Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Инструкция испытуемому 

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».

Комплектация методики

  • Методическое руководство «Фрустрационный тест Розенцвейга. Диагностика реакций в ситуациях конфликта», Л.А. Ясюкова
  • Атлас карточек для детей
  • Бланки ответов
  • Бланки фиксации результатов
  • Флеш-накопитель с программой обработки и хранения результатов
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Фирменная ручка «Иматон»
  • Коробка-футляр с магнитным клапаном

Дополнительные сведения и условия

Компьютерная программа защищена кодом активации. Пользователь получает пробный период работы с программой в течение пяти дней после установки на компьютер. Инструкция по активации программы записана на электронном носителе в «Руководстве пользователя компьютерной программы».
Серийный номер программы указан на карте гарантийного обслуживания, входящей в комплектацию методики.
Один экземпляр компьютерной программы предназначен для одного рабочего места, активировать программу с одним серийным номером можно только два раза. После первой активации компьютерной программы остается резервная активация, предусмотренная для случаев переустановки операционной системы вашего персонального компьютера или возникновения неисправностей, препятствующих работе с программой.

Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

Фрустрация — напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

Целями тестирования являются:

  • исследование реакций испытуемого на случившееся, на неудачи;
  • поиск путей выхода из обстоятельств, которые являются преградой к деятельности;
  • создание ситуации успеха.

    Образец стимульного материалаИз картинок такого типа состоит тест Розенцвейга

Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы — на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки. На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого — придумать реплику одного из собеседников.

Порядок проведения детского варианта теста

Адаптированная для детей техника теста С. Розенцвейга стартовала в 1948 году. Методика базировалась на убеждении в том, что рисуночный вариант будет хорошо воспринят детьми в качестве игры в комиксы, поэтому рассчитывали получить более непосредственные и откровенные ответы, чем у взрослых испытуемых. Детский тест предусмотрен для работы с детьми четырёх — четырнадцати лет, с пятнадцати лет целесообразно применять взрослый вариант методики, с двенадцати лет допускается использование взрослого теста. При определении варианта тестирования необходимо учитывать степень интеллектуальной и психологической готовности ребёнка к тому или другому способу проведения исследования.

Тест использует в качестве стимульного материала серию из двадцати четырёх простых графических карточек с обыденными сюжетами из жизни, которые рассчитаны на прямые, однозначные ответы испытуемого. На каждом рисунке изображены два персонажа, как правило, это ребёнок и взрослый или ребёнок одного пола и ребёнок противоположного пола. Над левым героем расположено диалоговое окно с текстом, а над правым персонажем пустое поле, в которое необходимо вписать слова тестируемого. Мимическое выражение лица рисованных участников сцены отсутствует, для того, чтобы испытуемый проявил собственное отношение к ситуации.

По содержанию карточки условно можно разделить на две группы:— сцена очевидного блокирования действий главного героя внешним воздействием, когда ему прямо чинят препятствие, мешают, останавливают. Таких картинок тринадцать: 1, 2, 4, 5, 9, 10, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24.

Препятствие «сверх я» — ситуации, когда главный герой становится объектом критики и обвинения. Соответственно таких карточек девять: 3, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 19, 22.

Сцены иллюстраций под номерами 11 и 15 классифицируются как неопределённые, поэтому не включены в первую или вторую группы.

Стимульный материал к детскому тесту С. Розенцвейга


Рисунок из группы препятствие «я» № 1


Рисунок из группы препятствие «я» № 2


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 3


Рисунок из группы препятствие «я» № 5


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 8


Рисунок из группы препятствие «я» № 16


Рисунок из группы препятствие «я» № 17


Рисунок из группы препятствие «я» № 18


Рисунок из группы препятствие «я» № 20


Рисунок из группы препятствие «я» № 21


Рисунок из группы препятствие «я» № 23


Рисунок из группы препятствие «я» № 24


Рисунок из группы препятствие «я» № 10


Рисунок из группы препятствие «я» № 4


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 6


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 7


Рисунок из группы препятствие «я» № 9


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 12


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 13


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 14


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 19


Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 22


Рисунок из группы неопределённые сюжеты № 11


Рисунок из группы неопределённые сюжеты №15

Между двумя этими группами существует логическая взаимосвязь, когда сцену типа «сверх я» предваряла сцена блокировки «я», где фрустратор выступал в роли источника преграды и лишения. Кроме того, разграничение на две группы не является строго однозначным, поскольку сцене обвинения предшествовала сцена лишения или препятствия, таким образом, тот, кто находится в позиции обвинителя, может оказаться в положении обвиняемого в зависимости от интерпретации тестируемого.

Психолог передаёт ребёнку карточки и говорит: «На рисунках изображено двое или несколько человек, которые что-то говорят друг другу или делают. Слова одного мы можем узнать, поскольку они написаны, а вот ответы второго нам неизвестны, как ты думаешь, что он сказал, постарайся отвечать быстро, не долго думая».

Целью эксперимента является желание снять стереотипную социальную установку, закреплённую в сознании ребёнка, и облегчить символическое перенесение «я» испытуемого на одного из героев сюжетной картинки. Необходимо объяснить тестируемому, что не может быть правильных и неправильных ответов «на оценку», все его ответы важны, принимаемы и ценны. Дополнительные комментарии исследователя в атмосфере дружественной беседы помогут ребёнку снять страх перед плохим или неправильным ответом, избежать психологического напряжения ситуации экзамена. Такие негативные опасения и зажимы тестируемого могут привести к его бессознательной неискренности, скрытности в действиях, следовательно, необъективности полученных результатов исследования.

Если уровень владения техникой чтения или письма ребёнка не позволяет ему самостоятельно заносить ответы на карточки, то психолог это делает за него, фиксируя затем итоги в протоколе. Авторские рекомендации к детскому варианту теста предлагают с детьми до восьми лет проводить устный опрос. В старшем возрасте тестируемый самостоятельно записывает ответы, даже в условиях индивидуального способа ведения исследования. После того как работа над тестом завершена, ребёнок зачитывает свои ответы вслух, а психолог делает необходимые записи и пометки в протоколе.

С. Розенцвейг рекомендовал с детьми до восьми лет проводить устный опрос, все необходимые протокольные записи должен фиксировать психолог

В целом тестирование проходит в течение пятнадцати — двадцати минут. Техника процедуры тестирования предусматривает как индивидуальные, так и групповые методы работы. Групповой способ организации исследования допускается с девятилетнего возраста и в количестве четырёх — шести детей. Довольно распространённой является ситуация, когда ребёнок при положительном восприятии исследования, затрудняется дать свои разъяснения по сюжетной картинке под первым номером. Это может быть связано как с недопониманием просьбы и инструкций психолога, так и с неоднозначностью интерпретации самой сцены. Для преодоления подобной проблемы стоит уделить внимание уточнению задания путём наводящих вопросов, если подобная стимуляция окажется нерезультативной, то перейти к карточке под вторым номером. К ответу по первому рисунку стоит вернуться в конце исследования. Отказ от ответа несёт полезную информацию об особенностях личности ребёнка или условий его жизни, поэтому также должен фиксироваться в протоколе.

Возможно и неправильное толкование сюжета карточки, например, когда ребёнок относит события карточки № 17 на утреннее время, а не вечернее, таким образом, искажается смысл самой ситуации, в итоге она утрачивает своё исследовательское значение. В протоколе записывается оригинальный ответ, в конце процедуры исследования путём наводящих вопросов уточняется правильное понимание испытуемым сюжета, затем фиксируется итоговый вариант. Важно заметить, что все корректирующие действия производятся только после получения и фиксирования первоначального варианта всех ответов по предложенным рисункам.

Билет 44. Рисуночный фрустрационный тест с.Розенцвейга.

Автор:Саул Розенцвейг

Краткая история созданияметодики:разработана в 1945 г. на основетеории фрустрации. Существуют модификацииметодики предназначенные для изученияотношения к национальным меньшинствам,проблемам сохранения мира и др. ВОтечественной психодиагностике методикаиспользовалась для дифференциальнойдиагностики неврозов, при прогнозированииобщественно опасных действий психическибольных (Н.В. Тарабарина, 1973 г.). Разработанывзрослый, детский и вариант для диагностикиподростков.

Общие теоретические положения:в основе методики лежит разработаннаяС.Розенцвейгом теория фрустрации (слат. – обман, тщетное ожидание,расстройство).

В соответствии с теорией, фрустрациявозникает в тех случаях, когда организмвстречает более или менее существенныепрепятствия на пути к удовлетворениюкакой-либо жизненной потребности. Защитаорганизма во фрустрирующих ситуацияхосуществляется на трех уровнях:

1) клеточном(действие фагоцитов,антител и т.п.),

2) автономном– защита организмав целом от физических «агрессий»(соответствует в психологическом планесостояниям страха, страдания, а вфизиологическом – изменениям, происходящимв организме при стрессе),

3) кортикальном,психологическомуровне, на котором и осуществляетсявыделение соответствующих типов инаправленности реакций личности.

Помимо воображения и перцепции какиндикаторов мотивационных процессовпри конструировании теста, использованпринцип соотнесения мотива и преграды.

Фрустрационная толерантность(ФТ)– способность человека противостоятьразличного рода трудностям, способностьадекватно оценивать возникшую ситуациюи предвидеть выход из нее.

С повышением уровня развития личностиповышается уровень фрустрационнойтолерантности.

Данные о валидности инадёжности методики:по данным зарубежных исследователей,коэффициент надежности ретестовойсоставляет 0,60–0,80. Достаточна высокаявалидность, например по параметруэкстрапунитивности, выявленномунезависимо по методике, составляет0,747. Задания, составляющие тест Розенцвейга,неоднородны. Будут варьироватьсяпереживания (и действия) в отношенииситуаций теста в различных обстоятельствах.Розенцвейг смог выявить достаточновысокие показатели ретестовой надежностиметодики: для взрослого варианта методикикоэффициенты варьировались от +0,71 дляиспытуемых мужского пола ( по шкалеимпунитивной реакции) до +0,21 для испытуемыхженского пола (по рейтингу групповойконформности).

Цель:диагностика особенностей поведенияв ситуациях, связанных с появлениемтрудностей, помех, препятствующихдостижению цели, этот тест также выявляетособенности агрессии субъекта.

Область применения:Существуют 2 варианта методики: детскийвариант методики – от 4 до 14 лет и взрослыйвариант методики.

Организация:толькоиндивидуально, требуемоевремя 20-30 мин.

Краткое описаниеметодики:Методика состоитиз 24 рисунков, на которых изобра­женылица, находящиеся во фрустрационнойситуации. Ситуации, представленные втексте, можно разделить на две основныегруппы.

1.Ситуации «препятствия».В этихслучаях какое-либо препятствие, персонажили предмет, обескураживает, сби­ваетс толку словом или еще каким-либоспособом. Сюда относятся 16 ситуаций.

2. Ситуация «обвинения». Субъектпри этом служит объектом обвинения. Ихвосемь.

Междуэтими типами имеется связь, так какситуация «обвинения» предполагает, чтоей предшествовала ситуа­ция«препятствия», где фрустратор был, всвою очередь, фрустрирован. Иногдаиспытуемый может интерпретироватьситуацию «обвинения» как ситуацию«препятствия», или наоборот.

Стимульный материал:карточки со схематичными контурнымирисунками, на которых изображены 2 илиболее человек, занятые еще незаконченнымразговором, находящиеся во фрустрирующейситуации, которая создается наличиемпрепятствия или обвинения. Взрослыйвариант 24 карточки, детский – 8 карточек.Персонаж, изображенный слева, произноситслова, которыми описывается фрустрациясобственная или другого индивидуума.Над персонажем, изображенным справа,имеется пустой квадрат, в которыйобследуемый должен вписать первыйпришедший на ум ответ.

* Если испытуемый отказывается отвечатьна какую-то карточку, тогда карточкунужно отложить, но потом вернуться (неболее двух отказов).

Обработка результатов:по этой методике выделяетсяследующая информация: три типа реакций,три направленности реакций, коэффициентгрупповой конформности (GCR),полный образец поведения, тенденцииразвития поведения с течением времени.

Первый этап обработки:ответы оцениваются в 2-х аспектах:

studfiles.net

3. Саул Розенцвейг

Сау́л Розенцве́йг (7

февраля 1907, Бостон — 9

августа 2004, Сент-Луис) —

американский психолог и

психотерапевт. Специалист

по проблемам личности,

психодиагностике,

шизофрении. Автор теории

фрустрации, на основе

которой им был разработан

«тест рисуночной

фрустрации Розенцвейга»

(1945).

Виды фрустраций

Классификация фрустацийСами фрустрационные ситуации Розенцвейг делит на два вида:

  • первичная сложная ситуация, когда у человека отсутствует даже малейшая возможность удовлетворить собственную потребность;
  • вторичный вид фрустрации, при которой на пути к удовлетворению желаний находятся те или иные препятствия.

Вопросник Розенцвейга в виде картинок основан на методике попадания субъекта в фрустрационную ситуацию второй категории. При этом используется метод пересечения потребностей двух персонажей на картинках. Например, служащий почты не может принять пищу, так как ему мешает приход посетителя и т. д. Даже если полностью убрать классификацию сложных ситуаций, то это не будет большой потерей, считает психолог. Важным является знание о реакциях фрустрации, которые положены в фундамент классификации.

4. Описание теста

Методика предназначена для исследования реакций на

неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих

деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков,

представляющих каждого из персонажей во

фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева

персонаж представлен во время произнесения слов,

описывающих фрустрации другого индивида или его

собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой

квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова.

Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы

способствовать идентификации этих черт (проективно).

5. Описание теста

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две

основные группы.

А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях

какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают,

обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым

способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций этого

типа.

Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к

ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8.

6. Возрастные границы применения теста

Детский вариант методики предназначен

для детей 4–13 лет.

Взрослая версия теста применяется с 15

лет, в интервале же 12–15 лет возможно

использование как детской, так и взрослой

версии теста, поскольку они сопоставимы

по характеру содержащихся в каждой из них

ситуаций. При выборе детской или взрослой

версии теста в работе с подростками

необходимо ориентироваться на

интеллектуальную и эмоциональную

зрелость испытуемого.

7. Процедура проведения

Инструкция для взрослых:

«Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельных папке). На

каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый

человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему

другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на

листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Старайтесь работать

как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой.

Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

Инструкция для детей:

«Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых

изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его

слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему

другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай

ситуацию и отвечай побыстрее».

Недостатки картиночного опроса Розенцвейга

К недостаткам относится однообразное обобщение фрустрационных осложнений, например ,в общую кучу валятся любовные похождения и потеря родных людей. Конфликты, относящиеся к борьбе внешних и внутренних проявлений, выделены неудачно. К рассмотрению предлагаются ситуации в картинках, которые зачастую трудно отнести к группе фрустраций.

Не принимается во внимание глубина переживаний и психических состояний. Например, при лишениях, потерях и конфликтах они находятся в разной весовой категории. Сила переживаний зависит от значимости для индивидуума смысловой нагрузки ситуации, от ее содержания. Разные жизненные осложнения люди воспринимают в зависимости от важности, то, что одних надолго выбьет из колеи, другие посчитают небольшим препятствием на пути к выбранной цели.

9. Оценка ответов Счётные факторы классификации ответов

Типы реакций

Направленност О-D препятственноь реакций

доминантный

Е-D эго-защитный

N-P потребностно-неустойчивый

Е’ – определённо выделяется,

Еподчёркивается наличие

экстрапунитивн

фрустрирующего обстоятельства,

ая

препятствия.

Е – обвинение. Враждебность и т.

п. проявляется в отношении

внешнего окружения (иногда сарказм). Субъект активно

отрицает свою вину, проявляя

враждебность к обвинителю.

е – содержится требование к другому

конкретному лицу исправить

фрустрирующую ситуацию.

I’ – фрустрирующая ситуация

истолковывается как блаIгоприятная или как заслуженное

интропунитивна

наказание, или же подчёркивается

я

смущённость беспокойством

других.

I – обвинение, осуждение объект

предъявляет самому себе.

Субъект признаёт свою вину, но

отрицает ответственность,

ссылаясь на смягчающие

обстоятельства.

i – субъект, признавая свою

ответственность, берётся самостоятельно исправить положение,

компенсировать потери другому лицу.

М – осуждение кого-либо явно

избегается, объективный виновник фрустрации оправдывается

субъектом.

m – субъект надеется на благополучное разрешение проблем со

временем, характерны уступчивость

и конформность.

Мимпунитивная

М’ – отрицает значимость или

неблагоприятность препятствия,

обстоятельств фрустрации.

Процедура проведения[править | править код]

Испытуемому предлагается заполнить все пустые квадраты, вписав свои слова. Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчивается, приступают к опросу. Испытуемого просят прочесть один за другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности, например, интонации голоса, которые позволяют интерпретировать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или относится к очень редким, экспериментатор должен в процессе опроса уяснить его смысл.

Случается, что испытуемый плохо понимает ситуацию, хотя в этом случае само непонимание может быть значимым, опрос позволяет получить новый ответ, после того как респонденту объяснен смысл ситуации.

Характерные черты фрустрационных состояний

Депрессивные проявления состояния личности относят к астеническим реакциям. Люди, подверженные печали, неуверенности, безразличию часто бессильны изменить что-либо, становятся способными на отчаянные и безрассудные поступки.

Регрессию относят к примитивным и инфантильным состояниям, понижающим порог эффективной деятельности. В состоянии развала существуют характерные возможности выразить свое душевное горе и переживание, например, уходом в одиночество или слезами. Но период регрессии в жизни может возникнуть не только во фрустрации, он вызывается иногда совсем иными обстоятельствами.

Еще одним стандартным проявлением является эмоциональность восприятия ситуации. Индивидуум при возникновении неординарной ситуации может выражать свои чувства направлено на остальных участников события и делать это довольно продолжительное время, даже после прекращения осложнений. Вспышки депрессии или агрессии могут также быть и кратковременными.

Толерантность или устойчивость к неординарным ситуациям также является чертой фрустрации. Эта составляющая характеризует способность человека противостоять и сохранять устойчивость к осложненным жизненным обстоятельствам. Проявляется в способности персонажа освоиться в ситуации и принять решение без утраты психологического равновесия, и не выдавать неадекватных ответов при проведении картиночного опроса.

10. Определение показателя “степень социальной адаптивности”

Определение показателя “степень социальной адаптивности”

Стандартные значения ответов для

подсчёта показателя GCR для взрослых

№ п/п

O-D

E-D

1

2

3

4

M’

E

I

N-P

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

e

E

E

E

e

E’

E; I

E’

e

I

M’

M’

Стандартные значения ответов для

подсчёта показателя GCR для детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

6-7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12-13 лет

Е

E/m/

Е

m

M

Е; М

I

I

I

I

I/i

I

I/i

M’/E

Е

Е

М’

I’

Е

Е

М’

Е

M

Е

Е;I

М’

Е’;М’

M’/E

m

M

I//m

Е

I

М’

M’

М’

е;m

Е;I

i

i

Е

I

I

I

I

m

m

m

M

11. Профили

Средние статистические данные теста

для групп здоровых лиц (в %)

Таблица профилей

Тип

реакции

O-D

E-D

N-P

Сумма

%

Станд.

Е

I

М

Сумма

%

Станд.

Автор

исследова

ния

М

O-D

E-D

N-P

С.

Розенцвейг 40

75 (9/12)

30

30

20

50

30

Н.В.

Тарабрина

46-52

62-64

(8/14)

25-27

23-26

32-34

35-39

27-30

Категории

Направление реакции

Тип реакции

E

I

M

0-D

E-D

N-P

6-7 лет

46,3

22,1

31,3

23,8

39,6

35,8

8-9 лет

43,3

23,3

32,9

23,3

42,1

34,2

10-11

лет

39,2

24,6

35,8

22,9

41,7

34,6

12-13

лет

33,3

25,8

40,4

22,5

42,3

34,2

Е

Тип реакции

I

Нормативные показатели для категорий (в %)

Возраст

Направление реакции

Средние значения GCR для детей разного

возраста

Значения

GCR

Возрастная группа

6-7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12-13 лет

в баллах

6,0

7,5

8,6

10,4

в%

59,9

62,6

71,3

69,2

Влияние фрустрационных событий на ребенка

Фрустационная ситуация для ребенка

Общеизвестно, что возникновение трудных ситуаций в раннем возрасте оказывает влияние на состояние психики и поведение во взрослом периоде жизни. Невозможно дать детям правильное воспитание, если во время роста и развития они не будут попадать в затруднительные ситуации, требующие мобилизации их сил и принятия адекватных решений.

Ребенок с раннего детства должен учиться противостоять препятствиям, испытывать действие разумных ограничений и лишений. Но нельзя путать вышеназванные аспекты существования ребенка с периодом длительного терпения подобных ситуаций, создаваемых внешними причинами или, если он поставлен в условия безвыходного положения из-за негативного поведения взрослых. Такие продолжительные патологические фрустрации, испытанные в детском возрасте, приводят к патогенным изменениям личности в дальнейшем.

12. Образцы

На основании таблицы профилей определяются образцы.

Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.

Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных

направлений независимо от типа реакций.

Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.

Образец 3: отражает относительную частоту наиболее частых трех

факторов независимо от типов и направлений.

Три основных образца позволяют легче отметить преобладающие

способы ответов по направлению, типу и их комбинации.

Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокин-говых

ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реакциями.

13. Анализ тенденций

Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их

природу. Тенденции отмечаются (записываются) в виде стрелы, выше древка

стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком “+” или “”. “+” – положительная тенденция, “-” – отрицательная тенденция.

Формула вычисления численной оценки тенденций:

a–b

a+b

где a – количественная оценка в первой половине протокола; b – количественная

оценка во второй половине протокола. Для того чтобы быть рассмотренной как

показательная, тенденция должна вмещаться по крайней мере в 4 ответа и

иметь минимальную оценку ± 0,33.

Существует 5 типов тенденций:

Тип 1 – рассматривают направление реакции в шкале О – D (факторы E’, I’, M’),

Тип 2 – рассматривают направление реакции в шкале Е – D (факторы E, I, M),

Тип 3 – рассматривают направление реакции в шкале N – Р (факторы e, i, m),

Тип 4 – рассматривают направление реакции, не учитывая графы,

Тип 5 – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая

направление.

14. Интерпретация результатов

Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с

неадекватной повышенной требовательностью к окружению и

недостаточной самокритичностью.

Повышенный показатель интропунитивности обычно указывает на

чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта, сниженный

или нестабильный уровень общего самоуважения. У больных с астеническим синдромом этот показатель особенно завышен.

Доминирование реакций импунитивного направления означает

стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

Превышающее нормативы значение экстрапунитивной категории Е

является показателем повышенных требований, предъявляемых

субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков

неадекватной самооценки.

Высокое же значение интропунитивной категории I, напротив, отражает

склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования

к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной

ответственности, что также рассматривается в качестве показателя

неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.

15. Стимульный материал

Взрослый вариант

17. Литература

Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей //

Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69–81.

Тарабрина П.В. Экспериментально-психологическая методика изучения

фрустрационных реакций: Методические рекомендации. Л., 1984.

Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов

специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Издво ОмГУ, 2004. – 68 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...