Социальная сущность потребностей и функций человека

Содержание
  1. Согласно классификации потребностей человека американского психолога А. Маслоу, потребность в хорошем образовании, оплачиваемой работе относится к потребностям
  2. Что такое социальные потребности и какую они играют роль в жизни?
  3. Подпишись на рассылку
  4. Что такое потребности?
  5. Что такое «потребности»?
  6. Первичные и вторичные нужды
  7. Потребность человека в изменении эмоционального фона
  8. Проблема лайка
  9. Зависимость
  10. Виды социальных потребностей человека
  11. Виды духовных потребностей
  12. Потребности людей
  13. Базовые социогенные потребности
  14. Социальная группа — это…
  15. Потребности и их социальная обусловленность
  16. Похожие работы
  17. Популярные темы сообщений
  18. Воля и труд дивные всходы дают…
  19. Иерархия
  20. Деятельность
  21. В чем ее суть?
  22. Что относится к социальным потребностям человека
  23. Записаться на консультацию
  24. Что еще входит
  25. Социальные функции человека
  26. Удовлетворение социальных потребностей
  27. Некоторые примеры
  28. В развитии
  29. В общественном порядке
  30. В альтруизме
  31. Спрос и предложение
  32. Результат
  33. Почему оно необходимо?
  34. Почему люди ставят «лайки»
  35. 1.«Лайк» как невербальное общение
  36. 2.Тенденция к невербальному общению
  37. 3.«Лайк» как комплимент и способ обратить внимание
  38. 4.Функции кнопки «like»
  39. Потребность — это…
  40. Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте
  41. Коротко о том, какие бывают нужды
  42. Самовыражение
  43. В чем отличие от материальных потребностей

Согласно классификации потребностей человека американского психолога А. Маслоу, потребность в хорошем образовании, оплачиваемой работе относится к потребностям

а) биологическим

б) престижным

в) экзистенциальным

г) духовным

4. Русский философ Николай Александрович Бердяев считал, что «человек есть принципиальная новизна в природе», потому что:

а) человек имеет социальные потребности

б) человек единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов

в) человек может имитировать звуки природы и обладает членораздельной речью

г) человек создает предметы материальной культуры

5. Почему А. Шопенгауэр назвал человека «дезертиром природы»?

а) человек потребляет невосполняемые природные ресурсы

б) человек не может предотвратить стихийные бедствия

в) не проживает в тяжелых климатических условиях

г) создав искусственные условия проживания, покинул природу как среду обитания

6.

Что такое социальные потребности и какую они играют роль в жизни?

В пирамиде потребностей человека, социальные потребности находятся на третьем уровне. После физиологических и потребности в безопасности. Это подтверждает тот факт, что общение человеку, как существу социальному, необходимо для полноценной жизни, почти как еда. К социальным потребностям человека относится потребность в дружеских отношениях, желание выглядеть достойным, желание любить и быть любимым, общение с другими людьми, трудовую деятельность в группе, заботу о близких, принадлежность к какой-либо социальной организации.

Цивилизация появилась лишь благодаря удовлетворению социальных потребностей человека. Благодаря общению мы достигли технического прогресса и продолжаем эволюционировать. Люди объединялись в группы, чтобы выжить, вместе охотились, строили жилище. Сегодня мы живём и работаем в мире, которым управляет информация. Для того, чтобы выжить, нам необходимо общаться, поддерживать связи. Это позволит нам быть конкурентноспособными, интересными и развитыми личностями.

Критерии различий социальных потребностей:

  • Желание самоутвердиться, получить признание.
  • Птребность защищать и помогать другим людям.
  • Желание стать частью социальной группы, противостоять кому-либо совместно с единомышленниками.

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека

проявляются следующим образом:

  1. Неудовлетворённая потребность обычно сопряжена с чувством дискомфорта, тревожностью, тоской и иными отрицательными эмоциями.
  2. Удовлетворение потребности сопровождается позитивными эмоциями (как непосредственно в момент её удовлетворения, так и при осознании того, что она уже удовлетворена).
  3. Происходит фиксация на предмете нуждаемости. Внимание человека непроизвольно концентрируется на том, чего ему не хватает. Проголодавшись, мы начинаем более чутко улавливать аппетитные запахи, а одинокий человек в любых обстоятельствах ищет поводы для знакомства с потенциальной «половинкой».

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

  • людям для достижения состояния удовлетворённости требуется гораздо больше, чем другим биологическим видам;
  • с возрастом количество потребностей увеличивается, меняются их приоритеты (ребёнку для счастья нужно гораздо меньше, чем взрослому, а для пожилых людей гораздо большее значение приобретают социальные и духовные ценности);
  • существует вполне однозначная иерархия потребностей, и те из них, которые имеют большую важность, могут «заглушать» менее важные.

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Что такое «потребности»?

Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – нужда в чем-то или ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность бывает материальной или духовной. У каждого человека в той или иной степени встречается набор основных потребностей. Различие — в их силе и количестве.

Удовлетворение потребностей улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, тогда как невозможность удовлетворения – ухудшает. Психологи считают, что именно потребности находятся во главе проявляемой активности.

Круг потребностей определен воспитанием, которое получает человек. Чем оно разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если воспитание минимальное или базовое – круг потребностей такой же.

Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничивается базовыми потребностями. Для него главным считается удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй и последующий план потому, что их не прививали.

Не читали сказку на ночь ребенку – взрослый не любит чтение. Не водили на детские сеансы в кино и театр – не будет потребности посещать эти учреждения и во взрослой жизни. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному – вряд ли потребность в этом появится с возрастом.

Что такое «потребности»

Первичные и вторичные нужды

Прежде чем переходить к рассмотрению желаний и нужд, присущих лишь человеческому виду, нужно отметить, что человек является полноправной частью природы. Таким образом, любой индивид сочетает в себе как чисто животные потребности, сфокусированные на выживании, так и социальные, которые могут реализовываться только в социуме. Современные психологи, социологи и биологи выделяют следующие важные пункты, относящиеся к биологическим или первичным нуждам:

Потребности человека

  1. Потребность в воздухе, пище, воде, одежде и жилище. Питьевая вода должна быть не только не загрязнённой, но и приятной на вкус. Необходимо наличие калорийной и разнообразной пищи, насыщенной различными микроэлементами, необходимыми для комфортного существования. Важен чистый состав воздуха.
  2. Безопасность для жизни, отсутствие угроз со стороны внешнего мира (в том числе стихийных бедствий).
  3. Нахождение в тепловом, электромагнитном и акустическом комфорте.
  4. Размножение и продолжение рода, а также получение сексуального удовлетворения.

Сюда же можно отнести полноценный отдых и релаксацию, нахождение в комфортной природной среде. Важным первичным аспектом также является потребность в свободе, называемая пространственным комфортом.

К вторичным потребностям относятся все стандартные примеры социальных нужд, которые можно вкратце перечислить: движение в иерархической структуре общества (стремление к доминированию), потребность в труде, уважении, общении, заботе о других людях, а также в желании постигать мир и обучаться новому. Подобные примеры соц. потребностей человека свойственны многим высшим млекопитающим.

Есть также категория псевдопотребностей, то есть желаний, которые присутствуют только у вида Homo Sapiens. Сюда можно отнести потребность в роскоши, излишнюю агрессию с целью получения лидерства либо же, напротив, стремление избегать соперничества и любых потенциально сложных ситуаций.

Обществознание 10 Потребности как мотив деятельности

Потребность человека в изменении эмоционального фона

Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в проявлении эмоций. Каждый индивид хочет не просто существовать, но и жить в своем социуме. Любые проявления эмоций, которые возникают у человека, являются одной общей потребностью, и это заложено природой. Сюда относятся и минуты радости, и разочарование, и любовь, и зависть, и ненависть, и сопереживание.

В общем, любое изменение эмоционального фона (как позитивное, так и негативное) является частью нашей жизни, без которой невозможно существовать нормальному среднестатистическому человеку. Конечно, выделяют более или менее чувствительных людей, однако они рано или поздно начинают испытывать необходимость в эмоциях.

удовлетворение биологических потребностей

Проблема лайка

Кнопка «лайк» — кнопка одобрения, и этот глагол является препятствием для расшаривания некоторых новостей. Именно поэтому одно время facebook планировал разрешить пользователям создавать свои глаголы для кнопки «лайк».

Однажды мне написал знакомый с Украины. Он помогает фонду помощи детям сиротам. Они интегрируют новости в социальные сети, и сталкиваются с проблемой, что, например, ставить «лайки» на статью «Лизе Н. требуется переливание крови», как минимум, сомнительно.

Они задались вопросом, что будет, если запустить аналог «лайка» — кнопку с формулировкой «меня это волнует» или «меня беспокоит это».

Зависимость

Бывает и такое, что естественные органические потребности человека перерастают в то, без чего он не может представить своего существования. Взять, к примеру, еду. Потребность в еде является биологической. Мы употребляем пищу, чтобы поддерживать обмен веществ, баланс витаминов и энергетический ресурс. Но есть люди, которые едят постоянно. Нет ничего плохого в том, чтобы употреблять вкусную пищу, деликатесы, получать от неё удовольствие. Но ведь некоторые просто «заедают» всё происходящее в их жизни. Особенно если это что-то плохое. Депрессия, например. Это – деструктивная зависимость. Человек, начиная есть при каждом своём переживании, не проживает его. А избегает. Это влечёт за собой проблемы в виде болезней почек, сердца, печени или ожирения.

Причем объектом деструктивной зависимости нередко становится любая потребность в её крайнем проявлении. Нам нужен сон, но есть люди, которые спят по 12 часов в сутки. Мы нуждаемся в общении, но некоторые испытывают явную созависимость от других людей (или от одного человека). Работа необходима для самореализации и обеспечения материальной состоятельности, но ведь есть трудоголики. А ведь в основе всего лежат естественные потребности человека. Примеры, приведенные выше, отражают далеко не всё, что имеет место. Деструктивная зависимость намного более глобальна. А всё потому, что у многих нет чувства меры, которое так необходимо человеку.

Виды социальных потребностей человека

Психология выделяет ряд основных вариантов. Хоть и можно определить определенные признаки, но даже зная их полноценно получить ответ, что представляют собой социальные потребности, не легко.

Социальная потребность – это что такое и как реализуется в обществе

Классификация воздействия:

  • На себя – человек желает самоутвердиться, получить признание от окружающих людей.
  • На других – выражается в отказе от личного, ради пользы окружающих.
  • Вместе с другими – наблюдается в желании объединения с группой лиц, которая имеет возможность помочь в реализации глобальных идей.

Существует отдельная классификация по Эриху Фромму:

  • Связи – выражается в стремлении индивида оказаться частью группы.
  • Привязанности – проявление индивидом любви к окружающим и желании быть любимым.
  • Самоутверждение – потребность в значимости своей персоны.
  • Самосознание – необходимость в индивидуальности и самоопределении.
  • Ориентир – выражается в поиске человека, выступающего в качестве примера.

Классификация по Макклелланду:

  • Желающие обрести господство.
  • Желающие обрести успешность.
  • Имеют тягу к причастности, избегают конфликтов и стараются дружить со всеми.

Виды духовных потребностей

Многие аспекты человеческой жизни напрямую связаны с духовными потребностями, наиболее тесную связь можно наблюдать с социальной, политической и юридической сферами жизни индивида. Развитие духовных ценностей помогает личности расширять мировосприятие и тренировать положительные социальные качества.

Удовлетворение духовных потребностей тесным образом связанно с внутренним состоянием гармонии и умиротворения.

Можно выделить различные виды духовных потребностей. К ключевым можно отнести:

  • потребность в творчестве;
  • стремление к признанию и самовыражению, самоутверждению;
  • стремление к приобретению знаний познанию окружающего мира;
  • изучение произведений искусства.

Под духовными потребностями обычно понимается стремление личности к совершенствованию, как себя, так и мира вокруг себя, желание удовлетворить чувство прекрасного.

Взаимодействие с реальностью вокруг индивида происходит не только благодаря действиям отдельно взятого человека, но и осуществляется социальной общностью, именно поэтому выделяются различные духовные потребности отдельной личности и общества в целом.

Под духовной потребностью личности понимается психическое свойство организма. Данное состояние особенно ощущается в тот период времени, когда материальные блага больше не приносят желаемого удовлетворения и личность стремится к удовлетворению нравственных потребностей.

Духовный человек постоянно стремится к улучшению собственной личности, развитию нравственных качеств и творческого потенциала.

Выделяют ценности, при развитии которых возможно достигнуть высокого уровня духовных потребностей.

Духовность – это неизменное движение к своему самосовершенствованию и саморазвитию. В таком устремлении наилучшими инструментами достижения духовных потребностей становятся три главных человеческих ценности:

  • Доброта. Под данным понятием подразумевается общая оценка деяний индивида, противопоставляется злу.
  • Красота. Комплекс различных личностных качеств, доставляющих наслаждение и моральное удовольствие человеку, привлекательны на слух и вид.
  • Истина. Под истиной понимается отношение личности к окружающей реальности, без иллюзий, приукрашивания. Нахождение в той действительности, которой она является.

Самое главное богатство человека – духовный мир. Основное личностное достижение скрывается не только в достижении удовлетворения духовных нужд, но и использование духовного потенциала для пользы другим.

Духовность общества включает в себя объединение потребностей большого количества человек. Сфера духовной жизни общества содержит в себе общие потребности и возможности их удовлетворения.

Благодаря совершенствованию духовных потребностей появились такие направления жизни как эстетика, нормы и правила, моральные устои, искусство, научное знание, творческое начало, философия и религия. Недостаток духовности можно компенсировать воспитанием и самовоспитанием, образованием.

Развитие духовных потребностей общества — отражение устремления к идеализированному мировосприятию. Так же к данным потребностям относятся стремление к прекрасному, стремление к истине и справедливости, противоборство добра со злом, тем самым общество выражает свое отношение к окружающей реальности.

Потребности людей

Постоянны ли потребности людей? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и  обеспечивают жизнедеятельность организма.

Человек не может жить без питания, воды, кислорода, сна. Чтобы спокойно жить, он должен чувствовать себя в безопасности, по меньшей мере, иметь одежду и обувь.

Большинство остальных потребностей могут меняться в зависимости от состояния, настроения, вида деятельности, места нахождения человека. Согласитесь, если человек не спал продолжительное время, при первой же возможности он ляжет отдыхать, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.

То есть человек выбирает то, что для него наиболее важно. То, что поможет чувствовать себя лучше или доставит больше радости.

Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:

  1. Базовые социогенные потребности людей
  2. Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
  3. Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
  4. Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения.

    Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.

    Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.

к содержанию ↑

Социальная группа — это…

Группа — это объединение взаимодействующих друг с другом индивидов. Она формируется из людей, объединяющим фактором для которых являются общая цель и вид деятельности. Например, группы взаимопомощи включают в себя людей, нуждающихся в сторонней поддержке — материальной, физической, психологической. В них объединяются выпускники детских домов, матери-одиночки, инвалиды и другие.

основные группы потребностей

Есть профессиональные объединения и по интересам: любителей рукоделия, искусства, спорта, путешествий, цветоводства (кружки, клубы, секции). Зачастую организуются мероприятия, проводимые в социуме — праздники, выставки, лекции.

В социальных группах происходит интенсивное общение, обмен опытом. Ее члены находят удовлетворение своим потребностям в участии в общественно полезных делах, в признании, в полезном досуге, находят единомышленников и друзей.

Потребности и их социальная обусловленность

Направленность, как социальное явление Читать далее: Интересы

1.2 Потребности и их социальная обусловленность

Начать стоит с потребностей, так как это базовый элемент направленности, на его основе развиваются все остальные элементы, и так же обуславливаются ими.

Потребность – это форма связи организма с внешним миром, источник его активности[1].

Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей[1]

Потребности человека имеют много особенностей, но три из них будут наиболее важны для этой работы.

Во-первых, круг потребностей у человека очень широк и не ограничивается только жизненно-необходимыми предметами[2]

Во-вторых, потребности имеют более сложную природу, возникновение потребности, благодаря наличию сознания, сложный процесс[2]

В-третьих, существует иерархия потребностей, проявляющаяся в порядке возникновения потребности в различных предметах[3]

Рассмотрим каждую особенность подробнее.

Развитие цивилизации, увеличение числа материальных и духовных благ, доступных человеку обуславливает возникновение новых общественных потребностей. То есть, чем более развито общество, тем более широким кругом потребностей обладают его представители[3]. Но, опираясь на теорию мотивации Маслоу нужно указать, что под более развитым обществом в данной ситуации подразумевается то, что смогло удовлетворить базовые потребности и открыло дорогу для возникновения потребностей социальных.

Не смотря на практическое предназначение многих материальных благ, большинством людей они воспринимаются не как средство облегчения их жизни, а, например, как средство достижения уважения или признания[3] Это явление Маслоу назвал скрытой мотивацией, когда предмет, необходимый для удовлетворения одной потребности, воспринимается как средство достижения совсем иной цели. Такое смещение мотивов часто не обусловлено какими-то новыми свойствами, которые индивид заметил в этом предмете и которые могут помочь ему достичь своей цели, а лишь общественным отношением к предмету. Машина может стать для человека не средством увеличения мобильности, но способом завоевать уважение окружающих[7]. Способность стать средством достижения уважения автомобиль получил благодаря тому, что воспринимается порой как «роскошь». А сама по себе потребность человека в уважении имеет чисто социальное происхождение и удовлетворение ее необходимо для интеграции в общество, коллектив и работы в нем. Итак, общество изменяет имеющиеся потребности человека и формирует новые, ранее не возникавшие.

Вторая особенность – сложность протекания процесса возникновения потребности у человека.

Рубинштейн в своих работах выделял несколько этапов развития единичной потребности

1. Влечение

2. Желание

3. Хотение

Органические потребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности. Влечение не осознается человеком как конкретная нужда в чем то, а лишь вызывает дискомфорт, ощущается как чувство неудовольствия[2]. Часто интенсивность влечения не превышает порог сознания, и, поэтому, не осознается. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание – новую форму переживания потребности, в которой представлен предмет потребности[2]. То есть желание начинается с появлением мотива – предмета, обладающего свойством удовлетворить возникшую потребность. И наконец, хотение – этап, непосредственно предшествующий деятельности и выражающийся уже в осознании и нахождении не только мотива, но и средств, необходимых для достижения предмета потребности, уже включает в себя не только эмоциональный, но и волевой компонент. Итак, потребность, как процесс, сложное явление, и основная особенность здесь – работа сознания, предваряющая деятельность по удовлетворению потребности. И сознание может прервать путь реализации удовлетворения потребности на любом этапе с помощью воли, если удовлетворение невозможно в силу различных причин.

Третья особенность – иерархичность потребностей.

Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви — принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) — компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации — реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Основой концепции является утверждение о строгой иерархичности возникновения потребностей, то есть, пока не удовлетворена низшая, не появляется высшая потребность.

«Когда у человека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют в организме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»

Но все же следует указать, что человек способен усилием воли подавлять одни потребности и удовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла» критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата – «сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников, демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационных лагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-то самореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебе насущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу, так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощью воли, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на более высокий уровень.

Необходимо сгруппировать выводы, что были сделаны при характеристике особенностей потребностей.

Во-первых, потребности социально детерминированы, с одной стороны уровнем развития общества и доступными благами, и нормами поведения в данном обществе, как ограничивающим проявление потребности факторами с другой.

Во-вторых, проявление потребностей, способы и пути их удовлетворения подвластны сознанию, и сознание способно управлять потребностной сферой в определенных границах. Человек избирателен в удовлетворении своих потребностей. А это уже форма проявления направленности.

В третьих, появление новых потребностей обусловлено степенью удовлетворения других, более низших желаний, одна потребность не появляется без удовлетворения другой.

Вернемся еще раз к определению направленности, из него видно, что потребностная сфера не полностью входит в структуру направленности. Это объясняется самой природой направленности, как явления избирательности.

Потребности – это фундамент направленности. Вышеперечисленные особенности потребностной сферы человека – это основа и предпосылка для появления направленности.

На этапе становления направленности, потребности и их удовлетворение играют решающую роль при определении дальнейшего развития личности в целом и направленности в частности.

Например, фрустрация какой-либо потребности в детстве приводит к фиксации человека на ней на протяжении всей жизни. Предмет потребности приобретает особую важность для индивида и становится его главным мотивом деятельности[3]. Маслоу отмечает, что это правило относиться к любым эмоциональным потребностям.

Итак, потребности – фундамент направленности. Факторы, формирующие потребности так же и формируют направленность. Этими факторами будут являться: уровень развития общества, нормы поведения внутри этого общества, и степень удовлетворенности потребностей.

Направленность, как социальное явление Читать далее: Интересы

Информация о работе «Направленность, как социальное явление»

Раздел: Социология Количество знаков с пробелами: 41080 Количество таблиц: 3 Количество изображений: 0

Похожие работы

Спорт как социальное явление и фактор социализации личности

11501

1

1

… учащихся параллели третьих классов, из которых были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. Результаты тестирования показателей быстроты до эксперимента у мальчиков и девочек как контрольных, так и экспериментальных групп статистически достоверно не различались (p>0,05). После выполнения СУТП в экспериментальных группах наблюдается достоверное улучшение результатов во всех …

История происхождения проституции как социального явления на постсоветском пространстве

19292

… борьбу с ней, в реальности проституция широко распространена. Таким образом, несмотря на все те меры, которые проводились правительством для того, чтобы полностью искоренить такое социальное явление как проституция, ни к чему не привели. К тому же в последнее время наблюдается устойчивая мировая тенденция к росту числа занятых в сфере оказания интимных услуг. Новое оживление проституции в России …

Бедность как социальное явление в Кезском районе Удмуртской Республики и России в целом

29028

1

… . Общая оценка численности граждан бедного слоя, которая по­лучена на основе специального социологического обследова­ния по России в целом, составляет не меньше 10% от город­ского населения.[8] Выделим факторы, которые влияют на уровень жизни населения страны. Прожиточный минимум в Удмуртской Республике в четвертом квартале 2007 года в расчете на душу населения составляет 3605 рубля, для …

Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации

36226

… и иных потребностей, которые не противоречат нормам права. Отсюда следует, что цель правоотношения — это удовлетворение разнообразных законных интересов общества, государства и личности. 1.4 Правовые институты и организации Правовой институт — это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые …

Популярные темы сообщений

  • Профессия программист
    Программист – это человек, который пишет компьютерное программное обеспечение. Термин программист может относиться к специалисту в одной области компьютерного программирования или к специалисту широкого профиля,
  • Дерево (Хвойное)
    Многим деревьям необходимо разное количество тепла. Хвойные деревья не требуют особого тепла. Они растут в северной холодной части и образуют хвойные леса, обозначающие тайга. Хвойные деревья называются так,
  • Норвегия
    Много легенд и рассказов ходит про Норвегию. Что-то из этого правда, а может быть и вовсе вымысел. Хоть и считается что это северная страна, она почти не отличается во многом от других стран. Здесь большое изобилие различных курортов,

Воля и труд дивные всходы дают…

Эта народная мудрость дает точный ответ на вопрос о том, как же человеку добиться общественного признания, уважения, любви и пр. Именно целеустремленность, упорство и труд удовлетворяют его природные и личностные потребности, а также нужды в преобразовании среды обитания.

Социальная сущность деятельности человека состоит в том, что она является способом его сознательного переустройства как мира, так и самого себя. Она мотивирована, целенаправленна, осуществляется с помощью средств и определенными действиями, результативна.

социальная сущность деятельности

Мотивом, побуждающим человека трудиться, выступает необходимость удовлетворения его материальных и культурно-духовных потребностей. Цели и мотивы могут изменяться, обновляться в процессе деятельности с изменением интересов, взглядов, потребностей работающего.

Наряду с созидательными и творческими видами существуют и разрушительные виды деятельности: войны, терроризм, торговля наркотиками, сектантство, воровство и пр. Разрушительной может быть работа недобросовестного или неумелого руководителя, рабочего, водителя, врача.

Иерархия

Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.

  • Первая ступень – это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
  • Вторая ступень – безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
  • Третья ступень – социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
  • Четвертая ступень – нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
  • Пятая ступень – духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).

пирамида потребностей Маслоу

Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих. Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план. Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете.

Деятельность

К социальным потребностям относится потребность в труде. Ведь это единственная форма самовыражения. И имеется в виду не только работа, но и в целом всё, к осуществлению чего человек прикладывает усилия.

Личность, воплощая в труде собственные достоинства и особенности, обретает общественное признание. И утверждается за счет этого.

Труд – это по сути условие для поддержания жизни человека. Деятельность личности и отличает её от мира животных. Активность человека требует физических и мыслительных затрат, прилагая которые он реализует своё сознание.

Труд разный. По характеру, усилиям, интенсивности, ощущениям, которые он приносит. Как и сами индивиды. Но одно стоит заявить с уверенностью: он нужен. Человек может пролежать перед телевизором неделю, две, три, месяц, полгода. Но потом это ему надоест. Он устанет чувствовать себя бесполезным биологическим существом вне этого мира. И ему захочется что-то делать.

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

потребность в общении

Что относится к социальным потребностям человека

Одни из приоритетных нужд – внутренние ощущения. Например, желание свободы и независимого положения. Индивид хочет вырваться из привычных рамок, если они у него есть.

Записаться на консультацию

Гедонизм – еще одно стремление, присущее каждому. Все любят периодически пребывать в состоянии безмятежности, как материальном, так и духовном и физическом. Но многие отрицают эту «хотелку», хотя на подсознательном уровне она присутствует. И это нормально. Ведь если в данный момент нет возможности добиться комфорта, то легче убедить себя, что это не является необходимым.

Что еще входит

Каждому хоть иногда хочется побыть в центре внимания, чтобы почувствовать себя важным. И дело тут не в эгоизме, а в самоуважении, повышении авторитета в своих глазах.

Как бы противоречиво это не казалось, но любой нуждается в негативе. Агрессия – это свойство, присущее всем. Проявление чувства приводит к самоудовлетворению, появлению ощущения правоты.

Но не все так плохо, и потребность в добре тоже входит в список. У всех возникало желание безвозмездно помочь близкому, совершить бескорыстный поступок. После этого ощущается благородство и заботливость.

Социальные функции человека

Человек всегда действует не только во имя собственного благополучия и выгоды. В разных жизненных ситуациях он способствует удовлетворению потребностей других людей: пожарник тушит пожары и спасает погорельцев, врач лечит, парикмахер обслуживает клиентов, учителя и родители воспитывают детей и подготавливают их к достойной жизни в обществе.

Таким образом, каждый выполняет действия, необходимые другим людям, которые называются социальными функциями. Они осуществляются в рамках прав и обязанностей, налагаемых нормами закона и морали.

социальная сущность

Понятие «социальная сущность функций человека» определяется теми ролями, которые человек играет в семье, в профессиональной, общественной деятельности. Так один и тот же человек, будучи отцом, осуществляет функцию воспитателя, а на работе он же выполняет функции руководителя или исполнителя.

Социальные роли могут быть долговременными (отец, работник, домохозяйка, гражданин) и недолгими и определяются его насущными потребностями. Часто человек вступает в краткую роль покупателя, пассажира, зрителя, наблюдателя, пациента и других.

Каждая из этих социальных функций имеет свои правила осуществления, знакомство с которыми и упражнения в их исполнении человек получает в процессе семейного и общественного воспитания и обучения.

Удовлетворение социальных потребностей

В связи с развивающимся миром менялась и терминология социальных потребностей. В современном мире люди все чаще стараются избегать социализации. Развитие технологий, интернета, социальных сетей, гаджетов заставляют людей меньше контактировать между собой вживую.

Есть общий перечень рекомендаций, позволяющий реализовать социальные нужды. Человек самостоятельно организовывает собственную деятельность, от того ему приходится контактировать с окружающими людьми, проявляя инициативу.

Человек не рождается с развитым навыком коммуникабельности, данная способность подлежит тренировки, выражающейся в постоянном общении с людьми.

Получение новых знаний. Присутствие на вебинарах, массовых мероприятиях, обычных встречах способствует не только получению новых знаний, но и развитию коммуникабельности.

Человеку очень важно понимать, кто он такой. Понять это поможет проведение рефлексии. Благодаря подробному самоанализу можно определить свои сильные и слабые стороны. Обрести самоуважение способны исключительно уверенные в себе люди.

Некоторые примеры

Для того чтобы лучше понимать, что такое социальные потребности, нужно разбирать их на примерах. В обществознании эта тема изучается подробно, так как она пригодится в жизни.

В развитии

По сути, все изобретения человека появились для удовлетворения определенной нужды: это одежда, инструменты, посуда и многое другое. Кто-то стремился сделать открытие в науке для того, чтобы стать знаменитым.

В общественном порядке

Пример – любой политик, который заинтересован в получении общественного признания. Еще один пример – волонтер, организатор мероприятий и другой активный человек. Особенность такого вида деятельности будет в том, что она направлена не на получение материальной выгоды, а на оказание помощи людям.

Предпринимательская деятельность тоже может быть полезной обществу. Простой пример – владелец магазина отдает какое-то количество товара на благотворительность.

В альтруизме

Подсознательно все люди стремятся делать то, что им выгодно, и защищают себя. Отказаться от этого сложно, но можно. Бескорыстная помощь, самопожертвование – это примеры реализации социальных потребностей. Человек в них не ищет какой-либо выгоды для себя, он поступает так из-за желания получить общественное признание.

При альтруизме индивид приносит в жертву свои интересы

При альтруизме индивид приносит в жертву свои интересы

Социальные потребности очень важны для полноценной жизни. При их отсутствии никто не умирает, но и наслаждаться происходящим не удастся.

Спрос и предложение

Эту всем известную фразу очень легко примерить на обсуждаемую тему. Сегодня уровень производственной деятельности определяет, насколько хорошо она удовлетворяет запросы тех или иных людей. Если в государстве не произведено должное количество того или иного блага, то в должной мере потребности граждан не удовлетворены. Исходя из уровня достатка общества, определяется и то, сколько всего нужно завезти или изготовить. А понять роль и место нужд населения получается за счет взаимодействия потребностей и производства. И никак иначе.

Переход производства на более высокий, лучший уровень повлиял на потребности. Если люди, жившие в первобытные времена, довольствовались едва поджаренным на открытом огне куском сырого мяса, то сейчас нам нужна плита, духовка или гриль, чтобы сделать годную для потребления в пищу еду. И поскольку к хорошему быстро привыкают, возвышение потребностей нередко обгоняет производство. Что и говорить, если даже работники швейных фабрик пытаются как можно быстрее узнать, какие тенденции и новинки разработаны в домах моды.

Социальные потребности

Результат

Деятельность человека вызывается социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация ее деятельности.

Человек выполняет какие-либо действия исключительно из стремления достигнуть определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

Действия человека могут способствовать исполнению желания напрямую. Например: при потребности в общении подросток выходит из дома на улицу к сидящим во дворе друзьям и вступает с ними в диалог.

В ином случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению социальной потребности. Например, стремление к власти может быть достигнуто путем целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

Результат-деятельность

При этом люди не всегда совершают действия для удовлетворения нужд, которые у них присутствуют.

В отличие от биологических нужд, которые игнорировать невозможно (жажда, голод и др.), социальные нужды человек может оставить нереализованными.

Причины: лень, отсутствие инициативы, недостаточная мотивация, отсутствие целеустремленности, страх и т.д.

Например, человек может испытывать сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома в одиночестве, не иметь друзей. Причиной такого поведения может стать сильная неуверенность в себе, внутренние психологические конфликты.

В итоге человек не будет предпринимать действий, которые он мог бы совершить для достижения желаемого результата.

Отсутствие необходимой активности приведет к нереализованности существующих желаний, к низкому качеству жизни, но при этом угрозы для жизни не будет.

к содержанию ↑

Почему оно необходимо?

Благодаря общению происходит становление личности. Человек познает мир, учится давать оценку поступкам, анализировать ситуации, осваивать моральные нормы, правила поведения, которые потом будет использовать. Получает неоспоримый жизненный опыт в обществе. И таким образом создает собственные установки и моральные принципы, социализируется, формирует правовую и политическую направленность. Поэтому потребность в безопасности и общении – это важнейшие условия для нормального развития человека.

Почему люди ставят «лайки»

1.«Лайк» как невербальное общение

«Лайк» — это удобной способ заявить о себе. Выразить свое присутствие, не вступая в переписку. Комментарии требуют ответа, на написание и ответ теряется время. На «лайк» не надо тратить время и энергию.

Люди используют «лайки» для привлечения к себе внимания. Иногда они не могут высказаться другому человеку лично, но если разделяют его взгляды, то часто не против показать это. Можно поставить «лайк», выразив таким образом причастность к мнению автора поста.

2.Тенденция к невербальному общению

Вербальный язык в интернете заменяется языком жестов. С ростом информации понадобился новый язык коммуникации. Люди все меньше комментируют и все больше лайкают. «Лайк» — лаконичное выражение отношений. Специалисты замечают тенденцию, что становиться меньше комментариев, но больше перепостов и «лайков».

3.«Лайк» как комплимент и способ обратить внимание

«Лайк» — это еще и удобный способ выразить комплимент человеку, обратить на себя внимание и, может быть, впоследствии познакомиться лично.

Механизм:

Знакомство с незнакомыми людьми пользователи социальной сети начинают с «лайка» — лайкают пост, и только потом пишут сообщение или добавляют в друзья. Сначала комплимент, потом разговор.

4.Функции кнопки «like»

  • социальное поглаживание: если его не хватает в реальном мире, то пользователь постоянно возвращается в сеть и добивается внимания там. В социальной сети поглаживание получить легче;
  • невербальное общение;
  • хранение информации;
  • выборка новостей для Facebook;
  • продвижение новостей внутри социальной сети.

Потребность — это…

Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.

Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.

Например, вы хотите есть: желудок «скулит», активность снижается, падает давление, приходит раздражение, нервоз. Чем дольше вы остаетесь без еды, тем хуже становится общее состояние. Но стоит полноценно потрапезничать – удовлетворить чувство голода, как улучшается и настроение, и самочувствие.

Что такое потребность

Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.

Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.

И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.

Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.

Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что — частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой — очень в них нуждаются.

социальные потребности человека

Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Коротко о том, какие бывают нужды

Вообще, существует множество классификаций потребностей. Рассмотрим одну из них:

  1. Материальные. Связаны с получением определенных средств (товаров, денег или услуг), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.
  2. Духовные потребности. Помогают в познании себя и окружающего мира, бытия. Это стремление к самосовершенствованию, самореализации и развитию.
  3. Социальные. Все что связано с общением. Сюда относится потребность в дружбе, любви и так далее.

Потребности – это двигатель, благодаря которому происходит развитие человечества и прогресс общества.

социальная потребность в общении

Самовыражение

Эта группа включает потребности, которые проявляются в желании человека самореализоваться, применить на практике свои умения и навыки, найти достойное воплощение талантам. Они носят в большей степени индивидуальный характер.

Итак, к социальным относится и потребность в самовыражении. Важно при ее удовлетворении проявлять индивидуальные черты характера, раскрывать заложенный потенциал. Эта потребность рационализирует и остальные нужды личности, наполняя их новым смыслом. В данном случае индивид получает социальную значимость.

В чем отличие от материальных потребностей

Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.

Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.

Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.

Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание. Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации

Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных

Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...