Три методики для диагностики памяти подростка

Образная память в психологии

Образная память – это естественное запоминание. После однократного прослушивания информации человек запомнит 10% сказанного. Если какой-то текст индивид прочитает 1 раз, то запомнит 30% информации. Если человек будет одновременно слушать и читать этот текст, то он запомнит половину содержащейся в нем информации. Если бы у него была возможность задействовать остальные органы чувств, то после однократного знакомства с текстом индивидуум смог бы воспроизвести его практически без потерь.

Образная память – это стойкая мнемоформа, которая основана на интересах и знаниях человека. Образы неотделимы от сознания личности. Примером образной памяти может служить запах мандаринов, который ассоциируется у людей с приближающимся Новым годом.

Внимание! Все малыши с рождения обладают хорошо развитой образной памятью. Но взрослые заставляют их заучивать материал, абстрагируясь от ощущений, поэтому они утрачивают ее.

Моторная (двигательная, кинетическая) память

Об уровне развития двигательной памяти человека можно судить по тому, насколько у него изящные движения, гибкое тело. Если человек занимался спортом, танцами, у него богатая моторная память.

Хороший спортсмен выполняет сложнейшие элементы так, будто это очень легко делается. На самом деле такое надежное хранилище движений создается многочасовыми тренировками, бесконечными повторениями, трудом, старанием.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Для чего нужна человеку

Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:

  • Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;
  • Активизирует все каналы восприятия;
  • Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;
  • Превращает мыслительную деятельность в творчество;
  • Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;
  • Сводит обучение к пониманию;
  • Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;
  • Повышает темп работы;
  • Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;
  • Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;
  • Делает процесс забывания произвольным.

Важно! Образы возвращают взрослому детское восприятие мира и естественную память.

Детское восприятие мира

Детское восприятие мира

Особенности

Отличительными особенностями образной памяти являются:

  • Временное хранение образов. Нужные образы сохраняются на долгое время, а ненужные стираются через сутки.
  • Чем дольше образ хранится, тем бледнее он становится. Через большой промежуток времени человеку сложно будет вспомнить мельчайшие детали образа.
  • Бессознательная природа. Человеку не нужно прилагать усилий, чтобы запомнить что-то.

Виды памяти

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Классификация памяти по объекту запоминания:

1)  Образная память 

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через органы чувств.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Суть в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем со временем эти различия могут углубляться.
Используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

2) Эмоциональная память

Эмоциональная память — это память на чувства, эмоции, настроение.
Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок. 

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызванных в прошлом отрицательным переживанием. Поэтому эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. 

3) Двигательная (моторная) память

Двигательная память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных движений.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы и письма. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает к первому месяцу жизни.

4) Словесно — логическая память

Словесно — логическая память — это запоминание и воспроизведение наших мыслей.
Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, мы помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической. Главная роль отводится второй сигнальной системе, поэтому этот вид памяти специфически человеческий, в отличии от других видов.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Одной из основных характеристик словесно — логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных  у него способов заучивания.

Классификация памяти по степени волевой регуляции:

1) Непроизвольная память

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
Непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана  интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое  значение.

2) Произвольная память

Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется при наличии задачи, а так же волевых усилий.
Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Классификация памяти по продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная (иконическая, сенсорная) память

Мгновенная память – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

2) Кратковременная память

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что — либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения).

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограниченно. Как установил Миллер, оно измеряется в структурных единицах и равно 7 ± 2 . Эта величина изменяется с возрастом.

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.
Обобщение, схематизация наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение.

3) Оперативная память

Оперативная память — это мнемический процесс, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Т. е. это процесс, обуславливающий существующую ситуацию («память сейчас»).
Примером может служить ситуация, когда мы удерживаем «в уме» промежуточные ответы в задаче.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней). Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

4) Долговременная память

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала в течение неограниченного срока.
Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется с помощью волевых усилий. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет кратковременная память. Достигается путем повторения.
Объем долговременной памяти принято считать бесконечным.

5) Генетическая память

Генетическая память — это вид памяти, который обусловливается  механизмом наследственности и выражается в инстинктах, рефлексах.
Генетическая памятьстала выделяться исследователями сравнительно недавно. Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

Классификация памяти по степени осознаваемости: 

1) Эксплицитная (осознаваемая) память

Эксплицитная память — это память с осознанием предмета запоминания.
Она проявляется уже на втором году жизни. Этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

2) Имплицитная (бессознательная) память

Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.
Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно импицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается.

Имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния.
Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства знакомости. Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым.

Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Например, Левики предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины: испытуемый оценивал последнюю как добрую, если у нее были длинные волосы.

Обонятельная память

Как вкус, так и запах неизвестного вещества человек вспомнит, с завязанными глазами. Ведь луковица на срезе пахнет так ярко, что невольно слезы текут из глаз. Безошибочно можно узнать аромат свежего огурца.

Хозяйка безошибочно узнает, что пирог в духовке почти готов, хотя находится в другой комнате. Женщина, хранительница домашнего очага, знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать семью хорошим, доброкачественным питанием.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д.

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Правила преобразования в образы по методу ассоциаций

  1. Не подбирать к слову гирлянду синонимов. Например: грусть — печаль — тоска. На первый взгляд, эти слова вроде близкие и ассоциативные, но они не являются четкими и яркими визуальными образами;
  2. Не перебирать множество вариантов. С точки зрения эффективного запоминания, необходимо запоминать быстрее, а для этого лучше использовать первую свободную ассоциацию, которая появляется в воображении.
  3. Создавать образы:
    • Яркие — чем насыщеннее, ярче, тем лучше.
    • Крупные — независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет, то в воображении он должен быть крупным.
    • Цветные — лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
    • Объемные — то есть не плоские, а как 3D-картинки.
    • Детальные — можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Следует отметить, что большинство людей при обучении методу ассоциаций испытывают сложности в подборе ярких визуальных образов к слову, поэтому мы поделимся маленькими секретами, которые помогут сделать это намного быстрее и легче.

Методы диагностики памяти

Самая распространенная методика «10 слов», Лурия А.Р., на исследование слухоречевой памяти (немного упрощенная для применения в домашних условиях).

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

  1. Однообразие: все слова — имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные).
  2. Слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь — вода и т. п.).

Варианты слов:

Процедура проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо до 10 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

На каждом этапе исследования заполняется протокол. Напротив каждого воспроизведенного слова в столбике, который соответствует номеру попытки, ставится крестик.

Форма протокола.

Слова/попытки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Через час
Лес
Хлеб
Окно
Стул
Вода
Конь
Гриб
Игла
Мёд
Огонь
ИТОГО

После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Инструкция:

— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов для психологов и нейропсихологов очень большая и дает очень много информации, но в домашних условиях достаточно посчитать общее количество слов, которые подросток запомнил. Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается 5 слов и более

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Обычно в норме 10 слов запоминаются после 3-4 повторений. Через 20 мин воспроизводится 8-9 слов. На следующий день — 5-6 слов.

Методика «Память на образы»

Подростку предъявляется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Бланк.

Стимульный материал

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

«Почувствуй и запомни позу» — методика для изучения тактильной памяти

Стоящему или сидящему с закрытыми глазами подростку придается предлагается последовательно 2–3 позы, каждая «снимается», т.е. человек встает в исходное положение. Задача — почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности. В норме 2-3 позы запоминаются с 1-2-х повторений.

Если вы обнаружили значительное снижение памяти у своего ребенка, это повод обратится к психологу, лучше к клиническому или нейропсихологу. Они проведут дополнительную диагностику и дадут ценные рекомендации. Можно задать вопрос мне.

Помните, нарушение памяти может быть признаком других проблем у человека, которые лучше не запускать. Берегите своих детей!

Автор публикации

Наталья Федына 0

Cемейный психолог, клинический психолог.

Комментарии: 0Публикации: 12Регистрация: 01-12-2019

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

У детей

эйдетическая память у детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием. А тут уже не до детальных образов. Однако согласно другим исследованиям пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Оптимальное решение – тренировать память с раннего детства и всю жизнь.

Итак, какие упражнения подойдут:

  1. Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею. Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
  2. Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает. Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же. Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений.

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

  1. Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность. Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
  2. Тренируйтесь с текстами. Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
  3. Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
  4. Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от

вредных привычек

, освоить

техники саморегуляции

, научиться бороться со

стрессом

, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.).

Эмоциональная память

Хранит в себе чувства, переживания, эмоции. Она играет очень важную роль в процессе выбора поведения. Если человек знает уже, что его где-то обидели, он не пойдет в ту компанию еще раз.

Эмоции, зафиксированные в памяти, способны удержать человека от совершения неблаговидных поступков или наоборот побудить к достойным.

Приятно вспоминать о том, как поднимался на пьедестал, после спортивного соревнования. Это поможет пережить трудные минуты и испытания.

Человек, умеющий радоваться и печалиться, нравится окружающим. Слишком не эмоциональный человек выглядит и воспринимается как робот. Развитая эмоциональная и образная память характеризует интересного человека, много повидавшего.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Нарушения памяти

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

1. В основе нарушений памяти могут лежать самые разные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относятся к ряду амнезий.

Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания.

Так, одним из наиболее исследованных расстройств непроизвольной памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Это называется фиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, прошлой жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня.

Расстройства памяти бывают не только на текущие события, но и на прошедшие. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т.е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Это явление называется прогрессирующей амнезией.  

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик и психиатр, однажды заметил очень интересное явление, которое назвал амнезией детства.
Амнезия детства — это феномен психики, который состоит в том, что взрослый человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

В ходе своих исследований Фрейд обнаружил, что его пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Он полагал, что это результат подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но это не объясняет то, что происходит полное забывание первых лет жизни, а не частичное (связанное с сексуальными или агрессивными ощущениями). При этом, если воспоминание очень яркое, эмоционально окрашенное, то оно может сохранится в памяти до более позднего периода жизни.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Более вероятной причиной данного процесса является огромное различие между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (он – такой-то человек, это такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания не приукрашивая их, не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

2. Гипомнезия — это ослабления памяти, возникающие с возрастом или как следствие какого-либо заболевания головного мозгового (атеросклероза мозговых сосудов, травм, опухолей, интоксикаций и т.д.).

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Дефицит памяти в таком случае распространяется преимущественно на текущие события в настоящем, а также на информацию справочного характера (даты, имена, лица и тд.). Так, например, на первой стадии гипомнезии пациенту при прочтении книги необходимо постоянно возвращаться на предыдущую страницу, чтобы восстанавливать в памяти ход повествования. В дальнейшем больной испытывает сложности при вспоминании событий и данных из прошлого опыта.

Чаще всего гипомнезия возникает в результате органического поражения мозга различного характера – при травмах, сосудистой патологии, а также при острой или хронической интоксикации. Кроме того, гипомнезия может наблюдаться и у здоровых людей как следствие переутомления или сильных переживаний.

3. Гипермнезия — это аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Как правило, носит врожденный характер. Гипермнезия заключается в особенности запоминать информацию в большем (чем в норме) объеме и на более длительный срок. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.

4. Парамнезия — этоложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. При развитии этой патологии человек не может достоверно вспомнить те или иные события из прошлой жизни. Могут появляться ложные предположения, которые фиксируются вместо истинных событий.

Пространственная память

Дает возможность человеку ориентироваться в доме, где он живет. Важно помнить улицу, по которой идешь на работу, детский сад, куда отвел ребенка, магазин, где купил продукты.

Воспоминания помогают передвигаться в пространстве на любые расстояния. Если человек знает, где продают билеты на самолет или поезд, пароход, куда надо пойти, чтобы попасть в нужный самолет, вагон и каюту, он может успешно путешествовать.

Изучая географию и астрономию, человек способен решить для себя, куда поехать в отпуск, жить ли на планете Земля или улететь на Марс. Некоторые исследователи утверждают, что на Марсе скоро будет первая колония землян.

Можно ли развить способность, и какими способами

Образная память играет роль в развитии интеллекта, она же позволяет избегать опасностей. То есть относится к экзистенциальным способностям. Изучение образной памяти показало, что она хорошо поддается развитию в довольно сжатые сроки. Самый короткий путь к формированию стойкой способности — с головой погрузиться в сферу, где тот или иной вид способности превалирует. Играть на музыкальном инструменте, рисовать, научиться готовить, пробовать разную пищу и ее сочетания, трогать предметы и затем воспроизводить их особенности в психической области и тому подобное. Есть и другой не менее эффективный, но несколько более рутинный путь — специальные упражнения.

  • Записывать около 10-20 слов

Они никак не должны быть связаны друг с другом. Подбираются случайно, первое, что придет в голову. Желательно, чтобы писал ассистент, потому как возможно образование некоторых связей в мозгу и человек еще при написании запомнит часть слов, чего быть не должно. Затем лист со случайными словами убирают. Нужно воспроизвести как можно больше запомненных слов. Можно использовать не только существительные, но и глаголы, прилагательные для усложнения задачи. Использование мнемотехнических приемов, ассоциаций возможно. Но если цель — развитие фотографической памяти, противопоказано. Нужно четко представить лист со словами или доску.

  • Прослушать мелодию

Затем пропеть ее или сыграть на инструменте, соблюдая ритмические особенности. Незаменимый способ развития слуховой формы считаются музыкальные диктанты. В более простых случаях можно запоминать разговоры людей, тембр голоса, затем воспроизводить фрагменты мысленно.

  • Посещать магазины цветов, парфюмерии

Умение отличать отдельные запахи требует некоторого навыка.

Вкусовая и тактильная развиваются опытным путем. Специальных упражнений нет. Требуется приобретать опыт путем ощупывания предметов, дегустации блюд, пищи, фиксации вкусовых особенностей. Опытная методика, желательно с погружением считается основной.

На развитие образной памяти требуется несколько недель. Однако предела совершенству нет. Процесс продолжается всю жизнь при необходимости. Высокого уровня при систематических занятиях 30-60 минут в день можно достигнуть в течение месяца, плюс-минус. Зависит от особенностей высшей нервной деятельности конкретного носителя.

Читайте также: Упражнения для развития памяти

Вам также может быть интересно:

Практика

Попробуйте выполнить задание! Выберите понравившийся ассоциативный способ и преобразуйте в образы следующие 10 слов:

Надежда — Жанна — Смех — Радость — Стремление — Благодарность — Звук — Речь — Максим — Глубина

Не забудьте поделиться своим результатом в комментариях! 

Рекордсмен книги рекордов России по запоминанию. Запомнил 8332 знака после запятой в числе π. Автор книги-бестселлера “Феноменальная память”. Создатель данного проекта «ЗапомниВсё»

Получите бесплатно отчет “7 эффективных техник запоминания” Оставьте свои контактные данные и получите материалы на почту

Семантическая память

Связывает слова и мысли. Без знания смысла разговорной речи человек не сможет общаться в обществе и трудиться, передавать свои чувства, мысли родным и близким людям.

Каждое слово в нашей речи имеет определенный смысл, за который отвечают семантические воспоминания. Бессмысленная речь не понятна окружающим. Она отличает человека, больного слабоумием, от здорового.

Мнемотехники

Мнемотехники — специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Приемы и методы запоминания:

1. Буквенный код — образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
2. Ассоциации  — метод, подразумевающий нахождение ярких ассоциаций к запоминаемой информации.
3. Рифмы — создание рифм или небольших стихотворений, в которые включен материал для запоминания.
4. Созвучие — запоминание терминов или иностранных слов с помощью уже знакомых созвучных слов.
5. Метод римской комнаты — это присвоение объектам, которые мы хотим запомнить, отдельные места в хорошо знакомой нам комнате.

Если вы интересуетесь развитием памяти, изучением иностранных языков, то я вам советую просмотреть данное видео. В этом ролике вам расскажут, как применять метод римской комнаты на практике. Если видео оказалось полезным, то смело подписывайтесь на этот канал и развивайте память!

Качество запоминания зависит от многих факторов:

1. отношения личности к деятельности, которая связана с запоминанием;
2. эмоционального настроя;
3. степени активности умственной работы;
4. установки;
5. степени завершенности деятельности;
6. распределения информации для запоминания;
7. повторения в определенные промежутки времени;
8. сочетания повторения и воспроизведения и др.

Процедурная память

Удерживает в своем хранилище порядок действий, доведенный иногда до автоматизма. Человек знает, что ложку нужно поднести ко рту, перед едой вымыть руки, рот вытирать салфеткой. Все действия, которые совершает человек в течение дня, он производит в определенном порядке. За это отвечает процедурная память.

Процедурная медсестра обязана в строго определенном порядке делать уколы. Смазать место укола спиртом, набрав лекарство в шприц и ввести в мышцу пациента. Не побрызгав, а уколов человека. Иначе лечение не будет иметь успеха. Вот почему важна процедурная память.

 Непроизвольная память и произвольная память

По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.

Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.

Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.

Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:

По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.

  • При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.
  • При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.

Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.

Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.

Особенности произвольной памяти:

  • Наличие намерения  сохранить информацию в памяти.
  • Приложение определенных усилий для запоминания информации.
  • Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.
  • Организованное повторение с целью лучшего запоминания.

Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.

Тренировать память можно с помощью специальных упражнений для развития памяти. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Долговременная память

Нужна для того, чтобы запомнить некоторые вещи на всю жизнь. Это важные аспекты профессии, принципы гигиены, моральные принципы, принятые манеры общения с людьми на работе, в транспорте и многое, что определяет адекватное поведение человека.

К примеру, важно помнить, что нельзя кушать стиральный порошок, им пользуются только для стирки. Картошка вкусная, лук горький, мед полезный, лекарство принимают по предписанию врача, переходить дорогу следует на зеленый свет светофора. Это обычно помнят на протяжении всей жизни.

Неопосредованная память

Представляет собой заучивание, без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученную информацию повторить не меньше 5 раз и обратить на нее устойчивое внимание, поработать над ней, обдумать ее значение. Иначе воспоминание попадет в краткосрочную ячейку и быстро улетучится из головы.

Отдельные учителя, не утруждают себя толковыми объяснениями, требуют от учеников простой «зубрежки». Такая информация не долго хранится в голове учащихся и виноват в этом бывает сам учитель.

Словесно-логическая память

Если человек не умеет выстраивать слова в осмысленные предложения, а предложения в последовательный рассказ о событии, значит у него нет словесно-логической памяти. Этот вид воспоминаний еще называют вербальными. Они свойственны только человеку. Животные не умеют разговаривать.

Человек способен помнить умозаключения, суждения других людей, мысли из рассказов, прочитанные в книге. В этих воспоминаниях хранятся наши мысли, разные предметы и их связи, свойства, взаимодействия. От развития этого типа памяти во многом зависит качество других видов памяти и качество речи человека. Лучше эти воспоминания сохраняются у людей, склонных к логическим рассуждениям, с аналитическим складом ума.

Это хранилище памяти тесно связано с речью. Запоминание в данном случае улучшается, когда используется образная, выразительная речь, с акцентами интонации, паузами в нужных местах.

Словесно-логическая память позволяет человеку обладать богатым словарным запасом, что облегчает общение и привлекает симпатии окружающих.

Все типы воспоминаний дополняются и переплетаются друг с другом. Поэтому деление их чисто символические. Специалисты классифицируют их для себя, чтобы лучше изучать и применять знания в лечении и профилактике.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...