Социальная фасилитация в психологии — это… Эффект социальной фасилитации

Фасилитационная сессия это

Фасилитационная сессия это четко организованный процесс, который идет по заранее созданному сценарию.  Если фасилитатор был максимально внимателен и предусмотрел все детали – то сессия идет «как поездка по скоростной трассе». Четко, ясно и понятно. Но группа – это не просто.

Нельзя сказать, что мы не имеем профессионального опыта работы с группой. Например, у Максима Логинова, профессиональное для России тренерское образование. Ему повезло учиться у Н.Хрящевой, С.Макшанова, Е.Доценко, а его наставником в дипломной работе (работа была посвящена как раз практическому использованию модели 5F в бизнесе) был Максим Долгов (Школа командного лидерства). Это опыт тренерской работы. Вести группу к результату, обсуждать вопросы — это инструменты фасилитации. И мы умеем делать это на профессиональном уровне.  Как это переложить на потребности современного бизнеса? Чтобы было быстро, красиво и результативно.

В поисках таких решений мы познакомились с нашими коллегами в России, которые занимаются фасилитацией. Мы увидели инструмент для решения профессиональных задач: фасилитация.

Если говорить именно о фасилитационной сессии и убрать за рамки сам процесс подготовки сессии и встречи с заказчиком, то в рамках сессии существует строгая структура (как, впрочем, и на других этапах всего процесса).  В своей работе мы придерживаемся необходимой для успеха определенной структуры фасилитационной сессии. Она стандартна и состоит из следующих компонентов: открытие, поиск решения, план действий, закрытие.

Как правильно фасилитировать?

Существует множество методов и технологий фасилитации. Все они находятся на стыке психологии и управленческих методик.

Например:

Ментальная карта

На доске или на мониторе компьютера с графической фигурой, в центре которой пишут ключевое слово – обсуждаемую тему. Затем группа развивает тему, рисуя ответвления.

Такая техника помогает структурировать обсуждаемую тему, выявить скрытые связи и на начальном этапе какого-либо проекта понять, что нужно учесть при его реализации.

Мировое кафе

Коллектив делят на группы, которые рассаживают по столикам. За каждым столом свой ведущий, который записывает все идеи на листе флипчарта. Периодически группы пересаживаются и изучают идеи друг друга, дополняя их. Этот метод помогает управлять большими группами, создавать живые дискуссии и собирать больше информации о конкретном вопросе.

Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения. ) Работоспособность организма. Режимы труда и отдыха.

В процессе трудовой деятельности функциональное состояние человека и его работоспособность изменяются, что объясняется расходованием энергии нервными и мышечными клетками.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время.

При использовании организмом определённого количества энергии наступает «предел работоспособности», а затем при продолжении работы временное её снижение, связанное с развивающимся утомлением.

Утомление – временное снижение работоспособности в результате интенсивной или длительной работы, выражающейся в снижении количества и качества выполняемой работы и ухудшением координации движений.

Различают 3 основных фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

I – фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека. Этот период длится от нескольких минут до 1,5 часа, а при умственном, творческом труде до 2–2,5 часов.

II – Фаза высокой устойчивости работоспособности для неё характерно сочетание высоких показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением физиологических функций; продолжительность фазы 2–2,5 часа и более в зависимости от тяжести и напряжения труда.

III – Фаза снижения работоспособности, характеризуется снижением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождается чувством усталости.

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному реагирует на физические и нервно – психические нагрузки.

В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 часов) и дневные (с 14 до 17 часов) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период с 12 до 14 часов, в ночное время с 3 до 4 часов, достигая своего минимума. С учётом закономерности определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели регулируется с учетом динамики работоспособности. Наивысшая – на 2, 3, 4 день работы, в последние дни она снижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

В течение смены различают 2 формы чередования периодов труда и отдыха на производстве :

1. Введение обеденного перерыва в середине рабочего дня

2. Кратковременные регламентированные перерывы

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учётом удалённости от рабочих мест санитарно – бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учёта тяжести и напряжённости труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуется более редкие, но продолжительные 10 – 12 минутные перерывы. При выполнении особо тяжёлых работ (металлурги, кузницы и др.) следует сочетать работу в течение 15 – 20 мин. с отдыхом такой продолжительности.

При работах требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны боле частые, но короткие 5 – 10 мин перерывы.

Также существуют микропаузы – перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Они обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 – 10% рабочего времени.

Чёткий режим труда и отдыха снижает затраты энергии, утомляемость, профессиональную заболеваемость, травматизм, потери рабочего времени и повышает производительность труда и его безопасность.

Почему важно прощать ошибки сотрудникам

На различных тренингах также советуют прощать ошибки ценным сотрудникам во всех случаях, когда это возможно без большого ущерба для компании.

Это важно, потому что оступившийся сотрудник будет ценить лояльное отношение к нему и стараться оправдать доверие. Однако с прощением важно не переборщить, если сотрудник слишком часто ошибается, то, возможно, он просто недостаточно компетентен.

Тратить ли деньги на недешёвые тренинги по мотивации, лидерству, управлению и фасилитации или относиться к этому скептически, считая тратой времени, – ваш личный выбор. Важно проверять квалификацию тренера и обращаться в сертифицированные специализированные центры. Стоит осторожно относиться к фрилансерам или организациям, которые не имеют своих специалистов, всё время приглашая кого-то.

Виды фасилитации

Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:

  1. Социальная фасилитация – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
  2. Психологическая фасилитация – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это – преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
  3. Экофасилитация – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
  4. Спортивная фасилитация – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
  5. Педагогическая фасилитация – раскрытие способностей ребенка.

Контроль мероприятия

Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.

Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.

На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.

Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:

  • Установить основные правила. Каким правилам должны следовать участники встречи? Как люди будут взаимодействовать друг с другом? Как лучше добиться того, чтобы люди уважительно относились друг к другу и прислушивались к чужим идеям? Как будут решаться разногласия? Следует заранее подготовить ключевые правила, предложить их участникам и получить согласие на них в самом начале мероприятия.
  • Задать фон. Здесь требуется объяснить цели и обозначить тему. Убедитесь, что каждый понимает свою роль и то, к чему стремится группа.
  • Наладить контакт. Необходимо убедиться, что каждый представился группе. Если потребуется — снять всеобщее напряжение и задать положительный настрой с самого начала.
  • Следить за энергетикой мероприятия. В некоторых случаях может понадобиться вмешательство. Люди должны оставаться сосредоточенными и заинтересованными. Если это не так, возможно, пришло время сделать перерыв.
  • Слушать, вовлекать и помогать. Хотя посредник и должен занимать нейтральную позицию, следует оставаться начеку, внимательно слушать говорящих, а также заинтересовывать всех участвующих. Фасилитатору следует стать примером для остальных участвующих, а также показать им, что он всегда готов вмешаться и помочь. Необходимо следить, все ли в группе участвуют в процессе. Если это не так, подумать, как их можно привлечь к процессу и добиться больше вовлеченности.
  • Мониторить контрольные этапы и подводить итоги. Стоит следить, чтобы люди не отходили от основной темы и вовремя переключать внимание людей к нужным вопросам. По окончании, анализировать достигнутое, обозначать дальнейшие действия и подводить итоги.
  • Вмешиваться лишь при крайней необходимости.

Примечание:

Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах. Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.

Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:

  • Отслеживать и прекращать обсуждения, не относящиеся к теме. Они мешают остальным сосредоточиться и создают препятствие для обмена идеями.
  • Внимательно смотреть за временем. Следует оставаться ловко балансировать между необходимостью принимать участие в процессе и обязанностью поддерживать эффективную работу группы.
  • Предпринимать действия, если участники не могут прийти к естественному выводу. Например, дать дополнительную информацию или зацепку. Предварительно проанализировать, когда и как будет проходить обсуждение. Обдумать приблизительные темы, которые могут вызвать трудности и запланировать время для их обговаривания и решения.
  • Привлекать к дискуссии людей, которые не принимают достаточного участия. Вероятно, они ощущают дискомфорт. Фасилитатору важно определить, что является его источником и что можно предпринять, чтобы снять напряжение и привлечь людей к теме разговора.
  • Анализировать групповое поведение. Вербальное и невербальное. Нередко нежелательное поведение участников проявляется именно невербально и следует знать, как эффективно ему препятствовать.
  • Посредничать и предотвращать конфликты. Эффективные координаторы обычно действуют косвенно и не вмешиваются напрямую в конфликт, чтобы не стать его непосредственным участником. Для начала стоит лишь прервать спорящих и напомнить всем о базовых правилах. Независимо от проблемы, нельзя допускать нежелательного поведения, которое может помешать основной теме. Так что в любом случае следует быть готовым принять меры.

Правила фасилитации

Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:

  • исследование процесса в противовес всеведению;
  • открытость и искренность к людям;
  • все участники процесса равны;
  • каждое мнение важно;
  • все люди умны, и могут эффективно решать задачи.

Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?

Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.

“Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: “Ого-го, я альфа-самец”. Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность”, – считает Светлана Крутских.

sam_5270.jpg

На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.

Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного.

“Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению “y” это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить”.

Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.

Рамиль Мухоряпов на антиконференции

Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz

Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.

“Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов. – В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше”.

Фасилитация в педагогике

Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

  • атмосфера психологической поддержки учащегося;
  • интерес к потребностям и запросам учеников;
  • умело организованный образовательный процесс;
  • понимание внутреннего мира детей;
  • способность открыто выражать свои переживания.

Феномен одиночества

Когда человек рассчитывает только на самого себя, он привыкает действовать в одиночку. Постепенно присутствие рядом коллег и ближайшего окружения может сильно сказываться на результатах деятельности. Такая личность привыкает максимально концентрироваться на работе и не отвлекается по пустякам. Возрастает требовательность к себе, вырабатываются строгая дисциплина и ответственность.

Отвлечение внимания

Феномен социальной фасилитации заключается в том, что порой исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти. При этом возникает конфликт, который перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении поставленной задачи.

Пример социальной фасилитации подобного типа – отвлечение внимания человека не только из-за присутствия других людей, но и из-за периодически появляющихся световых вспышек.

КАК ФАСИЛИТАЦИЯ РАБОТАЕТ В РОССИИ?

«Стрелка» не исключение, и для неё фасилитатор тоже стал совершенно новым, незнакомым человеком. Журнал спросил у Дэвида Эриксона, каково это — привезти новую профессию в страну, где о ней мало кто слышал.

«Знаете, для меня этот опыт оказался парадоксальным. С одной стороны, Россия — страна, которая долгие-долгие годы жила с идей коллективизма. С другой — с точки зрения культуры люди здесь не слишком любят объединяться. Уровень доверия государственным институтам и незнакомым людям в стране очень низкий. Так что российское общество по-своему, очень странным образом индивидуалистично. Что я хочу сказать: американцы тоже все индивидуалистичны, при этом фасилитировать американские группы очень легко, они легко идут на контакт. Здесь же всё по-другому. Я сталкиваюсь с тем, что у студентов есть одна укоренившаяся иллюзия, будто, если они являются частью группы, они должны как бы отказаться от самих себя. Им сложно воспринимать меня как нейтрального персонажа в процессе работы. Получается, что они замыкаются в своём эго. Но я понимаю, откуда это идёт. Мне кажется, что здесь люди очень долго находились под давлением власти. Поэтому сейчас идея стать частью чего-то большого ассоциируется с потерей контроля. Это, безусловно, барьер. Но с годами работать становится всё легче. Когда люди видят реальную пользу фасилитации, они начинают относиться к ней с бóльшим доверием. Так что мне всё это напоминает йогу: есть слабый-слабый мускул, который надо каждый раз чуть-чуть растягивать, и после каждой тренировки он становится сильнее».

Елена Ярманова на упражнении Sand Storm

Официально должность фасилитатора на «Стрелке» существует второй год. Если раньше сессии по фасилитации проводились в форме интенсивных воркшопов несколько раз в учебном году, то с 2013 года в институте постоянно есть человек, который следит за учебным процессом и помогает студентам работать в группе. В этом году этим человеком стала Елена Ярманова.

«Думаю, что задачи будут меняться по ходу учебного года, — рассказывает Лена. — Сейчас я выделяю для себя два наиболее важных направления: это междисциплинарное взаимодействие между студентами и выстраивание образовательного опыта наиболее осознанным для студентов образом. Так, чтобы переход от прекрасного года на „Стрелке“ к реальности не был для них стрессом».

Лия Сафина, первый фасилитатор «Стрелки», о своём опыте работы:

 

Ссылки

  • Baron, Robert S.; Moore, Danny; Sanders, Glenn S., Journal of Personality and Social Psychology, Vol 36(8), Aug 1978;
  • Floyd Henry Allport. «Response to Social Stimulation in the Group» Chapter 11 in Social Psychology. Boston: Houghton Mifflin Company (1924);
  • Robert B.Zajonk «Social Facilitation» Science, New Series, Vol.149,No 3681, (Jul.16, 1965);
  • THE DYNAMOGENIC FACTORS IN PACEMAKING AND COMPETITION. Norman Triplett (1898) American Journal of Psychology, 9;
  • Дэниел Гоулман «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе»;
  • Майерс Д. «Социальная психология»;
  • Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии.
  • Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь.
  • Сердюк, Ирина Ивановна. Социальная психология: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2012.
  • Social Facilitation;
  • Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
  • https://www.psyhodic.ru/arc.php?page=184

Ингибиция в психологии это. Социальная фасилитация и ингибиция

Эффект социальной фасилитации — явление, в соответствии с которым в присутствии других людей активность человека повышается и он лучше справляется с заданием в сравнении с ситуацией, когда он находится один. Эффектом социальной ингибиции называется явление, которое выражается в торможении активности человека в присутствии других людей. При этом условии он хуже справляется с выполняемой работой, чем тогда, когда он трудится наедине с собой. По своей сути эти явления противоположны друг другу, но тем не менее могут в одинаковой степени проявляться у людей. Еще на рубеже XIX и XX веков Н. Трипплет и Ф. Оллпорт доказали существование и того и другого эффектов и примерно подсчитали, какому количеству людей они свойственны. Оказалось, что около 40 % людей проявляют эффект социальной фасилитации, примерно 20 % людей свойственен эффект социальной ингибиции и оставшиеся 40 % людей никак не реагируют на присутствие группы во время их работы, не улучшая и не ухудшая свои показатели.

Объяснения эффектов социальной фасилитации и ингибиции могут быть разными. Одно из них предложил американский социальный психолог Р. Зайонц. Его объяснение носит психофизиологический характер и апеллирует к понятию доминирующей реакции. Суть этого объяснения заключается в следующем. Усиление общего уровня возбуждения человека в присутствии других людей прежде всего влияет на доминирующую реакцию. Если этой реакцией является активизация, то наблюдается эффект социальной фасилитации; если же в качестве такой реакции выступает торможение, то следствием будет эффект социальной ингибиции.

Можно, однако, и по-другому объяснить эти феномены, вспомнив известный из общей психологии закон Йеркса-Додсона. Согласно этому закону, для каждого человека существует оптимум эмоционального возбуждения, обеспечивающий максимальный уровень активности. При приближении к этому оптимуму активность усиливается, а при удалении от него — уменьшается. В связи с этим можно предположить, что у людей, проявляющих эффект социальной фасилитации, повышение уровня эмоционального возбуждения приближает его к оптимуму, а у людей, демонстрирующих эффект социально ингибиции, напротив, усиление общего уровня эмоционального возбуждения приводит его к отклонению от оптимума.

Дальнейшие исследования эффектов социальной фасилитации и ингибиции привели ученых к выводу о том, что их проявление зависит от силы психологического давления на данного человека, которую в данной ситуации оказывают на него присутствующие люди. Внимательно изучая этот вопрос, ученые пришли к необходимости дифференцировать подобные ситуации по величине потенциального психологического давления, оказываемого на человека. В итоге были выделены и описаны шесть различных ситуаций «присутствия» других людей и соответственно оказания психологического влияния на человека. Эти ситуации представляются следующими.

  • 1. Человек находится совершенно один. Вокруг него в данный момент времени нет других людей, и сам он полностью уверен в том, что то, чем он сейчас занимается, никогда и ни при каких условиях не станет известно другим людям (ситуация фактического отсутствия других и, следовательно, эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
  • 2. Человек находится один, и в данный момент времени рядом с ним никого нет. Однако он сам полностью не уверен в том, что то, чем он сейчас занимается, не станет когда-либо известно другим людям (ситуация минимально выраженного присутствия других и, следовательно, очень слабого проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
  • 3. Человек находится в окружении незнакомых ему людей, которые на него не обращают никакого внимания (ситуация слабого присутствия других и, следовательно, очень слабого проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
  • 4. Человек находится в окружении знакомых людей, которые обращают на него внимание, но не оценивают его, и сам человек от этих людей практически не зависит (ситуация «среднего» присутствия других и соответственно среднего проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
  • 5. Человек окружен людьми, которые оценивают его, и от предлагаемых ими оценок в какой-то мере зависит судьба данного человека (ситуация сильно выраженного присутствия других и, следовательно, заметного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
  • 6. Человек что-то делает публично, в окружении людей, от которых он полностью зависит, и эти люди оценивают его и определяют его дальнейшую судьбу (ситуация очень сильно выраженного присутствия других и соответственно очень сильного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).

Экстраверты и интроверты

Люди в разной степени нуждаются в обществе. Если экстраверты не могут жить без социального взаимодействия, то интроверты прекрасно обходятся без него довольно длительное время. Первые черпают вдохновение через общение с людьми, вторые же видят неиссякаемый источник благодати в самих себе. Взаимодействие с другими может их очень утомлять, лишать сил и новых возможностей.

Места, где можно научиться фасилитации:

1. Ресурсные центры при Европейской комиссии — замечательные бесплатные тренинги в Европе для молодёжных работников и представителей молодёжных организаций.

2. UGL (Understanding Group and Leadership) — оригинальная версия этого тренинга была разработана шведскими военными в начале 1980-х для повышения эффективности групповых действий. Тренинг был с тех пор изменён и улучшен, сейчас на его основе тренируют фасилитаторов Hyper Island.

3. KaosPilots — датская гибридная бизнес-дизайн-школа, обучающая навыкам лидерства и предпринимательства.

4. При университетах — например, Школа исследований в образовании при университете Торонто включает модуль по фасилитации в обязательную программу, а Университет Канзаса пошёл дальше и создал целый онлайн-каталог инструментов.

5. Коммерческие тренинги для бизнеса — их множество, бывают индивидуальные, групповые и b2b, они могут по-разному расставлять акценты. Но главное: при выборе не путайте фасилитацию с тимбилдингом, это всё-таки комплексная наука, а не шарлатанский способ улучшить отношения среди сотрудников (1, 2, 3).

Фото обложки: flickr / Ol.v!er [H2vPk]

Процессинг

  • Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
  • Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.

Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.

Одна из частей преобразующего процессинга — семантический процессинг — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение. Причём, как клиента, так и фасилитатора.

Управление коллективом

Эффекты социальной фасилитации и ингибиции являются одними из главных проблем в методике управления группой людей. В работе коллектива большую роль выполняет уровень развития этого самого коллектива. Например, наблюдение за хорошо развитыми социально и психологически группами оказывает на их работу только положительное влияние.

В особенности это затрагивает решение трудных задач, которые имеют разные варианты исхода. Таким образом, создание сильной и развитой группы — главное условие для решения подобных задач.

Социально–педагогическая фасилитация

Общественные институты, к которым относятся детские сады и школы, учат маленького человека с самого раннего возраста понимать, чего ждут от него другие люди. Каждому из нас знакома методика поощрения и наказания, успешно применяемая в обществе. Ребенок, попадая в определенную социальную среду, сразу учится жить по ее законам. С детства человеку предлагается (а вернее, навязывается) конкретная модель поведения, по которой ему предстоит жить в дальнейшем.

социальная фасилитация примеры из жизни

Социально–педагогическая фасилитация заключается в том, что человек с малых лет учится воспринимать себя как часть общества. Социум предъявляет к нему определенные требования, под которые ему невольно приходится подстраиваться. При таком подходе личность часто теряет собственную индивидуальность, не знает, как ее реализовать в дальнейшем.

Таким образом, социальная фасилитация выступает своеобразным связующим звеном между стремлениями самого человека и общественными установками. Очень важно суметь найти равновесие между этими двумя полюсами, тогда личность станет целостной и гармоничной.

Источник: fb.ru

Социальная леность

Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.

феномен социальной фасилитации заключается в

Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.

Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.

Настроение

Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции. Его мы рассматривали выше.

Фасилитация и бизнес

Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму. В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...