Терапия детской тревожности

Содержание

Новое видео:

Новое видео:

Повышенная тревожность у ребёнка: признаки

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в “фоновом режиме” можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

  • суетливость;

  • двигательное беспокойство;

  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;

  • нарушения сна;

  • скованность;

  • панический страх нового, любых перемен;

  • неуверенность в себе;

  • отказ от новых видов деятельности;

  • серьёзность;

  • нежелание выделяться и стремление к тишине;

  • частые страхи без повода;

  • заниженная самооценка.

Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).

Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

  • приливы жара или озноба;

  • тремор или дрожь;

  • учащённое сердцебиение;

  • дискомфорт или боли в груди;

  • ощущение комка в горле;

  • затруднение дыхания;

  • обморочность или головокружения;

  • мышечное напряжение;

  • онемение или покалывания;

  • ощущение «пустоты в голове»;

  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Тревожность у детей: что нормально, а что нет?

В раннем детстве плач и истерики являются нормальными реакциями на отделение (разлуку). Сепарационная тревога может развиться еще до достижения ребенком 1 года, и может снова вспыхнуть или продлиться вплоть до 4-летнего возраста, тем не менее, уровень интенсивности и длительность реакции на разлуку с возрастом и у разных детей отличается. Небольшие переживания, связанные с разлукой с отцом или матерью – это нормально, даже если ребенок достиг более старшего возраста. Такую тревожность у детей можно минимизировать, оставаясь терпеливым, но настойчивым, а также мягко, но последовательно расставляя ограничительные рамки.

Некоторые дети, тем не менее, переживают постоянную сепарационную тревогу, несмотря на все усилия, которые прикладывают их родители. Такие дети испытывают длительную сепарационную тревогу или ее внезапные всплески на протяжении всего школьного периода и даже будучи подростками. Если сепарационная тревога становится настолько «неутолимой», что не позволяет ребенку жить нормальной жизнью (посещать школу и другие занятия), а также длится на протяжении нескольких дней и месяцев – это может свидетельствовать о проблеме развития тревожного расстройства.

Как распознать тревожных детей?

Тревожных детей отличает неуверенность в себе и крайне неустойчивая самооценка. Им присуще постоянное чувство страха, которое не позволяет заявить о себе и своих способностях в окружающем социуме и проявить инициативность. Они довольно послушны, однако всячески стараются избегать излишнего внимания как от посторонних, так и родных.

:

   – ?

   –

   – ,

   –

   –

   –

“” 1771 . , . , “” .

: ” , , , “.

. – , , .

, , . , . – . ( , . .), .

– . . – , . , , , .

. “” “” : – , – .

: , 2- , . . , , , ( ). 3-5 , . 5-7 . 7 11 ” , , , ” (. . ).

. , . . , – .

” ” . . . . , , :

1. , , ( ). , – , “” .

2. ( ). , , , , “” .

3. , , . , : ” , , , “.

, , 12 – . , . – “” , , , . , , , .

, 6 , 7-10- . . . , , .

, , , , , , , , . . . : , , , . , .

. , . , , . , , “” , “” . .

, , . , , , . . .

.

( ) . , , , . , – . . , , , “” , , , , .

, , . . , , . , . , , , , , . , .

: , , , , . , , , .

.

, , , . , , , , ( , ), .

, , , , ( -) . , . .

. . , .

.

1. .
2. , -.
3. (, , ).
4. .
5. .

, , , , . ( . ., . .).

:

1. , .
2. -.
3. .
4. , .
5. .
6. .
7. , .
8. , .
9. .
10. .
11. , .
12. .
13. , .
14. , .
15. , .
16. .
17. .
18. .
19. , .
20. .

“”, .

15-20 .
7-14 .
1-6 .

. , – . , , , . (. , . ).

:

1. , .
2. , , .
3. , – .
4. .
5. .
6. .
7. , – .
8. : , . (, , , , .)

, , .

.

, , . :

1. .
2. , .
3. .

.

.

, . . , , . , . , . , .

, , “”, ” …”, , ” “. , ” “, .

, , . , (. 1).

(, ” “): “, 21 1999 , 20 “. . , , .

, “-” ( ” “), . – . , , – , (. 2).

, – . . , , , . , , , , .

, , . .

.

, , , , , . . 10 . , , 21 , , .

, ( , “-” . .) , – , , .

.

, , . , , , . , , .

. , , . , – , ( ), , .

, , . , , , . , , , , , .

, , . , . , , . , .

, , , . , : ” ” ” “.

.

: ” . , . . , . … , , “.

, . ” ” – “” .

, , . , , . , , , , : , , … , , .

, – , . , . .

, : , . . , , – .

, .

.

, , , , , ” ” , .

, . , ( ), . , .

, , , . , . – .

, . : ” . . ?” , , .

, . , ” , “, “” ” “. . . ( , ) , .

( ) , , . , : , , , . ” “. , . , , .

, . . , , “”. , .

: , . . , .

. . , , , . , , , : “, “. .

. , , (, ” , ” , ; ” ” , , – , ).

, , – , , – . , (, “-“) , , .

.

. , , , .

– . , . , . . (, ), .

” “.

.

, , . .

, . , , . , , , , . , : , , .

, . , , . , , , , ( ), – ( ).

, , (, ). , , (“”, “”), . , , ( ). , , .

. , . . , , : , .

: (“, ! ! !”). . , , , , .

, , .
, . , , , , , .

, . , , . , , . : ” , . , , “.

, , , . , , .

, . , , – . , , .

. , , , . . . . .

( ).

1. , . (, : ” ! !”)

2. , , .

3. , , . – , , .

4. , , .

5. – , , .

, , . , .

.

:

1. . , , , , , .

2. , , , ” ?”.

3. , – , , (, ). , .

4. , , .

, , : ” “, ” “, “”, “”, “”, “” .

, , : ” “, “”, “”, “-“, ” “.

, , . “”, ” “, ” “, “”, “”, ” “.

” “, ” ” ., , . , ( ).

, , , , . . . . . , , .

.

.

“”

: . ” . – . , – . , . . : , ? . ! !” , .

” “

: , . . : ” , . , , , , . , , , . ? . , . “. 3 .

” “

: , . ” , , . . , … , . . !”
3 .

” “

: , .” , . . , – . . ? . , ! ! ? “. ( ), .

“”

: , .” . , . , . . ! !” , .

.

. . “” . : , , . .

“”

1

: .

-. , . , , . . , , . “.

2

: , .

” . , , , . , , . . ! . . , , “. .

“”

: .

“, :


,
,
.

(. )

, . , . ( ) , . , , , – . , … . !”

“-“

: , .

” . “-“.


.

.

(. )

-, , . ” ” – “.

“”

: .

“, . . “” , . . !.. !”

. – ” ” “”.

” “

: .

“, . – , . , , , , . , ( ). , ( ) “”. . “”, , , “” , – , – . . . … “”. , “. .

, .

. ” “. , , .

“”

: .

” . 2-3 . , . . . , … , , , … , . , , , .

, . , , , . .

, , . , . , . , . . , … (30 ).

, … , “.

– .

” “

: , ( , ) .

” ( ) . 2 . . , , , . ( , , .) , , , . . , ” (2-3 ).
.

” “

: , .

” . , “”. “” “”. (1-2 ). . “.

. , , , , , 1- 2 . . , . .

, .

, .

“”

: . , . .

“, . , . . () ! .
, , , “.

: , , ” “.

” ”

: , .

, , , : , , , … , , : , , , … , , , .

” ”

: , .

“, , ” “. -. , , ? , . , . , , , ” . . .

“, , ?” , , . . ” , ?..” .

” , , , . , , , . , ? ? . , , . , . , , …” .

, .

” ”

: , .

. “” – , . ” ” – . , , ( 5-6 ), . , , . .

(, ). – .

.

(” “, “”, ” “, ” “, “”) , .
, , , , ” “.

” ”

: , , .

“! ” “. , – . . : , “. . “! ! , . ! . , , .

( ” “) , “. , , . “! ! ! ! !

, ” “, , , “. , , . “! !

, ? ! ! ! ! !”

, , , : ” , , , , . , !”

” . . . , . !”

: ” “.

3  7 .

, , .

. 2-3 (, , . .) (. ). “+” “-“.

. :

6 – 7 ,
3 – 5 – ,
1 – 2 – .

, .

, , , , .

, . ” “.

.

, , , , – “.

1. .
2. -.
3. .
4. , .
5. .

6. .
7. , .
8. , .
9. .
10. .

11. , .
12 .
13. , .
14. , .
15. , .

16. .
17. .
18. .
19. , .
20. .

. “”, .

15-20 , ,
7-14 – ,
1-6 – .

, .

(.. – .. ).

( ) ( ). .. () …

, . , , . , . , .

. – . ” “.

2 , (, 1-20) (, 21-40) .

:

:

30 – ;
31-45 – ;
46 – .

, . .

, , . ” “.


.

1. “”

( ). , – . ” …” : ” ” ” ” ..

2-3 , ( ) , , .

, . , .

, – , , , .

2. ” “

( ). , .
(), , . .

, , . , .

, , , , , , … , , .

3. ” “

, . , .

, , – . , – ( !).

5-8 . ( ) . , , .

“”.
, , , , .

, . , – . , , . , . , , .

, “” .

4. “”

, , .

. – , – . ( -) “” :

– , ;
– , ;
– , ..

, – . . . , , , , – .

ТРЕВОГА ИЛИ ТРЕВОЖНОСТЬ

Для начала разберемся с понятиями. Тревога – это состояние беспокойства, которое возникает изредка. Когда малыш боится каких-то конкретных событий — это страх.

А тревожность – это постоянное ощущение эмоционального дискомфорта. Когда причин для волнения нет, а фоновое беспокойство и напряжение есть. Излишняя тревожность ощущается настолько остро, что мешает ребенку познавать мир, активно действовать, общаться со сверстниками, участвовать в играх, проявлять себя.

Как определить, касается ли это вашего ребенка?

, . .

, .

, . :

1) , , ;

2) , ;

3) , , , , ;

4) , , , , .

, ( ). .

.

3 :

1) – , ;

2) – () ;

3) , ( ) [, 2008].

, , , , .

2.

2.1

, :

1. (CMAS) ( .. ) [, 2007].

2. .. [, 2007].

3. .. ( ..), () [, , 2006].

4. ׻ [, 2008].

20 . . 44 , 23 21 .

. (CMAS)( .. ). A. Castaneda, .R. McCandless, D.S. Palermo 1956 (Manifest Anxiety Scale) .  (J.A. Taylor, 1953), . 42 , . , . , , . , . , 53 .

.. . , . , 1600 7-12 . .

1. . , , , . , , – . , , – , , .

(). – , , , , . , . . , (.. , ).

2. . , , , .

3. . , , . , (, , , ), (, ), ( , , ) ..

4. , , . . .

5.. , , , , .. , , , , , , .

, , ...

..  1980-1983 . – ,  .. , . , , -, , , , -, , , .. .

, . , .

. , 10-12 ( – 13-16 ).

3 , , (), () (). , ( ), , , . [, 2007].

.. ( ..) .

, , . , , .. .

( ..  – ) : , . , .

: , . , .

– (), (), (), . , . . . .  1948 . , , . , . 4, 2, : , , , .

, , . , , . , , . , . , – , , , . ( .. ), [, 2008].

1 . : – 1 , – 2 – 3 . . , .

2.2

20, 6- 44 , 23 21 . . . (CMAS) ( ..) 1.

. 2.1. CMAS

CMAS, , (43%) .

, , , .

() ( ) [, 2007].

(36%) , , .. , , , [, 2007].

(7% – , 7% – , 2% – ).

, , , , .

, , , , , .

, 1 ( 44) 10 , , ( 22) .

.., ( ), 2.

. 2.2.

, (55%) , , . 21% , , .

8 (18%). , . , ( , , ).

. 3 (7%), , .

2.

. 2.3.

, , , . (43%) , . , , , , , .

, , 23% (10 ). , .

18% (8 .). , . , , , , .

7% ( ). , . , , .

9% (4 ). . , .

2.

. 2.4.

. (66%) , , , . , , , 23% (5 5 ).

7% (2 1 ), , .

1 ( 33). , . , .

1 ( 21). . , – . 2.

. 2.5.

, 68% (21 9 ) , , . , , 14% (2 4 ). 9% (2 4 ). . 9% (1 3 ). . , , , 2.

( 2).

. 2.6.

, .., . (18 5 ) , . , , . , , , . , , – . , , – , , . (). – , , , , , . , . . , (.. , ).

, , 34% (6 10 ). 5% (1 1 ). . 9% (1 3 ). . , , , , , 8, 9, 12, 29 (5, 7, 4, 4 ), , , . 1 , , , , .

.. ( ..) 3. 3.

. 2.7.

.. , . 30% (11 2 ). – (12 10 ). – 21% (6 3 ). ( . ) 2.7.

. 2.8.

7% (2 1 ). 70% (19 12 ). 23% (6 4 ).

. . 4. , , .

.. , .. CMAS .. , . . , 5.

, , , , , . r- [, 2004], : CMAS – .. (r=0,609), CMAS – . (r=0,665), .. – . (r=0,578). , , . . . , -, , , .

, , , , , , .

r-:

CMAS – .. (r=0,479),

.. – .. (r=0,640),

. – .. (r=0,333 p?0,05). , .

2.3

, , , -, , . .

, , . , , , , , , .

. , , , , , .

, , .

, -, , ߻, .

, , . , , .

.

, , , . : .. – , .. ( ..) – , , (CMAS) () – , . . (12 ). , , , , ( , – , , , , : ), ( , , ; ; – , .. , , , ). , , , , , – . , , , . , , .

, , , . , . . – , , .

, , , , , , .

, , , . , , , – , , , , , . , , . , , , . . , . , , – , . : , , , , , .

, , , . .

, , , , , , , , , , , .

, , –, , , , , , , , .

, , , [, , 2007].

, , . , , , . 

.. , , 3 :

1) – , ; – ( , ), ;

2) .

, , , , , – , , ;

3) , , , .

.

, .. , , , . (, ) [, 2007].

. .. , – , . , , [, 2006].

, , . (, .).

, , , , . , , .

.

:

1. – ( , ( ), , , ) [, , 2007]. (, ) .

2. , . – . . .

, , , , , . [, 2006].

, .

.

, , , , . , .

, , , – . : CMAS – ..  (r=0,609), CMAS – . (r=0,665), .. – . (r=0,578). , . . , , -, , , . , , . , , , .

. , , , .

, .. , , , . (, ).

, , , , . , , .

, , –, , , , , , , , . , , , .

, , .

, , , , , , .

, , . .. , .. , , , .

, , . : – ; ; ( ).

, , , , – .

(CMAS) ( .. ), . , , , . , .. .

4 : , , , – ( , .), .

, , , . , .. (2007) 13-14 ( , , , ), 12-13 . . . , .

– , – . , , ( , ) .

1. .. . – 8- . – .: . , 2005, – 496.

2. .. – : . . . . . – ., 2001. – 29 .

3. . . , , , 2005.

4. .., . – .: , 2008, 160 .

5. . ., . – .: , 2008. – 400 .

6. .., . – .: , 2008.

7. .., . , , 2007. – 496 .

8. .., : . – .: , , 2005, – 208 .

9. .., .., .. . – .: , 2003 – 512 . [ ]. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/gameso_vosrast/.

10. .., . – – , 2007, – 352 .

11. . , / . .. . 2- ., . . – .: -, 2000. – 289 .

12.  . .,  / : / . – . . . . ., 1997.

13. .., . – .: , 2005. – 418 .

14. .., , , 2006, – 672 .

15. .., . – . [ ]. URL:http://www.koob.ru/zaharov_a_i/.

16. ., , .: : -, 2008 – 954 .

17. . .,   , .: , , 2001 – 752 .

18. .., . – .: , 2003.

19. .., // . – 2007. –  3. – .69-78.

20. .., .., – , – , 2007.

21. ., , :  , .: , 2001 ., – 576 .

22. .., , .: – 2010, – 256.

23. .., -. , .: , 2006, – 336 .

24. .., . . . – .: , 2004. – 392.

25. . .,  . [ ]. URL:http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO022006/
pn062039.htm.

26. .., : . – .: , , 2006. – 460.

27. . ., . ., // 1 (2), , 2007.

28. .., : . . . . . . – .: , 2000, – 184 .

29. .., // . – 2006. –  1. – .20-33.

30. : / . .. , .. . – .: , 2006, – 688.

31. / . .., ., – 2009, – 304 .

32. .., : (+CD). 2- . – .: 2007. – 192.

33. .., – [ ]. // : . . . 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru

34. – – , 2001.

35. – 6 – , 2001.

36. . . / . .., .: , 2000 . – 512 .

37. : / . . .. , .. . – 2- ., . . – .: , 1990. – 494 c.

38. . . / . . .. ., .: -, 2008, – 504 .

39. / . .., .. ., – , , 2004., – .30.

40. .., .., , , , ., 2007,

41. ., , , 2006, – 384 .

42. .., . – ., 1996.

43. .., : . – .: -,2003.

44. .., . (10-12 ), .: , 2007, – 216 .

45.  ., //    . ., 1983. . 12-24.

46. .., : – , .: -, 1995, – 168 .

  • . , . .

    [186,9 K], 09.08.2010

  • . . . .

    [77,3 K], 20.05.2014

  • . . , , -, . .

    [113,3 K], 29.07.2012

  • . . . . .

    [110,0 K], 12.01.2014

  • . , ” “. , .

    [4,2 M], 08.03.2012

  • . . .

    [692,6 K], 17.06.2015

  • . : . . .

    [568,9 K], 20.09.2013

  • (). , , . .

    [545,3 K], 06.09.2015

  • . . . : , . 37 .

    [133,6 K], 28.06.2011

  • . ” ” . . . .

    [39,5 K], 15.01.2015

Что это за явление?

Слово «тревожный» впервые появилось в словарях, датированных 1771 г. На сегодняшний день исследователями выдвинуто множество версий, которые объясняют происхождение данного термина. Одна из них расшифровывает это понятие как трижды изданный противником сигнал угрозы.

девочка сидит

Психологический словарь разъясняет термин «тревожность» как индивидуальную особенность психики человека, заключающуюся в его склонности проявлять беспокойство при возникновении самых разных жизненных ситуаций, в том числе и таких, которые даже и не предрасполагают к этому.

Но стоит иметь в виду, что тревога и тревожность являются разными терминами. Если первое понятие означает лишь эпизодическое проявление волнения и беспокойства ребенка, то второе представляет собой устойчивое состояние.

Тревожность не связывают с определенной ситуацией. Она проявляется практически всегда. Подобное состояние сопровождает человека при выполнении им любого вида деятельности.

Формы повышенной тревожности

Существует две формы детской тревожности:

  1. Открытая. Ребенок сознательно переживает определенные эмоции и демонстрирует их своим поведением.
  2. Скрытая. Когда ребенок сам не осознает, что испытывает беспокойство. Это может проявляться в чрезмерном спокойствии, апатичности или даже отрицании любого дискомфорта. 

Второй вид тревожности встречается гораздо реже, основным его симптомом считают так называемое «неадекватное спокойствие». Ребенок настолько сильно переживает, что тщательно скрывает это, демонстрирует полное спокойствие и отрешенность от ситуации.

Тревожный ребёнок

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Уровень тревожности подростков может быть серьезным сигналом

Иногда такое поведение у подростков является признаками депрессивного или тревожного расстройства, что значительно мешает успеваемости, особенно, у тех, которые ранее были упорядоченными в поведении и хорошо учились. Повышенная тревога может активировать вегетативную нервную систему, и тогда наблюдаются избыточная потливость, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, покраснение лица и шеи, а также нарушения сна. Нередко проявлениями повышенной тревожности наблюдаются пищевые нарушения, такие, как булимия или анорексия.

Также повышенная тревожность может быть следствием ранней влюбленности.

От недостатка внимания такие дети начинают много фантазировать. Придумывают истории о своей личности и всячески стараются привлечь к себе внимание, дабы занять все время взрослых своей персоной. Многие дети стараются угодить своим поведение взрослым, заслужить одобрение и становятся чрезмерно дружелюбными.

Родители часто довольны и их устраивает такая модель поведения детей. Но это никак не положительное качество. Такая модель поведения может закрепиться и перерасти в зависимость, сопровождая его на протяжении всех последующих этапах развития и взросления.

1.2. Научное обоснование программы.

В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Усложняющие задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития и связанные с ними эмоциональные и физические перегрузки, последствия информационного взрыва, обострение социальных проблем, приводят к повышению влияние стрессового фактора на человеческую жизнь. Поэтому феномен тревожности становится наиболее важным проявлением развития личности.

Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, 1980; Н.Д.Левитов, 1969; Р. Сарасон, 1975 и др.). Ряд исследователей вместе с тем с тем всё шире анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Р.Б. Кеттел, 1976; Ч. Спилбергер, 1980; К. Роджжерс, 1951).

Сегодня изучаются как общие вопросы тревожности: источники тревожности (Д.В. Аткинсон, О. Ранк), роль и специфика связей тревожности и мотивации личности (О.В.Дашкевич, А.М.Прихожан), так и более частные вопросы: возрастные особенности и тип акцентуации (Л.Н. Захарова, Б.И. Кочубей).

Методики диагностики

Внимание! Выявление детской тревожности происходит путем использования нескольких методик – не менее трех. По результатам одного теста диагностировать чрезмерное нервное напряжение неверно.

Повышенную тревожность у ребенка можно диагностировать несколькими способами:

  1. Методика «Нарисуй человека». Использование метода направлено на анализ самого процесса создания рисунка, а также на получившийся результат. У детей с признаками постоянного нервного напряжения рисунок будет иметь отличительные черты:
  • выраженный нажим на карандаш;
  • прорисовка мелких деталей в большом количестве (ресницы, пуговицы, возможно, лишние пальцы на руках);
  • многократное обведение контура;
  • частые исправления, в основном ухудшающие вид рисунка;
  • использование штрихов.
  1. Методика тестирования по шкале явной тревожности. Проводится для детей, посещающих школу. В тесте-опросе – 42 специфичных вопроса на выявление тревожности и 11 общих на выявление желания угодить взрослому.
  2. Анкета. Для ее заполнения обращаются за комментариями ко взрослым – родителям обследуемого ребенка и его педагогам, составляя общую картину поведения в разных социальных группах.
  3. Проективная диагностика для школьников с использованием рисунков. Для проведения тестирования применяют два набора изображений человеческих лиц: для мальчиков и девочек отдельно. Ребенка просят ответить на два вопроса: какое это лицо, и почему оно такое. Если ребенок ответил более семи раз (из 12), что видит негативные эмоции, его можно считать тревожным.
Занятие с психологом

Занятие с психологом

Как облегчить тревожность у детей?

Существует несколько шагов, которые помогут родителям облегчить сепарационную тревогу у ребенка:

  • Практикуйте разделение. Сначала попробуйте оставить ребенка с воспитателем на короткое время и на небольшом расстоянии.
  • Запланируйте разделения после сна и кормления. Младенцы более восприимчивы к разлуке, когда они устали или голодны.
  • Разработайте ритуал прощания. Ритуалы должны быть простыми и ободряющими, например, просто помахать через окно или воздушный поцелуй.
  • Пускай ребенок постепенно привыкает к изменениям окружающей среды. Пускай воспитатель приходит к Вам домой. Если ребенок уезжает из дома, позвольте уму взять с собой любимую игрушку или любую другую знакомую вещь.
  • Не меняйте воспитателя. Если вы оставляете ребенка с воспитателем или няней, постарайтесь ее/его не менять.
  • Уходите без лишнего шума. Объясните ребенку, что Вы уходите, но скоро вернетесь, только потом спокойно уходите.
  • Минимизируйте просмотр страшных фильмов. Ребенок будет не таким боязливым, если Вы не будете вместе с ним смотреть страшные фильмы и телепередачи.
  • Старайтесь не поддаваться. Объясните ребенку, что ничего страшного не происходит и все будет нормально — расстановка ограничений поможет ослабить тревожность у ребенка.

Виды тревожности у детей

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша. 

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств. 
 

Причины тревожного поведения

В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

  1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
  2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
  3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
  4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
  5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
  6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
  7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Как понять, что у ребенка повышенная тревожность

В помощь родителям — небольшой тест для самодиагностики. Прочитайте эти утверждения и подумайте, насколько они характерны вашему ребенку. Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему. 

Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:

  • боится всего нового, неизвестного;
  • напряжен, скован, остро реагирует на любую неприятную мелочь;
  • не уверен в себе;
  • быстро устает;
  • рассеянный, совершает бессмысленные действия;
  • склонен к негативизму, видит в людях и событиях только плохое;
  • пассивен, апатичен, его трудно чем-то увлечь;
  • плохо реагирует на критику;
  • испытывает чувство вины даже в тех случаях, когда объективно не виноват;
  • критикует других людей за малейшую оплошность;
  • жалуется на плохие мысли, страшные сны;
  • плохо спит, засыпает с трудом;
  • часто плачет;
  • не может переносить ожидание (например, в очереди);
  • избегает любых трудностей

Смена детского коллектива

Этот фактор приводит к возникновению мощной стрессовой ситуации. Смена коллектива вызывает необходимость в установлении новых контактов с пока еще незнакомыми детьми. При этом конечный результат таких субъективных усилий заранее не может быть определен, так как в основном зависит от тех учащихся, из которых и состоит новый класс. Следовательно, формированию тревожности способствует перевод ребенка из одной школы в другую, а иногда перевод из класса в класс. Если отношения с новыми товарищами будут складываться благополучно, то это станет одним из важнейших ресурсов мотивации для посещения школы.

Сравни и расстройся

Многие научные исследования доказывают, что «подсматривание» за чужими жизнями в соцсетях заставляет нас чувствовать себя несчастными.

Это старая дилемма под названием «сравни и расстройся». Мы любопытны, поэтому заглядываем в чужую жизнь, а потом грустим. Это порочный круг, если вы понимаете, что не можете остановиться. Это похоже на одержимость.

Отказавшись от соцсетей хотя бы на неделю, вы, скорее всего, почувствуете тревогу. И если решите, что больше не можете ее терпеть, и откроете свой «Инстаграм», тревога снизится. Именно это и подкрепляет обсессивность (навязчивость) нашего желания постоянно проверять соцсети. Поэтому, если вы считаете, что социальные сети влияют на ваше настроение или обостряют ваши тревоги, постарайтесь отказаться от этой вредной привычки. Ваши тревоги начнут обостряться, но потом достигнут пика и постепенно стихнут.


Соцсети заставляют подростков тревожиться и чувствовать себя несчастными. Источник

Причины возникновения детской тревоги

Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога

Чрезмерно беспокойным ребенок может родиться, может и приобрести это состояние из-за воздействия внешних факторов. Причины частых проявлений тревожности:

  • врожденный темперамент, диктующий бурную реакцию ребенка на ситуацию;
  • ранняя или вынужденная длительная разлука с родителями;
  • неспокойная обстановка в семье, преобладание частых конфликтов и общения на повышенных тонах;
  • постоянная критика ребенка со стороны родителей;
  • бесконтрольно работающий телевизор дома, являющийся фоном для взрослых, но тяжелой психической нагрузкой для ребенка.

Важно! Обстановка в среде, где большую часть времени проводит ребенок, влияет на его психическое развитие и моральный комфорт. В первую очередь, родителям следует проанализировать домашнюю обстановку и свое поведение.


Конфликт в семье

Тревожность у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

У малышей формирование тревожности зависит в основном от тревожности взрослых. Чем более выражена она у родителей, тем больше шансов, что ребёнок ещё в малом возрасте приобретёт подобные черты. Чем комфортнее чувствует себя малыш в семье, тем спокойнее и расслабленнее он будет. Основные страхи, которые могут стать триггерами повышенной тревожности в этом возрасте, это
страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. С 5-7 лет добавляется страх смерти.

Шестой способ

Эмоциональные качели. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое, противоположное для эмоциональных процессов. Качели — это попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности.

Простейшим примером эмоциональных качелей является подбрасывания ребенка на руках. Ребенок то летит без всякой опоры и ощущает себя в опасном положении, то опускается на руки взрослого, которые для него являются символом защиты.

Любой ребенок — частица будущего. Трудясь над его воспитанием, каждый из родителей участвует в исправлении мира.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если  ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого стресса – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести  к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это  приводить к задержке развития ребенка.

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

повышенная тревожность

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.

повышенная тревожность

Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»

повышенная тревожность

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Римма Казанцева

Иллюстрации: Юлия Прососова

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Последствия

Если вовремя не обнаружить тревожность у дошкольника и помочь ему справиться с этой проблемой, последствия могут быть довольно плачевными. Тревожность в раннем детстве перерастает в более глубокую душевную травму и может проявиться в следующем:

  • Социальная отчужденность. Ощущая себя крайне неуверенно и замкнуто, ребенок перестаёт общаться с окружающими, всячески старается избежать встречи с новыми людьми и разговоров с детьми. Таким образом, круг общения ограничивается самыми близкими родственниками, проживающими под одной крышей. В связи с этим дошкольник не усваивает основные социальные нормы, процесс адаптации в коллективе протекает крайне сложно.
  • Необходимость встречи с незнакомым человеком или общения с окружающими становятся причиной повышенного беспокойства и даже могут привести к настоящей истерике.
  • Ухудшение успеваемости в школе. Зачастую тревожные дети учатся хуже, так как боятся лишний раз учителю или дать ответ на вопрос. Но, справедливости ради, стоит отметить, что бывает и диаметрально противоположная ситуация. Боясь гнева родителей или учителя, школьник изо всех сил старается выполнить задание максимально хорошо и правильно. Что же будет, если такому ребенку вдруг не удастся получить пятерку? Травмирующая ситуация усилит беспокойство и чувство страха у тревожного малыша.
  • Стабильный непреодолимый страх перед совершением ошибки. Проявляется следующим образом: боясь оступиться или сделать что-то неправильно, человек просто отказывается от того или иного действия; становится нерешительным, безвольным человеком.
  • Неадекватность в поведении взрослого человека чаще всего обусловлена детской тревожностью. Так называемые фрики – это взрослые, которые яркой внешностью и экстравагантностью стараются компенсировать свою замкнутость и отверженность в детстве.

Итак, если вовремя не провести коррекцию тревожности у дошкольника, он вырастет закомплексованным, безынициативным, нерешительным взрослым, который вряд ли добьется в жизни успеха.

Что нельзя говорить человеку с тревожными расстройствами

«Ты счастлив, только когда страдаешь». Это самое обидное из всего, что может услышать подросток, который страдает от тревоги и стресса. Не позволяйте никому винить вас или вашего ребенка в том, что ему плохо. Это все равно что винить человека за его аллергию или трубкозуба — за то, что он трубкозуб.

Вот несколько фраз, которые также не стоит говорить тревожному человеку:

• «А ты не можешь просто успокоиться?!»

• «Не делай из мухи слона».

• «Все только в твоей голове».

• «Могло быть гораздо хуже».

• «В мире много людей с настоящими проблемами».

• «Ты слишком много переживаешь».

Селективный мутизм

Селективный, или избирательный мутизм, в раннем возрасте проявляется, как упорное смущение разговаривать при других людях. Если ребенок спокойно общается дома, но не может выдавить и звука в общественном месте, это, скорее всего, симптом избирательного мутизма. Хотя некоторые воспитатели и преподаватели воспринимают это, как признак застенчивости или упрямства, такое непреднамеренное молчание — повод для визита к специалисту.

Селективный мутизм может привести к тяжелым последствиям: он мешает участвовать в общих мероприятиях, хорошо учиться, социализироваться, наконец, он не дает возможности даже спросить, можно ли выйти в туалет, или обратиться за помощью, если ребенку больно. Некоторые дети склонны замирать на месте, когда от них требуют что-то сказать. Другие могут использовать мимику и жесты для ответа без вербального общения.

Постоянный страх и тревога у детей (16)

Тревожные дети

Как выявить беспокойных школьников? Сделать это не так и просто. Ведь агрессивные и гиперактивные дети всегда на виду, а эти стараются не показывать своих проблем окружающим людям. Тем не менее проведение диагностики школьной тревожности возможно с помощью наблюдений учителя. Детей с негативными эмоциями отличает излишнее беспокойство. Причем порой они боятся вовсе не грядущего события. Их страшит предчувствие чего-то нехорошего. Чаще всего они ожидают только худшего.

мальчик плачет перед школой

Тревожные дети чувствуют себя абсолютно беспомощными. Их пугают новые игры и не освоенные ранее виды деятельности. У тревожных детей отмечаются завышенные требования к самим себе. Это выражается в их самокритичности. А вот самооценка у них находится на низком уровне. Такие школьники считают, что они хуже других буквально во всем, что они самые неуклюжие, ненужные и некрасивые среди своих сверстников. Именно поэтому им так важно одобрение и поощрение взрослых.

У тревожных детей часто наблюдаются соматические проблемы в виде головокружений и болей в животе, спазмов в горле, затруднении поверхностного дыхания и проч. При проявлении негативных эмоций они часто жалуются на ком в горле, сухость во рту, учащенное сердцебиение и слабость в ногах.

Полезные упражнения

Природа расстройства всегда тесно связана с нарушением дыхательного ритма, поэтому дыхательные упражнения характеризуются психологами как одни из наиболее эффективных в составе комплексной терапии:

  • Задувание свечей. Для этого можно использовать как реальные свечи, так и вымышленные. После полного плавного вдоха следует медленный выдох через почти полностью сомкнутые губы. Интерпретацией занятия может стать пускание мыльных пузырей.
  • Зевание. Нервный человек с помощью зевания остужает мозг, в случае его перегрева, а также успокаивает сиюминутное возбужденное состояние.
  • Фигурное дыхание. Упражнение заключается в том, чтобы выдыхаемым потоком рисовать воображаемые геометрические фигуры.

Снижение мышечного тонуса

Для беспокойных ребят чрезвычайно полезны релаксирующие упражнения. В перечень рекомендаций родителям тревожных детей входит проведение сеансов массажа, йоги, дыхательной гимнастики.

Отличный способ снять повышенное беспокойство у ребенка — раскрасить лицо ненужными помадами или специальными красками. Можно устроить своего рода маскарад или шоу с переодеваниями. Для этого совместно с детьми делают маски, костюмы и прочие аксессуары. Такое импровизированное представление расслабит малыша и доставит массу удовольствия.

101 способ победить тревогу

Авторы книги предлагают 101 способ справиться с тревогой и стрессом. Это простые действия, которые помогут в самый пик тревожности как подросткам, так и взрослым. Способов так много, что каждый сможет выбрать что-то для себя.

Вот лишь несколько из них:

1. Сомневайтесь в своих тревогах. На чем они основаны? Что произойдет в худшем случае? А что — в наиболее вероятном? Помните об этой важной цепочке: мысли порождают чувства, а чувства — действия. Негативные мысли приводят к негативным эмоциям, а те — к негативным действиям.

2. Заведите себе амулет — какой-нибудь небольшой и гладкий предмет. Берите его в руки, когда на вас нападают стресс или тревога.

3. Купите жвачку. Жевательная резинка снижает уровень кортизола и облегчает стресс.

4. Чаще обнимайтесь с друзьями и знакомыми. Объятия — это бесплатная терапия. Они снижают стресс и артериальное давление.


Такие простые вещи, как объятия, помогают снизить тревогу. Источник

Рекомендации родителям тревожных детей

Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
  2. Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
  3. Прилюдно хвалите ребенка.
  4. Не произносите унижающих достоинство детей слов.
  5. Меньше критикуйте.
  6. Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
  7. Проводите больше времени вместе.
  8. Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
  9. Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
  10. Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
  11. Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
  12. Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.

Помощь психолога

Терапия является результативным средством для преодоления беспокойства у детей. Когнитивная поведенческая терапия имеет позитивные результаты исследований.

Поведенческая терапия для беспокойства включает:

  • методы релаксации;
  • визуальная терапия;
  • воздействие опасной ситуации в клинической обстановке.

Когнитивная терапия для лечения тревоги включает:

  • идентификация и изменение мышления;
  • борьба с иррациональными убеждениями.

Дети также получают информацию о тревожных расстройствах, что выступает частью терапии.

Один из способов уменьшить беспокойство у детей – научить их искать ранние признаки тревоги, а затем реализовать план.

Постоянный страх и тревога у детей (5)

Видео «Черты характера. Воспитание детей»

  • Автор: Полина
  • Распечатать
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.
Оцените статью:

(1 голос, среднее: 1 из 5)

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь  к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом.  Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.

Техники для снятия приступов тревоги

Вот еще несколько приемов, позволяющих уменьшить тревожность:

  1. Написать о том, что беспокоит, на листе бумаги, потом его сжечь или порвать, можно скомкать и выкинуть в реку.
  2. Старшему ребенку предложите вести «дневник беспокойства». Пусть каждый день записывает свои страхи, в потом, например, по воскресеньям, перечитывает свои записи. Скоро он сам пойдет, что они безосновательные и бессмысленные.
  3. Поиграйте в психотерапию. Пусть малыш выберет игрушку, которая будет его выслушивать, без присутствия взрослых. Выговорившись, дети сразу успокаиваются.
  4. «Сломайте» телевизор — что-то там вытащите, чтобы он не включался.
  5. Каждый день делайте успокоительную ванну с ароматными травами.

Есть также чисто физиологические приемы, позволяющие быстро справиться с приступами беспокойства:

  • интенсивно растереть уши;
  • 10 секунд мять мочки ушей;
  • плотно сплести пальцы и держать несколько минут;
  • с силой упереться в стену, напрячь все мышцы и посчитать до 10;
  • принять позу героя — Супермена или Бэтмена и постоять так 2 минуты;
  • прыжки со скакалкой — сколько хочется.

А главное, ребенок должен понять, что ничего страшного в тревожности нет, эту тему можно спокойно обсуждать и со сверстниками. Так стант намного легче.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Тревожность у детей с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями (дцп, зпр)

Физически здоровые дети, у которых, казалось бы, нет причин для страха, страдают повышенной тревожностью. Что же говорить о детях, которые от рождения отличаются от сверстников? Их нервная система еще более подвижна и ранима. Такие детки сильнее подвержены страхам, проблемы со здоровьем делают их беззащитными перед суровыми реалиями, заставляют особых деток чувствовать себя неполноценными, неспособными на самостоятельность. Такие ребята еще сильнее нуждаются в защите и поддержке взрослых. И именно от родительской позиции, в первую очередь, зависит то, каким вырастет ребенок – будет это сильная уверенная в себе личность или закомплексованный и запуганный зверек, загнанный в угол.

Автор: Левио Меши

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Помогаем малышу справляться с беспокойством

Чаще разговаривайте с ребенком и узнавайте, что его тревожит, чего он боится. Показывайте ему мультики или художественные фильмы, где герои точно так же страшатся опасности, но преодолевают свои страхи и достигают поставленной цели. Объясните, что страх испытывают все, но важно уметь справляться с этим чувством.

Проанализируйте свое поведение как родителя. Возможно, вы слишком много требуете от ребенка, или его ритм жизни чересчур стремителен для него самого. Каждому человеку необходимо какое-то время для одиночества и обособленности, а потому важно, чтобы у чада было свое, личное пространство. Если таких условий нет, а есть только строгий и не всегда справедливый родитель — это загоняет малыша в рамки, вселяя в его сердце неуверенность и тревогу.

Рекомендации для педагогов

Как педагогу помочь ребенку с повышенной тревожностью?

  • Минимизировать влияние травмирующих ситуаций (не заставляйте отвечать при всех, если ребенок боится этого).
  • Создавать ситуацию успеха, в которой он почувствует себя сильным, значимым, способным на поступки.
  • Хвалить ребенка за старания.
  • Отмечать прогресс своего воспитанника.
  • Верить в каждого ребенка!

Итак, повешенная тревожность дошкольника – это не болезнь или психическое расстройство. Но это своеобразный клич о помощи, сигнал взрослым о том, что малыш нуждается в любви, заботе и поддержке. Очень важно вовремя заметить изменения в поведении ребенка и начать психокоррекционную работу, чтобы помочь малышу стать уверенной в себе и успешной личностью.

Организация жизни тревожных детей

Для таких ребят огромное значение имеет соблюдение режима. Они не очень любят гигиенические процедуры, поэтому важно, чтобы купание в ванне приносило им удовольствие. Пусть это будет пена, игрушки, то есть то, что им нравится. С оздоровительными процедурами и осваиванием плаванья лучше повременить. Тревожные дети не любят переодеваться, поэтому одежду для них лучше приобретать удобную, которую легко снимать и надевать.

характеристика тревожного ребенка

Ребят с синдромом беспокойства сложно накормить, поэтому не нужно готовить для них многокомпонентные блюда, пусть это будет что-то простое и полезное.

Тревожному ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому для него необходимо создавать условия, при которых он может находиться среди детей. Не нужно заставлять малыша, его следует мягко направлять.

Порой родителям очень не просто находить общий язык со своим чадом, но если чутко реагировать на его чувства и просьбы, установить теплые отношения, то со временем он начнет меняться в лучшую сторону.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...