В чем особенности детских фобий и страхов

Содержание

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Малыш ждет родителей у окна

Возникновение детских страхов

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Понятие детского страха

Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет. Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике. Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную. Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.

Факторы-провокаторы

На начальном этапе жизни ребенок с опаской относится ко всему новому. Он чрезмерно доверчив и верит во все, что ему рассказывают взрослые.

По утверждениям не одного психолога, страхи у детей нередко вызывают взрослые. Пытаясь уберечь от какой-либо опасности, они начинают запугивать: «упадешь», «разобьешься», «поранишься» и т. д. Плохо, когда в порывах злости мама или папа говорит своему малышу неприятные фразы «отдам тебя чужому» или «придет баба Яга и заберет тебя». Они не только подавляют полноценное развитие, но и губят будущее.

Нередко после таких слов ребенок пугается.

Рассмотрим статические показатели детских страхов в зависимости от возраста:

  • дошкольный возраст — свыше 60% от общего числа;
  • школьники — от 70 до 80%.

Очень злая собака

До 7 лет родители считали меня довольно смелым ребёнком. Я не боялась насекомых, змей, крови, высоты, темноты или ночных кошмаров. Но однажды всё-таки познала первый и самый сильный страх.

У бабушки и дедушки, которые жили в деревне, был большой пёс – овчарка по имени Джефф. Его привезли в дом ещё щенком. Помню, как часто играла с Джеффом, подкармливала. Вскоре он вырос и во время одной из игр злобно зарычал и набросился на меня, оскалив зубы. К счастью, в то время рядом находилась старшая двоюродная сестра. Она быстро оттянула источник опасности. Но пёс укусил её за губу.

Важно! Психология моего детского страха перед большими собаками – это конкретный реальный случай, вызвавший испуг.

Самым отвратительным в ситуации оказалось то, что я вообще не понимала, почему на меня набросился пёс, к которому я относилась с такой заботой. С тех пор каждый раз при виде большой собаки по телу начинали «ползать мурашки».

злая собака

Никто тогда не отвёл меня к детскому психологу, чтобы помочь побороть страхи. Родственники решили, что у ребёнка яркая фантазия, а Джефф добрый и просто играл. Только сестра подбодрила меня и предложила в дальнейшем избегать пса. Впрочем, днём Джеффа держали на цепи, потому что он очень агрессивно реагировал на чужих людей.

Решением проблемы пришлось заниматься самостоятельно. Из-за отсутствия поддержки фобия растянулась на долгие годы. Но, к счастью, прошла. Лет с 17–18 я не боюсь больших собак. Вот какие меры мне реально помогли.

Постепенное увеличение контактов с объектом страха

Я поняла, что не смогу всю жизнь избегать больших собак. Они бегают по улицам, попадаются в подъезде. В результате стала заставлять себя ходить в гости к собаководам. Сначала к владельцам маленьких собачек, потом – к хозяевам псов покрупнее. Так со временем осознала, что большинство собак – добрые и милые создания, которые не собираются ни на кого нападать.

Осознание разницы между реальной опасностью и мнимой угрозой

Жаль, что в детстве никто из родственников не попытался выяснить и объяснить мне, почему Джефф устроил нападение. Позже я поняла сама. Оказывается, из-за скудного рациона и постоянного пребывания на цепи у собаки появились проблемы с психикой. Впоследствии Джефф пытался нападать и на других детей.

Важно! Психология моего детского страха перед большими собаками – это конкретный реальный случай, вызвавший испуг.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Детские страхи – откуда они берутся

В среде врачей, психологов и психотерапевтов существует мнение, что свой первый страх ребенок испытывает еще в процессе своего рождения: проходя родовыми стезями младенец претерпевает запредельную боязнь и панический ужас. Возможно, это и не так; но, с первых часов жизни, младенец уже пугается разных звуков, затем незнакомых интерьеров, а чуть позднее и малознакомых людей.

Малыш, только появившись на свет, уже очень остро чувствует свою обособленность от незнакомого окружающего мира.

Взрослея, маленький человечек расширяет круг своих познаний; проявившийся интерес к изучению внешнего мира развивает фантазию малыша и чем больше раздвигаются горизонты постигаемого им мира, тем сильнее он настороженно предчувствует его злонамеренную коварность. «Страх — это болезненное ощущение своей исключительности», — заметит однажды К. Чуковский.

Как быть, если вы столкнулись с детскими страхами?

Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное представление об окружающем мире. Разобраться, что на самом деле опасно, а чего надо не бояться, а опасаться. И, конечно, дать ребенку инструменты, как действовать, если он столкнулся с тем, что его пугает, чтобы страхи не блокировали и не парализовали его жизнь и не мешали общению с другими людьми.

Однако, для того, чтобы осуществить все эти задачи, важно, чтобы родитель сам был в ресурсе. Поэтому давайте разберемся с вашими переживаниями, когда ребенок боится.

Возможные причины

Существуют и другие причины, из-за которых ребенок испытывает чувство тревоги и обеспокоенности:

  • фобические страхи могут быть обусловлены каким-то определенным случаем (укусило насекомое, произошло ДТП);
  • дети очень любят фантазировать, выдумывая и представляя себе страшилок на чердаке, шкафу или в лесу;
  • телевизионные программы и фильмы, в которых показывают жестокие сцены;
  • сильный и однократный испуг;
  • семейные неурядицы (нередко он чувствует себя провокатором семейных конфликтов и испытывает перед родителями постоянное чувство вины);
  • боязнь общества;
  • невроз — одна из причин психического расстройства во взрослом возрасте.

История младшей сестрёнки, которая боялась насекомых

В возрасте 6–7 лет сестра, которая младше меня на 13 лет, страшно боялась букашек, особенно пауков и [внезапно] мух. Опять же родители отнеслись к ситуации несерьёзно. Но я уже хорошо знала, как победить детские страхи, и решила помочь подрастающей личности.

насекомое

Вот что я организовала:

  1. Стала часто водить сестру на пикники, завлекая вкусняшками и духом путешествий. Я хотела, чтобы она постепенно привыкала к букашкам и поняла, что даже маленький укус не представляет реальной угрозы.
  2. Предложила рисовать насекомых в виде интересных персонажей. Кстати, сейчас сестре уже 12 лет, и она до сих пор с удовольствием занимается таким рисованием. Изображает странных магических существ, в образе которых есть что-то от насекомых.

При работе с детскими страхами сестры я никогда не смеялась над ней, не критиковала. Не пыталась убедить, что боязнь насекомых – это что-то глупое. Видимо, поэтому у нас сложились доверительные отношения. В 8 лет сестрёнка уже не вздрагивала при появлении букашки.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Как помочь малышу преодолеть страхи?

Помочь преодолеть эти страхи можно снижением количества запретов, созданием безопасного пространства. Например, поставьте блокираторы на ящики. И тогда не надо будет запрещать ребенку их открывать. Или уберите бьющиеся предметы на верхние полки шкафа, тогда еще на один запрет будет меньше.

Но ваш малыш будет постоянно проверять границы дозволенного и пробовать нарушать ваши запреты. Не осуждайте его. Всегда говорите про свое недовольство его поведением, поступком, а не им самим. Вы ведь его все равно любите. Пусть он в этом не сомневается.

Для ребенка в этом возрасте очень важен эмоциональный контакт с родителями. Он питает от них чувство безопасности и безусловную, безоценочную любовь. Малыш уже выделяет себя, как отдельную личность, но близость с матерью еще очень важна. Иногда, процесс разделения немного затягивается, и тогда про малыша говорят «мамин хвостик».

Не отталкивайте дитя, не пытайтесь его насильно научить самостоятельности и пристыдить за то, что он «хвостик». Такие действия только затянут этот процесс и повысят тревогу у ребенка. Значит, ему не хватило теплоты и близости. Дайте ему напитаться Вами. Ведь когда, если не сейчас?

Причины страхов у ребенка

1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.

2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

3. Эмоциональная «холодность» родителей.

У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

6. Психические расстройства.

Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

Как определить наличие страхов у ребенка?

Обычно боящийся ребенок отличается от других детей по поведению и характеру. Он напряжен, тревожен, робок, не уверен в себе, может проявлять беспокойство по самому незначительному поводу. Иногда дети говорят о своих страхах прямо или косвенно — в игре. Но чаще ребенок просто старается избегать ситуаций, которые травмируют его. Например, если ребенок боится каких-либо сказочных героев, то будет требовать выключить мультфильм, не читать книгу, где встречаются пугающие персонажи.

Лучше всего определяются те страхи, которые присутствовали у самих родителей в детстве. Эмоционально чувствительные родители легко распознают их у своего ребенка. К таким страхам, «передающимся по наследству», относятся: страх темноты, высоты, глубины, страх потери близких, страх наказания, страх перед врачами. Также считается, что у матерей преобладают социальные страхи, например, сделать что-либо неправильно либо не успеть что-либо, а у отцов — чаще страх высоты.

Существуют страхи, которые не признают взрослые, считая это пустыми детскими капризами, а есть те страхи, которые отрицаются детьми. Чтобы правильно определить, чего же боится ребенок, лучше использовать специальные психологические методы. Лучшей на сегодняшний день остается методика А.И.Захарова и М.А.Панфиловой — «Страхи в домиках«.

Из книги «Если у ребенка страхи…»

Автор Е.И.Шапиро, детский психолог

На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

Шапиро Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

iconLab Купить в Лабиринт.ru

iconOz Купить в Ozon.ru

iconUA Купить в Украине

iconBy Купить в Беларуси

iconKz Купить в Казахстане

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Как помочь?

Как преодолеть страхи детей? Лучше всего поможет простой разговор. Необходимо поговорить с ребенком, выслушать его, узнать все детали его боязни, даже если они покажутся смешными.

Не стоит обесценивать его эмоции, ведь в детстве мир кажется иным, чем в зрелости. Затем следует подробно объяснить, как работает пугающее явление, и доказать, что оно безобидно или вовсе является плодом воображения.

Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за страх! Даже если это повлекло за собой какую-то неприятность, не стоит ругаться, потому что это чревато усугублением ситуации.

Родители являются авторитетами для своих детей, поэтому их слова о безопасности могут помочь. Если же этого оказалось недостаточно, то можно дать ребенку дополнительную психологическую защиту: например, определенную игрушку, которая теперь будет играть роль хранителя, или талисман. Дети верят в подобные вещи, поэтому привыкнут к защите.

Советы о том, как избавить ребенка от страхов, прежде всего подразумевают доверительную беседу и разъяснение механизмов источника страха. Если проблема зашла слишком далеко, то стоит обратиться за помощью к психологу, чтобы не допустить ее развития.

Но все-таки многие страхи, связанные с небольшим опытом, зачастую проходят сами по мере взросления. Тем не менее насмехаться нельзя даже над самыми глупыми, ведь тогда ребенок почувствует одиноким, потому что ему отказываются помочь.

Возрастные страхи

Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.

Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.

Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»

Таблица детских страхов по возрастам (норма)

Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.

Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Таблица показывает и возрастные кризисы:

  • 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается;
  • 6-7 лет;
  • 11-12 лет.

Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.

Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»

Страхи у детей дошкольного возраста

Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»

Страхи у детей младшего школьного возраста

Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»

Страхи у детей среднего школьного возраста

Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:

  1. «Быть не собой».
  2. Провала, осуждения, наказания.
  3. Физического уродства.
  4. Одиночества.
  5. Бесперспективности и невозможности самореализации.

На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.

Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.

Страхи у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

В этом возрасте дети окончательно отделяют себя от родителя, и их фокус внимания переходит на сверстников. Активно развивается познавательная сфера детей: память, речь, внимание, воображение. И с развитием воображения и детской фантазии вероятность появления страхов возрастает. Они могут проявляться днем, а могут появиться и ночные страхи.

ночные страхи у детей

Ребенок становится более самостоятельным, но, в то же время, эта новая ответственность может вызывать у него тревогу. А вдруг он не справится? Помочь ребенку в этом можно, правильно распределив его новые права и обязанности, которые уже ему под силу. (Читайте о кризисе 3 лет у детей)

Очень важен режим дня — он всегда придает спокойствие. Ведь ребенок точно знает, что за чем следует. А также, конечно, самый поддерживающий фактор — безусловная любовь родителей. Игры, ласки, обнимашки — не бойтесь показывать и проявлять свои чувства.

Особенно часто можно услышать от мам или пап мальчиков такие слова: «Мальчиков не зацеловывают, не обнимают — они же должны вырасти мужчинами». Но это, наверное, отдельная тема для статьи. Пожалуйста — проявляйте свою любовь! Она — основной залог чувства спокойствия вашего ребенка.

Последствия

Детские патологические страхи, с которыми своевременно не боролись родители, могут закрепиться и сохраняться даже в зрелом возрасте. Так, многие взрослые боятся высоты, некоторых животных, пугаются резких звуков и темноты.

Неискорененные первые детские страхи, по мере взросления человека, приводят к развитию неуверенности в себе, формируют пониженную самооценку, вызывают постоянную тревогу и могут привести к депрессии. У женщин часто сохраняются страх смерти родителей, опоздания, войны, совершения ошибки во время работы или принятия решения. Это приводит к нарушению психологического равновесия, развитию неврозов и пониженному эмоциональному фону.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предотвратить. Существуют несложные правила профилактики их развития:

  • обеспечить любовь и достаточное внимание малышу;
  • исключить скандалы в семье;
  • контролировать просмотр детьми телевизионных передач;
  • исключить компьютерные игры с элементами агрессии и насилия;
  • не пугать ребенка, пытаясь добиться его послушания;
  • не допускать излишнюю опеку и чрезмерную строгость при воспитании чада;
  • хвалить даже за маленькие достижения и успехи;
  • если не любит темноту, оставлять включенным ночник;
  • родители не должны рассказывать малышу о своих страхах;
  • строить общение с ребенком в доверительной форме, чтобы он делился своими проблемами.

Навязчивые страхи возникают у каждого третьего ребенка. Фобии детского возраста обычно исчезают бесследно при правильном отношении к ним, выполнении рекомендаций психолога.

Но мамам и папам нужно быть готовыми к длительной и нелегкой работе, ведь основная нагрузка по преодолению проблемы страхов малыша ляжет на их плечи. Совместные усилия специалиста и родителей обязательно дадут положительный эффект, обеспечат малышу спокойствие и уверенность в себе.

Автор: Ольга Щепина, врач, специально для Mama66.ru

Диагностика

Страх является своеобразной защитной реакцией организма. Если его виды и особенности проявления совпадают с возрастом, страх легко поддается коррекции.

Патологические проявления страхов в виде сильного эмоционального шока и ужаса отрицательно воздействуют на психику и тормозят развитие как умственное, так и физическое. Ребенок становится замкнутым, безынициативным и неуверенным в себе. В таком случае требуется консультация психолога и грамотная психотерапия.

Поставить правильный диагноз при обследовании сложно: дети школьного возраста редко могут открыться и рассказать о своих фобиях. Нередко детские страхи замечают наблюдательные родители.

Определить наличие чувства тревожности и беспокойства можно по следующим признакам:

  • беспокойный сон (не может заснуть или часто просыпается);
  • капризничает без причины;
  • проявляет нервозность и агрессию;
  • избегает каких-либо предметов и ситуаций;
  • проявляет боязнь в общественных местах;
  • отказывается ходить в школу или садик;
  • грызет ногти, покусывает губы, теребит пальцы рук и накручивает локоны волос на палец;
  • отказывается кушать (может появляться рвота);
  • он может какать в трусы;
  • часто болит голова и начинаются приступы паники, дрожь по телу и повышенная потливость;
  • отказывается выходить на улицу.

детские страхи

Фото страхов детей

Также рекомендуем просмотреть:

  • Почему ребенок дерется
  • Гиперактивность у детей
  • Хобби для детей
  • Проблема отцов и детей
  • Социальная адаптация детей
  • Синдром дефицита внимания
  • Ребенок кусается
  • Избалованный ребенок
  • Детская агрессия
  • Переходный возраст
  • Плохой сон у ребенка
  • Плохое поведение ребенка
  • Почему дети врут
  • Ребенок боится темноты
  • Стеснительный ребенок
  • Ребенок ворует
  • Психология развития ребенка
  • Поощрение детей
  • Общий язык с ребенком
  • Депрессия у подростков
  • Адаптация к школе
  • Депрессия у детей
  • Кризис у детей

Что делать

Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.

Помогут справиться со страхами такие простые действия:

  • пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);
  • рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;
  • использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);
  • вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;
  • устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;
  • просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;
  • объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.

В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.

Что придётся изменить в семье:

  • уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;
  • обеспечить комфортную атмосферу в дома;
  • ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;
  • говорить о своей любви;
  • убедить его в полной защищённости;
  • нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;
  • записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.

Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:

  • снизить нагрузки в школе и по дому;
  • увеличить дозировку положительных эмоций;
  • нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;
  • обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;
  • увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;
  • устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;
  • приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;
  • перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.

9 категорических «нельзя» для родителей:

  1. Не наказывать за трусость.
  2. Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
  3. Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
  4. Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
  5. Не стыдить и не высмеивать.
  6. Не называть трусом.
  7. Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
  8. Не акцентировать внимание на страхах.
  9. Не наказывать слишком жестоко.

Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Борьба с ночными страхами

Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.

  1. Не будить, чтобы не напугать ещё больше. Задача родителей, пока всё не закончится, — уберечь от нечаянного травмирования.
  2. По окончании приступа разбудить, иначе резкий возврат в глубокую фазу сна может возобновить кошмар.
  3. Сказать несколько ободряющих слов. Добиться осознанного ответа, чтобы убедиться в полном пробуждении.
  4. Сводить в туалет.
  5. Не спрашивать, что ему приснилось. Не рассказывать, как он себя вёл.
  6. Посидеть рядом, дождаться, пока он полностью не заснёт снова.

Если приступы повторяются постоянно, необходимо:

  • вести дневник, фиксируя время приступов, — чаще всего они повторяются в одни и те же часы;
  • выяснив время кошмаров, будить ребёнка за 10 минут до предполагаемого момента приступа, затем снова укладывать;
  • организовать чёткий режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время;
  • исключить дневное переутомление и излишнюю возбудимость за 2-3 часа до сна;
  • привить сонные традиции: рассказать сказку перед сном, включить белый шум и ночник, положить рядом любимую игрушку, поцеловать — делать так каждый день;
  • исключить стрессовые факторы.

Когда требуется помощь со стороны:

  • приступы повторяются несколько раз за ночь;
  • сохраняются даже после 12 лет;
  • ребёнок помнит о своих ночных кошмарах, постоянно рассказывает о них днём, превращая страхи в навязчивые фобии;
  • возникают трудности с засыпанием.

Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.

Как бороться с детскими страхами

Часто родители используют для избавления от детских страхов неприемлемые методы, так как попросту не знают, что делать. Например, папа говорит мальчику: «Ты же – мужчина, а трусишь!» Или мама обращается к дочке: «Не выдумывай, никого в лифте нет, нечего бояться!» Такими высказываниями они не помогают чаду, наоборот, усугубляют ситуацию.

К сведению. С некоторыми возрастными страхами у детей легко справиться самим, не прибегая к консультации специалиста, если уметь переключать внимание ребенка, вовлекать в интересную деятельность, проявлять свою любовь, готовность прийти на помощь.

Советы специалистов помогут родителям понять, какие бывают детские фобии и страхи как избавиться от них.

Подростки (11-14 лет)

Ранний и средний подростковый возраст особенный. Детей тревожат не только успехи в школе. К этому прибавляются и страхи по поводу собственной мнимой непривлекательности. Отсюда и все комплексы, которых у подростка становится очень много.

А еще дети до 14 лет боятся потерпеть поражение. Это относится не только к учебе. Любая неудача для подростка сродни краху всей жизни. Он боится быть непонятым родителями. Кстати, эти страхи останутся с ним еще очень надолго.

Ребенок уже понимает, что такое «хорошо» и «плохо». К тому же, это изо дня в день не устают повторять родители. Вот почему многие подростки боятся людей, несущих в себе угрозу, – наркоманов, хулиганов, пьяниц. Сюда прибавляются отдаленные страхи заболеть чем-то серьезным, потерять родных, остаться без друзей, перейти в другую школу.

Как бороться

Подростки все свои страхи зачастую скрывают под маской безразличия. Сейчас у ребенка «особый» возраст — мир поделен только на черное и белое. Он редко рассказывает о своих страхах и переживаниях родителям. Максимум расскажет лучшему другу или на страницах собственного блога в интернете. Считает, что взрослые ему ничем не помогут. Да ребенок и самому себе боится признаться, что его что-то тревожит.

Сказками внутренние страхи уже не «вылечить». Но родители вполне могут помочь ребенку без особых потерь войти во взрослую жизнь. Из диалога с подростком желательно убрать всю критику и нравоучения. Иначе в нем только укрепится страх быть непонятым родителями.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок понимал — какой бы проступок он ни совершил, родные поддержат. Да, станут читать нотации, но поймут и не бросят в беде.

Мнимый страх перед собственной непривлекательностью часто проходит сам. Но наверняка некоторые комплексы останутся с ребенком еще надолго. Главное, чтобы их не оказалось слишком много. Повторять «ты у меня красавица/красавец» — бесполезно. Всезнающего подростка так просто не проведешь.

Лучшая профилактика — избегать сравнений ребенка с кем-то. И еще навсегда забыть о фразах по типу «что-то пухленькая/пухленький». И конечно, пора забыть о «милых» детских прозвищах, которыми многие родители награждают своих детей, — рыжик, веснушка, коротышка. Кажется, ничего страшного. Но ребенку и без того сложно смириться с собственной меняющейся внешностью, а тут еще мама с папой все время напоминают о том или ином «изъяне».

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.

Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.

Папа читает сказку При прослушивании сказки ребенок отождествляется с персонажем и переживает его состояния, эмоции. Важно подбирать такие истории, которые помогут малышу побыть смельчаком и героем

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: как проводится песочная терапия для детей дошкольного возраста?);
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.

Рисование на песке Рисование на песке – очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше соединиться со своими ощущениями и дополнительно развивает его мелкую моторику, успокаивает

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Советы психолога

Одним из главных советов родителям детей, подверженных каким-либо боязням, будет внимательно отнестись к своему поведению с ребенком. Нужно понимать, что до определенного возраста, ребенок – это исключительно «результат» вашего отношения, поведения, воспитания. И если он вас чем-то расстраивает, или кажется, что он все делает вам назло – так значит вы каким-то образом, неосознанно это провоцируете. Поэтому коррекция поведения ребенка напрямую связана с изменениями в поведении взрослых.

Консультация для родителей является основной целью психолога, которому привели ребенка с проблемой. К сожалению, нередко бывает, когда мать приходит к детскому психологу и требует «вылечить» ее ребенка, при этом уверена, что собственное поведение в коррекции не нуждается.

Психолог помогает ребенку, а в течение времени между сессиями такая мамаша бессознательно сводит на нет весь достигнутый прогресс. При этом все рекомендации специалиста отвергает, утверждая, что с ней все нормально, и нужно решить проблему ее дитя. Поэтому если у вашего малыша возникла фобия, которая не прошла в течение 3-4 недель, обязательно обращайтесь к психологу, причем консультация будет полезна и ребенку, и родителю.

С целью доносить до родителей полезную информацию, психологи, работающие в детских учреждениях, создают специальные уголки. Последнее время в некоторых детских садах стало модно размещать в комнатах, где родители ожидают детей, так называемые папки-передвижки. Они представляют собой информационные материалы для родителей, персонала и самих детишек. Это специально оформленные стенды с полезными советами психологов и логопедов.

В сборник «Психоанализ детских страхов» Зигмунда Фрейда входит анализ фобии пятилетнего мальчика – это случай маленького Ганса – весьма известный в психоаналитических кругах. Я не буду вдаваться в подробности болезни и излечения, однако, хоть Ганс и являлся пациентом Фрейда, я хочу обратить внимание на предисловие самого автора. Он говорил, что описанный случай наблюдался не им лично, а отцом Ганса, который проводил все лечение, лишь при поддержке психоаналитика.

Фрейд высоко оценивает заслугу отца мальчика и даже высказывает мысль, что только родной отец и мог добиться таких признаний со стороны Ганса. Совпадение нежных чувств с научным интересом привело к таким важным результатам, как для психоанализа в целом, так и для жизни конкретного мальчика.

радостный ребенок

О страхах у ребенка рассказывает детский психолог Европейского Медицинского Центра Мария Звегинцева в следующем видео

Боязнь животных

Дети, как и взрослые, могут бояться животных. Этот страх вполне оправдан, ведь мы не знаем, чего ожидать от чужих питомцев. Не стоит игнорировать такие страхи и смеяться над ребенком, если он опасается какого-либо животного. Попробуйте поддержать его. Покажите ребенку пример взаимодействия с животными. Но не ждите быстрых результатов. Ребенок избавится от страха, если на протяжении некоторого времени, он будет видеть, как вы спокойно гладите собаку соседа. Расскажите, что можно и как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.

Профилактические меры

Избежать устойчивых проявлений боязни у ребёнка помогут правила:

  1. Обеспечьте малышу достаточное время для прогулок, творчества. Не запрещайте общаться с друзьями.
  2. Не стоит пугать дядькам, милиционерами, волком, Бабаем.
  3. Чаще организуйте семейные добрые игры, будьте ребёнку другом.
  4. Перед сном успокоить, показать, как любите малыша, устранить обиды.
  5. Стараться кормить за 1,5-2 ч до сна.
  6. Ни под каким предлогом не закрывать в незнакомое темное помещение.
  7. Доверять друг другу, не применять физическую силу, скрывать собственный страх.

Изначально в идеале нельзя планировать беременность на время экзаменов, защиты диссертации или диплома.

Советы родителям

Чтобы побороть возрастные детские страхи, необходима помощь родителей. Только с помощью родных дети смогут преодолеть чувство тревожности и беспокойства.

Советы психологов:

  1. Детские страхи, какими бы глупыми и нелепыми они ни казались, родители не должны оставлять без внимания.
  2. Никогда не нужно упрекать за трусость. Такое отношение со стороны родителей может спровоцировать развитие дополнительных фобий: неуверенности в себе, боязни не оправдать родительские ожидания.
  3. Беседы помогут добиться доверия, и ребенок сможет поделиться своей проблемой.
  4. Можно рассказать историю из своей жизни о том, как вы боялись чего-то в детстве и с легкостью это преодолели.
  5. Хорошо помогают развлекательные занятия (игры, чтение книг, рисование, лепка).
  6. Если ребенок боится чего-то, постарайтесь не провоцировать обострение этой фобии. Если он боится темноты, старайтесь не оставлять его в темном месте, чтобы не появился дополнительный страх. Нет ничего хуже в данной ситуации, чем провокационные меры.

Эти простые, но очень эффективные советы помогут искоренить проблемы на начальном этапе развития.

Профилактика

Существуют ли профилактические меры, применяемые по отношению к детским страхам, давайте разберемся. Как утверждают психологи, предупредить повторное развитие страхов можно. В большей степени все зависит от самих родителей:

  1. Если вы заметили состояние тревожности, постарайтесь поговорить и выяснить что его вызвало.
  2. Проявите любовь, заботу и ласку.
  3. Старайтесь не запугивать, иначе страхи могут проявиться повторно.
  4. Исключите просмотр фильмов и передач с ужасающими картинами.
  5. Проявите терпение и понимание, чтобы страх ребенка не проявился повторно.

детские страхи

Привычка бояться

И в завершение хочется сказать кое-что парадоксальное: детские страхи — это очень даже хорошо. Во-первых, они свидетельствуют о том, что ваш малыш правильно развивается, а во-вторых, он, похоже, знает толк в удовольствиях. Вспомните, как вы любили в детстве страшные сказки (да и сейчас наверняка не прочь пощекотать себе нервы за просмотром триллера). Иногда детям очень нравится испытывать страх и преодолевать его — не отказывайте им в этом развлечении!

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Автор: Ханова О.А., клинический психолог
Ориигинал: https://www.krasotaimedicina.ru/ 

Полезное видео о том, как научить ребенка бороться со страхами

Автор

Окончила Казанский государственный медицинский институт. Прошла специализации по иглорефлексотерапии, детской и взрослой неврологии, практику по педиатрии. Стаж работы в медицине – 29 лет. Разбирается в вопросах беременности и родов.

Особенности лечения детей

Помочь ребенку избавиться от страха – первостепенная задача родителей. Они обязаны найти специалиста, который поможет малышу или подростку распрощаться с иррациональным страхом. В зависимости от симптоматики фобии (они эмоционально предупреждают ребенка об опасности) проводят лечение.

Если фобия не обусловлена психическими расстройствами психики, детям назначается когнитивно-поведенческая терапия. В ее основе лежит проработка убеждений пациента, сформированных случайно или вследствие несчетного случая. После определения причины фобии – условной мысли, ее заменяют новыми убеждениями, которые избавляют малыша от иррационального страха.

Эффективные советы психолога для родителей касаются постоянной заботы и внимания. Необходимо больше говорить с малышом, интересоваться его жизнью. Проведенное вместе время покажет, что он ценен, нужен и любим. Родители способны облегчить малышу взросление и его переход во взрослую жизнь.

loading.gif

Загрузка…

Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна – Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио

Использованные научные статьи:

  1. ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
  2. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
  3. ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)

Использованная литература:

  1. Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  2. Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях, персоналиях / М. А. Дыгун. – 4-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 72 с.
  3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
  4. Котикова, О.П. Педагогическая психология: курс лекций / О.П. Котикова. – Минск: Изд. МИУ, 2005. – 132 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...