Все о мышлении человека: 22 вида мышления

Содержание
  1. Суть и понятие
  2. Немного о понятии
  3. Что это такое
  4. Определение термина
  5. Анатомия и мышление
  6. Ассоциативная кора
  7. Большие полушария головного мозга
  8. Формы
  9. Исторический очерк
  10. Функции
  11. Виды мышления
  12. Наглядно-действенное
  13. Наглядно-образное
  14. Словесно-логическое
  15. Основные виды мышления
  16. Особенности мышления
  17. Пралогическое мышление
  18. Процесс
  19. Мышление, что это
  20. Характерные признаки
  21. Особенности мужского и женского мышления
  22. Другая классификация ↑
  23. Нарушения
  24. Можно ли развивать в себе эти навыки?
  25. Классификация мышления
  26. Приемы
  27. Методы исследования
  28. Развитие
  29. Операции мышления
  30. Развитие
  31. Разновидности
  32. Критическое
  33. Позитивное
  34. Абстрактное
  35. Логическое мышление в психологии – кратко об этом
  36. Клиповое
  37. Креативное
  38. Наглядно-образное
  39. Системное
  40. Пространственное
  41. Стратегическое
  42. Аналитическое
  43. Творческое
  44. Латеральное
  45. Ассоциативное
  46. Дивергентное и конвергентное
  47. Нестандартное
  48. Саногенное и патогенное
  49. Рациональное и иррациональное
  50. Понятийное
  51. Научное
  52. Стереотипное
  53. Когнитивное
  54. Мышление и интеллект

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

Фото 1626

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Немного о понятии

Это высочайший уровень человеческого сознания, способствующий ориентации в окружающей среде, накоплению опыта, формированию общего представления о предметах и реалиях. С его помощью личность может анализировать ситуации и прогнозировать дальнейшее развитие событий, создавать модель закономерностей действительности.

Этой темой занимаются многие науки:

  1. Логика акцентируется на правильном, или как его еще называют, истинном мышлении.
  2. Психология в отличие от логических сфер берет также во внимание нарушенные формы, а также заинтересовано понятием, как основанием для получения результатов в определенной деятельности.
  3. Философия рассматривает его в качестве сознания или психики и пытается связать с бытием.
  4. Кибернетика настроена на создание искусственного интеллекта.
  5. Нейрофизиология пытается понять суть механизма.

Размышлять можно по-разному. Например, математик настроен на решение трудных уравнений, а писатель выстраивает в уме сюжет будущей книги. Бывают моменты, когда мы и вовсе не мыслим. Когда чистим зубы или открываем дверь. Так как эти манипуляции проводились миллионы раз, память выдает нужный алгоритм. Поэтому процесс действует только тогда, когда встают новые задачи.виды и различные типы мышления

Что это такое

Считается, что познавательная деятельность достигает своего совершенства только у людей. Мышление это в психологии высшая психическая функция. С ее помощью человек ориентируется в пространстве, накапливает опыт, формирует представления о мире.

Для того чтобы понять, что такое мышление, необязательно разбираться в особенностях работы центральной нервной системы. Достаточно понимать детали процесса.

Познавательная деятельность – это восприятие окружающего мира. Обобщенное и опосредствованное отражение действительности позволяет индивиду делать умозаключения. Например, если он видит на улице снег, то делает вывод о низкой температуре и необходимости теплой одежды.

Термин рассматривается не только в психологии. Он встречается и в философии. Еще античные мыслители рассматривали процесс познания как способ получить истину и мнение. Позже Аристотель создал науку логику. Она позволила выделить новые понятия: умозаключение, суждение.

Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души

Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души

В XVII веке мышление начало активно изучаться психологами, но в то время рассматривалось отдельно от психики. Только в XX веке ситуация изменилась, хотя каждая психологическая школа имела свои представления о мышлении и определении процесса:

  1. Феноменология определяла процесс познания как систему интеллектуальных операций, которая имеет врождённую природу.
  2. Гештальтпсихология: мышление – это процесс переструктурирования проблемы с помощью инсайтов (внезапных озарений).
  3. Психоанализ: мышление – это бессознательный процесс, который зависит от мотивов и потребностей.
  4. Бихевиоризм – в процессе познания формируются связи между стимулами и реакциями.

В советской психологии придерживалось мнение, что мышление формируется только в ходе деятельности. Под термином понимали способность индивида решать задачи и преобразовывать действительность. Считалось, что мышление является врожденным умением.

Определение термина

Как рассматривает мышление в психологииПсихология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Анатомия и мышление

То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав её сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врождённая жёсткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры ещё не установлена.

Ассоциативная кора

Эти большие «неопределённые» области называют ассоциативной корой. Традиционная наука о мозге утверждает, что здесь образуются ассоциативные связи между специализированными областями и интегрируется приходящая из них информация. Кроме того, здесь, как полагают, текущая информация объединяется с эмоциями и воспоминаниями, что позволяет людям думать, решать, составлять планы.

Так, например, считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, — сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений — со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя.

Принято считать, что на наше решение при встрече с медведем или кошкой опосредованно влияют ассоциативные поля лобной доли. Интегрированная сенсорная картина события передаётся лобной коре. Благодаря обширным двусторонним связям с лимбической системой к этой картине добавляется эмоциональный оттенок, а также информация, взятая из памяти. Другие нервные связи тоже доставляют информацию, которая позволяет лобной коре оценить текущие требования организма и окружающей среды и выбрать среди них первоочередные — решить, что лучше, а что хуже для организма в данной ситуации. Лобная кора, по-видимому, ответственна и за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее, а также за нашу оценку различных обстоятельств в связи с этими целями.

Где именно в коре происходят эти сложнейшие процессы фильтрации и абстрагирования данных и как они осуществляются, пока неизвестно. Однако, как показали современные методы исследования, большая часть того, что прежде называли «ассоциативной корой», возможно, состоит из ряда сенсорных зон всё более высокого порядка, наивысшая из которых получает, фильтрует и интегрирует информацию от различных органов чувств. Как отмечал Верной Маунткасл, основной тип строения коры — это вертикальные колонковидные образования, состоящие примерно из 100 клеток. Особая роль этих кортикальных колонок в «ассоциативных» полях, а также во всей коре, вероятно, связана с их способностью к установлению ассоциаций, то есть образованию временных связей, с другими колонками из других участков мозга. При изменении условий такие связи могут изменяться.

При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека — использование языка — основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались — как приятные или неприятные. Обширные поражения этой зоны могут привести к потере долговременной памяти (или по крайней мере к неспособности извлекать из неё информацию). Очевидно, что функции лобных долей по составлению планов должны быть связаны с восстановлением в памяти соответствующих ситуаций из прошлого опыта; эти данные могут поступать из височной коры.

Ещё один анатомический аспект, имеющий важное значение для понимания того, что такое сознание и язык, — это полушарная организация мозга.

Большие полушария головного мозга

Два полушария, составляющие передний мозг, в нескольких местах соединены между собой пучками волокон, из которых крупнейшим и важнейшим является мозолистое тело. Правое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела, а левое осуществляет аналогичный контроль над правой половиной. В отношении зрения и слуха полушарный контроль несколько сложнее. Поле зрения каждого глаза состоит из левой и правой половин. Информация из правой части поля зрения обоих глаз поступает только в левое полушарие, а из левой части — только в правое полушарие. Связь между зрительными зонами левого и правого полушарий в норме осуществляется через мозолистое тело. Человеческая речь в отличие от этих контралатеральных функций локализована только в одном из полушарий мозга.

Наиболее глубокое проникновение в тайны физиологических основ мышления и сознания было достигнуто благодаря клиническому исследованию лиц с повреждениями мозга (результат несчастного случая, заболевания или хирургической операции), в частности тех, у кого вследствие операции полушария оказались отделёнными друг от друга.

Формы

В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

  1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
  2. Суждение — относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
  3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

Исторический очерк

Фото 1685Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Функции

Явление подразумевает умение:

  • понимать и анализировать условия ситуаций;
  • строить цепь действий, приводящих к разрешению проблем;
  • ставить цель и выстраивать зависимость между известной и недостающей информацией;
  • разбирать собственную разновидность мышления и деятельности, что позволяет индивиду взять под контроль свое поведение.

Виды мышления

Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.

Наглядно-действенное

Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно “помогает себе действиями”. Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.

Подобное мышление свойственно и зрелым личностям, с той лишь разницей, что оно становится второстепенным. Наглядно-действенные операции активируются в случаях, когда точное прогнозирование затруднительно. В качестве примера – изучение на практике незнакомой техники, перепланировка интерьера и прочее.

Наглядно-образное

Познание при помощи представлений, предметов – более совершенный уровень осмысления реальности в сравнении с предыдущим. Мыслительный процесс выходит на первый план, после чего следуют действия. Чтобы дать подробную характеристику предмету, человек не нуждается в практических действиях в связи с ним: не рассматривает и не касается его руками. Этот уровень способен осилить ребенок лет семи.

Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.

Словесно-логическое

Познание посредством понятий, рассуждений, слов. Это уровень абстрактных процессов мышления, характеризующийся присваиванием понятий, использованием логических конструкций, не всегда имеющих образ, например: “совесть”, “ценность”. Абстрактное мышление – вспомогательный инструмент человека для выявления закономерностей в окружающем мире, в изучаемом материале.

Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.

Основные виды мышления

Разновидности мышленияСуществует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Теоретический и практический виды мышленияПрактическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Особенности мышления

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Пралогическое мышление

Первобытное мышлениеОб этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.

Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.

Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.

Процесс

Мало кто из людей задумывается над тем, как нужно правильно мыслить. Сам процесс происходит автоматически. Все начинается с подготовки, которая позволяет определить условия проблемы.

Важно! Последовательность этапов познавательного процесса строгая и не может нарушаться.

Второй этап более объемный – поиск решения. Он осуществляется на основе уже имеющегося опыта или предполагает формирование нового алгоритма. Процесс познания не всегда приводит к положительному результату. В случае отрицательного опыта наступает разочарование.

Иногда у человека появляется инсайт, т.е. внезапное озарение. Это выражается в виде мысленного мгновенного решения проблемы. Происходить такое явление может у уверенных людей, которые собирают большое количество информации и верят в свой успех.

При дивергентном мышлении разрабатывается гипотеза, которая подтверждается или опровергается в ходе изучения ситуации. При таком типе развиваются творческие способности. При интуитивном познании индивид больше полагается на чувства и ощущения, которые ему подсказывают, какой вариант лучше выбрать.

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Характерные признаки

Мышление имеет ряд характерных признаков:

Фото 1675

  1. По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
  2. Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
  3. Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.

Особенности мужского и женского мышления

Развитие мозга началось несколько миллионов лет назад, когда предки современного человека начали питаться мясом, белки которого существенно ускорили развитие головного мозга. Добытчиками мяса были мужчины, что требовало больше физических и умственных сил, чем собирательство, которым занимались женщины. Так исторически сложилось, что мозг мужчины и женщины развивался в различных направлениях.

Другая классификация ↑

Виды мышления в психологии по оригинальности и новизне, разделяют на такие формы:

  • репродуктивное, в этом случае решение задач или тех или иных ситуаций происходит уже известным путем или способом. В этом случае человек не будет использовать новых алгоритмов и суждений, а пойдет уже по проторенной дорожке;
  • продуктивное для этой формы мышление характерен творческий потенциал и интеллектуальные способности человека. Для решения вопроса в этом случае человек использует собственные знания, то есть обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности. Характеристика такого вида выйдет за пределы фактов и привычных связей. Мозгом будет использоваться интуитивная и креативная составляющая интеллекта человека.

Также выделяют такие формы как аналитическое или интуитивное мышление. В первом случае описывается мышление, развернутое во времени, с четкими границами и этапами. Интуитивная форма характеризуется обратным, она свернута во времени у нее нет этапов, и представление о ситуации возникло в сознании.

Максимальное развитие и прогресс мышления припадает на школьные годы, когда ученику приходится решать большое количество различных задач и искать ответы на разные вопросы. Даже масса мозга увеличивается в три раза к шести годам, по сравнению с ее массой в первый год жизни. Это связано с интеллектуальным развитием и черпанием большого количества информации.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

Фото 1658

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Можно ли развивать в себе эти навыки?

Развивать навыки мышления можно на протяжении всей жизни. Главное не останавливаться на достигнутом, быть любопытным и не полагаться на бессознательное. Чтобы развивать эти способности, рекомендуется задавать себе правильные вопросы, и находить к своим вопросам другие правильные вопросы, поскольку поиск ответа порождает еще больший поиск ответов. Чем больше человек знает, тем больше он понимает, что еще много не понимает.

Правильные вопросы нужны человеку для фильтрации ненужной информации, которая не приносит никакой пользы и занимает лишь мысли человека и его время. Вовремя заданные вопросы помогают развивать мышление и память.

Для развития важно уметь переключаться с одной информации на другую, а также ощущать взаимосвязь между ними для дальнейшего использования данной информации. Важно оставаться любопытным, вдумчивым и заинтересованным в информации.

Классификация мышления

Виды мышления

  • Логическое мышление
  • Панорамное мышление
  • Комбинаторное мышление
  • Нестандартное мышление
  • Латеральное мышление
  • Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Дивергентное мышление
  • Практическое мышление
  • Oбходное мышление
  • Саногенное мышление
  • Патогенное мышление
  • Стратегическое мышление
  • Музыкальное мышление

Классификация по психическим процессам

  • Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
  • Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 – до 7 лет)
  • Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Классификация по результатам мышления

  • творческое;
  • репродуктивное.

Классификация по уровню психических процессов

  • аналитическое;
  • интуитивное.

Приемы

В ходе познавательной деятельности человек использует разные способы изучения окружающей действительности. При анализе проблема разделяется на несколько частей, и изучаются особенности каждой. При синтезе объединяется ряд свойств в одну группу.

Сравнение направлено на выявлении схожих характеристик и отличительных черт

Сравнение направлено на выявлении схожих характеристик и отличительных черт

Сущность классификации – разделение проблемы на разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. Конкретизация направлена на выявление сути ситуации, ее смысла.

Важно! В процессе мышления необязательно использовать все приемы, человек сам решает, что применять.

Мышление может состоять из разных способов. Например, при абстрагировании создается отвлеченный образ проблемы. Он позволяет отвлечься от конкретики и спровоцировать появление инсайта.

Методы исследования

Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:

Фото 1660

  1. Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
  2. Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
  3. Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
  4. Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.

Развитие

Никто не рождается с полностью сформированным мышлением. Как и в случае других психологических функций, познавательная деятельность имеет несколько этапов:

  1. Сенсомоторный – длится с рождения до двух лет, заключается в активном изучении предметов окружающего мира.
  2. Дооперационный – длится с двух до семи лет. Действия проговариваются, малыш также стремится познать мир, отражательная способность мышления позволяет ему сформировать наглядные представления.
  3. Конкретных операций с предметами – длится с семи до двенадцати лет. Ребенок четко понимает, зачем он проводит то или иное действие, может следовать понятной инструкции, легко переключается.
  4. Формальных операций – длится с двенадцати до четырнадцати лет. Ребенок является полноценной мыслящей личностью, он может выполнять вычислительные и другие операции полностью в уме.

Все эти этапы происходят последовательно, они учитываются в педагогике.

Операции мышления

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

Фото 1695

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Разновидности

Мышление человека — это высшая степень его познавательной деятельности. Процессы происходят не только на сознательном, но и на подсознательном уровнях. Благодаря им мы узнаем окружающий мир, можем объяснить происходящие события и явления и более продуктивно решать насущные проблемы.

Развитие этих навыков помогает личности стать успешной. Но для этого необходимо определить свой тип и уже отталкиваться от него. На моей консультации я готова помочь вам на пути саморазвития и сделать собственную жизнь гораздо лучше. А в качестве обзора приведу краткие определения основных видов.

Критическое

Оно способствует тому, что человек выбирает наиболее правильное решение проблемы и оценивает возможность его осуществления.

Позитивное

В этом случае во внимание берутся такие составляющие, как удача и доброта. Личность видит все в радужном свете, не отрекается от веры в лучшее и считает, что из любой ситуации всегда найдется выход.

Абстрактное

Позволяет увидеть картину в целостности, отбросив все детали, и должно развиваться с ранних лет. На ярко выраженную способность указывает огромная скорость размышлений и уникальный подход к достижению целей.

Особенная черта таких людей – быстро ориентироваться при любых обстоятельствах, даже если они являются незнакомыми. За короткий промежуток времени данные собираются и анализируются, а на их основе можно опосредовать умозаключение.

Логическое мышление в психологии – кратко об этом

Уклон делается на причинно-следственную связь. Благодаря этой разновидности можно применить уже имеющуюся информацию, обработав ее в определенной последовательности.

Результатом станет нахождение наиболее верного пути. Логика способствует быстрому получению выводов, определению последующей стратегии и разрешению задачи в ускоренном режиме.разные формы и типы мышления

Клиповое

Восприятие происходит исходя из наиболее заметных образов, вырванных из контекста. Рассуждение формируется из коротких новостей или отрывков. Все это позволяет выхватывать необходимые данные, не вдаваясь в подробности. Минусом является отсутствие способности изучить вопрос с разных сторон.

Креативное

Основное качество – нестандартный подход, отличный от ожидаемых решений. Такие люди всегда будут в плюсе перед теми, кто мыслит шаблонно. В творчестве это помогает реализовывать неповторимые идеи, а в бизнесе – решать задачи, кажущиеся неразрешимыми.

Наглядно-образное

Основывается на использовании зрительных образов и предоставляет возможность практически мгновенно обрабатывать информацию. Развивается преимущественно у детей. Для этого необходимо показать им предмет для запоминания, а потом попросить детальное описание.

Системное

Допускает определение взаимосвязей между разными предметами и реалиями. Способность видеть данные связи позволяет спрогнозировать итог в самом начале действий, предвидеть различные пути развития ситуации, выявить совершенные ошибки и исправить их.

Пространственное

Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, воспринимать местность, как единое целое, вспоминать расположение всех объектов между собой и относительно точки, где он находится. что такое мышление и какое бывает

Стратегическое

Индивидуум способен к прогнозу не только собственных результатов, но и своего оппонента. Он рассчитывает все действия противника и действует на опережение. Тем самым всегда оставаясь в выигрыше.

Аналитическое

Перед тем как начать действовать, личность все достаточно хорошо обдумывает. Способность из минимума материала «выжать» максимум данных позволяет рассмотреть ситуацию со всех ракурсов и найти самый подходящий выход.

Творческое

Это умение создавать нечто новое, с субъективной точки зрения, на основе уже известного. Кроме того, этот вид дает возможность находить решения, выходя за пределы привычного.

Латеральное

Такой человек при достижении целей опирается не только на накопленные знания, но и на интуицию и чувства. Он изучает объект с разных сторон, использует нестандартный подход и в итоге получает высокие результаты.

Ассоциативное

Это умение формировать яркие образы, связанные с предметом, что способствует анализу на эмоциональном и чувственном уровне, помимо понятийного. При хорошо развитом психологическом процессе индивид способен мысленно связать события, не имеющие общего с конкретным явлением. Например, ситуации из жизни с фильмом или книгой. мышление в психологии: что это

Дивергентное и конвергентное

Благодаря первому понятию можно найти массу выходов, основываясь лишь на исходном материале. Второе является прямо противоположным – внимание акцентируется только на одной версии, а остальные полностью отклоняются.

Нестандартное

Оно способствует нахождению необычного и уникального решения при любых обстоятельствах. Основное преимущество – решить задачу, которая кажется безвыходной.

Саногенное и патогенное

Люди с первым типом мышления устанавливают некий барьер от негатива, создают для себя комфортное эмоциональное состояние и не находятся в зависимости от стрессовых ситуаций. Вторая разновидность представлена, как разрушительная. Такая личность может сотню раз прокручивать в голове отрицательные события, уже давно прошедшие, и создавать при этом негативные эмоции: гнев, злость.

Рациональное и иррациональное

Еще одни противоположности. Основой рациональности является строгое следование логике и конкретной структуре, что позволяет выходить из большинства обстоятельств.

А иррациональности характеризуется обрывками суждений и невозможностью построить четкий мыслительный процесс. Такие индивиды часто переходят с одной темы на другую, а их мысли движутся в хаотичном порядке.

Понятийное

Присуще школьникам и проявляется в создании определенных истин, не требующих наличия доказательств. В этом случае исключается возможность рассматривать объект с разных сторон, так как уже сформирован некий шаблон. различные формы мышления

Научное

Человек стремится узнать первопричину реалий, докопаться до сути. Характерные черты – системность, сбор доказательной базы, объективность. Плюс состоит в умении анализировать окружение и на основе полученных знаний приносить пользу людям или себе.

Стереотипное

События воспринимаются и оцениваются по установленным стандартам, а логика или творческий подход при этом не применяются. Это палка о двух концах. С одной стороны, индивидуум имеет возможность социализироваться, но с другой – теряет индивидуальность, становится частью массы. Главное оружие против этого направления – развитие фантазии.

Когнитивное

Включает в себя высочайшую степень прогресса всех мыслительных механизмов, что обеспечивает способность находить оптимальное решение с помощью сбора и анализа информации, оценки с разных ракурсов, а также интуитивных, эмоциональных и логических действий. процессы мышления и описание

Мышление и интеллект

Интеллект — совокупность умственных способностей человека

, обеспечивающих успех его познавательной деятельности. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех

познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности1. В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости

Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с воз­растом развивается», — этим передается проблематика развития интеллекта. Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект

— это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.

В психологии существует понятие структуры интеллекта,

однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый

Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую»

(fluid), и статическую — «кристаллизованную»

(crystallized). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

  • способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);
  • способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;
  • способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;
  • объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр.

К наиболее известным тестам такого вида относятся:

  • тест Стенфорда-Бине

    — оценивает интеллектуальное развитие ребенка;

  • тест Векслера

    — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;

  • тест Равена

    — невербальный интеллект;

  • тест Айзенка (IQ)

    — определяет общий уровень развития интеллекта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...