Телесно-ориентированная психотерапия

Содержание

Телесно-ориентированная психотерапия и бодиворк

Важный момент: телесная психотерапия и работа с телом (бодиворк) — это разные вещи. Под работой с телом имеется ввиду целая совокупность исцеляющих практик, которые работают на, с или через тело.

Некоторые известные примеры — и между ними есть множество различий — остеопатия, кранио-сакральная терапия, физиотерапия, шиацу, рольфинг и массаж. Ни одна из этих практик не является психотерапией.

Однако большинство или даже все они так или иначе основываются на идее единства психики и тела (боди-майнд): работая с телом, мы работаем с психикой, и наоборот. Убеждения и чувства человека начинаются в теле, и наоборот: изменения в теле могут запускать изменения в убеждениях и чувствах. Такой фундаментальной позиции придерживается телесно-ориентированная психотерапия.

Телесные психотерапевты специально обучаются (а иногда самообучаются как создатели направления) работать психотерапевтически через тело.

Если мы представляем психику не как нечто противопоставленное телу, но как дополняющее и даже в какой-то степени идентичное, тогда работа с телом через психическое и наоборот становится понятной. Телесный психотерапевт осознает, что нет живого тела без психики, таким образом, что влияет на тело, влияет и на психику.

Телесно-ориентированная терапия пользуется инструментарием, который подходит для вербального подхода в терапии, но некоторыми изменениями. Это ключевое различие между телесными психотерапевтами и теми, практикует бодиворк.

Как и другие психотерапевты, телесные психотерапевты распознают и устраняют многообразие человеческих сопротивлений, избеганий, отрицаний, препятствий, нападений, искажений и углубляют контакт человека с собой и другими.

Это не означает, однако, что телесно-ориентированная терапия и бодиворк кардинально отличаются. Многие из тех, кто работает с телом, очень профессионально работают с разными случаями, а также обладают дополнительными навыками работы с телом по сравнению со средним телесным психотерапевтом.

телесно-ориентированная терапия

Личность и биография Вильгельма Райха

Вильгельм Райх прожил насыщенную и тяжёлую жизнь, полную невзгод и разочарований. Он был не просто психологом, а талантливым учёным, который пытался помочь человечеству.

В. Райх – один из основоположников европейской школы психоанализа

Вильгельм Райх родился в с. Добряничи в 1897 году на территории Австро-Венгрии. Родители были евреями, но воспитали сына в немецких традициях, приобщая к культуре Запада.

Мать Вильгельма покончила с собой, после того как будущий учёный застал её в постели с любовником и рассказал об этом отцу. Отец ненадолго пережил супругу. Через три года он умер от туберкулёза. Райх всю жизнь винил себя в произошедшей трагедии.

Вскоре после смерти отца Вильгельм поступил на военную службу. Шла Первая мировая война. Отслужив, он переехал в Вену, где стал студентом-медиком Венского университета. Случилось это в 1918 году. Во время учёбы он заинтересовался модным тогда психоанализом.

В 1922 году Райх стал первым ассистентом доктора Зигмунда Фрейда. После конфликта в 1927 году их пути разошлись, и Райх создал собственное направление в психологии. Причиной конфликта с Фрейдом послужила разница в политических взглядах: В. Райх был ярым марксистом.

Последующие годы Вильгельм Райх занимался наукой и политикой. Он вступил в Коммунистическую партию и открыл клиники в Германии. Его новаторские идеи вызывали в среде коммунистов неодобрение, а психологи порицали его за политические взгляды.

Вскоре Райха исключили из партии коммунистов и ассоциации психоаналитиков. Вот идеи учёного, за которые он подвергся осуждению:

  1. Проведение занятий по сексуальному воспитанию как мер борьбы с венерическими заболеваниями.
  2. Разрешение абортов.
  3. Разрешение разводов.
  4. Бесплатная раздача контрацептивов для контроля над рождаемостью.

Райх переехал в Данию. А вскоре — в Норвегию, где увлёкся биоэнергетикой.

В 1939 году учёный уехал по приглашению в Америку. В Нью-Йорке Райх развивал идею об оргоне, жизненной энергии, которая движет всеми живыми существами.

В середине XX века Райх создал оргонный аккумулятор, с помощью которого удалось вылечить пациентов, больных раком и эпилепсией.

Один из первых прототипов рабочего оргонного аккумулятора

Но, несмотря на это учёному было отказано в выдаче лицензии на производство оргонного аккумулятора. Кроме этого, В. Райху было запрещено заниматься производством и развитием аппарата, но учёный ослушался властей и был арестован. Он умер в тюрьме в 1957 году.

Властям не удалось подавить развитие нового течения в телесно-ориентированной психотерапии – вегетотерапии. После смерти Райха его идеи продолжили развивать сотни других учёных, среди которых были ученики самого В. Райха.

Современное научное сообщество не признаёт вегетотерапию и считает её лженаукой.

Основы

Основные понятия

В основе телесно-ориентированной терапии лежит фундаментальное понятие, без которого данное направления нельзя представить. Это телесный панцирь, хотя у него много других терминов-синонимов: мускульный, мышечный, характерологический панцирь, мускульные зажимы, эго-защита. Всего тело человека делится на 7 проблемных зон, где он может образовываться в соответствии с полученной психотравмой.

Согласно Вильгельму Райху, телесный панцирь — это защитные силы организма, физически подавляющие страхи, внутреннее беспокойство, комплексы и всё, что представляет угрозу для психики.

Оргонная энергия — так Райх называл всем известное по Фрейду либидо, которое высвобождается в результате работы с панцирями.

Распускание — так в телесно-ориентированной терапии называют процесс освобождения от мышечного зажима.

Схема формирования панциря

В отличие от всех остальных направлений, телесная терапия тесно связывает то, что происходит в душе человека, с его внешностью. Согласно её учению, контакт между ними налаживается следующим образом:

1. Психотравма.

2. Конкретная ситуация, связанная с ней, вызывает беспокойство.

3. Человек стремится защититься от этого тревожного состояния и повторения произошедшего.

4. Он подавляет свой страх с помощью «мышечных зажимов» в определённой части тела.

5. Это формирует одновременно:

  • характер или паттерн поведения;
  • телесный панцирь.

Пример, как данная схема работает на практике:

1. В школе ребёнку постоянно говорят о том, что он ничего собой не представляет.

2. Он не хочет ходить из-за этого в школу.

3. Так как это необходимо делать изо дня в день, он пытается уйти от прямых контактов с тем, кто ему это говорит.

4. Не смотрит в глаза, опускает взгляд, закрывает глаза, морщит лоб.

5. Это формирует:

  • заниженную самооценку;
  • телесный панцирь «Блоки в глазном сегменте».

Схема работы с панцирем

Чтобы помочь человеку в решении его проблем, телесная психотерапия работает параллельно с обеими сущностями — внешней и внутренней:

  1. Выявляется вид телесного панциря, и где именно он находится.
  2. Постепенно снимается напряжение с проблемного участка тела различными техниками.
  3. Попутно выявляется психотравма.
  4. Ведётся параллельная работа с ней.
  5. Высвобождается оргонная энергия.
  6. Излечиваются невротические и другие расстройства.

Долгое время в рамках телесно-ориентированной психотерапии специалисты работали лишь с мышечными зажимами, считая, что после их устранения автоматически исчезнет и психотравма. И только спустя время был сделан вывод, что удалять необходимо и то, и другое одновременно. Так можно обеспечить стойкий эффект сеансов и гарантию того, что проблема не вернётся опять.

Области применения

Методы телесно-ориентированной терапии
Сфера использования телесно-ориентированного подхода очень широка. Телесный терапевт может понадобиться как для лечения сложных неврозов, психических расстройств, так и для личностного развития, контакта со своим подсознанием в целях познания себя.

Различные средства и методы мышечной релаксации применяются в борьбе с депрессией, стрессом, паническими атаками, тревожными расстройствами, хроническими психосоматическими болезнями, для преодоления психоэмоциональных травм и даже просто для улучшения работоспособности.

Телесные практики помогут не только снять напряжение в мышцах, но и найти причины психологических трудностей. Однако и для соматической психотерапии могут быть противопоказания. Для пациентов с психозами, шизофренией, умственной отсталостью многие телесные методики будут не только непонятны, но даже опасны. Например, техники имагинативной телесно-ориентированной психотерапии, которые основаны на использовании воображения, могут усилить галлюцинаторные проявления. Поэтому пациентам со сложными психическими и соматическими диагнозами обязательно следует консультироваться с лечащим врачом.

Кому показано лечение

Оскар Уайльд в «Дориане Грее» на примере показал, как жизненный опыт и пороки отражаются на внешности. Если присмотреться к лицам молодых людей, у многих можно заметить неестественно поджатые губы, прогрессирующие морщины на лбу, сжатые челюсти. Скованные движения, сколиоз тоже являются признаками мышечных зажимов. В определенные моменты эмоциональные переживания парализовали участки тела, отпечатав в мышечной памяти маски и жесты, защищающие от переживаний.


Эффективность телесной терапии доказана на практике

Телесная терапия показана при:

  • при затяжных конфликтах;
  • хронической усталости, апатии;
  • внутренней зажатости, мешающей общению, отношениям, карьере;
  • панических атаках;
  • после развода, потери близкого человека.

Травмирующий опыт нарушает связь между душой и телом, приводит к хроническому стрессу и депрессии. В отличие от других техник, ТОП не подвергает сознание цензуре, выявляя неэффективные убеждения. С ее помощью деликатно решаются скрытые проблемы, с которыми не всегда хочется делиться с другими.

Типы упражнений и техник, которые применяются

В телесно-ориентированной терапии могут применяться комплексы физических упражнений, массаж, а также дыхательные техники.

Упражнения направлены не на тренировку (это не спортивная нагрузка!), а на то, чтобы человек начал лучше чувствовать свое тело, его проблемы и понимать, как управлять им так, чтобы чувствовать себя лучше и комфортнее.

Прорабатываются «зажимы» мышц спины, плеч и шеи, а также мимические зажимы (например, челюстных мышц). Человек учится искать те положения, в которых ему становится хорошо и удобно.

Иногда в таких практиках используют элементы йоги – то есть последовательную смену поз. Также может быть применен танец – танцуя без каких-либо четких правил, люди освобождаются от комплексов и ощущают радость от движения.

Бывает групповая телесно-ориентированная терапия – то есть упражнения выполняют люди со схожими проблемами, в группе. В группах порой применяют упражнения и практики, основанные как раз на публичности выполнения тех или иных действий – например, чтобы убрать комплексы при взаимодействии с другими людьми. Также в группах выполняют упражнения, которые больше схожи с играми или актерскими тренингами.

Методы

На основе концепции Вильгельма Райха были созданы различные методы телесно-ориентированной психотерапии и подходы к взаимосвязи тела и психики.

Основные методы телесно-ориентированной терапии:

  • биоэнергосистемотерапия (биоэнергетическая системная терапия, БЭСТ) Е. И. Зуева: воздействие на разум, чувства и тело с целью лечения психики;
  • вегетативная (соматическая, телесная) терапия В. Райха;
  • двигательная практика М. Фельденкрайза, цель которой — научить человека правильно двигаться (как дети), чтобы снять мышечные зажимы;
  • организмическая психотерапия М. Брауна: панцирь рассматривается как рассогласование тела и мозга;
  • радикс (источник жизненной энергии) Ч. Келли — групповой вариант телесно-ориентированной терапии;
  • розен-метод М. Розен: работа с напряжёнными мышцами в сочетании с вербальным контактом;
  • рольфинг (структурная интеграция) И. Рольф: работа над улучшением походки, осанки, манеры сидеть, стиля общения, их взаимосвязь с поведенческими паттернами;
  • соматическая психотерапия биосинтеза Д. Боаделлы: работа с 3 жизненными потоками — энтодермой, мезодермой и эктодермой;
  • телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ (биоэнергетика) А. Лоуэна;
  • хакоми (телесно-центрированная психотерапия) Р. Курца: основные методы — танцевально-двигательная терапия, йога, медитация.

Частично опираются на телесно-ориентированную терапию такие методы, как:

  • Core-энергетика Д. Пьерракоса;
  • биодинамика Г. Бойсен;
  • инсайт-терапия (телесный инсайт) М. Белокуровой;
  • первичная терапия А. Янова;
  • процессуально-ориентированная психотерапия А. Минделла;
  • психология соматического развития (бодинамика, бодинамический анализ) Л. Марчер;
  • танатотерапия (лечение смертью) В. Баскакова;
  • чувственное (сенсорное) осознавание Ш. Селвер.

И это ещё далеко не все методы. Их обилие доказывает популярность данного направления.

Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки?

Издательство: Махаон, 2011 г.

Возраст: 4-8 лет

Книги о зверятах, как правило, выходят в маленьком формате и адресованы малышам. Но детям постарше тоже нравятся рассказы о звериных детенышах, тема «лялек» неисчерпаема. Истории о них могут сопровождаться экскурсом в мир лесов и морей, расширяя знания о природе. Особенно если тема раскрывает жизнь редких видов животных и птиц.

Шикарная «махаоновская» энциклопедия посвящена животным, рыбам и птицам, живущим во льдах, в море и саванне. Каждому малышу отводится досье на два разворота: рождение, особые приметы, среда обитания и приспособленность к ней, и самое интересное: как защищают своего ребенка родители и вся стая. Здесь есть императорский пингвиненок, моржата и оленята, буйволята и акулята, и даже глупышонок. Описания подходят для восприятия детьми от четырех лет, они не заумные, яркие, эмоциональные.

Примерно в двухнедельном возрасте тюлененок берет свой первый урок плавания. Став взрослым, он будет проводить под водой основную часть жизни – только там он сможет найти пищу. Значит, надо учиться побыстрее! Мама торопится в путь. Вместе с прочими взрослыми гренландскими тюленями она поплывет к северу – туда, где больше рыбы. А все малыши останутся на том месте, где родились. Они будут расти без родителей, самостоятельно совершенствуя свои навыки пловцов и охотников.

И детям и взрослым будет интересно узнать, что кожа белых медведей на самом деле черная, а моржи – настоящие фанаты ГВ. Несмотря на ранний прикорм рыбой с шести месяцев, моржонок сосет молоко до двух лет. Маме дельфиненка приходится во время кормления сокращать особые мышцы, чтобы молоко впрыскивалось в рот малышу, ведь у дельфинят нет губ, и происходит эта гимнастика каждые 10-30 минут. Так что, кормящим мамам животного мира тоже не позавидуешь. В конце разделов приводятся задания на внимательность и словарик.

Цена книги в магазинах: ~300 руб.

История и основатель

Теория основана на психоаналитической концепции Юнга о тесной взаимосвязи тела и души. Также работы Зигмунда Фрейда послужили толчком к развитию этого направления. Основателем телесно ориентированной терапии считается Вильгельм Райх.

Этот австралийский психотерапевт вывел понятие “психологического панциря”: он отмечал что некоторые защитные психические реакции в ответ на стресс приводят к формированию определенных поз.

Так тело “группируется” и готовится отражать нападение. Формирующаяся броня иногда задерживается у человека надолго, формируя длительно спазмированные мышцы или группы мышц.

Также он выделял некоторые особенности характера, которые находят прямое отражение в движениях и мимике человека. Этот психоаналитик начал разрабатывать свою концепцию в начале двадцатого века, тесно сотрудничая с Фрейдом, который оказал большое влияние на развитие этого метода.

История и основатель методики

Телесно ориентированные практики прочно вошли в методы лечения начиная с середины двадцатого века благодаря таким деятелям как Александр Лоуэн с его концепцией о биоэнергетике, Матиас Александр с работами о естественных позах и движениях, Моше Фельденкрайс и его внимание к инстинктивному поведению личности.

к содержанию ↑

Вегетотерапия

Давно попавшие, часто без понимания, в тексты популярной психологии «блоки» или «зажимы» — понятия, характерные именно для вегетотерапии Вильгельма Райха [2]. По Райху, связь сознания, чувств и тела такая: возникает мысль, за мыслью следует чувство, а связанный с этим чувством телесный импульс должен быть выражен через действие. Когда ребенку запрещают выражать какое-то чувство, телесный импульс не находит разрешения и мышцы, ответственные за его выражение, напрягаются. Если это происходит неоднократно, напряжение становится хроническим и формируются блоки, которые мешают свободному течению энергии по телу. Райхианский метод работы — максимально усилить напряжение в спазмированных мышцах для того, чтобы произошло эмоциональное реагирование и освобождение.

Основатель телесно-ориентированного подхода в психотерапии был личностью неординарной, человеком, как утверждали современники, жестким, и методы часто использовал жесткие. Например, для работы с диафрагмальным блоком он зажимал лежащего на полу клиента между коленями и щекотал его. Вырваться клиент не мог, но мог через крик или плач выразить чувства, которые долгие годы сдерживались напряжением диафрагмы.

Система Райха повлияла на все более современные модальности ТОП, но только райхианскими методами сейчас мало кто работает. Терапевты предпочитают более гуманные техники.

Упражнение «Дыхание» (вегетотерапия)

  1. Лягте на спину.
  2. Поместите руки на живот.
  3. Сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов.
  4. Теперь во время вдоха надавливайте на живот, сопротивляясь силе мышц.

Выполняйте упражнение пять минут, затем положите руки вдоль тела и понаблюдайте за естественным дыханием. Стало ли оно свободнее?

Расслабление и проблема границ

Проблема этого упражнения по по устранению симптомов хронической усталости заключается в том, что любого человека можно расслаблять, но до известной степени. Эта степень, за которую шагнуть не получается — наши границы.

Телесно-ориентированные психотерапевты говорят о том, что границы нашей подвижности нужно расширять, иначе не видать нам счастья.

Но человек в здравом уме не позволит никому постороннему расширить какие-либо его границы. А сам он сделать это тоже не сумеет.

И вот тогда начинается танец.

В этом упражнении телесно-ориетированной терапии лежащему партнёру дано полное право — молча указать на свои границы — став более скованным, неподвижным.

Но в этом же упражнении партнёру сидящему также дано право — уважая чужие границы, найти путь к их подвижке, к их расширению.

Каков же этот путь?

  • доставление человеку максимального удовольствия,
  • путём медленных
  • и аккуратных движений.

Психотерапевты телесно-ориентированной школы заметили, что существует большая разница между, казалось бы ,двумя почти одинаковыми процессами:

  1. когда Ваше тело совершает какое-либо движение — самостоятельно, по Вашей воле;
  2. и когда то же самое движение Ваше тело совершает по воле — манипулятора, когда ваше тело приводится в движение кем-то, а не Вами.

Замечено, что большее удовольствие человеку доставляет ВРЕМЕНАМИ быть тестом, пластилином, марионеткой в чужих руках. Это действо способствует релаксации. Оно сродни какой-нибудь спа-процедуре.

«Шарик, отдай поводок, скотина!»

Для
выполнения этого упражнения из
вегетотерапии Райха нужны два актёра.
Один будет Хозяином, второй – Шариком.
Реквизит (он же – стимульный материал)
– вафельное полотенце в роли собачьего
поводка. Меняйтесь ролями с Вашим
приятелем, чтобы челюстной зажим
«распустился» одновременно у обоих.

Собака
перекусывает жгут посредине… И…

БОКС!
Схватка началась.

Каждый
тянет своё «одеяло» на себя. Тот человек,
который играет роль Шарика, должен
полностью вжиться в роль и не выпускать
полотенце изо всех сил. А второй – так
же честно тянуть на себя. Собаке
разрешается (даже рекомендуется) рычать
и пускать слюни. Игра заканчивается с
победой одного из игроков. Зажим в
челюстном сегменте – проходит. Желательно
иметь ДВА вафельных полотенца, если Вы
собираетесь тут же поменяться ролями.

Принципы нервно-мышечной релаксации

Основываясь на принципах телесно-ориентированного подхода, в начале прошлого века доктор Э. Джекобсон разработал метод нервно-мышечной релаксации, который позволяет глубоко расслабить все группы мышц. Зачем это нужно? Дело в том, что каждый человек, в силу своей профессии либо бытовых обязанностей, в течение дня постоянно испытывает психологическое и физическое напряжение. А вот полноценно расслабляться не получается даже во время ночного сна. Ведь природная система саморегуляции человеческого организма просто не справляется с постоянными стрессами. В такой ситуации телесно-ориентированный психотерапевт может научить правильно и полноценно расслабляться.

Телесно-ориентированная терапия

Методика нервно-мышечной релаксации основана на простой физиологии мышц. После сильного напряжения всегда следует автоматическое расслабление. Поэтому, если попеременно сильно напрягать мышцы, и фокусироваться на последующем их расслаблении, это поможет снять и психическое напряжение. Регулярное выполнение упражнений по нервно-мышечной релаксации позволяет повысить устойчивость к стрессу, улучшить концентрацию, справиться со страхом, тревогой, бессонницей, а также нормализовать эмоциональное состояние. Прогрессивная мышечная релаксация будет полезна также при неврозах, депрессии, невротических расстройствах. Если телесный терапевт обучит вас базовым упражнениям, вы сможете потом использовать данные техники самостоятельно для поддержания нормального психофизического состояния.

Телесно-ориентированная терапия

Любовь Васильевна Тарасенко

Телесно-ориентированная терапия

МДОУ Детский сад № 2 «Солнышко»

г. Петрозаводск

Телесно – ориентированная терапия для детей

подготовила Тарасенко Л. В.

Телесно – ориентированная терапия – психотерапевтические методы, позволяющие решать психологические проблемы, устранять неврозы посредством телесного контакта. Основатель Вильгельм Райх, австрийский психолог.

Телесная терапия отличается от других методов тем, что общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения).

Основная задача – понять, какие есть телесные и эмоциональные проблемы, и подобрать соответствующие методы коррекции.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на:

пассивная – создание условий для расслабления мышц, которые были напряжены.

активная – телесное моделирование и выражение негативных эмоций. Используются специальные мероприятия, в которых отыгрывается гнев, страх, обида и пр.

Спектр проблем, которые можно решить при помощи телесно – ориентированной терапии:

• Тревожность, возбудимость, плаксивость

• Агрессивность

• Страхи и фобии

• Трудности с общением, стеснительность, зажатость, замкнутость

• Тики, энурез, заикание, рвота на нервной почве, нарушение работы ЖКТ и пр.

Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, её приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, инструкторы ЛФК.

Главное содержание телесно – ориентированной терапии – это работа с телесными ощущениями. Прикосновение помогает лучше ощущать свое тело. В области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание.

Признаки у детей, когда следует насторожиться

• Малыш часто и подолгу в плохом настроении.

• Тихие, послушные, крайне спокойные дети так же повод для сомнений

• Стереотипные движения любого характера – агрессивные, аутоагрессивные и безобидные

• Психосоматика – энурез, тики, подергивания, вздрагивания, нарушение работы ЖКТ, заикание и пр.

Много взрослых людей живет с телесными проблемами, идущими с детства. Большинство телесных зажимов трансформируются в психосоматические заболевания. Чем дольше не решать проблему, тем потом сложнее ее изменить.

Упражнения телесно-ориентированной терапии

«Обнимашки»

Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим. Дети стоят в кругу. Обнимаем соседа, стоящего справа, стоящего слева

«Перо-камень — желе»

Работа с мышечным напряжением и расслаблением.

Дети стоят в кругу.

Камень – напряглись, перо – расслабились, желе – выполнили пружинящие приседания (трясутся)

«Пингвины»

Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

Дети стоят близко друг к другу (сбились в кучку). По сигналу педагога дети, стоящие с краю пытаются протиснуться в середину (педагог называет имя ребенка, тот продвигается в середину или уходит на край кучи)

«Ловкачи»

Дети стоят, на голове – салфетка (можно тканевую или бумажную). Под спокойную музыку двигаются по залу. Стараются, чтобы салфетка не упала с головы.

«Марионетки»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, удобно.

«Посудомоечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Последняя пара – «сушилка». Ребенок проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «чашка».

«Мячик»

Лечь на спину, по животу катать мячик, слегка прижимая (почувствовать мячик):

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

«Лимон»

Руки вниз опущены. Представим, что в руке лимон, надо выжать сок. Сильно сжимаем-разжимаем руки:

В руки я возьму лимон

Чувствую, что круглый он.

Свою руку напрягаю

Сок лимонный выжимай.

«Сиамские близнецы».

Дети изображают близнецов, сросшихся одним боком. Они обнимают друг друга за талию, и теперь у них две руки и две ноги на двоих. Дети двигаются по залу, прыгают на месте, обнимают друг друга и т. д.

«Змейка»

Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения (идут на носочках, прыгают, идут на «лыжах» и т. д.)

«Живое зеркало»

Дети стоят свободно по залу. Ведущий показывает движение, дети повторяют за ним.

«Дождик»

Дети стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать)

Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками)

«Танцуй — обнимись»

Дети свободно стоят по залу. Под музыку они начинают танцевать, музыка прекратилась – обнимают друг друга (вначале работа в парах)

Упражнения при депрессии

Первая помощь при депрессии – это работа с границами и опорами, т.е. совместная деятельность пациента и терапевта. Клиент укладывается на кушетку, по желанию укрывается теплым пледом. Терапевт может включить расслабляющую музыку, зажечь арома-свечи. По 10 минут уделяет специалист ступням клиента – именно поддерживает их. О самочувствии он спрашивает пациента. Затем ноги сгибаются, разгибаются, далее терапевт переходит к поддержке рук. В последнюю очередь специалист работает с головой – подкладывает под плечи руки, находясь позади пациента. Возможен легкий массаж.

telesno-orientirovannaia-terapia

Очень важны в случае депрессии упражнения на принятие себя. Задача пациента – определить собственные границы. С закрытыми глазами нужно отложить на стене свой рост, ширину плеч и бедер, а затем сравнить эти результаты с реальными. Следующее упражнение – изучить контуры тела, поэтапно прикладывая ладонь к разным участкам тела. Важно поймать момент напряжения: какие прикосновения заставляют мышцы напрячься, застыть? Это помогает узнать себя лучше и определить точки неприятия.

Подобных упражнений очень много, и, несмотря на их простоту, они чрезвычайно действенны. Начинать работу нужно с терапевтом, постепенно добавятся и самостоятельные занятия. Помогут они тем людям, что испытывают депрессивные состояния, и уже не видят ресурсов для самопомощи.

Методы, которые могут быть использованы

Данная терапия предусматривает весьма большое количество допустимых методов, что делает данный вид лечения комплексным и универсальным.

  • Дыхание. В процессе терапии практикуется тот вид дыхания, при котором происходит расслабление организма. Медленное и глубокое дыхание через нос, выдыхание ртом. Такой вариант является наиболее предпочтительным для организма, помогает сконцентрировать внимание и расслабиться.
  • Ощущения собственного тела. Для того, чтобы почувствовать свое тело от пяток до головы, необходимо расслабиться и сконцентрировать внимание поочередно на частях тела снизу-вверх. Таким образом, необходимо начать с кончиков пальцев, постепенно поднимаясь выше. Этот этап проходит в тот период времени, который необходим пациенту до полного ощущения собственного тела и каждой его части.
  • Напряжение-расслабление. На этом этапе необходимо поочередно напрягать все мышцы тела, а затем полностью их расслаблять. Такое упражнение терапевтически влияет на состояние организма.
  • Массаж или самомассаж. Данный вариант является допустимым при болях в мышцах. В процессе массажа необходимо так же повторить все вышеперечисленные этапы, но далее максимально расслабить тело. Расслабление всех групп мышц в сочетании с массажным эффектом дает успокаивающее действие на ЦНС, снимает боли в мышцах, регулирует тревожность, внутреннее напряжение.
  • Растяжка. Растяжка часто используется в телесно-ориентированной терапии как способ почувствовать свое тело, расслабить мышцы самостоятельно и в домашних условиях.
    Растяжка в телесно-ориентированной терапии
  • Элементы йоги. Йога и некоторые упражнения из различных направлений йоги так же очень эффективны. В результате комплексного прохождения упражнений происходит не только нормализация физического здоровья, но и непосредственная регулировка сна, приобретается умение расслабляться в нужный момент, решается проблема сильных неконтролируемых эмоций человека.
  • Завершающий этап терапии – расслабление, покой, и открытие психоэмоционального канала. Часто на данном этапе происходит выброс эмоций – смех, слезы, и другие проявления.

Конкретные методы, применяемые в телесно-ориентированной терапии, могут быть расширены путем включения в процесс терапии танцев, элементов восточных единоборств, и некоторых других направлений.

Телесно-ориентированнная терапия во многих случаях является эффективным и наиболее приемлемым методом из всех трансперсональных методик.

Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция психолога: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

из копилки телесно-ориентированной терапии

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек — это лишь «половинка». Он тяготеет к «целому». Помните такие теории, идущие от Платона? Я бы не спешила их отменять. Теория — верная. Это мы — сбились с пути.

Но всё равно, что-то не верится в то, что человек — это половинка. Всем так хорошо живётся в одиночку и так неуютно — вдвоём.

«Вместе тесно, а врозь скучно».

А это всего лишь очередное базовое личностное нарушение. Неумение отпускать себя в процесс, в данном случае — в процесс общения. В процессе общения, в процессе контакта, Я растворяется в МЫ. Мы — образование нестойкое, оно существует только какое-то время, пока длится истинный контакт. Но мы не можем отпустить себя в процесс, мы боимся утратить своё Я, чтобы поиметь взамен что-то качественно другое, большее и более интересное.

И поэтому мы не знаем истинного партнёрства. Страдая от этого, мы ищем — кто бы нас научил. А вот.

А вот телесно-ориентированная психотерапия придумала одно великолепное упражнение. Оно (упражнение) с помощью психотерапевтической метафоры учит нас тому: что такое вообще ОТНОШЕНИЯ.

Как только мы научимся этому упражнению — мы научимся и ладить с партнёрами. В этом и состоит пафос психологии. Всё «вот так просто» (но и сложно одновременно).

Выполнять это упражнение из копилки телесно-ориентированной психотерапии необходимо, особенно если с выстраиванием партнёрских отношений — проблемы и проблемы очевидные. А они очевидные — у большинства.

Итак, само упражнение

Возьмите себе любого партнёра. (Совсем неважно, кто это). Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Закройте глаза. Можно выполнять упражнение под музыку.

Соедините ваши руки таким образом: один палец одного партнёра в одной крохотной точке соприкасается с пальцем второго партнёра.

А теперь начните ощущать ТОЧКУ ВАШЕГО КОНТАКТА!

Цель упражнения: почувствовать эту точку. Для этого надо на время забыть себя и стать этой точкой самому. Нужно понять, что точка одновременно принадлежит обоим. И без двоих её нет.

Эта точка — телесная метафора Семьи, Брака, Любви, Флирта — в общем — ОТНОШЕНИЙ.

А теперь вы должны понять, что эта точка живёт по своим собственным законам, что у неё появляются СВОИ ПЛАНЫ, отличные от ваших.

Эта точка поведёт вас двоих в танец, потому что ей захочется самой — танцевать, двигаться.

С закрытыми глазами вы оба представляете себе эту точку как пульсирующий сгусток энергии, как световое пятно в глухой тьме, как лазерную указку, пляшущую свой независимый танец.

Самостоятельное движение точки в этом упражнении обязательно потянет за собой и движение ваших тел. Вот так начнётся Ваш танец — -побочный эффект от танца точки.

А теперь запомните следующие вещи:

  • сколько продлится ваш контакт никто не берётся предсказать — это и не нужно. У упражнения нет чётких временных рамок. Вы должны ПОЧУВСТВОВАТЬ момент завершения.
  • Это техническое правило данного упражнения является одновременно и высоким «Правилом» из психологии отношений — «Любая истинная близость живёт ровно столько, сколько ей суждено. Не больше. И не меньше».Понять это — значит разом перестать быть несчастным из-за постоянных «несчастных романов».

Вот так телесно-ориентированная психотерапия с помощью метафор тела учит наш ум, «как ему жить в этой жизни».

Психологи говорят: у этой волшебной танцующей точки — своя жизнь, (внимание!) как и у любого настоящего контакта между двумя людьми!

Есть три нехитрых правила выполнения упражнения «Танцующая точка»

«Чего нельзя?» или критерии правильности:

  1. Нельзя открывать глаза во время упражнения,
  2. Нельзя увеличивать площадь контакта,
  3. Нельзя разговаривать во время выполнения упражнения,

Вы не заставляете двигаться эту точку — Вы всего лишь идёте за ней. и всё.

Телесно-ориентированная психотерапия и танцы

Такое упражнение может предшествовать любым танцевальным урокам.

Есть люди, которые не могут научиться танцевать классический парный танец — вальс, танго и пр. Одни настолько не владеют своим телом, что боятся наступить на ноги партнёру. А другие наступают партнёру на ноги потому что . не умеют чувствовать контакт.

Своим телом они худо-бедно владеют, но вот ощутить слияние и единство — это для них непосильная задача, как петь в хоре или под аккомпанемент музыкального инструмента.

Кто в лес, кто по дрова.

Таким людям, прежде чем учиться танцевать (особенно парные танцы) необходимо попрактиковаться в ряде упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Говорят, танго — это драма, в которой в сжатой форме пересказывается жизнь человека, со всеми её страстями. Можно сказать, что любой танец — это психологическая (телесно-ориентированная) драма, метафора нашей жизни во всех частных её аспектах.

Поэтому умение танцевать всегда свидетельствует о том, что мы умеем и жить. Ведь танец — это метафорическая школа жизни.

Иначе бы танец не сопровождал человечество в его главных ритуалах с незапамятных времён, иначе бы не было религиозного танца, танца ритуального.

Но прежде чем учиться танцевать (а этот навык как и многие другие — утерян, поэтому нам и потребовалась психотерапия в ХХ веке), нам нужно «прогнать» себя через упражнения и техники телесно-ориентированной психотерапии. Тогда мы поймём душу танца — его истинную пользу и смысл, передаваемый им немой месседж.

И учиться хорошо танцевать закомплексованным танцорам тогда будет легче. И танец принесёт пользу. Ведь просто вспотеть от танца или разбудить топотом своих ног соседей, живущих этажом ниже — разве в этом его смысл?

Елена Назаренко

практикующий консультант по личным и семейным вопросам

Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна?

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать.

У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.

Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.

Если это радость, то и тело «радуется»: оно расширяется, мышцы расслабляются. А если негативные чувства – то и тело также «горюет, тоскует и гневается». Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которые могли бы помочь дать обидчику сдачи или убежать; сердце начинает биться чаще, повышается давление и пр.

А теперь еще раз снова вспомним о том, что детки в младенчестве были абсолютно телесными. И они справлялись с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: Они срыгивали, если было напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха. Еще они писали, когда было напряжение в области мочевого пузыря. Еще они дергали ручками или ножками, если что-то их беспокоило.

Техники

Техники и тренинги

Телесно ориентированный тренинг включает в себя различные техники, направленные на преодоление мышечного сопротивления.

Активно используются дыхательные техники, направленные на синхронизацию дыхательной деятельности и расслабления человека.

Глубина вдоха и ритм дыхания расставляют акценты на вегетативных проявлениях, отвлекая внимание подсознания от закрепощенного мышечного каркаса. Также полезны в этом отношении занятия йогой и растяжкой.

Эти прямые физические техники могут показаться полностью отвлеченными от психотерапии, однако классическая йога является ярким примером упражнения на принятие себя и окружающего мира.

Показательные техники основываются на взаимодействии в группе. При этом используются приемы наблюдения и анализа, сравнения и обсуждения.

Людям предлагается выделить физические особенности друг друга или же предстать в более обнаженном чем обычно виде, что позволит более свободно отнестись к собственным физическим особенностям.

Полезным заимствованием в этом ключе является иглорефлексотерапия из восточной медицины, которая имеет небольшое количество противопоказаний и широкий спектер возможностей снятия мышечного напряжения.

к содержанию ↑

Упражнения от панических атак

С научной точки зрения паническая атака является приступом острой тревоги вследствие стресса, связанно с выплеском адреналина и кортизола. Первое и главное упражнение в такой ситуации – вернуть внимание с тревожных мыслей на собственное тело, постараться максимально расслабить мышцы.

telesno-orientirovannaia-terapia

3 спасительных шага при панической атаке:

  1. Сделайте 8-10 глубоких вдохов и выдохов, но комфортных для вас (не перестарайтесь).
  2. Оцените, в какой части тела мышцы наиболее напряжены. Расслабьте их, ориентируясь на самонаблюдение.
  3. Не думайте о том, что у вас болит и как бешено колотится сердце. Говорите что-то вроде: «со мной все в порядке, это просто страх, сейчас все придет в норму».

Важны любые работающие релаксационные техники. Многим помогает банальное переключение внимание, сосредоточенность на сторонних предметах (вплоть до узоров на потолке).

В чём смысл этого упражнения телесно-ориентированной психотерапии Райха?

Смысл в том, что в какой-то момент испытуемый находит (точнее, находит не испытуемый, а его тело или его «шестое чувство») единственно верную стратегию поведения в этом кошмаре, а именно: ПОЛНОСТЬЮ РАССЛАБИТЬСЯ. Для этого человеку, кстати, дают однозначную подсказку –начать глубоко и медленно дышать и тогда его тело действительно расслабляется, а ум пытается отвлечься от происходящего. Если стратегия применена, верно, то вскоре человеку становится всё равно. Страх щекотки (кстати, страх щекотки – признак наличия блока на брюшном сегменте) исчезает, и исчезает он, вместе с этим самым блоком!

Высвобождение гнева

Чтобы дать выход злобе, визуализируем объект раздражения, сильными ударами наносим удары ракеткой, палкой, кулаками по подушке, боксерской груше. Дышим ртом, эмоции и слова не сдерживаем.

По отзывам, телесно-ориентированная психотерапия помогает справиться с болью, корректирует эмоциональное состояние, повышает качество жизни. Главное, признаться себе в проблеме и обратиться за помощью к специалисту.

Муравьи, кузнечики, пауки

Издательство: Махаон, 2008 г.

Возраст: 5-8 лет.

Как-то совпало, что в этом обзоре все энциклопедии одного издательства, но именно «Махаон» выпускает больше познавательных книг для разных возрастов. В серии «Мир на ладони» выпущено несколько книг о лесных насекомых. Они достаточно объемные (100 страниц), формат средний — побольше обычных книг, и цена невысокая.

Эта книга посвящена муравьям, кузнечикам и кобылкам – и паукам, которые не насекомые, конечно, но свою роль в насекомом мире выполняют. Настоящий подарок для любителя темы. Жизнь насекомых представлена во всех подробностях: где живут, что едят, как гнездуются, для чего у них каждая лапа предназначена, как разговаривают друг с другом и обороняются от врагов. Показаны все этапы развития букашек и картины из их непростой судьбы.

Текст также легко читается и подходит для дошкольников.

«Покормите меня! Оближите яйца! Перенесите их в теплое место!» Такие команды отдает царица. Сегодня особенно жарко, но муравьям-кормильцам некогда отдыхать. Они заняты все время. Надо покормить личинок, перенести в более влажное или, наоборот, более сухое место куколки, вылизать только что отложенные яйца.

Для начинающих пауков в книге есть инструкция, как плести паутину. Оказывается, садовый паук съедает старую сеть перед плетением новой. Добывая себе пищу, паук не просто яд впрыскивает в жертву: он растворяет ее пищеварительными соками, чтобы она сама приготовилась. А сверчки стрекочут громче на жаре и тише – в холоде, и если за вашим окном оглушительно стрекочут, значит, на улице настоящее лето.

Цена книги в магазинах: ~160 руб.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...