Возрастные кризисы — это что такое

Содержание

Что такое возрастной кризис?

Человек — существо социальное. Мы живем в обществе, взаимодействуем с другими, ведем определенную деятельность. Вне общества мы существовать не можем, и оно диктует нам необходимость освоения новых правил поведения, расширения спектра социальных ролей и функций. Когда-то у каждого из нас была лишь одна социальная роль – ребенок, и взаимодействие с обществом сводилось к общению с матерью. Позднее мы включаемся в игровую, учебную, трудовую и другие деятельности, у нас появляются роли: «супруг», «родитель», «сестра» и многие другие.

Человек обладает психикой, которая развивается на протяжении жизни, и психика у человека тоже социальна. На каждом этапе развития формируются качества психики, которые ранее отсутствовали, но были подготовлены всем ходом предыдущего развития. Речь, образное мышление, произвольное внимание, мировоззрение – вот некоторые примеры структур и качеств психики.

В определенный момент социальная ситуация развития вступает в противоречие с новым уровнем психического развития.

Такое противоречие приводит к слому прежних и построению новых отношений со средой. В целом, развитие протекает медленно, плавно, стабильно, происходят небольшие изменения, которые не заметны внешне.
Эти изменения накапливаются, и, в какой-то момент, происходит скачок в развитии, переход на новый уровень. В течение короткого периода личность меняется кардинально. Это скачок в развитии и есть кризис.

Кризис наступает неотчетливо, его границы размыты и могут отклоняться на 2-3 года в ту или другую сторону. Возникает субъективное чувство «Я — другой». Во время кризиса на первый план выходят негативные аспекты развития, процессы отмирания, отпада того, что сложилось ранее. Программы развития личности как бы затухают. Затухают прежние интересы, происходит отказ от прежних ценностей, а ничего нового как будто не появляется. Но негативное проявление это обратная сторона позитивных изменений. Новое появится тогда, когда будет расчищено место. Было бы нелепо, если бы прежние ценности, начиная с младенчества, мы тащили бы далее.

Кризисы возрастного развития детей

В период взросления у ребенка чередуются два состояния – стабильное и кризисное. Стабилизация представляет собой его адаптацию к жизни, получение новых знаний и умений, развитие речевых навыков и так далее. Данные периоды проходят плавно и спокойно, в отличии от кризиса.

У детей возрастной кризис проявляется внезапно, при этом сильно влияя на поведение и взаимоотношения с окружающими. Выражается в капризах, истериках, нелогичных поступках, эмоциональных срывах на близких.

дети, воспитание, развитие

Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

«Штормовые» периоды

О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного. Но оставим тонкости профессионалам — родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые ­­периоды. В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.

Почему возникает психологический кризис

На протяжении многих лет возрастная психология делала акцент на трудности детского возраста и периодов, предшествующих взрослению. Но мы меняемся на протяжении всей жизни. Поэтому в последнее время специалисты стали уделять внимание изучению переломных промежутков взрослости.

От того, как трансформируется психика, зависит наше место и роль в обществе.

Сущность понятия «кризис» подразумевает невозможность реализации внутренних личностных потребностей в сложившихся жизненных обстоятельствах.

что такое кризис

Изучение этого вопроса привело психологов к неожиданному выводу: возраст сам по себе не провоцирует начало кризисного периода. Гораздо важнее уровень личностного развития, обусловленный пережитым опытом, достижениями, неудачами, родом занятий, сформированными стереотипами поведения и жизненными установками.

Значение приобретает именно степень реализации первоначального жизненного замысла.

Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский считал, что во время критического периода происходят качественные положительные изменения, позволяющие личности перейти на более высокую ступень развития.

Читайте также
Лечение депрессии: виды депрессии и методы лечения
Депрессия – состояние, характеризующееся подавленным мрачным настроением, негативными мыслями, снижением физической…

По мнению ведущих психологов проблемы взрослости определяются:

  • физиологическими особенностями и показателями индивида;
  • окружающими социально-бытовыми условиями;
  • субъективным пониманием человеком собственной реализованности;
  • гендерной принадлежностью и ожиданиями, предъявляемыми обществом к представителю того или иного пола.

Сложный период сопровождается острым эмоциональным состоянием, возникшим в связи с невозможностью разрешения внутриличностного конфликта знакомыми и доступными индивиду способами.

Кризис возраста: основные характеристики

Кризисы возраста проявляются в физиологических, гормональных и поведенческих изменениях. Комфортная ситуация развития рушится. Человеку приходится адаптироваться к новым условиям. Острота и продолжительность кризисов возрастного развития зависят от методов воспитания, социальных условий, индивидуальных характеристик. Главная задача человека, переживающего кризис – принять новую версию себя.

Продолжительность кризисов – от нескольких месяцев до 2 – 3 лет. Могут резко меняться качества человека (особенно ребенка). Тяжело определить четкие границы таких периодов: личность может осознать, что переживает перелом, лишь на его пике. Внимательные близкие могут быстрее заметить эти изменения.

Особенно четко видят наступление кризиса любящие родители. Ребенок становится трудновоспитуемым, неконтролируемым. Он конфликтует, становится беспричинно агрессивным, капризничает. У него снижаются любознательность, трудоспособность. Это отражается на успеваемости.

Причины появления

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

Календарь кризисных периодов

Изучением этого вопроса занимался Блонский П.П., а далее перенял эстафету Выготский Л. С. Они обратил внимание на имеющуюся закономерность в детском поведении и разработал классификацию обострений состояний по годам.

Каждый ребенок и его семья до совершеннолетия переживает следующие опасные периоды:

  • У новорожденного;
  • У младенца, в пределах одного годика;
  • Раннее детство, когда малышу 3 года;
  • Детство, когда ребенок достиг 7-милетнего возраста;
  • Подростковый период в 13 лет;
  • Кризис юности, за год до совершеннолетия.

В списке приведены примерные возрастные периоды.

Реальное время наступление сложного периода зависит от индивидуальности малыша и его психологии.

Дети и гаджеты, телефон и ребенок

Юность и ранняя взрослость

Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.

Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.

возрастные особенности развития личности фото

Изучим особенности переходных этапов

В результате исследования общих для всех людей трудных психологических этапов  определились особенности, отличающие взрослые кризисы от детских и подростковых.  Авторы (В.И. Слободчиков, В.Ф. Моргун, Б.С. Братусь, Е.А. Сергиенко и др.) обобщенно сформулировали отличия так:

  • осознанность;
  • скрытность;
  • большой временной разрыв между кризисами (7-10 лет);
  • значимость индивидуального рисунка жизни, а не хронологического возраста.

Итог происходящих изменений может быть созидательным и разрушительным.

Исследователи кризисной проблематики называют изменения индивидуальных качеств «психологическими новообразованиями».

что такое кризис

К деструктивным относят:

  • угнетение эмоционально-волевых качеств (рост тревожности, снижение способности совершать волевые действия, психологический дискомфорт);
  • спад когнитивных процессов (ухудшение памяти, внимания, способности к мышлению) относительно индивидуальной нормы;
  • разрушение поведенческих стереотипов, частичная или полная утрата приобретенных ранее навыков;
  • коренное изменение ценностей, убеждений, идеалов.

При успешном выходе из критического периода у человека формируются качественно новые установки, определяются жизненные цели, усиливаются эмоционально волевые качества, происходит общая гармонизация личности. 

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:
Возраст Предмет конфликта Близкое окружение Исход кризиса
0—1 год Стоит ли доверять этому миру?

+

Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение

+

Доверие к людям, позитивное отношение к себе

Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота»

Недоверие к людям, недоверие к себе

2—3 года Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?)

+

Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях

+

Автономия, стремление управлять собой

Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания

Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность

4—5 лет Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой?

+

Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание

+

Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола

Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика

Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу

6—11 лет Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

+

Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания

+

Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей

Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания

Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями

12—18 лет Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции?

+

Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир

+

Идентичность, внутренняя целостность

Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Признаки наступления периода

Кризис возраста возникает неожиданно и исчезает так же. Пережив переломный этап, человек устанавливает новые взаимоотношения с реальностью. Эта связь может быть деструктивной или продуктивной. Важно вовремя понять, что именно происходит с личностью. Признаки кризиса:

  • поведенческие изменения;
  • желание бросить достигнутое тяжелым трудом (престижную работу, комфортные отношения);
  • приступы беспричинной депрессии во время выполнения заданий, которые ранее казались интересными и приятными;
  • смена привычек;
  • резкие эмоциональные перепады;

Суицидальные мысли

  • отстраненность;
  • нежелание принимать свой новый внешний облик;
  • желание интенсивно двигаться (экстремальный спорт, бег, танцы);
  • неожиданные увлечения;
  • бессонница (или сонливость);
  • суицидальные мысли;
  • размышления о смысле существования.

Возрастные кризисы в психологии

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы в психологии

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

Подростковый кризис

Это тот самый период, который отчётливо помнит большинство из нас. Поскольку он протекает уже в полностью сознательном возрасте. После 12-13 лет, если быть точнее. Считается, что это период, в течение которого ребёнок переходит от детства к взрослости. Он может длиться долго. В этот момент подростки развиваются очень динамично – как в физическом, так и умственном плане. У них образовываются потребности, которые удовлетворить сразу не получается, поскольку сами они ещё не достигли социальной зрелости.

Подростковый кризис – это период, сопровождающийся чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А ещё запретами, ссорами, возникающими из-за попыток их обойти и многого другого. Всё это мешает подростку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

Печально, но факт: каждому предстоит столкнуться с несколькими кризисами взрослости

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что переход от одной возрастной ступени к следующей связан с неизбежными преобразованиями в социальных отношениях.

кризис взрослости

Традиционно различают:

  1. «Кризис молодости». В среднем его пик приходится на 30 лет. Начаться сложный этап может и в 25 лет, но нормативный возраст, определяемый психологами, составляет 27 – 28 лет. Приходит осознание, что беззаботная юность осталась позади, а радужные представления о будущем оказались не совсем верными. Жизнь перестает быть понятной. Нужно свыкнуться с мыслью, что рассчитывать на помощь родителей уже совестно. Возникает необходимость самостоятельно зарабатывать, строить быт. Нужно суметь занять достойное место в профессии;
  2. «Кризис середины жизни». Типичный период приходится на промежуток между 40 и 45 годами. Иногда его диагностируют уже в 37, но чаще в 40 лет.  По мнению российских и зарубежных психологов кризис среднего возраста – закономерный феномен, с которым в той или иной степени сталкиваются все люди. Каждый осознает, что половина жизни осталась позади, поэтому изменились социальные роли, статус в профессии. Приходит осознание собственной смертности, переосмысление содержания жизни. Предпосылки возникновения психологического перелома – снижение визуальной привлекательности, спад физических сил, недостаточная реализованность предыдущих жизненных целей и мечтаний;
  3. «Пенсионный кризис» 55-60 лет. Его возникновение обусловлено утратой одной из опор – трудовой занятости. Всю жизнь человек работал, был окружен коллегами, большую часть времени проводил вне дома. После выхода на пенсию его привычный мир рухнул. Нужно определиться, чем занять себя. Именно в такой переломный момент разом дают о себе знать болезни и хандра. Людьми этот переходный этап отождествляется со старостью и ненужностью. Такой период – завершающая глава в психологическом становлении личности.

Все эти этапы связаны с личными особенностями биографии и субъективной оценкой человеком своего жизненного пути.

Кризис 2–3 лет

«Самостоятельность или неуверенность?»

Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача — научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное ­время.

Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» — это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями. Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень ­мало.

Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом ­периоде.

Классификация кризисных периодов

Итак, рассмотрим основные кризисы возрастного развития.

Кризис новорожденного. Момент рождения – это очень стрессовая ситуация для ребенка. Происходит полная смена среды обитания, организм человека переходит из среды внутриутробного существования в гетерогенную среду окружающего мира, происходит отрыв от матери. Это первый сильный психологический стресс, даже травма, вызванная разрушением физической связи с матерью. Переход в новое качество – автономного организма – резкий и неожиданный. Если до рождения ребенок оставался как бы частью материнского организма, то теперь это абсолютно отдельная, психологически и физически, личность. Вследствие возможного затяжного и сложного родового процесса возрастные кризисы у детей могут осложняться.

Признаки возрастного кризиса

На каждом этапе признаки будут свои, но объединяет все возрастные кризисы их сущность: возрастной кризис — это кризис взросления. Другого пути, кроме взросления, у нас нет. Если человек не хочет взрослеть, отрицает необходимость этого, возникает кризис.

«Нормальное взросление – это обретение ума, терпимости, мудрости. Кризис – это несогласие. Человек меняется, но признавать этого не хочет. Он протестует против взросления, проявляя тревогу, депрессию, занимаясь саморазрушающими практиками (интоксикации, асоциальные поступки, нарушения пищевого поведения), останавливается в своем развитии. Он проявляет инфантильность «не хочу ответственного взросления, хочу туда, где все жалели и заботились». Непонимание человеком возможностей и реальности – это и есть кризис».

Фото 1850Возможные последствия

Возрастные кризисы могут привести к развитию депрессий, стресса. Из-за этого ухудшается психологическое, физическое состояние человека. Нарушается гормональный фон, ухудшается аппетит, сон. Если не принять никаких мер по улучшению состояния, личность может замкнуться в себе, потерять интерес к жизни.

Особенности преодоления кризиса

Внутренний мир

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Мнение Эриксона

Психолог Эрик Эриксон ввел понятие «кризис идентичности». Индивидуальность сталкивается с выбором личностного пути, который может получить как положительную, так и отрицательную направленность. Человек, можно сказать, выбирает, по какому пути ему следовать, испытывая кризис моральных ценностей. При этом негативный путь становится помехой идентичности. Теория психолога включает 8 последовательных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется кризисом.

Особенности преодоления

Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
  2. Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
  3. Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
  4. Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
  5. Отказаться от вредных привычек.
  6. Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
  7. Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
  8. Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
  9. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.

Кризис возрастного развития 7 лет

Ребенок осознанно пытается влиться в общество и наладить контакты с окружающими его людьми, в частности с ровесниками. Период выражается в странном поведении: кривлянии, неуместных действиях, вычурном поведении.

Помогут справиться с кризисом детства учебные заведения и квалифицированные педагоги.

дети, воспитание, детство, мальчик, девочка

Преодоление кризисов

razgovor-s-rebenkom.jpg

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
  • не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
  • избегать «ярлыков»;
  • не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Кризисы второй половины жизни

«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.

Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.

Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.

Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.

Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».

возрастной кризис картинки

Рецепт от болезни

При выявлении психологического кризиса взрослой жизни назначение только одно: научиться жить без оглядки на прошлое и постараться не проводить параллели с жизнями других людей. Мы все индивидуальны. Поэтому мы интересны. Осознание приобретенного жизненного опыта и принятие ошибок, совершенных на своем пути, помогут преодолеть трудности.

кризис среднего возраста

Важно уметь ставить достижимые жизненные цели, правильно определять приоритеты, чтобы не переживать в будущем острую фрустрацию.

Главное правило быстрого и успешного преодоления переломного периода: человек, переживающий сложности, должен признаться сам себе в том, что у него наступил психологический кризис.

Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек  может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает.

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

Кризис Признаки периода Что делать
1 года Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 лет Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 лет Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет) Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Пубертатный Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 лет В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 лет Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 лет Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий. Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис. Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
  • с акцентуациями характера;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления.

Итог

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Как вести себя родителям

Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы

Детские кризисы немало влияют и на родителей, которым стоит обзавестись одной сильной чертой характера – терпением. Когда в семье появился малыш, родители учатся угадывать его желания по жестам и мимике. Замечая, что у ребенка проявляется любопытство к опасным, запретным местам, многие мамы и папы переходят на крик, считая, что это эффективный метод запугивания, что он отучит ребенка лезть, куда не надо. Но нельзя запугивать. Стоит брать в расчет, что первое время малыш еще не понимает объяснений, поэтому нужно именно терпение. Лучше обезопасить квартиру или не пускать чадо в наиболее опасные комнаты (кухня, коридор с обувью, ванная с химикатами). Напротив, можно давать ребенку безопасные взрослые вещи, например, пластиковую посуду, зубную щеточку, калькулятор. Это сыграет положительную роль в любознательности малыша, ведь собственные игрушки не такие интересные, как взрослые. Позднее, когда малыш начнет внимать, родителям стоит научиться не просто говорить «нет», а объяснять, почему «нет».

Подростковый кризис 13 лет

Психология подростка в 13 лет очень неустойчива и часто вызывает недоумение. Особенности поведения вызваны изменениями в гормональном фоне. Подросток начинает взрослеть.

Рекомендуется дать свободу действиям своего ребенка, если он хочет что-то изменить в себе, и не пытаться подавить всеми методами его эмоциональные вспышки. Характеристики подросткового кризиса:

  • Частые смены настроения, эмоциональная нестабильность из-за гормонов;
  • Стремление казаться взрослее, попытка обрести независимость от родителей;
  • Бурное реагирование на критику родителей из-за чувства непонятности, скандалы и срывы;
  • Проявление интереса к противоположному полу и идеализирование сверстников, ребят постарше;
  • Попытки смены имиджа.

Подростки хотят знать, что родители ..

Особенности кризиса юности 17 лет

Кризис юности вызван чувством повышенной ответственности, возникающей перед самостоятельной жизнью вне родительского дома. Молодой человек испытывает волнения и его одолевают тревоги.

Тут важна поддержка семьи, но не сопровождающаяся пристальным контролем и диктатурой.

Более подробную информацию вы можете получить, ознакомившись с работой Поливановой К. Н. «Психология возрастных кризисов».

Периоды взросления – время, которое проходил каждый человек. В воспитании ребенка они играют очень важную роль. Попытайтесь понять своего родного человечка и помочь справиться с возникшими трудностями. Кто, как не семья, лучше всего проявит понимание и поддержку в нужные минуты.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.

Календарь кризисов ребёнка по годам

Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

Проблемы в 7 лет

Продолжим рассматривать основные кризисы. Кризис возрастного развития, следующий за трехлетним периодом жизни человека, является школьным. Он возникает при переходе из детского сада в учреждение среднего образования. Здесь ребенок сталкивается с интенсивным учебным процессом, что заставляет его концентрироваться на изучении нового материала и получении большого объема знаний. Меняется при этом и социальная ситуация развития. На возрастные кризисы школьных лет непосредственное влияние оказывает позиция сверстников, которая порой отличается от собственной.

школьники рассматривают глобус

В эти годы благодаря подобным контактам происходит формирование истинной воли человека с опорой на имеющийся у него генетический потенциал. После прохождения школьного кризиса ребенок либо становится уверенным в своей неполноценности, либо, напротив, приобретает эгоизма и чувство значимости, в том числе и социальной.

Помимо этого в семилетнем возрасте происходит формирование внутренней жизни ребенка. В дальнейшем это накладывает непосредственный отпечаток на его поведение.

Третий этап

После всего вышеперечисленного следует кризис семи лет. Все мы через него прошли. Причины кризиса кроются в психологических изменениях личности. У ребёнка развивается внутренняя позиция, начинает вырисовываться какой-то «стержень» и собственное «Я». В этот же период он поступает в школу, попадая в совершенно другую окружающую среду. До того момента он играл. Теперь же ему придётся учиться. Для многих детей это – первое проявление труда.

Есть и другие сопутствующие причины кризиса. Некоторые дети, поступив в школу, начинают бояться выполнения порученной им работы, впервые ощущая ответственность за результат. Они осознают себя теперь и как школьника, товарища. Им важно стать полноценными членами нового общества – а это стресс. Период кризиса семи лет важен, поскольку именно в это время у детей формируется отношение к людям, к самому себе и к обществу. Как правило, обретённый стержень, так называемый «ствол» остаётся потом на всю жизнь. Да, он потом, в течение жизни, обрастает «веточками» и «листиками», но основа закладывается в детстве.

причины кризиса

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...