Возрастные кризисы у детей — во сколько лет, таблица периодов

Содержание
  1. Кризис первого месяца (обычно начинается между 4-й и 5-й неделями).
  2. О детских кризисах
  3. Как распознать начало первого возрастного кризиса?
  4. Причины
  5. Кризис новорожденности. «Я родился!»
  6. Симптомы и основные периоды кризиса
  7. Календарь кризисов ребёнка
  8. Что могут сделать родители:
  9. Что такое кризис и почему он возникает?
  10. Кризис второго месяца (начинается примерно в 7 недель).
  11. Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
  12. Кризис новорожденности
  13. Сколько лет дошкольникам?
  14. Календарь кризисных периодов
  15. Кризис третьего месяца (11-12-я неделя)
  16. Кризис после появления на свет
  17. Как происходит развитие во время возрастного кризиса
  18. Особенности протекания кризисов дошкольного возраста
  19. Кризис первого года
  20. Что должны знать родители о возрастных кризисах?
  21. Как вести себя во время кризиса советы психологов
  22. 3.Возрастной кризис 1 года у ребенка психология
  23. Физическое развитие
  24. Практические рекомендации:
  25. Кризис переворота
  26. Кризис 1-го года жизни
  27. Общая характеристика
  28. Кризис рождения 
  29. 4.Кризис 3 лет
  30. Советы доктора Комаровского
  31. Кризис 3 лет
  32. Кризис трех лет у ребенка
  33. Что делать?
  34. Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)
  35. Кризис 3-х лет
  36. Кризис первого года жизни
  37. Кризис 6-8 лет
  38. Школьный невроз
  39. Мнение доктора Комаровского
  40. Коротко о детских страхах
  41. Подростковый кризис (кризис 11-13 лет)
  42. Что необходимо делать родителям
  43. Таблица основных кризисов ребенка по годам
  44. Кризис у ребенка 7 лет
  45. Как справиться
  46. Кризис 2 лет
  47. Кризис возрастного развития 7 лет
  48. Кризис 3 лет
  49. Кризис первого упрямства в 1 год 2 месяца (59-63-я недели)
  50. Юношеский кризис (кризис 17 лет)
  51. Как быть взрослым
  52. Кризис ребенка в 7 лет
  53. Что делать?

Кризис первого месяца (обычно начинается между 4-й и 5-й неделями).

После нескольких недель “спячки”, которую часто наблюдают родители после родов, когда кроха только ест и спит, ребенок делает серьезный шаг в физическом развитии и совершенствовании органов чувств. Вот признаки этого возрастного скачка:

  • Малыш начинает проявлять ко всему интерес.
  • Количество дневного сна становится меньше.
  • Частые капризы
  • Требует, чтобы мама была рядом.
  • Ухудшается качество сна.

О детских кризисах

малыш хочет к мамеФормирование психики ребенка протекает неравномерно, скачками. И между этими скачками и происходит момент, который принято считать кризисным.

Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. У одного ребенка могут протекать кризисные периоды равномерно и плавно без каких-то характерных изменений и никак не проявляется в его поведении.

У других же детей, напротив, эти периоды будут ярко названы переломными и кризисными.

В любом случае, наличие таких моментов в жизни ребенка свидетельствуют о том, что идет плановое развитие.  Каждый проходит через это.

Не нужно их боятся или стараться избежать, это не болезнь и не психическое расстройство, это всего лишь перестройка нервной системы и переход ее на новый уровень.

Психологи так же утверждают, что чем сильнее происходит протекание того или иного кризисного момента, тем сильнее и крепче становится нервная система ребенка. Но здесь немаловажную роль играет отношение именно окружающих, их отношение и взаимодействие с ним.

Отсутствие  же кризисных моментов должно насторожить родителей и может свидетельствовать об отставании в развитии.

отец и сынКто предупрежден, тот вооружен.  Поэтому родителям важно просто знать о наличии таких периодов.

Быть готовыми  и не округлять глаза при нехарактерном поведении ребенка в тот или иной период его жизни.

Во время кризиса ребенок за короткий промежуток времени быстро меняется. Глобально: его поведение, черты характера, его отношение к предметам и людям.

Кажется, ребенка словно подменили, еще вчера спокойный и уравновешенный, сегодня буян и плакса.

Так же можно отметить, что кризисы могут циклически проходить в дестком организме. Наиболее критические моменты сменяются более спокойными периодами.

Каждый период может протекать у ребенка по — разному, но возрастные особенности которых учитывать просто необходимо. Длительность каждого периода опять же индивидуальна, все зависит от окружения и среды, в которой ребенок находится.

Если люди, с которыми он взаимодействует правильно отнесутся к его поведению, смогут понять и принять в должной мере, то все пройдет быстрее и легче как для самого ребенка, так и для окружающих.

Как распознать начало первого возрастного кризиса?

Основной причиной кризиса первого года является несоответствие новых возможностей малыша его желаниям. При этом родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку.

С одной стороны, у малютки появляется свобода движений, но он не всегда хорошо управляет своим телом и не может добраться до любопытных вещей, расположенных на верхних полках. С другой стороны, карапуз уже начинает использовать короткие слова и слоги для обозначения своих желаний, но далеко не все взрослые могут расшифровать автономную речь младенца. Ему хочется самостоятельности и независимости, окружающие же обращаются с годовалым малюткой как с новорожденным, лишая его возможности изучать окружающий мир на своих условиях.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Что делать, если сорвались на ребенке”. Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

Первым проявлением начала критического периода является трудновоспитуемость малыша.

Он много капризничает, упрямится и при этом требует к себе повышенного внимания. Проявляя обретенную самостоятельность, кроха отказывается выполнять просьбы родителей, поступает по-своему.

В ответ на критику и запреты маленький бунтарь закатывает истерики, он становится особенно чувствителен и обидчив. Поведение малютки в глазах родителей теряет всякую логику из-за непоследовательности желаний и поступков.

Причины

На определенных этапах развития нервной системы у человека происходят переломные моменты. Организм готов перейти на более высокую ступень. В это время происходит резкая смена ценностей. Ребенок приобретает опыт, который позволяет ему адаптироваться к новым условиям жизни.

Возрастные кризисы у детей формируют либо положительные качества характера, либо отрицательные.

Кризис новорожденности. «Я родился!»

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Симптомы и основные периоды кризиса

Надвигающийся кризис возраста у детей определить достаточно легко. Кризис развития ребенка всегда сопровождается негативными поведенческими изменениями. Резко меняется режим сна и кормлений, малыш становится нервным, истеричным, часто плачет, кричит, не может толком объяснить, что ему нужно или что ему не нравится. В старшем возрасте возникают конфликты из-за учебы, невыполнения домашних обязанностей, необоснованные приступы грубости, замкнутости или плаксивости.

Замечено, что кризисы у детей происходят примерно в одинаковом возрасте. Был составлен календарь кризисов ребенка, в котором выделены кризисы: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, пубертатный, 17 лет.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребёнка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

  • лактационные кризисы;
  • кризис первого года;
  • кризис второго года;
  • кризис третьего года;
  • кризис 6-8 лет;
  • переходного возраста.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды. Сориентироваться поможет календарь возрастных кризисов ребёнка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.
Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего по­могает только одно — взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют кап­ризулю, он успокоится.

Дошкольный возраст (от 3-7 лет).

Кризис 7 лет.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Воз­раст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс­тро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Одна­ко главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Как мы отмечали выше, ребенок начинает без всякой причины кривляться, манер­ничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 – 7 лет — это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немоти­вированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переход­ного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот пери­од получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6—7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и ка­жется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ре­бенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, спо­ры со взрослым, возражения по всяким поводам.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена се­мьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет ха­рактер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с роди­телями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предла­гаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода.

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее про­извольно только в игре или с непосредственной помощью взрос­лого, то в 6—7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятель­ности.

Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать соб­ственные переживания. В семь лет возникает осмыслен­ная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впер­вые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень зап­росов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и явля­ются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Все более важными и слож­ными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в се­мье ребенок может вести себя непосредственно, и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность ста­новится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобре­ние и признание, идущие от членов этой новой общности, выс­тупают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.

Одним из глав­ных новообразований, которое возникает на рубеже до­школьного и младшего школьного возраста, является способ­ность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В совре­менных условиях стремление   6 – 7-летних детей занять соци­ально значимую роль обычно и наиболее естественно реализу­ется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Рядом с маленьким ребенком всегда должен быть добрый, заботливый, любящий взрослый. Который поможет малышу научиться жить в этом мире, справляться с трудностями, говорить о своих чувствах, переживаниях, успехах.

Литература.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. 1996.
  2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Материал подготовила Руденко Лариса Геннадьевна,

педагог-психолог ЦДиК «Диалог»

Что такое кризис и почему он возникает?

Кризис возникает, когда по-старому уже «не хочу», а по-другому еще «не умею». Это происходит в те периоды, когда человек приобрел новую способность, открыл для себя что-то новое, в нем произошли психологические изменения — то есть он изменился и уже не может жить по-старому.

Но и как жить по-другому, он еще не знает, не научился, то есть не интегрировал новые качества в свою жизнь. Это очень сложный период, как для самого человека, так и для его близких. Идет перестройка взаимо­отношений с учетом новых возможностей.

Нужно время, принятие, поддержка, собственная перестройка и много терпения со стороны близких, чтобы человек не застрял и вышел из кризиса на новый уровень. И не важно, сколько ему лет – три года или 40.

Кризис второго месяца (начинается примерно в 7 недель).

Органы чувств малыша активно развиваются, от них поступает все больше информации, которую кроха не всегда в состоянии переработать и усвоить. Как понять, что младенец иногда устает от избытка стимулов?

  • Начинает часто капризничать и плакать без повода.
  • Может отказываться от еды или наоборот висеть на груди сутками,
  • Сон становится прерывистым, ритм дня сбивается.
  • Некоторые дети начинают сосать палец.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:
Возраст Предмет конфликта Близкое окружение Исход кризиса
0—1 год Стоит ли доверять этому миру?

+

Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение

+

Доверие к людям, позитивное отношение к себе

Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота»

Недоверие к людям, недоверие к себе

2—3 года Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?)

+

Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях

+

Автономия, стремление управлять собой

Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания

Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность

4—5 лет Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой?

+

Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание

+

Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола

Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика

Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу

6—11 лет Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

+

Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания

+

Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей

Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания

Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями

12—18 лет Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции?

+

Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир

+

Идентичность, внутренняя целостность

Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Сколько лет дошкольникам?

В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (5-7 лет).

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.

Девочка измеряет рост

Календарь кризисных периодов

Изучением этого вопроса занимался Блонский П.П., а далее перенял эстафету Выготский Л. С. Они обратил внимание на имеющуюся закономерность в детском поведении и разработал классификацию обострений состояний по годам.

Каждый ребенок и его семья до совершеннолетия переживает следующие опасные периоды:

  • У новорожденного;
  • У младенца, в пределах одного годика;
  • Раннее детство, когда малышу 3 года;
  • Детство, когда ребенок достиг 7-милетнего возраста;
  • Подростковый период в 13 лет;
  • Кризис юности, за год до совершеннолетия.

В списке приведены примерные возрастные периоды.

Реальное время наступление сложного периода зависит от индивидуальности малыша и его психологии.

Дети и гаджеты, телефон и ребенок

Кризис третьего месяца (11-12-я неделя)

В этом возрасте у малыша появляется больше возможностей для исследований: он может не только изучать свои собственные ручки, но и пытаться хватать ими игрушки, просит, чтобы его носили “столбиком” и показывали все вокруг. Кроха начинает многое понимать и осознавать, но не всегда с этим справляется. Это может проявляться так:

  • Ребенок беспокоится по поводу и без.
  • Плачем пытается сказать, что ему страшно и он не всегда понимает, что с ним происходит.
  • Перестает хорошо кушать.
  • Сон становится хуже.

Кризис после появления на свет

Процесс рождения сопровождается изменением среды пребывания ребенка и это естественно относится к стрессовым ситуациям. Малыш вынужден адаптироваться совсем в другом мире, привыкать к его устройству.

Это будет длиться на протяжении одного – двух месяцев и в этот период требуется море заботы, ласки и понимания от мамы и отца.

Как происходит развитие во время возрастного кризиса

Непростые периоды с резкими переменами в ребенке зачастую доставляют столько беспокойства родителям, что они сомневаются в положительном значении кризиса. Причина заключается в том, что положительные приобретения детей становятся очевидными для окружающих не сразу.

Протест ребенка

Первое, что становится внезапным и неприятным открытием для взрослого, – ребенок стал капризничать на ровном месте и проявлять необъяснимую строптивость.

Когда наступают изменения в развитии ребенка, родители, как правило, не готовы, потому что они живут в другом темпе. Взрослым удобно «как было», и как было вчера, а малыш ведет себя иначе.

Чтобы не затягивать кризисную перестройку, родителям важно вовремя устранить потерявшие свою актуальность запреты и поддержать активность и самостоятельность ребенка. Если папы и мамы не готовы перестроить свое отношение к ребенку, в ответ они получат характерные негативные проявления, которые называют симптомами кризиса.

Особенности протекания кризисов дошкольного возраста

Если рассматривать кризисы на фоне общего хода развития, то в эти периоды ребенок меняется так быстро, как будто его подстегнули. В развитии личности в принципе нет равномерности, а в детстве скачкообразность физиологического и внутреннего роста особенно выражена.

Особенно в трехлетнем возрасте или на пороге школы выпячиваются недоразумения, вносящие сложности в общение детей и взрослых. Объясняется это тем, что ребенок нуждается в изменении формы отношений, а взрослые продолжают общаться с ним как и раньше. Родители не успевают заблаговременно перестроиться, и реализуют свою потребность – опекать своего дитя так, чтобы привычным способом обеспечить его безопасность и свое спокойствие.

«Заявка» на самостоятельность и проявление своей воли исходит от дошкольника, и взрослые не всегда готовы ее принять. Хочет ребенок самостоятельно сходить в магазин – родители понимают, что это важный навык, и следовало бы обучить этому своего сынишку или дочку, но им тревожно отпускать ребенка одного. Пока приобретение важного социального навыка затмевается родительским страхом, дошкольник противостоит доступными ему способами: отказывается выполнять то, о чем просят взрослые, обижается, закатывает истерику и пр.

От взрослых дошкольник ждет не запретов и опеки, а признания и оценки его детских успехов, так как важнейшим новообразованием в этом возрасте является гордость за свои достижения.

Можно сказать, что механизмом развития в период кризиса является «тренировка в естественных условиях». Чтобы овладеть новыми навыками, нужно испытывать свои способности – осуществлять конкретные действия, выполнять новые задания. А двигателем развития выступают новоявленные потребности.

Кризис первого года

Возрастные кризисы детей первого года - статьи на Women Planet

Физическое взросление малыша дает ему возможность впервые почувствовать автономию. Ощущение единства с мамой отходит на второй план, и малыш начинает самостоятельно познавать огромный и интересный мир, который его окружает. Вполне естественно, что на любой запрет и ограничение он будет реагировать остро и вступать в конфликт с родителями. В данном случае очень важно не загонять исследовательскую деятельность ребенка в жесткие рамки, а направлять ее в нужное русло и добиваться компромисса. Положительный момент заключается в том, что годовалого ребенка легко отвлечь, переключить на новый предмет или занятие, которые могут его успокоить.

Что должны знать родители о возрастных кризисах?

Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей.Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Даже наоборот, это свидетельство развития. В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Задача близких на данном этапе поддержать кроху в этот непростой для него период.

Как вести себя во время кризиса советы психологов

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.  

3.Возрастной кризис 1 года у ребенка психология

В это время ребенок начинает осознавать, что он и мама не единое целое, и настроение и желания ребенка могут не совпадать со взрослыми. Радость от размазанной каши по столу или разрисованным обоям вряд ли малыш может разделить с мамой.

В этот период у ребенка начинается развиваться речь, он начинает ходить. Теперь открыт путь к исследованию, но, как правило, родители привыкшие быть с ребенком бок о бок не рады такой познавательной активности. В это время часто из уст взрослого звучит: “сядь”, “не трогай”, “не бери”.

В этот период происходит “проверка родителей на прочность”. Ребенок, если не согласен с мнением взрослого, может лечь на пол, топать ногами, громко плакать, кричать.

ребенок 1 года капризничает, закрыв руками лицоребенок 1 года капризничает

Очень важно в это время родителю:

✔стать поддержкой своему ребенку

✔не менять своего мнения в связи с поведением ребенка

✔обосновывать свое решение, почему нельзя

✔отвлекать малыша интересными занятиями

✔давать самостоятельность

✔запрещать не все подряд, а что действительно небезопасно и неприемлемо для вас

В этот возрастной период закладываются такие личностные характеристики, как самооценка, доверие к себе и своему телу. Также в это время происходит отработка точности движения. Необходимо предоставить безопасность своему малышу, и в то же время давать ему свободы.

Уже в этом возрасте можно давать ребенку больше самостоятельность: кушать ложкой, разбирать стиральную машину, выбрать цвет покупаемой одежды.

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.

Ребенок недоволен

Практические рекомендации:

  • Старайтесь объяснять крохе все действия и поступки, связанные с ней.Ребенку может быть не все понятно. Но также важно ощущать свою значимость, а ваши разъяснения покажут на деле, что вы относитесь к нему на равных.
  • Проводите время от времени беседы с малышом, разъясняя ему что такое хорошо и что такое плохо.Наиболее пристально на это стоит обратить внимание, если ребенок агрессивен, вступает в драки.
  • Чаще просите отпрыска помочь вам в чем-либо. Пусть даже это будет пустяковое дело.В таком случае малыш будет чувствовать себя нужным.
  • Чтобы ребенок чувствовал себя взрослым, спрашивайте у него советы.
  • Предоставьте ему капельку свободы, насколько это позволяют обстоятельства. Не стоит опекать чересчур настойчиво.
  • Не стоит действовать слишком категорично, лучше всегда иметь про запас альтернативное решение.
  • Не придавайте значения кривляниям, со временем эта привычка исчезнет.
  • Начните учить по-тихоньку ребенка логическому мышлению, умению выражать свои мысли и возражения без агрессии, говорить о своих желаниях, формулировать аргументы и доводы.Эти ценнейшие навыки помогут чаду цивилизованно общаться с окружающими.Капризы, истерики, топание ногами и показное игнорирование уйдут без следа, как только ребенок сможет без труда общаться правильно и аргументировать свои желания, мысли.
  • Посещайте вместе с ребенком различные выставки, театры, музеи.Это позволит малышу получить больше впечатлений и найти себя. Не забудьте обсудить с крохой увиденное и поделиться своими впечатлениями.
  • Если ребенок чересчур активен, то запишите его на спортивную секцию по душе – фехтование, бокс, футбол, гимнастика.Новые знакомства и увлечение, стремлении добиться успеха в новом деле только пойдут чаду на пользу и помогут пережить переживания, связанные с кризисом.
  • Важным является следить за тем, чтобы ребенок был при деле и не скучал. Помогите ему найти хобби и сделать жизнь яркой и насыщенной.Если малыш будет занят полезным делом, ему некогда будет забивать голову негативными мыслями и не будет поводов для раздражения и замкнутости.Помните: кризис в 5 лет – это испытание для родителей на прочность их нервной системы. Не поддавайтесь эмоциям и желанию силой установить покой в доме. Оставайтесь спокойны и дружески настроены даже при самом безрассудном поведении чада.

    Кризис 5 лет у детей советы психолога

Кризис переворота

Он связан с первым крупным двигательным навыком – ребенок учится переворачиваться со спинки на животик и чуть позже – обратно. Это происходит у разных детей в промежутке от 3 до 6 месяцев (примерно с 14-й по 25-ю неделю). Такой серьезный рывок в физическом развитии сказывается и на эмоциональном: младенец уже понимает, что в мире есть предметы, которые существуют сами по себе, а не только когда их берут или трогают.

Основные признаки этого кризисного периода:

  • Теряет ко всему интерес.
  • Ухудшается аппетит.
  • Резкая смена настроения.
  • Требует постоянного присутствия мамы.

Кризис 1-го года жизни

Кризис у ребенка до года

Связан с тем, что у ребенка появляется осознанное «Я хочу» и возможность самостоя­тельно передвигаться, достигать своей цели, например розетки. Но тут он наталкивается на запрет взрослого, на ограничение своих желаний, что приводит к недовольству и разочарованию. Справляться с этим малыш еще не научился.

Вот и возникает эмоциональный взрыв: крики, слезы. Поэтому взрослым нужно сделать дом безопасным и приспособленным для ребенка, чтобы запреты не были повсеместными. Чтобы того, что «можно», было больше, чем того, чего «нельзя», и чтобы по возможности была аль­тернатива тому, что запрещено.

Общая характеристика

devochka-grustit.jpg

Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.

1 год:

  • с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
  • появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).

3 года:

  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от других;
  • осознаются возможности;
  • зарождается потребность в уважении и признании.

7 лет:

  • приходится осваивать новые правила школьной жизни;
  • ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает значимость учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.

Подростковый период:

  • на первый план выходит общение со сверстниками;
  • развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
  • составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
  • появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
  • формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.

Кризис рождения 

Может длиться до двух или трех месяцев. Ребенок появился на свет. Это его первый переломный момент.  Характерные признаки: большая потеря в весе.

Малыш становится отдельным целым, отдельным от мамы. У него идет перестройка организма в целом: он дышит воздухом, он пьет молочко, он чувствует новые запахи и видит новые элементы. Он полностью зависим, и не может никак передавать свои желания и чувства, только как посредством плача.

Если мама и другие члены семьи ласковы и терпеливы к плачущему комочку, нежно разговаривают с ним, своевременно удовлетворяют его потребности, то малыш легче проходит первый в жизни опыт. Начинает осознанно улыбаться, узнавать людей, хорошо кушать и пытаться играть.

4.Кризис 3 лет

Период “я сам” (наступает примерно в 2,5 года) – ребенок хочет делать многое самостоятельно, но в силу возраста еще не может.

В этом возрасте ребенок капризный, упорный, не хочет выполнять просьбы родителей.

Манипуляции в этом возрасте еще не осознанны, т.к. сделать что-то специально либо назло ребенок может только ближе к 9 годам.

ребенок капризный в магазинеребенок капризный в магазине

Что нужно делать родителям в этот период:

✔быть спокойными

✔понимать, что это норма развития; ребенок делает так не специально

✔давать самостоятельность, где можно

✔давать право выбора без выбора – т.е. предлагать 2-3 варианта на выбор. “Я не хочу надевать кофту”. “Ок, хорошо, какую кофту тебе достать: с динозавром или с машинкой?”

✔быть последовательными в своих решениях. Если нельзя конфету перед супом, то никогда ее нельзя. А не так: сегодня нельзя, а завтра маме надо поговорить по телефону и стало можно

✔поменьше надзирательного тона. В этом возрасте происходит переломный момент и ребенку не хочется делать то, что скажут родители. Нужно обговаривать варианты с ребенком. “Сначала чистим зубы или читаем книжку?”,  без надзирания: “Сейчас чистишь зубы, потом почитаем сказку”

✔уметь поддержать и успокоить ребенка. Если ребенок истерит, не нужно говорить ему какой он плохой, утешьте его, дайте пережить свои эмоции, а потом переключите внимание.  В этом возрасте еще можно придумать интересную альтернативу для ребенка.

✔помнить, что этот возрастной кризис может затянуться у ребенка, если быть не последовательными в своих действиях и решениях.

В этот период закладываются такие личностные характеристики, как самодостаточность, умение принимать решения, уверенность в себе и своих силах. Важно в этот период выстраивать границы дозволенного у ребенка. Он должен понимать, что делать категорически нельзя, а где можно попробовать!

вам может быть интересно “Что делать, если ребенок постоянно просит что-то купить” 

Советы доктора Комаровского

Следует понимать, что для малыша наступило непростое время.

Поэтому не нужно его ругать и наказывать за капризное поведение.

Это самая большая ошибка родителей. Наоборот обращаться с крохой необходимо очень мягко, но и одновременно настойчиво.

А для этого следуйте следующим советам:

  1. Создайте атмосферу спокойствия и комфорта
  2. Постарайтесь узнать причину плохого поведения. Возможно, ребенку нужно всего лишь больше ласки и любви.
  3. Если проблема кроется глубже, выясните и обсудите ее, предложите малышу найти решение вместе.
  4. Не переходите на крик и ругань во время истеричного поведения ребенка. Необходимо подождать пока кроха придет в себя и затем в спокойном тоне поговорить с ней.
  5. Не демонстрируйте раздражение, гнев.
  6. Сохраните теплые отношения с чадом, и его доверие. Если будет налажен хороший контакт, вам обоим будет намного проще пережить кризисное время.

Стоит отметить: Станьте лучшим другом и примером для подражания. Тогда сложное время пролетит незаметно и покажется не таким уж кошмаром для вас и малыша.

Кризис 5 лет у детей советы психолога

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис трех лет у ребенка

Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».

Что делать?

Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.

В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».

Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение. И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

Девочка смотрим пронзительным взглядом

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

О кризисе 7 лет подробнее читайте здесь

Кризис 3-х лет

мальчик смеется

Вот вроде подошли к концу бессонные ночи, колики, долгие укачивания перед сном. Ваш карапуз неплохо говорит, самостоятельно кушает. С ним можно ездить в гости. Малыш во многих вопросах довольно самостоятелен. Казалось бы можно перевести дух. Но не тут то было.

В трехлетнем возрасте ни с того ни с сего, ваше милое дитя, становится ноющим, все отвергающим человеком. Любимое теперь слово — нет. Истерики частят до невозможности. Катания по полу дома и в общественных местах, становятся нормой. Родители хватаются за голову. Что делать и куда бежать, нашего ребенка подменили!

Первое, что надо делать — успокоиться. Кризис трехлетки это проходящее явление.

Этот кризис очень похож на кризис дошкольника. Это вечное нет. Время его наступления совсем не обязательно ровно в три года. Временные рамки — 6 месяцев до или после дня рождения.

Признаки кризиса 3-х лет:

  • Настойчивые, вплоть до активной истерики, требования купить ему что-то в магазине;
  • Ежедневные проверки рамок дозволенного;
  • Истерики по поводу и без него;
  • Слово «нельзя» перестало работать вообще;
  • Желание на прогулке убежать куда-то в совершенно противоположную от родителей сторону;
  • Абсолютно любые предложения воспринимаются в штыки, не хочу, не буду любимые ответы;
  • Переубедить ребенка в чем-то в этом период, бывает невероятно сложно;
  • Попытки делать все самостоятельно, тогда как не выходит, снова скандал потому что не смог.

Основная причина такого поведения — попытка отделить «Я» от родителей. Желание отстоять свою независимость. Поступки сделанные якобы на зло родителям, таковыми не являются. Малыш в этом возрасте, еще не понимает, как по другому можно самоутверждаться.

Совет!
Важно, никогда не пытаться сломать ваше дитя, не стоит переделывать его на свой лад. Не надо сильно круто наказывать, но и поощрять такое поведение не стоит. Кризис трех лет надо просто переждать.

Кризис первого года жизни

грудной ребенокМожет быть связан с тем, что мама всегда была рядом, но вдруг начала отдаляться.

У нее оказывается есть другие дела, не связанные с ним! В этот период ребенок старается как можно чаще липнуть к маме, чтобы она постоянно была рядом, ее присутствие необходимо для него.

На этой почве могут появляться первые страхи.

Так же, многие детки в это период начинают самостоятельно ходить и начинать говорить первые слова и взрослый уже понимает их, происходит общение.

Что вызывает сильное напряжение со стороны нервной системы. Желательно просто переждать этот период.

Кризис 6-8 лет

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».

Кризис 6-8 лет “Школьный” кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

info.png

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом, но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Мнение доктора Комаровского о проблеме

Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение.

Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:

Наша интересная группа Вконтакте:

Коротко о детских страхах

Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.

5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.

Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.

Дошкольники рисуют пальчиковыми красками

Подростковый кризис (кризис 11-13 лет)

kogda_zhdat_problem_krizisy_detskogo_vozrasta_5.jpg

Это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.

Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что является важным качеством личности ребенка.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику.

Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу».

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Что необходимо делать родителям

thumb_3609_content_small.jpeg

  • Стараться соблюдать привычный режим дня.
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  • Во всем поддерживать своего малыша.
  • Подавать ребенку только хороший пример.
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.

  • Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
  • Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
  • Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
  • Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
  • Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
  • Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
  • Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
  • Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
  • Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
  • Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Таблица основных кризисов ребенка по годам

Характеризуются кризисы развития ребенка теми или иными элементами поведения ввиду возрастных физических и моральных изменений.

Таблица кризисов детского возраста

Наименование Возраст Формулировка Совет родителям
Кризис новорожденности 0-2 месяца Закладка доверия (недоверия) к миру Быть рядом, создавать уют, проявлять заботу
Кризис первого года 9 мес.-1,5 года Развитие самооценки, уверенности в себе Вооружиться терпением, не проявлять агрессию
Кризис трех лет 2-4 года Малыш своевольничает, ведет себя агрессивно, он раздражен Поддерживать и принимать тягу малыша к самостоятельности
Кризис семи лет 6-8 лет Все еще пребывая энергичным ребенком, он сопротивляется дисциплине Не критиковать, проявить понимание и помощь в адаптации к новым условиям (школа)
Переходный возраст 12-14 лет Гормональные, физические и моральные изменения, становление личности Не конфликтовать, не спорить, создать атмосферу, в которой ребенку будет спокойно, уютно

Всевозможные изменения в поведении малыша, становление интересов и тот нелегкий путь, которым ребенок идет в развитии, – это в психологии кризис детства. Многие родители охотно задают волнующие вопросы о поведении ребенка онлайн на интернет-порталах.

Кризис у ребенка 7 лет

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процесса — теплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.

Кризисы у ребенка

Автор: Екатерина Ефремова

Кризис 2 лет

В возрасте двух лет малыш переступает новый психологический этап. И его полноправно можно назвать периодом «Нет».

Все детки достигая этого возраста начинают проявлять упрямство. Что не попросишь — всегда нет. Не трогай кота, нет опять, еще больше его донимает. Пошли гулять — нет, не пойду!

годовалый малышРодителей этот период очень сильно выматывает психологически. Приходится по миллиону раз уговаривать и объяснять очевидные  вещи.

В чем же дело? В чем кроется причина подобного поведения?

Малыш вдруг осознал, что он отдельная единица и может делать многие вещи без помощи взрослых. Сам сходить на горшок, сам включить телевизор, сам достать свои игрушки.

Когда малыш снова и снова протестует вам и вашим просьбам, так он подтверждает, что он — это отдельная личность и таким образом проявляет свою индивидуальность.

Конечно, придется уступать ребенку в этот период немного чаще чем обычно, так как протесты будут сыпаться во всем.

Но уступать во всем тоже нельзя, иначе ситуация может выйти из-под контроля.

Отступать от общих правил. Например безопасности или нельзя обижать кота — эти запреты должны присутствовать всегда!

Вам просто нужно будет немного подстроится к подобному поведению и быть умнее и хитрее своего маленького нехачухи.

Если не хочет кушать сейчас не заставляйте, предложите через полчаса. Не хочет ехать в поликлинику, давай с собой возьмем мишку, ему нужно полечиться, он тебя просит, чтобы ты его к доктору свозил, потому что без тебя ему страшно.

Не хочет одевать шапку, наденьте капюшон, не хочет капюшон, тогда сейчас прилетят волшебные комарики и начнут тебя за ушками кусать, кусать (щекочете ребенка за ушками), надевай скорее шапочку, чтобы они не добрались до твоих ушек.

Если ребенок выполнил наконец вашу просьбу, не забудьте похвалить его и скажите он маме помог, без него она бы никак не справилась.

В общем больше фантазии и изобретательности, больше игр и выдумок.

Кризис возрастного развития 7 лет

Ребенок осознанно пытается влиться в общество и наладить контакты с окружающими его людьми, в частности с ровесниками. Период выражается в странном поведении: кривлянии, неуместных действиях, вычурном поведении.

Помогут справиться с кризисом детства учебные заведения и квалифицированные педагоги.

дети, воспитание, детство, мальчик, девочка

Кризис 3 лет

ребенок и одуванчикВ этот период ребенок начинает осознавать, что все люди самостоятельны сами по себе, особенно, он делает вывод о взрослых членах семьи.

И ребенок хочет тоже быть самостоятельным и сам хочет решать, когда ему спать, когда кушать.

Нередко в этот период можно столкнуться с таким поведением, как: не хочу вставать, не хочу умываться и прочие.

Но в силу своей неопытности малыш не может смириться с тем, что он на самом деле не самостоятелен и вновь и вновь обязан прибегать к чьей — либо помощи.

Отсюда и вытекает кризисное поведение. Так сказать, конфликт с самим собой.  Для этого периода характерны частые истерики, нежелание что-либо делать, смена настроения.

Этот кризисный момент довольно похож на предыдущий и его можно назвать пиком самостоятельности » Я сам!».

Он все хочет решать сам и все делать сам!  Если у него не получается, начинается дикий вопль — вы протягиваете руку помощи, он ее отталкивает.

Это происходит оттого, что ребенок пытается сам себе доказать, что он уже повзрослел. Здесь мы можем наблюдать, как он несет большой пакет, пыхтит и несет, катит сам коляску или санки, подражая взрослому.

Меняется отношение ребенка к любимой игрушке или любым другим игрушкам. То он ее обнимает, то тут же ее швыряет на пол и тут же плачет, чтобы она опять была с ним.

Не хочет соблюдать все принятые режимные моменты. Не хочет ложится спать, идти кушать со всеми за столом.

Требование, чтобы мама сидела у кроватки, хотя малыш уже давно самостоятельно в ней засыпал.

Кризис первого упрямства в 1 год 2 месяца (59-63-я недели)

На ребенка обрушивается информации больше, чем он может усвоить. Часто это вызывает сопротивление и плач. Чем еще примечателен этот возрастной скачок?

  • Частый контакт с мамой.
  • Начинает определяться в своих желаниях.
  • Подражает всему, что видит.
  • Пытается добиться желаемого любыми способами.
  • Пропадает аппетит.
  • Ухудшается сон.

Юношеский кризис (кризис 17 лет)

Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.

Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.

В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.

Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.

В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.

У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.

Признаки этого кризиса:

  • Излишний эгоизм;
  • Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
  • Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
  • Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.

Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.

Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».

Как быть взрослым

Детям тяжело осмыслить о наличии кризисного момента в своей жизни, да что говорить не каждый взрослый знает об этом. Поэтому задача родителей, как можно терпеливее отнестись к капризам  ребенка и тем самым сократить этот неблагоприятный период.

  • Не следует кричать и наказывать ребенка, это лишь продлит кризисный период или негативно скажется на психике ребенка.
  • Не стоит просто наблюдать за капризами  и истериками ребенка, нужно научиться с ними договариваться и отвлекать ребенка
  • Не нужно все разрешать ребенку. Нужно разрешить ему больше, чем всегда, чтобы он приобрел свой опыт.
  • Дети в период кризиса отличаются настырностью и желанием все сделать по-своему и  самому. Предоставьте им такую возможность, но в определенных рамках.
  • Помните, режим прежде всего. Не пренебрегайте им.
  • Старайтесь максимально все превратить в игру. Так ребенок будет думать, что его понимают и его мнение тоже имеет вес. Так он будет легче соглашаться с вами и идти на выполнение каких-либо заданий или поручений.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

Пишите комментарии и подписывайтесь на обновления блога!

Пока, пока!

 С уважением, Юлия Полонская

Кризис ребенка в 7 лет

Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

Что делать?

Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.

Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.

Поощрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем. Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...