавиться от страданий лишь иллюзорны, ибо одно заменяется иным, а удовлетворение потребностей неизбежно оборачивается перенасыщением и унынием.

В попытках осмысления сущего человек и создает религии и саму философию, чтобы жизнь приобрела хотя бы легкий оттенок облегченности.

А.Шопенгауэр уверен в том, что человечество сделало уже все, что в его силах относительно осознания абсурдности. Можно выделить два основных механизма бегства от алогичности: иллюзии и различные занятия.

Это миропонимание есть проявлением обструкции релятивно-классического рационализма, объективного абсолютного идеализма и всеобщему оптимизму. Толчком для размышлений над такими понятиями и условностями был действующий человек.

Стремление раскрыть саму сущность человека, с последующим поползновением толкования бытия, исходя из морально-нравственных категорий людского. Таким образом, была обозначена сфера первоочередных задач и вопросов для философии, на первый план выходят категории “существования/жизни” и “воли”.

Нидус жизни весьма сложен и имеет разнохарактерное воззрение, например, по Ницше это “воля к власти”, а у Зиммеля “поток сознания”.

Долгоденствие беспредельно и по этой причине его невозможно осмыслить посредством разума. Объективное постижение же имеет чисто биологически направленную самоцель, приземленные интересы. Достояние в виде логики и языка имеющие налёт интеллигентности, просвещенности и цивилизованности переиначивают действительность.

В течение освоения свершается субституция жизни “существенным”, что означает стабильность и цикличность. Эта роль отведена науке, именно она пытается все урегулировать, рационализировать и заключить.

Но познать не значит грубо и четко изъяснить и интеллектуализировать, а понять и погрязнуть в сложном переплетении истин. Жизнь – это сумбур, ад кромешный, лишенный смысла и самоцели.

Наиболее верным механизмом штрудирования является искусство различных нидусов. Культура же базируется на фиксированных индивидах, которые посредством этого имеют влияние на массы, что за собой и влечет возникновение той самой “массовой культуры”.

Так люди живут ради кротости и нужды в более сильных мирянах, которые будут иметь приписанную и в какой-то мере иллюзорную статусность.

Жизнь – всецело стенический конструкт, процесс формирования жизни тяготеет не к устойчивости, а к эволюции. Через установленные промежутки времени возможно повторение определенных событий в более искаженном виде, нежели предшествующие им, но невозможно отрицать “вечное возвращение”, которое выводит Ницше.

Также стоит отметить, что воля к власти отчетливо дает понять саму суть понятия “либо ты, либо тебя”, все именно так, выбор есть, но каков этот выбор? Если наблюдается дефицит или же полное отсутствие воли к власти, то последствием является не что иное, как вырождение, упадок и деградация.

Воля к власти не имеет места в этом диверсификациированом пантеоне общечеловеческих ценностей, именно поэтому нынче человек настолько слаб перед современностью, поэтому возникает сложные конструкции из разряда метапостиронии.

Жизнь – что это такое? Определение этого понятия

Вопрос «что такое Жизнь»? совсем не так прост, как может показаться. Материалисты приписывают этому понятию исключительно биологические характеристики. Но это объяснение будет неполным, если мы говорим о человеческой жизни. Помимо удовлетворения обыденных потребностей, живой человек всегда стремится к чему-то большему. Обладающих разумом и душой, у человека есть более высокие цели, мотивы, причины жить. Итак, что такое жизнь?

Определение

Поэтому можно сказать, что Жизнь — это время на Земле, осознанно проведенное человеком. Жизнь — это познание себя и мира, благие деяния, это развитие и стремление к цели. Вот, что отличает Жизнь от простого существования.

«Настоящая» жизнь предполагает:

  1. Желание понять и принять себя;
  2. Становление на путь который предназначен судьбой;
  3. Дальнейшее движение и развитие;
  4. Снятие блокировок и жизненных ограничений;
  5. Выполнение своей жизненной программы.

Жизнь это

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» — философское направление, сложившееся в последней трети XIX в. в Германии и Франции. Ее представители — Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гас сет. Основа «философии жизни» — представление о жизни как о первичной, фундаментальной реальности, органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание. Ницше, продолжая традицию Гераклита, считает жизнь вечным движением, становлением, изменением. Жизнь лишена бытия, лишена цели, неподвластна оценке. На подобной трактовке жизни базируются теория Ницше о «воле к власти» и «переоценке всех ценностей». Дильтей трактует жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека, подчеркивая ее сложность, многогранность и противоречивость. Для Зиммеля жизнь в процессе постоянного становления создает культурно-исторические формы, обреченные бесконечно рождаться, поддерживая ее, и отмирать, становясь ее тормозом. Бергсон понимает жизнь как изначальный творческий порыв, некую космическую силу, бесконечное становление, «творчество ради творчества». «Философия жизни» противопоставляет классическому рационализму и механистическому естествознанию идею жизни как целостного творческого процесса, развития, становления. Познание этого процесса неподвластно омертвляющему, разлагающему все на составные части аналитическому разуму. Иррациональная в своей основе, жизнь познается лишь внеинтеллектуально, интуитивно, образно-символически. Наиболее адекватным средством познания жизни выступают интуитивные основы творчества, художественный образ, миф. «Философия жизни» резко противопоставляет рациональные и интуитивные формы познания (Ницше, Бергсон), время и пространство (Бергсон, Шпенглер), природу и историю (Дильтей, Шпенглер).

О вечном возвращении

Ницше был уверен, что эпохи, когда могли проявить себя такие идеальные люди, уже существовали в истории. Прежде всего, это «Золотой век» досократовской античности и итальянского Ренессанса. В этом видна и польза истории для жизни. В чем же она состоит? Ведь, как полагает философ, она ведет общество к деградации. Но история является гарантом «вечного возвращения» тех самых «золотых эпох», которые, казалось бы, давно канули в прошлое. Ницше был сторонником так называемого мифологического времени, которое предполагает повторение каких-либо знаковых событий. Сверхчеловек – это бунтарь и гений, который разобьет старую мораль рабов. Но созданные им ценности снова скует лед категорий и институций, и на смену ему придет эра дракона, который опять будет господствовать над новым человеком. И так будет повторяться до бесконечности, но между этими двумя крайностями хоть какое-то время просуществует «золотая эпоха», ради которой и стоит жить.

Наслаждаться: жить моментом, как киренаики

С Сократом не соглашались его ученики, известные как школа киренаиков. Они считали, что познание субъективно — то есть истина у каждого своя, а потому мудрости учиться не надо, а лучше объявить различные радости (включая и простые телесные удовольствия вроде еды и секса) смыслом жизни.

Киренаики рассуждали так: раз будущее неизвестно, а одно и то же может разным людям (или одному человеку в разные времена) приносить и удовольствие, и страдание, нужно жить настоящим и пытаться каждый миг своей жизни сделать максимально счастливым: радоваться вкусной еде и вину, хорошей погоде и встречам с друзьями.

Неизвестно, каким окажется будущее, а жизнь происходит уже сейчас и складывается из вот таких вот отдельных моментов.

В этом и заключается смысл по-киренайски — наслаждаться жизнью и самому решать, что для тебя такое «наслаждение»: пиры и вино или интеллектуальные беседы и философия. Киренаики одобряли всё.

«Не нужно ни жалеть о прошлом, ни бояться будущего; но нужно довольствоваться только настоящим, да и то только каждым его моментом в отдельности.

Отдельное наслаждение само по себе достойно выбора. Но счастье возникает не само через себя, а через отдельные наслаждения».

— цитаты киренаиков по Лосеву, «Киренаики»

Моизм

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Смысла нет

Если оптимистичный взгляд Аристотеля тебе не подходит, то рассмотрим мнение его коллеги — Жан-Поля Сартра. Он был убеждённым приверженцем атеистического экзистенциализма и считал, что всё рождается, существует и умирает без причины.

Человек, как существо разумное, обречён всю свою жизнь переживать бесчисленные события и пытаться их объяснить. Если животные опираются только на инстинкты, то люди, в отличие от них, могут делать выбор осознанно. Но при этом реальность, в которой мы проживаем, будет существовать и без нас, и она не зависит от нашего мнения или взглядов.

По мнению Жан-Поля Сартра, все ответы на вопрос о смысле жизни — иллюзия. Не существует истинно верного ответа — каждый из них лишь неподтверждённая теория. Человек живёт в рамках своих собственных убеждений, которые никак не влияют на нашу действительность.

Хорошие смыслы жизни

1. Жизнь ради познания (учёбы/науки)

Жизни ради познания окружающего мира. Жизнь ради ответа на все возможные вопросы. Жизнь ради новых знаний.

В чём заключается — в чтении книг, постоянном самообразовании, занятии наукой, развитии мышления.

2. Жизнь ради творчества

Жизнь ради воплощения каких-либо ситуаций/картин/мыслей в субъективных образах — фильмах, книгах, музыке, рисовании и пр.

3. Жизнь ради саморазвития

Жизнь ради бесконечного познания, улучшения своих навыков и становления лучшей версией себя.

Циники

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» – принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски

Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?

Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.

Вместо этого Эпикур предлагал сделать смыслом своей жизни получение «постоянных» (или «высших») удовольствий — душевного покоя, благоразумия и умеренности.

Если мы достигаем душевного равновесия, оно никуда не уходит и поддерживает нас в сложные минуты, помогает видеть в жизни главное. Чтобы достичь такого состояния духа, Эпикур советовал заниматься самопознанием, изучать всё новое, не бояться богов и смерти, а также сосредоточиться на том, что в наших силах.

«Когда мы гово­рим, что наслаж­де­ние есть конеч­ная цель, то мы разу­ме­ем отнюдь не наслаж­де­ния распутства или чув­ст­вен­но­сти, как пола­га­ют те, кто не зна­ют, не разде­ля­ют или пло­хо пони­ма­ют наше учение, — нет, мы разу­ме­ем сво­бо­ду от стра­да­ний тела и от смя­те­ний души. Ибо не бес­ко­неч­ные попой­ки и празд­ни­ки, не наслаж­де­ние маль­чи­ка­ми и жен­щи­на­ми или рыб­ным сто­лом и про­чи­ми радо­стя­ми рос­кош­но­го пира дела­ют нашу жизнь слад­кою, а толь­ко трез­вое рас­суж­де­ние, иссле­ду­ю­щее при­чи­ны вся­ко­го наше­го пред­по­чте­ния и избе­га­ния и изго­ня­ю­щее мне­ния, посе­ля­ю­щие вели­кую тре­во­гу в душе».

— Эпикур, «Письмо к Менекею»

Цели в жизни человека с религиозной точки зрения

О какой бы эпохе времени человек ни заговорил, всегда люди пытались понять свое предназначение и определить в чем состоит смысл жизни человека. Немало этой проблеме посвятила и религия. Можно с уверенностью говорить, что у людей, живших сто лет назад, и у тех, которые проживают сегодня, совершенно разные цели, так как мир не стоит на месте и постоянно изменяется. Те обычаи, традиции и устои, которые были модными много лет назад, сегодня вряд ли по достоинству оценит современная молодежь.

Если говорить о религии, то больше всего вопросом о смысле жизни человека обеспокоено христианство. Если рассматривать эту тему на религиозном уровне, то нельзя не говорить о таких понятиях и определениях, как Бог, Иисус, грехопадение, спасение души. Этой проблемой обеспокоены многие люди и данная тенденция будет наблюдаться еще несколько лет.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

Дарвинизм

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Что такое счастливая жизнь: стереотипы

Что такое счастливая жизнь стереотипыКаждому хотелось бы ощутить себя счастливым любимчиком Вселенной и наслаждаться каждым прожитым днём в полной мере. Вот только для этого важно освободиться от стереотипов и заблуждений о том, какой должна быть хорошая жизнь. Давайте перечислим некоторые стереотипы и абсурдные мнения, которые никаким образом не относятся к формированию утверждения, что у меня счастливая жизнь. Каждое заблуждение кратко обсудим и сделаем вывод.

Много денег принесут большое счастье

На самом деле, хорошо, когда человеку достаточно его уровня материального обеспечения. Для хорошей жизни нужно столько денег, сколько необходимо для удовлетворения своих желаний и потребностей, а также важно чувствовать себя уверенно.

Престижные вещи помогают стать счастливым

Это в корне неверно, поскольку модная марка автомобиля или бренд одежды являются всего лишь успешным рекламным трюком, который не улучшает качество жизни. Например, когда человек мечтает о дорогой белоснежной яхте, он не задумывается, сколько нужно средств для её технического обслуживания, оплаты стоянки, затрат на топливо. Так же, как и дорогие туфли от всемирно известного дизайнера могут быть абсолютно неудобными и доставлять проблемы со здоровьем ног.

Официальное оформление брака является залогом успеха

Брак является очень серьёзным шагом и не стоит бежать в ЗАГС только потому, что так хотят родители или все подруги уже давно замужем. К этому решению нужно прийти осознанно и мысль о браке с человеком до самой старости должна вызывать восхищение. Если же таковые чувства отсутствуют, то лучше отложить принятие такого важного решения.

Зависть других – признак хорошей жизни

Если кто-то завидует человеку, то это признак слабости, низкой самооценки, неудовлетворённости своей жизнью. Чужое мнение не является индикатором успешной жизни. Помните, что для каждого существует персональная шкала потребностей и удовлетворения. Что для одного хорошо может быть плохо для другого и в этом весь смысл. Полезная статья для прочтения об апатии.

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти
    . После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть
    . Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к загробной жизни или реинкарнации.

Что думает наука

Всего существует четыре научных определения смысла жизни человека. В зависимости от традиций данного общества они формируют определённые модели поведения:

1 «Счастье достигается при жизни с опорой на других людей» — человек счастлив от того, что сделал что-то хорошее для других людей и чувствует их благодарность.

2 «Счастье достигается после жизни с опорой на других людей» — человек счастлив при мысли о том, что за хорошие деяния память о нём будет жива и после его смерти.

3 «Счастье достигается при жизни с опорой на веру в Бога» — стремления человека направлены на честное и благородное существование без злых помыслов, и это делает его счастливым.

4 «Счастье достигается после жизни с опорой на веру в Бога» — человек прожил свою жизнь по совести и после смерти попал в рай. Для верующих это и есть высшее счастье.

Разумеется, каждый человек вправе самостоятельно выбрать себе подходящую модель поведения. В любом случае каждая из них предполагает осуществление трудовой деятельности и работы над собой. А из этого можно сделать вывод, что без действия жизнь теряет всякий смысл.

Системный анализ

Системный анализ смысла человеческой жизни разделяется на поэтапные потребности человека. Их можно разделить на 7 ступеней:

Духовные (саморазвитие и рост личности).
Эстетические (любовь, счастье, наслаждение и радость).
Творческие (созидание и создание чего-то нового).
Потребности в уважении и признании (значимость и необходимость в обществе).
Социальные (общение с социумом).
Потребности в безопасности (защищённость и уверенность в завтрашнем дне).
Физиологические (еда, вода, отдых, секс).

Полноценное формирование структурированных правил дальнейшей жизни приводит к осознанию собственной нужности, надёжности и защищённости.

Что такое жизнь?

Социологический опрос

Учёными был проведён социальный опрос, основной темой которого был вопрос: «В чём заключается смысл жизни?». В нём было 9 вариантов ответа, выбрать из которых можно только один:

Саморазвитие (возможность максимально реализовать свой потенциал).
Польза (способность принести максимум полезного как себе, так и окружающим).
Семья (жизнь во благо своих родных).
Движение к Богу (посвящение души Вере).
Понимание (осознание собственного предназначения).
Достижения (рост до определённого места в обществе).
Любимая работа (приносящая духовное и физическое удовольствие).
Процесс жизни (созидание вселенной с максимальной пользой).
Разное (меняющиеся приоритеты).

Подведённые результаты показали, что процентное соотношение меняется в зависимости от пола, служебного положения, сферы деятельности и образования.

К примеру, большинство мужчин выбрали смыслом собственной жизни саморазвитие и стремление к максимальной самореализации. Женщин же больше волнует благополучие семьи и осознание собственного «Я».

Подсчёты социологического опроса людей с разным социальным положением показали, что для учащихся приоритетной целью является саморазвитие, некоторый слой населения выбирает наслаждение самим процессом жизни, для работников среднего звена главным является достижение высоких трудовых показателей, а для бизнесменов — желание принести максимум пользы себе и окружающим.

Индивидуальное и общественное в психологии

Индивидуальное и общественное в психологии

Любой человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Это происходит через общение с другими членами социума: в младенчестве это семья и родные, в школе — учителя и одноклассники, в более сознательном возрасте — коллеги, начальство и представители других организаций.

Взаимоотношения строятся с помощью языка и традиций, присущих определённому обществу. В зависимости от того, на сколько в личности взаимосвязано общественное и индивидуальное сознание, будет определяться её важность и необходимость.

Полезно почитатьЧитайте также:
14 правил жизни от лайф-коуча

История знает много примеров, в которых люди, попадающие из привычной окружающей среды в новое общество с иными религиозными ценностями и традициями, сумели стать его полноправной частью, перенимая новый образ жизни от постоянных членов того социума. Были и иные, кто не смог приспособиться к изменившимся условиям.

На протяжении всей жизни человека на него влияют общественные нормы и морали, а потому изменение религиозных, культурных, научных и других понятий — это совершенно адекватный процесс. По этой причине прийти к однозначному решению вопроса о том, что для него значит жизнь, человек попросту не может. Ведь, к примеру, каждая вера несёт в себе своё определение этого понятия. Соответственно, при изменении религиозных убеждений человек изменяет и собственную точку зрения о своем предназначении в этой вселенной. По этой причине индивидуальное сознание личности очень тесно связано с общественным.

Философский смысл жизни

Построить идеальное общество: жить по-конфуциански

Еще один любопытный вариант смысла жизни, доставшийся нам в наследие из восточной философии, — это стремление построить совершенное общество, в котором будет достигнута гармония между человеком и Небом.

Древнекитайский философ Конфуций учит, что идеальное общество можно построить, только если каждый человек будет хорошо исполнять свои обязанности и следовать своей судьбе.

Он рассматривал каждого человека как винтик в большом механизме, для слаженной работы которого важно, чтобы каждый старательно исполнял свои обязанности. Только работая сообща, исполняя свою предписанную роль и уважительно относясь друг к другу, люди способны жить в лучшем обществе. А потому и смыслом жизни Конфуций объявлял самосовершенствование и наилучшее исполнение той работы, которая тебе дана. Каждый человек, кем бы он ни был, способен учиться и совершенствовать то, что он делает: неважно, будто то уборка и готовка или управление страной.

Кроме того, Конфуций напоминает, что люди никогда не должны забывать и о других. Много внимание в конфуцианстве уделено отношениям: как быть хорошим сыном и родителем, как любить всех людей и как исполнять свой долг перед другими.

«Когда человек совершенствует то, что ему дано от природы, и использует это во благо других, он недалек от Истинного Пути. Не делайте то, что вам не нравится, по отношению к другим людям».

— Confucius, The Doctrine of the Mean

Что значит жить своей жизнью и быть собой?

Когда причина проблемы найдена, решать ее становится намного проще. Но для начала надо выяснить – что именно означает «жить своей жизнью»? Чем отличается человек, который идет своим путем и является собой? Скорее всего, он попадает под все следующие признаки:

  • У него адекватная самооценка. Он не возносит себя над всеми остальными и не принижает, трезво оценивает себя, свои способности и возможности. Ему понятно его текущее положение в иерархии Вселенной. Не жалуется на судьбу, а понимает, почему происходит то или иное событие и знает, как решить все свои проблемы.
  • Он нашел свое призвание в жизни и раскрылся в своем деле. Ему не приходится страдать от того, что он вынужден заниматься чем-то, что вызывает у него отвращение, усталость, раздражение. Когда человек счастлив делать то, чем он занимается, он выполняет свое высшее предназначение и приносит другим людям пользу, делает мир светлее – он живет именно так, как ему было назначено.
  • Он сознает себя как носителя бессмертной Души, имеет с ней связь, слышит ее голос. Он понимает, что его сущность – не просто тело, которое болеет и стареет со временем, а нечто большее – Душа, бессмертная и обладающая божественной природой.

ТОП-10 цитат о смысле жизни великих людей

  1. «Сложно сказать, что в жизни главное. Жизнь — она бессмысленна сама по себе. Просто надо найти себе дело, чтобы занять этот промежуток между рождением и смертью. Какой смысл жизни? Да нет его. Родить детей — это репродуктивная функция, она вне нас лежит. К чему стремиться? Количественные какие-то факторы человека вряд ли мотивируют. Два завтрака не съешь. Надо найти себе занятие. Просто ты придумал себе какую-то игру, и ты в неё играешь» (Сергей Галицкий)
  2. «Цель человека, цель жизни человека, можно сказать, эволюционировать, развиваться это было бы правильным, но не совсем… Цель — это всё-таки служение эволюции» (Николай Рерих)
  3. «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)
  4. «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье; напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни» (Гиппократ)
  5. «В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно» (Эрих Фромм)
  6. «Жизнь, быть может, не стоит того, чтобы жить, но что с ней ещё можно делать?» (Неизвестный автор)
  7. «Жизнь бессмысленна. Но смерть — ещё бессмысленней!» (Неизвестный автор)
  8. «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Фёдор Достоевский)
  9. «В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ» (Марина Цветаева)
  10. «Нельзя спрашивать о смысле жизни — этот смысл нужно в неё вложить» (Ромен Гари)

Философский смысл жизни

В чём смысл жизни? Учёные и философы размышляют над этим вопросом уже не одно столетие. Но так и не пришли к единому и определённому выводу. Это привело к расколу на множество лагерей, каждый из которых по-своему осознавали для себя всю тщетность бытия. Рассмотрим несколько учений различных философий.

Древняя Греция

Философы Древней Греции много размышляли о создании мира и истоках всего сущего. Проблемы смысла жизни — единственное, в чём сошлись представители всех школ античных времён. По их мнению, смысл заключается в ежедневной работе над собой, ведь у каждого человека на земле есть своя уникальная миссия, обретение которой и есть главная задача существования. А кропотливый труд обязательно приводит к результату.

Полезно почитать«Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, за которое он печётся». Эпикур

Средневековые Европа

Смысл жизни согласно теории средневековой Европы — это жить, умереть и быть судимым. Каждый человек после кончины предстаёт перед Богом нагим вне зависимости от своих земных достижений, а потому главная задача при жизни — свершать как можно меньше грехов и раскаиваться в случае неудачи. Человек обязан держать ответ за свои деяния. И только исповедовавшийся будет допущен к неземной жизни.

Древняя Индия

Философское течение, созданное Гаудападе и Шанкаре, рассказывает, что всё сущее — это результат деятельности мирового духа Брахмана. В реальное существование вселенной могут верить только простые, не умудрённые знаниями люди. И только лишь святые и просветлённые умы способны постигнуть всю иллюзорность мира.

Смысл жизни — это спасение собственной души и обращение к личному Богу (который покровительствует каждому своему приспешнику). Путь спасения — стремление к освобождению от материальности.

Артур Шопенгауэр

Иррационализм

Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал жизнь проявлением некой мировой воли: люди полагают, что совершают поступки, основываясь на собственном желании, но в действительности ими управляет чужая воля. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, который позволяет глупцу гоняться за наслаждениями, но в итоге приводит его к разочарованию, а мудрецу, избегающему бед, разрешает устанавливать предел собственных желаний.

Существование — это беспрерывная борьба со смертью и непрекращающиеся страдания. А попытка освободиться от несчастья приводит лишь к появлению новых несчастий.

Экзистенциализм

Авторство самого жёсткого и откровенного философского течения принадлежит Альберу Камю. Его суть заключается в познании собственной сущности. Жизнь человека — это открытый проект, который нужно завершить. На протяжении своего века личность сталкивается с различным опытом: жизнь — бренна, смысл её — абсурден, свобода — иллюзорна. В итоге подлинный смысл теряется, ведь обстоятельства постоянно меняются и не приходят к определённому завершению.

Получается, что суть экзистенциализма — обретение недостижимого. Как итог — смысл жизни вообще отсутствует.

Полезно почитать«Человек стоит лицом к лицу с иррациональным. Он чувствует в себе жажду счастья и знаний. Абсурд рождается из этой конфронтации между человеческой потребностью и необоснованным молчанием мира». «Миф о Сизифе», Альбер Камю

Нигилистские взгляды

Нигилистские взгляды

Учение о нигилизме призывает принять то, что у слов «ценность» и «смысл» изначально отсутствует определение. А значит, и существование человека никакого смысла не имеет. Всё, что остаётся людям — это проявлять абсолютное безразличие к происходящему вокруг.

Позитивистские взгляды

Позитивизм — популярное и в наше время философское течение. Оно основано на стремлении поставить философию на научную опору, убрать все недоказанные черты и сделать главенствующим исключительно научное знание.

По мнению позитивистов, их идея должна руководствоваться только достоверными фактами и опираться на научный метод. Всё духовное — это исключительно иллюзии, и для реальной жизни они не является руководством. А ответа на вопрос о смысли существования попросту нет.

Полезно почитатьЧитайте также:
Смерть: стена или дверь?

Прагматический подход

Учение создано американским философом Чарльзом Пирсом и основано исключительно на личной выгоде человека. Смыслом жизни становится достижение собственного счастья. Основное отличие от других теорий заключается в том, что этические рамки в прагматизме не только не устанавливаются, но и должны быть полностью разрушены.

Все вопросы рассматриваются исключительно в практической плоскости, духовные же аспекты уходят на задний план. Цель человека оправдывает средства. И не важно, сколько эгоизма, цинизма и жёсткости при этом будет использовано. Такой подход к жизни мало кому приятен, но придётся смириться с тем, что большинство людей именно так и живут.

Что говорят религия и учения

Последователи

Философия жизни Фридриха Ницше была изложена в сумбурных, беспокойных писаниях. Но второе дыхание она получила, как это ни странно, в систематизированных логических рассуждениях и четких выводах Вильгельма Дильтея. Именно он поставил философию жизни, основанную Ницше, в один ряд с академическими школами и заставил считаться с нею ведущих ученых. Он привел все эти сумбурные идеи в систему. Переосмыслив теории Шопенгауэра, Ницше и Шлейермахера, Дильтей соединил философию жизни с герменевтикой. Он добавляет новые значения и интерпретации, выработанные немецким трагическим гением теории. Дильтей и Бергсон использовали философию жизни для создания альтернативной рационализму картины мира. А его идеи об индивидуальном преодолении ценностей, структур и контекста имели сильное воздействие на мыслителей конца двадцатого и начала XXI века, которые использовали его концепции в качестве отправной точки для собственных теорий.

Делать счастливыми других и быть самому счастливым: жить как утилитаристы

Однако не все философы согласны, что мораль заключается только лишь в исполнении нравственного долга. Утилитаризм учит, что действие может быть названо моральным, только когда оно приносит как можно больше счастья и пользы всем вокруг. А значит, и смысл жизни состоит в том, чтобы это счастье максимизировать и быть, таким образом, полезным обществу.

Но как этого добиться? Можно, например, мысленно подсчитывать, как много счастья принесет то или иное действие, а затем делать то, что наиболее полезно обществу.

Иногда даже во вред себе: выбирая между счастьем одного или десятерых, утилитарист предпочтет количество. А потому жизнь, наполненная смыслом, будет та, в которой человек приносит наибольшую пользу обществу и делает как можно больше людей счастливыми.

Утилитаристов за это любят покритиковать: не всё в жизни можно так легко подсчитать и сравнить, да и люди вряд ли согласятся жертвовать собой в угоду остальным.

Английский философ XIX столетия Джон Стюарт Милль возражает на это: «Счастье остальных делает счастливым и меня самого», — потому мы и совершаем добрые альтруистические поступки. Чаще всего именно они и наполняет нашу жизнь смыслом: делая счастливыми других и видя на их лицах улыбки, мы и сами становимся чуточку счастливее.

Тибетская философия

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

О смысле жизни человека согласно унитаризму

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, изучался и теорией унитаризма. Главными представителями этой теории можно назвать философов Милля и Бентамома. Бентамом видел смысл жизни человека в прекрасном и в получении удовольствия от нее. Но он понимал, что человек может стать счастливым и получить удовольствие, только если он избегает все мучения и страдания, а этого добиться очень сложно. По его мнению, можно было с помощью математической формулы высчитать то, насколько человек счастлив или, наоборот, недоволен.
Как утверждал Милль, смысл жизни человека заключается в счастье. Но как он говорил, что для счастья человека испытывать положительные эмоции должен не только он, но и все люди, которые его окружают.

Эпикурейцы

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Смысла нет: жить нигилистически

Впрочем, часть философов вообще сомневается в том, что в жизни есть какой-либо смысл. Например, немецкий философ XIX столетия Фридрих Ницше напоминает, что нет никакой объективной истины, всё зависит только от нас самих, точнее, от того, с какой стороны мы смотрим на вещи. У мира нет никакого смысла, как нет одной объективной истины, и нам нужно прекратить поиски.

С ним соглашается французский философ XX столетия Альбер Камю, который тоже говорит, что жизнь абсурдна и не имеет никакого смысла, как бы мы отчаянно ни пытались его найти. Все наши попытки — всего лишь разные точки зрения, ни одна из которых не может быть окончательной.

Он сравнивает вечные попытки человека найти всему объяснение с Сизифовым трудом: мы катим камень в гору, надеясь, что в этот раз удастся закатить его на вершину, смысл найдется и всё станет ясно, — вот только камень всегда скатывается вниз, мы остаемся ни с чем и начинаем всё по новой.

Жизнь бессмысленна, но это не значит, что следует сдаться и отказываться жить. Скорее, стоит прекратить попытки искать смысл и заявить, что отсутствие смысла дает человеку огромную свободу. Можно делать всё, что хочется, и не переживать за то, что твои действия бессмысленны.

Можно, наконец, честно сказать себе: «Жизнь — это абсурд, но я буду ею наслаждаться». Не жалеть о прошлом, не переживать за будущее, просто жить.

«Всё завершается признанием глубочайшей бесполезности индивидуальной жизни. Но именно это признание придает легкость, с какой они осуществляют свое творчество, поскольку принятие абсурдности жизни позволяет полностью в нее погрузиться».

— Альбер Камю, «Миф о Сизифе»

Ацтекская философия

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

KONSPEKTY.NET

Универсальные законы мудрости одинаковы для всех стран, народов и культур. Мудрые люди всегда особенно почитались. Как известно, мудрость и ум – это понятия совершенно различные. Ум проявляется в умении эффективно усваивать, анализировать, структурировать информацию, находить новые пути решения старых задач. Мудрость – это интегральное понятие. Оно включает в себя и более глубокую степень развитого интеллекта, и жизненный опыт. Мудрость – это тот самый срединный путь, баланс, гармония, золотая середина, способность увидеть суть и корень вещей, своеобразная форма ясновидения.

Если Вы хотите стать мудрым, то, вероятно, Вам придется либо пойти путем предельного развития и усложнения интеллекта, либо пойти через опыт и сделать ставку на внутренне видение и интуитивное познание ситуации. В первом случае Вы просто дойдете до некоторого интеллектуального предела, увидите тупики в решении многих проблем, разочаруетесь в возможностях ума и поймете, что они не тотальны. Мудростью также можно назвать и выбор оптимального решения, лучшего варианта из множества. А для того, чтобы это самое множество увидеть, надо либо опять-таки обладать мощнейшим интеллектом, либо не менее сильной интуицией.

Для того, чтобы понять законы мудрости, проще всего читать и изучать труды величайших мудрецов человечества. К ним, понятно, будут относиться религиозные писатели и философы. Возможно, Вы захотите просто наблюдать за людьми и изучать себя и их. Такой опыт тоже ведет к мудрости. Но тогда Вам придется идти духовным путем, регулярно медитировать или молиться. Оптимальным будет совмещать оба пути, но это потребует огромных вложений времени и энергии. Мудрость дается непросто, поэтому рассчитывайте на многие и многие годы работы.

Если Вы мечтаете стать мудрым, то первое, что надо сделать – это научиться молчать. Слово обладает огромной силой. Любой, произнесенное нами слово, — это программа к реализации, которую мы даем себе и другим. Часто раздраженные мамаши кричат на своих детей и произносят при этом, мягко говоря, не очень красивые слова. Им-то кажется, что они желают чаду добра, но на самом деле они деформируют его психику своими негативными программами. Если ситуация повторяется много раз, то ребенок вырастает неполноценным и больным неудачником, неуверенным в себе и с кучей комплексов.

Говорите только то, что нужно, и только тогда, когда это реально нужно. Приучите себя не произносить ни одного слова, без которого можно обойтись. Взвешивайте свою речь, давайте себе и другим только положительные программы, и Вы увидите, как быстро изменится качество Вашей жизни и Вашего мышления.

Конечно, моментально обуздать свою речь будет сложно. Для того, чтобы помочь себе, есть одна немного сложная, но невероятно эффективная техника. Это практика молчания. На целый день выключите входящий поток информации: телевизор, Интернет, книги, плеер. В этот день Вам надо молчать. Заранее предупредите об этом всех близких, друзей и знакомых, чтобы они не отвлекали Вас. По окончанию практики Вы начнете говорить меньше и гораздо более тщательно выбирать слова. Еще более экстремальный вариант этого упражнения – трехдневное молчание.

Скачать данный материал:

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(Пока оценок нету) Loading…

Похожие записи

  • Декарт философия кратко
  • Философия Платона и Аристотеля кратко
  • Кратко о философии Бэкона. Философия нового времени…
  • Философия Сократа кратко
  • Философия Платона кратко
  • Вольтера философия кратко
  • В чем заключается философия Аристотеля? Кратко и понятно
  • Философия Конфуция кратко
  • Философия Канта кратко и понятно
  • Философия марксизма кратко
  • Философия Бердяева кратко
  • Видео: Философия жизни кратко

Критика культуры

Философ очень тосковал по мифическим временам, когда действовали боги и герои, и поэтому начал развивать свои идеи с анализа античной трагедии. В ней он различал два начала, которые назвал дионисийским и аполлоновским. Эти термины очень важны для Ницше. Основные идеи его в области культуры связаны именно с этими понятиями. Дионисийское начало – это необузданное, страстное, иррациональное, не слушающееся никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни. Аполлоновское – это желание измерить, придать всему форму и гармонию, упорядочить хаос. Идеальной культурой, как полагал философ, является та, в которой эти тенденции находятся между собой в гармоничном взаимодействии, когда существует своего рода равновесие. Таким образцом, согласно мысли Ницше, является досократовская Греция. Затем настала диктатура разума, аполлоновское начало затмило все и сделалось рассудочно-логичным, а дионисийское вообще было изгнано вон. С тех пор культура идет семимильными шагами к гибели, цивилизация загнивает, духовные ценности не имеют смысла, а все идеи утратили свое значение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...