Восприятие — что это такое

Содержание

Физиологический механизм восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:
1. Образуемые в пределах одного анализатора;
2. Межанализаторные.

Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодия). Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

1. В О С П Р И Я Т И Е

ВОСПРИЯТИЕ

Цвета

В ещё одном любимом мною исследовании Лин и соавторы создали алгоритм для определения «семантически резонансных цветов». Например, если я хочу поговорить об океане, я использую синий цвет, если хочу сказать о любви, использую розовый или красный.

Алгоритм анализировал Google Images и назначал цвет ключевым словам. Затем с помощью участников с Mechanical Turk учёные проверили, эффективно ли сработала программа. Некоторые результаты получились забавными.

Виды восприятия и их характеристика в психологии

Под буквой А находятся цвета, которые алгоритм подобрал для ключевых слов, под буквой Т — цвета, которые выбрали пользователи. Цифра в скобках показывает, насколько точно сработал алгоритм (максимум можно набрать 5 баллов)

Для следующего эксперимента художник из Tableau разработал семантически резонансную цветовую схему, и исследователи проверили, чья схема (человека или алгоритма) будет эффективнее. Они ставили против собственной программы, выдвинув гипотезу, что подобранная человеком палитра себя покажет лучше.

Виды восприятия и их характеристика в психологии

Цвета, подобранные алгоритмом (А) и экспертом (E)

Во втором эксперименте исследователи оценили, насколько хорошо участники выполняли простые задачи по сравнению, используя три разные цветовые палитры. Оказалось, цвета, подобранные алгоритмом, не уступили палитре эксперта.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

  • сладкий,
  • соленый,
  • кислый,
  • горький,
  • пряный.

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Психологические теории и школы

Нарушения восприятия изучали представители различных психологических направлений.

Они использовали разную теоретическую базу, а также практические методики.

  1. Первыми возникло учение структуралистов. Ими стали И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э.Геринг и Э. Б. Титченер. Они считали, что целостный образ предмета в сознании человека формируется из сочетания ощущений, полученных от различных анализаторов.

Методика структуралистов называлась аналитической интроспекцией. С ее помощью они изучали именно ощущения — «кирпичики», из которых строится восприятие. Они раскладывали один образ на отдельные воспринимаемые части и изучали их в естественных условиях. И заметили, что при сходных ощущениях ассоциативным путем формируется объединенное восприятие разных предметов.

  1. Критиками структуралистов стали гештальт-психологи. Яркими представителями были М. Вертхаймер, В. Келлер и К. Коффка. По их мнению, человек воспринимает предметы, объекты и ситуацию в целом, как бы единым комплексом внешних раздражителей. Их методика называлась феноменологической, когда человеку предлагалось описывать полный комплекс своих ощущений. При этом при сходно воспринимаемых ситуациях считалось, что процессы в головном мозге происходят похожие. Также гештальтисты считали все способности к ощущениям врожденными.
  2. Экологическую теорию восприятия предложил Дж. Гибсон. Согласно ей, окружающая среда активно исследуется человеком с помощью активного поиска человеком сигналов из внешнего мира. Именно потоки раздражителей и порождают ощущения, которые формируют восприятие. Само восприятие трактуется как средство адаптации человека к внешнему миру.

    Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды

  3. В 1961 г Ж. Пиаже, работая с детьми, пришел к выводу, что восприятие — это развиваемое в течение всей человеческой жизни свойство психики. С помощью него человек постепенно учится выделять и находить общие детали от поступающих ощущений, а также управлять своими движениями в соответствии с полученной информацией.

3. Результатом восприятия являются:

1.Формирование субъективного образа

(психической копии воспринимаемого объекта,

пространства и временной последовательности

событий, включая и мир в целом)

2.Узнавание ранее знакомого объекта (путем

сопоставления реально воспринимаемого

объекта с его идеальной моделью, которая

хранится в долговременной памяти)

Восприятие представляет собой систему

процессов приема и переработки информации.

Слуховое восприятие

В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.

К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.

  • Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
  • Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.

Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.

Перцептивные действия

Когда человек совершает движения по опознанию предмета или явления, это называется перцептивным действием. Иными словами, перцептивность — определённый процесс по обнаружению объекта, воспринимаемого соотносительно с имеющимися образами в памяти.

Различают четыре уровня перцептивного действия:

  • Обнаружение предмета.
  • Различение.
  • Идентификация и опознание.

Социальная перцепция

Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения, являясь реакцией на стимул. Следующая стадия — это различение, которое формирует перцептивный образ эталона, параллельно начинаются опознавательные процессы. С помощью идентификации сравнивается воспринимаемый объект с образом, хранящимся в памяти. Объект считается опознанным, когда отнесён к определённому классу объектов.

Перцептивные действия складываются в целую систему, некоторые из них требуют специального развития и обучения.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Межличностная аттракция

Третий способ

Классификация по способу восприятия: продолжительности, характеру предполагает выделение двух видов:

  • симультанного;

  • сукцессивного.

Первый вариант восприятия — это действие одномоментное, развернутое в пространстве. Оно отличается целостностью и обобщенностью. К примеру, на первой лекции преподаватель воспринимает аудиторию суммарно, ему сложно выделить каждого студента.

Сукцессивное восприятие предполагает поэтапность, оно развернуто во времени. Например, оно проявляется при проверке ошибок в диктанте.

классификация восприятия в психологии

Что такое восприятие?

Восприятием называется психическая деятельность, которая выдает результат в виде образа постороннего предмета. Восприятие – это не процесс или не анализ окружающего мира, а уже сформированный образ, конечный результат, который учитывает знания, опыт, желания, мировоззрение, убеждения и прочие психические составляющие человека.

Особенностями восприятия являются:

  1. Структурность.
  2. Предметность.
  3. Константность.
  4. Иллюзия.
  5. Целостность.
  6. Апперцепция.
  7. Осмысленность.
  8. Избирательность.

Восприятие вызывает много интереса у психологов, поскольку благодаря той системе, которой пользуется человек в оценивании окружающего мира, можно говорить о том, как он будет жить и к чему придет в итоге. Восприятие ситуаций, людей, окружающих явлений и предметов диктует, как человек будет жить, с какими мыслями идти к своим целям, какими друзьями себя окружать.

Восприятие – это субъективная оценка окружающего мира, в котором человек живет

Как он к нему относиться, на то и обращает внимание, с тем чаще всего контактирует, в том и живет

Человек зачастую мыслит субъективными суждениями. Каждый видит объективную реальность такой, какой ее не видит другой человек. Вы видите грязный песок на берегу моря, а другой человек замечает в этом месте прекрасную курортную базу, благодаря которой можно заработать много денег.

Уже давно не является тайной то, что все люди могут видеть в одном и том же явлении разные вещи. Это называется «субъективное видение объективной реальности». Другими словами, мир является одним для всех, но сами люди смотрят на него через призму собственных страхов, суждений, желаний, целей, привычек и т. д. Заметив человека, лежащего на обочине дороги, одни подумают, что это бомж, другие – алкоголик, третьи вообще помогут ему, поскольку будут думать, что он попал в беду. Хотя в реальности все видят человека, который лежит на обочине дороги.

Субъективное видение заставляет подумать над тем, что то, как вы смотрите на мир, является правдой. Навстречу к вам идет мужчина и улыбается. Одни могут подумать, что он хочет познакомиться, а другие сразу примут его за маньяка, от которого нужно защищаться.

Реальность для всех одна, но каждый человек придает ей тот окрас, который ему наиболее выгоден. Кто-то видит мир в ярких красках, а кто-то – в темных. Оптимисты радуются жизни, а пессимисты во всем замечают плохие стороны. Миру все равно, что вы о нем думаете, как интерпретируете происходящее, потому что он будет действовать по тем законам, которые в нем существуют, независимо от ваших мыслей.

Вам дан выбор: продолжать смотреть на мир через собственные «розовые» или «серые» очки, чтобы замечать только хорошее или только плохое, либо все-таки открыть свои глаза и посмотреть на него в реальности. Вы видите человека на обочине дороги, а не бомжа или алкоголика. Не нужно придумывать, кем он является, как здесь оказался, в чем нуждается. От ваших мыслей-догадок реальность не изменится.

Только от вашего выбора, ходить «в очках» или смотреть на мир трезвым взглядом, зависит качество вашей жизни. Ведь на каждом шагу вам приходится делать выбор. В зависимости от того, как вы смотрите на конкретную ситуацию, вы принимаете то или иное решение. Если вы смотрите через призму своих «очков», тогда поддаетесь собственным страхам, комплексам, желаниям. А если вы объективно смотрите на мир, тогда принимаете решение, которое действительно вам выгодно.

Например, вам предлагают повышение по должности, которое потянет за собой увеличение количества рабочих часов. Будучи в «очках», вы поддадитесь желанию получать больше денег, поэтому согласитесь на повышение без раздумий. Однако после этого столкнетесь с недовольством своей семьи: теперь вас можно будет увидеть дома лишь в ночное время суток. Смотря на ситуацию объективно, вы задумаетесь над тем, что вам важнее: получать много денег, но при этом не видеться с семьей, или уделять время любимому человеку и детям, но остаться на прежней должности с такой зарплатой, которая позволяла удовлетворять ваши насущные нужды?

Смотря на мир объективно, появляется шанс выбирать именно то, что удобно вам, а не вашим страхам, желаниям, комплексам или стереотипам, которые в вас «внедрили» средства массовой информации и общество. Вы выбираете самостоятельно, а не под давлением каких-то факторов.

Выбирайте и помните, что миру все равно, как вы на него смотрите. Однако качество вашей жизни будет зависеть от того, как вы будете смотреть на окружающий мир.

Мир одинаков для всех людей. Все воспринимают его через органы чувств. Однако картинка этого мира, которая сформируется в голове у отдельного человека, будет зависеть от того, как он отнесется к полученной информации, какую оценку поставит.

5.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

ПО

ФОРМЕ

ПСИХИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ

ПО

СТРУКТУРЕ

СУЩЕСТВОВАНИЯ

МАТЕРИИ

Преднамеренное

Непреднамеренное

восприятие

Пространства

восприятие

Времени

восприятие

Движений

Симультанное

Сукцессивное

Каналы восприятия

Данные об окружающем мире непрерывно поступают в наше сознание. Они улавливаются и доставляются в нужные отделы головного мозга, проходя через такие каналы восприятия информации:

  1. Визуальный. Все, что мы воспринимаем органами зрения и есть визуальная информация.
  2. Аудиальный. Данные, воспринятые на слух, то есть все окружающие нас звуки.
  3. Кинестетический. Этот канал объединяет в себе такие ощущения, как вкус, запах, осязание, мета-ощущения (наши внутренние реакции и эмоции от взаимодействия с внешними объектами).

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее  выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Читайте статью — Что такое интеллект-карты. Как составить интеллект-карту

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.аудиал

Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

  • схемы
  • интеллект-карты
  • сжатые планы
  • Собственноручно составленные тезаурусыдигитал

Уровни восприятия

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.


Формирование образа предмета

8. Агнозии

Агнозии – возникают при органическом

поражении некоторых участков коры больших

полушарий мозга.

Для агнозий характерно то, что больной видит,

слышит и т.д., но на фоне относительно

сохранного интеллекта либо не идентифицирует

объект, либо вообще не понимает, с чем имеет

дело.

В легких случаях узнавание воспринимаемого

объекта происходит, но период между его

предъявлением и опознаванием в несколько раз

увеличивается по сравнению с нормой.

Различают виды агнозий

Зрительная

Слуховая

Кожно-кинестетическая

Виды восприятия

Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:

  • синтетический тип;
  • аналитический тип;
  • аналитико-синтетический тип.

Синтетический тип восприятия

Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта. Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий. Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением.

Аналитический тип восприятия

Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод. Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания.

Аналитико-синтетический тип восприятия

Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде. Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать. Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.

Эффекты восприятия

Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:

Эффект проекции — это свойство людей приписывать приятному для них человеку свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Т.е. эффект предполагает, что у других людей те же качества, что и у воспринимающего человека.

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Эффект ореола — это формирование специфической установки на человека через направленное приписывание ему определенных качеств; информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Т.е. эффект заключается в распространении общего мнения на частности.

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Эффект первичности и новизны  – это тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).

Эффект физиогномической редукции  — это свойство людей делать выводы о характере и психологических характеристиках человека, исходя из черт его внешности.

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Восприятие человека человеком

Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества. Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие. Избирательно выделяются также отдельные черты лица.

Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.

Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.

Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.

Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.

Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.

Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.

Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.

Осязание

Осязание

Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.

Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.

Ссылки на исследования

  1. Graphical Perception: Theory, Experimentation, and the Application to the Development of Graphical Methods. William Cleveland, Robert McGill, 1984.
  2. Crowdsourcing Graphical Perception: Using Mechanical Turk to Assess Visualization Design. Jeffrey Heer and Michael Bostock, 2010.
  3. Serial processing and the parallel-lines illusion: Length contrast through relative spatial separation of contours. Kevin Jordan and Diane Schiano, 1986.
  4. Perceptual and conceptual factors in distortion in memory for graphs and maps. Barbara Tversky and Diane Schiano, 1989.
  5. Structure and strategy in encoding simplified graphs. Diane Schiano and Barbara Tversky, 1992.
  6. Graphic comparisons by bars, squares, circles and cubes. Frederick Croxton, 1932.
  7. The relative merits of circles and bars for representing component parts. Walter Crosby Eells, 1926.
  8. Bar charts versus circle diagrams. Frederick Croxton and Roy Stryker, 1927.
  9. An Information-Processing Analysis of Graph Perception. David Simkin and Reid Hastie, 1987.
  10. Displaying proportions and percentages. Ian Spence and Stephan Lewandowsky, 1991.
  11. Judging Proportion in Graphs: The Summation Model. J.G. Hollands and Ian Spence, 1998.
  12. Bars and Lines: A Study of Graphic Communication. Jeff Zacks and Barbara Tversky, 1997.
  13. Bar and Line Graph Comprehension: An Interaction of Top-Down and Bottom-Up Processes. Priti Shah and Eric Freedman, 2009.
  14. Judgments of Change and Proportion in Graphical Perception. J.G. Hollands and Ian Spence, 1992.
  15. Mapping conceptual to spatial relations in visual reasoning. Merideth Gattis and Keith Holyoak, 1996.
  16. Stimulus complexity and information integration in the spontaneous interpretation of line graphs. C. Melody Carswell, Cathy Emery and Andrea Lonon, 1993.
  17. The use or misuse of three-dimensional graphs to represent lower-dimensional data. Michael Siegrist, 1996.
  18. Gratuitous graphics: Putting preferences in perspective. Ellen Levy, Jeff Zacks, Barbara Tversky and Diane Schiano, 1996.
  19. Visual Psychophysics of Simple Graphical Elements. Ian Spence, 1990.
  20. The apparent and effective dimensionality of representations of objects. Ian Spence, 2004.
  21. Variables on scatterplots look more highly correlated when the scales are increased. William Cleveland, Persi Diaconis and Robert McGill, 1982.
  22. Discriminating Strata in Scatterplots. Stephan Lewandowsky and Ian Spence, 1989.
  23. Learning Perceptual Kernels for Visualization Design. Cagatay Demiralp, Michael Bernstein and Jeffrey Heer, 2014.
  24. The Shaping of Information by Visual Metaphors. Caroline Ziemkiewicz and Robert Kosara, 2008.
  25. Perceptual Guidelines for Creating Rectangular Treemaps. Nicholas Kong, Jeffrey Heer, and Maneesh Agrawala, 2010.
  26. A Comparison of 2-D Visualizations of Hierarchies. Todd Barlow and Padraic Neville, 2001.
  27. The effect of aesthetic on the usability of data visualization. Nick Cawthon and Andrew Vande Moere, 2007.
  28. Ranking Visualizations of Correlation Using Weber’s Law. Lane Harrison, Fumeng Yang, Steven Franconeri and Remco Chang, 2014.
  29. Beyond Weber’s Law: A Second Look at Ranking Visualizations of Correlation. Matthew Kay and Jeffrey Heer, 2020.
  30. Sizing the Horizon: The Effects of Chart Size and Layering on the Graphical Perception of Time Series Visualizations. Jeffrey Heer, Nicholas Kong and Maneesh Agrawala, 2009.
  31. ISOTYPE Visualization — Working Memory, Performance, and Engagement with Pictographs. Steve Haroz, Robert Kosara and Steven Franconeri, 2020.
  32. How well do line drawings depict shape? Forrester Cole et. all, 2009.
  33. How Visualization Layout Relates to Locus of Control and Other Personality Factors. Caroline Ziemkiewicz et. all, 2012.
  34. How do People Make Sense of Unfamiliar Visualizations?: A Grounded Model of Novice’s Information Visualization Sensemaking. Sukwon Lee et. all, 2020.
  35. Influencing Visual Judgment through Affective Priming. Lane Harrison et. all, 2013.
  36. The Impact of Social Information on Visual Judgments. Jessica Hullman, Eytan Adar and Priti Shah, 2011.
  37. The Effects of Interactive Latency on Exploratory Visual Analysis. Zhicheng Liu and Jeffrey Heer, 2014.
  38. Perception of Elementary Graphical Elements in Tabletop and Multi-Surface Environments. Daniel Wigdor et. all, 2007.
  39. Effectiveness of Animation in Trend Visualization. George Robertson et. all, 2008.
  40. Selecting Semantically-Resonant Colors for Data Visualization. Sharon Lin et. all, 2013.

Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.

Проявления

Фото 2169Проявления перцепции имеют гендерные особенности. Мужчины и женщины воспринимают окружающие объекты по-разному.

У мужчин

У мужчин развита тактильная и зрительная перцепция. Это описывает фраза «Женщина любит ушами, а мужчина глазами».

У женщин

Женщины лучше воспринимают вербальную информацию. Они становятся успешными педагогами, что подтверждает официальная статистика, эксперименты.

Теории восприятия движения

Их принято делить на две группы:

  • те, которые выводят восприятие движения из простейших, последовательно возникающих зрительных ощущений отдельных точек, через которые осуществляется движение;
  • согласно теории утверждается, что восприятие движения обладает специфическим качеством, которое нельзя свести к элементарным зрительным ощущениям.

Каждая из этих точек зрения представляет интерес в психологии и используется для анализа психомоторных реакций пациента.

классификация по способу восприятия

Восприятие времени

Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.

Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее. Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:

  • настроения,
  • заинтересованности,
  • чувства тревоги,
  • состояния ожидания.

Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.

Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.

  • Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
  • А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
  • Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.

Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.

12. Галлюцинации

Это вид нарушения

восприятия, при котором

возникающие и вынесенные

вовне образы и

представления не имеют под

собой реального внешнего

раздражителя (восприятие

без объекта).

Из-за своей интенсивности,

чувственности и

конкретности

пространственно-временного

расположения они

становятся для больного

неотличимыми от

реальности.

Классификация видов, типов и форм

По ведущему анализатору

Различаются виды восприятия в зависимости от анализаторов:

  • зрение;
  • осязание;
  • слух;
  • обоняние;
  • вкус;
  • кинестезия.

По форме материи, которую восприятие отражает

Тут тоже свои особенности:

  • восприятие времени, — оно не врождённое, развивается процессе получения жизненного опыта и зависит от возраста: к старости иногда кажется, что время течёт быстрее, а детстве — наоборот;
  • восприятие движений — тут оценивается скорость движения, его форма, размах и направление;
  • восприятие пространства, — здесь определённую роль играет объёмность и удалённость предметов.

к содержанию ↑

По степени целенаправленности и видам деятельности личности

Классификация по степени целенаправленности и видам деятельности личности

Восприятие с этой точки зрения бывает 2 видов:

  • непроизвольное — оно производится непреднамеренно, может возникнуть в результате какой-то яркой вспышки, звука, внезапно открывшегося при движении пейзажа;
  • преднамеренное; его человек осуществляет уже осознанно, обычно в процессе деятельности.

По видам деятельности: здесь обычно классифицируют техническое, гуманитарное, музыкальное и пр.

к содержанию ↑

Сознательное и подсознательное

Сознательное отличается силой воздействия.

Подсознательное восприятие и обычно до сознания не доходит. Но, накапливаясь, может проявиться и даже повлиять на поведение индивидуума.

Внешненаправленное и внутренненаправленное

Первое основывается на впечатлениях от окружающих предметов и явлений. Второе характеризуется восприятием собственных субъективных мыслей и чувств.

Ссылки на исследования

  1. Graphical Perception: Theory, Experimentation, and the Application to the Development of Graphical Methods. William Cleveland, Robert McGill, 1984.
  2. Crowdsourcing Graphical Perception: Using Mechanical Turk to Assess Visualization Design. Jeffrey Heer and Michael Bostock, 2010.
  3. Serial processing and the parallel-lines illusion: Length contrast through relative spatial separation of contours. Kevin Jordan and Diane Schiano, 1986.
  4. Perceptual and conceptual factors in distortion in memory for graphs and maps. Barbara Tversky and Diane Schiano, 1989.
  5. Structure and strategy in encoding simplified graphs. Diane Schiano and Barbara Tversky, 1992.
  6. Graphic comparisons by bars, squares, circles and cubes. Frederick Croxton, 1932.
  7. The relative merits of circles and bars for representing component parts. Walter Crosby Eells, 1926.
  8. Bar charts versus circle diagrams. Frederick Croxton and Roy Stryker, 1927.
  9. An Information-Processing Analysis of Graph Perception. David Simkin and Reid Hastie, 1987.
  10. Displaying proportions and percentages. Ian Spence and Stephan Lewandowsky, 1991.
  11. Judging Proportion in Graphs: The Summation Model. J.G. Hollands and Ian Spence, 1998.
  12. Bars and Lines: A Study of Graphic Communication. Jeff Zacks and Barbara Tversky, 1997.
  13. Bar and Line Graph Comprehension: An Interaction of Top-Down and Bottom-Up Processes. Priti Shah and Eric Freedman, 2009.
  14. Judgments of Change and Proportion in Graphical Perception. J.G. Hollands and Ian Spence, 1992.
  15. Mapping conceptual to spatial relations in visual reasoning. Merideth Gattis and Keith Holyoak, 1996.
  16. Stimulus complexity and information integration in the spontaneous interpretation of line graphs. C. Melody Carswell, Cathy Emery and Andrea Lonon, 1993.
  17. The use or misuse of three-dimensional graphs to represent lower-dimensional data. Michael Siegrist, 1996.
  18. Gratuitous graphics: Putting preferences in perspective. Ellen Levy, Jeff Zacks, Barbara Tversky and Diane Schiano, 1996.
  19. Visual Psychophysics of Simple Graphical Elements. Ian Spence, 1990.
  20. The apparent and effective dimensionality of representations of objects. Ian Spence, 2004.
  21. Variables on scatterplots look more highly correlated when the scales are increased. William Cleveland, Persi Diaconis and Robert McGill, 1982.
  22. Discriminating Strata in Scatterplots. Stephan Lewandowsky and Ian Spence, 1989.
  23. Learning Perceptual Kernels for Visualization Design. Cagatay Demiralp, Michael Bernstein and Jeffrey Heer, 2014.
  24. The Shaping of Information by Visual Metaphors. Caroline Ziemkiewicz and Robert Kosara, 2008.
  25. Perceptual Guidelines for Creating Rectangular Treemaps. Nicholas Kong, Jeffrey Heer, and Maneesh Agrawala, 2010.
  26. A Comparison of 2-D Visualizations of Hierarchies. Todd Barlow and Padraic Neville, 2001.
  27. The effect of aesthetic on the usability of data visualization. Nick Cawthon and Andrew Vande Moere, 2007.
  28. Ranking Visualizations of Correlation Using Weber’s Law. Lane Harrison, Fumeng Yang, Steven Franconeri and Remco Chang, 2014.
  29. Beyond Weber’s Law: A Second Look at Ranking Visualizations of Correlation. Matthew Kay and Jeffrey Heer, 2015.
  30. Sizing the Horizon: The Effects of Chart Size and Layering on the Graphical Perception of Time Series Visualizations. Jeffrey Heer, Nicholas Kong and Maneesh Agrawala, 2009.
  31. ISOTYPE Visualization — Working Memory, Performance, and Engagement with Pictographs. Steve Haroz, Robert Kosara and Steven Franconeri, 2015.
  32. How well do line drawings depict shape? Forrester Cole et. all, 2009.
  33. How Visualization Layout Relates to Locus of Control and Other Personality Factors. Caroline Ziemkiewicz et. all, 2012.
  34. How do People Make Sense of Unfamiliar Visualizations?: A Grounded Model of Novice’s Information Visualization Sensemaking. Sukwon Lee et. all, 2015.
  35. Influencing Visual Judgment through Affective Priming. Lane Harrison et. all, 2013.
  36. The Impact of Social Information on Visual Judgments. Jessica Hullman, Eytan Adar and Priti Shah, 2011.
  37. The Effects of Interactive Latency on Exploratory Visual Analysis. Zhicheng Liu and Jeffrey Heer, 2014.
  38. Perception of Elementary Graphical Elements in Tabletop and Multi-Surface Environments. Daniel Wigdor et. all, 2007.
  39. Effectiveness of Animation in Trend Visualization. George Robertson et. all, 2008.
  40. Selecting Semantically-Resonant Colors for Data Visualization. Sharon Lin et. all, 2013.

Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.

Особенности восприятия времени

Среди самых простых форм оценки времени называют восприятие длительности. Их базу составляют «биологические часы» человеческого организма. К подобным процессам причисляют смену торможения и возбуждения, которые протекают в нейронах коры головного мозга. Подобные явления гарантируют такие циклические фазы, как ритм дыхания, биение сердца, появление голода. Люди воспринимают время исполнения какого-то задания, когда осуществляются какие-то нервные процессы, обеспечивающие эту деятельность.

В зависимости от продолжительности торможения и возбуждения, человек получает некое представление о временных отрезках.

Также на данный параметр влияют и эмоциональные переживания. Если определенные события вызывают у человека позитивную реакцию, в таком случае время кажется слишком коротким. При негативных эмоциях, напротив, временной промежуток удлиняется. Существенно искажает восприятие времени болезнь. Из-за чувства тревоги, постоянного напряжения, на протяжении длительного времени человек не может расслабиться, он ощущает «замедление хода времени».

основные классификации восприятия

Важные детали

Классификация форм восприятия связана с различиями в анализаторах, которые принимают активное участие в изучении предметов. В зависимости от того, какая модальность (или анализатор) принимает наибольшее участие в процессе, выделяют:

  • кинестетическое;
  • слуховое;
  • зрительное;
  • обонятельное;
  • осязательное;
  • вкусовое.

Безусловно, в чистом виде они встречаются крайне редко. В основном осуществляется их комбинация, что способствует появлению сложных видов восприятия.

основным критерием классификации восприятия на восприятие

Методы исследования

При исследовании могут применяться:

  • беседы;
  • опросы;
  • интервью;
  • тесты.

Нарушения восприятия

1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).

Иллюзии восприятия

а) Иллюзия Эббингауза

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.

б) Иллюзия Понцо

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.

в) Иллюзия Аристотеля

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.

г) Иллюзия Цельнера

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.

д) Иллюзия Мюллера — Лайера

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.

е) Иллюзия Поггендорфа

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.

Галлюцинации

2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).

Эйдетизм как вид галлюцинаций

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Эйдетизм, или, проще говоря, фотографическая память — это особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринимаемого ранее предмета или явления. В этот образ могут входить насыщенные образы и по другим модальностям восприятия (слух, вкус и др.).

Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологической основой эйдетических образов является остаточное возбуждение анализатора.

Эйдетизм означает, что человек сохранят в памяти детали образа после прекращения восприятия. В том или ином виде и степени, эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается редко. Чаще всего фотографической памятью обладают дети, во взрослом возрасте она встречается редко. Развить фотографическую память в первозданном виде невозможно, но с помощью упражнений можно улучшить зрительную память, запоминание информации, ее воспроизведение.

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Советую прочитать книгу Александра Романовича Лурии, которая называется «Маленькая книжка о большой памяти». Несмотря на свой очень маленький объем, что удачно отмечается в названии, она весьма интересно написана. Книга затрагивает вопросы памяти, синестезии, эйдотехники.

В некоторые классификации галлюцинаций включают эйдетизм как подвид. Это связано с тем, что люди с эйдетизмом воспринимают объекты в их отсутствие, что так же является составляющей галлюцинаций. С этой точки зрения, определение фотографической памяти может выглядеть так:

Эйдетизм – это расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

В конце лекции рекомендую изучить два видеоролика по темам, связанным с ощущениями и восприятием. 

Плотность данных

Хир, Хонг и Аргвала исследовали, может ли графика одновременно быть компактной и хорошо передавать информацию.

Они зеркально отразили отрицательные значения в диаграммах временных рядов и изобразили крайние значения в виде полос разного цвета, которые потом наложили друг на друга. В результате размер диаграммы уменьшился на 75%. В другом эксперименте учёные пробовали уменьшить нормальную высоту диаграммы, самые маленькие экземпляры получились высотой всего шесть пикселей.

Виды восприятия и их характеристика в психологии

Сверху изображена обычная диаграмма временных рядов. Хир, Хонг и Аргвала выделили высокие значения ярким цветом, а низкие бледным, и наложили друг на друга. Потом они попробовали отразить отрицательные значения (слева) и поместить их над положительными в том же пространстве (справа). В обоих случаях диаграмма уменьшилась в четыре раза.

Виды восприятия и их характеристика в психологии

В другом эксперименте исследователи уменьшили высоту разных диаграмм, чтобы проверить, хорошо ли отражение отрицательных значений и наложение полос воспринимаются в компактном формате.

Они выяснили, что чем больше цветовых полос на диаграммах, тем больше людей допускают ошибки, значит, использовать их не стоит.

При уменьшении размера диаграммы её обычный вид оказался самым неудобным для восприятия. В результате учёные сделали вывод: можно безболезненно отражать отрицательные значения, это не помешает восприятию.

Причины нарушений

По определённым обстоятельствам могут возникнуть разные нарушения механизмов восприятия. Это могут быть психические перегрузки, воздействие химических веществ, заболевания или упадок сил. К наиболее известным относят галлюцинации — образы без реального наличия объекта.

Галлюциногенные явления возникают в любой модальности:

  • зрительной (посредством образов, разнообразных событий);
  • слуховой (звучаний, щелчков и т. д. );
  • тактильной (кожных реакций в виде ощущений холода, ожогов, ползающих насекомых).

Область восприятия обширна, люди видят мир в разных вариациях, несмотря на то, что в теории он одинаков для всех.

Методы развития

Способы совершенствования:

  1. Фото 2170Медитация. Могут проводиться индивидуально или в коллективе. С их помощью можно быстро снять моральное и физическое напряжение. Медитация позволяет подавить тревоги, избавиться от негативных мыслей, страхов. Психологи рекомендуют комбинировать медитацию с дыхательными техниками, чтобы добиться большего эффекта.
  2. Игры. Бывают ситуационными, деловыми, творческими, тематическими. С их помощью можно улучшить отношения между знакомыми или коллегами. Игры помогают преодолеть застенчивость, скованность, внутреннее напряжение. С помощью игровых методик быстрее закрепляются навыки, изменяется поведение, развиваются невербальные умения.
  3. Развитие восприятия. Специалист демонстрирует участникам упражнения, с помощью которых они должны невербально или вербально понять, как они воспринимаются со стороны.
  4. Групповые дискуссии. Позволяет разобрать интересующие вопросы, проблемы коллектива, которые мешают развитию, достижению поставленных целей. Совместное обсуждение помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, найти нехарактерные пути решения проблемы, определить скрытые возможности.

Совершенствовать качество социальной перцепции, научиться лучше понимать людей, качественнее доносить информацию можно с помощью методики психолога Пола Экмана. Смысл практики в том, чтобы при общении с другим человеком концентрировать внимание на трех зонах его лица — носу, подбородке, лбе. Эти зоны значимы в выражении грусти, отвращения, страха, гнева. Чтобы лучше передавать эмоции, нужно использовать жестикуляцию.

Внутреннюю перцепцию, результативные межличностные отношения, интуицию можно развивать с помощью духовных практик, тренингов. Лучше применять их в юном возрасте, поскольку в детстве органы чувств лучше воспринимают окружающий мир.

20. Классификация иллюзий:

1.Физические (миражи,

преломление предметов

на границе двух сред)

2.Физиологические(ощуще

-ние движения

окружающих предметов

после остановки поезда)

3.Психические

(вызванные колебаниями

настроения, экстазом,

повышенным

эффективным тоном(куст

в темноте принимается за

притаившегося человека)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...