Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе. 1. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Содержание

Что такое конфликт интересов?

Конфликт интересов — это ситуация в которой человек, который уполномочен принимать решения, пользуется привилегиями, дающими ему личное преимущество в ущерб другим. Человек (или организация) находится в такой ситуации, когда действует в свою пользу или в пользу определенного субъекта, в отношении которого у него есть обязательства. И одновременно действуя против интересов другого субъекта, к которому также должен проявлять лояльность.

Пройти тест на уверенность в себе

Определение включает не только противоречие между личными и чьими-либо интересами, но также обязательство сохранять лояльность по отношению к организациям, чьи потребности несовместимы.

Вот несколько наглядных примеров. Чиновник, принимающий решения о компании, в которой он имеет долю. Журналист, который должен написать критический отчет об автомобильном концерне, который предоставил ему свой продукт для тестирования.

Современный врач не сможет помочь пациентам без продуктов фармацевтической промышленности, а современный исследователь зависит от внешних источников финансирования.

Проблема проявляется в различных формах на всех уровнях экономической, политической, административной, научной и другой деятельности.

В чем основная проблема?

Очевидно служащие просто должны иметь возможность заявить о наличии конфликта интересов. В дальнейшем это поможет принимать решения в соответствии со своими обязанностями, а не личными или финансовыми целями.

Но есть серьезная ошибка в этом утверждении. Эксперименты показали, что раскрытие такого противоречия может усилить плохое поведение, а не уменьшить его.

Мозг неспособен отделить свои личные интересы от профессиональных обязательств. Люди, принимающие решения, подвержены предвзятости, которая служит их личным целям, даже не осознавая этого.

Что такое конфликт интересов

Президентом России 15.08.2001 утверждена Концепция, реформирующая систему госслужбы. Она включает сведения о возможности формирования механизмов конфликта интересов в деятельности чиновников. Для исполнения Концепции 27.07.2001 утвержден ФЗ № 79-ФЗ, установивший основы системы госслужбы в России. Законодательный акт определил, что такое конфликт интересов (на муниципальной службе понятие урегулировано ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Термин относится к ситуации, когда служащий лично хочет (прямо или косвенно) приобрести выгоды от исполнения обязанностей по работе. Желание влияет на степень объективности, беспристрастности и качество выполняемого функционала.

Национальный план борьбы с коррупцией, утвержденный Президентом 31.07.2008 в качестве одного из главных механизмов недопущения развития коррупции, утвердил необходимость разрешать на службе конфликты интересов. Понятие получило развитие в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Статья 10 ФЗ № 273 определяет, что конфликтом интересов является ситуация, когда личная заинтересованность влияет на исполнение обязанностей по должности. Возникает противоречие между требованием соблюдать права граждан и персональными интересами служащего, связанные с приобретением выгоды. В результате нарушаются прав населения, общества или государства.

Понятие конфликтов интересов

Государственная гражданская служба предполагает ряд четко регламентированных обязанностей, которые возлагаются на конкретное должностное лицо в рамках его полномочий. Отсюда могут возникнуть разногласия между личными взглядами и служебными обязанностями.

Конфликты интересов при прохождении государственной гражданской службы представляют собой ситуации, при которых личные интересы государственного служащего могут помешать объективному, надлежащему и беспристрастному исполнению должностных обязанностей. Лицо при этом  в силу своих полномочий обязано разрешать подобные споры,

Обратите внимание! Личные интересы следует рассматривать в данном случае как возможность получения денег, имущества, услуг имущественного характера, выполнение работ и так далее.

Субъектами, на которые возлагается обязанность по устранению рассматриваемых разногласий, являются:

  • государственные, муниципальные служащие;
  • сотрудники государственных корпораций, Центробанка РФ, ПФ РФ и так далее;
  • работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти;
  • иные лица, если обязанность установлена действующими нормами закона.

Таким образом, подобные ситуации могут коснуться только определенных людей, имеющих статус чиновника или иного должностного лица.

Что такое конфликт интересов

Конфликт интересов возникает, если обязанности госслужащего входят в противоречие с его личными интересами

Выявление, устранение конфликтов служебных интересов важно потому, что наличие таковых приводит к развитию коррупции и порывает авторитет государственной власти.

Личная заинтересованность и конфликт интересов: в чем разница

Под личной заинтересованностью понимают получение выгоды (ч. 2 ст. 10 273-ФЗ от 25.12.2008):

  • в денежной форме;
  • в виде имущества или имущественных прав;
  • услуг имущественного характера;
  • результата выполненных работ;
  • иные выгоды.

Конфликт интересов возникает, когда личная заинтересованность оказывает влияние на решения, которые сотрудник принимает во время исполнения своих служебных обязанностей.

Выражение конфликта интересов на работе

Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

  1. организационный
  2. личный

konfliktОрганизационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу. Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.

Рекомендуем прочитать:Можно ли штрафовать сотрудника или лишить премии?

” “

, : , , , ( , ).

, . , 12 2006 . , , , , , , .

, , ” “, , , , .

, , . : , . . , .

, , , .

, . , , . , , , .

, , .

(le Service central de prevention de la corruption/SCPC) . 2004 . SCPC , ” , , , “. , .. . 25 13 1983 . , – , – , .

11 2013 . . (. 2) : ” , , – () ” <7>.

<7> .: . // : (, 24 – 25 2014 .) / . . .. . .: , 2015. . 89.

(2006 .) , , – <8>.

<8> . : .., .. // / . . .. , .. . .: ; -, 2015. § 3. 4. . 243.

, , . , (1957 .) (2009 .) ; (1999 .) ; , (1995 .), .. <9>.

<9> .: .., .. . . . 248 .

Если речь идет о выполнении тех или иных управленческих функций по отношению к родным или иным заинтересованным лицам

Ситуация: Служащий может принимать решения относительно кадровых вопросов к своим родственникам или другим заинтересованным лицам. К примеру, речь идет о служащем, занимающем место в конкурсной комиссии, а в числе претендентов на место находится его родственник. Или же работник может являться членом комиссии, проводящей проверку по делу о нарушении со стороны своего родственника.

Решение: Первым делом нужно оповестить руководство о наличии факта личной заинтересованности, также эту информацию доносят до представителей нанимающей стороны.

Важно! Рекомендуется отстранение служащего от обязанностей, которые могут предполагать то или иное взаимодействие с лично заинтересованными лицами. Например, можно вывести служащего из состава комиссии. Надо понимать, что ситуация не будет считаться выражением личной заинтересованности, когда не задеваются интересы других граждан или же нет соответствующих полномочий.

Госслужащие должны оповестить руководство о наличии факта заинтересованности

Госслужащие должны оповестить руководство о наличии факта заинтересованности

Если речь идет об иной работе с оплатой

Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.

Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.

То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.

Отсутствие уведомления начальству влечет отстранение служащего от работы

Если же заказчиком работы выступает госорган, где служащий замещает должность, то представитель должен проинформировать, что работа будет впоследствии приводить к КИ. При отсутствии действий со стороны служащего по урегулированию тех или иных действий конфликтного характера речь пойдет об устранении его с должности.

То же самое касается материнских и дочерних организаций, а также организаций, так или иначе связанных с госорганизацией, где работает служащий. Необходимо также будет предоставить нанимателю как связаны обе организации. Лучше будет отказаться от работы в данном учреждении.

Сфера распространения

Случаи с конфликтами интересов распространены в большинстве сферах жизни человека. Подобные ситуации случаются в личной жизни, образовании, быту, а также на работе. Наглядные примеры представлены между однокурсниками ВУЗа или одноклассниками школы, среди служащих различных организаций. Не обходит стороной явление различные сообщества. Примечательно, что возникновение таких ситуаций необязательно указывает на негатив.

Однако наибольшую проблему и сложность вызывают столкновение потребностей в политическом и государственном секторах.

Примеров может быть бесконечное число

Но, что важно в случае общественных конфликтов – они практически всегда могут быть решены. Инструментами таких решений могут выступать законы общества и государства, моральные и этические нормы.

Например:

  • спорный участок может быть выставлен на закрытый аукцион между соседями — садоводами;
  • владельцы компании могут привлечь для решения своего конфликта экспертов-экономистов и инженеров;
  • в случае совместного отдыха, родители могут прислушаться к желанию ребенка, ведь он – основа совместного досуга.

Служебное поведение муниципального служащего

Во избежание неблагоприятных ситуаций по должности, служащий должен следовать этике служебного поведения, заложенного в законодательстве.

В связи с чем, на служащего возлагаются дополнительные обязанности к служебному поведению:

  • служить интересам муниципального образования и населению добросовестно;
  • иметь нетерпимое отношение к коррупции и в короткие сроки ставить в известность представителя нанимателя или работодателя о личной заинтересованности;
  • соблюдать права и свобод граждан, обращающихся за помощью в реализации своих прав и законных интересов, равным образом относиться к каждому без исключения, невзирая на их имущественное положение, национальность, религиозные убеждения и политические взгляды;
  • не отдавать предпочтения отдельным лицам при выполнении должностных обязанностей;
  • соблюдать профессионализм и компетентность на муниципальной службе;
  • в рамках регламента принимать личный прием граждан и рассмотрение их обращений;
  • уважать местные традиции муниципального образования;
  • брать во внимание культурные ценности и взгляды народов и национальностей России при ведении приема граждан;
  • не разжигать национальных или религиозных конфликтов;
  • избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести вред в работе местного органа, его авторитету и доверию со стороны населения.

Предупреждение коррупции по 273-ФЗ

Госслужащим на основании положений 273-ФЗ запрещено:

  • хранить денежные средства и ценности в зарубежных банках;
  • вести бизнес, управлять зарубежными компаниями и получать от них награды;
  • получать выгоду в натуральном или денежном выражении от выполнения своих обязанностей, в том числе спонсорскую помощь при выездах за границу;
  • быть поверенным и лоббировать частные интересы;
  • совмещать работу с другой должностью или деятельностью, которая подлежит оплате, исключения: творчество, наука, преподавание, если деятельность ведется не от лица власти;
  • использовать служебную информацию в своих целях.

По закону 273-ФЗ «О противодействии коррупции» госслужащие обязаны:

  1. Отчитываться о доходах и расходах (в том числе близких родственников).
  2. Информировать руководство о склонении к взятке.

Почему возникает конфликт интересов

Причинами возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе становятся:

  • нарушение требований, установленных к поведению по службе;
  • неисполнение функциональных обязанностей;
  • нарушение прав или определенных законом интересов населения, государства;
  • нарушение действующих норм, ограничений, запретов, установленных законодателем.

Среди обстоятельств, способствующих проявлению проблемы, выделяют:

  • неясность в формулировках компетенций;
  • идентичность в полномочиях разных госорганов, их структур, сотрудников;
  • отсутствие в достаточном объеме сведений о работе органов власти;
  • нарушение дисциплины (по службе, организационной);
  • противоречия в содержании нормативных актов, способствующие появлению обстоятельств, стимулирующих коррупцию;
  • отсутствие мер, не допускающих возникновение;
  • непредоставление работодателю информации об имеющейся проблеме;
  • осуществление иной, кроме госслужбы, деятельности на платной основе без информирования об этом работодателя.

Примеры

Примеры можно найти практически каждый день, если прочесть новости региональных средств массовой информации о коррупции.

Чаще всего к примерам конфликтов интересов относятся:

  • проведения государственных закупок,
  • конкурсов на вакантные места в государственные и муниципальные службы,
  • проверки юридических компаний,
  • отведения земельных участков и сооружений под застройку,
  • приватизации и отчуждения имущества,
  • взаимодействия начальства предприятий с юридическими лицами.

Полного перечня возможных нарушений в этой области найти не удастся нигде. Все варианты предугадать невозможно. Во время разбирательства фиксируется степень ответственности, наличие спорной ситуации, тщательный анализ поведения.

Способы урегулирования

Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.

Способы урегулирования возникающих разногласий:

  • Превенция. Речь идет о предупреждении проблем. Для этого и нужно иметь представление о возможных противоречащих ситуациях. Например, госслужащий отказался от членства в аттестационной комиссии, перед которой предстает его родственник. Такой метод самый эффективный.
  • Прозрачность. Должностное лицо не должно скрывать информацию о своих счетах, вкладах, имуществе.
  • Мониторинг со стороны органов власти. Здесь предусмотрены проверки, надзор за работой госслужащих антикоррупционных и коллегиальных органов.
  • Добровольное разрешение. Служащий может самостоятельно проявить инициативу, указать на разногласия, найти способы его решения и так далее.

При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.

Разрешение конфликта интересов

Если должностное лицо обнаружило возникший по отношению к нему конфликт интересов, оно обязано уведомить руководство или самостоятельно разрешить ситуацию

Управление конфликтами интересов в компаниях и организациях.

Как показывает опыт, отсутствие контроля над конфликтами может быть разрушительным для компаний и организаций. Поэтому тот, кто хочет избежать банкротства, развиваться, поддерживать свою репутацию, предпринимает действия, направленные на их предотвращение. Эти действия включают навязывание сотрудникам требований, более строгих, чем сформулированные законом.

Пройти тест на характер человека

Общая типология ситуаций, в которых могут возникать конфликты интересов в компании или организации, позволяет выделить следующие случаи:

  • наличие финансовых, семейных, социальных и иных связей с поставщиками, клиентами и другими организациями, сотрудничающими с компанией;
  • связи с конкурентами, например, путем частичной занятости или консультаций;
  • участие в производстве товаров или услуг для конкурентов;
  • выполнение заказов «на стороне», используя оборудование компании, рабочее время и т.д.;
  • услуги для других компании, кроме тех, которые возникают в результате трудовых отношений, например, продажа материалов, аренда оборудования;
  • доступ к конфиденциальной информации, использование которой даст финансовые или другие преимущества;
  • объединение функций, между которыми существует односторонняя или взаимная зависимость, например, производства и контроля;

Требования, касающиеся ограничения конфликта интересов, обычно формулируются компаниями в письменной форме, а процедуры соблюдения этих требований формализуются. Большинство этических кодексов содержат главу регламентирующую порядок их избегания, раскрытие их в ситуации, когда избежать невозможно.

Лучший способ нейтрализовать негативные последствия конфликта интересов − раскрыть его с целью мониторинга такой ситуации и минимизации последствий. Должно быть сделано лицом, затронутым конфликтом. Часто раскрытие рассматривается как обязанность сотрудника, а степень угрозы оценивается на высших уровнях иерархии. В случае людей, занимающих руководящие должности, эта степень должна оцениваться менеджерами по этике.

Раскрытие допускает следующие альтернативные решения:

  • не предпринимать никаких действий, если установлено, что потенциальный конфликт минимален и достаточно просто раскрыть его, чтобы контролировать;
  • информирование сторон, которые затронуты конфликтом, о том, что он был раскрыт и теперь под контролем;
  • привлечение третьей стороны, независимого аудитора, для расследования степени риска;
  • привлечение дополнительных участников в процесс принятия решений;
  • ограничение доступа к конфиденциальной информации для этих лиц;
  • прекращение отношений со стороной, которая вызывает этот конфликт;
  • отказ от личного интереса, который вызывает конфликт;
  • отстранение человека от выполнения определенных задач;
  • перевод в другой отдел;
  • отстранение от обсуждения или голосования по конкретным вопросам;
  • в серьезных случаях − увольнение.

Две модели управления:

  1. Модель запрета. Препятствует любой договоренности, особенно финансовой, которая может создать такой вид конфликта, если эта договоренность не обеспечивает достаточно компенсирующей социальной выгоды. Реализация этого подхода требует, чтобы те, кто защищает его, создали основу, в рамках которой приемлемы определенные противоборства целей.
  2. Модель раскрытия информации и рецензирования. Считает, что конфликт неизбежен и что финансовые являются только наиболее заметными и, возможно, наименее опасными с научной точки зрения. Признание потенциальных источников предвзятости способствует осознанию различных точек зрения и возможности выработки какого-то баланса. При условии, что существует сильный процесс рецензирования и возможности для вторичного анализа данных.

Конфликт интересов является одним из ключевых вопросов деловой этики, как из-за его теоретической сложности, так и практической важности. Невозможно избежать всех профессиональных дилемм, потому что они сопровождают почти каждую человеческую деятельность.

Во многих ситуациях их негативные последствия либо незначительны, либо могут быть полностью ограничены самоконтролем или внешним контролем. Однако условием для этого является глубокое понимание их природы, возможных последствий и способов противодействия. Эти знания должны распространяться на всех уровнях административной, экономической и научной иерархии, став канонической темой в образовательных программах деловой этики.

Пройти тест на тип личности

Другие статьи подобранные для вас:

Что такое аффирмации, их природа и история появления. Какие они бывают и почему аффирмации могут не работать? Правила создания с примерами

8 базовых методик, как уверенно развить харизму. Что помогает в развитии этого навыка и что мешает? С чего начать и каких главных ошибок стоит избежать на этом пути?

Что такое мысли и как это все устроено? Откуда взялось утверждение, что мысли материальны и как это объясняется? 4 базовых правила материализации мыслей

Кто такой харизматичный человек и в чем его преимущество. Как его определить, а также узнать, есть ли харизматичность у вас?

Что такое позитивные аффирмации и почему среди различных психологических практик они считаются одними из самых эффективных. Зачем они нужны и как работают?

Что такое лидерство и что для него необходимо? Что нужно развить в себе, чтобы в совершенстве освоить лидерство? Какие виды лидерства бывают?

Кто такой лидер и почему он необходим любой группе людей? Как благодаря ему принимаются важные решения, а разные люди начинают действовать, как единый механизм?

Что такое обаяние и почему оно так важно в жизни человека? Но что мы знаем о нем? Как его развивать и возможно ли это? Кто вообще такой обаятельный человек?

Что такое харизма и почему она помогает добиваться в жизни большего? Какие бывают виды харизмы и как понять, на каком она уровне?

Как стать лидером и какие приемы самые эффективные? Есть ли что-то, без чего не обойтись? Это врожденные качества или их можно развить и как это сделать?

Общий порядок разрешения

Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.

Для устранения конфликта следует помнить, что:

  • должностное лицо обязано принимать меры по устранению проблемы, это не его право, и проигнорировать конфликт для служащего недопустимо;
  • обязательно осуществляется уведомление работодателя в установленном порядке о том, что возникли противоречия интересов, что также рассматривается, как обязанность, а не его право;
  • отстранение служащего от работы или даже должности на время путем вынесения распоряжения. Кроме того, лицо самостоятельно может сделать отвод, что также подтверждается соответствующих документов, подписывается работодателем.

Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.

Пример самостоятельного разрешения проблемы: должностное лицо владеет ценными бумагами, которые принадлежат корпорации, управляемой госорганом. Служащий сообщает об этом работодателю, при этом самостоятельно проводит действия по продаже бумаг. Здесь даже не потребовалось отстранение лица от должности.

Отношение к понятию «конфликт»

Чаще всего конфликт является весьма негативным явлением, вызывающим отрицательные эмоции. До недавнего времени считалось, что любой вид конфликта не приводит ни к чему хорошему.

Однако современные представители менеджмента все чаще убеждаются, что определенные виды конфликтов весьма уместны даже в передовых компаниях, где отношения сотрудников достойны высших оценок.

Главное – научиться управлять конфликтом.

Комиссия

К участию в урегулировании конфликта интересов на государственной службе обязательно привлекается специальная комиссия, которую организовывают по ст. 19 закона № 79 «О госслужбе…» для соблюдения требований к служебному поведению. Деятельность комиссии регулируется положением о комиссиях по урегулированию конфликтов, утвержденным указом президента РФ от 01.07.2010 № 821. В соответствии с документом, перед комиссиями стоят 2 задачи:

  • контроль за соблюдением служащими ограничений, требований и запретов, наложенных в соответствии с занимаемой должностью (подробнее см. указ президента от 21.09.2009 № 1065);
  • предупреждение коррупции.

Комиссия образуется нормативно-правовым актом ведомства и формируется так, чтобы исключалась любая возможность возникновения спора интересов при принятии ими решения. Ведомство определяет и состав комиссии, и порядок ее работы.

Состав комиссии:

  • заместитель руководителя госоргана, руководитель или иной работник кадровой службы;
  • представитель управления президента РФ по противодействию коррупции;
  • представитель научной или образовательной организации, которая связана с государственной гражданской службой;
  • представитель общественной организации или профсоюза.

Состав комиссии не менее чем на четверть состоит из граждан, не занимающих должности на государственной службе. Для проведения заседания комиссии необходимо основание:

  • предоставление руководителем результатов служебной проверки о несоблюдении госслужащим запретов и требований или о предоставлении им неполных, неверных сведений;
  • поступившее в кадровый отдел сообщение от бывшего работника о намерении трудоустроиться в коммерческой или некоммерческой организации либо о намерении выполнять оплачиваемую работу;
  • заявление госслужащего о невозможности предоставить необходимые сведения или выполнить требования и соблюсти запреты;
  • уведомление о личной заинтересованности от служащего.

Положения о комиссии разрабатываются каждым госорганом отдельно.

“, () “

– , ” , () ( )”.

“, ” – . () . . – ( ) , () , , .

, , , , , , . ( ) . . , , , .

, () , , , , .

, , , . , , , , .

Как предотвратить и разрешить конфликт

Существуют способы предотвращения и разрешения конфликта интересов. Их довольно много, все они подкреплены законами Российской Федерации. Человек, который знает о конфликте интересов, но не имеет возможности урегулировать данную ситуацию, вместе с тем не сообщает о нем высшему руководству, тоже несет ответственность, иногда даже не только административную. Не существует таких ситуаций, способных регулироваться самостоятельно.

В первую очередь, следует понимать, что, несмотря на четкий механизм действий в процессе регулирования конфликтов, поведение участников данной ситуации не всегда предсказуемо. Поэтому часто возникают внештатные ситуации, в которых рекомендуется разбираться профессионалам, как на юридическом, так и на политическом поприще:

  • Самой первой мерой по предотвращению конфликта является полная прозрачность сделки. Должно быть ясно, где происходила закупка товаров, какова их себестоимость, какие ресурсы были потрачены на выполнение тех или иных работ, с какими фирмами проводилось сотрудничество, и нет ли среди них налоговых «ям» и т.д.
  • Должен проводиться постоянный анализ организации. Его может делать специально нанятый сотрудник, а может им заниматься непосредственно руководитель предприятия.
  • Рекомендуется контролировать процесс принятия на работу наемных служащих, чтобы среди них не было людей, состоящих в близких родственных отношениях.
  • Ввести в нормативные документы предприятия запрет на получение подарков, финансовой помощи и других различных благ.
  • На предприятии обязательно должен быть составлен Кодекс этики, с которым следует ознакомить всех сотрудников.
  • Если при заключении договора или возникновении спорной ситуации присутствуют лица, относящиеся предвзято к происходящему, их необходимо отстранить на время решения конфликта.
  • Госслужащий не должен содержать все активы предприятия.
Методы борьбы

Методы борьбы

Шаблон уведомления

Документ составляется в письменной форме. При формировании уведомления служащий обязан придерживаться установленного образца и делового стиля.

Уведомление о конфликте интереса на государственной службе

Правила составления:

  1. Подается на имя руководителя с указанием полного именного формуляра.
  2. В центральной части прописывается наименование документа — «Уведомление о конфликте интереса на государственной службе».
  3. В основном части текста указывают реквизиты сотрудника организации — фамилия, имя, отчество, должность.
  4. Детальное описание ситуации, при которой есть высокий риск развития столкновения потребностей или повод для получения личной выгоды. К примеру, это может быть подписание контракта с компанией, оказывающей услуги госучреждению. При этом во главе фирмы стоит родственник уполномоченного лица.
  5. Отдельно указывается согласие или отказ от присутствия при рассмотрении комиссии данного вопроса для урегулирования столкновения.
  6. В конце заявления работник проставляет — дату, подпись, расшифровку (фамилии, инициалы).

Последствия

Что несет с собой конфликт интересов?

В случае общественном – конфликты, иногда, являются движущей силой позитивных изменений:

  • бесхозный участок обретет хозяина и принесет плоды;
  • компания обретет вариант наиболее выгодного и рационального развития, станет богаче;
  • семья проведет вместе выходные дни и даст ребенку осознание его важности для близких, и новое доказательство их любви.

Личный конфликт интересов, как правило, имеет печальный итог. Моральные и нравственные страдания переживаются трудно. Если же человек решается совместить интересы, последствия бывают еще горше.

Можно ли прожить без конфликтов интересов? Конечно, нет. И, давайте, будем им благодарны.

В споре рождаются истины, а побеждают – лучшие.

Проверка

Проверка на конфликт осуществляется сотрудником самостоятельно. Если такой замечен, то пишется заявление на имя начальника. Заявить может третье лицо, если оно заметило признаки мнимой или реальной конфронтации. По этому поводу собирается специальная комиссия. Она принимает одно из решений:

  • превентивное (служащий лишается финансовой доли),
  • раскрытие (декларация доходов и имущества),
  • добровольный отказ (если нарушение не крупное, то сотрудник может просто отказаться),
  • мониторинг (последующая слежка за действиями).

Что делать при выявлении конфликта интересов

При выявлении конфликта интересов методикой Минтруда рекомендовано:

  • провести беседу с работником компании (с его согласия);
  • взять с работника объяснения по этому вопросу (с его согласия);
  • собрать сведения о соблюдении работником этики служебного поведения;
  • провести комплексный анализ данных, которые были получены, в том числе сведений из профиля работника, если он внесен в группу риска;
  • передать результаты комплексного анализа руководителю учреждения и тендерной комиссии;
  • усилить контроль за тем, как сотрудник выполняет свою работу.

Какие меры нужно принять государственным гражданским и муниципальным служащим для предотвращения или урегулирования конфликта интересов

Законодатель установил, что обнаружение конфликта интересов, обязанность уведомления о нем и его урегулирование является обязанностью, прежде всего, самого государственного (муниципального) служащего, лица, замещающего государственную (муниципальную) должность.

А также важно, что представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Перечень таких мер не является исчерпывающим.

Вместе с тем, при наличии конфликта интересов или угрозы его возникновения служащий обязан предпринять следующие действия:

  1. Сообщить представителю нанимателя (работодателю) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ). Для этого необходимо направить представителю нанимателя (работодателю) соответствующее уведомление.
  2. При необходимости осуществить самоотвод (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ). Случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ. Однако в настоящее время такой документ на федеральном уровне не принят. Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов — его родственник.
  3. Отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов. Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера.
  4. Передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

“, , “

2 . 10 N 285- , . , N 285- . , , .

– , – , . , , , , , , , , ., , , , .. , , , , .

– , , , , , , . ( ) , , . , , , , – .

– , , , , .. , , , . , . , , , . , , .

. , .. , , . .

a priori , . . “” .

– , . , .

. , . , .

” “, ” “. , , , , , .

3 . 17 27.07.2004 N 79- – – , – , (, , .). , , .

, , , , – , () ( ).

, , , , . ” “, ( ), , , , , .

” ” , .

– ” ” . ” “.

” ” – , , , . .

. . , ” ” , .

” ” . 10 N 285-.

:

  1. ( ) ;
  2. ;
  3. , .

” ” :

  • ;
  • , ;
  • .
  1. : / .. , .. , .. .; . .. , .. . .: , 2015.
  2. ., . : . . 3- . ., 2013.
  3. .. ( ) // . 2009. N 2.
  4. .. – // . 2012. N 6.
  5. .. // . 2012. N 9.
  6. .. () : . . … . . . , 2014.
  7. .., .. // . 2012. N 6.
  8. .. . .: , 2004.
  9. .., .. // . 2008. N 2.
  10. .. // . 2009. N 2.
  11. .. – // . 2010. N 6.
  12. . // : (, 24 – 25 2014 .) / . . .. . .: , 2015.
  13. .., .. : // . 2013. N 9.
  14. .. : . .: . .., 2013.
  15. .. , // . 2015. N 3.
  16. .. : . LAP publishing, 2014. 91 .
  17. .. , () : // . 2012. N 1.
  18. .. : : ” “. .: -, 2014.
  19. .. // . 2010. N 4.
  20. .. // . 2010. N 2.
  21. .. // . 2006. N 3.
  22. . // ” “. 2013. N 1.
  23. .. – // . 2014. N 3.
  24. .., .. ( ) // . 2013. N 10.
  25. .. . // : . 2011. N 1.
  26. .. // . 2010. N 2 (16).
  27. 25 2008 . N 273- ” ” / . .. , .. . .: , 2009.
  28. : , , : / . . .. . ., 2012.
  29. .. // . 2008. N 11 (1).
  30. .., .. // . 2010. N 10.
  31. .. : . . … . . . ., 2009.
  32. . : // . 2008. N 11.
  33. .. – – // . 2014. N 3.
  34. .. : // . 2010. N 6.
  35. .. // . 2011. N 4.
  36. .. // : – (12 2006 .). , 2006. . 5.
  37. : (, 24 – 25 2014 .) / . . .. . .: , 2015.
  38. / . . .. , .. . .: ; -, 2015.
  39. – .. i ii i i: i i : i i. : . i- i i, 2013.
  40. .., .. , , // . 2013. N 4.
  41. .. : . . … . . . ., 2011.
  42. .. : // . 2009. N 4.
  43. .. : // . 2009. N 2.
  44. .. // . 2006. N 11.
  45. .. // . 2011. N 5.
  46. .. : // . 2007. N 12.
  47. .. : : . . … . . . , 2011.
  48. .. (): : . . … . . . ., 2012.
  49. Legal Framework for Implementation of Anti-Corruption Conventions: Monograph / Editor-in-Chef O.I. Tiunov, Executive editor A.Y. Kapustin. M., 2015.

Что делать при выявлении личной заинтересованности

Работника, который допустил нарушение и получил выгоду от своего служебного положения, привлекают к ответственности. В этой ситуации должностные лица (или отдел), которые отвечают в организации за предупреждение коррупционных нарушений, знакомят других работников компании со взысканием, которое получил нарушитель.

Классификация конфликтов по содержанию

По своему содержанию конфликты делятся на:

  • реалистические,
  • нереалистические.

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением некоторых требований участников или несправедливым разделением между ними каких-либо преимуществ.

Пример: работодатель на незаконных основаниях отказывается выплачивать заработную плату своим работникам, вследствие чего возмущенные сотрудники требуют справедливости.

Нереалистические конфликты выражены откровенной демонстрацией негативных эмоций и враждебности. По сути, потребность в конфликте нужна не столько для разрешения проблемы, сколько ради самого процесса.

Пример: убийство человека только по той причине, что он является виновником всех бед в жизни убийцы.

Законодательные запреты и их нарушение

Может возникнуть конфликт интересов, если госслужащий получает те или иные наградные знаки, почетные звания (кроме, разве что, научных) от зарубежных и международных организаций или общественных, религиозных объединений.

Важно! Законодательством предусмотрен запрет на получение подобных регалий, если отсутствует письменное разрешение нанимателя в том случае, если его организация осуществляет деятельность, напрямую связанную с подобными объединениями.

Когда происходит такая ситуация, должен быть проанализирован смысл и цель предоставления наград и, в обязательном порядке, рассмотрена ситуация всесторонне – то есть, нужно проанализировать, имеют ли место пристрастность и необъективность в этом вопросе.

Получать награды без письменного разрешения госслужащему запрещено

Если же госслужащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, получающих финансирование от других государств, то, во-первых, необходимо в обязательном порядке получить письменное разрешение представителя нанимателя на занятия оплачиваемой деятельностью, если таковая финансируется за счет иностранных государств или международных организаций, а также непосредственно иностранных граждан. Без этого деятельность запрещена.

Представитель нанимателя должен обязательно провести проверку и выяснить, может ли выполнение служащим такой работы как-либо повлиять на объективность и беспристрастность последнего. Также обязательно должно быть представление нанимателя о том, какого рода работа для иностранных государств или граждан выполняется.

Может возникнуть конфликт, если произошло так, что госслужащий во время проведения контрольных или надзорных мероприятий обнаружил, что имело место нарушение законодательства в некой организации, где работают его родственники или близкие люди (или в ином случае возникновения конфликта интересов).

Конфликт интересов может возникнуть, если госслужащий в рамках своей работы обнаружил нарушения в организации, где трудятся его родственники

Предположим, гражданин Н. проводит санитарную инспекцию ресторана, владельцем которого является его тесть, и обнаружил существенные нарушения санитарных норм. Предположим, он уполномочен принимать решения по данному вопросу, однако хотел бы уклониться от их принятия, поскольку владелец ресторана – лицо заинтересованное, и конфликт с ним может повлечь неприятные последствия. Имеет ли право Н. на какие-то поблажки в отношении своего родственника? Нет. И более того, возникновение подобных ситуаций следует пресекать.

В этом случае единственно верным вариантом развития событий будут действия в рамках закона, а также отсутствие какой-либо личной вовлеченности (относительно советов, к примеру), на тему того, какие организации могут помочь в устранении подобных изъянов.

Также стоит уведомить работодателя (непосредственное начальство) в том, что имеет место конфликт личных интересов, который может повлечь за собой те или иные нежелательные результаты для обоих сторон.

Всегда необходимо уведомлять начальство о подобных ситуациях

В некоторых ситуациях служащий может иметь некую информацию, полученную в ходе служебных обязательств, которая недоступна для широкой общественности, и могут быть получены конкурентные преимущества при совершении коммерческих сделок. Как поступить?

Важно! Ни в коем случае нельзя разглашать или использовать в личных (не связанных с госслужбой) интересах сведения, которые в соответствии с законом могут носить конфиденциальный характер, а также не использовать служебную информацию, которая стала доступна при выполнении служебных обязанностей.

Это касается даже информации, которая сама по себе не считается конфиденциальной, и изъята из публичного доступа только временно. Сведения можно будет использовать только тогда, когда они станут известны широкой общественности.

Госслужащий не имеет право разглашать служебную информацию

Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния

Такого рода конфликты могут быть:

  1. Скрытые.
  2. Открытые.

Скрытые конфликты происходят, когда люди не проявляют открытую неприязнь друг к другу. Подобные ситуации зачастую можно наблюдать, когда кто-то боится своего оппонента, либо не может вступить с ним в открытую конфронтацию. В ходе скрытого конфликта люди могут дискутировать на какие-нибудь темы, понимая под объектом дискуссии совершенно другие ценности. Таким образом, каждый из участников скрытого разногласия пытается достичь определенной цели.

При открытых конфликтах враждующие стороны не скрывают взаимной враждебности. Они могут скандалить, спорить или прибегать к оскорблениям. К такому виду конфликта можно отнести войны, ссоры, драки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...