Теории личности: отечественные и зарубежные

Содержание

Теории личности в психологии

Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:

  1. Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
  2. Наиболее важный возрастной период его формирования;
  3. Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
  4. Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
  5. Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.

Психодинамическая теория личности

Для зарубежной психологии, да и для всего мира в целом, имя Зигмунда Фрейда стало ассоциироваться с классическим психоанализом. Именно австрийский психолог выдвинул нашумевшую теорию о том, что главным движущим фактором человека являются инстинктивная сексуальность или

либидо

.

Согласно теоретическому материалу З.Фрейда классификация структуры личности следующая:

  • ID или Оно – совокупность бессознательного. Именно здесь присутствуют сексуальные и агрессивные побуждения, т.е. движущей силой человека является получение удовольствия.
  • EGO или Я – осознанные познавательные и исполнительные функции. В этой структуре личностных черт содержится все, что человек знает о реальном мире. Именно Эго регулирует все бессознательные процессы и укрощает ID и Суперэго.
  • Superego или Сверх-Я – содержит социальные и нравственные нормы, моральные и обусловленные культурой ценности.

Теоретические аспекты психоанализа основаны на том, что сексуальная составляющая дается людям от рождения. По мере взросления и возрастания возбуждения личность ищет разрядки, при этом неразрешенные детские конфликты становятся предпосылками к формированию психосексуальных типов.

Зарубежная психология

В зарубежной психологии можно выделить несколько подходов, в рамках которых трактуется феномен личности.

Биологизаторский подход

В основе – идея о биологических процессах созревания организма, разбитых на универсальные стадии.

Теория С. Хола

В своей концепции автор ориентировался на закон рекапитуляции, то есть утверждал, что в своем развитии каждый человек проходит стадии развития всего общества.

Теория Э. Кречмера

Автор утверждает, что существует связь между конституцией человека и его личностным развитием.

Теория З. Фрейда

Согласно этой концепции, все поведение и развитие человека пронизано бессознательными влечениями и инстинктами, особенно сексуальными.

Социогенетический подход

Представители этого направления ориентируются на взаимосвязь развития личности и социализации, развития общества, взаимоотношений индивида с окружением. То есть человек становится личностью только в обществе, в процессе социальных отношений.

Теория Э. Торндайка и Б. Скиннера

Жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков.

Теория К. Левина

Автор разработал «теорию поля», или «жизненного пространства». Согласно концепции, личностью управляют стремления и намерения. Они в свою очередь выражаются в направленности, величине и точке прикосновения к полю личности.

Психогенетический подход

Мотивы

Представители этого направления не исключают влияния обоих факторов (биологического и средового). Но на первое место по значимости выносится развитие психических процессов.

Теория Э. Эриксона

Психодинамическая концепция, согласно которой ведущими элементами личности являются внерациональные, например, эмоции и стремления.

Теории Ж. Пиазже, Дж. Келли

Когнитивистские концепции, акцентирующие внимание на познавательном развитии личности.

Теории Э. Шпрангера, К. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса

Персонологические концепции, авторы которых рассматривали развитие личности в целом, а не по категориям.

Теории специфики личности

Некоторые авторы посвятили свои исследования выявлению характерных черт личности, факторов поведения, особенностей.

Теория Р. Кеттела

Автор выделил 16 факторов (устойчивых черт), по которым можно предсказывать поведение личности (рисунок ниже).

Черты личностиОпорные черты личности по Р. Кеттелу

Теория Г. Айзенка

Английский психолог рассматривал 2 отличительных направления личности:

  • экстраверсия (интроверсия);
  • нейротизм (стабильность или нестабильность эмоциональной сферы).

Совокупность этих элементов создает тип личности. В результате можно выделить 4 типа личности (рисунок ниже).

ОсобенностиТипы личности по Айзенку

Даже на фоне анализа этих концепций можно отметить размытость границ между понятиями личности, индивида, индивидуальности, характера, темперамента, врожденного и приобретенного.

Деятельностный подход к познанию

История познания показывает ограниченность созерцательного подхода к пониманию процесса познания. Знания всегда обусловлены уровнем и ха- рактером человеческой деятельности (теоретической или практической), потребностями общества, способами их получения, и поэтому и объект познания, и знания принимают специфический облик на каждом историческом этапе общественного развития.

Это дало основание И. Канту — основоположнику немецкой классической философии — предположить, что вовсе не субъект, познавая, открывает объективные законы, а, наоборот, объект, приспосабливаясь к нашему чувственному созерцанию, становится познаваемым по законам субъекта.

| Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследо- щ ванием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Он стремился обосновать деятельностный подход к пониманию познания. Исходным пунктом деятельностного подхода в познании является понимание познания как конструктивной работы по воспроизведению объекта в мысли, обусловленный определенной позицией субъекта познания, используемыми им средствами, предпосылками и установками.

В одной из основных работ этого периода «Критика чистого разума» (1781) Кант ставит проблему: как возможно достоверное знание. Эта проблема конкретизируется им через три более частные проблемы: как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика (философия)? Кант считает, что научным характером обладают только математика и естествознание, которые дают достоверное знание. Достоверность научного знания — его всеобщность и необходимость, по мнению Канта, обуславливается структурой трансцендентального (находящегося по ту сторону опыта) субъекта, его надындивидуальными качествами как представителя человечества. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (априорные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка.

Пространство и время как доопытные формы чувственности создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация этих предпосылок осуществляется на основе деятельности рассудка. Рассудок — это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он подводит многообразие чувственного материала под единство понятий и категорий. Таким образом, не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а напротив, формы рассудка — понятия и категории — конструируют предмет. И поскольку понятия и категории носят независящий от индивидуального сознания необходимый и всеобщий характер, то знание, основанное на них, приобретает объективный характер.

Все что находится за пределами опыта — умопостигаемый мир — может быть доступен, по Канту, только разуму, который оперирует идеями. Разум — это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Идеи, по Канту, — это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которое оно ставит перед собой.

Трансцендентальные идеи разума (идеи Бога, бессмертной души и свободы) хотя и не доказуемы, должны быть приняты на веру. Это — моральная вера, составляющая основу человеческой нравственности. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но понятия и категории рассудка действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок запутывается в противоречиях, впадает в иллюзии. Примером того являются антиномии — противоречивые взаимоисключающие положения — разума. Они имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются дать заключение не о мире опыта, а о мире «вещей в себе». Например, размышляя о мире в целом, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконечный в пространстве и времени.

І Таким образом, Кант, обосновав тезис о том, что познающий субъект определяет способ познания и конструирует предмет знания, совершает переворот в философии, который часто называют «коперни- канским переворотом».

Суть его можно выразить так. В классической метафизике трансцендентальными были бытийные условия, т.е. условия без которых нет самого объекта, бытия как такового. Но после Канта стало бессмысленно говорить об объективных условиях как таковых. Остался объект — относительно субъекта, а трансцендентальное стало означать смещение с объекта на субъект, т.е. на то, что субъект вносит в объект в процессе познавательного действия. Т.е. Кант дерзко предположил, что объекты, возможно, приспосабливаются к нашему чувственному созерцанию. Не интеллект вырабатывает понятия, способные выразить объект, а наоборот, объекты, как только они помыслены, начинают регулироваться и согласовываться с понятиями интеллекта. Деятельность субъекта в концепции Канта выступает как основание, а предмет исследования — как следствие.

| Сущность научного познания состоит не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты.

Объект познания, по мнению Канта, не данность, а конструкция. Субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию априорные идеи и схемы.

Утверждая активную роль субъекта в познании, Кант считал, что человек может знать только явления, т.е. вещи как они существуют в сознании субъекта. Каковы же вещи сами по себе человек, по мнению Канта, не знает и не может знать. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непознаваемыми. У человека нет средств установить связь между «вещами в себе» и явлениями («вещами для нас»). Отсюда Кант делает вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Мир «вещей в себе» закрыт для чувственности, и, следовательно, для теоретического познания. Основная проблема классического трансцендентализма (проблема, в которой, как в фокусе, сосредоточились сильные и слабые, последовательные и противоречивые стороны этой гносеологической концепции) заключалась в выяснении, каким образом субъективные условия мышления могут приобрести объективное значение. Объективность знания, по Канту, создается самим же сознанием субъекта, благодаря способности интеллекта соединять чувственные представления в рамках априорных понятий. А это в свою очередь, возможно благодаря единству сознания («трансцендентальному единству апперцепции»), его формаль- ной априорной организации, не зависящей ни от какого эмпирического содержания. «Субъективность» и «объективность» в гносеологии Канта неразрывны.

Однако проблема «трансцендентального единства апперцепции» оставалась в ней открытой, что и стало основанием для обвинений Канта то в агностицизме, то в противоречивости используемых им понятий, в эклектическом сочетании субъективизма и объективизма, идеализма и материализма, агностицизма и гносеологического оптимизма… И эти обвинения направлялись в адрес мыслителя, поставившего, наверное, самую острую из всех теоретико-познавательных проблем, не сглаживая ее углов и не выдавая мнимые решения за подлинные23.

Деятельностный подход к пониманию процесса познания в той или иной мере разрабатывался в рамках философских систем Гегеля и марксизма. Так, Гегель делал акцент на абстрактно-деятельностный характер познания, абсолютизируя творческую активность Абсолютной идеи. Он трактовал познание как развитие и самопознание мирового духа, абсолютной идеи.

Марксизм особый акцент сделал на роль предметно-практической деятельности в процессе познания, стремясь преодолеть созерцательный подход к пониманию процесса познания, который разрабатывали материалисты XVII-XVIII вв. Однако, утверждая, что процесс познания — это процесс активного отражения действительности, обусловленный потребностями общественно-исторической практики, представители марксистской философии делали больший акцент на слове «отражение», а не на «активное».

Долгое время в отечественных исследованиях теории познания как бы не замечали тот факт, что познавательный процесс не исчерпывается отражательными процедурами и сам результат — знание как образ познаваемого часто достигается другими по природе средствами или в тесном взаимодействии с ними. Фундаментальными для процесса познания наряду с отражением, предстают: репрезентация — как амбивалентный по природе феномен одновременного представления-отражения объекта и его замещения-конструирования (моделирования); конвенция — как обязательное событие коммуникативной по природе, интерсубъективной деятельности познания; наконец, интерпретация, которая выступает не только как момент познания и истолкования смыслов, но и как способ бытия, которое существует понимая24.

. .

, , . , , – .

. . . . , .

. . , , . . . , , , , . . . , , .

. . . . , . . , .

. . () , (, , , , , , , ..). () , , . .

. . . , . , , , , , , .. , , , .

. . . . , , .

, , . , . . , , , . . , .

. . . .

, .

1. , , , .. , ( , , , ) .
2. , , . , .
3. . , . , . .
4. , . , .

. , . . , .

, . , , , . .

, , , , , , . , .

, , , .

, , , , . . , .

( ): , , , , – .

, , – . , . . , – – : , – , , – (), , , .

, , , . , , . , . . , : , , , , , , , .

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Теория личности Карла ЮнгаКарл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Результатом успешного разрешения проблем является здоровая личность, в то время как трудности на ранних стадиях могут быть предвестником дальнейших проблем. Эта теория показывает, что мотивация и цели менеджеров меняются с возрастом.

Таблица 5. Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия

Возраст

Содержание кризиса

Позитивное разрешение

1

0-1  год

новорожденный

Доверие-недоверие

Доверие

2

1-3 года

раннее детство

Автономия- стыд, сомнение

Автономия

3

3-6 лет

«возраст игры»

Инициатива – чувство вины

Инициатива

4

6-12 лет

младший школьный возраст

Трудолюбие- чувство неполноценности

Трудолюбие

5

12-19 лет

средний и старший

школьный возраст

Я-идентичность – смешение ролей

Идентичность

6

20-25 лет

ранняя зрелость

Близость – изоляция

Близость

7

26-64 года

средняя зрелость

Порождение, творчество – застой

Творчество

8

65 лет- смерть

поздняя зрелость

Интеграция – отчаяние

Интеграция, мудрость

Что такое личность?

Психология личности дает ей определение, как сформировавшейся и являющейся относительно устойчивой системой поведения для каждого отдельно взятого индивидуума. Выстраивается такая система, прежде всего, в рамках определения степени вовлеченности в социальную среду. Основа, стержень формирования личности – это самооценка, которую выстраивает индивид, сравнивая себя с другими людьми и оценивая их.

Процессом формирования личности, а также всем, что с этим взаимосвязано, люди интересовались с самых давних времен. Мало кто знает, что изначально, термином «личность» обозначалась обыкновенная маска актера, которую тот надевал во время представления.

Объединяя многие черты и качества под термином «личность», получаем определенный набор характеристик человека, отвечающих за его мышление, поведение, согласованность и последовательность проявления определенных чувств, эмоций и т.п.

В любом случае личность проявляется в качестве исполнителя определенных функций для определенного члена общества – социальной роли. Такая роль предусматривает четко проработанную программу последовательных действий человека при проявлении тех или иных обстоятельств.

Доказано, что личность формируется, приобретается индивидом в процессе его сосуществования в обществе, развития, выполнения тех или иных действий в системе общественных взаимоотношений.

1.

Основные теории

личности в

отечественной

психологии

2. В психологии термин «личность» используется в следующих целях:

При помощи понятия личности

объясняется то факт, что люди не

случайно отличаются друг от друга

(теория индивидуальных различий).

Для объяснения постоянства

поведения людей.

Личность рассматривается как

“механизм” организации и ориентации

поведения людей, высшая инстанция

саморегулирования (регуляторная

теория личности).

Для указания источника активности,

движения сил, поведения человека.

Объясняет качественное отличие

психики человека от психики

животных.

.. (

. . , , , .

, , . , , , , . , -, , , , . . . , , , . . . , . . , , . , . . , . . , , , , . . , .

, . . . . . , .

– , , , . . . , . , . , , .

, ( – , , , , , .. , , ), , , . . , .. , . .

. . . , (, ) () . , .

, . . , .

() , . , , . (, , ) , .

() () , . , . .

. , .

, , .

, , , , .

, , , , .

:

1) :

, ,

2) :

  • ()

. , . . . , , . , , ( ).

2-3- , , .

, , , .

, , .

. , . 1970. , .

, . . , . , , , . . , . , , .

, . (, , , ..) , .

4 :

1)
2)
3)
4)

Критические моменты в становлении личности по Эриксону

Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.

Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.

Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.

Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.

На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.

На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.

теории развития личности фото

Концепция личности Фрейда

Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

.. ( )

. . , , . . , , . . , , .

, , , , ; , .

?

-, . . . , , , , – -, , . , . . .

. . . . , . . . : (, !) , , : () .

, , . . , . . , . , – , . .

. . , , , . , .

, … . , (, ) , .. . , . – . , . , , . . . ?

. , . , . . , , () . () . , – . , , , . .

, -, . . .

, -, .. , , , -, , . , . . , . , , . … .

. . :

  • ( );
  • , (-);
  • , -.

. . . , . , .

, , . , , . : , , .

– , . . , , .

Отечественная психология

Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.

Теория Н. А. Бердяева

Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.

В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.

Теория отношений В. Н. Мясищева

Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.

Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:

  • возникает, развивается, оформляется и распадается в процессе жизни человека;
  • всегда выражает личность в целом;
  • содержательно (имеет предмет);
  • на определенном уровне осознанно;
  • носит непосредственный или опосредованный характер (связано с процессом или местом);
  • связано с потребностями;
  • имеет три аспекта (волевой, когнитивный, эмоциональный);
  • избирательно;
  • в разной степени обобщено;
  • отличается по значимости и устойчивости.

На первый план автор выдвигал отношения с людьми.

На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.

Теория В. С. Мерлина

Мерлин продолжил теорию Мясищева, но дифференцировал понятия «отношение» и «отношение личности», или психические свойства. В концепции автора это звучит так: «Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности».

Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов. В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений. Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные  взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.

Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):

  • идейная направленность;
  • стремление к самовыражению;
  • удовлетворение материальных потребностей и органических влечений.

Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.

4. Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин

Личность – не весь человек, а лишь его

социальные качества, это не просто

субъект деятельности.

Основные компоненты структуры

личности – “некие абстрактные

духовные образования”.

Б.Г. Ананьев считал, что личностью

становится любой индивид в той

мере, в какой он начинает

сознательно определяться.

Личность характеризуется

совокупностью общественных

отношений и определяемой ими

позицией в обществе.

.. (-)

, . . , , . , , -, – . , , .. , , , .

-, , . , , , , , , . ( ) , (, , ).

-, , , , .. . , , . , , . .

, , , . , . . : , , , . , . . , : . , , , . ; .

: , , . : ( – ), (, ) (). , , , : , , .

, , . . :

1) , , , , :
2) , ;
3) :

  • , , ? , , , ( – );
  • ? , , ;
  • , . .

, . . , , . , , , . , , , .

. , , , . , , , . . , , , , .

, .. , , .

, , . , , , , , .

, , , .. , , , . . . .

, , , . : , , .

, – , , . , . , .

, , , . , , . , , , . , . , . , , .

, . , – , , . , , . , . , . , , . , .

, . , , . , , , , .

, . , .

, . , . , , , , . , , .

. , , . , , .

, , , , . , .

, , . , , . , .

Когнитивная теория

В когнитивной теории личности существует всего два вопроса:

  1. Что происходит сейчас?
  2. Что приготовило будущее?

Именно эти две дилеммы терзают человека всю жизнь по мнению основоположника Дж.Келли. Личность воспринимает мир согласно индивидуальной внутренней модели поведения, которая называется конструктором и интерпретируется через влияние интеллектуальных процессов. Если сформулировать кратко то, по мнению психолога, только сходные конструкторы способны нормально взаимодействовать между собой.

Теория Альфреда Адлера

Адлер – известный австрийский психолог. Он стоит на одной ступени с такими основоположниками психоанализа, как Юнг и Фрейд. Адлер стал автором направления в знании о человеке, которое получило название «индивидуальная психология». В теории личности, которую предлагает Адлер, полностью отрицается влияние сексуальных бессознательных влечений.

Ученый был уверен, что судьбу определяют не эти безликие силы, а ощущение общности с человечеством. Главной целью Адлер определяет возможность сохранения собственной индивидуальности, ее осознания, развития.

По Адлеру, люди стремятся компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности. Избранный стиль жизни представляет собой набор псевдоцелей, достижение которых должно бы привести человека к внутренней гармонии. Чтобы компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности, во взрослом возрасте ставятся цели, пропорциональные психологической травме.

Если такая детская травма была слишком сильной, то и цели ставятся нереалистические. Они приводят к дисгармонии и неврозу. Именно Альфредом Адлером было введено понятие «комплекс неполноценности». И, по мнению ученого, этому комплексу подвержены все дети. Ведь будучи ребенком, человек впервые обнаруживает себя не единственным во всем мире. Он наблюдает других человеческих существ, которые удовлетворяют свои потребности более полно.

Так как Адлер враждовал с Фрейдом в открытую, то и некоторые из концепций его теории находятся в антагонизме по отношению к фрейдовским. Эти две теории развития личности в психологии нельзя при этом назвать полностью противоположными. Сексуальные стремления Адлер считал проявлением жажды власти. Важную роль ученый приписывал тому, каким ребенком по счету человек рождался в семье.

стиль жизни по адлеру фото

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

Личное бессознательное

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Из сознательной части личности нежелательные травмирующие ситуации помещаются в личное бессознательное при помощи волевого усилия ЭГО. В личном же бессознательном травмирующие ситуации продолжают существовать. Как только человек попадает в ситуацию, схожую с той, при которой они возникли, травмирующий материал вновь напоминает о себе и «всплывает» на поверхность сознания.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

. .

. . , .

. , . ( , , , . .). . (, , ..).

, . , , . . .

. . :

  • ( );
  • ( , );
  • ( , ).

, – , , , . , , , , .

, , , . .

Индивидуальная психология Адлера

Следующий представитель психодинамического подхода – А. Адлер, является основоположником индивидуальной психологии. Он также рассматривал проблему личностного роста. Он частично синтезировал идеи Юнга с собственными представлениями о личности.

Как результат, получилась теория, что человек – это целостное образование, которое, кроме этого, является еще и социальным существом. Личностное развитие Адлер рассматривает как компромисс между собственными и социальными потребностями.По теории Адлера, существует три черты, к которым должен стремиться каждый человек. Первая – это желание саморазвития. Здесь все очень просто. Человеку, который занимается саморазвитием, намного проще жить самому и людям пользы больше. Но оба факторы возможны при наличии второй черты – социального чувства, которое заключается в том, что человек желает угодить людям. Ну и третья черта, которая характеризует здорового индивида – это кооперация, то есть, умение работать вместе с кем-то.Согласно индивидуальной психологии, каждый человек имеет три жизненных задания.1. Работа. Если человек хочет достичь чего-то и стать полноправным членом социума, то он просто обязан делать карьеру.2. Дружба. Мы живем среди людей, и умение поддерживать с ними благоприятные отношения необходимо для всех, без исключения, сфер жизни человека.3. Любовь. Не просто же так природа придумала разделение общества на мужчин и женщин. И мы знаем, зачем это нужно.То есть, Альфред Адлер создал теорию личности, согласно которой она является как продуктом социальных отношений, так и тем, кем она сама решает быть.

Порядок рождения в семье: стили жизни по Адлеру

Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.

Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.

Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.

А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.

Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.

Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.

деятельностный подход леонтьева картинка

Индивидуальная теория по Альфреду Адлеру

Психолог А. Адлер полагал, что человеческая жизнь стремится к превосходству и совершенствованию, личность старается побороть детские страхи, комплексы и чувство собственной неполноценности. В рамках этой научной теории индивид вырабатывает собственный, оригинальный стиль жизни, который ориентируется на стремление быть первым, быть лучшим. При этом у индивида есть только три основные задачи – дружба, любовь и работа. В зависимости от важности каждого из них проявляется уровень активности и типология индивида – управляющий, получающий, избегающий и общественно-полезный тип.

6. К. Абульханова-Славская

Характеризуя мир отношений личности, К. Абульханова-Славская вводит

понятие “жизненная позиция” личности как совокупность ее отношений

к жизни, как способ ее взаимоотношений с окружающими людьми и

действительностью.

Жизненная позиция – “это совокупность реализованных жизненных

отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации,

который определяет дальнейший ход жизни”.

Жизненная позиция – определенно сложившееся образование, имеющее

свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или

оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения

конфликтных ситуаций.

Для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых

ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те

противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов,

привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.

. .

. . (.. , .. , .. ).

-, . . , – .

. . . , , . … . , . . , . , , , .

-, , , . , , , .

-, , – , , , , … , : .

-, , – .

, . , , .

, . . , , . .

, . . . . , (). , , , , . , .

-, . . , , . , -, , () .

, , , , , , . , . , . ?

( . ). , . , , . , – ( ), -.

:

  • , ;
  • , ( );
  • .

3- , .

. . , . . . , .

, , . . , .

. . ( , ), .

. . -. , – .

, . . , -, , , -, – .

. . .

. . , , .

.

– , . . , .

I. , :

  • ().

. :

  • ( )
  • (, , , ,  ..)

III. – :

  • ,
  • , – .

, – .

, .. , , .

, , . , .

, . , . , ; ; – . (, , ) , , -, , . , – – .

– ( , , , , .), .

. ( , ). , . , . . (, ).

, -, (, , , .). – , . -, , : , . , . (, ). , , -, , , .., . .

, , – . – , . , , , . , . . – .

. . , .

. . , , . , (.., , , ). , , ( , , , ?).

, . : , , , ( . . , , ).

. . , ( ), : .

, : – ? . . , , , , , . , (, , , ), , .

. . :

, , , . , , . , .

( ) , . . . – . , , , . , , – : , , , . ( , , .)

. . , : 1) ; 2) , , . , . .

, . . . . , . , .. , . , , ( , . . )?

, , . ( ) , . . , , , .

. . (1986) , , , . , – . , . . . , , .

Основные теории личности и их классификация

  • Социология личности

    Проблемы личности и семьи привлекали внимание мыслителей и ученых с момента пояатения цивилизованных форм существования. Эти проблемы связаны с любым членом общества и касаются его личных потребностей и стимулов поведения, соотносятся с внутренним миром каждого человека и его ближайшего окружения. Существует…
    (Общая социология)

  • Безопасность личности

    Понятие безопасности личности Безопасность личности — это такое состояние человека, при котором ничего не угрожает его жизни, его здоровью (физическому и психическому), его возможностям функционировать и развиваться как биологическое и социальное существо. В уголовном кодексе нашей страны…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Понятие безопасности личности

    Безопасность личности — это такое состояние человека, при котором ничего не угрожает его жизни, его здоровью (физическому и психическому), его возможностям функционировать и развиваться как биологическое и социальное существо. В уголовном кодексе нашей страны существует раздел «Преступления против…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Диалектика взаимосвязи безопасности личности и общества

    Исходным элементом развития личности является социум. Только в обществе человек может обрести свою истинную сущность. Вне общества он может жить как биологическое существо, но человеком так и не станет. Жизнь в обществе (а соответственно и безопасность общества) — важнейшая предпосылка безопасности человека….
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Виктимологическое обеспечение безопасности личности

    Теоретические основы виктимологического обеспечения индивидуальной безопасности Термин виктимология означает учение о жертве преступления. Суть этого учения заключается в исследовании механизмов причинения вреда личности, анализе ошибок и недостатков в организации деятельности по обеспечению индивидуальной…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Анализ конфликта

    Итак, Пезешкиан подчеркивает, что его терапия — конфликтоцентрированная, т.е. сохраняя интерес к личности клиента, он переносит все внимание на рассмотрение конкретного конфликта, случившегося с человеком. Он подразделяет конфликты на актуальные (внешние) и внутриличностные. Актуальный…
    (Практическая психология и психотерапия)

  • Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе

    Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью…
    (Государственная и муниципальная служба)

  • Причины конфликта.

    У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда…
    (Этика бизнеса)

  • Типология, динамика конфликтов, способы управления конфликтами

    Конфликты — одна из распространенных форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого,…
    (Социальная психология)

  • Управление конфликтами в производственных коллективах

    Большие производственные коллективы, состоящие из сотен или тысяч людей, при наличии самых хороших методов управления и руководителей, не застрахованы от возникновения конфликтов на самых различных уровнях, и по самым разным причинам. Конфликт — это отсутствие согласия, противоречие интересов двух…
    (Внутризаводское планирование и менеджмент предприятия)

Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев

На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась.

Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.

Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности:

  • Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.
  • Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.
  • В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.

В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.

личностное развитие фото

7. Личность в трудах С.Л. Рубинштейна

С.Л. Рубинштейн сформулировал

личностный принцип, представил

личность как комплекс базовых

свойств:

направленности,

характера,

способностей

и

темперамента, впервые включив

сюда свойство направленности.

Основой

личности

служило

самосознание и сознание.

Личностный принцип – это идея,

согласно которой психические

явления

имеют

личностную

природу;

личность

является

основанием,

на

котором

осуществляются все психические

процессы, находясь тем самым в

зависимости от личности.

Важным открытием Рубинштейна

явилось

указание

на

неправомерность

возвышения

понятия субъекта относительно

“человека” и “личности”: “Человек

есть человек лишь в своем

взаимоотношении

к

другому

человеку. В качестве субъекта он

(человек) есть тот, для которого все

есть объект и только объект…”.

Психический облик личности в

целом раскрывается ответом на

три вопроса: чего хочет; что

человек может и что человек есть.

С.Л. Рубинштейн представляет

личность целостно.

..

. . . , .. , , , .

. . . . :

  • (, , );
  • ;
  • , , (, , ).

, , . , , , . , , , .

.. , , , , .

. . . :

  1. – (, );
  2. ( , , );
  3. (, , );
  4. (, , , ).

:

  • , , ;
  • , ;
  • , (, , , );
  • ;
  • , : , , , .

1. (- ), . . . , , , , , , . , . . . , , , . . . – :

1. :

2.
3.
4. :

2. , , , , , , . . . , . , , . -.

3. , , , , , , . . . , . , , . , , . .

, – .

:

1.
2. –
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. :

4. , , (: , , ), . , , . , , , . , , , .

, . . , . , , ; ; ; . , , . – , 1- 3- ; , 3, 4 2- .

. .

– (, )

, , , , , ,

(, )

, ,

,

, , , , , , ,

,

,

-, –

8. А.Н. Леонтьев о личности

А.Н.

Леонтьев

предложил

деятельностный

подход

к

личности. Это теория, согласно

которой

деятельность

порождает личность, является

“основанием личности”.

Личность занимает “третью

позицию” в триаде категорий:

предметная

деятельность,

сознание, личность.

Деятельность рассматривается

как “основание личности”.

Личность – это психологическое

новообразование,

которое

формируется

в

результате

трансформации деятельности.

Деятельность сближается с понятием

“связи человека с миром”, параметры

которых являются вместе с тем и

основными параметрами личности:

широта связей человека с миром,

степень их иерархии (иерархии

деятельностей) и их структура (тип

строения

личности).

Вершиной

рассуждений

А.Н.

Леонтьева

о

личности

является

проблема

самосознания.

Деятельностный подход устраняет

главную трудность: определение того,

какие психологические особенности

человека относятся к его личности.

Личность

является

средоточием

свойств,

которые

адекватны

деятельности, то есть ее мотивам.

Гуманистическое направление в теории личности

Теория самоактуализации А. Маслоу

Такой термин, как «гуманистическая психология» был введен в обиход группой специалистов, работавших над проблемой в период 1960-х годов. Данное направление развивалось как психология третьей силы. Она предполагает трактовку человеческой природы диаметрально противоположной той, что была общепринята в самых широких кругах исследователей человеческих душ.

Сторонники Маслоу предлагают придерживаться следующих основополагающих, по их мнению, принципов:

  • Человек – существо мыслящее, свободно выбирающее способ действия.
  • Каждый индивид находится в постоянном развитии.
  • Каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь.
  • Бытие каждого отдельно взятого человека уникально и неповторимо.

Гуманистическая психология К. Роджерса

Роджерс продолжил развивать теорию личности и в результате проделанной работы были сделаны соответствующие выводы:

  • Каждый человек конструктивен, его сущность реалистична и направлена на постоянное развитие.
  • Каждый человек – это позитивное, нацеленное на гармонию существо.
  • Развитие каждого человека осуществляется на основе врожденных возможностей.
  • У каждого отдельно взятого человека выражено естественное стремление к движению по направлению к независимости и социальной ответственности. Все это – на основе творчества и зрелого подхода к самой жизни!

. . ()

. , . , . ., 1909 . . , .

. . . , 1949.

, . . , . , , , .

, – , , , , . , , , . , .

. . , : . () , , , . .

. . , . . , () . , , .

. . , . , ( ), . , .

. . . , .

Литература

  1. С. Н. Мельник. Психология личности — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 96 с.

9. Грузинская школа. Узнадзе

Характерной особенностью личности

является осуществление далекой

мотивации, совершение действий и

поступков,

цель

которых

в

удовлетворении

потребностей,

предназначенных

для

будущей

жизни. Высшие потребности –

интеллект.,

моральные

и

эстетические – соответствуют Яконцепции человека. Одной из

важнейших характеристик личности

в

Теории

установки

является

ответственность, благодаря которой

человек может становиться выше

своих потребностей, выступая как

субъект воли. Смысл мотивации

состоит в нахождении деятельности,

соответствующей

основной,

закрепленной в процессе жизни

установке личности

В

зависимости

от

способности

человека к объективации Узнадзе

описывает три типа личностей:

•динамический – личность, имеющая

развитую способность к объективации

и обладающая готовностью легко

переключаться

в

направлении

объективированных целей;

•статичный – личность, проявляющая

гиперобъективацию, которая состоит

в постоянной задержке импульсов

своих

установок

и

выборе

целесообразных видов деятельности

лишь на основе значит, волевых

усилий;

•вариабельный

личность,

обладающая достаточной легкостью

объективации,

но

не

имеющая

достаточных волевых способностей

для ее реализации.

. . (-)

-, – , . , . , , , . () , , , , , .

, . . . , , , , , . :

  • ,
  • .

, . , , , .

. .

. . , , , .

, , .

, , . .

, , () .

, . , . . .

. , . ( ) . , . . .

() . . , , () ..

. ( ) , . .

. , , , . . , , , .

. , .

, . .

, . , .

, . , , .

, . .

, . . , , .. , . .

:   . 2. ..

11.

Базовые качества личности

чувство собственности

честолюбие

эгоцентризм

целеустремленность;

великодушие;

инстинкт созидания;

инстинкт разрушения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...