Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях

Что такое адаптация персонала

Впервые адаптацию начали упоминать как приспособление организма к внешнему миру. Термин использовался исключительно в физиологии. Сегодня же к вопросу адаптации подходят намного шире. Любая перемена в жизни сопровождается выходом из зоны комфорта. Каждому человеку нужно перестроиться, привыкнуть, принять новые правила игры, другими словами – пройти адаптацию. Это оказывает непосредственное влияние на профессиональную деятельность каждого работника, его эффективность, а также психологический настрой. Страх, опасения, неуверенность только усугубляют ситуацию. Грамотно справиться со всем этим помогает адаптация персонала в организации.

Это целая система из различных мероприятий, которые нацелены на то, чтобы сотрудник приспособился к новым условиям труда, работе в сплоченном коллективе организации быстрее и легче, мог выполнять свои обязанности максимально эффективно. С правильной адаптацией достичь этого можно в разы быстрее. 

Адаптационный период

Что же такое «адаптация ребёнка к школе»? В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более. Почему же у детей так разнится длительность этого процесса? Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребёнка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.

Понятие и значение

Понятие и значение термина

Адаптация — приспособление функций и строения организма, органов (в том числе органов чувств) и клеток под воздействием различных стимулов и/или условий среды.

Успешность адаптации зависит от функционального и эмоционального/психического состояния индивида.

В теории Пиаже термин «адаптация» получил немного иную трактовку: процесс, в ходе которого базовые схемы младенца уточняются, изменяются и совершенствуются.

Адаптация играет большую роль в жизни человека, так как позволяет безболезненно переносить изменчивость сторонних факторов и экстремальные воздействия, повысить выживаемость и конкурентоспособность в отношении других особей и популяций.

к содержанию ↑

Что такое адаптация

Буквально этот термин переводится как приспособление. Однако между приспособлением и адаптацией существует разница. Под приспособлением понимается способность индивидуума реагировать на факторы среды в процессе обучения и накопления жизненного опыта. Устойчивые приспособления человека и любого другого вида состоят из заложенной в генах наследственной информации и индивидуального опыта взаимодействия с объектами среды.

Адаптация человека к окружающей среде основана на сочетании наследственных физиологических и поведенческих программ, жизненного опыта и специального формального и неформального обучения. У человека, как и у любого биологического вида, существуют свои эволюционные предшественники. От них в геноме людей осталась наследственная информация.

В онтогенезе каждого человека проявляются наследственные физиологические и поведенческие адаптации. В последнем случае речь идет об инстинктах, то есть генетически закрепленных стереотипах поведения. Инстинктивное поведение — это этологические адаптации. Под этологией понимается наука о поведении животных. Человек — это тоже животное, но необычное. Инстинкты считаются главным этологическим элементом поведения человека.

Адаптация: что это, факторы, виды

Социальная адаптация

Что подразумевает собой процесс приспособления индивида к окружающей среде? Это не только возможность успешного функционирования его организма в изменившихся условиях. Понятие адаптации в психологии означает способность человека к его дальнейшему социальному и личностному развитию. Под этим подразумевается:

  • адекватное восприятие личностью окружающей действительности и себя;
  • нормальная система общения и отношения с окружающими;
  • способность к труду и обучению, а также к организации отдыха и досуга;
  • изменчивость поведения с целью соответствия ролевым ожиданиям;
  • способность к самоорганизации и самообслуживанию, а также к взаимообслуживанию в коллективных отношениях.

Социально-психологическая адаптация и социализация в педагогике — это понятия довольно близкие по своему смыслу. Они обозначают процессы взаимообусловленные, взаимозависимые, но при этом не тождественные. Социализация, с одной стороны, является механизмом усвоения общественного опыта. С другой — представляет собой активное воспроизводство и наращивание межличностных отношений и связей.

Уже с первых дней своего появления на свет человека окружают другие люди. Общение с ними позволяет включить его в социальное взаимодействие. Самые первые представления о межличностных связях все люди приобретают еще до того, как осваивают речь. Именно в процессе взаимоотношений с окружающими всем нам удается получить свой первый социальный опыт, который в последующем становится неотъемлемой частью личности.

Психологическая адаптация

Такой вид приспособления, как психологический, является самым длительным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Его важность нельзя недооценивать, так как от того, как человек еще с детского возраста сумеет вписаться в окружающую его действительность, будет зависеть и вся его остальная жизнь. Поэтому само понятие психологической адаптации подразумевает принятие человеком традиций и ценностей той социальной группы, в которой он обитает. И существует она везде – в детском саду, школе, трудовом коллективе.

психологическая адаптация

Общение и другие виды взаимодействия с обществом являются основными проявлениями психологической адаптации. Она дает возможность обучаться, строить взаимоотношения с другими людьми, быть членом трудового коллектива и т. д.

Существует несколько вариантов психологической адаптации. Понятие это включает в себя следующие способы:

  • метод проб и ошибок;
  • формирование реакции;
  • наблюдение;
  • латентную адаптацию;
  • инсайт;
  • рассуждения.

Метод проб и ошибок заключается в том, что, решая какие-то жизненные вопросы и встретив на этом пути препятствия, человек старается их преодолеть, используя уже имеющийся у него жизненный опыт. И только тогда, когда проблема не решается при использовании знакомого способа, он начинает искать новые возможности для ее решения.

Формирование реакции – метод, представляющий собой что-то похожее на «дрессировку», когда поощрение за совершенное действие стимулирует повторять его с дальнейшим улучшением.

Наблюдение. Когда человек попадает в новую для себя среду, он начинает присматриваться к поведению окружающих и невольно им подражать. Постепенно в процессе адаптации в новой среде он уже начинает совершать действия, не задумываясь, как он это делает и зачем. Со временем у человека полностью вырабатывается линия поведения, принятая в этом обществе.

Латентная адаптация. Взаимодействуя с окружающим миром, человек постоянно получает из него какие-то сигналы, но не все из них воспринимаются на уровне сознания. Большая часть всей информации остается в подсознании, которая и достается оттуда по мере необходимости при взаимодействии с обществом.

Инсайт. В человеческой памяти хранится огромное количество информации, которая помогает правильно реагировать на ту или иную ситуацию. Способ инсайта заключается в том, что при возникновении какой-то проблемы поступивший в мозг сигнал из всех возможных вариантов находит для ее решения оптимальный.

состояние инсайта

Рассуждения. Когда человек попадает в незнакомую ситуацию или сталкивается с проблемой, он начинает искать способ, позволяющий к ней приспособиться. Принятое решение (в результате рассуждений) в дальнейшем применяется при возникновении подобных ситуаций.

Проявления и обучение

Социальная адаптация – это явление, которое можно наблюдать, отслеживая эволюцию взаимодействия человека и окружающих его особей. Чтобы оценить способности к адаптации, необходимо наблюдать активную деятельность особи. Социальный аспект рассматриваемого явления предполагает способность учиться, работать, создавать отношения с другими людьми и корректировать линию поведения, учитывая ожидания и требования иных участников социума.

Любой организм во время своего существования адаптируется к внешним условиям. Этот процесс беспрерывен и протекает с момента начала существования до биологической смерти. Один из аспектов программы адаптации – научение. Внутри него выделяют три подвида: реактивное, оперантное, когнитивное.

тип

Адаптации могут появляться на разных уровнях. Мы можем продемонстрировать морфологические и анатомические приспособления, такие как зубы, которые позволяют нам потреблять определенные виды пищи или структуры, предназначенные для того, чтобы бегать и быстро достигать свою жертву или спасаться бегством от хищников..

Адаптация также может быть физиологической, на уровне клеток или биохимических процессов, происходящих в организме..

Например, некоторые рыбы, которые живут в воде с очень низкой температурой, содержат антифризные белки, которые позволяют им плавать в ледяной воде без замерзания..

Точно так же адаптация может быть поведенческой или этологической. Определенное поведение у животных способствует их выживанию и размножению.

У рептилий способность к терморегуляции определяется движением в сторону горячих или холодных зон, в зависимости от потребностей человека. Другой пример – паразитическое поведение некоторых птиц откладывать яйца в гнезда других видов, чтобы избежать размножения..

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

В чем заключается принцип адаптивности?

Адаптивность требует от индивида гибкости, без которой невозможно быстро «переключиться». Если гибкость присутствует, реакцией на новые обстоятельства будет не сопротивление, а принятие.

Адаптивность является отражением интеллектуальных качеств человека (т.к. именно интеллект позволяет изменять ход мыслей в соответствии с поставленной умственной задачей).

В случае, если человек не адаптируется, он погибает. Этот принцип справедлив не только в отношении людей, но и в отношении любых организмов.

к содержанию ↑

Лечение расстройства

Если симптомы с течением времени не угасают, а только усиливаются, лечение расстройства просто необходимо организовать в срочном порядке во избежание плачевных результатов. В некоторых случаях посещение психотерапевта становится обязательной мерой, особенно при затяжном течении болезни или при попытках суицида. При таких проявлениях возможно даже применение стационарного психиатрического лечения. Работа специалистов дает хороший результат, и при правильном лечении пациент приходит в норму через 2-3 месяца.

расстройство адаптации лечение

Лекарственные препараты облегчают состояние человека, если нет серьезных проявлений, опасных для жизни и здоровья. Врач может назначить антидепрессанты. Применять их самостоятельно без назначения специалиста строго запрещено, да и в аптеке их отпускают только по рецепту, так как это серьезные препараты сильного действия. От чувства тревоги и страха помогут избавиться транквилизаторы, например, «Афобазол». Они облегчают симптомы, восстанавливают жизненный тонус, не вызывая привыкания.

Помощь и поддержка близких людей – неотъемлемая часть реабилитации.

Замри или умри!


0
Не все животные в минуту опасности спасаются бегством. Есть и особые хитрецы: они научились притворяться мертвыми, чтобы хищники принимали их за падаль. Так, раненый или сильно испуганный опоссум способен мастерски имитировать смерть. Он не просто падает и лежит неподвижно — у него стекленеют глаза, изо рта течет пена, а анальные железы испускают секрет с отвратительным запахом. Понюхав тело мнимого мертвеца, хищники, как правило, уходят. Говорят, что опоссум так вживается в образ, что остается недвижим, даже если его потрогать ногой или перенести в другое место. Лишь спустя некоторое время он придет в себя и убежит. Таким же талантом «умирать» обладает свиноносая носатая змея из семейства ужеобразных: при угрозе она поворачивается брюхом кверху и застывает.

Различия с эволюцией

Обе концепции, эволюция и адаптация не противоречат друг другу. Эволюция может происходить через механизм естественного отбора, и это порождает адаптации. Необходимо подчеркнуть, что единственным механизмом, который производит адаптации, является естественный отбор.

Существует еще один процесс, называемый дрейф генов (упомянутый в предыдущем разделе), который может привести к эволюции популяции, но не приводит к адаптации.

Факторы, вызывающие потребность в переменах

Любые процессы адаптации — это ответная реакция на факторы экологии, которые ведут к изменению окружающей среды. Такие факторы подразделяются на биотические, абиотические и антропогенные.

Биотические факторы – это влияние живых организмов друг на друга, когда, к примеру, исчезает один вид, который служит пищей другому.

Абиотические факторы – это изменения в окружающей неживой природе, когда меняется климат, состав почвы, обеспеченность водой, циклы солнечной активности. Физиологические адаптации, примеры влияния абиотических факторов — экваториальные рыбы, которые могут дышать и в воде, и на суше. Они хорошо приспособились к условиям, когда пересыхание рек – частое явление.

Антропогенные факторы – влияние человеческой деятельности, которое изменяет окружающую среду.

Индивидуально-психологические факторы

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В данную группу входит уровень развития интеллекта ребенка, его самооценки, эмоциональное состояние, а также устойчивость тех или иных черт характера. По мнению ученых, поступление в ДОУ приводит к эффективному заострению свойственного ребенку темперамента. При этом наибольший дискомфорт ощущают дети-флегматики. Наиболее быстро адаптируются к изменяющемуся окружению холерики.

Помимо этого, адаптация в педагогике – это механизм, на который оказывают влияние:

  • степень привязанности ребенка к родителям;
  • специфика развития у малыша навыков в сфере общения;
  • склонность ребенка к проявлению самостоятельности;
  • степень психического развития;
  • имеющиеся привычки.

Кто несет ответственность за процесс

В современное время для процесса адаптации нанимается специальный человек, наставник или психолог. Ответственность лежит не только на нем, но и на окружающих людях. Дружелюбное отношение к новичку позволит ему быстрее освоиться, когда как угрозы и запугивание могут вынудить его уйти. Кроме того, немалое зависит от самого человека, от которого требуется приложить силы к адаптации, излишнее упрямство с его стороны может навредить, и работодатель попросту наймет другого кандидата.

Адаптация – биологический или психологический процесс привыкания человека к некоторым условиям сфер жизни. Она начинается с первых минут рождения человека, продолжается практически на протяжении всего его существования. Приходится приспосабливаться к погодным изменениям, социальным, рабочим и т. д. Иногда требуется помощь со стороны, будь то психологическая или близких людей.

Коллективное оружие


0
Азиатские муравьи вида Polyrhachis bihamata для отпугивания хищников отрастили острые крючки на головах: стоит зверю дотронуться до насекомого, как тот прокалывает его кожу. Муравьи живут в бревнах деревьев сообща и, если беда угрожает всей колонии, сцепляются крючками друг с другом, образуя единую массу, которая одним своим видом отпугивает зверей. Обычно хищники избегают подцепить одновременно тысячу вооруженных крючками муравьев, а схватить их поодиночке им не удается.


0

Методика «Адаптивность» — что это и как работает?

Методика адаптивность — это многоуровневый тест, принятый в качестве стандартного метода изучения адаптивного потенциала индивида. Его успешно используют для профессионального отбора, психологического сопровождения процессов учебы и профессионального определения.

Опросник «Адаптивность» включает в себя 165 вопросов и четыре уровня:

  1. Методика "Адаптивность" - что это такое и как она работает?
  2. Типологические характеристики личности.
  3. Дезадаптационные нарушения.
  4. Поведенческие регуляции, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.
  5. Потенциал к ааптации.

к содержанию ↑

ссылки

  1. Caviedes-Vidal, E., McWhorter, T.J., Lavin, S.R., Chediack, J.G., Tracy, C.R., & Karasov, W.H. (2007). Пищеварительная адаптация летающих позвоночных: высокая кишечная параклеточная абсорбция компенсирует меньшие кишки. Известия Национальной академии наук, 104(48), 19132-19137.
  2. Фриман, С. & Херрон, Дж. С. (2002). Эволюционный анализ. Прентис Холл.
  3. Футуйма, Д.Дж. (2005). эволюция. Sinauer.
  4. Gould S.J. & Vrba E.S. (1982). Exaptation – пропущенный термин в науке о форме. палеобиология, 8(1), 4-15.
  5. Organ, C.L., Shedlock, A.M., Meade, A., Pagel, M. & Edwards, S.V. (2007). Происхождение птичьего размера и структуры генома у не-птичьих динозавров. природа, 446(7132), 180.

…И практика

Так сложилось, что в нашей стране адаптация нередко приравнивается к испытательному сроку, но на самом деле эти понятия отличаются. Адаптация для работника длится 1-6 месяцев. Испытательный срок – четверть года. Адаптационный период необходим для любого человека, а вот испытание при трудоустройстве нужно не всегда.

Во время испытания особенное внимание уделяется профессионализму сотрудника и его способности исполнять обязательства. Адаптация состоит из двух компонентов – это и профессионализация, и включение в микросоциум.

Хотя адаптация и испытательный срок не являются идентичными понятиями, нельзя назвать их и несовместимыми. Если при трудоустройстве в договоре прописывается необходимость испытательного срока, испытание и адаптация накладываются друг на друга.

Приходя на новое рабочее место, человек пытается вступить во внутренние отношения, свойственные компании. При этом одновременно ему приходится занимать разные позиции, которым присущи характерные правила поведения. Новый сотрудник – это коллега, подчиненный, для кого-то, возможно, руководитель, а также участник общественного формирования. Необходимо уметь вести себя так, как этого требует конкретная позиция. Одновременно новый работник должен следовать собственным целям, учитывать допустимость того или иного поведения с точки зрения личных приоритетов. Можно говорить о взаимосвязи адаптации, условий труда, мотивации.

Коллективное оружие


0 Азиатские муравьи вида Polyrhachis bihamata для отпугивания хищников отрастили острые крючки на головах: стоит зверю дотронуться до насекомого, как тот прокалывает его кожу. Муравьи живут в бревнах деревьев сообща и, если беда угрожает всей колонии, сцепляются крючками друг с другом, образуя единую массу, которая одним своим видом отпугивает зверей. Обычно хищники избегают подцепить одновременно тысячу вооруженных крючками муравьев, а схватить их поодиночке им не удается.


0

Адаптированный вариант Рене Жиля

>Адаптированный вариант тестирования Рене Жиля

Тест Рене Жиля предназначен для анализа социальной приспособленности малышей и школьников.

Изучению подвергается сфера межличностных отношений, отношений внутри семьи и отдельных поведенческих особенностей ребенка.

Тест позволяет нащупать конфликтные сферы и разобраться в том, почему малыш испытывает сложности с адаптацией в проблемной сфере. Это знание дает толчок и возможность к дальнейшей коррекции ситуации.

Тест включает в себя 42 задания. Задания в свою очередь состоят из 25 изображений, упрощенного теста комментирующего ситуацию на картинке, вопросы в адрес испытуемого и 17 тестовых заданий.

Внимательно изучая предложенные картинки ребенок отвечает на вопросы специалиста, показывает понравившееся место на рисунке дает оценку ситуации через предложение вариантов поведения (на основе собственных ощущений).

Как вариант ребенок может выбрать протокол поведения из предложенного специалистом набора протоколов. Методику необходимо сопровождать уточняющей беседой.

Успешная адаптация позволяет человеку найти свое место в жизни и обществе, бороться с негативными факторами и поддерживать свое психическое здоровье.

Наша интересная группа Вконтакте:

Остальной адаптационный период

В это время проводятся такие процедуры, как:

  1. Ознакомление с правилами отчетности.
  2. Демонстрация требований к труду, его результатам.
  3. Знакомство с административно-хозяйственной системой организации.
  4. Разработка индивидуальной системы переподготовки нового сотрудника.
  5. Ознакомление со спецификой его работы, нюансами, которые ему необходимо знать.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Аридный тип адаптивности

Пустынная зона

К этому типу относятся люди, живущие в пустынных зонах. Эти широты отличаются редкими осадками и жарким климатом.

Особенности телосложения аридного адаптивного типа человека: телосложение линейного характера, плоская грудь, мышцы развиты слабо, жировой компонент невелик, замедленный процесс обмена веществ в организме. Менее чувствительны к изменениям температуры среды обитания.

Опасности и адаптация

В ряде случаев врачи рекомендуют воздержаться от раннего посещения образовательного учреждения. Не следует отдавать ребенка в такое место слишком рано, если ребенок рожден недоношенным, слишком маленьким или очень тяжелым, если малыш сильно болел вскоре после рождения. К факторам риска, в силу которых адаптация осложняется, относится искусственное кормление и пассивное курение, материальное положение социальной ячейки.

Когда ребенок начинает посещать учреждение, первая сложность, с которой приходится сталкиваться и ему, и его родителям, – необходимость подстроиться под режим. Перестройка дается непросто. Чтобы облегчить процесс, стоит заранее ознакомиться с тем, как выбранное учреждение работает, и начать практиковать подходящий режим заранее, задолго до первого посещения. Психологи и педиатры рекомендуют установить ребенку распорядок дня по часам и тщательно следовать расписанию.

детская адаптация

Особенного внимания заслуживает ночной сон. Недосып приводит к невротическим нарушениям, делающим адаптацию продолжительной и болезненной. Минимизировать это можно, если каждый вечер ложиться в одинаковое время, а пробуждаться в хорошем настроении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...