Виды и значение перцепции в психологии

Содержание

Что такое перцепция?

Восприятие является познавательной функцией, которая помогает в формировании индивидуального восприятия мира. Перцепция – это отражение явления или объекта, это стержневой биологический процесс . Такая функция приобретается через органы чувств, участвующих в формировании персонализированного целостного образа предмета. Она влияет на анализаторы с помощью целого ряда ощущений, вызываемых перцепцией.

Истины конкурировали с фантазиями о них, но в этом случае кажется, что, по крайней мере, по меньшей мере, мнимые восприятия общества приобрели большую доверительность. Ситуации, которые были сильно заряжены эмоциями, были решены в групповых контекстах посредством эмоциональных представлений, страхов и коллективной истерии, в то время как проницательность средств массовой информации в конечном счете проглотила как науку, так и академию. Страх, из-за его неотъемлемо меняющихся свойств, принимал форму городской пыли.

Введя вышеприведенное как пример «воплощения чувств» в коллективном поведении, давайте рассмотрим способы их общественного производства, используя модель, которая предполагает три различные ситуации, каждая из возможных проявлений которых может быть жизнеспособной при построении городское пространство, не связанное с самим физическим городом, а скорее с культурными взаимодействиями и с тем, как граждане используют и воспринимают свое физическое окружение.

Восприятие = это популярный предмет психологического исследования. Простыми словами такое отражение действительности означает понимание, познание, формирование в сознании целостного образа какого-нибудь явления. Восприятие не может существовать без отдельных ощущений, но оно является существенно другим процессом. Например, вы можете просто слышать звуки, либо внимательно слушать, вы можете просто видеть или целенаправленно смотреть, наблюдать.

Воплощение городских иллюстраций: моделирование социального восприятия

Они представлены здесь, наряду с формулой, используемой в полевых работах, проводимых в нескольких крупных городах. В методологических терминах можно задаться вопросом, что означает «воображаемые города» читателю этого текста. Этот термин использовался в попытке определить место социального восприятия в использовании и опыте городов и вызвать желания граждан на ту форму урбанизма, которую они сами проводили. Чтобы быть еще более конкретным: «Воображаемые города» – это работы урбанизма, но они не столько изучают города как таковые, как способы, которыми гражданский урбанизм формирует способы строительства городов.

Понятие

Понятие «перцепция» образовалось от латинского слова perception, которой обозначает восприятие. Она представляет собой отображение окружающего мира, объектов, явлений через цвета, образы, объекты.

Функции

Существует несколько функций:

  1. Самопознание. Человек раскрывает свои возможности, предпочтения, чувства и эмоции. Он выясняет, что для него по-настоящему важно, в какие моменты он испытывает искреннюю радость, грусть.
  2. Познание собеседника. В ходе беседы индивид пытается понять другого человека, тщательно изучает его поведение, ответы на вопросы, пытается установить контакт, найти компромисс, схожие интересы.
  3. Налаживание контактов в коллективе. Человек пытается найти общий язык сразу с группой людей, постепенно обосновывается, адаптируется среди определенных людей, изучает их интересы и жизненные ценности.
  4. Установление позитивной атмосферы. В ходе контактов с другими индивидами создается позитивная атмосфера, приятное общение. Благодаря органам чувств человек получает информацию, которая радует его, дарит положительные эмоции.

Перцепция характеризуется восприятием человека себя, остальных людей и окружающих предметов.

Он делает умозаключения, создает стереотипы, подключает мышление. На основе полученных данных решается, с кем далее контактировать, кто вызвал наибольшее уважение.

Влияние перцептивных факторов

Перцептивные факторы подразделяются на две категории: внешнее и внутреннее воздействие. Среди внешних факторов следует выделить такие критерии, как движение, количество повторений, контраст, размер и глубину проявления. Среди внутренних факторов, специалисты выделяют следующие:

  1. Стимул – мотивация достижения целей, которые имеют высокую важность для индивида.
  2. Установка восприятия индивида – попадая в определенные жизненные ситуации, человек основывается на ранее полученном опыте.
  3. Опыт – различные пережитые жизненные трудности, оказывают влияние на восприятие окружающего мира.
  4. Индивидуальные особенности восприятия – в зависимости от типа личности (оптимизм или пессимизм), человек воспринимает одни и те же жизненные трудности в позитивном или неблагоприятном свете.
  5. Восприятие собственного «Я» — все происходящие события в жизни человека, оцениваются на основе личностной призмы восприятия.

Перцептивный компонент

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.

На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.

Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.

Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время

Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.

Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.

Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.

Механизмы

Механизмами являются:

Идентификация Психолог ставит себя на позицию партнера, чтобы изучить его поведение, узнать его жизненные установки, цели. Это дарит возможность прийти к определенным выводам, понять цели других людей.
Эмпатия Сопереживание, копирование эмоций своего собеседника. Только при поиске эмоционального отклика можно понять, что происходит в душе другого человека. Если эмпатия развита хорошо, при виде плачущего человека хочется подойти к нему, успокоить, проявить сочуствие, эмоционально поддержать, помочь успокоиться. У некоторых личностей при этом наблюдается ответный плач. И наоборот, при неразвитой эмпатии человек не умеет сопереживать, не может почувствовать себя на месте другого.
Аттракция Форма познания собеседника, при которой формируются устойчивые чувства к нему. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Все зависит от поведения партнера, его взглядов на жизнь, слов, которые он употребляет в процессе общения. Если возникает симпатия, общение продолжается, а связь между людьми становится крепкой, держится на протяжении многих лет.
Рефлексия Человек пытается увидеть себя со стороны, представить, как видят его окружающие. Это рождается определенные умозаключения, выводы, меняет мнение о себе в лучшую или худшую сторону. Индивиду бывает интересно, какими качествами его наградили окружающие. Но познать себя глазами других людей очень сложно, почти невозможно. Для познания себя мало обратиться к другим людям и узнать их мнение, нужно разобраться в собственных взглядах и предпочтениях, а это внутренние процессы, неведомые для окружающих, даже самых близких людей. Для этого подключается самопознание.
Стереотипизация Основывается на формировании стереотипов в процессе жизни. Индивид сталкивается с определенными жизненными ситуациями, что рождает у него стереотипы, «кальки» в поведении других людей. Но стереотипы могут мешать в установлении новых связей, не давать мыслить широко, отталкиваясь от качеств партнера. Индивид мыслит по заготовленному в голове плану и верит, что определенная личность поступит так, а не иначе. Стереотипы возникают из-за предыдущего опыта или полученных от близких людей знаний.
Каузальная атрибуция Личность наделяют качествами, исходя из поступков. Это своего рода ярлык, основываясь на котором, происходит суждение о человеке со стороны. Поступки могут быть негативного и положительного характера, поэтому и его положение в обществе от этого меняется. Если совершено благородное дело, положительный поступок, судить о нем будут хорошо. При совершении преступления, оскорблении окружающих мнение о таком гражданине меняется в худшую сторону.

Ученые уверены, что к механизмам относятся также сведения, которыми индивид обладает об определенном человеке, объекте. Знания помогают ему принимать решения, избегать ошибочных суждений.

Примеры социально-психологических явлений и процессов вы найдете здесь.

Социологическое описание

Начать мы решили именно с этой категории, так как все мы живем в социуме и больше всего взаимодействий происходит именно с другими людьми, а не с объектами или предметами. Люди вызывают в нас наиболее сильные эмоции, воспоминания, чувства, определенные личности являются ключевыми в наших жизнях. Вспомним старую цитату: “Первое впечатление нельзя произвести дважды”. Почему говорят именно так? Все дело в том, что большинство людей запоминают других особей именно опираясь на стартовый опыт общения (даже если оно невербальное). Дальнейшие действия личности всегда оправдываются его первоначальными поступками, манерами, словами. Мы всегда “примеряем” образ человека, увиденный в нем впервые, на его современный облик, даже если он изменился. Давайте рассмотрим простейший пример: вы знакомитесь с маленькой дочкой своих друзей 5 лет, она светловолосая милая девчушка. После ваше общение с товарищами прекращается на 15 лет, и вот вы вновь встретились, а вы видите перед собой уже не маленькую девочку, в взрослую женщину. Но вы не можете отделаться от чувства, что где-то внутри нее сидит та самая малышка.

эффект первичности на первом свидании

Закон перцепции

Восприятие = это чувственное отображение предмета или явления. Общение как перцепция — это механизм для его начала, так как любой процесс общения начинается с восприятия людей друг другом. А процесс восприятия, согласно закономерности социальной перцепции, строится в форме суждения об объекте. Известный психолог Н.Н Ланге разработал специальный закон перцепции, согласно которому восприятие – это быстрая смена определенного обобщенного восприятия предмета более конкретным.

В Мехико проспект Идальго был известен своим неприятным запахом из-за открытых канализаций, которые не были надлежащим образом направлены. Привлекательная скульптура была размещена прямо в месте, где возникли ужасные запахи. Только тогда наступательное обонятельное восприятие заменилось великим современным конным изображением.

Этот пример показывает, что восприятие в этом первом экземпляре нашей модели порождается воображаемой, лишенной какой-либо эмпирической базы, и что для принятия этой новой реальности требуется новое время и воспринимается как новый образ и, следовательно, новая реальность. Вальпараисо — город, расположенный в центральном районе побережья Чили. Тем не менее, он никогда не был доведен до конца и поэтому остается визуальным свидетельством едва «воображаемого моста», который люди посещают и фотографируют, чтобы представить, как он выглядел бы, если бы он был завершен.

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.


Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.

В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Как стать смелее?

Экстраверсия и интроверсия
Следующая запись »

Точность оценки при межличностной перцепции

При оценке человека другим индивидуумом очень опасно проявить субъективное восприятие. Чтобы избежать такого эффекта, разработан специальный текст личности, но он действует не всегда, использование происходит с некоторыми оговорками:

  • нет такого теста, который бы стал определяющим для всех человеческих характеристик;
  • нельзя применять тест в качестве единственного надежного способа исследовать характер человека, результаты подлежат сравнению третьим лицом, поэтому здесь также может присутствовать субъективное мнение.

Существующий способ экспертных оценок также грешит ошибками. Метод заключается в использовании мнений тех, кто хорошо знаком с исследуемым объектом перцепции. В таком случае происходит сравнивание нескольких суждений, но выбор параметров жестко не лимитируется.

В качестве инструмента, повышающего точность социальной межличностной перцепции, выступает рассуждение и осмысление факторов, мешающих объективной оценке. К ним относят:

  • плохое умение рассматривать и осмысливать дальнейшие действия человека, распознать его намерения в будущий период, определить состояние и самочувствие человека;
  • имеющиеся в анамнезе заранее проведенные оценки и убеждения;
  • цепляющие стереотипы для похожих условий;
  • стремление дать ускоренную оценку без учета всех обстоятельств;
  • нежелание учитывать мнение компетентных сторон;
  • несмотря на новые обстоятельства, нежелание пересматривать старый результат перцепции.

Эффекты

Стереотипы рождают восприятие, из которого создаются эффекты:

  • первичности;
  • новизны;
  • Ореола.

Эффект первичности бывает при знакомстве. Анализ собеседника формируется на сведений, полученных до этого. К ним добавляются факты, полученные при знакомстве.

Индивиду важно, как себя ведет новый знакомый, что он говорит, как он относится к окружающим, какими качествми обладает. Первое знакомство важно для создания отношений. Это фундамент дальнейшего взаимодействия.

Эффект новизны появляется только в том случае, если возникает новая информация, имеющая огромное значение.

Личность овладевает знаниями, которые важны для его будущих поступков, скажутся на общении с определенными людьми. Информация бывает как бытовой, так и профессиональной.

Эффект Ореола возникает при преувеличении качеств собеседника.

Это могут быть отрицательные или положительные качества. Никакие аргументы человек не учитывает.

Он уверен, что перед ним настоящий мастер своего дела или преступник, его обсуждать нет смысла.

К преувеличению качеств приводят сильные эмоции и чувства: уважение, благодарность, отвращение.

Важность первого впечатления

Подсознательно человек составляет представление о новом знакомом в течение пяти секунд. После этого ему уже будет сложно изменить свое мнение. Поэтому презентация себя очень важна в современном мире.

В нее входит не только создание правильного внешнего вида, но и умение вести себя. Например, открытые ладони демонстрируют доброжелательность. Имеет значение и красота человека. Физически привлекательным личностям легче получить хорошее отношение. Поэтому, если индивид хочет быть успешным, то ему нужно понимать механизмы формирования впечатления.

Важно! В их основе лежат доступность, интерес и внешность.

Осанка, взгляд, походка говорят о том, насколько индивид открыт для общения. Внимательность и доброжелательность – это основа успешной коммуникации. С привлекательностью сложнее, так как нет единых стандартов красоты.

Необходимо опрятно выглядеть, стильно одеваться, делать модные прически и т.п. Важно не впадать в крайности, так как радикальный внешний вид будет отпугивать.

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки. Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь.

Методика развития перцепции

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию. 

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Методика Пола Экмана получила широкое применение в психотерапии и психиатрии, а также у специалистов ФБР и ЦРУ. Благодаря ей можно создать прочную коммуникативную связь и получить необходимую информацию. Например, так психотерапевт может выявить психические нарушения.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции (используются в группах/коллективах):

  1. Дискуссия в группе. Обычно это обсуждение в коллективе каких-либо вопросов, решение проблем и совместное принятие решений. Это позволяет прояснить, а возможно и изменить мнение, установки и позиции каждого участника дискуссии. С помощью данной методики можно увидеть проблему со стороны (каждый расскажет свое видение) или коллективно рефлексировать (это сплотит людей и им будет легче раскрыться друг перед другом).
  2. Игры. Это могут быть деловые, тематические, творческие, ситуационные игры, которые обычно сплочают коллектив, помогают преодолеть скованность и напряженность. За счет игр можно сделать обучение еще более продуктивным, закрепить новые навыки в поведении, развивать вербальные и невербальные умения.
  3. Различные техники медитации. Очень полезны и эффективны, так как позволяют расслабиться и погрузиться в себя, избавиться от негативных мыслей, излишнего напряжения, стрессового состояния. Такие техники используются для физической и чувственной релаксации.
  4. Развитие восприятия. Люди развивают навыки восприятия информации и объективного оценивания себя и своих поступков, учатся распознавать эмоции и мимику собеседника, понимать человека. Тренер использует различные упражнения, где участники вербально и невербально узнают, как их воспринимают окружающие.

Перцепция – это не только зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира. Это видение себя со стороны, понимание собеседника, восприятие себя и других людей, а также целостной картины мира.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

перцептивные действия это

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

перцепция как форма общения

Рефлексия

Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

Идентификация

Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.перцептивный компонент общения

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия. Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность.

Аттракция

Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

Казуальная атрибуция

Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

Персональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

влияние на толпу

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общениязаключается в регуляции поведения и
непосредственной организации совместной
деятельности людей в процессе их
взаимодействия. Понятие взаимодействия
используется двояко: во-первых, для
характеристики действительных реальных
контактов людей (действий, контрдействий,
содействий) в процессе совместной
деятельности; во-вторых, для описания
взаимных влияний (воздействий) друг на
друга в ходе совместной деятельности.

Межличностное
взаимодействие
:

1)
в широком смысле – случайный или
преднамеренный, частный или публичный,
длительный или кратковременный,
вербальный или невербальный контакт
двух или более людей, имеющий следствием
взаимные изменения их поведения,
деятельности, отношений и установок;

2)
в узком смысле – система взаимно
обусловленных индивидуальных действий,
связанных циклической причинной
зависимостью, при кот корой поведение
каждого из участников выступает
одновременно и стимулом, и реакцией на
поведение остальных.

Структура любого взаимодействия, по
мнению Н.В. Казариновой, включает в себя
следующие элементы:

  • роли
    участников взаимодействия;

  • набор
    и порядок действий;

  • правила
    и нормы, регулирующие взаимодействие
    и характер отношений участников.

Поведенческая
гибкость

— наличие ассортимента способов для
реагирования, возможность выбора способа
действий. Она дает больше возможностей
повлиять на ситуацию.

Ситуации
использования поведенческой гибкости
:

  1. при
    планировании действия – позволяет
    определить ряд возможных подходов;

  2. при
    возникновении трудностей или факторов,
    которые не были учтены заранее;

  3. когда
    возникает ситуация, с которой успешно
    справлялись другие люди — использование
    их опыта.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

В чем заключается перцептивная сторона общения?

Перцепция — это отражение человеком на когнитивном уровне тех объектов и явлений, с которыми он сталкивается.

Под перцептивной стороной общения, с психологической точки зрения, понимается восприятие другого человека, осознание особенностей другой личности.

Восприятие оппонента может происходить через понимание его установок, целей, мотивов и взглядов. В этом случае происходит формирование объективной оценки другой личности, свойства которой не перекликаются со свойствами самого познающего субъекта.

С другой стороны, в процессе восприятия собеседника может происходить не только его понимание, но и принятие. В этом случае все ценности и установки разделяются, согласовываются людьми.

Когда происходит подобное принятие, возникают близкие межличностные отношения различного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

При помощи перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От степени точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неправильное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.

Определение термина в психологии

Дословный перевод слова перцепция с латинского языка означает «восприятие». В психологии термин подразумевает активное отражение сознанием человека внешнего и внутреннего мира, окружающих людей и явлений, событий и ситуаций.

Watch this video on YouTube

Социальная перцепция – это функция психики, позволяющая индивиду воспринимать свою личность и окружающий социум. Термин принадлежит американскому психологу Дж. Брунеру. Ощущение неодушевленных предметов отличается от понимания окружающего социума. Он может чувствовать некое давление со стороны вследствие того, что социальные личности, которые он исследует, не безразличны к его оценке, стремятся изменить её в лучшую сторону. На восприятие влияет «я концепция», в других обычно замечается то, что присуще характеру самого наблюдателя. Из информации окружающего мира человек запоминает только то, что относится к нему самому.

Некоторые феномены

При контактах друг с другом люди сталкиваются с разными необычными явлениями. Распространенный феномен, который встречается в коллективах, – это внутригрупповой фаворитизм. В неком объединении люди стремятся завышать оценки членов и негативно относятся к аналогичным заслугам другой группировки.

Еще один тип феноменов – иллюзия взаимности. Индивид воспринимает отношение со стороны других к себе таким же, как и он относится к этим людям. Простой пример – менеджер Иван положительно со всеми общается и считает, что остальные сотрудники компании воспринимают его как вежливого человека.

Повлиять на восприятие индивида может феномен сходства. При нем индивид склонен считать, что близкие ему люди думают так же, как он. Подобное явление может наблюдаться между начальником и подчиненными. Руководитель будет стараться воспитывать единство мнений. Структура каждого феномена индивидуальна и проявляется по-разному.

Дополнительная литература

  1. Андреев,
    В.И.

    Конфликтология: искусство спора, ведения
    переговоров и разрешения конфликтов
    / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ,
    1992. — С. 81-139.

  2. Берн,
    Э.
    Игры, в
    которые играют люди. Психология
    человеческих взаимоотношений. Вы
    сказали «здравствуйте». Что дальше?
    Психология человеческой судьбы /
    Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005.
    — С. 7-53.

  3. Варданян,
    Ю. В.

    Психология общения : учеб.
    пособие / Ю. В. Варданян,
    Т. В. Савинова. –
    Саранск, 2003. – С. 15-29.

  4. Корнелиус,
    Х.
    Выиграть
    может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр.
    – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.

  5. Руденский,
    Е.В.
    Основы
    психотехнологии общения менеджера /
    Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск:
    НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.

Зависит ли наше восприятие от социума?


В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия. Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики. Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая — из «нелюбимых» учеников. Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно — «нелюбимых» детей. Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям — хорошие.

Несколько слов о ролевых принципах поведения

Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.

Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Перцепция в философии

Перцепция в философии – это чувственное понимание, отражение вещей в сознании посредством органов чувств. Такое понятие имеет несколько категорий:

  1. Внутреннее восприятие, с помощью которого человек осознает, где находятся его конечности, сидит он или стоит, подавлен ли он, голоден или устал.
  2. Внешнее восприятие, для которого используется зрение, слух, прикосновение, запах, вкус.
  3. Смешанное восприятие, которое проявляется посредством эмоции или каприза.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...