Социометрия и социометрические методики в психологии

Содержание

Социометрический метод

Социометрический метод — наука и практика изучения всех притяжений и отталкиваний между людьми и группами, а также анализ межличностных взаимоотношений в малых группах.

Термин «социометрия» — от латинского societas (общество) и metrium – измеряю – обозначает «Мера общения» то есть поиска этой Меры между всеми, (упрощенно — дистанции) 1. отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, 2. прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Зачем нужна социометрия?

Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, — можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения.

Цель теста - предупредить конфликтыЭти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции».

Описание методики

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

История

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Якобом Морено – американским психиатром и социальным психологом. Морено изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое и физическое здоровье личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Понимание социометрии Морено оказало огромное влияние на возникновение и развитие социальной теории, практических социальных теорий. Морено пявляется последовательным критиком Фрейда. Он обращается к исследованию психологических межличностных взаимоотношений. Основы социометрической теории были заложены в 1908-1925 годах. Систематическим изложением социометрии стала книга «Кто выживет?» (1934 и 1953). Дж. Морено оказал огромное влияние на развитие социологии, идеи и методы получили широкое распространение и используются во многих странах мира. Социометрия оказала влияние на другие отрасли социологии: психиатрию, антропологию и др. Морено это влияние называл «социометрическим движением». Можно утверждать, что социометрия может использоваться как универсальный язык гуманитарных (субъективных) наук.

Также Морено была написана книга «Основы социометрии», первая часть ее называлась «Социометрическая система». Морено рассматривает социометрическую систему как часть большой системы. “Вышестоящий принцип,— пишет Морено,— есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией”, связанными между собой. Социономия – наука о социальных законах, социодинамика – наука о социальных группах. Социометрия же является наукой об измерении межчеловеческих отношений.

Социометрия — по Морено — это “социология микродинамических процессов”. Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроско­пические и микроскопические. Система социометрии содержит три элемента: социус, измерение и драму. Из этого можно вывести три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения, исследование действия.

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936—1956 гг.) и “новая социометрия” (1956–1966 гг. и позднее).

Однако данный подход неоднократно подвергался критике со стороны других исследователей. (Десев Л., Ядов В.А.) Но, наряду с этим, социометрия получила широкое распространение среди психологов как отечественных, так и зарубежных. В отечественной психологии внедрение социометрии связано с такими именами как Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов и т.д.

Исследователи рассматривали социометрию как метод изучения отношений в производственных группах и в педагогических системах. Например, Е.С. Кузьмин с помощью социометрии изучал отношения в рабочих группах, эффективность совместной деятельности членов группы. Он предложил измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские, производственные и т.д.). Другие ученые использовали социометрию для получения информации о взаимоотношениях в малых группах, для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Такие ученые, как О.В. Киричук, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, Л.М. Фридман, использовали социометрию для изучения взаимоотношений внутри школьных классов. Полученные результаты они применяли в практической воспитательной работе.

Но социометрию изучали не только как метод психологических исследований, но и как социальную теорию. Акцент на этом делал болгарский ученый Любен Десев. Но на его трактовку теории повлияла марксистко-ленинская идеология, приверженцем которой он являлся. Однако стоит отметить, что в своих работах он подробно останавливается на работах основоположника метода Дж. Морено, а также предлагает анализ литературы, посвященный изучению проблем отношений в малых группах. Десев представляет нам сравнительную оценку положительных и отрицательных сторон социометрии.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исследователи больше внимания уделяли практической стороне социометрии, нежели такой ее составляющей как социальная теория.[1]

Моделирование в психологии это. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (англ. modelling in psychology) — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности — моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием.
Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.
Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях — бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.
Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т. д. Делаются первые попытки построить вещественные — гипотетические и бионические — модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата, пандемониум О. Селфриджа и др.). См. также Семантические сети, Эвристика.

Социометрия: диагностика взаимоотношений в коллективе

Социометрия: диагностика взаимоотношений в коллективе

Тема межличностных взаимоотношений была и будет актуальна всегда. Ведь социальная жизнь невозможна без столкновения мнений, пересечения идей и просто несовпадения личных интересов.

Любая группа людей – это живой организм, со своей температурой, давлением и аллергическими реакциями.

Данные показатели здоровья распространяются, как на начальный класс в обычной средней школе, так и на совет директоров в ведущей нефтяной компании.

Что это такое?

Социометрия – это эффективный метод измерения взаимных симпатий и антипатий в коллективе. Данная методика Дж. Морено, популярного американского психолога и психиатра, позволяет решить следующие задачи:

  • измерить уровень сплоченности группы;
  • определить уровень авторитета, как руководителя, так и других членов группы;
  • обнаружить лидеров, отверженных и неформальные внутригрупповые сплочения.

Данный социально-психологический тест пользуется популярностью, как в американских, так и европейских компаниях. Не так давно и отечественные управленцы оценили его эффективность. Основа методики заложена в заполнении опросника, который отражает следующие факторы во взаимоотношениях с другими членами группы:

  • профессиональное признание;
  • личностное доверие;
  • эмоциональная близость.

Пример исследования

Опрашиваемые должны указать от 3-х до 5-ти фамилий, людей из их группы, на каждый пункт. Вопросы обычно составляются в произвольной форме в зависимости от особенностей группы. Примеры вопросов:

  1. С кем из своего отдела Вы бы пошли на серьёзные деловые переговоры?
  2. С кем из своего отдела Вы готовы поделиться о случившейся в вашей жизни трудной ситуации?
  3. Кого из своих коллег Вы бы пригласили на выходные, на рыбалку?

Написание фамилий происходит с указанием нумерации:

1) Иванов; 2)Петров; 3) Сидоров. Данный прием позволяет увидеть общую картину симпатий в группе и выстроить по порядку уровень предпочтений.

На основании данных результатов определяется социометрический статус каждого члена группы и составляется рейтинг сотрудников по каждому фактору: профессиональное признание, личностное доверие; эмоциональная близость. Полученная информация позволяет увидеть «звезд» и «аутсайдеров» в основных направлениях взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический тест рекомендуются для проведения в коллективах от 10 человек. Эта методика помогает увидеть не только теневую сторону взаимоотношений в коллективе, но и пробелы в работе руководителя. Следовательно, появляется возможность разработать план действий для улучшения ситуации.

Примеры выявленных проблем и рекомендуемые методы их решения:

Проблематика 1. Слабая связь с сотрудником №8 (не выбрал своего руководителя ни по одному фактору). Рекомендация. Уделить больше внимания работе данного сотрудника, наладить эмоциональную связь.

Проблематика 2. Три «аутсайдера» в коллективе (никто из коллег не выбрал их ни по одному фактору). Рекомендация.

Организовать рабочие проекты и дополнительные задания с объединением «аутсайдеров» и «звезд».

Проблематика 3. Низкий показатель взаимных выборов в области эмоционального фактора во всей группе.

Рекомендация. Организация мероприятий, укрепляющих взаимоотношения в команде.

Социометрия, считается успешным инструментом, который определяет уровень удовлетворенности своим положением в группе для каждого из ее членов. Дж.Морено назвал этот метод именно так неслучайно. Ведь температура климата взаимоотношений в группе определяется, по мнению автора методики, не только общими характеристиками группы, но и внутренним состоянием каждого человека.

Источник: https://psychologyc.ru/sociometriya-diagnostika-vzaimootnoshenij-v-kollektive/

Критика

Сегодня социометрические методы, основанные на гуманистическом признании права свободной личности на свободный выбор, получили всеобщее признание теоретиков и практиков:

Л.И. Божович: “Перед нами работа, которую прежде всего характеризует добротность. Автор действительно является создателем нового направления в современной социальной психологии, которая связана с изучением личных взаимоотношений в группе и коллективе.Работа поражает обилием научных результатов.” А.В. Петровский: “Обращение к социометрии-не есть дань моде: на сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как “экспресс-прием” изучения групп чрезвычайно удобен.”

Но не все социологи и психологи поддерживают этот метод:

Я.Л. Коломинский: “Социометрия в ее некритическом использовании и служит исследованию не образования и сплочения коллектива, а анализу расслоения, разрушения коллектива. Результатом методологической дезориентации ученых и практиков в этом случае является поворот от изучения и использования закономерностей сплочения, консолидации, идейного психологического единства к непомерной гипертрофии фактов и способов расщепления коллектива, поисками лидеров и отвергаемых.”

Способ изучения

Одним из наиболее эффективных способов изучения отношений в малой группе является социометрический метод. С одной стороны, он предназначен для количественного определения предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. С другой — данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и лидерства в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т. д.

Экстериоризация это в психологии. Экстериоризация

Экстериориза́ция ( фр.   exteriorisation  — обнаружение, проявление, от лат.   exterior  — наружный, внешний) — означает переход действия из внутреннего во внешний план. Так, при составлении профессиограммы , инструкции, раскрытии технологии, рефлексии .Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Термин происходит от латинского «exterior» — наружный, внешний и означает процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.Противоположное действие — интериоризация .

Примером экстериоризации будет реализация изобретателем своих замыслов в физически выраженной форме, такой, как схемы, чертежи, текстовое описание, конструкции, устройства и механизмы. Также воспроизведенные художником образы в виде картин или написанные ноты музыкального произведения композитором . Экстериоризация относится не только к творческой деятельности, но также и к решению каких-либо других задач, где изначально происходит внутреннее осмысление и решение, после чего это переходит во внешнее отображение в виде записей или практических действий. Точно так же, к примеру, баскетболист оценивает расположение игроков на площадке, мысленно рассчитывает траекторию и силу броска, после чего совершает действие.

У детей в период развития совершенствуются оба процесса, экстериоризация и интериоризация.

Экстериоризация знаний — процесс вывода знаний из неявного в явное состояние. Термин впервые описан Ikujiro Nonaka и Hirotaka Takeuchi в модели SECI .

Иногда этот термин применяют для описания процесса выхода души из тела.

Тезисы

Ключевые положения относительно методики исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии:

  1. Все человечество – единая структурированная единица, так как все люди взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
  2. Ни при каких условиях и методах нельзя совершенно объективно оценить существующую реальность, так как она состоит из множества субъективных реальностей. У каждого человека своя точка зрения относительно процессов, протекающих в мире и в коллективе.
  3. Целесообразно проводить исследование в группе, которая объединена общей деятельностью (другим критерием) на протяжении минимум полугода.
  4. Каждый член группы должен четко и точно понимать выдвигаемый для исследования критерий.
  5. Исследование проводит посторонний человек, например, можно пригласить внештатного психолога. Однако в то же время социометрист должен стать частью диагностической группы.
  6. Социометрическое исследование помогает понять характер отношений в группе, но оно не называет причин и мотивов поведения людей.

Необходимо заранее изучить особенности группы и определиться с набором методик для социометрии. Подумайте о цели исследования. Будет хорошо, если вы осветите одну и ту же проблему с разных сторон, проанализируете ее при помощи разных формулировок вопросов. Это даст более точные результаты и поможет в случае чего распознать неискренность участников.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Социометрия. Часть 1

Социометрия. Часть 1

Наверное, никто не сомневается в том, что эффективная деятельность рабочих групп — важное условие успеха любой компании. Даже если все сотрудники занимаются сугубо индивидуальной деятельностью (к примеру, в ювелирной мастерской), психологический микроклимат, особенности взаимоотношений заметно влияют на общие результаты.

Психология хоть и не относится к точным наукам, но в области исследования групповой динамики накопила большой практический опыт. Специалистами предложено множество определений понятия «группа», одного из ключевых в социальной психологии.

Автору нравится рабочее определение, данное Марвином Шоу (Marvin Show, 1981): «Группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы».

Для полноты картины можно еще добавить указание на совместный характер деятельности.

Изучая группообразование и групповую динамику, психологи выделили множество параметров группы: время ее существования, характер коммуникаций, особенности властных отношений, постановки целей и принятия решений, групповые ценности и т. д. Кроме того, были предложены классификации групп (по различным основаниям):

  • по размеру (большие, малые и микрогруппы);
  • по общественному статусу (формальные и неформальные);
  • по значимости для участников (референтные и группы членства);
  • по опосредованности взаимосвязи (реальные и условные).

Для менеджера по персоналу наибольшее практическое значение имеет классификация групп по уровню их развития:

  • низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные);
  • высокого уровня развития (коллектив).

Групповая динамика1 всегда реализуется в конкретных условиях совместной деятельности людей. Развитие межличностных отношений, формирование групповых норм, ценностей, вариантов сотрудничества и взаимной ответственности влияют на эффективность деятельности группы.

Этот параметр больше всего интересует менеджеров, ориентированных на развитие и процветание компании. (Действительно, кому нужна неэффективная деятельность? Сознательно разрушать компанию можно разве что в случае особо изощренного варианта «мягкого» рейдерства.

) Эффективность группы на практике, как правило, определяется двумя критериями: продуктивностью деятельности и удовлетворенностью членов группы. Продуктивность измеряется в количественных показателях (затраты, прибыль, рентабельность и т. п.

), а вот измерить удовлетворенность удается пока только в качественных (согласие оставаться членом группы, эмоциональная включенность и пр.).

На удовлетворенность человека пребыванием в группе влияет множество факторов: психологический климат, уровень развития личности, возможность реализовать притязания на лидерство, сплоченность группы, совпадение индивидуальных и групповых ценностей и др.

С практической точки зрения важно, что самой эффективно работающей оказывается группа, достигшая в своем развитии наиболее высокого уровня, то есть — коллектив. В исследованиях отечественных авторов такая группа характеризуется высоким уровнем развития внутренних отношений. Выделяют семь ключевых видов этих отношений:

  1. Ответственность. Принятие членами группы личной ответственности за результаты совместной работы, достижение целей и решение задач, которые стоят перед группой.

  2. Коллективизм. Стремление членов группы сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.

  3. Сплоченность. Наличие единства мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единства действий в важных ситуациях.

  4. Контактность. Конструктивное взаимодействие членов группы, наличие эмоциональных, личных отношений между ними.

  5. Открытость. Готовность членов группы к контактам и установлению отношений с другими группами или с новыми участниками своей группы.

  6. Организованность. Способность членов группы быстро создавать и изменять организационную структуру, деловые отношения, необходимые для эффективной групповой работы.

  7. Информированность. Доступность информации, требуемой для работы, всем членам группы, а также информации о каждом члене группы и о состоянии дел в ней.

При высоком уровне развития этих отношений в группе мы можем считать, что перед нами — коллектив, или, пользуясь более современным термином, — команда.

Одним из самых распространенных, доступных, наглядных и легких в практическом применении методов анализа межличностных отношений в группе является социометрия

Источник: http://hr-portal.ru/article/sociometriya-chast-1

Социометрическая процедура

Что представляет собой метод социометрии? Социометрическое исследование проводится в малых группах (12–15 человек). Малая группа – это образование, в котором люди объединены по какому-то критерию, виду деятельности или условиям существования. Социометрическое исследование проводится в двух видах групп:

  1. Группа членства. В этом случае люди формально объединены. Например, трудовой коллектив.
  2. Референтная группа. В этом случае люди объединены каким-то интересом, делом, то есть все участники являются значимыми друг для друга. Например, группа друзей, субкультурное объединение.

Кроме этого, можно выделить такие типы групп:

  • диффузная (основана на симпатиях и антипатиях);
  • ассоциация (каждый участник преследует личные цели);
  • корпорация (группа преследует антисоциальные цели);
  • коллектив (каждый участник заинтересован в достижении личных и общих целей).

Почему мы говорим об этом? Потому что для анализа и оценки результатов социометрического исследования важен тип группы.

Кем предложен

Метод для исследования отношений внутри группы предложил выпускник Венского университета Якоб Леви Морено (1889-1974). Работая в австрийском лагере для беженцев во время Первой мировой войны, он обратил внимание, что можно улучшить условия жизни, здоровье и климат внутри домиков переселенцев, проведя перегруппировку по результатам социометрического измерения. Он даже написал соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором назвал свой подход социометрией (1916 г.).

Понятия, применяемые в социометрии

  1. «Теле» — это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу, которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
  2. На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы. Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект. Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.

Интеракция это в психологии. Интеракционистская ориентация в социальной психологии

В социальную психологию интеракционизм пришёл из социологии, а не из психологии, подобно многим другим концепциям. Под интеракцией тут понимается социальное взаимодействие, то есть взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе.

Понятийный аппарат и проблематика интеракционизма взяты из концепций Мида. За основу в анализе берётся не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Поведение группы рассматривается не с точки зрения составляющих её отдельных индивидов, а из их сложной групповой активности, в рамках которой анализируется поведение каждого отдельного индивида. « Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой ».

Представителей интеракционистской ориентации интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения отдельного человека, какими средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику норм социального взаимодействия и социальных установок.

Основные направления интеракционизма:

Интеракционисты игнорируют исторические условия и социально-экономические закономерности, причину изменений в обществе ищут в структуре личности. Наличие в ней импульсивного Я — предпосылка для появления вариаций и отклонений в шаблонах ролевого поведения. Эти случайные вариации и отклонения шаблонов ролей со временем становятся нормой новых шаблонов поведения и соответствующих изменений в обществе. Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а их причина заключается в личности.

Структура личности у интеракционистов схожа с фрейдовской :

Отличие от психоаналитического взгляда состоит в понимании функции компонента, осуществляющего внутренний социальный контроль: Супер-Эго Фрейда подавляет инстинктивное, подсознательное начало, а у интеракционистов рефлексивное Я (те) не подавляет, а направляет действия, необходимые для достижения успешной социальной интеракции. Личность (Эго) у Фрейда – поле вечного сражения между Оно и Сверх-Я, то у интеракционистов личность (self) — это поле их сотрудничества.

Интеракционисты занимаются прежде всего исследованием состояния и поведения личности, необходимого для успешного сотрудничества с другими людьми.

Интеракционизм породил в противовес позитивизму новые направления социально-психологической теории: конструкционизм Гергена и этогенический подход Харре.

Обработка результатов социометрии

Для первичной обработки социометрических данных следует простроить простейшую социоматрицу.

Пример социоматрицы для группы численностью N- членов

№пп Кто выбирает: фамилия испы-туемого j-члены Кого выбирают: i-члены Сделанные выборы Всего
N +
1. Антонов + +
2. Волков + +
3. Григорьев + +
4. Попов +
5. Самсонов + +
N
Полученные (+)
выборы (-)
Всего

Примечание: «+» положительный выбор;

«- » отрицательный выбор.

По вертикали пишется весь список класса, а по горизонтали — номера, соответствующие каждому члену класса.

Тогда при заполнении матрицы пустая строка будет указывать члена группы, который никого не выбрал, а пустой столбец — ученика, которого никто не выбрал. Знаки «+» и «-» в соответствующей ячейке матрицы указывают на положительный или отрицательный выбор i-того члена группы j-тым членом.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в классе.

Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выбора по нескольким критериям. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов. Алгебраическая сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым членом группы, служит показателем его социометрического статуса.

Согласно полученным выборам можно охарактеризовать место каждого школьника в системе межличностных взаимоотношений в классе. Число полученных выборов (или величина социометрического статуса) требуемое для причисления члена группы к той или иной категории, высчитывается через среднее число выборов в группе и среднее квадратичное отклонение (см.табл.) При параметрическом проведении социометрии, т.е. при ограничении числа выборов, среднее число выборов равно этому ограничивающему числу. Если требуется в положительном и негативном критерии выбрать равное число членов группы, то средним статусом будет ноль, относительно которого и следует считать благоприятность или неблагоприятность положения ученика в классе.

Все сказанное хорошо видно в таблице.

Категория Значение статуса для исслед. Целей Значение статуса для практ. целей Значение статуса при +3 выборах Значение статуса при +3 и –3 выборах
«Звезды» S>m+2@ S>2m S>6 S>3
Предпочитаемые S>m+@ S>m S>3 S>0
Нейтральные S=m+-@ S=m S=3 S=0
Пренебрегаемые S<m-@ S<m S<3 S<0

Условные обозначения:

S — значение статуса i-того члена группы;

m — среднее значение статуса в группе;

@ — значение среднего квадратичного отклонения (рассчитывается по статистическим формулам).

Максимальное число полученных положительных выборов и обычно отсутствие выборов отрицательных характерно для социометрических «звезд» или «лидеров».

Членов класса, получивших положительных выборов больше, чем отрицательных, можно отнести к категории «предпочитаемых»; тех, у кого положительных выборов столько же, сколько отрицательных, можно назвать «нейтральными»; членов класса с преобладанием отрицательных выборов можно назвать «пренебрегаемыми». В категории «нейтральных» обязательно следует обратить внимание на «изолированных» членов класса, т.е. тех, кто вообще не получил ни одного выбора, ни положительного, ни отрицательного. А среди «пренебрегаемых» внимание учителя должны привлечь так называемые «отверженные», те, кто получил лишь отрицательные выборы от своих одноклассников и ни одного положительного.

На социоматрице следует выделить и взаимные выборы учащихся, как позитивные, так и негативные.

(Они располагаются симметрично относительно диагонали матрицы, проведенной из верхнего левого угла в нижний правый). Из двух учеников, получивших одинаковое число выборов, положение того предпочтительнее, у кого эти выборы взаимны. Чем больше взаимных выборов у ученика, тем благоприятнее его положение в системе личных отношений в классе.

Я.Л.Коломинский предлагает измерять индивидуальный коэффициентудовлетворенности общением путем вычисления процентного отношения числа взаимных выборов каждого учащегося к числу сделанных им выборов.

Для наглядного представления структуры межличностных отношений в классе используют построение социограммы.

На плоскости каждый член группы изображается условным значком, например, девочки изображаются кружочками, а мальчики треугольниками. Например, на нижеследующем рисунке изображены:

положительный однонаправленный выбор,

отрицательный однонаправленный выбор,

положительный взаимный выбор,

отрицательный взаимный выбор.

На социограмме элементы, отображающие каждого члена группы, располагаются в соответствии с социометрическим статусом данного индивида: чем выше статус, тем ближе к центру социограммы располагается данный элемент.

Целостная же социограмма представляет собой плоскость с нанесенными на нее концентрическими окружностями (наподобие мишени), где в самом центральном круге расположены социометрические «звезды», а на самой периферии, за линией последней окружности — «отверженные».

На социограмме наглядно видны взаимные пары или группировки из трех-пяти человек, соединенных взаимными выборами. Учителю полезно знать, что сплачивает эти группировки, и насколько они связаны с остальными членами класса или, наоборот, противопоставлены им.

Об общей сплоченности класса обычно судят по относительному количеству взаимных выборов, хотя это справедливо лишь для тех случаев, когда высокий процент взаимных выборов достигается не за счет изолированных друг от друга замкнутых группировок, что можно увидеть на социограмме.

Данные социометрии позволяют при соответствующей обработке выделить статусные группы (в количестве человек), вычислить коэффициент благополучия отношения в классе, коэффициент изолированности и другие характеристики межличностных отношений.

Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов

  1. Уровень разобщённости или сплочённости социальной группы.
  2. Динамика и структура отношений, сложившихся внутри группы.
  3. Психологический климат в социальной группе.
  4. Этап развития группы (она появилась недавно или уже организована и крепко сплочена).
  5. Выявление неформальных лидеров и группировок, которые они возглавляют.
  6. Выявление социального статуса членов группы или, иными словами, внутригрупповой авторитетности (лидер, свита, середняки, низший класс, изгои).

Диагностика

Опросник Лири

Основное средство социометрии – методика с одноименным названием. Однако для максимально полной картины и точного результата рекомендуется использовать другие инструменты. Например, можно обратиться к опроснику Лири (1957 год). Как и классическая техника социометрии, он диагностирует межличностные отношения в группе и свойства каждого из ее участников.

Опросник Лири выявляет 8 типов личности:

  • властно-лидирующий;
  • эгоцентричный;
  • прямолинейно-агрессивный;
  • скептический;
  • покорный;
  • зависимо-послушный;
  • сотрудничающий;
  • покровительствующий.

Кроме этого, по итогу можно получить характеристику каждого человека по двум шкалам:

  • самостоятельность и доминирование или зависимость и подчинение;
  • доброжелательность и любовь (эмоциональное принятие) или агрессивность и ненависть (отвержение).

Каждому участнику предлагается ответить на 128 утверждений. Затем исследователь анализирует ответы и представляет итоговые результаты в виде таблицы и графического изображения.

Кроме опросника Лири можно использовать и другие диагностические методики для социометрического исследования, например, такие:

  1. Исследование уровня эмпатийных тенденций, автор – И.М. Юсупов. Каждый участник опроса отвечает на 36 утверждений.
  2. «Выбор в действии», автор – Я.Л. Коломинский. Эту методику чаще используют для диагностики дошкольных коллективов.
  3. «Лидер», автор – Р.С. Немов. Человеку предстоит ответить на 50 вопросов. По результатам исследования можно сказать, насколько каждый из опрашиваемых соответствует роли лидера.
  4. Опросник Ассингера. Помогает определить, насколько человек корректен в общении с другими участниками коллектива, легко ли находит общий язык.
  5. ОМО (опросник межличностных отношений), автор – А.А. Рукавишников. Характеризует особенности поведения человека с точки зрения удовлетворения основных потребностей индивида в группе.
  6. Другие. Существуют десятки вспомогательных методов психологии для социометрии.

Беседа в психологии это. Метод беседы

Из истории методабеседы. Беседа — один из опросных методовисследования личности в психологии.Психологи различ­ных школ и направленийшироко используют ее в своих исследо­ваниях.Среди них — Ж. Пиаже и представителиего школы, гумани­стические психологи,основоположники и последователи«глубин­ной» психологии .

Историческоепрошлое беседы следует искать в диалогахСократа и софистов, где формы беседыбыли связаны с различны­ми позициями,которые предписывалось заниматьучастникам, и целями, которые беседамогла преследовать. Главной цельюсо­фистического диалога являетсябеседа как таковая; задача спраши­вающего— заставить отвечающего противоречитьсамому себе, а задача отвечающего —любой ценой избежать этой ловушки.Глав­ная цель в беседе Сократа — поиски нахождение истины, сущности вещей.Задача отвечающего состояла в том,чтобы, отталкиваясь от интуитивногопредставления о каком-либо качестве,добродетели, дать его словесноеопределение как понятия. Задачаспрашиваю­щего заключалась в том,чтобы навести собеседника на путьрас­крытия тех понятий, которымивладеет определяющий, но на­столькосмутно, что не в состоянии дать им точноеопределение .

Создание научнойпсихологии в середине 19 века началосьс разработки методов исследования, наоснове которых можно бы­ло бы построитьнаучную теорию: эксперимент, сравнительныйметод, а также методы опроса, к числукоторых относиться анкета и беседа(интервьюирование). Источником этихметодов была па­раллельно развивающаясясоциология и практика массовых опро­совнаселения. В это время очень широко впсихологическом ис­следовании сталаприменяться анкета. Ф. Гальтон одним изпервых применил ее для изучения умственныхспособностей и условий развития ученых;несколько позже А. Бине разработаланкету для исследования интеллектадетей; С. Холл активно пользовалсяан­кетным методом в рамках генетическойпсихологии. В настоящее время методбеседы получил признание и широкоераспростране­ние благодаря КарлуРоджерсу, предложившему «клиентцентрированный»подход в терапии. В рамках этого подходанаи­более полно рассматриваютсяусловия успешной терапевтической беседы.

Психологическаяхарактеристика беседы. Беседа — ме­тодполучения информации на основе вербальной(словесной) коммуникации. Беседа какметод психологического исследованияможет применяться самостоятельно, аможет использоваться как дополнительныйметод в структуре эксперимента на первомэтапе (сбор первичной информации обиспытуемом, инструктаж, моти­вация ит.д.), и на последнем этапе — в формепостэксперименталь­ного интервью,либо дополнять результаты наблюдения.Примене­ние этого метода имеетвозрастные ограничения. Связаны они сособенностями возраста детей: доопределенного возраста ребенок невсегда может дать словесный отчет освоих переживаниях, чув­ствах, объяснитьсвои предпочтения и действия. Способностьк внеситуативно-личностному общениюсо взрослым проявляется у ребенка лишьк середине дошкольного возраста; в ходебеседы ис­пытуемый может сознательноили неосознанно искажать истиннуюинформацию, в связи с чем возрастаетзначение невербальных средств общения,интерпретация которых предъявляетдополни­тельные требования кквалификации исследователя, егомастерству и профессионалбной зрелости.

Социометрический метод исследования групп

Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпо­чтения — фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.

Американским психологом Дж. Моренó был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявле­ния симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис.).

В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т. п. Как правило, предлагаются два направления выбора — в области совместного труда и в области развлечений. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное пере­плетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометри­ческих «звезд» (которых выбирает большинство), «изолированных» (от ко­торых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

Рис.

Карта групповой дифференциации школьного класса (по Я.Л. Коломинскому).

Девочки обозначены кружками, мальчики — треугольниками

Любую группу можно интерпретировать как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Однако социометрический анализ может дать лишь самое об­щее описание этой сети коммуникаций. Он никак не продвигает к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказы­вается противопоставленным группе, а в других этих разрывов в коммуникативной сети не обнаруживается.

14 стр., 6557 слов

Современные концепции и подходы к групповой дифференциации в малых группах

… социально-психологические методы и методические приемы исследования процессов групповой дифференциации; 3. Уметь: · анализировать теоретические, … , теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, социометрическое направление, организационно-управленческий подход, тренингово- … с ограничением выборов до 3). 6- Аутореферентометрия (параметрический вариант с ограничением выборов до 3). …

Как проводится социометрическое исследование

социометрическое исследование

Социометрическое исследование основано на социологическом опросе. Сама процедура опроса состоит из нескольких этапов.

Как проводить социометрию:

  1. Подготовка. Необходимо определить предмет, объект, цели и задачи исследования. А также на этом этапе нужно собрать как можно больше информации о группе в целом и о каждом отдельном участнике.
  2. Разминка. Этот этап предполагает встречу с группой, установку доверительного контакта, объяснение критериев для исследования.
  3. Сам опрос. Ведущий дает краткую инструкцию испытуемым, раздает диагностические материалы, дает время на заполнение бланков, собирает материалы.
  4. Обработка результатов социометрии. Исследователь оценивает ответы, проверяет их на достоверность и надежность.
  5. Итоги. Исследователь интерпретирует результаты и составляет рекомендации по улучшению климата в группе, изменению ее структуры и т.д.

Список вопросов составляется в индивидуальном порядке. Каждый вопрос должен отражать актуальную и понятную для участников группы ситуацию. Например, при диагностике спортивной команды вопросы могут быть связаны с тренировками, празднованием победы, выездными соревнованиями, изменением состава команды и т.п.

Критерии бывают:

  • формальными и неформальными (деловые и личные отношения);
  • двойными и одинарными (отношения между коллегами и в системе «начальник-подчиненные);
  • прогностическими (насколько адекватно отдельный участник воспринимает характер сложившихся отношений);
  • значимыми и незначимыми (глубокие, стабильные отношения и поверхностные отношения).

Условия выбора критериев:

  • ограниченность (максимум 8–10);
  • логическая связь между всеми критериями и вопросами;
  • значимость и интерес критериев для членов группы;
  • понятность критериев для участников группы;
  • максимум конкретики и примеры на основе реальных ситуаций.

Все критерии пишутся в столбик, напротив каждого вопроса испытуемый должен будет поставить свой выбор (фамилии или заранее оговоренные номера участников группы).

Пример социометрической карточки:

Тип Критерии Выборы
1 Работа Кого бы вы выбрали бригадиром?
Кого бы вы ни за что не выбрали бригадиром?
2 Досуг Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

Что касается вариантов ответа, встречаются два вида исследования: с ограниченным числом выборов (параметрическая форма социометрии) и с неограниченным значением выборов (непараметрическая). Способ выбора в обязательном порядке заранее оговаривается с участниками опроса.

Если выбор ограничен, то опрашиваемым сразу же предлагается ответить на продолжение каждого из утверждений: «А если этот человек не доступен, то кто?». Этот вопрос повторяется столько раз, каков лимит ограничений. Психологи рекомендуют на группу из 22–25 человек использовать 4–5 выборов. При непараметрическом подходе человек может совсем не делать выбор или выбрать хоть всех оставшихся участников коллектива (кроме себя). С точки зрения точности и надежности исследования лучше выбрать параметрическую форму проведения.

Эксперимент в психологии это. Психологический эксперимент с куклой Бобо

1961-1963 годы, Стэнфордский университет, США.

Детали эксперимента: В начале 1960-х годов велись широкие дебаты о том, каким образом генетика, факторы окружающей среды и социальное обучение влияют на развитие ребенка.

Альберт Бандура провел эксперимент с куклой Бобо, чтобы доказать, что поведение человека в большей степени основано на социальной имитации, а не на наследственных генетических факторах.

В своем исследовании он разделил участников (детей) на три группы. Одной из них было показано

Дети смотрели видео, а затем их отправляли в комнату с той же куклой, которую они видели на видео (за исключением тех, кто был в контрольной группе).

Исследование показало, что дети, подвергшиеся воздействию агрессивной модели, чаще демонстрировали агрессию по отношению к кукле, в то время как другие дети этого не делали.

Социометрия в психологии это определение. Социометрическое исследование в социальной психологии

Исследование также показало, что мальчики намного чаще проявляли агрессию, если видели на видео агрессивного мужчину, а не женщину. В поведении девочек также отслеживался гендерное различие, но результаты были не такие радикальные.

Этот эксперимент убедительно подтвердил тот факт, что дети более подвержены влиянию поведения взрослых исходя из гендерного принципа.

Стимульный материал

Варианты социометрических критериев (Вопросов)

Ссылки

  • Sociometry.net
  • Р.Золотовицкий. Я. Л. Морено. Социометрия. Обзор
  • Р.Золотовицкий. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения
  • Социометрия: исследование межличностных отношений в группе
  • SociometryPro. Программа для расчета результатов социометрического исследования.
  • Социометрия. Компьютерная программа координатно-социограммного анализу школьного коллектива.
  • Социометрия как метод изучения отношений в малых группах
  • Социометрия
  • Понятие “социометрия”
  • Социометрия как метод изучения малых групп
  • Hr-portal. Социометрия
  • http://modernlib.ru/books/ya_l_kolominskiy/socialnaya_psihologiya_vzaimootnosheniy_v_malih_gruppah_uchebnoe_posobie_dlya_psihologov_pedagogov_sociologov/read_1/
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...