Светское государство

Содержание

История концепции и её реализации

В Древней Греции гражданская жизнь людей была в значительной степени отделена от религии. Однако всё мировоззрение было пронизано религиозными ценностями, а каждый народ приписывал себе покровительство какого-либо бога. В системе воззрений греков и других народов на государство и мир над верховной властью так или иначе стояло высшее божество. Долгое время глава государства считался помазанником божьим или вовсе отождествлялся с богом. Таким образом, государство было неразрывно связано с религией, светская власть так или иначе зависела от Церкви.

Одним из первых мыслителей, разделивших власть государственную и власть божественную, был Аврелий Августин. Он преодолел слияние божественной и мирской власти, говоря о том, что они должны быть разведены, однако им необходимо помогать друг другу для лучшего управления. Хотя Августин ещё не употреблял самих терминов «светское государство», «светская власть», говоря о государственной власти, он имел в виду именно их. Однако, несмотря на то что в его системе была выделена сама идея светской власти, не связанной с Церковью, сама эта власть, по его мнению, стояла ниже последней.

Мартин Лютер, также принадлежа к противникам слияния государственной и церковной власти, говорил о необходимости жёсткого разграничения их сфер деятельности, при этом отдавая явное преимущество власти церковной. В его рассуждениях также выражена идея о светской власти, которая не имеет никакого отношения к божественному провидению, но которая должна в первую очередь защищать Церковь и её сторонников от зла, которого в мире больше, чем добра[2].

К идее светского государства обращался и Жан Боден в процессе поиска путей урегулирования споров во Франции между протестантами и католиками. Он пришёл к выводу, что только государство, основанное на ценностях веротерпимости, способно предотвратить подобные споры.

В начале XVII века активно развивали идею светского государства и английские философы. Так, Томас Гоббс писал о том, что только светская сильная власть способна предотвратить человечество от возвращение в состояние войны «всех против всех». Один из родоначальников классического либерализма, Джон Локк, писал о необходимости создания светского государства на основе веротерпимости, так как выбор вероисповедания — пространство свободы каждого человека.

Значительный прорыв в разработке идей светского государства произошёл в эпоху Просвещения. Такие мыслители как Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Вольтер и другие выступали за свободу вероисповедания и отказ церкви от участия в управлении государством. В это время происходила разработка уже целостной концепции светского государства в Америке, автором которой стал Томас Джефферсон. Он писал о необходимости соблюдения свободы слова, свободы вероисповедания, выступал против института государственной религии, считая все религии равноправными.

В России

В эти же годы происходит и зарождение общественно-политической мысли в России. Так, идеолог Петра I Феофан Прокопович, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху, а отделение её от государства считал пороком католицизма. Кроме того, он положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства»[2][3].

В дальнейшем многие русские мыслители укреплялись во мнении об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти. Так, Владимир Соловьёв писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью. Бердяев же писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции[2].

Коммунизм исключает извлечение единоличной выгоды из человеческих отношений. Общественная выгода всегда имеет главный приоритет над личной (частной)! Личная выгода отождествляется с выгодой общественной.

Главные правила жизненного общественного уклада восточных славян были такими: жить общей выгодой (если хорошо всем, то хорошо и мне), жить по совести и без обмана, жить взаимопомощью, взаимовыручкой, сопереживанием, состраданием, самоотверженностью (сам погибай, а товарища выручай).

Построение коммунистического общества — это постоянный процесс! Построить коммунизм — это не дом построить! Построение коммунистического общества подразумевает в первую очередь выстраивание коллективного воспитательного и образовательного процессов в обществе из поколения в поколение советских граждан.

Авиньонское плене­ние пап

После смерти Бо­нифация VIII новым Папой под именем Климента V был избран французский епископ. В 1309 г. он перенёс папскую резиденцию из Рима в Авиньон, расположенный рядом с владениями французско­го короля, где она и оставалась до 1377 г. В этот период, получив­ший наименование авиньонского плене­ния пап, папы находились под сильным влиянием королей Франции.

В 1378 г. в ка­толической церкви началась великая схизма (раскол): один Папа был избран в Риме, второй — в Авиньоне. Европей­ские государства разделились на сторон­ников римского и авиньонского первосвя­щенников. Церковный собор 1409 г. в Пи­зе лишь усугубил ситуацию: появился третий Папа. Лишь церковный собор 1414-1418 гг. в Констанце положил конец великому расколу, заменив всех трёх пап вновь избранным Папой Мартином V, который вернул папскую ре­зиденцию в Рим. Завершение схизмы несколько повысило автори­тет Папы в качестве главы католического мира, но о претензиях пап на политическое господство больше не могло идти и речи.

Светские государства в мире

Североамериканские страны, около трети европейских и африканских стран, а также некоторые азиатские страны называют себя светскими в своих конституциях или других официальных документах.

Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами[4], в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и так далее).

Религия не отделена от государства и в Израиле. На территории Израиля могут быть заключены лишь религиозные браки, действуют ограничения на работу многих заведений и общественного транспорта в субботу, а в государственных и армейских заведениях обязателен Кашрут. Наличие государственного раббанута (равината), заведующего браками, разводами, ограничениями в субботу и кашрутом, является главным препятствием на пути к отделению религии от государства.

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определённого типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамбольшинстваики.

Крестьянское общество.

Крестьяне каждого имения составляли сельское общество (миры), аналог этого слова в английском языке — община.

Надельная земля принадлежала не отдельному двору, а общества (миру). Делами общества (мира) ведал сельский сход (совет), в котором участвовали все домохозяева — главы семей.

Сход (совет) распределял наделы, решал повседневные хозяйственные вопросы (например о сельхоз работах), разрешал семейные разделы, взимал недоимки, позволял выдать паспорт идущему на заработки. 

В общине действовала круговая порука: повинности за неплательщика вносили всем миром.

В сельском обществе (миру) не было брошенных сирот или стариков. Социальное обеспечение каждому крестьянину гарантировало сельское общесто (мир). Если у кого случится беда —  помогали всем миром (например если сгорит дом, то семья погорельца пойдет «по миру», то есть будет жить у соседей пока всем миром не построят новый дом).

В сельском обществе крестьяне за обман, воровство и ростовщичество по решению схода (совета) изгонялись за пределы общества. Тех, кто наживался на сельском обществе ростовщичеством называли мироедами.

Хотя орудия труда и находились в частной собственности у крестьян, но в сельском обществе (миру) было принято при проведении сельхозработ действовать по принципу взаимопомощи. 

С точки зрения оккультизма

Духовная власть, согласно представителям оккультных течений, представлена учителями и их учениками. Первые служат источниками передачи мудрости, благодаря которой люди могут переходить на высшие духовные уровни. Учителя способны на лидерство. Задача учеников — распространять полученные знания. Важный элемент этой цепи — степень человеческой осознанности, проявляющаяся в его образе жизни.

Теософия особенно ярко иллюстрирует описанное выше явление. У нее существует своя система, благодаря которой происходит управление, передача знаний и руководство мирами. Люди — ученики и учителя — имеют различные ордены и степени, которые подразумевают свои обязанности. Через эти обязанности проявляются Логосы системы мира.

Духовная власть в данном случае заключается в том, чтобы управлять процессом эволюции, формировать расы и руководить ими, создавать жизненные законы, по которым народы, империи и цивилизации существуют. Главным в этом процессе является Просветленный — Буддха. Его также называют верховным учителем.

Духовная власть над отдельной группой людей в наш век определяется их собственным выбором — например, конфессии, а также выбором общества в целом. Большую роль играет государство, в котором человек живет, и избранный в нем политический режим, будь то Россия, Египет или одна из стран Европы.

Забота Советской власти о детях

15 сентября 1921 года, Совнарком принял декрет об охране здоровья детей. Были созданы диетические столовые для школьников, оздоровительные площадки при школах, санатории для детей, страдающих неврозами, туберкулёзом, лесные школы.

Физически СССР не победить. СССР победили в Психологической войне:

Военная мощь СССР. Учения Запад-81.png

Военная мощь СССР - танки.png

Военная мощь СССР - лс

дальние бомбардировщики СССР

Появление советской власти в России во время революции 1905 года было сюрпризом, неожиданностью, как для революционеров, так и для власти. В.И. Ленин обратил внимание на то, что народ сам создал (без участия политтехнологов) форму власти, которая была и по сей день остается самой демократичной из всех прочих форм власти.

После начала гражданской войны, инспирированной англичанами, французами и американцами в июле 1918 года левые эсеры, поддержанные меньшевиками и пр. провели вооруженное восстание против Советской власти, и большинство представителей этих партий были вынуждены покинуть Советы.

Поэтому Великая Октябрьская революция 1917 года проходила под лозунгом «Вся власть Советам». Некоторые заблуждающиеся считают, что к власти пришли большевики. Нет, к власти пришли Советы, большевики же входили в Советы наравне с другими партиями (эсеры, меньшевики и пр.).

Советская власть просуществовала до октября 1993 года, когда был проведен очередной государственный антисоветский переворот.

Ленин ВИ-1

Культура наших дней изобилует продуктами светской художественной литературы, поэзии, публицистики, проповедующими религиозные идеи.

Тяга значительной части населения к религиозной культуре в наши дни усиливается в связи с сознательным возрождением религиозных традиций, широким распространением по разным каналам религиозных идей. Восстанавливаются и создаются заново православные, иудейские, католические, буддийские храмы, мусульманские мечети; издается и переиздается дореволюционная и современная религиозная литература, расширяется сеть религиозных школ, высших учебных заведений. В духовную жизнь России вторгаются элементы современной зарубежной религиозной культуры в виде сект, активизировавшихся в нашей стране в постперестроечное время (кришнаиты, муниты, сайентологи, бейлианцы и др.). Усиление их влияния на духовную жизнь России связано также с распространением духа постмодернизма с его призывами к плюрализму и деканонизации, с его сугубым субъективизмом, поверхностностью, гетерогенностью, со стиранием грани между научным и ненаучным. Ныне наряду с сакральной литературой (Библия, Коран, Дхаммапада, Бхагаватгита, Агада и др.) издаются многочисленные сочинения религиознофилософского, проповеднического, теософского, оккультного характера. На художественных выставках возрастает удельный вес произведений на религиозные сюжеты, проникнутых мистическим духом. Светская культура пересекается с религиозной: культура наших дней изобилует продуктами светской художественной литературы, поэзии, публицистики, проповедующими религиозные идеи. Соответственно, это сужает сферу светской культуры.

В жизни современной России светская культура во многом сохраняет автономное существование и, как правило, служит гуманистическим целям, обладая функцией объединения народов с разными верованиями, людей с различным мировоззрением, воспитания в духе терпимости к инаковерующим, способствуя познанию природы, общества и человека. При этом общероссийской светской ценностью, способной объединить народы и выразить бесконечное богатство мира и духовной жизни, является русский язык. Вместе с тем следует отметить, что ныне наблюдается моральная и интеллектуальная деградация отдельных сторон светской культуры, — вследствие как процесса деградации буржуазного общества в целом, так и влияния худших образцов западной культуры. 

Литература

  • Алейникова С. М., Бурьянов С. А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально / под ред. И. Кондратьева — М., 2015. — 62 с.[1]
  • С. А. Бурьянов. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 — начало 2016 года. — Москва: Фонд «Здравомыслие», 2016. — 258 с. — ISBN 978-5-86388-238-3. [2]
  • Безнюк Д. К. Национальная и религиозная безопасность Беларуси: социологический аспект // Социология. — 2006. — № 1.
  • Понкин И. В. О типологии светских государств // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2004. — № 1 (27)
  • Шахов М. О. К вопросу о правовом соотношении принципа светскости государства и принципа отделения от него религиозных объединений в современной Франции // Религия и право. — 2014. — № 2.
  • Шахов М. О. «Нужно ли России именовать себя в Конституции «светским государством»? // Славянский правовой центр. — 06.04.2015.
  • Шкурова Е. В. Социальные аспекты функционирования светского государства в Республике Беларусь / Е. Шкурова. // Философия и социальные науки. — 2007. — № 4

Время гигантов!

Слышал легенду, будто когда-то
Нашу страну населяли гиганты.
Будто бы жили странной судьбою:
Были готовы к работе и к бою.

***

От недостатка хлеба и мяса
Бредили Марксом, Победой и Марсом,
Снежной тайгой, Арктикой хмурой,
Яркими звездами над Байконуром,
Пламенем жарким, бездной бездонной…
Строили шахты, плотины и домны.

***

И заблуждались, и побеждали.
Ждали гостей из немыслимой дали.
Сквозь канонаду бойни кровавой
Мчались, чтоб рухнуть в высокие травы,
В снег почерневший, в воду и в глину…
Алый свой флаг вознесли над Берлином.
Шли от колхозной луковой грядки
К Олимпиаде, Афгану, разрядке.

***

Шли сквозь шаблоны и трафареты,
Шли, за собой увлекая планету,
Кровью писали добрую сказку.
Даже ошибки их были гигантски.

***

Верили, веру в сердце лелея,
В непогрешимость речей с Мавзолея,
Знали, что правы серп их и молот,
Знали, что мир лишь на время расколот,
Что не навечно боль и печали…

***

Но измельчали. Увы, измельчали…
Их же потомки прячутся робко
В затхлой тиши кабинетных коробок,
Мыслят стандартно, далью не бредят,
Сводят безжизненно с дебетом кредит,
Мелко мечтают, думают редко…
В них ничего не осталось от предков.

ЮРИЙ ДРОЗДОВ: ВСЁ УЖАСНОЕ ДЛЯ РОССИИ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.

(Visited 17 525 times, 1 visits today)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...