Социальные лифты: понятие и основные виды

Содержание

Конспекты

Социальная мобильность – это переход индивида или группы с одной социальной позиции на другую.

Виды социальной мобильности

Социальная мобильность бывает:

  • Вертикальная и горизонтальная
  • Индивидуальная и групповая
  • Внутрипоколенная и межпоколенная

Вертикальная мобильность – это перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса.

Горизонтальная мобильность – переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса.

Индивидуальная мобильность – изменения социальных характеристик индивида вследствие его личных усилий.

Групповая мобильность – изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений.

Внутрипоколенная мобильность – изменения социальной позиции индивида на протяжении его активной жизнедеятельности, по сравнению с его возрастными группами.

Межпоколенная мобильность – изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему.

Вертикальная мобильность

Наиболее важной составляющей социальной мобильности общества является вертикальная мобильность. Она позволяет каждому индивиду занять позицию в социальной иерархии общества, соответствующую его потенциалу. Общества, предлагая разные вознаграждения (доход, престиж, уважение, привилегии) индивидам, занимающим разные позиции в стратификационной системе, стимулирует их к наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Любые препятствия для вертикальной мобильности индивида или группы создают напряжение в обществе и опасность социального конфликта.

В зависимости от параметров вертикальной социальной мобильности различают интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности.

Интенсивность – вертикальная социальная дистанция или количество страт, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Интенсивность может рассчитываться как для индивида, так и для групп, и для общества в целом. Замечено, что показатель интенсивность резко повышается в периоды реформирования или социальной дезорганизованности общества.

Всеобщность – это число индивидов, которые изменили свою позицию в вертикальном направлении за отдельный промежуток времени. Всеобщность может быть абсолютной (определяется общим количеством лиц, изменивших свой социальный статус) и относительной (определяется пропорциональным количеством переместившихся к общему числу людей в обществе).

В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества – закрытое и открытое.

Закрытое общество – такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.

Открытое общество – общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

Правила вертикальной мобильности

Питирим Сорокин, проанализировав социальную мобильность в разных обществах в разные исторические эпохи, сформулировал 5 правил вертикальной мобильности:

  1. Вряд ли когда-либо существовали общества, в которых социальные слои были бы абсолютно закрытыми, и в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.
  2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная мобильность была бы абсолютно свободна, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления.
  3. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть пространственно.
  4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблются в рамках одного общества в разные периоды его истории.
  5. В вертикальной мобильности не существует постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предложение действительно для любой страны и для всего человечества в целом в любом исторический период.

Понятие социальной мобильности

Для начала необходимо рассмотреть такое понятие, как социальная стратификация. Простым языком структура общества. Каждый человек занимает какое-то место в этой структуре, имеет определенный статус, количество денег и так далее. Мобильность возникает тогда, когда меняется положение человека в обществе.

Основные типы социальной мобильности

Существует два обобщающих определения мобильности – горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность характеризуется:

  • сменой групповой принадлежности
  • изменением пространственного (географического) положения с сохранением карьерных достижений и социального статуса.

Горизонтальная мобильность — это, например, смена гражданства, или переход в другую религиозную группуК первым относятся религиозные и политические ренегаты. Ко вторым те, кто принудительно или добровольно покинул насиженное место: из любви к странствиям (туристы) или в поисках лучшей жизни (мигранты).

Понятие вертикальная мобильность включает движение (вверх, вниз) по карьерной лестнице или смену положения в социальной иерархии. Существует ряд механизмов, способствующих взлету и обуславливающих падение:

  1. Силовые структуры: повышение или понижение по службе; перевод из армейской части в гвардию.
  2. Религиозные и духовные организации: монастырский послушник имеет возможность стать главой церкви; чела (ученик) в перспективе может вырасти до духовного лидера.
  3. Образование: теоретические и практические знания открывают перспективу карьерного роста (общее, техническое и высшее образование, курсы повышения квалификации, военная академия).
  4. Искусство: музыкант, удостоившийся звания лорда – сэр Элтон Джон.
  5. Финансы. Богатство дает возможность влиять на экономику и политику. От размера капитала зависит величина сферы влияния. Мультимиллиардер Сорос и ему подобные участвуют в создании социальных и политических сценариев по всему миру.
  6. Брак. Удачная женитьба или замужество может помочь приобрести титул и богатство. Но британский принц, женившись на простолюдинке, потерял право на престол.
  7. Политика:
  • революции, свергающие правящую элиту и выносящие на политический Олимп авантюристов и людей из низших слоев;
  • члены партии власти получают значимые государственные должности.

Связь между разными типами социальной мобильности

История знает немало примеров, когда вертикальная мобильность отдельного человека или группы лиц была обусловлена горизонтальным дрейфом всего общества или его значительной части.

  1. Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или внизХристианизация Руси не меняла социального статуса общей массы населения. Но прежние духовные лидеры – жрецы языческих богов были низвергнуты и уничтожены. Их место заняли служители Бога Живого.
  2. Столыпинские реформы в России дали толчок к массовому переселению крестьянства из центральных земель в Сибирь и на Дальний восток. Человек получал бесплатно участок сельскохозяйственных угодий и льготные кредиты на приобретение сельхозтехники. Такая ситуация для безземельных крестьян мгновенно изменяла их социальное положение. Они становились собственниками. Трудолюбивые и предприимчивые переселенцы очень быстро укрепили свое материальное положение.

В вышеприведенных случаях прослеживается координирующая сила людей к власти. Слабая естественная вертикальная мобильность внутри государства неизбежно приводит к социальным взрывам. Закрытые общества с устоявшейся системой деления на высшие и низшие касты, господ и рабов неизбежно терпели фиаско, разрываемые силами, действующими изнутри или снаружи. Часто в результате катаклизмов эти общества совершали принудительное движение по вертикально-нисходящему вектору.

Молодежь во все времена была и остается самой мобильной частью общества. Существует определенное процентное отношение количества молодых людей (14 – 28 лет) к остальному населению государства, которое считается «нормальным». Нарушение этой величины в пользу первого показателя называется «молодежным пузырем». Чтобы этот пузырь не лопнул, произведя нарушения в вертикальной структуре социума, власть имущие использовали кипучую мобильность этой части общества в горизонтальной плоскости.

Экспансия направлялась на освоение и колонизацию новых земель. Образовывался новый канал вертикальной мобильности:

  • вице-короли и наместники;
  • аппарат управления;
  • судебная власть;
  • силовые структуры обороны и правопорядка.

Таким образом, существующая элита не только добивалась собственной безопасности, но и поднимала значимость всего общества (страны, государства) на вертикальной шкале мобильности. Небольшие страны становились империями. Колониальные ресурсы обогащали метрополии.

Мобильность как залог жизнеспособности личности и общества

Яркий пример вертикальной мобильности — удачное замужество помогло приобрести титул и богатствоДаже в древней Индии с ее несокрушимой кастовостью имела место вертикальная мобильность. В Бхагавадгите есть упоминание о воине брахмане. В переходе из высшей касты духовенства в следующую за ней касту кшатриев не было ничего предрассудительного. Кшатрии были светской элитой того общества. Вайшьи – торговцами и ремесленниками. Шудры выполняли тяжелый физический труд.

Кастовость исключала вертикальную мобильность по восходящей, но существующий порядок в обществе поддерживала вера в инкарнацию. Индуистские учения предполагали вертикальный прорыв в следующей жизни при условии, что в этой человек безропотно исполнит предписанный по рождению долг.

Изменить кастовый статус на более высокий было невозможно. Способности, ум и богатство не давали человеку шансов. Он мог только перемещаться внутри своей социальной прослойки. Вайшьи, как бы ни были они богаты, не могли стать кшатриями (тем более брахманами) или оказать влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Возможно, потому что сфера деятельности кшатриев ограничивалась правлением и ведением войн.

В Индии того времени войны между удельными царьками велись постоянно. Каждая компания оканчивалась для одной стороны приобретением, для другой – гибелью. Отсюда: кшатрий был или богат, или мертв. Для брахмана любой дар был естественным приношением, ни к чему не обязывающим. Вывод: кастовая структура общества исключает коррупцию, подкуп и откаты в верхних правящих слоях.

В индустриальном обществе все не так. Человек, сколотивший огромное состояние, может рассчитывать и на повышение своего социального статуса, и проявление к нему интереса со стороны той части общества, которая стоит выше его по иерархической лестнице.

Но даже в жесткой непроходимой кастовой системе древних Ариев были открыты каналы для истинных подвижников. Любой человек независимо от кастовой принадлежности (даже шудра) мог стать саньяси, то есть аскетом-отшельником. Достигнув своим духовным подвигом высшего истинного знания и просветления, он становился объектом почтения и поклонения. Жители населенных пунктов, возле которых обосновывался такой человек, радовались и приносили ему дары, так как были уверены, что природные катаклизмы и эпидемии не затронут этого места. Он становился объектом уважения и почтения.

Движение – это жизнь

Каста — это обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членовКаждому человеку в той или иной степени присущи желание и стремление улучшить свой социальный статус, сделать карьеру. В дореволюционной России состоятельные купцы старались дать детям лучшее образование с тем, чтобы последние имели возможность занять государственную должность или заключить титульный брак. Обнищавшие дворяне охотно шли на такие союзы, дающие возможность решить материальные проблемы.

В развитом обществе вертикальная мобильность человека напрямую зависит от уровня общего и профессионального образования. Невозможно получить хорошую вакансию, не имея профильных знаний, и документа, подтверждающего их уровень. Но и получив желаемую должность, человеку для того, чтобы успевать за стремительно развивающимся миром, необходимо постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, стремиться к новым, более высоким рубежам. Утратив вертикальную подъемную мобильность, человек становится бесполезным. И, скорее всего, от такой обузы постараются избавиться.

Горизонтальная социальная мобильность

Чтобы иметь верные суждения о социальной мобильности, надо для начала разобраться с двумя её основными видами. Первым является горизонтальная мобильность, которая означает смену положения в обществе, сопряжённую с переходом в другую социальную группу, находящуюся на том же уровне, а не выше или ниже. Примеры обоих видов будут приведены чуть ниже.

Социальная мобильность – примеры

За примерами далеко ходить не нужно. Когда человек начинал с обычного школьника, а стал студентом – пример социальной мобильности. Или человек 5 лет был без постоянного места жительства, а потом устроился на работу – пример социальной мобильности. И когда человек меняет профессию на аналогичную по статусу (например, фрилансер, занимающийся фотошопом и копирайтер) – это тоже пример мобильности.

Возможно, вы знаете пословицу из грязи в князи, которая также выражает подмеченный народом переход из одного статуса в другой.

Факторы социальной мобильности

Некоторые социумы своими устоями существенно тормозят возможные изменения в обществе. Примером Факторы социальной мобильностиможет послужить кастовая система, вертикальный переход между которыми практически невозможен.

Амбициозным, талантливым людям здесь сложно продвинуться, да и само общество развивается медленно, постепенно сходя к регрессу.

Открытые позволяют более широко использовать свои возможности. Конечно, для перехода необходимо пройти определенный отбор, соответствовать принятым критериям, но сам факт возможен.

Самым простым способом подняться по социальной лестнице стало получение хорошего образования. Легче всего продвигаться в таких сферах деятельности, как военный институт и духовенство. В них меньше всего обращают внимание на происхождение и больше оценивают уровень знаний, работоспособность и наличие важных качеств для конкретной ступени.

Это интересно! Определение слова государство: что это такое

Социальная мобильность в современном обществе стала еще более зависимой от образования. Градация слоев начинается с детского возраста, в некоторых случаях – детского сада. Ведь если ребенок не начал заниматься с 3–5 лет, в балете, некоторых видах большого спорта ему делать нечего в любом возрасте.

Качество образования школ всех уровней имеет значение не меньшее, чем природные возможности индивидуума.

Кроме него, выделяются:

  • семья,
  • политические и общественные движения,
  • духовенство,
  • армия,
  • профессиональные сообщества.

Эти структуры основатель понятия считал каналами, которые способствуют появлению социальной мобильности. В последнее время на передний план выходят наука и информация, что обуславливает зависимость перехода по социальной лестнице от знаний и возможности их получения.

Факторы социальной мобильности по Сорокину

При рассмотрении личности важен ее общий жизненный ресурс и возможности окружения. Когда речь идет о группах, при вычислении факторов социальной мобильности берется во внимание уровень экономики, политические условия, научно-технический прогресс, система стратификации, природная среда и прочее. Среди серьезных факторов влияния для индивидов остаются деньги, однако в наше время они не работают без надлежащего образования, наличия информации и связей.

Периодические издания и СМИ утрачивают свои позиции по сравнению с Интернетом. Социальные сети, тематические сайты работают значительно эффективнее. Профессионалы считают, что именно благодаря опоре на социальные сети Дональд Трамп выиграл президентские выборы у Хиллари Клинтон. Последняя по старинке опиралась на мнение бумажных изданий и телевизионных новостей.

Это интересно! Как проявляется природная и социальная сущность в человеке

Во многом устаревшим стал фактор брака. Из-за заключения брачных контрактов изменения не часто касаются материальной сферы, и без личностных качеств брак не в состоянии существенно повлиять на роль индивидуума в обществе. Однако он может стать стартовой площадкой при наличии необходимых условий.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной.[1] Более жёстким определением ротации, напоминающим о том, что социальные лифты работают в обоих направлениях, является концепция колеса фортуны.

Социальная стратификация

Социальная стратификация – это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства, называемых стратами.

Критериев, по которым общество разделяется на страты, может быть очень много. Разные исследователи выдвигали на этот счет разные теории. Например, К. Маркс считал главным критерием наличие собственности и уровень дохода. М. Вебер к экономическому фактору добавлял еще и социальный статус, престиж, а также принадлежность к власти, политическим партиям.

П. Скопин предложил наиболее полный список причин социальной стратификации:

— неравномерность распределения прав и привилегий (этот пункт для современного общества почти не актуален, однако оказывал огромное влияние на разные общества на протяжении почти всей человеческой истории);

— неравномерное распределение ответственности и обязанностей в обществе;

— гражданство;

— род занятий;

— национальная и религиозная принадлежность.

В современном западном обществе в последнее время набирает популярность шестислойная иерархия, основанная на уровне престижа работы и дохода. Согласно ей, общество делится на:

  1. Высший класс:— высший слой высшего класса (люди, владеющие наследственным богатством, в среднем они составляют менее 1% населения страны);

     — низший слой высшего класса (люди, которые заработали состояние, в среднем они составляют около 4% населения страны).

  1. Средний класс:

     — высший слой среднего класса (люди, занимающие высокооплачиваемые должности, представители умственного труда или бизнесмены, в среднем они составляют 15 – 25% населения страны);

     — низший слой среднего класса (квалифицированные рабочие, например, инженерно-технические работники, менеджеры, они составляют до 40% населения страны).

  1. Низший класс:

     — высший слой низшего класса (неквалифицированные работники, которые занимаются физическим трудом, они составляют 20 – 25% населения страны);

— низший слой низшего класса (безработные, люмпены, они составляют от 5 до 15% населения страны).

Социальное неравенство существует также и между странами. Преодолеть его можно, главным образом предоставив людям возможность перемещаться из одной страны в другую.

Виды

В социологии и обществознании выделяют следующие виды социальной мобильности:

Вертикальная, для которой характерен переход их страты в страту по уровню дохода, престижа, власти и образования. По направлениям социальных перемещений, она подразделяется на:

  • Если речь идет о повышении уровня дохода, престижа, власти и образования, то значит — это восходящая вертикальная мобильность. Например: был нищим, стал бизнесменом. Уровень дохода был никаким, а стал существенным, да социальный статус тоже прирос: быть бизнесменом значительно престижнее, чем быть нищим. Хотя кому как, конечно. Но для большинства так и будет! Кстати, еще примеры тут.
  • Если же оговоренные выше социальные признаки уменьшаются, то речь идет о нисходящей вертикальной социальной мобильности. Например: был бизнесменом, а разорился и стал мусорщиком. Быть мусорщиком менее престижно, чем быть бизнесменом, да и зарплата у них меньше…. Хотя в нашей стране чудес бывает и такое, что водитель мусоровоза зарабатывает 200 000 р., а бизнесмен — еле-еле до «сотки» дотягивает! Еще примеры этого вида мобильности, читайте тут=>>

Горизонтальная мобильность — это переход из страты в страту, для которой не характерно изменение социальных признаков. Ну, например, был мусороуборщиком, а стал дворником. Зарплата, престиж, власть (а есть ли тут власть?) осталась на прежнем уровне, как и уровень образования.

Социальная мобильность: понятие, виды, примеры

Географическая мобильность — это смена географического места проживания. Обычно она считается горизонтальной мобильностью. Но бывает так, что к примеру, переезжает в Германию учитель из сельской глубинки, у которого предки в войну оказались в СССР. Это учитель в глубинке получает 12000 р., а в загнивающей Германии — 4 000 — 5 000 евро. Как вы понимаете, это означает, что географическая мобильность превращается в вертикальную восходящую.

Индивидуальная и групповая мобильность. При индивидуальной — в другую страту переходит один гражданин, а при групповой — группа граждан. К примеру, есть некий губернатор некой области, которого заметила Федеральная власть в лице Президента, и назначила его федеральным министром. А у этого губернатора есть свой аппарат чиновников: заместители, переводчики, те, кто ему в «Пятерочку» бегают — посыльные. Они его — клиентелла. И понятно, все потянутся за ним наверх — в федеральное министерство. А как вы думали? Это и есть пример групповой мобильности.

Межпоколенная мобильность. Это такая, при которой человек меняет свое положение в обществе по сравнению со статусом его родителей. Например, родились Вы в семье сторожа и медсестры, получили высшее образование, устроились в аппарат губернатора вашей области. Налицо вертикальная восходящая межпоколенная мобильность!

А бывает и так: рождается мальчик или девочка в семье олигарха. Этакие представители золотой молодежи, которые не умеют ни гвоздь забить, ни дверь починить. И вот такие детки берут у своих родителей деньги якобы на бизнес: арендуют или покупают огроменное офисное помещение, нанимают кучу сотрудников, а зачем, почему?

Социальная мобильность: понятие, виды, примеры

Да, просто, чтобы всем говорить, что мы бизнесмены теперь. И через 4 месяца состоянию батюшки и матушки трындец. Потому как дитя бизнесплан не написало, да и не поручило никому его писать, а о том, откуда будет идти прибыль, так и вообще знать — не знает!

И все — становится такой золотой мальчик или золотая девочка обычной мусорщицей. Это стало быть нисходящая вертикальная межпоколенная мобильность! Хотя вряд ли родители дадут ума-разума набраться: поместят в заграничный колледж, чтобы внуков нарожали, а уж из внуков, может быть, что-то путное и получится.

Тут вот, что еще надобно помнить. В социологии мы имеем дело только с социально значимыми признаками. Биологические признаки сюда путать вообще нельзя. К примеру, не можете вы сказать в цивилизованном обществе, что если ты потерял ногу или руку, ты останешься инвалидом и умрешь от нищеты. 

Такого в цивилизованном обществе быть не может. Если ты потерял ногу или руку, то страховая компания тебе выплатит немереные деньги, а государство еще сверху кучу пособий и выделит жилье, да еще сделает так, что автобусы будут «приседать», чтобы ты в них закатился на своей коляске.  А если тебя на работу не возьмут, которую ты реально в состоянии производить, то работодатель будет тебе всю жизнь компенсацию выплачивать за дискриминацию на рынке труда!

Это только в нашей стране чудес может быть такое, что одноногая бабулька, держа обеими руками булку хлеба, резво отталкивается единственной ногой от асфальта, а потом резво закидывается в автобус с тремя ступеньками и при этом нормально себя чувствует. В цивилизованном обществе все не так! Уж поверьте, бывал там, знаю!

То же самое касается различий в расе, цвете кожи, или пола. Это все биологические признаки, которые никоим образом не должны браться в расчет, если мы говорим о социальных признаках! Надеюсь, вы зафиксировали внимание на этом!

Вот обещанный план на тему статьи:

1.Социальная мобильность как возможность для реализации способностей личности

2.Виды социальной мобильности

  • Вертикальная
  • Горизонтальная
  • Межпоколенная
  • Географическая
  • Индивидуальная и групповая

3.Признаки социальной мобильности

  • Уровень дохода
  • Уровень престижа
  • Уровень власти
  • Уровень образования

4. Социальная мобильность в разных типах обществ

  • Социальная мобильность в традиционном обществе
  • Социальная мобильность в индустриальном обществе
  • Социальная мобильность в постиндустриальном обществе

5.  Основные лифты (каналы) социальной мобильности

  • Армия
  • Высшее или среднее специальное образование
  • Церковь
  • Профсоюзы
  • Интернет

6. Социальные прогресс как условие развития возможностей для социальной мобильности

Как видите, чтобы составить нормальный план по рассмотренной теме, надо ориентироваться и в других темах школьного курса Обществознания, как рыба в воде. Кстати, они изложены лично мной в видеоформате, и их вы можете найти в моем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». В видеокурсе, кстати, масса всяких бонусов и лайфхаков лично от меня!

А на сегодня всё!

Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях к этой статье. Или просто можем погутарить в комментах на разные смежные темы!

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода).На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Классификация по типам

Ученые определили следующие типы социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная

Подразумевает изменение из высшей страты в низшую и наоборот. Касается политической, экономической, Вертикальная социальная мобильностькультурной сфер.

Она подразделяется на два подвида:

  1. Восходящая социальная мобильность подразумевает собой общественный подъем. Примером таковой может быть выигрыш на местных выборах в государственные органы управления, перевод на вышестоящую должность, удачный рост бизнеса и связанное с этим повышение своего финансового состояния, даже удачный брак с представителем элитной семьи.
  2. Нисходящая социальная мобильность свидетельствует о падении. Банкротство для индивидуума, проигранные выборы политической партии, отставка с высокого поста – все это примеры градации в нисходящем потоке.

Это интересно! Понятие правотворчество – что это такое

Горизонтальная

Изменения не затрагивают разных уровней, подразумевают смену между сравнительно равными статусами, ролями и прочим. Горизонтальная социальная мобильность легче всего рассматривается на примере географической ветви. Инженер переезжает в другой регион и устраивается на равнозначную прошлой должность. Можно сменить гражданство, профессию.

Если же статус претерпевает изменения, географическая мобильность переходит в миграцию, которая разделяется по:

  • продолжительности на временную и постоянную;
  • смене территории на международную и внутритерриториальную;
  • характеру в зависимости от преследуемых целей (экономическую, трудовую, в связи с политическими мотивами);
  • законодательному статусу на разрешенную и нелегальную.

горизонтальная и вертикальная социальная мобильность

Особенности социальной мобильности позволяют прослеживать достаточно много закономерностей как в историческом плане, так и для рассмотрения современных черт общества.

В частности в последнее время характерна нисходящая мобильность на фоне временной трудовой миграции. Граждане стран с более низким экономическим уровнем согласны сменить свой статус на более низкий в другой стране. Цель – заработать средства для повышения финансового уровня в родном государстве

Примеры социальной мобильности населения

Горизонтальная социальная мобильность

Менеджер Василий, работающий в техподдержке местного провайдера интернета, решает сменить работу. Он покидает свою компанию и устраивается в другую, но там он получает примерно такую же должность и примерно такую же зарплату. Возможно, при этом он получает определённые преимущества – например, новое место работы находится ближе к его дому. А может быть и так, что ему пришлось уволиться из-за конфликта с начальником, и новое место работы в чём-то хуже прежнего. В таком случае вместо преимуществ в итоге Василий имеет недостатки, но и то, и то является примером горизонтальной социальной мобильности населения. В положении Василия ничего кардинальным образом не изменилось – он не стал безработным, но и повышения не получил, и его статус в целом остался прежним.

Вертикальная социальная мобильность

 Вышеупомянутый Василий усердно работал, что не прошло незамеченным – его способности и энтузиазм заметили наверху, и предложили ему повышение. Из рядового сотрудника Василий превратился в начальника отдела, заняв новое, более высокое положение в офисной иерархии. Это пример вертикальной социальной мобильности населения. Но движение может быть и отрицательным – предположим, Василия уволили за некомпетентность, и он не сумел найти новую работу того же уровня. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он устроился дворником (неважно, временно или постоянно), и ему пришлось продать машину, так как он оказался не в состоянии выплачивать кредит за неё.

Теперь Василий ездит на работу на автобусе и работает дворником. Произошёл акт социальной мобильности населения, только не вверх, а вниз. Но не исключено, что в будущем ситуация изменится, дела Василия наладятся, он найдёт новую достойную работу и снова перейдёт в более высокую социальную группу. Но это возможно только в современном обществе европейского типа. В Индии, например, общество малоподвижно, так как из-за кастовой системы сменить социальную группу на более высокую шансов там практически нет.

Пространственная мобильностьЕсли у вас есть возможность (хотя бы теоретическая) переехать в другой город или страну – значит, вы относитесь к пространственно мобильной социальной группе, и живёте в подвижном обществе

Социальная мобильность

Социальная мобильность – это изменение положения человека или группы людей в социальной структуре общества.

Типы социальной мобильности
Вертикальная социальная мобильность Горизонтальная социальная мобильность
Перемещение из одной страты в другую. 1.      Восходящая вертикальная мобильность предполагает социальный подъем, движение вверх (например, карьерный рост от помощника юриста до юриста). 2.      Нисходящая вертикальная мобильность предполагает социальный спуск, движение вниз (например, когда бизнесмен разоряется, он может быстро перейти из среднего в низший класс). Перемещение человека из одной социальной группы в другую без потери социального статуса. Например, работник может уволиться из одного банка и устроиться на работу в другой, на ту же должность (возможно с более высокой заработной платой или в более крупном городе). Социальное положение человека не изменится.

«Социальный лифт» — это способ перемещения человека из одной страты в другую. К этим способам относятся:

  • Армия, церковь и образование (с их помощью можно совершать поступательный карьерный рост).
  • Средства массовой информации (они позволяют увеличить популярность деятелей культуры).
  • Партийная деятельность (позволяет сделать карьеру политику).
  • Накопление богатства.
  • Брак с представителем высшего класса.

Полина Белинская |

Скачать PDF

|

Социальная мобильность в современном обществе

Особенности социальной мобильностиСейчас открываются очень большие возможности перед людьми. Пробиться сейчас на вершину вообще просто. А все благодаря рыночной экономике и демократии. Современная политическая система в большинстве стран располагает к тому, чтобы люди становились успешными. Что касается наших реалий, все намного оптимистичнее, чем в советские времена, где фактическими единственными социальными лифтами была армия и партия, но хуже, чем в Америке в силу больших налоговых ставок, плохой конкуренции (очень много монополистов), высокие кредитные ставки для предпринимателей.

Проблема российского законодательства в том, что предпринимателям нередко приходится балансировать на грани, чтобы пробиться в карьере. Но нельзя сказать, что это невозможно. Просто напрягаться придется значительно сильнее.

Примеры социального роста

Социальная мобильность в современном обществе достаточно выражена даже на примере одного поколения. Поэтому рассматривают внутрипоколенную мобильность, когда изменения статуса или роли происходит на протяжении жизни одного поколения.

Но историческая картина была бы неточной, если бы подобные наблюдения не велись на протяжении веков. Существует межпоколенная социальная мобильность, примеры которой указывают на достижение более медленных, осмысленных преобразований, когда дети меняют свой статус и роли по сравнению с родителями.

Важно! Во все века было достаточно много примеров, когда выходцы из низших слоев смогли добраться до верхних рядов в общественном строе.

М. Ломоносов

М. ЛомоносовРодился в 1711 году, судьба определила его в сельскую семью. Только в 19 лет юноша сумел выбраться в большой мир, но уже за 5 лет смог окончить Московскую славяно-греко-латинскую академию, курс которой рассчитан на 12 лет.

В дальнейшем, получив дополнительное образование, он остался в истории как талантливый химик, физик, географ, геолог, писатель и историк.

Его силами был спроектирован Московский университет, а многие высокоточные приборы основываются на принципах, придуманных Ломоносовым.

Личностные качества в данном случае подтверждались реформами образования, решительно проводившимися в то время на территории Российского государства.

С. Джобс

Биологические родители, бедные студенты, отдали своего ребенка на усыновление. Поступили бы они так же, зная, что он станет основателем одной из самых больших и успешных финансовых империй в мире?

Начиная от ухода из университета и поисков себя в колонии хиппи, он прошел долгий путь, в результате которого смог увидеть огромное будущее мало кому известной техники. В дальнейшем его усилия привели к развитию программирования, в частности графических платформ, развитию самобытной киностудии, созданию нескольких грамотных и масштабных бизнес-проектов.

Один только подход к проведению рекламных кампаний приводит в восторг преподавателей менеджмента по всему миру.

Свои личностные качества он смог проявить благодаря началу быстрого научно-технического прогресса. Кроме того, его действия доброжелательно встретило демократическое государство.

Это интересно! Промежуточные умеренные политические взгляды: что это такое

В. Маяковский

В. МаяковскийВ данном случае речь идет об «американских горках». Еще один сельский мальчик, который родился в 1893 году, смог достичь быстрого и весомого успеха, но потом так же оперативно потерять место в обществе и покончить жизнь самоубийством.

Не закончив даже гимназию, проведя длительное время в тюрьме, этот человек сумел внести новое слово в русскую литературу.

В дальнейшем изменение политической ситуации позволило продолжить образование. Человечество запомнило его как талантливого поэта, публициста, художника, актера и режиссера. Однако творческие неудачи и здоровье стали причиной желания уйти из жизни в совсем молодом возрасте, 37 лет.

См. также

  • Принцип Питера

Примеры быстрой социальной мобильности

Существует огромное количество людей, которые смогли достаточно быстро добиться больших высот. Тем не менее, у каждого понятие быстро свое. Для кого-то успех за десять лет – это достаточно быстро (что объективно так), а для кого-то и два года является непозволительной роскошью.

Обычно когда люди ищут примеры людей, которые быстро добились успеха, надеются, что их пример покажет им, что необязательно что-то делать. Но это катастрофически не так. Работать придется, и много, и даже совершать кучу провальных попыток. Так, Томас Эдисон перед тем как сделать лампочку дешевой, перепробовал 10 тысяч различных комбинаций, его компания 3 года терпела убытки, и только на четвертый год он достиг ошеломительного успеха. Быстро ли это? Автор статьи считает, что да. Быстро достичь социального успеха возможно лишь в том случае, если совершать очень большое количество продуманных действий и попыток каждый день. А для этого нужна недюжинная сила воли.

Примечания

  1. www.sigma-econ.ru/.files/5401/ElSpero.pdf

Литература

  • Питирим Сорокин Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992. Социальная стратификация и мобильность.
  • [dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1126/СОЦИАЛЬНАЯ Социальная мобильность] — статья из Новейшего философского словаря
  • Sоrokin Р. Α. Social and cultural mobility. — N. Y. — L., 1927.
  • Glass D. V. Social mobility in Britain. — L., 1967.

Отрывок, характеризующий Социальная мобильность

– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.

– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.

– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.

– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.

– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l’honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]

Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.

– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l’honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l’honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.

Доводы его были сжаты, просты и ясны.

Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d’honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.

– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.

– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.

С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.

Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.

Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.

Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.

Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».

Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.

Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.

В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он.

– Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь.

Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет.

– Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием.

Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.

В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.

Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.

Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.

Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.

К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...