Творческое мышление: взгляд на него со всех сторон

Содержание
  1. , – . .
  2. Что это такое
  3. Психология творческих способностей: основные принципы
  4. Что такое творческое мышление?
  5. Особенности развития творческого мышления
  6. Нестандартный подход
  7. Формирование творческого мышления
  8. «Освободите» мысли
  9. Вам нужны вдохновляющие “ритуалы”
  10. Разогрев для мозга: создание ассоциаций
  11. Определение
  12. Этапы творчества по Г. Уоллесу
  13. Определение и особенности творческого мышления
  14. Вместо дисциплины думай о преданности
  15. Сформулируйте задачу
  16. Уровни творческих задач по Г. С. Альтшуллеру
  17. Примеры творческого мышления
  18. Особенности, препятствующие творческому мышлению
  19. , -, ,
  20. Составьте список и выделите ваши идеи
  21. Развитие творческого мышления
  22. Стереотипы
  23. Можно ли управлять творческим мышлением
  24. Задавайте правильные вопросы
  25. Избавиться от рутины
  26. Определение
  27. Можно ли управлять творческим мышлением
  28. Тесты на творческое мышление
  29. Почаще веселитесь с коллегами или друзьями
  30. Формы абстрактного мышления
  31. Диагностика творческих способностей
  32. Техника: вопросы
  33. Качество
  34. Что способствует развитию творческого мышления
  35. Продуктивное мышление
  36. Эвристика
  37. Необходимость развития разных видов мышления
  38. Мнение психологов
  39. Латеральное мышление Эдварда де Боно
  40. Чтение, тишина, игра
  41. Приемы мышления
  42. Процессы
  43. Ритуал собеседования с Ангелом-хранителем
  44. Послесловие

, – . .

, , , .. [49].

, :

1- ;

2- ;

3- ;

4- , , , .

, ( ) ( ).

., , :

          . : , , , , ;

          . : , , , , , ..;

          . : (,), ,  , ..;

          . : , , ..;

, , , , .

, – (, , ).

, .

, .

. -, .-, , , , , .-, , . , .

:

          , , ,

          , , , .

, .

. , -, – . .

Что это такое

tvorcheskoe-myshlenie.jpg

Креативность, или творческое мышление, — это деятельность, в результате которой человек создаёт нечто совершенно новое. Для этого он использует не только исходные данные, но ещё и ассоциации, опыт, личное восприятие, воображение, внутренние ощущения. В результате получается абсолютно уникальный продукт.

Изучается в психологии творчества — отдельном разделе, посвящённом исследованию созидания всего нового человеком в науке, искусстве, технике, быту и обыденной жизни. Здесь же рассматривается творческий потенциал — как он формируется и развивается. Эти данные активно используются другими направлениями:

  • культурно-исторической психологией;
  • экзистенциальной;
  • гуманистической;
  • когнитивной;
  • психоанализом;
  • деятельностным подходом;
  • гештальт-терапией.

Потенциал творческого мышления используется не только в психологии. Им заинтересованы и другие науки: философия, социология, политология, педагогика, информатика. Сегодня одним из критериев набора сотрудников на работу во многие крупные компании является креативность. Она необходима не только художникам, кинорежиссёрам, поэтам и музыкантам. Многие современные профессии также требуют способности созидать нечто совершенно новое, уникальное. Это дизайнеры, стилисты, копирайтеры, маркетологи, рекламщики и т. д.

Психология творческих способностей: основные принципы

Прежде чем рассматривать методы активизации творческого мышления, нужно сначала разобраться с его ролью в творческих способностях.

Психология творческих способностей – это сравнительно новая область знаний. Она в настоящее время успешно развивается, несмотря на совершенно парадоксальный факт: большинство ученых считают, что творческих способностей как таковых нет. Странно? В науке о развитии творческих способностей вообще много странного. На самом деле, все очень просто: у способностей к любой деятельности есть два уровня:

  1. Репродуктивный или воспроизводящий уровень. Он связан с освоением той или иной деятельности и выполнением заданий по образцу.
  2. Творческий уровень обеспечивает возможность создания нового, нахождения оригинальных решений и т. д. Для формирования этого уровня и необходимо развитие творческого мышления.
Два уровня способностей

Два уровня способностей

Вот, например, музыкант, виртуозно исполняющий написанную композитором музыку, демонстрирует высокий, но репродуктивный уровень способностей, а сам композитор – творческий. Приготовление кулинарного шедевра по рецепту – репродуктивный уровень, а создание своего рецепта – творческий.

Но развитие творческого мышления начинается в детстве, и это во многом спонтанный процесс, не зависящий от целенаправленного воспитания. Поэтому творческое мышление в латентном (спящем) виде есть почти у всех людей. А в любой деятельности, в той или иной степени, присутствует элемент творчества. Музыкант делает аранжировку музыки, написанной другим человеком, кулинар в уже готовый рецепт вносит свою собственную изюминку.

Что такое творческое мышление?

Творческое мышление — это разновидность мышления, позволяющая создавать качественно новый продукт или принимать оригинальные решения. Творческое мышление связано со способностью человека видеть мир немного по другому, различать возможности и перспективы там, где другие бы ничего не заметили.

Важным компонентом творческого мышления является воображение — умение фантазировать, придумывать. Также значительную роль играет и образное мышление – умение визуализировать свои мысли, чувства, эмоции.

Психология творческого мышления несколько отличается от привычного восприятия реальности. Там, где обычные люди видят облака, кто-то обнаружит «белогривых лошадок». Но именно благодаря этим «чудакам» в нашем мире появляются очередные Мона Лиза и Евгений Онегин, на смену пирамидам приходит Эйфелева башня, а космические корабли начинают бороздить просторы Вселенной.

Природа творческого мышления досконально не изучена. Возможно, эти способности закладываются еще на генетическом уровне и передаются от предков. Нельзя отрицать и влияния информационного поля нашей планеты. Вполне вероятно мозг человека построен по принципу радиоприемника, улавливая определенную частоту сигналов из космоса. В данном случае психология творческого мышления плавно перетекает в эзотерику, открывая духовную сферу человека.

Как бы там ни было, творческое мышление можно развивать и усиливать. Об этом и поговорим далее.

Пройти тест на тип личности

Особенности развития творческого мышления

Учитывая стремительное развитие технического прогресса, можно смело сказать, что творческое мышление и творческие способности – это методы решения любых задач, которые отличаются от запрограммированных в компьютере.

Техника всегда действует по установленной программе (алгоритму), и из любой ситуации ищет классический выход.

Нестандартный подход

Творческий же человек умеет разрушать установленные правила.

Для него необходим гибкий нестандартный склад ума и смелость быть не таким, как все.

Чаще всего творческое мышление идет наперекор общеизвестным канонам.

Идеи, которые вначале кажутся безумными, могут привести к гениальному открытию.

Таким мышлением могут похвастаться все знаменитые личности, которые совершили прорыв в мире науки – И. Ньютон, И. Павлов, М. Ломоносов и другие.

Формирование творческого мышления

Творческое развитие берет начало от правильного воспитания и обучения. Оно не может сформироваться без познания окружающего мира. Человек вначале знакомится с обыденным раскладом вещей, явлений, и только потом может их неординарно осмыслить, «переработать».

«Освободите» мысли

При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.

Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или — по меньшей мере — внешне похожи на него.

При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель — придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.

Источник

Одна из форм творческого мышления — концептуальное смешение — позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом — настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.

В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка — это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.

Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.

Вам нужны вдохновляющие “ритуалы”

Один из лучших способов вдохновлять себя и творить каждый день – это разрабатывать ритуалы, которые вы будете проводить ежедневно и регулярно. Это подготовит ваш мозг к лучшему творчеству. Например, вашим ритуалом может быть чтение по утрам, прослушивание музыки, медитация в течение нескольких минут или несколько глубоких вдохов.

Разогрев для мозга: создание ассоциаций

Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.

Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако — нет.

Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…

Дополнительные техники:

— Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.

— Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.

— Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.

— Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.

— Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.

Определение

Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

Этапы творчества по Г. Уоллесу

Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.1

Определение и особенности творческого мышления

Творческое мышление позволяет создавать что-то новое. Это новый продукт, новое качество, какое-либо оригинальное решение проблемы, новый путь коллектива, новые задачи.

Творческое мышление – это вид мыслительных процессов, который проявляется у тех, кто способен видеть то, что другие заметить не способны. Творческие люди имеют эту способность – видеть все в “своем цвете”, они воспринимают мир по-другому, улавливают возможности, новые пути и перспективы.

Творческое мышление основывается на воображении. Креативному человеку легко придумывать, воображать, фантазировать. Он может из ничего сделать красивую вещь, а на небе вместо обычных облаков увидеть “собачку”, “деда Мазая и зайцев”, “зверушку невиданной красы”.

Творческий характер мышления выдает человека за версту. Он всегда будет выделяться из серой массы за счет особенностей:

  • спонтанная гибкость – креативная личность может перестраиваться с одной мысли на другую, накапливать поступающую информацию, от нее постоянно исходит поток идей вне ситуации, в которой она находится;
  • семантическая гибкость – личность всегда пытается применять к общеизвестному факту другую точку зрения, она учитывает все стороны одного объекта, открывает потенциал, скрытый до сих пор;
  • образная гибкость – человек адаптирует под свое восприятие ситуацию или предмет, в своем воображении он видит этот предмет уже по-новому, уникальнее;
  • оригинальность – создает то, чего раньше не было, это уникальное новое творение творческого ума, такой человек не действует по шаблонам, создавая свое, отличительное от того, что уже придумано до него.

Вместо дисциплины думай о преданности

Лучано Паваротти однажды сказал: «Люди думают, что я дисциплинирован. Это не дисциплина, а преданность идее, и есть большая разница между этими понятиями». Прислушайтесь к данному совету, чтобы знать, как развивать креативное мышление!

Сформулируйте задачу

В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.

Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача — это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.

Уровни творческих задач по Г. С. Альтшуллеру

Другой ученый, Г.С. Альтшуллер, доказал, что, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность и непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Примеры творческого мышления

Каждый человек рождается гением, но в течение жизни его вгоняют в шаблоны. Но истории известны выдающиеся личности с творческим мышлением, которые пошли дальше шаблонов. Они не остановились на фразе “Почему так? Значит, так надо”. Исаак Ньютон первый задумался о том, почему предметы падают на землю. До него все воспринимали это явление, что “значит, так надо”.

Также ярким примером такого вида мышления является П. Павлов, когда не поленился, а исследовал причину и процесс формирования условного мышления у собаки.

Как такое мышление может проявляться в наши дни? Да легко! Почему сейчас столько много кафешек в разном оформлении, множество стилей в дизайне, разные фирмы по выполнению большого перечня функций? Потому что творческие люди развивают свое мышление.

Как развить в себе творческое мышление – 3 метода и 5 эффективных упражненийТворческое воображение у ребенка

Особенности, препятствующие творческому мышлению

Исследуя причины, мешающие человеку проявлять творческие способности, исследователи (К. Халл, Р. Томпсон, Г. Линдсей) выделяют не только недостаточно развитые способности, но и иные причины, среди которых приведённые ниже:

  1. Конформизм (склонность не отличаться от остальных, не выделяться поступками и суждениями), доминирующий над творчеством.
  2. Неуверенность в своих силах, боязнь показаться смешным или глупым, не таким, как все. И то, и другое может быть родом из детства, в случае, если первые попытки к самостоятельному мышлению или первый творческий опыт вызывали негативный отклик у взрослых – насмешки или осуждение, навязывание общепринятой, «единственно верной» альтернативы или даже наказание.
  3. Неумение, боязнь проявлять своё мнение открыто, защищать его. Опасение последующей за критикой негативной реакции. Повышенная тревожность, которая проявляется неуверенностью в себе и в своих силах, страхом открыто высказывать свои творческие идеи. Сюда же можно отнести зависимость от условностей, боязнь показаться агрессивным, высказывая критику чужого мнения.
  4. Переоценка значимости собственной творческой идеи – ещё одна особенность, препятствующая творческому мышлению.
  5. Неумение держать в равновесии творческое и критическое мышление. Если первое направлено на открытие новых идей и знаний, то второе – на оценивание, выявление недостатков в суждениях окружающих. В то же время, если один из этих способов мышления доминирует, человек либо творит, но не способен критически воспринимать и оценивать свои собственные идеи, либо уделяет основное внимание критике, в ущерб проявлению своих творческих способностей. Что же делать? Во-первых, осмысливать свои идеи и относиться к ним критически. А во-вторых – стараться не только критиковать чужую новую и оригинальную идею, но и предлагать  свою альтернативную.
  6. Зацикливание на неудачах. Практика показывает, что в случаях, когда в течение длительного времени человек вынужден решать неподвластные его разуму задачи, то и решение простых сразу после затяжной полосы неудач может быть затруднительно. Что делать? Старайтесь избегать «периода частых неудач».

Творческого человека отличает удивительное сочетание интеллектуальной зрелости, развитых способностей и глубоких знаний с детской открытостью миру. Одним из неотъемлемых качеств интеллектуальной личности являются развитые память и внимание, мышление и восприятие. Так, внимание позволяет нам усваивать всё интересное, новое и неожиданное, оно лежит в основе познания мира. Это из него впоследствии вырастают и любознательность, и творческий эксперимент. Развитие памяти не менее важно: её готовность (способность выдать нужную информацию в нужный момент) определяет возможность или невозможность решить проблему.

Развивать когнитивные функции в том числе мышление регулярно и с удовольствием можно на нашем сайте.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

, -, ,

; , , ; , ;

,- – ; – , – ;

– ; ; – , ; , , , .

2.2. –

-, . , , . , , .

( ) ( ) (. . 1, 2). , , . , – . , .

. 1

,

.


, . :, , , .

, , :

1

14 13 14 13,5 54,5
17 14,3 16,6 14 61,9

,, . , , .

. . (IQ), . (. 3 ). , IQ ( 103), ( 101) (. . 4)., .

( ). ( ,, ) . . . . .

2

..
9,85 8,9 0,5 5,35
10 8,95 0,95 6,55

, . , , .

2.3. –

( .. ). , .

, , , , – .

. -: , , ( ).

, , . , , , .. .. :- ( ) ( , ) [19].

, . , . , . , . – , .

, , .

, , , . , , .. . .

, , , . , , , . , . , , , .

, .

() (). , . .

, .

, – , , ( ), , ( , ), , (- ) (. . -).

,- ( – ). – . , , , . , .

, , , (., . , . , . .), (). , . , . -, . , , .

, . . , , .

. , , , , , , , . , .

, , , . , , , , , , [52; . 46].

, , . – . , , – .

– , , , . , .

. [23;. 5].

– . .

– , , : -(, ), – (, , ), – (, , , , ).

(- ):

– ;

– ;

– ;

– ;

– .

.. , , , , . , , . [17].

.. , , . , . , . , , , , .

:, , , . .

. : , , , . . .

, , ; , , . -.

, , , . – .

. .

. “”. 1972

(- ) , , , .

, . , , . , .

. , , . , .


. 3

,

.

. : 105 IQ 111 IQ – . IQ ( 103 IQ ) . :

1– ࠠ 2

. 4

IQ

:

3

15,2 14 15 14 58,2
18,5 23 19 24 84,5

: . . , . . . ., .

. , , . . .

, .

4

..
10 8,9 0,55 6,55
10 9,65 2,35 8,95

. -, , . . .

, , -, .

, , , -, . , , , ( ).

:-, , . , , , . -.

, – . , , , ( ). .

, , , – , . – , .

, , . , , , , (- , ).

, , , , – .

,- , , , , , . , .

:

– , –

– .

:

  1. . . .: , 1970. 152.
  2. .. . , 1992.
  3. .. . .: – . -, 1988. 238 .
  4. .. – -: .. . . , 1998. 208 .
  5. .. . .: ,1974. 145 .
  6. . . . . .: , 1990. 187 .
  7. .. / , – . , 1988, . 107.
  8. .. . .: . : , 1988.214 .
  9. .. . ., 1956.
  10. .. ..: , 1991. 480 .
  11. .. , . . . : , 1992. 128.
  12. .., .. :- . ., 1985.
  13. .. . .,, 1972; 100.

13. .. . ,

1977.

  1. .., .. : . , 1990. 324 .
  2. .. ..: , 1990. 237 .
  3. .. . .: , 1981. 200 .
  4. .. . ., 1968.
  5. .. ., 1975.
  6. .. . , 1992
  7. .. . : , 1981.
  8. .. . .: , 2000. . 110
  9. .. ( ). .: ,1975. 303 .
  10. .. ..: – , 1981. 584 .
  11. .. . .:, 1974. 94 .
  12. .. . ., 1981.
  13. / . .. ,.. . .: . – , 1956. 280 .
  14. : / . .. . .: , 1994. . 148 149.
  15. .. . .:., 1976. 144 .
  16. .. , , ..: , 1977. 138 .
  17. . ..: , 1970.
  18. .. . .: , 1972. 270 .
  19. .. . . ., 1968. 127 .
  20. .. : / . . … , 1990; . 185.
  21. .. ..: , 1982.
  22. .. . :, 1986. 88 .
  23. .. : . ., 1983.
  24. .. . .:, 1976. 302 .
  25. .. . ., 1976.
  26. .. .. 19 20 ./ . . .. ., 1978.
  27. : . . . . .: , 1965. 532 .
  28. .., .., .. . .: , 2000.
  29. . . . .: , 1971.
  30. .. . .: – , 1958. 556 .
  31. .., .. . ., 1976.
  32. .. : . .: , 1995. 384.
  33. Taylor C.W. The nature ofcreative process/ Creativity/ Smith P. (Ed.). N. Y.: Hastings House. 1959. p. 51 82.
  34. .. ..: , 1978.
  35. .. : . .: : : – . -, 1997. 371.
  36. .. . ., 1989.
  37. .. . .: , : , 1997. 288 .
  38. .. :. .: . ., 1989. 143 .
  39. .. . ., 1964.

:

  1. ( ) // .. . . ., 2005. . 153 170.
  2. http://vsetesti.ru

Составьте список и выделите ваши идеи

Иногда происходят обратные ситуации, когда у вас становится слишком много идей! Это те самые редкие периоды, когда вам не нужно беспокоиться о том, как развивать креативность и творческое мышление. Хотя это и хорошее состояние, оно может вас смутить и запутать. Вы можете сортировать мысли, сохраняя общий список ваших озарений в голове, чтобы затем применить каждое из них. Запишите каждую идею, которая приходит вам в голову, и определите, какую из них вы считаете лучшей. Вы также можете взять с собой ручку и небольшой блокнот, куда бы вы ни пошли, чтобы не забыть идеи, которые приходят вам в голову, когда вы едете на автобусе, обедаете, читаете книгу или смотрите видео в Интернете.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление напрямую связано с воображением.

Классический пример отлично развитого воображения – детские небылицы. Если ребенок начинает рассказывать что-то фантастическое, значит, у него прекрасно развивается творческое мышление.

Чем старше человек становится, тем сложнее ему фантазировать. Общественный стереотип гласит, что взрослый индивид должен быть серьезным, строгим, и не «летать в облаках».

Это неправильно. Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии.

Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в медицине, химии или военном деле, усовершенствовать уже созданные препараты, инструменты или технику.

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок.

Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Как развить креативное мышление: особенности и техники развития

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться.

Креативность – это всего лишь способность в обычных условиях со всеми известными составляющими собрать нечто такое, что заставит если не перевернуться мир, то хотя бы взглянуть на вещи по-другому.

Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Как развить креативное мышление: особенности и техники развития

Можно ли управлять творческим мышлением

О возможности управления мышлением можно сказать однозначно – она есть. Однако многое зависит от индивида, который хочет начать его тренировать или уже имеет, но с проблемами контролирования.

В первую очередь, необходимо принять решение о желании управлять своими мыслительными процессами. Сила воли срабатывает как глобальная закупка мотивацией – без нее не обойтись. Затем стоит следовать некому плану, методам контроля творческого мышления, будь то его развитие или ограничение.

Задавайте правильные вопросы

Когда вам нужно начать творческий процесс, всегда начинайте его с вопроса «почему, как, что, когда» и пытайтесь на него ответить. Вы должны точно представлять себе, для чего вы занимаетесь тем, чем занимаетесь.

Избавиться от рутины

Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.

Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.

Определение

эвристические компоненты мышления

Эвристическое мышление – это способ решения задач, в котором используется нетривиальный подход. Для того чтобы решить ту или иную проблему, креативный человек будет разрабатывать собственный подход на основе уже имеющихся у него в голове знаний. Такой метод хоть и не экономит силы и задействует все ресурсы головного мозга, но позволяет улучшать воображение, мышление и развивать память. Понятие эвристического мышления базируется на уже имеющихся у человека знаниях. Именно благодаря их использованию можно создать синтетический подход, который не был известен человечеству или же конкретному индивиду ранее. Как происходит процесс эвристического мышления? Проще всего наблюдать такой вид развития идеи с помощью наводящих вопросов, которые себе задает индивид. Благодаря применению и нахождению ответов, схожих своей задаче, будет легко сделать вывод в любой смежной области. Причем такой прием можно использовать не только относительно творчества, но и в точных науках. Достаточно вспомнить уроки геометрии, где вывод одной теоремы базировался на другой.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.

Тесты на творческое мышление

Конечно, когда вы поняли, как полезно быть креативным человеком, вы захотите узнать, насколько творческое мышление развито у вас. Поэтому ниже даю вам перечень тестов, которые помогут диагностировать уровень креативности.

  1. “Тест Торренса”. Это один из лучших тестов, которые измеряют креативное мышление. Вам нужно ответить на вопросы, не долго задумываясь об ответах, тогда вы получите правдивые результаты. Это вербальный тест, но эта методика имеет еще и образную часть, где следует дорисовать линии по своему усмотрению. Такая методика проводится специалистом.
  2. “Тест на креативность”. Ответив на 20 вопросов, вы поймете, умеете ли вы мыслить креативно, творчески. Тест не научный, но с помощью него можно понять себя.
  3. “Диагностика креативности Е. Туник”. Вам следует ответить на 50 вопросов, помогающих понять себя. После прохождения теста ваши результаты будут разделены на 4 подкатегории: склонность к риску, воображение, любознательность, сложность.
  4. “Тест дивергентного (творческого) мышления” Вильямса. Это очень показательный тест, по которому можно определить уровень креативности как ребенка, так и взрослого. По инструкции следует дорисовать 12 изображений, и результаты оцениваются по нескольким критериям. Лучше этот тест проходить со специалистом.

Почаще веселитесь с коллегами или друзьями

Веселье с коллегами или друзьями – проверенный и популярный способ генерировать идеи. Это прекрасный момент, чтобы открыться идеям других, чтобы вы могли сделать свои идеи более консолидированными. Лучший способ сделать это – слушать идеи без суждения. Кроме того, цель такого рода командообразования состоит в том, чтобы генерировать как можно больше идей, поэтому учитывайте вклад каждого члена.

Еще один способ повеселиться с коллегами – делиться интересными идеями, распивая при этом крепкие напитки!

Творческий разум.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление представлено в виде следующих основных форм.

  • Понятие, отражающее признаки класса из 1 элемента, а также однородных предметов. Выражается в виде слов и словосочетаний в языке
  • Суждение характеризуется утверждением либо отрицанием. Применяется к предметам, их отношениям или свойствам. Выражается повествовательным предложением, бывает простой и сложной разновидности.
  • Умозаключение делается посредством одного или ряда суждений в соответствии с правилами. Так развитие логики необходимо для того, чтобы иметь возможность изучать такого рода посылки и заключения.

Диагностика творческих способностей

Креатив с ножницами

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Техника: вопросы

Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

Источник

Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:

1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.

2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.

3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.

4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.

5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

Качество

эвристический стиль мышления это

Эвристическое мышление может работать на разных уровнях. Как именно человек мыслит, зависит от него и от его личных способностей и качеств:

  • Ширина. Чтобы сделать нововведение в какой-либо области, ее необязательно досконально изучать. Можно воспользоваться знаниями, имеющимися у человека в смежных областях. Например, когда человек захочет построить собаке будку, ему необязательно изучать, как должно выглядеть жилище для питомца. Он может придумать форму и метод постройки на основании знаний, имеющихся по строительству жилых домов.
  • Глубина. Если человек хочет сделать нововведение в какой-то специфической области, например в сфере дизайна логотипов, то должен хорошо изучить историю создания фирменных знаков и их развитие. Копать в ширину в этом случае необязательно. Здесь будет важна глубина.
  • Быстрота. Всегда важно, сколько времени человеку нужно, чтобы решить ту или иную задачу или же справиться с поставленной целью. Если он сможет заставить свой мозг работать быстро и при этом формулировать хорошие идеи, значит, он сумеет стать творческой личностью. А вот тугодума назвать креативным человеком нельзя. Так что работайте не только над качеством идеи, но и над быстротой ее создания и исполнения.

Что способствует развитию творческого мышления

Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже. Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро.

Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест. Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления.

Продуктивное мышление

Мышление, в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, принято считать продуктивным мышлением. Его плоды – и глубокое усвоение знаний, и их применение на практике, в новых условиях. Итогом продуктивного мышления является появление какого-то нового продукта мышления – отсюда и название. Продуктивное мышление отличает конкретность формулировок. Например, разница между «я буду бегать по утрам» и «я завтра выйду на пробежку» заключается в том, что первое утверждение носит общий характер, а второе представляет собой конкретное намерение, являясь продуктивным.

Продуктивное мышление позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Апофеозом продуктивного мышления является творческое мышление.

Продуктивное мышление приводит к возникновению новых знаний, формирующих новую систему связей, которые, в свою очередь, затем помогут в решении подобных задач. Следующим этапом станет усвоение, осознание найденного пути решения задачи, анализ, проверка – всё это происходит на основе репродуктивного мышления. Как видим, эти два вида мышления очень тесно взаимосвязаны, и продуктивное мышление опирается на репродуктивное.

Эвристика

Дополнительно, свойством творческого мышления становится эвристика. Эвристический метод решения задач не предполагает какого-либо обычного метода. Это разрыв шаблона или его преобразование. Необходимо выйти из общепринятых рамок, чтобы придумать новую ситуацию, которая решит проблемную. Поиск решения осуществляется, как правило, без полной информации о её решении и не имеет четкого алгоритма действий. Такого рода задачи решаются с применением интуиции, предвосхищения результата, с ощущением внутреннего озарения (инсайтами).

Как происходит решение такого рода задач, требующих к себе творческий подход? Вначале собирается вся имеющаяся информация по проблеме. Затем происходит проработка с последующим выдвижением теорий, обдумывание. Чаще первые попытки решить задачу основаны на линейной логике и на разумных объяснениях. Но они не дают желаемого ответа. За этим следует инкубационный период, когда информация вытесняется в подсознание. Необходимо время, чтобы после некоторого перерыва интенсивной работы мозга, на ум пришел искомый ответ. Иногда требуется переключение мыслей на другую деятельность.

Необходимость развития разных видов мышления

Важно иметь представление о том, какой именно из видов творческого мышления нужно развивать для ситуаций и повседневности. Современные технологии позволяют выбирать оптимальный вариант из разнообразия. Способы развития мышления применяются для улучшения познавательного процесса. При этом творчество на начальном этапе отражает действительность с таким результатом, которого еще не существует. Развитие стратегического мышления либо пространственной, системной, позитивной его формы предпринимается для возможности изменять окружающие условия.

Примером всестороннего подхода может служить развитие математического мышления. Это сфера цифр и вычислений. Когда дело касается геометрии, становится понятно, что подобный склад ума — следствие интуитивного понимания пространства. Требуется воображение, умение представлять объекты в трехмерном отображении и их детали. Чтобы освоить эту функцию, понадобится развитие пространственного мышления. В результате можно анализировать свойства структур, трансформировать их, создавать. Установлено, что лишь части людей присуще пространственное мышление. Но и его можно успешно развивать.

Мнение психологов

Большинство специалистов в области психологии считают, что креативное мышление развивается с помощью определенных упражнений и радикальной смены образа жизни. Много информации, почерпнутой из психологических книг, изложено как раз в этом материале, так что, что называется, берите и пользуйтесь. В целом любые подобные руководства основываются на серьезных психологических исследованиях, и опыт лишь подтверждает их эффективность. Приемы, развивающие творческое мышление, описаны чуть ниже.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») — представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

Чтение, тишина, игра

Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:

1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.

Источник

2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.

3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.

По материалам книги «Гибкий ум»

Фото обложки поста отсюда

Приемы мышления

Эвристический тип мышления встречается довольно часто у творческих людей. Какими же способами эти люди привыкли решать свои проблемы?

  • Прием. Действие, которое выполняется для достижения поставленной цели. В эвристическом типе мышления прием подразумевает синтез уже увиденных ранее действий и его переосмысление во что-то новое.
  • Метод. Способ достижения поставленной цели через совокупность нескольких специально выведенных для этой цели приемов. Действия, методики и теории вырабатываются на основе чего-то знакомого, но в результате получается инновационный подход.
  • Методика. Совокупность нескольких методов для достижения поставленной цели. Для каждой конкретной задачи вырабатывается своя методика. Это своеобразный путь, который должен пройти человек, чтобы разработать свой универсальный способ достижения цели.
  • Методология. Структура методик, которые объединены для решения одной поставленной задачи.

Процессы

творческое креативное мышление

Эвристический стиль мышления – это уникальный творческий подход к решению задачи. Чтобы выработать определенную структуру мышления, нужно следовать четко определенной схеме. Несмотря на всю креативность, процессы мышления у всех людей одинаковы:

  • Зарождение проблемы или идеи. На первом этапе человек знакомится с проблемой или создает идею. Образ, решение и структура еще не определены.
  • Анализ. Человек сравнивает различные подходы, которые работали у его коллег. Он ищет наиболее удачные способы решения своей проблемы путем переработки и доработки чужих идей.
  • Синтез. Смешение различных выводов, которые были найдены на прошлом этапе, помогают человеку сформировать и определиться с вектором развития решения проблемы.
  • Конкретизация. Проблема приобретает реальные очертания, и определяется понятный и логичный способ ее устранения.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Ритуал собеседования с Ангелом-хранителем

Этот ритуал взят из программы психолога О. Семенова и является “ремейком” одноименной практики телемитов. Если вас отпугивает тематика оккультизма, то вам лучше его не делать. Однако для людей, не знающих, как развить творческое мышление, и лишенных различных религиозных предрассудков, он прекрасно подойдет. Ритуал крайне прост:

  1. Лягте и расслабьтесь.
  2. Поочередно концентрируйте внимание на каждой части своего тела, пока не почувствуете, что она полностью расслаблена.
  3. Полежите так несколько минут, представляя, что вы в невесомости, и вглядывайтесь в темноту перед собой.
  4. Трижды прочтите вслух воззвание к вашему ангелу-хранителю и попросите его подарить вам вдохновение. При этом вы не должны задействовать ум, постарайтесь придумывать это воззвание на ходу, чтобы оно было как будто вырванным из вашего подсознания. Если у вас будут вместе со словами выходить различные посторонние звуки или фразы, которые вы никак не ожидали услышать, – ничего страшного. Главное – концентрируйтесь на своем желании обрести вдохновение. После того как проговорите воззвание трижды, почувствуйте присутствие Ангела-хранителя рядом с вами и откройте глаза. Вы почувствуете прилив радости, умиротворения и вдохновения. Вскоре у вас появятся новые идеи.

Послесловие

Ответов на вопрос, как развить творческое мышление, может быть превеликое множество, и каждый из них будет по-своему хорош. Внимательный читатель мог сделать вывод, что способов улучшить креативное мышление довольно много, а сама по себе способность нестандартно мыслить не является чем-то из ряда вон выходящим. Как развивать творческое мышление? Просто прислушаться к советам, изложенным в нашем материале, и методично применять их в своей жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...