Социальная адаптация человека и ее значение для жизни в обществе

Содержание
  1. Механизм социальной адаптации
  2. Биологический аспект адаптации
  3. Понятие и задачи
  4. Реабилитация и адаптация детей-инвалидов
  5. Особенности адаптации и реабилитации детей-инвалидов
  6. Виды и методы реабилитации
  7. История открытия и изучения
  8. Какие функции выполняет этот процесс
  9. Ребенок познает пространство
  10. Виды социальной адаптации
  11. Основные проблемы адаптации
  12. Классификация
  13. Понятие и определение в психологии
  14. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
  15. Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ» в других словарях:
  16. Методы
  17. Для детей
  18. Для взрослых
  19. Инвалидов
  20. Признаки социальной дезадаптации
  21. Выход в социум
  22. Что такое дезадаптация
  23. Функции социальной адаптации
  24. Патология и норма
  25. Залог успешной социально-психологической адаптации
  26. Ребенок изначально хороший.
  27. Проблематика
  28. Понятие «инвалидность»
  29. Технология и виды социальной адаптации
  30. Становление личности

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности.

Биологический аспект адаптации

Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям природной среды.

originalИз определения понятно, что биологическая адаптация явление общей для животных и человека. Но из-за того, что суть человеческой природы не только лишь биологическая, но еще и социальная, одного лишь приспособления человека к смене температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, вирусам и иным физическим и физиологическим изменениям, недостаточно. Хотя, конечно, тот факт, что без возможности адаптироваться биологически, человек бы просто не выжил, трудно переооценить.

Психологи, поддерживающие теорию эволюции Ч. Дарвина, говорят о том, что социально-психологическая адаптация возникла, а точнее эволюционировала из биологической адаптации. В какой-то момент механизмы и способы биологической адаптации достигли таких вершин развития, что породили новую ступень адаптации – психическую деятельность.

Если животные адаптируются главным образом благодаря бессознательной регуляции функций организма, инстинктам, рефлексам, то человек еще и благодаря своему интеллекту. Люди умеют усилием воли, сознательно регулировать не только психологические и социальные, но даже некоторые (но не все!) биологические процессы и состояния. Это умение существенно расширяет адаптационные возможности человека.

Сознательная часть психики человека (а главным образом интеллектуальные возможности) выполняет функцию адаптации к новой не только для конкретного индивида, но и для всего человеческого рода обстановке и образу жизни.

[sc name=»Adsense»]

Сознание творчески подходит к решению задачи адаптации в принципиально новых условиях существования в социуме. А такие механизмы как инстинкты и навыки скорее нужны для адаптации к традиционным, повторяющимся, знакомым человеку как виду обстоятельствам, даже если отдельно взятый, конкретный индивид сталкивается с ними впервые.

Кроме того, благодаря развитой психике, а именно благодаря творчеству, у людей есть возможность изобретать средства и инструменты, облегчающие процесс как биологической, так и социальной адаптации.

23-3Именно для более успешной адаптации в природных условиях и к жизни в социуме людьми были придуманы жилища, одежда, обувь, посуда, средства передвижения, электрические приборы и многое другое.

Благодаря разуму человека даже у лиц с ограниченными возможностями есть шанс прекрасно адаптироваться к жизни. Существуют аппараты коррекции нарушений и компенсации отсутствующих функций у людей и животных. Простой пример: с плохим зрением очень тяжело выжить как в природных, так и в городских условиях. Для коррекции зрения были изобретены специальные оптические линзы и придуманы очки.

Без биологической адаптации организма человека невозможна и социально-психологическая адаптация его личности. Биологический аспект адаптации всегда присутствует в процессе социальной-психологической адаптации.

Понятие и задачи

Человек с рождения вовлечен в социальное взаимодействие. Вначале его окружают только члены семьи, формирующие у новорожденного первичное представление о нормах и способах общения, ролевых моделях. Субъективный опыт становится частью личности. К моменту выхода и активного взаимодействия с социумом ребенок уже обладает сложившимися навыками и сценариями поведения. Сталкиваясь с обществом, ребенок перенимает принятые ценности и нормы поведения, но привносит свои установки, преобразуя сложившийся уклад.

Процесс взаимного обмена и формирования установок между человеком и обществом длится всю жизнь. При успешном привыкании личность становится самодостаточной социальной единицей.

Реабилитация и адаптация детей-инвалидов

О том, сколько сложностей приходится изо дня в день преодолевать недееспособным взрослым сказано немало, а ведь у детей с ОВЗ их гораздо больше. Поэтому для них важность социально-бытовой адаптации ничуть не меньше, чем для людей, получивших группу уже в процессе жизни. К примеру, ребенку-инвалиду детства нужно обучиться всем доступным для него навыкам, позволяющим обеспечить обслуживание своих основных нужд (прием пищи, гигиена, туалет и т. д.)

В противном случае отсутствие у них достаточных практических умений станет существенным препятствием к дальнейшему развитию и социализации. А это, в свою очередь, сделает таких детей обузой для их семей. Не менее значимой является и реабилитация, без которой дети, потерявшие частичную дееспособность, также испытывают определенные сложности с учебной деятельностью, самореализацией и другими актуальными потребностями.

Справка! Социальная реабилитация и адаптация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление ранее утраченных либо отсутствующих социальных связей в результате инвалидности.

Особенности адаптации и реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день отмечается катастрофическая динамика возрастания детской инвалидизации, сопровождающаяся с социальной неустроенностью и неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим постоянно разрабатываются новые программы реабилитации, позволяющие ребенку быстрее и качественнее преодолеть препятствия, мешающие процессу социализации.

Проблемы инвалидности полностью контролируются государственным аппаратом управления. Им же установлены конкретные способы, направленные на восстановление утраченных или приобретение новых умений у детей, имеющих инвалидность. Все решения относительно данного вопроса регламентированы приказами МОЗ. Система здравоохранения предусматривает несколько аспектов, лежащих в основе реабилитационных или адаптационных программ.

К ним относятся следующие:

  • адаптация ребенка в условиях, существовавших до наступления инвалидности;
  • проведение реадаптации – создания новых условий для ставшего недееспособным;
  • открытие специальных заведений для оздоровления (физического и психологического).

Главная цель этих мероприятий – восстановление ребенка, определение его потенциала, а также составление прогноза для корректировки реабилитационной программы.

Виды и методы реабилитации

Реабилитация ребенка-инвалида в обществе предусматривает различные подходы, учитывающие специфику отклонений или заболеваний, выявленных у него. Оптимально, если используются несколько методов – это позволяет быстрее добиться желаемого результата. В процесс реабилитации детей с ОВЗ входят:

  • профессиональные консультации родителей или близких родственников;
  • комплекс обучающих мероприятий для начальных периодов адаптации;
  • организация обучения и поддержка индивида с целью привития социальных навыков;
  • адаптация инфраструктуры и прочих жилищных объектов для комфорта личности за счет государства;
  • организация лечебных, культурных, спортивных мероприятий, поездок в санаторно-курортные заведения и т. д.

Вышеперечисленные мероприятия и используемые технологии могут применяться на все возможные виды адаптации или реабилитации.

История открытия и изучения

Социально-психологическая адаптация — процесс, который проходят все, независимо от места проживания. Он выступает средством защиты личности, снижающем внутреннее психологическое напряжение, которое возникает при контактах с другими людьми. Освоение механизмов защиты, как правило, происходит после травмирующего столкновения с обществом. Защитная реакция формируется в детском возрасте, по мере взросления виды защиты совершенствуются и меняются.

Если человек полностью овладел методиками защиты и научился выбирать оптимальный стиль поведения в сложной ситуации, его адаптационный потенциал повышается. Это приводит к успешному социально-психологическому взаимодействию.

Если механизмы защиты примитивны, человек использует их неосознанно, его способность к адаптации снижается. Примитивные стратегии поведения избавляют от ощущения дискомфорта, но лишают возможности оценивать ситуацию адекватно. Человек не может занять место в группе, чувствует себя чужим.

Фото 2001Исследованием психологического феномена адаптации и механизмов защиты занимались представители разных школ. Структуру психологической защиты разработали психоаналитики. Под защитным механизмом Фрейд подразумевал совокупность приемов, которые ограждают психику от травм, неизбежных при столкновении с реальностью. К таким способам он относил:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • замещение;
  • изоляцию;
  • проекцию;
  • рационализацию;
  • инверсию;
  • регрессию.

Представители гештальтпсихологии и гуманистической психологии создали альтернативные классификации методов защиты. Они отличались названиями, но описывали одни и те же наборы функций психики.

Механизмы социально-психологической адаптации, основанные на механизмах защиты, приводят личность к состоянию эмоционального комфорта. Человек чувствует себя спокойно, открыто выражает свои чувства, оптимистично настроен. Если защитные механизмы выбраны неправильно, их использование вызывает психологический дискомфорт. Человек испытывает тревогу, страх, беспокойство, подавленность. Это состояние нарушает нормальную деятельность, мешая адекватно реагировать на окружающую действительность.

Какие функции выполняет этот процесс

Адаптация — что это такое в психологии

Адаптация в обществе выполняет следующие значимые для человека функции:

  • Обогащает его новыми рабочими знаниями;
  • Стимулирует проявление активной жизненной позиции во благо страны;
  • Учит мириться с противоречиями внутри себя;
  • Учит правильно реагировать на противоречия между собственными ценностными установками и требованиями общества;
  • Дает чувство безопасности в трудовом коллективе;
  • Позволяет работать в той сфере, которая привлекает человека;
  • Позволяет обеспечивать себя и свою семью;
  • Помогает обрести гармонию.

Ребенок познает пространство

Вот новорожденный. Границы его тела неопределенны, он ощущает себя… шаром со ртом. Пространства комнаты огромны по сравнению с ограничивавшими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача — убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это — безопасная территория гнезда, а мама — постоянная «точка опоры», центр мира.

По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее — все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность.

Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А «точкой опоры» была мама. Безопасная мама.

Когда мама выходила с ним на улицу, он внимательно осматривал все, что видит с маминых рук, а маме и в голову не приходило отпустить ползающего ребенка в магазине (ну, я надеюсь) или на проезжей части для изучения «нового пространства». Просто потому, что оно небезопасно. Оно чужое, и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать.

Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя, он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек — это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься.

И вот в какой-то прекрасный день он заявляет: «Я пойду гулять один на улицу». И мамаша, хватаясь за сердце, стоит и смотрит в окно, как ее дитятко, сделав круг по двору, возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда — места, которое для него является константой, началом координат.

А теперь представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. Можно и совсем утрировать пример: она несет его в заведомо опасные места, доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин, и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу мира для адаптации. Абсурд?

Когда речь заходит о пространстве, то мы просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок захочет самостоятельности и пойдет осваивать мир, в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом — в безопасность.

Виды социальной адаптации

Определение 2
Управление адаптацией осуществляется как извне, так и изнутри – либо общество воздействует на человека и вынуждает принимать новые правила, либо сам человек осознаёт потребность во вхождении в это общество в конкретном качестве. В этой связи актуальность приобретает самоуправление, когда человек осознаёт потребность в адаптации и начинает предпринимать меры.

Выделяют несколько видов адаптации, но социальная адаптация преобладает над всеми остальными, так как задействуется во всех видах взаимоотношений, в различных условиях.

  1. Организационная адаптация – это предписание управленческих мер новому члену общности, которые будут способствовать усвоению им новых порядков и правил. Данная адаптация позволяет создать для человека такие условия, которые будут способствовать развитию личности и становление её как в профессиональной, так и в межличностной сфере.
  2. Экономическая адаптация – это все те процессы, которые связаны с финансовыми и социальными взаимодействиями. К таким можно отнести условия труда, уровень зарплаты, особенности обеспечения незащищённых групп граждан, пенсионеров, создание льготного обеспечения и так далее. Человеку важно понимать на что в новом обществе он может опираться и в каких случаях. Успешная экономическая адаптация – это рост числа сознательных граждан и сотрудников организаций.
  3. Педагогическая адаптация – это обеспечение лояльности к существующей системе образования, понимание её функционирования и требований. В результате этой адаптации воспитание и обучение незримо переплетаются и формируют сознательную личность, которая умеет себя правильно вести в обществе, готова обучаться и заинтересована в личностном росте.

Основные проблемы адаптации

С точки зрения социума, нормальной личностью можно назвать того человека, который успешно адаптировался к заданным условиям и рамкам. Но это требование, порой,весьма относительно и непостоянно, в зависимости от общества или коллектива, который «выдвигает свои требования». Поэтому основные проблемы адаптации, в большинстве случаев, связаны непосредственно со спецификой заданных социумом условий.

Также проблемы могут быть последствием несоответствия поведения, вызванного личными характеристиками и предпочтением, с заданными заранее условиями коллектива. Так, например, человеку, который по сути своей является робким и нерешительным, весьма проблематично влиться в коллектив или конкурировать с людьми, которые являются более «пробивными» и активными.

В наше время уже широко распространена практика приема на работу или поиск профессионала, в которой обязательным условием является специфический тест на приспосабливаемость и социальную адаптацию кандидата. Это неудивительно, ведь у каждого человека может быть своя индивидуальная реакция на выдвигаемые ему требования, идущие, как это иногда бывает, в разрез с его личными принципами и традициями.

Если относится к развитию индивидуума как к глобальной жизненной стратегии, то его интеграцию в социум и общество стоит понимать, как тактику поведения. Она позволяет субъекту удерживаться в необходимых рамках и границах, делая возможным использование различных вариантов и методов своей собственной реализации. То есть эффективная и углубленная адаптация представляет собой одну из основных предпосылок к успешной профессиональной, культурной или общесоциальной самореализации.

В течение всей жизни многие из людей сталкиваются с различного рода проблемами социальной адаптации. Наиболее часто они возникают при столкновениях с подобными себе в социальных рамках индивидуумами, например, в школьном возрасте, пубертатном периоде, пожилом и пенсионном возрасте. В настоящее время существует различный ряд адаптационных тренингов, который также особо показан сотрудникам социальных групп, поскольку серьезные проблемы с адаптацией могут приводить к весьма плачевным последствиям в виде депрессии, апатии, упадка сил и нарушении психологической гармонии индивидуума.

Классификация

В процессе социализации человек использует один из двух видов адаптации: прогрессивную или регрессивную. В первом случае личность успешно занимает место в коллективе, во втором — адаптация становится формальной, неполной.

Если встраивание в общество идет по регрессивному пути, личность не принимает социальные нормы и требования общества. Индивид может выполнять их, но делает это вынужденно. Противоречие, неизбежно возникающее в такой ситуации, вызывает сильное напряжение. Если индивид не имеет возможности изменять требования общества, напряжение провоцирует развитие психологических расстройств. Это приводит к невозможности реализовать свой потенциал.

Полноценной социализации личность может достичь только при прогрессивном варианте адаптации. Человек принимает нормы группы, соглашается с ними и реализует себя в обучении, труде, творчестве и других сферах.

Понятие и определение в психологии

Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.

Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.

Адаптированный человек

Адаптированный человек

Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.

Дополнительная информация. Соц адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы С.А. даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих — в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные — степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные — удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность процесса С.А. может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.

С.А. на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация — процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли . Можно говорить о двух формах С.А.: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм .

Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс С.А. В большой степени значимыми для С.А. являются социально-демографические характеристики индивида — образование и возраст.

Я.В. Леверовская, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — см. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальная адаптация — см. Адаптация … Российская энциклопедия по охране труда

Социальная Адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения , способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими … Психологический словарь

социальная адаптация — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и adapto приспособляю. Категория. Процесс интеграции человека в общество. Специфика. В ее результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и… … Большая психологическая энциклопедия

Социальная адаптация — (лат. – приспособление к обществу) – приспособление человека к условиям социальной среды, способность изменяться самому в зависимости от изменения этих условий или при попадании в новую среду. Социальная адаптация – это усвоение человеком… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

социальная адаптация — socialinė adaptacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aktyvus individo prisitaikymas prie besikeičiančios socialinės aplinkos, permainingų gyvenimo sąlygų. Socialinės adaptacijos rezultatas – asmens ir grupės tikslų,… … Sporto terminų žodynas

социальная адаптация — 2.1.7 социальная адаптация: Система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. socialis – общественный) АДАПТАЦИЯ. Приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Психологическим содержанием С. а. является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в него индивида, усвоение им… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. (Бим Бад Б.М. Педагогический… … Педагогический терминологический словарь

  • Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебник, Т. Г. Богданова, Н. А. Степанова, К. Б. Вовненко, Т. М. Попова. Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ… ПодробнееКупить за 938 руб
  • Социальная адаптация инвалидов, М.И. Фролов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В настоящей монографии представлен материал о международном интегрированном КВН (когда инвалиды… ПодробнееКупить за 400 руб
  • Социальная адаптация российских студентов-эмигрантов в Центральной и Восточной Европе в 1920-1940 гг, . Монография посвящена проблеме социальной адаптации российского студенчества, оказавшегося в 1920-х гг. в эмиграции в странах Центральной и Восточной Европы. Автор анализирует специфику… ПодробнееКупить за 381 руб

Другие книги по запросу «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ» >>

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Источники:

Социальная адаптация: проблемы и решенияСоциальная адаптация – это процесс, в результате которого личность или социальная группа приспосабливается к постоянно изменяющейся социальной среде. Иными словами, это приспособление человека к социальной группе или обществу, в котором он живёт или будет жить.

http://fb.ru/article/21987/sotsialnaya-adaptatsiya-problemyi-i-resheniyaСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной

http://sociology_encyclopedy.academic.ru/974/%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF

Методы

Фото 2002Если у человека диагностированы проблемы с адаптацией, их можно попытаться компенсировать. Методы повышения социально-психологических навыков можно использовать в любом возрасте и при разных возможностях.

Для детей

В младшем школьном возрасте у детей наблюдаются проблемы с привыканием к новому режиму жизни. У первоклассников наблюдаются типичные симптомы дезадаптации: расстройство сна, пищеварения, истеричное поведение. Помочь ребенку справиться с усвоением новых норм поведения должны родители. Они должны выступать инициаторами сближения ребенка со сверстниками, помогать наладить отношения.

Если ребенку мешает стеснение, необходимо подбирать для него такие виды активности, для которых нужна командная работа. Подвижные игры, в которых у каждого малыша будет своя роль, помогут принять необходимость взаимодействия. В подростковом возрасте адаптироваться к социуму поможет внеклассная деятельность. Участие в кружках и секциях повысит уверенность подростка в себе, он будет свободнее чувствовать себя в коллективе.

Для взрослых

Для людей старше 25 лет проблема дезадаптации стоит острее. Не имея возможности формировать нормальные отношения с рабочим коллективом, человек лишается возможности выстраивать карьеру. Основной способ исправления проблемы — психотерапевтическое воздействие. Для освоения навыков взаимодействия необходима консультация психолога. Вместе со специалистом индивид сможет изучить и применить сценарии позитивного взаимодействия с окружающими.

Терапия направлена на снижение тревожности и повышение самооценки. Задача врача — показать возможности нормальной самоактуализации.

Инвалидов

Наличие инвалидности у индивида становится серьезным препятствием для установления контактов с окружающими. Даже если сам инвалид заинтересован во вхождении в социум, в его окружении может не оказаться подходящих для этого условий. В этом случае потребуется помощь окружающих, которые смогут эти условия создать.

Фото 2003Лучше начинать вхождение в общество в компании людей с аналогичными проблемами со здоровьем. Оказавшись в комфортной среде, человек раскрепощается, чувствует себя свободно. Получая моральную и психологическую поддержку, он учится выстраивать сложные виды групповых взаимоотношений. Он сможет успешно применять эти сценарии при взаимодействии с людьми без инвалидности.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления.  Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным.

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде. Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Выход в социум

В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.

Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.

Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.

Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.

Что такое дезадаптация

дезадаптация
Человек не всегда может приспособиться к требованиям и правилам коллектива. Неспособность справиться с жизненными обстоятельствами называется дезадаптация.
Что же мешает человеку:

  • внешние факторы: люди, общественные нормы, окружающая обстановка;
  • внутренние факторы: особенности характера (агрессивность, мнительность), завышенная или заниженная самооценка, слабая мотивация.

Обнаружить в коллективе «белую ворону» совсем несложно. Как правило, человек держится в сторонке, редко вступает в контакт с окружением, является объектом для насмешек. Подобное отношение со стороны окружающих может вызвать серьезные психические расстройства, которые потребуют помощи психолога.

Подростковый возраст создает все предпосылки для возникновения социально-психологической дезадаптации. Дети погружаются в виртуальный мир гаджетов, предпочитая его общению со сверстниками.

Асоциальное поведение быстро закрепляется в неокрепшем мозгу школьника, и проблемы с коммуникацией остро дают о себе знать во взрослом возрасте.

Победить социальную дезадаптацию поможет только общение. Психологи советуют не закрываться от окружающего мира, а «выходить в люди», преодолевая страх. Например, можно записаться на интересный тренинг или курсы.

Функции социальной адаптации

Социальная адаптация позволяет мобилизовать членов системы, то есть объединить их в борьбе за общие ценности. Она стимулирует перенимать новые ценности и правила, участвовать в жизни общества, инициировать и принимать важные решения в обществе за счёт желания стать «своим» в новых условиях.

Социальная адаптация – это возможность проявить себя, несмотря на тотальную перестройку многих сфер. По факту, человек заново учит сосуществовать с другими людьми, формулировать свои потребности и взгляды, выражать своё мнение и при этом действовать по новым правилам и алгоритмам.

Основная цель адаптации заключается в возможности личности гармонично вписываться в любые рамки, не теряя при этом свои навыки, интересы, потенции и выстраивая здоровую ролевую стратегию.

Постепенно у человека растут потребности, он начинает чувствовать себя более уверенно, приобретает какие-либо представления о происходящем и формирует собственное мнение на этот счёт. Человек, успешно прошедший адаптацию, перестаёт чувствовать свою чужеродность и не прекращает поиски своего места.

Процесс усвоения новых ценностей и культурных особенностей, пересмотр старых взглядов и мобильность становятся одними из ключевых «вложений» в становлении личности при смене условий. Поэтому исследователи квалифицируют адаптацию как положительное явление, в основе которого лежит развитие личности.

Точная стоимость будет определена после уточнения сроков сдачи работы, количества страниц и уровня исполнения.

Патология и норма

Главная задача социализации — раскрытие личностного потенциала. Ее успешность и широта зависит от уровня развития личности. Чем индивид взрослее, тем проще проходит адаптация. Нормальное развитие личности происходит только в благоприятных условиях.

В условиях тоталитаризма человек выбирает деструктивные способы социально-психологической адаптации:

  1. Мазохизм — стремление передать ответственность за свою жизнь другому человеку. Человек, склонный к мазохизму, боится принимать решения, одиночества. Другие люди для него — источник безопасности.
  2. Садизм — стремление подчинять людей своей воле, использовать как ресурс. Садисты запугивают окружающих, любят наслаждаться зависимостью людей от них.
  3. Деструкция — стремление социализироваться через разрушение существующего социального строя. Люди, склонные к деструкции, ощущают себя бессильными перед существующими институтами власти. Они пытаются избавиться от этого, уничтожив внешнее давление власти, но при этом часто не представляют, какой социальный строй они хотели бы создать.
  4. Конформизм — реализация через растворение в толпе. Конформный человек боится оказаться аутсайдером и стремится оправдать ожидания социума. Он не замечает манипуляций, склонен к консерватизму, необдуманному потреблению.

Тип вхождения в социум зависит не только от социального строя, но и ближайшего окружения. Если модель семьи противопоставлена обществу, то ребенок будет испытывать сложности с поиском своего места. Он рискует стать аутсайдером, не найти возможности для реализации.

Залог успешной социально-психологической адаптации

Проблемы и причины дезадаптации рассматривали многие зарубежные и отечественные психологи, представители различных школ и направлений: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура, Ж. Пиаже, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

[sc name=»Adsense»]

Все они внесли значительный вклад в понимание проблем адаптации и дезадаптации. Но особо интересна позиция представителя гуманистического направления, психолога А. Маслоу. Он объясняет дезадаптивные процессы и поведение личности наличием метапатологий – расстройств психики, развивающихся в результате реальной или предполагаемой невозможности удовлетворять метапотребности (потребности роста личности, высшие, духовные потребности).

24Некоторые метапотребности:

  • целостность,
  • свобода,
  • совершенство,
  • активность,
  • простота,
  • красота,
  • уникальность,
  • истина,
  • честь и другие.

Некоторые метапатологии:

  • цинизм,
  • ненависть, гнев,
  • вульгарность,
  • нетерпеливость,
  • апатия, отсутствие интереса к жизни,
  • тотальный эгоизм,
  • депрессия,
  • отчаяние,
  • перекладывание ответственности на других,
  • неспособность глубоко любить и другие.

Чтобы человек мог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно:

  • развиваться личностно, интеллектуально, морально,
  • resizeстремиться удовлетворять не только базовые, но и духовные потребности,
  • вовремя решать возникающие психологические трудности,
  • эффективно разрешать межличностные конфликты.

Человек не рождается совершенным, но к самосовершенствованию нужно стремиться, чтобы уметь находить в себе и силы и адаптивный потенциал для принятия любых перемен и изменений в жизни, а также для возможности компенсировать жизненные утраты новыми приобретениями или уже имеющимися способностями.

Чем более целостной и гармоничной становится личность, тем успешнее человек адаптируется в социуме, оставаясь при этом скорее активным творцом своей истории, нежели пассивным приспособленцем к данным реалиям.

Если вы хотите углубиться в изучение феномена социально-психологической адаптации, читайте литературу:

  1. Артур Реан, А. Кудашев «Психология адаптации личности»
  2. Ирина Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия»
  3. Татьяна Костяк «Психологическая адаптация первоклассников» и «Психологическая адаптация ребенка в детском саду»
  4. Владимир Антипов «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям»
  5. Валентина Казанская «Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей»
  6. Галина Соломатина «Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Ребенок изначально хороший.

Все его побуждения и мотивации изначально правильные, направленные на удовлетворение своих потребностей. Взрослые, такие мудрые и умные, которым они, вообще-то изначально доверяют и ХОТЯТ их слушаться, должны понимать истинные потребности ребенка и давать возможности для их реализации или показывать путь, как эти возможности взять самому.

Вообще оценочная система хороший-плохой, весьма относительна. Когда я спрашиваю родителей: «А что вы хотите получить в конечном итоге?» Я слышу – добрый, послушный, целеустремленный, самостоятельный и бла-бла-бла. Этакий Плюс Плюсович Плюсов. Еще один отличник боевой и какой-то там еще подготовки. Давайте зайдем с другой стороны.

Доброта граничит с жертвенностью. Целеустремленность с подлостью, послушание с унижением. И грань очень тонкая. У каждой монеты есть две стороны.

У ребенка нет «плохих» проявлений. Есть адекватные и неадекватные. Все человеческие качества даны человеку, как инструменты для взаимодействия с этим миром.

Повторюсь – нет хорошо-плохо, есть адекватно-неадекватно.

Жадность прекрасное качество, когда нужно отстоять свое. Врать тоже надо уметь, когда хранишь секреты, например. Да и кто из вас не врал ни разу в жизни? Хотя бы самому себе))) Что еще? Агрессивность? Когда надо защищать себя и близких, то не грех и в морду дать.

Все «плохие» качества на самом деле не плохие. И не хорошие. Они никакие. Они просто есть по факту в нашем дуальном мире. А вот использование их может быть просто неадекватным.

Ну а теперь ребенок… Ребенок изначально хороший, как мы обозначили. И он учится жить в этом мире. Учится, применяя все доступные для него инструменты взаимодействия с ним и выбирает те, с помощью которых он достигает быстрых и эффективных результатов, согласно своим целям.

Проблематика

Невозможность вписаться в стандарты общества и стать его частью лишает человека нормальной жизни. У этого патологического состояния разные причины:

  1. Неблагополучный семейный сценарий. Если в семье принято негативное отношение к социуму и его нормам, ребенок воспримет это стратегию поведения как единственную правильную. При этому у него не будет возможности привить обществу свои ценности.
  2. Маргинальное окружение. Сценарий семьи может быть благополучным, но окружение оказывает на личность большее давление, чем ближайший круг общения. Если человек действует по семейному сценарию, он автоматически лишается шанса на вхождение в общество.
  3. Физиологические особенности. Нарушения в работе ЦНС, хронические заболевания и другие особенности не позволяют человеку быть частью группы. Вынужденно оказавшись в изоляции, он не имеет возможности освоить сценарии поведения в социуме.
  4. Психологические причины. Препятствием на пути к нормальной социализации часто становятся психологические особенности личности. Например, расстройства аутичного спектра, которые не позволяют человеку правильно считывать эмоциональные реакции других людей и соразмерно на них отвечать.
  5. Неуправляемые внешние причины. К ним относятся войны, стихийные бедствия и другие глобальные причины, разрушительное действие которых человек не может контролировать или отменить.

Если причина социально-психологической дезадаптации выявлена в детском возрасте, у человека сохраняется шанс преодолеть препятствие и компенсировать его. У взрослых терапия займет больше времени и потребует значительных усилий.

Понятие «инвалидность»

Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично недееспособный человек – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

Технология и виды социальной адаптации

Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.

Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.

Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:

  • Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.


Получает удовольствие от жизни и работы

  • Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
  • Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
  • Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.

Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.


Успешная адаптация к социуму

Становление личности

социальная адаптация
Первые люди на планете Земля немало поборолись за свою жизнь. Выживать приходилось в условиях холода, голода, в постоянном окружении врагов. Но человек — существо смекалистое. Креативное мышление помогло создать людям орудия труда, построить жилища, сшить одежду и смастерить обувь. Биологическая адаптация к условиям окружающей среды плавно перетекла в социальную, помогая людям взаимодействовать между собой.
Психологи считают, что становление человека в социуме необходимо называть «социально-психологическая адаптация», потому что личные интересы всегда будут сталкиваться с общественными. Отдельная личность живет на основании правил, установленных как обществом в целом, так и ближайшим окружением.

становление личности

Начиная с раннего детства, люди общаются друг с другом в:

  • семье;
  • детском саду;
  • школе;
  • компании приятелей;
  • институте;
  • на работе.

В сущности, личностное становление — это сплав общественных норм и индивидуального познания мира. Пропуская через себя всю гамму знаний и ощущений, человек становится индивидуальностью, открывает потенциал, создает свою реальность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...