Виды и способы развития воображения в психологии

Понятие воображения

Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.

Суть и механизм действия

Воображение тесно связано с памятью, вниманием, мышлением. Сформировано в результате появления общественного сознания, к которому личность обращается в проблемной ситуации. Способность относится к познавательным процессам, отражающим объективную действительность. Основа отражения — образы восприятия, памяти, представления.

Если мышление исследует мир обобщенно, воображение позволяет создавать конкретные формы. Представление создает полноценные картины, основанные на реальности или порожденные фантазией. Индивид придумывает, не имея исходных данных, представляет явления, которые никогда не видел. Интеллект связан с воображением. Чем выше уровень интеллекта, тем активнее работа психических процессов.

Сущность воображения — создавать новые образы на основе существующих. Интенсивность, полнота результата зависит от опыта, знаний. Воображение возникает в процессе труда, когда появляется потребность прогнозировать действия. Представляя образы, индивид выходит за рамки действительности, предвосхищает результат работы, оживляет воспоминания.

Агглютинация: что это такое (определение)

Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению. Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга – возможности к анализу и синтезу. С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем – соединение полученного в новом сочетании (синтез).

Агглютинация в психологии – это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд. Например, всем известные кентавры – наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках – все это результат агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.

значение слова агглютинация

Агглютинации в психологии – примеры

Воображение – явление, которое невозможно пощупать, однако оно помогает создавать новое и ранее невиданное. Агглютинация относится к результату человеческого воображения, которое рассматривается в психологии для познания личности человека. Примеры также можно наблюдать в гематологии, где под агглютинацией понимается свойство отдельных клеток крови объединяться, чего им в обычном состоянии не свойственно.

Интернет-журнал psytheater.com определяет человека как сложное существо, поскольку ему присущи мыслительные процессы. Интеллектуальные способности в различных своих проявлениях позволяют человеку быть интересным существом, способным создавать нечто новое и уникальное.

Вы когда-нибудь задумывались над такими простыми вопросами?

  • Как было придумано колесо?
  • Как был придуман первый летательный аппарат?
  • По какому принципу создавались первые автомобили?

Все, что не является результатом создания самой природой, является следствием воображения человека. Это человек создал колесо, автомобиль, самолет, мотоцикл и прочие гаджеты, вещи, которыми на сегодняшний день пользуется. Но возникает вопрос, а с чего начиналось создание данных предметов. С воображения человека. И здесь проявляется процесс агглютинации, о котором поговорим в данной статье.

Использование агглютинации в творчестве

В искусстве многие приемы воображения – агглютинация, акцентирование – используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин – жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин – одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй – женственной и нежной – помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.

Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.

В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.

приемы воображения агглютинация акцентирование

2. Парадокс Буриданова осла

Чем больше вариантов выбора имеется у человека, тем сложнее ему выбрать.

Немецкий психолог Барри Шварц исследовал феномен того, насколько человек удовлетворен результатами своего выбора в зависимости от того, сколько вариантов ему было предложено. Казалось бы, что чем больше, тем лучше. Однако количественная разница может быть заметна только до 4-6 вариантов, а затем чем больше их появляется, тем труднее и мучительнее решиться убрать остальные варианты. При этом даже после сделанного выбора человек мучается, а не прогадал ли он, не получая от выбора удовлетворения.

Если перед тобой встает проблема выбора с множественными вариантами, то постарайся свести их количество к минимуму. 5-6 штук будет вполне достаточно, а пока это количество не будет достигнуто — безжалостно вычеркивай все варианты, которые вызывают у тебя хоть малейшее сомнение.

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический. Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.

Фото 1991Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.

Эффект Прэтфелла

Данный эффект назван фамилией человека, над которым проводил свое социологическое и психологическое исследование Эллиот Аронсон – доктор философии Стэндфордского университета. Исследование заключалось вот в чем: никому не нравятся идеальные люди, которые стараются всем понравится и не допускают ошибок. Наоборот, люди благосклонны к тем, кто имеет незначительные недостатки, позволяющие «опустить с небес на землю» и воспринимать в качестве равного.

В современном мире это хорошо можно проследить в социальных сетях у знаменитостей, особенно тех, кто выписывает о себе хвалебные оды. В комментариях разрастаются настоящие холивары: «Чего ты добился (добилась), кроме своих песенок?», «Снять с тебя косметику – обычная тетка» и т. п.

Будьте проще, не бойтесь делать ошибки и не в коем случае не пытайтесь стать идеальным. Любой ваш недостаток – особенность, из-за которой к вам тянутся.

Агглютинации в психологии

В психологии агглютинация воспринимается как автоматическое свойство воображения создавать новые образы из имеющегося опыта. Для агглютинации нужны знания и опыт. Человек все это нарабатывает и получает в процессе своей жизни. Только агглютинация не считается сознательным процессом, при котором человек специально обращается к своему опыту, а скорее бессознательным процессом, когда уже имеющиеся знания используются для комбинации между собой и создания нового объекта.

Агглютинация – это творческое воображение, когда из реальных объектов создается нечто новое и уникальное, что-то, чего не было ранее. «Новый» объект, скорее всего, в реальном мире существовать не может, если только человек уже на сознательном уровне не сделает его реальным, соответствующим всем законам Вселенной. При этом «новым» объект кажется лишь тому, в чьем воображении он появился. А вот другие люди начинают к нему относиться как к объекту, который просто состоит из двух различных предметов, которые уже известны всем.

Воображение зависит от богатства опыта, которым обладает человек. Чем больше индивид знает, видел, с разнообразным сталкивался, тем богаче его фантазия, которая способна выдавать различные идеи. Конечно, процессом агглютинации человек может заниматься сознательно, то есть целенаправленно о чем-то думать и придумывать новое. Однако это требует времени и усилий. Обычно агглютинация происходит спонтанно, неосознанно. Нередко ее можно наблюдать во сне.

Именно в мире сновидений человек сталкивается с явлениями, которые просто невозможны в реальном мире:

  1. Человек может летать во сне без каких-либо приспособлений.
  2. Дома во сне могут быть низкими, а количество этажей внутри домов достигать высотных зданий.
  3. Только во сне лифты могут ездить по диагонали.
  4. Также человеку могут сниться существа, которые напоминают реальных, однако совмещают в себе сразу несколько разновидностей животных и птиц.

Все окружающие предметы реальности не могут быть неизменными. Благодаря воображению человека каждый предмет может быть изменным, преобразовываться, обретать новые признаки. Конечно, воображение должно учитывать некоторые правила и законы существования реального мира, чтобы из имеющегося предмета сделать новую вещь, которую можно будет воплотить в реальности. Однако иногда это становится невозможным, поэтому человек просто оставляет некий образ внутри своего ума и периодически к нему возвращается с сожалением о том, что не может его воплотить.

Примером агглютинации может стать создание новых сказочных героев, новой идеи, которая никогда не реализовывалась людьми, сочинение нового понятия, которое имеет реальные проявления в мире. Если обратиться к агглютинации, которая проявляется у больных людей, тогда она носит фантастический или сказочный характер. При этом человек не может отличить, где реальность, а где вымысел. Человек не может даже понять, где начинается мир, а где – он сам.

4. Свойство гиперболизации действительности

Человеку свойственно преувеличивать всё, что с ним происходит, особенно негативные моменты.

Если мы опозорились или попали в неловкую ситуацию, то можем часами себя корить, припоминать ее во всех деталях и думать, что окружающие будут помнить наш позор до скончания века. Но это далеко не так. Будем честными: самые важные люди для каждого человека — это они сами. Все неудачи других быстро забываются и не воспринимаются катастрофически.

Так что не бойся провалов и смело иди вперед, если с треском провалилась. Чтобы заработать себе дурную репутацию, надо действительно постараться! А мелкие неудачи не будут помехой и не испортят мнение людей о тебе.

Функции и роль

Фото 1992Задачи:

  1. Передача действительности через фантазии. Представление помогает воспроизводить увиденные явления, предметы, запоминать их, использовать для преобразования действительности.
  2. Регуляция поведения. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, индивид может спрогнозировать программу действий. Выбрав сценарий, он корректирует поведение в соответствии с необходимым результатом.
  3. Управление эмоциями. При возбужденном эмоциональном состоянии человек с помощью воображения может снять напряжение, представив успокаивающие образы.

Невозможность планировать вызывает фрустрацию: индивид не может приступить к работе, откладывая на потом. Люди с неразвитым воображением не могут сосредоточиться даже на срочном деле. Они сами не понимаю, что им мешает.

Приемы преобразующей деятельности воображения

Агглютинация, акцентуирование, типизация – это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.

агглютинация акцентирование типизация

Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа. Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей. Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок – например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.

Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.

Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.

Не меньшую роль в подаче особенностей художественного образа играет и прием типизации – объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.

Мозговая деятельность и ее роль в жизни человека

Воображение провоцирует человека на те или иные действияДаже специалисты в области психологии утверждают, что для того, чтобы стать здоровее, нужно образно представить себя таковым, сильным и полным энергии. Было даже проведено исследование на музыкантах, играющих на фортепиано, разделив их на две группы. Одна группа играла на реальном инструменте, а другая образно в мыслях представляла игру на фортепиано. Результаты мысленно играющих оказались не хуже тех, кто играл на инструменте вживую, а также у них наблюдалась хорошая физическая форма.

Итак, мы видим, что развитие мышления и воображения положительно сказывается на жизни человека в целом.

Исследуя воображение, психология имеет конкретную область для его изучения и для анализа мозговой деятельности человека. Определить уровень воображения можно с помощью специальных тестов. Для этого испытуемому задаются конкретные вопросы, и по ответам специалист проанализирует возможности этого психического состояния у каждого конкретного человека.

Высшим проявлением развитости воображения служат сны, с помощью которых человек может корректировать свою жизнь, поступки и поведение окружающих людей. Воображение и психология являются одним из всесторонних предметов изучения, то есть в процессе всей жизни они подлежат изучению.

Возможно, в дальнейшем будут раскрыты неизвестные свойства воображения.

Связь приемов воображения

Связь приемов воображения между собой

Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.

Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.

Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.

Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.

О приемах творческого воображения в этом видео:

Для чего необходима реакция агглютинации?

На реакцию агглютинации необходимо обращать внимание в некоторых важных случаях. Во-первых, она применяется, к примеру, когда необходимо выявить антитела в сыворотке кровяной жидкости у больного пациента, если он страдает от инфекционной болезни.

Во-вторых, это процесс необходимо отслеживать, когда нужно определить возбудителей заболевания, которые могут быть выделены у зараженного пациента.

В-третьих, подобная реакция очень полезна, когда медикам необходимо определить группы крови с использованием антител моноклонального типа, которые работают против эритроцитов-аллоантигенов.

Еще раз о том, что такое агглютинация

Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов – агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.

Так, агглютинация в психологии – это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.

6. Свойство субъективного запоминания

Человек обычно запоминает не конкретные вещи, а свои мысли, реакции и ассоциативные цепочки, связанные с ними.

Получается, что для глубокого запоминания человеку нужно максимально сконцентрироваться на собственных ощущениях и погрузиться в себя, отринув внешний мир. Случалось ли тебе в детстве зачитываться интересной книгой так, что ты не слышала родителей, зовущих пить чай или ложиться спать? Даже если этот эффект тебе не знаком, вспомни, как в известном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» главный герой подготавливался к экзамену по редкому конспекту и практически выпал из реальности. Отличная и очень точная иллюстрация.

Если тебе нужно что-то выучить, то минимизируй все внешние раздражители, не планируй больше никаких дел и попроси родных и близких не беспокоить тебя. Так ты потратишь меньше времени и глубже запомнишь всё, что нужно.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Два типа патологического процесса

При нарушении природного механизма происходит следующее:

  • Истинная агглютинация. Это склеивание сперматозоидов между собой любыми частями. Спермии теряют подвижность и возможность выполнять функции, в результате у мужчин развивается бесплодие.
  • Неспецифическая агглютинация. Спермии начинают склеиваться не друг с другом, а с фракциями, находящимися в семенной жидкости (слизь, эпителиальные клетки, макрофаги). В результате спермии также теряют подвижность, и процесс оплодотворения становится невозможным.

Проявления агглютинации в психиатрии

К сожалению, агглютинация в психологии – это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.

Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание. Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).

Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь – это их слезы и т. п.)

Мешает ли болезнь возможности иметь детей

Небольшая степень агглютинации может никак не сказаться на репродуктивной функции. Если в эякуляте остается достаточное количество свободных сперматозоидов, оплодотворение яйцеклетки возможно.

Проблемы возникают в том случае, если агглютинация оценивается в три или четыре плюса. Тогда сперматозоиды склеиваются между собой вместо того, чтобы двигаться к яйцеклетке. Такие гаметы не способны к оплодотворению. В этом случае возможно проведение ЭКО.

Во время ЭКО сперматозоиды освобождают от антител в лабораторных условиях, а затем подсаживают к яйцеклетке. Иногда, для супружеской пары это единственная возможность зачать ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...