Тревожные расстройства у детей и подростков

Содержание
  1. Категории подростковых страхов
  2. Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала.
  3. Новое видео:
  4. Новое видео:
  5. Причины
  6. Семья
  7. Психотравмы
  8. Физиология
  9. Другие причины
  10. ,
  11. “” , . , . .
  12. . ,
  13. Как помочь подростку при страхах и тревоге
  14. ИГРА СО СТРАХАМИ
  15. 1.1
  16. 1
  17. Прогноз и профилактика
  18. Влияние на становление личности
  19. Статистика заболеваний у детей
  20. Социальные страхи
  21. Авторам курсов по развитию детей:
  22. * * *
  23. Симптомы расстройства
  24. 1.2
  25. Возрастные страхи
  26. * * *
  27. Уровень тревожности подростков может быть серьезным сигналом
  28. Методы борьбы с боязнями
  29. Диагностика
  30. 1.3
  31. Диагностика
  32. Как бороться со страхом?
  33. Психотерапия
  34. Медикаментозная терапия
  35. Самопомощь
  36. 2.1
  37. * * *
  38. Советы родителям
  39. 2.2
  40. Страх смерти у подростков: как помочь?
  41. Как помочь подростку при повышенной тревожности
  42. Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.
  43. * * *
  44. 2.3
  45. Коррекция фобий и страхов подростков
  46. Страх перед своим телом
  47. 3
  48. Что такое социофобия
  49. Чем опасно социальное тревожное расстройство
  50. Объекты страха социофоба

Категории подростковых страхов

Все их волнения, тревоги и страхи можно разделить на две категории. Это опасения природного и социального происхождения. Для природных основой служит инстинкт самосохранения: подростки боятся различных катастроф, крови, животных, преступников, высоты, утонуть, огня или даже привидений и других потусторонних сил.

В основе социальных страхов лежит боязнь взаимодействия с другими людьми. Никто не хочет быть высмеянным, отверженным, опозориться, подвергнуться осуждению и даже просто опоздать. Пожалуй, наиболее силён страх одиночества.

Подростки обладают достаточно хрупкой самооценкой, отличаются нестабильностью личности и восприимчивостью к раздражителям извне, поэтому и страхов у них гораздо больше, нежели у взрослого человека. Чтобы помочь тинейджерам вырасти гармоничными и целостными личностями, необходимо для начала определить, чего же именно боится ребёнок в каждом конкретном случае. Недаром говорят — нужно посмотреть своему страху в лицо. Задача педагогов и родителей — сперва вместе с ребёнком осознать, что его беспокоит, а затем преодолеть это вместе.

521d425ecb28203da0324b84c7e30dfc.jpg

Фрагмент картины Билла Стоунхема, которая способна напугать впечатлительных.

Источник: Wikipedia

Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала.

Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.

Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления иммунитета, разработки и внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом, знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами. Мы поможем вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу, спортивную секцию.

Новое видео:

Новое видео:

Причины

Ребёнок боится паука

Семья

Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.

Когда виноваты родственники (родители, семья):

  1. Родственники сильно и постоянно чего-то боятся.
  2. Постоянные напоминания ребёнку о том, как он чего-то испугался, насмешки над этой ситуацией.
  3. Чересчур властное, авторитарное поведение родителей.
  4. Отсутствие разговоров по душам.
  5. Постоянное присутствие пугающего фактора.
  6. Одиночество: единственный ребёнок в семье, друзей нет, родители постоянно на работе.
  7. Наказание за любую эмоцию (нельзя кричать, громко смеяться, плакать).
  8. Непонимание со стороны родителей.
  9. Гиперопека.
  10. Неполная, неблагополучная, замкнутая семья.

В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.

Психотравмы

Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:

  • внезапный громкий крик;
  • паника кого-то из взрослых;
  • разговоры на повышенных тонах в семье;
  • укус животного или насекомого;
  • падение с высоты;
  • тяжёлая физическая травма;
  • авария;
  • смерть и похороны кого-то из близких;
  • стихийное бедствие.

Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.

Физиология

К причинам возникновения детских страхов относятся также:

  • младший возраст: чем меньше лет — тем их больше;
  • пол: девочки боятся чаще, чем мальчики;
  • возраст родителей: чем старше — тем пугливее;
  • внутриутробный испуг, если мама во время беременности пережила психотравмирующую ситуацию;
  • органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию;
  • чрезмерно чувствительный тип нервной системы;
  • недостаток физической активности;
  • наследственность.

Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.

Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.

Другие причины

Чрезмерная фантазия

Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.

Социальная дезадаптация

Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны воспитателя или учителя. В дальнейшем это будет проявляться в скованности и аутизме.

Постоянное напряжение

Причина может присутствовать как в семье, так и в социальном окружении вне дома (в детском саду, школе, дворовой компании). Если ребёнок постоянно слышит о каком-то конкретном ужасном случае (убийстве, смерти, пожаре), у него вырабатывается к нему устойчивая боязнь. Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек. Такие ситуации — далеко не редкость.

Психические расстройства

Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.

Копирование реакции

Психотерапевты считают, что в насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. В зависимости от того, какая она — испуг или спокойствие — у него формируется устойчивый паттерн поведения. В следующий раз он отреагирует на неё так же.

Это доказывает исследование, проводившееся в одном из детских садов. Участники были старшего дошкольного возраста. В зоопарк этого города завезли редкое животное необычного вида — трубкозуба (экзотическую земляную свинью). В первой группе на занятиях воспитатели показывали фотографии этого зверька и, умиляясь, рассказывали, какой он симпатичный, добрый и общительный. Второй при этом говорили совершенно противоположное — насколько он опасный, агрессивный и неуправляемый хищник, который нападает на человека.

После 2 недель подобной работы детей отвели в зоопарк. Как и следовало ожидать, малыши первой группы умилялись на необычное животное, подобно воспитателям, хотели его погладить и не испытывали никакого страха. Дошкольники второй группы даже не подходили к его клетке, жались к взрослым, а некоторые девочки визжали, когда зверёк пытался приблизиться.

,

, . , , . . , , , , , , , –, , , . : , . , « ».

, , , .

.

, . , . :

♦ . . . –, . 1; . . № 3; . . 1– , . 1.

♦ . . – , . 9, № 2; . . 7– –, . 2; . . . . .

♦ . . № 3; . . . 25– , . 2; . . № 2.

. . , , . . , . . , , . , .

, , , , . , , – , . . .

– –. , , – . –. , . – , , , . , , . () . , , , , .

–. . – – , . . , . . , . , , , , .

– : , . , . – . . . . , , .

, –, , –. . . , , .[89]

, . , .

«».[90] , [91] , ( ). , – , , . , . , . «» . , .

: – , – , , . , , . 17.00 18.30 19.00–20.30 . 7 25 .

: 50 ; , , ; , , , . ; ( ), : , , ; ; ; ( ); ; , ; ; ; ; , . –.

. , . . , . – . .

«» . : , . , – , . , – , , . , ( , , , , , , . .). « ». .

, , . 1–2 . , , – , , , . , , : « ». , , .

, , . 10 , , .

: , (, , ), , , , . ( , .)

, , , ( , ).

. , . , , . , . , , . .

. , : « . ». : « , . , – ».

, , , .

.

, . , . .

, , , . , , . . . . , – . , , , , . , : « ?» . , . – . , , . ( .)

. , . , , – . –, , . , – , .

. .

, – , . , , . – . , , «». , , , , .

15–20 . , , « », . , . – . 5 , , ( ), . : « ?», « ?», « ?», « ?», « ?», « ?», « ?», « , , , ?», « , , ?», « , ?», « ?» .

: , , . , . , , . – , . .

: « ?», « ?», « ?», « ?».

, . , ([92]). . , .

. , . : – . . , . , , , .

, . , , , ( , , , , , – ; , ).

, , . . . , .

– , .

, .

, :

•  , , ;

•  , ;

•  ;

•  . , , : «, , …», «, , », «, . , , …» . .

, :

•  , , ;

•  ;

•  , , , ;

•  , ;

•  .

, . , . . , , , . , , , . , :

•  : « », « », « », « , »;

•  , . , , . «. , »;

•  – , . . , , ;

•  , , , . , , , , , , , ;

•  : « , », « , » .;

•  (, , , . .) , ( ); , , , , , .

, .

, , , . . !

“” , . , . .

. ,

, , , , .

http://www.allbest.ru/

:

1

-11

:

. . ,

, 2015

    • 1.
    • 1.1
    • 1.2
    • 1.3
    • 2.
    • 2.1
    • 2.2
    • 2.3

– , , , . , , [2]. , . .

, . , , , .

, , .

, , , , , .

:

: .

: .

: .

:

_ ;

_ ;

_ .

: – , .

: 32, 66 . .

– .

Как помочь подростку при страхах и тревоге

Сначала отметим один важный момент: тревога не всегда является бедствием, она может лишь сигнализировать об опасности. В этом смысле она так же, как боль, предупреждает человека о нарушении какой–то функции. Выше отмечалось, что страхи сопровождаются большой интенсивностью и избегающим поведением. Иначе говоря, испытывающий страх подросток уклоняется от тревожащих ситуаций, например избегает школу и пропускает уроки строгого учителя. Это страх невротического происхождения, поэтому помощь нуждающемуся в ней в первую очередь должна быть направлена на снижение значимости фрустрирующего или тревожащего фактора. Например, учитель, которого боится подросток, в контакте с ним сообщает о себе аналогичные ситуации и то, как он преодолевал страхи. Такая методика называется контактным взаимодействием. В ней несколько этапов, главные из которых – поиски общего интереса и накопление согласий. Учитель и ученик договариваются о том, что последний сообщает педагогу о конкретной причине своего страха. Естественно, о боязни подростка сообщают его родители. Совместно с учителем родители выстраивают схему преодоления страха на основе систематической десенсибилизации, т. е. постепенно ослабляя значение пугающего раздражителя. Это происходит следующим образом: на первое место ставится самый слабый раздражитель, вызывающий страх, затем – более сильный. На последнее место ставится самый сильный. Совместно с учителем прослеживается тенденция снижения значимости пугающего раздражителя.

Другой путь снижения страхов – имплозия. Она состоит в том, что создается ситуация, где пугающий раздражитель специально усиливают, приближают, но в присутствии родителей. Скажем, родители сообщают, что их девочка–подросток боится отвечать у доски. При этом учитель в присутствии родителей вызывает ее к доске и задает вопросы по учебному материалу. Но в присутствии родителей страх проходит, появляется уверенность. Естественно, надо принимать во внимание, какими знаниями обладает учащийся. Порой страх возникает в том случае, когда знаний нет. Но тем не менее в первую очередь родители должны понимать причины появления страхов – неврологические или психологические Неврологические связаны в большей степени с лабильностью нервной системы и имеют генетическую природу. Психологические, хотя и нельзя отрывать от первых, все же связаны с общением учителей и учащихся, с особенностями личности педагогов. Так, авторитарная личность внушает страх и ужас даже при сообщении задания: тон при этом безапелляционный, категоричный, с нотками превосходства, угрозы и осуждения. Не случайно ученые связывают психологическую безопасность с формой сотрудничества детей и взрослых. Учащихся нужно принимать такими, как они есть. Однако боязнь не соответствовать предъявленным учителем требованиям, страх получить плохую отметку, перспектива быть осмеянным или сопоставленным с другими приводит к генерализованным страхам. В этом случае психолог проводит индивидуальную работу с подростком, направленную на коррекцию снятия напряженности, развития уверенности.

При генерализованных страхах можно нарисовать их образ. Возникают рисунки монстров, пауков, чудовищ и пр. Воображение помогает справиться с предполагаемым страхом. Другой способ помочь подростку преодолеть страх – попросить его подробно рассказать о том, как возникает страх или тревога, в каких случаях удается справиться со страхом, на что обращает внимание подросток, когда видит учителя.

Вообще, страхи приводят к изменениям в личности. Во–первых, из–за переживаний возникает напряженность. В этом случае уместна шутка, переключение на какую–либо другую идею или деятельность. Во–вторых, изменяется поведение: подросток избегает пугающих и травмирующих моментов. В–третьих, происходят физиологические изменения: учащается пульс, изменяется дыхание, появляется потливость.

О том, как можно справляться со страхами, уже сказано выше. Еще раз подчеркнем, что все переживания можно уменьшить, если научить подростка помогать себе самому. Можно попросить разрешения выйти из класса, побыть немного одному, позвонить по телефону и рассказать обо всем родителям или близким людям. Затем, конечно, следует возвратиться в класс, иначе избегание страха не приведет к его исчезновению. Можно принять успокоительное, например таблетку валерианы, или обратиться к психологу и рассказать о случившемся.

Необходимо понять, стали ли тревожные состояния патологическими. Тогда их может разрешить только врач. К врачу обращаются в следующих случаях:

♦ при чрезмерной интенсивности страхов и их частом повторении;

♦ при необычности объектов, вызывающих страх;

♦ при неадекватности реакций и предмета, вызвавшего страх;

♦ при неумении подростка самостоятельно справляться с переживаниями;

♦ при существенном ущербе, наносимом подростку страхом.

В остальных случаях подросток может самостоятельно или с помощью взрослых справиться со страхами.

По интенсивности страхи и тревоги могут быть незначительными, средними и очень сильными. Психологическая помощь в связи с этим должна быть адекватной. Например, ученик переживал очень сильный страх перед экзаменами, открыто говорил об этом, старался найти возможность уклониться от него, не мог как следует сосредоточиться, плохо спал и искал сочувствия у близких или родственников. Даже после экзаменов он не мог успокоиться, у него все еще сохранялась большая тревожность. При страхах средней степени ученик был озабочен, однако он реально оценивал свои знания и возможность получить соответствующую оценку, воображаемые опасности при этом отсутствовали. После экзаменов он испытывал незначительные волнения, связанные с процессом ответов, который они четко могли восстановить. При незначительных страхах ученики были чрезмерно оптимистичными, хорошо спали, а при ответах на экзамене могли показать плохие результаты. Но после экзамена у них появлялись сильные эмоциональные реакции в связи с тем, что их недооценили, поставили незаслуженно низкую оценку.

Все это свидетельствует о том, что переживания, связанные со страхом, должны быть средней силы. Можно сказать больше: страх средней степени полезен, потому что он готовит человека к столкновению с реальными опасностями и будущими ограничениями. Значит, подросток не должен стремиться к тому, чтобы полностью избавиться от страхов. Помогать ему в виде сессий следует тогда, когда страхи чрезмерны, в остальном можно ограничиться более простыми приемами (разговорной терапией, релаксацией и пр.).

Остановимся на психологической помощи подросткам с социальными фобиями. Напомним, что под социальными фобиями мы понимаем страх или опасения подростка в ситуациях, где нужно показать свои знания, возможности, ситуации, в которых нужно общаться с незнакомыми людьми, значимыми для какой–либо деятельности. Внешние признаки этих фобий – уклонение от прямого взгляда или контакта, нежелание публично выступать, встречаться с людьми противоположного пола.

Один из приемов, влияющих на уменьшение страха, – систематическая десенсибилизация. Что это значит? Подросток сначала мысленно, затем реально вступает в контакт с объектом или переживает ситуацию, которые вызывают страх. В результате он приобретает умение переживать ситуацию, которая вызывает опасения, сначала в представлениях, а затем – реально. Этого можно добиться с помощью «наводнения», упражнений на релаксацию и самоинструктивного тренинга. «Наводнение» состоит в том, что подросток быстро подвергается воздействию раздражителей, вызывающих страх, а затем в фазе страха может обратиться к психологу, чтобы раздражитель убрали.

Успех «наводнения» зависит от того, насколько тщательно проанализированы ситуации, вызывающие страх. Участвующие в этом анализе подростки сами предлагают пути для преодоления страха. Необходимо разъяснить ребятам, что успех возможен только после неприятного и тягостного для них периода погружения в устрашающую ситуацию. Один из этапов «наводнения» – конфронтация и торможение реакции в реальной ситуации. Здесь подросток подвергается воздействию реальных ситуаций, например выступлению перед незнакомыми людьми, но в присутствии психолога.

«Наводнение» возможно только тогда, когда продолжительность ситуации или действия объекта не слишком мала для того, чтобы страх не пропал уже в первые минуты, или слишком велика, чтобы не возник еще больший страх. Подростку внушается, что с ним ничего не случится. Если он выдержит действие устрашающей ситуации, то в дальнейшем это приведет к уменьшению страха. В трудное для подростка время психолог держит его за руку или поддерживает словом.

Упражнения на релаксацию и самоинструктивный тренинг также помогают преодолеть страхи и фобии. В данном случае психологическая помощь подросткам заключается в следующем.

ris39.png
ris40.png

Эти методы помогают тормозить нежелательное появление страха. Мышечная релаксация (расслабление): сначала в образах, затем в понятиях выявить страх, понять его причину, построить способ воздействовать на нее. «Наводнение» приводит к быстрому появлению страха, но также и умению быстрее с ним справляться. Это происходит потому, что подросток строит в своем мозгу модель (картину) действия пугающего раздражителя. Здесь важно соблюсти такие условия: тщательно проанализировать ситуации или объекты, вызывающие панику или страх. У каждого подростка они свои, но, как правило, чаще всего связаны с ведущей деятельностью. Далее следует тщательно проанализировать сам процесс работы со своим страхом. Подростку объясняют, что это длительный и не всегда приятный акт, но при соблюдении всех требований он непременно приведет к успеху. В «наводнении» ситуации реальны, поэтому надо справляться с ними так, чтобы опередить их реальное действие. Это называется фазой торможения реакций в реальных ситуациях.

Время работы со страхами не должно быть слишком мало, чтобы страх не прошел в первые минуты. Но и слишком продолжительной ее тоже не надо делать, так как это приведет к еще большему влиянию пугающей ситуации. Подростку внушают, что с ним ничего страшного не случится, так как рядом психолог (а может быть и учитель, на уроке у которого возникают такие страхи и паника). В этом случае очень значим физический контакт (держат за руку, поглаживают и пр.).

Психологическая поддержка подростка, испытывающего страх, может сопровождаться и другими приемами, например арттерапией, разыгрыванием различных панических ситуаций и пр. Иначе говоря, все, что способствует успокоению, осознанию самого себя человеком, способным преодолеть многие неприятные ситуации, имеет большое значение в оказании психологической помощи и поддержки подростку. Подобные упражнения могут проводить сами педагоги и родители при консультации специалистов.[83]

В заключение приведем пример оказания помощи в преодолении страха и социальной фобии в виде игры.

ИГРА СО СТРАХАМИ

Цели

I. На уровне поведения

Обсуждаются ситуации, в которых возникают страхи, ужас, паника.

Определяется разница между обычным страхом, тревожностью, напряженностью и социальными фобиями. (Выписываются на доске или объясняются устно слова, имеющие отношение к страху. Можно заменить понятие «фобии» синонимом – «страх перед незнакомой аудиторией».)

II. На познавательном уровне

1. Подростки изучают переживание страха в безопасных условиях.

2. Подростки исследуют свой собственный опыт страха экзамена или социальной фобии.

Материалы

1. Конверт для каждого участника группы.

2. Небольшой лист бумаги в каждом конверте.

Описание приема

Ведущий специально создает напряжение в группе, индуцирует страх, который затем исследуется группой подростков.

Инструкция. В центре ставится пустой стул, на который садится один из ребят. Этот подросток будет отвечать на вопросы личного характера. Они заготовлены ведущим заранее. Члены группы также могут задать свои вопросы. Каждый участник группы получит конверт. Все конверты будут пустыми, кроме одного, в котором будет небольшой лист бумаги. Тот человек, у кого в конверте окажется лист бумаги, садится в центр.

Затем раздаются конверты. Однако в каждый конверт вложены листы бумаги, что создает необычную ситуацию «избранности». Но все узнают об этом тогда, когда все конверты розданы и получено разрешение открыть их. Психолог объявляет: «В каждом конверте – лист бумаги». После этого создавшаяся ситуация обсуждается по следующему плану:

♦ Что вы почувствовали, когда увидели, что в вашем конверте лежит листок бумаги?

♦ В каких еще ситуациях вы испытывали подобное чувство?

♦ Возникли ли у вас сердцебиение, потливость, неприятное ощущение в животе?

Этот этап – самонаблюдение эмоциональной реакции. За ним следует другой – изучение и объяснение этих реакций. Нужно рассказать, почему возникли эти переживания: из–за того, что другие смотрят и оценивают; из–за того, что можно сказать что–то невпопад и люди решат, что ты глуп; из–за того, что появляется смущение, если ты оказываешься в центре внимания. Затем предлагается высказать собственное мнение по поводу некоторых суждений. Они таковы:

1. Я никогда не должен допускать ошибок.

2. Я всегда должен говорить правильные вещи.

3. Все должны думать, что я умный.

4. Люди должны знать, что я большой оригинал.

5. Я никогда не должен быть застигнут врасплох.

Эти высказывания не отражают истинного положения дел. Соответствовать этим суждениям не может никто. Каждый делает ошибки, каждый может оказаться в нелепой ситуации и смутиться.

Исследование тревоги и страха перед новым

1. Страх – это переживание возможной угрозы, что ты окажешься высмеянным.

2. Страх перед незнакомой девочкой (мальчиком, юношей) – это ощущение своей несостоятельности, глупости, физического несовершенства.

3. В основе страха лежит стыд, когда кажется, что тебе нужно снять одежду в самом неподходящем месте и не вовремя.

4. Когда ты начинаешь усиленно думать о своих недостатках и забываешь о том, что ты умеешь и знаешь.

5. Могут ли страх и тревога быть полезными?

A. Да, это возможность узнать себя.

Б. Они приводят к осторожности, учат выносливости и терпению.

B. Поговорите о людях, у которых вообще отсутствует чувство страха. Всегда ли это хорошо? Приводит ли это к ненужному риску или увечьям?

Г. Можно ли избавиться от ненужного страха и паники?

Д. Есть ли люди, у которых нет желания работать над собой? (Есть, но это неинтересные люди или преступники, которые шли по жизни, не задумываясь о том, что хорошо, что плохо, хорошо ли с ними другим людям.)

Е. Могут ли страхи, опасения и паника быть вредными и когда это бывает? (Да, могут. Если они очень сильны, человек не может логически думать, совершает необдуманные поступки, не может вступить в разговор и поддержать его. Бывает тяжело смотреть в глаза собеседнику, кажется, что он и другие тебя пристально разглядывают.) Поэтому страхи приносят дискомфорт, они ограничивают свободу и благополучие.

Помог ли тебе анализ своего состояния? Это было полезно или вредно? Приобрел ли ты какие–то новые навыки?

Заключение

Это упражнение должно было вызвать эмоцию страха (или беспокойства), который изучался в ходе занятия.[84]

Одно из упражнений, помогающее преодолеть страх, заключается в следующем. Подросток или группа ребят рассказывают, как и когда они испытывали страх. Затем им предлагается нарисовать цветными карандашами или фломастерами данные страхи в виде образов или пиктограмм, не сообщая об этом соседу. По рисунку нужно догадаться, с чем был связан страх, наш страх, поговорить о том, как можно было с ним справиться.

Следующее упражнение – «Поплавок в океане»[85] – может проводить сам подросток. Оно поможет снять напряжение и соответственно страх как иррациональное явление.

ris41.png

Надо вообразить себя маленьким поплавком в огромном океане. Но у вас нет ничего, что помогало бы плыть, – компаса, карты, руля, весел и, самое главное, – цели… Вы плывете туда, куда несут океанские волны и дует ветер. Большая океанская волна накрывает вас, но вы легки и вновь оказываетесь на поверхности. Вот один раз накрыла волна, вот – два, но вы остаетесь на поверхности. Греет солнце, вода не очень холодная, она хорошо держит… Вы – поплавок в океане… Один (одна), и вся Вселенная в ваших руках.

Вот такие элементарные упражнения помогут успокоиться, расслабиться, снять тревогу, страх и напряжение.

Далее мы более подробно остановимся на индивидуальной и групповой помощи подросткам, родителям и учителям. Вновь подчеркнем, что от взрослых зависит многое, в том числе и то, как они способны объяснить своим детям пользу и вред от излишних опасений, к чему приводит неконтролируемый страх и т. д. Помощь подросткам в совладании со страхом должна быть комплексная. И родители и учителя должны предполагать, когда и в каких случаях может возникнуть эмоция страха, и предупреждать это переживание.

Таким образом, помощь подростку в преодолении тревоги и страхов может быть основана на различных теоретических позициях. Когнитивный подход предлагает использовать рационально–эмотивную технику, разработанную А. Эллисом. Сущность такого подхода состоит в том, что создается система изменений личности. При этом трансформируются иррациональные представления, приводящие к нежелательным очень сильным переживаниям, например к желанию достичь очень высокого успеха или заслужить одобрение окружающих. Отсутствие успеха приводит к неприятным переживаниям, недовольству. Психолог объясняет подросткам, что социальные страхи и недовольство тем, что окружающие люди их не поймут, «не так оценят» и пр., преувеличены. Он говорит, что страхи подростка – скорее всего вымышленная им же самим реакция на обстоятельства, которые на самом деле не настолько опасны, как ему представляется. Иначе говоря, у страха глаза велики. Психолог делает акцент на том, что опасность преувеличена, помогает подростку более адекватно увидеть действительность, снижает его мнительность, рационализирует поступки.

При когнитивном подходе помощь в преодолении страхов направлена на формирование новых способов разрешения сложных травмирующих ситуаций, вызывающих чрезмерные опасения. Вообще, бихевиористски ориентированные практики предлагают обращать внимание на когнитивную модификацию поведения. С этой целью у подростка надо вырабатывать противоположные условные рефлексы, которые приводят к новой реакции. Эта реакция и отучивает бояться, и замещает противоположную.

Психология bookap

В экзистенциально–гуманистических техниках помощи учитывается то, что подросток не осознает до конца всех возможных последствий своих действий. От этого у него появляются излишние опасения совершить ошибки. Поэтому акцент делается на развитии личностных потенциалов, внимание подростка обращается на него самого, его свободу выбора действий и мыслей, что особенно важно для коррекции социальных страхов.

При психоаналитических подходах, особенно неофрейдистских, в психологической помощи при страхах уделялось меньшее внимание детским конфликтам между Ид и Суперэго и биологическим инстинктам в целом. Напротив, поздние последователи З. Фрейда акцент в помощи при страхах и фобиях ставили на социальной мотивации, социальном окружении подростка в данное время, а не в прошлом (работы Г. Салливана, М. Кляйн и Х. Кохута). В частности, Г. Салливан считал, что необходимо снизить тревогу до терпимого уровня в результате общения с окружающими и построения представлений о себе как о хорошем человеке.

1.1

. , :

– , – .. [24].

.. : – , , . [28].

.. , – , [10].

, , , :

– ( );

– ( , );

– ( , ).

, .. , . . : – , – [14].

XIX . . – . . , . , , , , . , , , [30].

, . . – – [3].

, 2 : . , . ( ).

. .. .. , , , () .

.

, , , . , , , .

.

, ( ). , , , , . : , , . , , – – , , , .

:

– – , , . , , , , , ;

– , . ;

– – – ;

– , , , , , ;

– ;

– . , .

: 3 – 4 , , , 6 – 7 , 11 – 12 .

, 12 . 16 – 18 [7].

. , , , . , , , , , , [26].

, . , , . : , , , , ( , ). , .

1

— « »[93]

1.  – .

2.  .

3.  5 .

4.  .

5.  .

6.  .

7.  , .

8.  – .

9.  , , .

10.  , .

11.  , , .

12.  .

13.  .

14.  , .

15.  ,

16.  , .

17.  , .

18.  , .

19.  .

20.  , .

21.  , .

22.  , .

23.  , .

( « »)

1. , —

2.  , .

3.  .

4.  .

5.  .

6.  .

7. , , .

8. , , .

9.  .

10.  () , .

11.  .

12.  , , , .

13.  .

14.  .

15.  , .

16.  —

17. , , .

18.  , .

19.  – . .

20.  .

21.  , .

22.  , .

23.  , , .

24.  —

25. , .

26.  , .

27.  .

28. , () , .

29.  .

30.  —

31.  , —

32.  , .

33.  —

34.  , .

35.  , –.

36.  () .

37.  .

38.  , .

39.  .

40. , () , .

41.  —

42.  —

43.  , .

44. , .

45.  , , .

46. , —

47.  , .

48.  .

49.  .

50.  .

51. , .

52.  .

53.  , , .

Прогноз и профилактика

Прогноз фобий у детей зависит от продолжительности их течения, выраженности симптоматики, наличия сопутствующих болезней. Вероятность выздоровления высока, если страхи развились на базе эмоционально-личностных черт, а не патологических психических процессов. Профилактические меры основаны на адекватном отношении близких родственников к страхам ребенка. Важно признавать реальность боязни, исключить пренебрежение, обесценивание переживаний ребенка. Необходимо в спокойной обстановке обсуждать проблему, не стыдить за трусость. В ситуации, где возможна встреча со стимулом, нужно поддержать ребенка, высказать уверенность в его смелости. Стоит применить принцип систематической десенсибилизации – постепенно приучать к объекту (ситуации).

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания. Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка. В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом. Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать. В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Статистика заболеваний у детей

Заболеваемость несколько варьируется с возрастом, а тревожные расстройства чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков. Распространенность среди населения всех возрастных групп некоторых ТР составляет 5-10 процентов.

У большинства людей проблема начинается постепенно, но фобии и приступы паники могут возникнуть внезапно. Каждое из упомянутых выше различных состояний тревоги имеет свои отличительные особенности.

одинокий ребенок, девочки сидит с мягкой игрушкой

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы социальных отношений. Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении. Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело. Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия — расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

  • страх негативных последствий мастурбации;
  • страх оказаться гомосексуалистом;
  • эротофобия.

У юных девушек может развиться менофобия — страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. Страх возможной беременности может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Авторам курсов по развитию детей:

Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv – это явно ваши потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем проекте!

Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.

Сотрудничество с ViLine.tv – это:

  • Раскрутка ваших курсов через email-рассылки подписчикам ViLine. Наши письма читают десятки тысяч молодых мам!
  • Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией для авторских курсов и специальные страницы о вас;
  • Создание промо-материалов для продвижения курса и автора в нашей собственной видеостудии;
  • Повышение известности автора – мы расскажем огромной аудитории, почему ваш курс стоит приобрести.

Варианты сотрудничества:

  • Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем комиссионное вознаграждение. Вы получаете активный рост продаж и основную прибыль.
  • Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее мы продаем ваши материалы самостоятельно, получая 100% прибыли.

Пишите по адресу info@viline.tv, присылайте свои курсы. Условия размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.

* * *

, , 13–14 – . , , : « , , , , …» , . , , – , «», . , , , , .

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

1.2

. , , – [3].

߻ , , 12-13 . , ߻.

. , , , , , , .

, , [27].

, , : , , . , [22].

, , . , . , , – , . , , [29].

, , – . , ( 7 – 11 ) , , – . , , .

– . , – , .

.. , , , . , . , 12-13 , , , [15].

– . , , – . , , , , .

– . , , , , . , , – [18].

. – , .. – , , . . – .

.. , 11-13 , – 13-15 . , 13 – . . , , 7- , .. 13 . 13- : , , .. [5]

. , , , . , . , (.. , .. ) . , , . , , , , [25]. , , , , . , , .

, , , , , , , , , , , .

Возрастные страхи

Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.

Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.

Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»

Таблица детских страхов по возрастам (норма)

Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.

Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Таблица показывает и возрастные кризисы:

  • 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается;
  • 6-7 лет;
  • 11-12 лет.

Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.

Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»

Страхи у детей дошкольного возраста

Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»

Страхи у детей младшего школьного возраста

Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»

Страхи у детей среднего школьного возраста

Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:

  1. «Быть не собой».
  2. Провала, осуждения, наказания.
  3. Физического уродства.
  4. Одиночества.
  5. Бесперспективности и невозможности самореализации.

На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.

Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.

* * *

. 3 . 16 . , , , . . . – , . , , . , . , . .   , . 5 . , . . , , – . , ( ), .

Уровень тревожности подростков может быть серьезным сигналом

Иногда такое поведение у подростков является признаками депрессивного или тревожного расстройства, что значительно мешает успеваемости, особенно, у тех, которые ранее были упорядоченными в поведении и хорошо учились. Повышенная тревога может активировать вегетативную нервную систему, и тогда наблюдаются избыточная потливость, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, покраснение лица и шеи, а также нарушения сна. Нередко проявлениями повышенной тревожности наблюдаются пищевые нарушения, такие, как булимия или анорексия.

Также повышенная тревожность может быть следствием ранней влюбленности.

От недостатка внимания такие дети начинают много фантазировать. Придумывают истории о своей личности и всячески стараются привлечь к себе внимание, дабы занять все время взрослых своей персоной. Многие дети стараются угодить своим поведение взрослым, заслужить одобрение и становятся чрезмерно дружелюбными.

Родители часто довольны и их устраивает такая модель поведения детей. Но это никак не положительное качество. Такая модель поведения может закрепиться и перерасти в зависимость, сопровождая его на протяжении всех последующих этапах развития и взросления.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.
Арт-терапия

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека. Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный — об упадническом настрое, негативных эмоциях.

1.3

– , . [21]. .. _ , [8].

– , , . , . , , [16]. , , , . , .. , , , .

( 1979 1982 ) .

( 1989 1992 ) . : , , . , . ( 1996 1997) . , [26]. – : , , , , , ( , – ). , , , ; , [13]. .. [12] , , , . , , . , , , , .. , , . .. [10] , 11-16 , . , , , , , . , , , ߻. . , , [11]. , , , . , , , , () . , — , . , , , , . . , , , , . , , . , [13]. , .. , , .. , , . , , , , . , , , .

. , , . , ; , . , , , , [17].

, , 15 . , — — .

, , , . , , , . . , , , [5].

, . , , , , . , , , . . .

.. , . 13-14- 15-16-, : , – [6].

, , , . , , , , , . – , , . , .

, , , , , . , , , .

Диагностика

Состояние тревоги диагностируют по характерным симптомам. Обследование обычно проводится во время разговора. Часто используются стандартизированные вопросники, некоторые из которых заполняются молодым человеком.

Также должен быть проведен осмотр тела, чтобы исключить другие заболевания, которые вызывают такие симптомы, как боль в животе и головные боли.

Как бороться со страхом?

Как бороться с эфебифобией

Отодвигать проблему на задний план не нужно, следует обязательно консультироваться со специалистом

Фобия – это иррациональный страх, которому нельзя найти объяснение самостоятельно. Эфебифобия сопровождается острой симптоматикой, которая истощает психику, лишая человека способности к критическому мышлению. В результате со временем человек начинает бояться подростков просто по привычке, не отдавая себе отчета в том, что такая реакция не нормальна. Из-за этого необходимо своевременно обратить внимание на тревожные симптомы и записаться на прием к врачу.

Чтобы побороть любые фобии и страхи, в том числе боязнь подростков, необходимо полностью осознать наличие проблемы, что сложно сделать самостоятельно. Здесь на помощь придет врач-психотерапевт.

Психотерапия

Для успешного лечения фобии необходимо определить причину страха, иначе лечение поможет избавиться лишь от симптомов, а основная проблема останется с человеком на всю жизнь. Для определения причины необходимо обратиться за помощью к врачу. В большинстве случаев успешным методом является гештальт-терапия. Если определить причину фобии не удается, можно прибегнуть к гипнозу. Работа с подсознанием является эффективным методом лечения фобий с выраженной тревожной симптоматикой.

После определения причины страха и ее ликвидации, необходимо скорректировать имеющиеся подсознательные установки. С этой целью рекомендована когнитивно-поведенческая психотерапия, выступающая “золотым стандартом” в лечении различных фобий. Метод позволяет изменить образ мышления таким образом, чтобы подсознание перестало воспринимать объект фобии как потенциальную угрозу для жизни и здоровья человека.

Во время работы с пациентом врач может выявить сопутствующие нарушения – комплексы, незакрытые гештальты, другие иррациональные страхи. Все это ослабляет психику и является благоприятной почвой для развития различных психопатологий, поэтому требует лечения.

Медикаментозная терапия

Избавиться от фобии таблетками невозможно, однако в некоторых случаях без медикаментов не обойтись. Их назначают для коррекции сопутствующих нарушений, например, неврозов, ипохондрического синдрома или депрессии.

Выбор препарата зависит от показаний к назначению. В терапии используют анксиолитики, антидепрессанты, реже – ноотропные и седативные препараты. Лекарственная терапия подбирается врачом в индивидуальном порядке. При отсутствии сопутствующих патологий, медикаменты не назначаются.

Дополнительно могут быть рекомендованы различные способы релаксации – массаж, иглорефлексотерапия, душ Шарко. Все эти методы позволяют уменьшить напряжение нервной системы и бороться со стрессом.

Самопомощь

Самопомощь при эфебифобии

Дыхательные упражнения помогут расслабить и успокоить нервную систему

Самолечение направлено на релаксацию и уменьшение нагрузки на психику. Человек должен научиться очищать свой разум от навязчивых мыслей и переключать внимание при возникновении тревоги. Для этого рекомендуются следующие методы:

  • дыхательная гимнастика;
  • цигун;
  • йога;
  • медитация;
  • аутотренинг.

Для борьбы со страхом широко применяются различные аффирмации. Важно понимать, что для победы над фобией необходимо изменить собственное отношение к объекту страха. Человеку следует вспомнить, как он сам был подростком, постараться сфокусироваться на проблемах, беспокоящих его в тот период. Чтобы освежить минувшие годы в памяти, можно воспользоваться семейным фотоархивом.

Далее необходимо освоить методы переключения внимания, например, дыхательную гимнастику. К ней следует прибегать каждый раз при столкновении с объектом страха.

Для купирования панических атак используется аутотренинг и дыхательные упражнения. Во время приступа рекомендуется положить под язык мятную конфетку, которая оттянет на себя часть внимания, тем самым помогая переключиться с психоэмоциональных переживаний на вкусовые ощущения.

Заниматься медитацией рекомендуется перед сном. За час до сна врачи советуют отправиться на прогулку на свежем воздухе. Медитация перед сном поможет очистить мысли и уменьшит нагрузку на нервную систему. Этот метод помогает бороться со стрессом и не допустить прогрессирования фобии.

Победить фобию может только здоровая психика и способность к критическому мышлению. Самостоятельно одержать победу над страхом бывает сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту. Как показывает практика, в 95% случаев достаточно всего 10 сеансов когнитивно-поведенческой психотерапии, чтобы избавиться от фобии навсегда.

2.1

.

:

: .

: .

: .

:

_ ;

_ .

32, 66 . .

– .

.. [4].

– . . . . . . . , – . , , .. ( ).

: 29 .

( ) , – ? , . .

, , 1 ( ).

(), .. .. [19]. : , . .

– , ?

– ?

– ?

, .. . , . : ) , ) , ) , ) , ) . , , 0 4 :

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5. .

* * *

. – . , . , . 1– . . , , .

, , «». , . , . . , , .

, .

, . . 5– : , . 10– .

«» . .

Советы родителям

Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни. Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка. Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:

  1. Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
  2. Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
  3. Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.

Психологи советуют также поменять отношение к детям.

Чаще всего, родители сильно требовательны к подросткам, стараются контролировать каждый их шаг или действие. Дело в том, что такая забота негативно действует на молодую психику.

Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.

2.2

, .

, .

.. 1.

1 – ..

, (46,7%). , .

– ( ) – 23,3%; – (, ) – 20%; – (16,7%); (13,3%). . , , . – (6,7%); – (3,3%), , .

, , , .

2 –

, 2 , , , . , , , . . , , , .

, , . . .

. 3.

3. – .

, , .

: ;

;

;

;

.

, , , (54%) . , .

, 20% . , , . , 11% . , , , . (7%).

(1 ).

12%

22%

36%

11%

40%

52%

10%

7%

2%

8%

( – 40%; -52%). (22%), , – . – , – . , , , , – .

, .

, . . , , , , . .

, , – .

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок боится смерти, нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти. А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой. Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка — ни ученые, ни священники — что происходит, когда человек умирает. Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота. Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича. Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Как помочь подростку при повышенной тревожности

В домашних условиях родители могут попробовать выполнить с ребенком задание, которое выделит и подкрепит его уверенность, а также приглушит страх перед каким-либо действием.

Например, вы не можете уговорить ребенка начать заниматься тем или иным делом. Попросите его вообразить себя маленьким  ребенком, который способен на те или иные действия гораздо в меньшей мере, чем он. Как пример, не научился считать, писать или по-просту не знает алфавит. После пусть вообразит себя ребенком, для которого под силу решение этого задания. Таким образом, он убедится, что он способнее неумехи и если приложить усилия, то он справится с заданием.

Также помогите разобрать такие нюансы как «могу» и «не могу». Попросите ребенка объяснить самому себе, в чем является его неспособность и после выделить то, что на данный момент он может сделать. Покажите то, как близко он приблизится к результату, приложив старания. Объясняя при этом ребенку, что каждый в силу своей индивидуальности может не всегда справиться с каким-либо заданием, но если прилагать усилия то можно достигнуть желаемого результата.

Помощь такому ребенку может быть разнообразна. И если не смотря на хороший микроклимат в семье, а также старания родителей, повышенная тревожность продолжает беспокоить ребенка (подростка), обращайтесь за помощью к психологу, психотерапевту. Эти специалисты помогут решить психологические проблемы у вашего ребенка, и тревога уйдет, а на его устах снова появится улыбка! Но если у подростка будут оставаться вышеуказанные болезненные проявления — обращайтесь к психиатру. Не надо бояться. Только специалист может по-настоящему помочь в решении проблемы!

Viber button
Vodaphone button
KievStar button
Skype button
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/trevozhnost-u-podrostkov-na-chto-obratit-vnimanie/.

Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.

На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:

payu.gif visa.gif mastercard.gif maestro.gif alfaclick.gif qiwi.jpg

Безопасность и конфиденциальность платежа

При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически перенаправлены на платежную форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.

Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью защищены в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено сообщение об авторизации платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт. Информация о вашем платеже может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению произошла задержка в обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800 500-65-37

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, адрес электронной почты, телефон, адрес доставки.

Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом. Продавец обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

После оплаты войдите в ваш “Личный кабинет” и выберите “Мои курсы”

Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо написать в службу поддержки info@viline.tv

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

* * *

, III , . 19 , 2 . . , . . . 2,5 ( 25 ). : . «». . : « ». ( 17– ). ( , . .   . , . «5» «4», , , , –. , , .) . . , . . , , : « ? ». . , , – , . , . . , , 7 . . , , , . , , . . , . 7 , ( ), . , . . , , . 10 . , , . . . , . . . 17 , , , . . ( ) , , , , . , –. . , , , . , (9 ), . ( 11– 8– ), – , , , . , .

2.3

:

– ;

– , ;

– ;

– ;

– , , ;

– , , , ;

– , ;

– – , , , , – .

, :

– :(, , , ). , , , , : , , , . . . , 5-10 .

– . , , , – , , . , , .

– , , . , : , . 10 – 12 .

– : , , , , , , . , . , , . , . 5 .

– , . (), . . – , .

, .

:

1. ;

2. , .

3. . . , , , , . .

,

, , , . . , , , .

, , . , , .

1. , .. : [] / .. . – -: , 2008. – . 104-118.

2. , .. [] / .. .- .: , 1980.- 296 .

3. , .. [] / .. // . – 6.- 1976.

4. , .. – [] / .. , .. .- .: , 1999.- 528 .

5. , .. : . [] / .. . – 2- . – .: , 1992. – 255 .

6. , .. . [] / .. , . . .- .; 2009.- 240 .

7. , .. . [] / .. .- .: . – , 2002.-160 .

8. , .. : . .- . 4 [] / .. .- .: , 1984.- 432 .

9. , . . : [] / .. , . . , . . .- .: , 2003.- 512 .

10. , .. [] / .. . – . 2000.

11. , . . []/ .. .- .: ,1995. – 128

12. , .. : , [] / .. . – .: , 1988. – 246 .

13. , .. []/ .. .- .: -, 2000. – 448 .

14. . []/ . . – , 2008.

15. , .. : . [] / .. .- .: , 1999.- 396 .

16. , . [] / . .- .: , 2002.- 992.

17. , . [] / . ; . ., . ., . . .. . – .: , 1993. – 383 .

18. , . [] / . . – ., 2004.

19. , .. – : . . . . . [] / .. , .. , .. .- .: , 2005.- 320 .

20. , . . [] / .. // : . – 2011. – 4.

21. , .. [] / .. . ?.: , 1996. -337 .

22. , .. [] / .. // . – 2000 – 1 – . 135-141.

23. , . . : . , , [] / .. . – .: Ļ, 2002.

24. , .. [] / .. . – .: , 1976 – 479 .

25. , .. [] / .. .- -.: , 2004.

26. , A.M. . : . . . [] / .. . – ., 1996. – 307.

27. , .. []/ .. .- ., 2003.

28. .. : [] / .. .- : c , 1988 .

29. , . [] / . . – .,2001.

30. , .. , [] / .. , .. . – : , 1998.

.. .

3 9 7

4 7 9

5 8 11

6 9 11

7 9 12

7 6 9

8 6 9

9 7 10

10 7 10

11 8 11

12 7 8 25

13 8 9

14 6 9

15 6 7

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха — предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте. Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе — никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах. Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции — совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы. Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями. Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

3

.

. , , (, , ). , , .

1.  .

2.  .

3.  , .

4. , .

5. / .

6.  .

7.  , .

8.  , .

9.  .

10.  , , .

11.  .

12.  , – .

13.  .

14.  , , .

15. , / .

16. / , .

17.  .

18.  .

19.  .

20.  , .

:

: 2 1, 2, 5, 4, 6, 10, 11, 13, 15, 17, 20 ;

, : 1 , 10 ;

– 0 1 5 , 5 ;

: 2 3, 7, 9, 12, 18, 19, 20, 14 ;

, 1 , 7 ;

– 0 1 3 ;

: 2 5, 6, 8, 14, 16, 10 ;

– 5 ;

– 3 .

.

. 113 , , . , 2, , , – 1, – 0.

1.  ( ).

2. , , .

3. , .

4.  .

5.  (, _______).

6.  .

7. , .

8.  , – .

9.  (, ________).

10.  , , .

11.  , .

12.  .

13. , .

14.  .

15. , .

16. , , .

17.  , .

18.  .

19. , .

20.  , , .

21.  , , .

22.  .

23.  .

24.  .

25.  .

26.  , – .

27. .

28.  , . , .

29.  , ( ). , ______.

30.  .

31. , – .

32. , .

33.  , .

34.  , .

35.  , .

36.  , .

37.  .

38.  .

39.  ( ) , .

40.  , , , . , ______.

41. , , .

42.  .

43. , , .

44.  .

45. , , .

46.  ( , , ).

47.  .

48.  .

49.  .

50.  .

51.  .

52.  .

53.  .

54. .

55.  .

56.  , , :

)  ( );

)  ;

) , ;

)  . , ___;

)  ;

)  ;

) ;

)  . , __.

57.  .

58.  , , . ______.

59.  .

60. , .

61.  .

62.  , .

63.  .

64.  .

65.  .

66.  , ( , , , .).

67.  .

68. .

69. , .

70.  , (, ________).

71. , .

72. , .

73.  (, ___).

74.  , .

75.  .

76.  .

77. , , .

78. , .

79.  . , ____.

80.  ( ) – –.

81.  .

82. .

83. , , , ( ) (, __).

84.  (, , _________).

85.  (, , __).

86. , .

87.  .

88. , .

89. .

90.  , .

91.  .

92.  , .

93.  .

94. .

95. , .

96.  .

97.  .

98.  .

99.  .

100.  .

101.  .

102.  .

103. , , .

104.  , .

105.  , (, , ________).

106.  , .

107.  .

108.  .

109. .

110. .

111. , .

112.  , .

113. , , , .

. , ?

. .

– 42, 65, 69, 75, 80, 88, 102, 103, 111. – 51, 54, 56, , , , , , , .

– 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 45. 47, 50, 52, 71, 81, 89, 103, 106, 108, 112.

– 1, 11, 12, 14, 25, 33, 34, 35, 36, 38, 48, 62, 64.

– 9, 18, 29, 40, 66, 70, 84, 85.

– 1, 2, 4, 8, 10, 13, 15, 17, 22, 41, 45, 49, 60, 61, 62, 72, 78, 80, 92, 100.

( , , , , .) – 26, 39, 43, 63, 82, 90, 98, 101, 105.

– 3, 6,7,16, 19, 20, 21, 23, 24, 27, 37, 53, 57, 67, 68, 74, 76, 77, 86, 87, 93, 94, 95, 97, 104.

– 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 42, 45, 47, 50, 51, 52, 54, 56–, 65, 69, 71, 75, 80, 81, 88, 89, 102, 103, 106, 108, 111, 112.

– 3, 6, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 37, 39, 43, 53, 57, 63, 67, 68, 74, 76, 77, 82, 86, 87, 90, 93, 94, 95, 97, 98, 101, 104, 105.

– . , 9 6, , 6: 9 = 0, 66.

( , ), , .

(, , )[94]

. , , . . 30 , . – , . , .

. , 30 . , , , .

, ________________________________

_____________________________

_____________________________________________

, – . , , – . , .

( ): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

10. 4. , 4 , , 4 – . 5–5,5 . , .

. . . ( 50) , , .

. () . , «», , «».

1

1.  , .

2.  , .

3.  .

4.  .

5.  .

6.  .

7.  .

8.  .

9.  .

10.  , .

11.  .

12.  .

13.  .

14.  .

15.  , .

16.  , .

17.  .

18.  .

19.  , .

20.  , , .

21.  .

22.  , , – .

23.  .

24.  , , .

26.  – .

27.  .

28.  .

29.  – – – –.

30.  .

31.  .

32.  .

33.  .

34.  , – .

35.  .

36.  .

37.  , .

38.  , .

39. , , , .

40.  .

41.  , .

42.  .

43.  .

44.  , – .

45.  , – .

46.  , .

47.  .

48.  .

49.  .

50.  .

, . «»: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31,32,33, 34, 35,36,37, 38,39,40, 41, 42,43, 44, 45,46,47, 48,49, 50.

«»: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

1 , .

. 40–50 , 25–40 – , 15–25 – ( ), 5–15 – ( ) 0–5 – .

. . . , , .

2

1.  , .

2.  , , .

3.  .

4.  .

5.  .

6.  .

7.  , .

8.  .

9.  – .

10.  , .

11.  .

12.  , – .

13.  , , .

14.  .

15.  .

16.  , .

17.  .

18.  – .

19.  .

20.  , , .

21.  , – .

22.  .

23.  .

24.  .

25.  , .

26.  .

27.  , .

28.  , .

29.  .

30.  , .

31.  .

32.  .

33.  , .

34.  , , .

35.  .

36.  , .

37.  .

38.  .

39.  .

40.  .

41.  .

42.  – –.

43.  .

44.  , – .

45.  .

46.  .

47.  , , – .

48.  .

49.  .

50.  .

51.  , .

52.  .

53.  , – .

54.  , .

55.  .

56.  .

57.  .

58.  , .

59. , , .

60.  .

.

«» : 6, 7, 9, 11, 12, 13,15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32,33, 34,35, 36,37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60.

«» : 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

.

«» : 2,10,55.

«»: 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

«», .

:

1. .

2. .

3. , .

4. .

5. , .

6. – .

7. .

8. , .

9. , , , , ( , , ׸ ( ).

10. ().

11. , .

12. .

13. , , , , ( ).

14. , , ( ).

15. , , , , ( ).

16. .

17. ( ).

18. ( ).

19. , , , , ( ).

20. .

21. .

22. .

23. .

24. , .

25. ( ).

26. ( ).

27. .

28. ( ).

29. , , – , .

1 –

1. 3, 25, 26, 27, 28 = 5

2. ,

14, 15, 21, 22, 23, 29 = 6

3. 9, 13 = 2

4. – 1, 2, 6, 7, 8, 10 = 6

5. 4, 5 = 2

6. 17, 18, 19, 20, 24 = 5

7. 11, 12, 16 = 3

Allbest.ru

  • . . . . .

    [263,7 K], 27.06.2012

  • . . . . .

    [94,5 K], 31.03.2013

  • . . . . .

    [88,4 K], 09.01.2013

  • . . . .

    [302,3 K], 22.01.2015

  • . , . . – .

    [408,5 K], 01.04.2019

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Что такое социофобия

Социофобия — это страх перед контактом с обществом. Опасение негативной оценки своих действий со стороны других людей вызывает у человека тревогу. Он хочет общаться, но боится насмешек, критики, осуждения. В медицине социофобия называется социальным тревожным расстройством (social anxiety disorder) и считается психическим отклонением.

Тревогу создает мотивирующая ситуация. Она возбуждает соответствующие центры головного мозга. Такое раздражение передает импульсы серому веществу (коре) полушарий, отвечающему за восприятие человеком света, звука, запаха, прикосновения. При появлении сильного страха кора мозга на время выключает некоторые функции организма. Например, когда человек чего-то боится, ему трудно пошевелиться.

Реакция человека на социальные ситуации носит этнические, культурные черты, зависит от личных свойств социума. Разные страны имеют собственные уровни социофобии. Особенно велики они в Японии, где в людях воспитывается страх обидеть другого члена общества словом, жестом, взглядом и т.д.

Социофобией в мире страдает 12% населения. Эта цифра занижена, потому что многие не относят боязнь социальных ситуаций к болезни и не обращаются к специалистам. Тревожные расстройства одинаково свойственны и мужчинам, и женщинам. Они наблюдаются у подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

После 30-35 лет тревожные расстройства компенсируются жизненным опытом и встречаются редко. Противоположностью социофобов являются социопаты – люди, генетически лишенные совести. Они полностью игнорируют права других членов общества и не видят преград для достижения своих целей.

Чем опасно социальное тревожное расстройство

Социофоб взаимодействует с обществом через призму недоверия. Будучи уверенным, что коллектив его не примет, он сам не идет на контакт с окружающими. Ожидание конфликта, отрицательной оценки бывает сильным, приводит к опасным последствиям:

  • изоляции от общества;
  • неврозам, депрессии;
  • алкоголизму;
  • наркомании;
  • соматическим расстройствам;
  • суициду подростков.

Социофобия и шизофрения не являются ни причиной, ни следствием друг друга.

С точки зрения медицины это два самостоятельных диагноза. Когда социофоб не может реализовать способности в реальном мире, то пытается донести свои мысли до общества виртуально.

Статья в тему: Признаки абстинентного синдрома — неврологические симптомы и психические проявления

Объекты страха социофоба

Любой человек хочет общения, одобрения, признания, положительной оценки. Социофоб убежден, что не может получить их от общества. Тревожные расстройства вызывают различные социальные ситуации:

  • публичные выступления;
  • деловые переговоры;
  • прием пищи в общественном месте;
  • выражение чувств;
  • знакомство с новыми людьми;
  • участие в праздниках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...