Вербальная и невербальная коммуникация. Коммуникативные средства общения и экспрессивный репертуар человека

Содержание

Суть вербального общения – что это и зачем оно нужно

Под вербальным общением подразумевают устную, а также письменную речь. Именно с их помощью мы можем выражать свое мнение, мысли, откровенно спорить с компаньоном, приводить аргументы, делиться впечатлениями с друзьями, рассказывать об увиденном, услышанном, прочитанном и т.д.

Когда один говорит, второй очень внимательно слушает и ответно реагирует. Это может быть согласие, возмущение, спор или просто поглощение новой интересной информации. Отсутствие вербального общения делает каждого человека одиноким, замкнутым и изолированным от окружающего мира. Именно благодаря спорам, разъяснениям и изложению своих мыслей люди приходят к компромиссу, находят выход из сложных ситуаций.

Правильно поставленная речь – важный фактор вербального общения, которое играет на пользу каждому. От того насколько быстро человек умеет ориентироваться в беседе, отвечать на поставленные вопросы, налаживать новые связи и выражать мысли будет напрямую зависеть его место в этом мире. При устройстве на работу начальство особое внимание уделяет этим факторам.

Кроме простых слов и предложений особенно важную роль имеет эмоциональный посыл. По интонации, тону, скорости разъяснений можно понять настроение собеседника. Крик, недовольство, критика чаще всего вызывают ответную реакцию в виде агрессии, игнорирования собеседника. Когда начальник (друг, родители) правильно подбирает слова и говорит спокойно, сотруднику проще переработать полученную информацию, найти допущенную ошибку и исправить ее.

к содержанию ↑

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно. Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

  1. Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
  2. Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
  3. Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
  4. Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
  5. Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
  6. Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
  7. Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.

. : , , , . . .

. ,

, , , , .

http://www.allbest.ru/

. (, , ), () . , , , .

: – . , , , .. , . , , .

, – . . , . : , .

. – , , . , . , , .

.

– , .

. , :

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– .

. , , .

. , , , .

1.

1.1

– , (): () ().

, , , , , .. , . , 30 . , 3 .[15, . 28]

. , . , .

: () – ; – , ; ; – , , , ; – , , ; – , , , . [4, . 51]

, , , , , . , , . – , , – , . ” “, , , . : , – , .

. , , , . . . , , , . , . [17, . 33]

, , . – .

1.2

. , , – .

, . .

: , .

, “” , . “” . : ; .

, – , . : . , , , – . [24, . 19]

:

– , ;

– , ;

– , .

. ( ). . – ( ), . . , , . .

, , . . , , . . ( , ), . – , , , , ( ). [4, . 72]

, . , . . , . .

, – , . . , , .

, , , ( , ..). – , .

. , . , , , , . , , . , . , (, , , ..). ( ), , , , .[15, . 43]

, , . , , .

, “” , , , .

, , , . , .

1.3

– – . , . , . – .

, / – : , ! (. ). , , , ! ! (. ).

. : , , . [21, . 9]

80- (.. ,1980, .. , 1985, .. , 1986, .. , 1978, .. , 1983 .) , , , , , . [3, . 6]

, . , , .. . , , “- “. . .

.. , “… – , – , … ” [16, .74]. , – , , , .

, , , , , .

: , , , , , .

, , – . , , . , . . . “” , : ) , ) ( ), ) , ) ( : , , ), ) .

– , .

, , , , , , .

. , , -. , . – , , , , : / , , / …

.. , “… – “.

, , , . , , , .

, . , . ( , ). : , . – – , . , : /, /.

, – , . . , .

: , , , , , , , , , , , .. . , , – . , , . , .. , , . [14, . 159]

.. ( , ). .. – , : , , , , – , … .. : 1) (, , ),

2) (, ), 3) , (). (, . . ) , : 1) , 2) .

, , – (.. , 1978, .. , 1974, .. ,1964). . . , , .

, , .

: , . , , .

. : , . .

– , , – , . . . – , , , , .

– . , . , , . , , . , .

, . .

2- . 1- . ., , – , .

(). .: , (. ); (. ); , (. ); , (. ).

. . , . , : ! ! !

, , , . , , , , , (??, ??, ??). , ” “, : \. , , (, .) – , , , .. [21, . 11]

, , , , , , . – : – 2, – 2, – 1. ” “, .. ‘ , ‘: — -, ! ! : – , ! (. ).

: 1) , ; 2) , ; 3) , . ., : 1) — , , , — (. ); 2)– . . — ! — (. ).

. , , , (, ), , , , , , . . , : ! !.

, , , . , ” (.. ) , , (.. ) : “. , , / , .

, , , , , . , , .. ! !; ! ! , .

, , , . : … :

— . (. ,). , .

, , . , ., : — . — – ? (.); — , , – , – , : , , (. ).

. .: , – (. ). , , — . –? — . –? … (. ). , , , , , , , .

, . , – ( -, -, -, -) : , , , — , : , …– . — . -! (. ); -, , ! … ? (. ). -, , , , . , , , -, , , — . , -, : , ! — , .– ! (.); -, — , : , , … ! (. ).

, , – : , , ; , (. ); , , (. ).

, – , . , , , , , , , .. : , , , , , , , , , , . , , : , : : , , , (. ); : (. ).

, , , , , , , : ! (. ); ! – … (. ); -!

. [21, . 14]

. : – ! – (. ). . , , , , . .: ! ! !

[. . ], . , . “”. : . ! , , , ! (. ).

, . : (. ). . 2- . . . , , . : ! .: , , ; , , . . (. ). , . , , , , . : . . , , , (. ).

, , , . , , : !, !, !, !, ! .. : : “!”-, , , ? — (. ) ; , ! (. ).

: … -:

— ! — (. ).

, , . : – ? –. — (. ).

— , , — , ,– , . (. ).

, , , :: , . (. ). … , . (. ).

. . : ! (. ).

, . , . :

1) , : , ?;

2) : .! …;

3) : , , , -, , …(. );

4) : , , , ! (. );

5) , : !

, (-, -, ! ! .).

, , , , ., , , – : \ ; ; . : ; ; ; .. [21, . 19]

. , . : ?(.). – : ?! ? ?

, ; :

– ? — .

, , , — (. ).

, : , ? , ? . , : ? (. ). …? …? , . , ., : – ?

— ?

– , … (. ).

: ? ( ?); ?

” , “, “” – , , : , , ? ! , ? , , . , , , .

, : , -? , ? , , ? – , : .

, , , – , , , .

. – , , , , : ! ! ! ! : ! ! – . [21, . 19]

, . :

) : : ” !.. !.. !..” (. );

– ! – – (. );

) – : – , – . (. );

) : ! ! ! (. ).

) : , ,- (. ); – , , – (. ).

) : ! ! – (. );

) : !, ! !

. , , – ( .).

!, , . .

. :

1., , : ! — . –! (. );

2. , : ! — , .

3. , : , ; : . — ! (. ); ,

2.

2.1

– , , , – , . [18, . 21]

“”, , , , . .

, . – , (), . , , , , .

, , , . , , .

, , , .

2.2

, , , . : , , .

: [5, . 16]

( );

;

– , :

;

( );

( ).

, :

;

;

;

.

, :

;

;

..

, , – , – .

( ) , , , , ( , ). . , , . .

: , . (, ..), .

. , , ( ). . , ( / , / ). , . , , , .. [1, . 58]

, , : [18, . 75]

, , , , ..;

, , , , ();

– , , .

, . , , , , , .

, , . , , .

2.3

, . , . : , , . – !; !; !

– . – ! , : ! , : !

-: [23, . 105]

: – ; ; ; – ; ; ; , ; ; ; ; ; ; ; ; .

(): , -; ; , .

  • – . , , .

    [88,7 K], 21.05.2012

  • . . . . . .

    [1,8 M], 28.08.2007

  • . . , .

    [24,4 K], 11.05.2017

  • , “” “”. , . , .

    [45,0 K], 13.05.2009

  • , . . , . , . .

    [36,6 K], 27.04.2008

  • . . . . .

    [101,0 K], 21.05.2012

  • . , , . . . , .

    [41,1 K], 15.12.2013

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Необходимость общения

Общество сформировалось именно благодаря взаимопониманию членов первобытной стаи, ведь только с помощью коммуникации люди могли взаимодействовать, кооперироваться и находить общие решения для сложных задач, которые организовывала им эволюция.

Человеческий организм с точки зрения природы — структура слабая, не приспособленная ни к конкурентной борьбе с хищниками за кусок мяса, ни к выживанию в тяжелых погодных условиях. У нас отсутствуют когти, нет крепких челюстей и острых клыков, в мороз мы замерзаем без одежды, так как не обладаем густым подшерстком. Эволюция дала нам важнейшие инструменты для развития: противопоставленный большой палец, помогающий держать орудия труда, развивающийся мозг, способный к высшей нервной деятельности, изобретению нового и умение действовать сообща.

Групповые действия возможны только в том случае, если члены стаи смогут договориться о взаимодействии, и для этого человечество было вынуждено изобрести язык и освоить вербальное общение.

Диалоги и монологи

Диалог можно назвать естественной формой взаимодействия людей. Его элементарная единица – реплика. Для него характерны ситуативность и реактивность. То есть собеседники должны реагировать на реплики друг друга в зависимости от ситуации и стимулировать оппонента к ответу или обсуждению чего-либо.

Монолог изначально допускает отсутствие ответа от собеседника. Его используют в расчете на пассивное восприятие. Однако он требует большой подготовительной работы от говорящего. Он должен построить текст таким образом, чтобы в нем присутствовал не только предмет, но и его описание, и связанная с ним проблемная ситуация и т. д. Нужно спланировать не только отдельные реплики, но и весь монолог в целом, его композицию и смысловую завершенность.

ораторское искусство

Виды вербального общения

Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно

Вербальные средства общения это речь, которая в действии делится на 2 типа: «говорю-слушаю», «пишу-читаю». Иными словами, речь разделяют на устную и письменную. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на составляющие.

Виды речи

Наименование Определение
Устная
Диалог Характерна последовательная смена ролей общающихся индивидуумов, в речи которых присутствует определенный смысл. Обмениваясь фразами, собеседники дают понять друг другу, что понимают суть сказанного реципиентом
Монолог Длительное высказывание одного человека, не прерываемого другими (пример – лекция, доклад, агитационное выступление, презентация товара и т.п.)
Письменная
Непосредственная Переписка в реальном времени осуществляется посредством смс-сообщений, обменом записок на уроке и т.п.
Отсроченная Общение с помощью бумажных или электронных писем


Письменная форма коммуникаций

Есть еще один вид речи – дактильная, которой пользуются слепые и глухонемые люди. Применяемые в ней знаки представляют собой ручную азбуку, заменяющую привычные буквы.

Устную и письменную речь относят к разряду внешней, существование которой нереально без внутренней речи. Она формируется в голове человека перед тем, как индивид озвучит ее или напишет.

Различия между видами общения

Вербальные и невербальные коммуникации, несмотря на прочную взаимосвязь, имеют существенные отличия. Вербальное общение в отличие от невербального человеку проще контролировать и оно более осознанно. В тоже время невербальные проявления часто совершаются автоматически. Человеку не просто специально планировать, какие жесты он будет производить во время разговора.

Одни и те же невербальные проявления в разных ситуациях могут означать разное. Это может зависеть от национальных особенностей людей, личных привычек человека и ситуации.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенкаВербальное и невербальное общение — разница на фото.

Например, зевание это одновременно может значить, что человеку скучно и что нет притока свежего воздуха в помещении. Поэтому обращая внимание на невербальные признаки, следует оценивать их в комплексе с другими видами коммуникаций.

Что такое невербальное общение?

Не обращая внимания на признаки невербального общения, люди могут допускать большую ошибку. Многие слушают ушами, несмотря на то, что “язык тела” собеседника кричит о противоположном.

Невербальный язык выражается сразу в нескольких формах, отличающихся между собой.

1. Кинесика включает в себя пантомимику, мимику и жесты. Довольно часто в эмоциональной беседе человек начинает размахивать руками (жесты), кривляться (мимика) или занимать закрытую позу скрестив руки на груди (пантомимика). Любые даже неприметные движения в процессе беседы могут стать признаком пренебрежения, недоверия, высокомерия, привязанности или уважения.

Научившись замечать мелочи и понимать настроение собеседника можно избежать ссор и ненужных конфликтов, а также выждать нужный момент для достижения цели и спокойного настроения. Ведь довольно часто по человеку видно, в каком настроении он вернулся с работы (учебы). Это может быть тяжелая, сутулая походка, длительное молчание, нежелание отвечать на вопросы или закрытые позы. Если подойти к родственнику (другу) с упреками и агрессией из-за пустяка ответного всплеска эмоций невозможно будет избежать.

2. Такесика – еще одна форма невербального общения. Не зная ее основ, довольно часто между людьми возникают конфликты и недопонимание. Прикосновения – основная составляющая данного вида. Рукопожатия, объятия, похлопывания по плечу и много другого включает в себя такесика. В зависимости того как именно осуществляются эти движения (дистанции, сила сжатия и прочее) напрямую зависит настрой или отношение человека к своему собеседнику.

Довольно часто в общественном транспорте во время час пика людям приходится тесниться между собой. В этом случае многие терпят дискомфорт и чувствуют себя неуютно. Сильная близость вследствии столпотворения приводит к тому, что не нарочно люди врываются в личное пространство друг друга (диапазон которого от 115 до 45 см). На подсознательном уровне это расценивается как опасность и вызывает ответные реакции в виде недовольства, скованности.

3. Составляющими просодики являются громкость, интонация и высота голоса. Они являются более распознаваемыми и понятными признаками для большинства людей. Практически все известно, что обозначают повышенный голос и резкая интонация.

4. Экстралингвистика – это дополнительные реакции в ходе разговора. Сюда входят смех, вздохи, удивительные возгласы и паузы в речи.

Экстралингвистика и просодика выступают как дополнение при вербальном общении. С их помощью можно определить настроение и эмоциональное состояние собеседника.

к содержанию ↑

Вербальные средства общения

Устная речь — основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).

Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений, а именно:

  • воспринимать речь,
  • слушать и слышать что говорит собеседник,
  • грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
  • грамотно писать,
  • вести внутренний диалог.

Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:

  • умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
  • умение говорить коротко, по делу,
  • умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
  • способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
  • способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
  • честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
  • внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
  • умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
  • способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
  • умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
  • настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.

Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.

Качества речи

Для любого человека важно, чтобы его речь была убедительной и понятной. А делают ее таковой следующие качества:

  • Точность. Для того чтобы верно передать суть своей речи, нужно стараться подбирать такие слова, которые нельзя понять двусмысленно. Расстановка их в предложении тоже должна передавать именно тот смысл, который заложен в текст. Например, два предложения с различным порядком слов придадут совершенно разный тон разговору: «На собрание пойдешь ты» и «На собрание ты пойдешь». В первом примере интонация указывает на того, кто именно идет на собрание, а во втором — на способ передвижения.
  • Конкретность. Более убедительно будет речь, в которой упомянуты, например, породы собак, тип обуви, марки автомобилей, а не общие названия этих категорий. В деловом общении вербальные средства помогают мотивировать сотрудников на результат, а партнеров на заключение сделки.
  • Разделение фактов и оценок. Одной из самых распространенных ошибок является неспособность или нежелание различать события или действия и собственными умозаключениями. В качестве примера можно привести две фразы: «Она задрожала и побледнела» и «Она испугалась». Второй ошибкой являются категоричные суждения, ведь по оценкам психологов они оправдываются лишь в 30%. Например, лучше сказать «сейчас ты ошибаешься» вместо «ты всегда ошибаешься». Также не желательно давать советы, если о них не просили. Зачастую они вызывают настороженность или чувство протеста.
  • Четкость. Очень важна дикция и манера речи. Даже грамотно построенный текст будет неубедительным, если речь собеседника невнятная, слишком быстрая, изобилует звуками-паразитами.

Какой способ общения более важен?

На данный вопрос однозначно ответить невозможно, так как в деловом общении превалирует безусловно вербальный способ, а в межличностном, скорее, невербальный.

Давайте представим ситуацию, что человек, который читает доклад, вместо ожидаемых и нужных сухих фактов начинает жестикулировать, клацать губами, подмигивать, прыгать и так далее. Это, безусловно, развеселит дремлющую публику, но может быть воспринято неоднозначно. Деловой стиль общения подразумевает максимальное проговаривание той информации, которую необходимо донести до собеседника. Но даже в сухом докладе много невербальных составляющих.

В разговоре с людьми, с которыми сложилась тесная эмоциональная связь, проговаривание некоторых моментов может смотреться нелепее, чем замена их более понятными жестами. Например, когда мы зовем человека пойти с нами, достаточно кивнуть головой в сторону выхода; резкий кивок вверх-вниз с широко распахнутыми глазами будет означать вопросительный взгляд, на который можно ответить кивком (что будет означать «да»), пошатать головой влево-вправо (что будет означать «нет») или пожать плечами, что означает «я не знаю».

Коммуникативные барьеры

Подводя итог, стоит еще раз обратить внимание на то, что для успешной коммуникации важно соблюдение определенных правил произнесения речи. Даже незначительные отклонения от них приведут к возникновению коммуникативных барьеров даже при умелом использовании вербальных средств общения. Кратко эти барьеры можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Фонетический — возникает из-за нюансов речи говорящего (интонации, дикции, акцента, скорости речи).
  2. Логический — формируется, когда логика в речи говорящего сложна для слушающего, или же кажется ему ошибочной.
  3. Смысловой — связан с различным пониманием собеседниками смысла слов.
  4. Стилистический — связан с несоответствием стиля речи оратора с ситуацией или с состоянием слушателя. Важно соблюдение логической цепочки: привлечь внимание к сообщению — вызвать к нему интерес — выдать основной текст — обсудить его и позволить собеседникам сделать выводы.

Особенности вербального общения

Вербальный способ общения характерен исключительно для человеческой культуры. Только люди могут выражать свои мысли с помощью слов. Именно это и является главной отличительной чертой такой взаимосвязи. Кроме нее, можно выделить:

  1. многообразие стилей (деловой, разговорный, научный, художественный и другие);
  2. исключительность (словами можно описать любую знаковую систему);
  3. способность рассказать о человеке (культура, уровень знаний, воспитание, характер);
  4. закрепление выражений, фраз за определенными культурами, социальными группами (фашизм, коммунизм, нигилизм, демократия);
  5. необходимость для реализации в жизни (отсутствие вербальных навыков общения может стать непреодолимым препятствием в личном и профессиональном росте).

Принципы и правила

Вербальная связь – это способ взаимодействия, который предполагает использование словесных информативных форм. Главная задача общения – донести до собеседника сведения, мысли, идеи. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо придерживаться правил:

  1. Ясность и конкретика. Чтобы собеседники поняли друг друга, важно подбирать слова, четко формулировать фразы, отражающие основную мысль. Если человеку сложно понять смысл сказанного собеседником, он теряет интерес к разговору, отвлекается, не «улавливает» и не усваивает новые сведения.
  2. Принцип аффилиации. В ходе разговора важно поддерживать атмосферу дружелюбия. Аффилиация отражает потребность человека в доверительных, «теплых» взаимоотношениях. Даже неприятная словесная информация, воспроизводимая человеком на фоне искреннего проявления симпатии и дружеских чувств, воспринимается мягче и менее болезненно.
  3. Обратная связь. Внимательно слушая собеседника, реципиент продемонстрирует желание общаться и понять его. Выражая лояльность, адресат способствует налаживанию тесных, доверительных взаимоотношений.

внимательный собеседник

К вербальным средствам общения относятся голос и речь. Само определение этой формы коммуникации предполагает рациональность и осмысленность. Умственная деятельность сопровождается непроизвольным потоком слов, что подтверждает непременное участие речи в мыслительных процессах.

Барьеры общения

В общении двух деловых людей чаще используется вербальная форма. Это связано с тем, что такие люди выражают свои основные мысли кратко и ясно, при помощи простого русского языка, а не при помощи каких-либо эмоций и чувств. В процессе такого делового разговора будет нелепо не знать правила русского языка, допускать речевые и стилистические ошибки. Это не тот уровень, где это позволяемо. Однако есть иные проблемы, которые называются барьерами общения:

  • Барьер логики. У людей присутствуют разные типы мышления. Один является высокоинтеллектуальным, а второй обладает меньшим уровнем развития интеллекта. Вот в таком случае и получается логический барьер. Люди перестают понимать друг друга.
  • Барьер здравого смысла. Суть заключается в непонимании людей из разных стран. Ведь в разной местности одни и те же слова могут обладать другим смыслом, проблема в отличающейся толерантности людей и их понимания одного и того же слова. Для кого-то оно может казаться обычным, а кто-то посчитает его враждебным в отношении себя.
  • Фонетический барьер. Такой барьер встречается чаще всего, так как он является из-за вызывающей дикции собеседника, например, или какого-либо делового акцента. Старайтесь исключить этот барьер из общения. Говорите прямолинейно и четко.

Примеры

Вербальное общение – широкое понятие, которое охватывает все виды словесного выражения мыслей. Яркие примеры вербального общения:

  • Чтение книг, журналов, любых текстовых документов. Человек может не видеть автора лично, но, читая его произведение, получает заложенную в тексте информацию.
  • Мысленное воспроизведение фраз. Это действие обычно выполняется с определенной целью. Нередко цель сводится к последующему озвучиванию фразы адресату, что подразумевает наличие коммуникации.
  • Написание текстового сообщения на любом носителе. Коммуникатор может не видеть адресата лично, но когда реципиент прочтет сообщение, между ними наладится канал коммуникации.
  • Восприятие текста на слух. Примером вербальной коммуникации являются процессы: прослушивание лекции, присутствие на уроке, участие в экскурсии.

Диалог при личной встрече, разговор по телефону, посредством телемоста или другого средства коммуникативной связи, обмен сообщениями в мессенджере являются примерами общения с применением речи.

Психологические навыки вербального и невербального общения для развития ребенка. Примеры для родителей

Вербальное и невербальное общение в деле развития детей имеет первостепенное значение, позволяющее раскрыть способности и характер ребенка, избавить от робости и придать уверенности в себе. От манеры разговаривать с малышом будет зависеть, как быстро ребенок станет говорить, как хорошо будет понимать родителя или воспитателя и запоминать информацию.

Основные правила, на которые следует обращать внимание взрослому при разговоре с ребенком, следующие:

  • Говорить нужно спокойным негромким голосом. Слишком тихий или громкий голос будет вызывать у ребенка напряжение и, соответственно, информация будет усваиваться сложнее
  • Хорошая дикция – залог того, что ребенок будет правильно понимать речь взрослого. Если имеют место особенности в речи родителя, которые могут помешать правильному восприятию его слов, то нужно следить, чтобы слова произносились разборчиво. Например, этого можно достичь, говоря медленнее.
  • Чем меньше ребенок, тем ниже должна быть скорость речи у взрослого, чтобы он мог понимать, что ему говорят.
  • Разговаривая с ребенком нужно уделять внимание интонации. Логические ударения покажут ребенку, на что, из того, что он слышит от взрослого, нужно обратить особое внимание. Психологические паузы и интонационное выделение речи позволяют сделать речь или рассказ ярким и запоминающимся.

С детьми важно играть в игры, в которых тренируется вербальные и невербальные способы общения между собой и взрослыми. Движения под музыку позволяют развивать гибкость, пантомимику, способствуют самовыражению. Ребенок учится слушать и слышать музыку.

Специалисты рекомендуют в течение дня делать перерывы в занятиях ребенка для недолгой зарядки. Даже 5 минут физических упражнений снимут излишнее эмоциональное напряжение. С дошкольниками следует играть в игры, в которых нужно описать событие, действие или предмет без использования речи.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка

Также эффективны занятия, в ходе которых нужно рассказать известную сказку с разной эмоциональной окраской: радостно, грустно, испуганно, печально, гневно. Ребенка можно попросить без использования слов показать каких-либо людей: бабушку (старость), золушку (скромность), царя (властность), разбойника (злость).

В группе с несколькими детьми можно поиграть в игру о еде. Ведущий должен называть продукт или блюдо, а остальные – эмоционально показывать свое отношение к этой еде.

Игры, направленные на развитие невербальных способов коммуникации у детей, применяются на совершенствование моторики, эмоций, учат сопереживанию и сочувствию. Такие игры эффективны при лечении деток с проблемами в неврологии и помогают осуществлять психологическую коррекцию.

Знания в области вербального и невербального общения полезны для людей совершенно различных сфер деятельности. Умение распознать истинные желания, страхи, потребности собеседника позволяет грамотно выстраивать межличностное общение, полезное и выгодное для всех сторон.

Автор: Воробьева Надежда

Оформление статьи: Лозинский Олег

Гибкость речи

ОбщениеОдна из важных характеристик вербального общения — гибкость речи, которая варьируется от человека к человеку и зависит от характера и условий, в которых он рос и воспитывался.
Кто-то обладает богатым словарным запасом, изобилующими прилагательными, умеет выражать свои мысли ярко, интересно и эффектно.
Другой предпочитает мало говорить, использует короткие невыразительные фразы, но очень конкретные по смыслу предложения, не злоупотребляет эпитетами и редко щеголяет красивыми спичами.

Нельзя сказать, что второе плохо, а первое — хорошо, так как это всего лишь способ коммуницирования и инструментарий, и зачастую одну и ту же мысль можно выразить как цветисто и многословно, так и просто, без украшений.

Но факт остается фактом: в обществе, основанном на взаимодействии, построенном на постоянной коммуникации людей между собой, обычно благоволят людям с хорошими ораторскими способностями.

Язык и его функции

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Язык не просто выражает мысли и чувства людей. Невозможно представить ни один жизненный аспект, где бы ни применялась речь.

Функции языка

Наименование Определение
Коммуникативная Обеспечивает взаимодействие людей, позволяя полноценно общаться с себе подобными
Аккумулятивная Возможность накапливать и хранить знания, передавая их потомкам (записные книжки, конспекты, художественная и научная литература)
Познавательная Язык помогает получать знания из книг, фильмов, научных трактатов, лекций и т.п.
Конструктивная Дает возможность облечь мысль в доступную, понятную другим осознанную форму в виде письменного или словесного выражения
Этническая Объединяет людей не только в группы одной национальности. Посредством языка возможно общение между народами всего мира
Эмоциональная С помощью слов можно донести до собеседника свои чувства и эмоции

Чтобы успешно использовать функции языка в собственной жизни, человек должен научиться общаться и выстраивать отношения. На умение разговаривать оказывают влияние знание собственного и иностранного языков, правила постановки речи, а также психический аспект. Некоторым людям в общении мешает боязнь контакта с другими индивидуумами. Бездействие только усугубляет ситуацию.

Письменная речь

Разумеется, можно обойтись и без разговоров даже на деловых переговорах — у нас есть и письменная речь, то есть способ описывать события и явления с помощью букв без использования речевого аппарата.

Но у письменной речи есть ряд существенных недостатков:

  1. Произнести текст значительно проще и быстрее, нежели записать его на бумаге, и время, затраченное на запись, и это не все, собеседнику ведь надо потратить несколько минут на то, чтобы прочесть текст и понять его. В этом случае переговоры могут непозволительно затянуться.
  2. Написанный текст не имеет эмоциональной окраски. Это большой плюс для официальных документов или контракта, но при обсуждении кинофильма, объяснении в любви или выяснении отношений между супругами без эмоций никак нельзя обойтись, а смайлики способны спасти ситуацию лишь частично — они все равно не заменят живой мимики.
  3. Не все языки позволяют в полной мере выразить происходящее на бумаге — если в японском языке существует огромное количество звукоподражаний, с помощью которых можно описать любой звук, от шороха риса в банке до скрипа мокрой подошвы. То в русском или английском языках аналогов не существует, и перенос информации на бумагу зачастую существенно обедняет описания ярких событий.

Коммуникационные уровни

Взаимопонимание

У вербального общения, как и у невербального, есть свои особенности, о которых мы сейчас и поговорим. При разговоре с человеком обратите внимание на ту дистанцию, на которой вы находитесь друг от друга. Мы рассмотрим некоторые основные коммуникационные уровни:

  • Интуиция (или же, интуитивный уровень). Речь идет о человеке, который где-то не до конца услышал какую-либо новость или неправильно понял суть прочитанной информации. Он преобразует ее так, как ему это хочется. Такой человек не всегда правильно поймет намек в его сторону, особенно очень тонкий намек.
  • Этический уровень. Здесь речь идет о невербальных средствах общения. Если у делового человека хорошо развита интуиция, то он легко поймет какой-нибудь жест или выражение лица своего собеседника. Значит он поймет, о чем действительно идет речь.
  • Физический уровень. Он является лишь в том случае, когда расстояние между общающимися людьми достаточно маленькое. Осуществляется за счет любого рода прикосновения. Достаточно обратить внимание на частое сердцебиение или проявление каких-либо эмоций у человека, и можно многое понять из этой информации.

Правила вербального общения

Чтобы добиться желаемого результата в развитии отношений, следует взять во внимание некоторые моменты и применить их на практике:

  • необходимо проявлять доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • не навязывать свою точку зрения в обсуждаемых вопросах и тактично обходить «острые углы»;
  • соблюдать логику в высказываниях и последовательность в разговоре;
  • строить разговор на кратких репликах и оптимальном количестве информации;
  • преподносить правдивые сведения, соответствующие предмету разговора;
  • учитывать в общении национальность, социальный статус и отношение собеседника к субкультуре.


Учатся общаться

В диалоге важно соблюдение очередности высказываний. Человек, без причины перебивающий говорящего, подчеркивает таким поведением низкий уровень собственной речевой культуры.

Вербализация в личном общении

Вербализируй =)Люди не обладают телепатическими способностями, но, к сожалению, иногда мы об этом забываем.
Как часто женщины сетуют, что муж их не понимает, дарит не то, слишком редко перезванивает, а мужчина в то же время может жаловаться друзьям, что жена молчит, но ожидает от него чудес догадливости, не намекает о каком подарке мечтает, отвлекает частыми звонками, мешая работать.

То, что кажется нам очевидным, не всегда понятно со стороны, поэтому одно из главных правил коммуникации — «вербализируй». Без проговаривания мыслей нет никакой гарантии, что наши жесты, туманные намеки и мимика будут восприняты правильно.

Только слово дает возможность четко понять посыл собеседника, и ситуации, когда люди по намекам догадываются и попадают в точку, крайне редки, в то время как в случае ошибки обоих постигает разочарование.

Вербальными средствами общения нельзя пренебрегать даже к самым близким людям. Обиды могут копиться годами, но рано или поздно выльются в серьезный скандал, и может так случиться, что пока один из супругов думал, что все хорошо, второй был уверен, что дело идет к разводу. А если бы они вовремя поговорили, недопонимание было бы исключено.

Как вербальное и невербальное общение помогает в повседневной жизни

Вербальное и невербальное взаимодействие – неотъемлемые части друг друга. Только совокупность этих форм коммуникации дает нам полную картинку о получаемой информации. Для эффективного взаимодействия с окружающими необходимо обладать навыками в обеих этих областях.

Вербальное и невербальное общение кратко дают составить впечатление о человеке через несколько минут после начала коммуникации. Уровень владения устной и письменной речью расскажет о культуре и уровне интеллекта личности. Жесты и мимика дадут знать об эмоциональном состоянии и отношении к ситуации.

Для выступления на публике недостаточно хорошо подготовить выступление. Оратор должен обладать навыками воздействия на публику. Существуют определенные техники построения речи, которые позволяют заинтересовать аудиторию. Но одних только слов недостаточно. Выступающий должен уметь держать себя на публике, делать определенные жесты, выполнять движения, привлекающие внимания, заманивать интонациями голоса.

Неотъемлемыми знаниями высшего руководства любых компаний являются вербальные и невербальные средства делового общения. Во многих странах не только директора компаний, но и обычные менеджеры должны знать, как ведет себя человек в момент обыкновенного общения, на собеседовании и при принятии важных решений.

С помощью жестов в процессе разговора человек может пытаться объяснить вещи, сложно воспроизводимые словами. Собеседник чаще всего отлично понимает то, что ему хотели передать. Пытаясь разговаривать с иностранцами, не обладая достаточным количеством словарного запаса, люди увеличивают тембр голоса и активно жестикулируют при общении. На математических занятиях, объясняя, какую-то функцию, лектор может сопровождать слова рисунком в воздухе, для него это способ визуализировать слова, для аудитории – небольшая помощь в понимании.

Характеристики голоса

Интонация, громкость, тембр, ритм голоса могут служить примером сочетания двух типов общения. Одно и то же предложение зазвучит абсолютно по-разному, если чередовать перечисленные методы. От этого зависит и смысл, и оказываемый эффект на слушателя. В речи также могут присутствовать паузы, смех, вздох, которые окрашивают ее дополнительными красками.

Подведем итоги. Важно понять, что человек гораздо больше неосознанно передает своему оппоненту невербальными средствами, более 70% информации. Принимающий субъект же должен правильно интерпретировать во избежание недопониманий и ссор. Воспринимающий тоже больше оценивает посылаемые говорящим сигналы, эмоционально воспринимает их, но трактует все же не всегда верно.

Кроме того, человек говорит вербально всего 80% из того, что изначально задумывал передавать. Оппонент внимательно слушает, различая всего 60%, а затем забывая еще около десяти процентов информации. Потому очень важно учитывать невербальные знаки, чтобы помнить хотя бы предназначение, смысл послания адресата, который вам так хотели донести.

Функции высказываний

Изучим различные функции высказываний, чтобы лучше понять их природу.

  1. Коммуникативная/репрезентативная функция. «Представляет» само высказывание. Является доминирующей функцией.
  2. Аппелятивная функция. Суть ее состоит в призыве, поэтому она выражается в повелительном наклонении.
  3. Экспрессивная функция. Отражает выразительность речи.
  4. Контактоустанавливающая функция. Представляет собой один из слоев речевого этикета. Выражается в закрепленных выражениях вроде пожелания доброй ночи и др.
  5. Метаязыковая функция. Это функция толкования. Необходима в случае проверки индивидами понятия смысла высказывания другого.
  6. Волюнтативная функция. Волеизъявление.

По сути, все данные функции определяют стиль высказывания и ее синтаксические конструкции.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Средства неречевого общения

Невербалика располагает обширным числом компонентов. Зачастую с их помощью удается выразить эмоции глубже и яснее. Но стоит помнить, что национальная культура разных стран может считывать одинаковые жесты или выражения лица по-разному.

Жесты и позы

Сюда относятся движения рук, головы и пальцев, которые сопровождают высказывание. Жест и позы могут отражать настроение человека, его реакцию на что-либо, говорить о настрое в отношении собеседника. Установлено, что людям приятнее общаться с теми, кто подкрепляет речь экспрессивной моторикой:

  1. Позитивность — корпус наклонен вперед, позы открыты и расслаблены, ладони обращены вверх или направлены на собеседника.
  2. Недоверие — ладони находятся у рта, руки скрещены на груди.
  3. Сосредоточенность — потирание лба или переносицы, пальцы расположены у подбородка, глаза закрыты.
  4. Критика — указательный палец вытянут и лежит вдоль щеки, ладонь подпирает подбородок, вторая рука поддерживает локоть первой.
  5. Скука — руки подпирают голову, тело расслаблено и немного согнуто вперед, переминание с ноги на ногу, зевота.
  6. Неодобрение — движения отличаются резкостью, одергивание пиджака, расправление складок на юбке или блузке, поиск незаметных ворсинок на одежде.
  7. Недоумение — почесывание головы, руки собраны в замок на коленях.
  8. Неуверенность — потирание ушей, локоть одной руки находится в ладони другой, тело стремится стать меньше, опущенные плечи, пригнутая голова.
  9. Превосходство — закидывание ноги на ногу в положении сидя, руки за головой. В положении стоя руки находятся на талии или опираются на стол пальцами.
  10. Открытость, готовность к дальнейшему диалогу — плечи расправлены, голова смотрит прямо, руки и ноги не скрещены.

ЧИТАТЬ Способы увеличить словарный запас: от прочтения книг до лингвистических игр

Чрезмерная жестикуляция может быть воспринята как признак агрессии, внутренней напряженности, неуверенности в себе. Отзеркаливание движений собеседника поможет скорее заслужить его расположение.

Жесты также используются для указания на предмет или помогают в его описании.

Мимика

Она является основным знаковым механизмом отображения чувств и эмоций. Доказано, что позитивный настрой легче распознать. Негативный же либо скрывают, либо собеседники воспринимают его неоднозначно.

У человека два полушария и две половины лица, которые на первый взгляд похожи. Правое полушарие управляет чувственным восприятием, левое отвечает за логику, интеллектуальные процессы. В связи с этим и эмоции отражаются на разных половинах лица иначе.

Большинство мимических сигналов человек воспринимает не осознанно, а на уровне интуиции. Это «приз» от наших предков, которые общались только при помощи невербалики. Мимика способна выразить почти весь спектр человеческих эмоций:

  1. Счастье — уголки губ отведены назад, взгляд спокоен и добродушен.
  2. Удивление — брови подняты, глаза широко открыты, кончики губ опущены, иногда приоткрыт рот.

Мимика бровями

  1. Страх — брови сведены вместе, губы растянуты и опущены уголками вниз.
  2. Печаль — пустой взгляд, глаза полуприкрыты, губы опущены, рот закрыт, брови сведены.
  3. Гнев — зубы крепко сжаты, взгляд «с прищуром», уголки рта опущены, ноздри широко раздуваются, румянец.
  4. Отвращение — поднятая верхняя губа и наморщенный нос, сдвинутые или приподнятые брови.

Визуальный контакт

Во время разговора можно многое сказать о человеке, глядя ему в глаза. Особенности зрительного контакта позволяют установить зону комфорта, выразить неодобрение или показать заинтересованность. Другие эмоции, которые способны выражать глаза:

  1. Радость — живой взгляд, слегка приподнятые брови.
  2. Восхищение — спокойный долгий взгляд
  3. Ожидание — долгий зрительный контакт глаза в глаза с приподнятыми бровями или бровью.
  4. Возмущение, негодование — немного тревожный или нарочито навязчивый взгляд без пауз.
  5. Заинтересованность — внимательный взгляд, сопровождающийся кивками.
  6. Неприязнь — закатывание глаз, избегание прямого визуального контакта.
  7. Нервозность — частое моргание, бегающие глаза.

Интонация

Незаметные паузы в разговоре или изменение громкости голоса могут многое рассказать о говорящем. Особенности речевого поведения, относящиеся к невербальной сфере, служат для передачи информации «между строк». Это скорость речи, тембр, громкость, интонация, манера построения предложений, сила и громкость голоса:

  1. Неуверенность — кашель, длительные паузы, голос «скачет».
  2. Волнение — речь быстрая, но обрывистая, тон голоса низкий.
  3. Усталость — к концу предложения интонация понижается, а скорость произношения растягивается, тихий голос.
  4. Энтузиазм — четкое произношение, выразительность, высокий тон, громкость и равномерная скорость.
  5. Высокомерие — интонация монотонная, сглаженная, без выраженных пауз.

По голосу можно сделать выводы о темпераменте, образовании, этническом происхождении и даже месте жительства собеседника. Люди, которые владеют паравербальными приемами, как правило, общительны, начитаны и обладают развитой харизмой.

Внешний вид

Не зря существует поговорка, что встречают по одежке. Одежда в современном обществе не только выполняет свою непосредственную задачу, но и служит своеобразным сигналом. Иногда она является фактором, влияющим на принятие решений.

На собеседовании, например, небрежно одетые люди чувствуют себя неуверенно. Они знают, что внешний вид не соответствует обстановке. Кандидаты, одетые подобающим образом, имеют больше шансов получить желаемую должность.

Одежда выступает особой формой невербального посыла. Она отражает индивидуальность человека, его вкусы, привычки, настроение, приверженность к определенной социальной группе.

Оптимисты выбирают яркие цвета. Интроверты любят приглушенные пастельные оттенки. Пессимисты и реалисты предпочитают черные и серые тона.

Помимо одежды определенную роль в понимании особенностей личности играют украшения, аксессуары, прическа, оформление кабинета.

Образ, созданный с учетом моды, привычек и ситуации, способен позитивно повлиять на положение в обществе, придать уверенность в себе, вызвать одобрение у окружающих. Лучше всего это наблюдать в местах, где доминирует деловой стиль общения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...