Социализация индивида

Содержание
  1. Читайте также
  2. ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
  3. ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
  4. ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности
  5. ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности
  6. 55. Социализация личности
  7. Лекция 13. Способности и роли личности
  8. Лекция 14. Опорный «скелет» личности
  9. Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  10. 33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  11. Социализация личности[69] . А. А. Реан
  12. § 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности
  13. § 1. Правовая социализация личности
  14. Определение понятия социализации
  15. § 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?
  16. Почему человеку нужен социум?
  17. Что такое социализация
  18. Что такое социализация индивида
  19. Понятие социализации
  20. Виды и агенты социализации.
  21. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  22. Групповая социализация
  23. Структура социализации
  24. Этапы социализации
  25. Социализация личности и влияющие на нее факторы
  26. Факторы социализации
  27. Микрофакторы
  28. Макрофакторы
  29. Мезофакторы
  30. Функции социализации
  31. Гендерная социализация
  32. Десоциализация
  33. Факторы, влияющие на социализацию личности
  34. Какие социальные институты занимаются социализацией личности?
  35. 64. Социальная девиация: понятие, виды.
  36. 1. Конфликт в обществе — это:
  37. Ресоциализация
  38. Факторы социализации
  39. Социализация личности в современной философии
  40. Причины девиации в концепциях Ч.Ломброзо, Х.Шелдона, З.Фрейда.
  41. Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях “человек – общество — природа”
  42. Этапы социализации
  43. Принципы гармоничного развития
  44. Факторы социализации
  45. Связь воспитания и социализации
  46. 66. Социальная аномия: Понятия и причины.
  47. Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
  48. Социализация и воспитание
  49. Девиантное поведение
  50. Школа – социальный институт
  51. Итог: процесс вхождения в общество
  52. Организационная социализация

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личностиСуществует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролейРолевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности

ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личностиГлавным в формировании личности является развитие моти-вационной сферы. Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. Эта сторона развития

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личностиПроблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных

55. Социализация личности

55. Социализация личностиСоциализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он

Лекция 13. Способности и роли личности

Лекция 13. Способности и роли личностиЦенность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.Всякая деятельность требует от человека обладания

Лекция 14. Опорный «скелет» личности

Лекция 14. Опорный «скелет» личностиВсе, что говорилось до сих пор, можно отнести к любому человеку. У каждого есть тот или иной темперамент, характер, более или менее разнообразные способности, каждый хранит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ§ 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИЛичностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Социализация личности[69] . А. А. Реан

Социализация личности[69]. А. А. РеанЧеловек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить.

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личностиЧеловек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

§ 1. Правовая социализация личности

§ 1. Правовая социализация личностиПравоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью

Определение понятия социализации

Социализация личности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

§ 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может, однако, рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями, а потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессов – социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (школа, например) социализация всегда имеет целенаправленный характер и не может быть по форме стихийной, а в неформальных объединениях – наоборот. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса поясним с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе усваиваются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик на уроке усваивает не только те социальные знания, которые являются целью урока, не только те социальные правила и нормы поведения, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик усваивает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным», с точки зрения учителя или воспитателя. Это не опыт декларируемых правил и норм, а реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителя с учениками, учеников между собой, учителей между собой. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Он может совпадать с целями процесса воспитания (и тогда он лежит в русле данного целенаправленного процесса социализации личности), а может противоречить поставленным целям.

Можно выделять первичную и вторичную социализацию. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого (Б. Г. Ананьев) социализация рассматривается как процесс, протекающий в следующих двух направлениях – становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями, а потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть, следовательно, существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишает человека субъектного начала или, по крайней мере, делает это начало незначимым. Построение на этой основе подлинной психологии личности лишено всяких перспектив и попросту невозможно. Личность – это не только социальный индивид, но и активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Более того, пожалуй, даже и процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Социализация личности, образно говоря, относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Почему человеку нужен социум?

Прежде чем подробно рассматривать понятие социализации личности, необходимо осознать важность нахождения человека в обществе. Это легко рассмотреть на примере Робинзона Крузо. Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело.

Заглядывая в историю человеческой цивилизации, мы видим, что люди добиваются успехов и преодолевают трудности только сообща. В каменном веке изгнание из рода или племени считалось самым страшным наказанием, ведь человек оставался один, ему было сложно выживать, и он был практически обречен на погибель. Даже если человек обладает внушительной физической силой и могущественным умом, он не может сделать так много, как группа людей. Ему не на кого положиться, он не может посоветоваться, попросить помощи. Если речь идет о ярко выраженной натуре лидера, то у личности есть потребность контролировать, раздавать указания. Поэтому без общества не выживает и лидер. Вне социума появляется чувство одиночества, оно угнетает, приводит к депрессии, которая может принимать очень тяжелые формы.

Вернемся к Робинзону. Чтобы не сойти с ума окончательно от одиночества и тоски, он разговаривал с животными, регулярно вел дневник, календарь. Но все это не заменяло в полной мере общение с людьми. Он все равно испытывал тоску и чувствовал себя одиноким, неполноценным.

Даже самый гордый и независимый человек периодически нуждается в помощи. Кроме того, сущность человека такова, что необходимо ставить какие-то цели, решать задачи. А какой толк в достижении целей, если это никто не увидит и не оценит? Получается, что все старания были тщетны. Конечно, человек получает удовлетворение от того, что он достиг желаемого. Но это должен увидеть и оценить еще кто-то. Так устроена психика. Этим и объясняется необходимость нахождения человека в обществе.

Что такое социализация

Социализация – это получение человеком социального опыта, в процессе обретения которого субъектом усваиваются этические и эстетические ценности, правила поведения, знания, навыки и психологические установки, свойственные обществу.

Чтобы норма поведения социализировалась, т.е. стала обязательной к выполнению, она должна пройти процесс интериоризации – стать частью внутренних структур психики личности.

Родители и окружение через пример, убеждение и принуждение воспитывают в ребенке привычки, стереотипы действий и реакций: чистить зубы, есть вилкой и ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

В процессе адаптации субъекта к обществу принимают участие педагоги, знакомые и друзья, коллеги по учебе и работе, социальные группы и институты.

Что такое социализация индивида

Обществознание предлагает следующую краткую трактовку этого слова. Социализация – это формирование человека как личности, в процессе чего он познаёт социальный опыт, усваивает общественные нормы и культурные ценности.

Важно! У социализации нет конечной точки развития. Она имеет непрерывное течение, продолжающееся от рождения до смерти.

Для того чтобы человек смог наиболее полно приспособиться к жизни в окружающем обществе, он обязан знать и выполнять его требования. Они могут носить как формальный (предписанный законами), так и не неформальный характер (негласные правила поведения).

Понятие социализации

Социализация – вхождение индивида в общественную, социальную среду, окружение через приобщение его к социальным нормам, общественным ценностям сложившегося строя. Социализированный человек – основа полноценного общества, активно осуществляющий функции, возложенные на него обществом, государством.

На социализацию влияют группы факторов:

  • макрофакторы – планета, страна, общество, космос;
  • мезофакторы – этнос, средства массовой коммуникации, регион, поселение;
  • микрофакторы – семья, социум, воспитательное влияние.

Социализация личности в психологии – планомерное вхождение индивида в существующую социальную среду, приобщение к комплексу социальных взаимосвязей, приобретение индивидуальности. Процесс двусторонний: с одной стороны – усвоение социального опыта, психологических установок, с другой – активное его воспроизводство. Первое – воздействие окружающего пространства, среды на человека, второе – человека на среду.Схема: Социализация

Виды и агенты социализации.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации:
1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

7. Гендерная социализация — это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

9 стр., 4458 слов

ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

У С Т А В   Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней № 8 Донецкой Народной Республики ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Горловская общеобразовательная школа I – III ступеней № 8, именуемая в дальнейшем Школа, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Законами, иными правовыми актами и настоящим Уставом. 1.2. Школа создана на неограниченный срок для выполнения работ, оказания …

Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Групповая социализация

Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.

Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть.

Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам.

Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности. Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» — нельзя угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к какой именно группе примкнуть, а также противопоставлять себя какой-то другой группе лиц.

Структура социализации

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

Этапы социализации

Выделяются временные этапы включения индивида в социум:

  • первичная – адаптация, от момента рождения до конца подросткового периода. Ребенок адаптируется, приспосабливается, усваивает накопленный родителями социальный опыт;
  • стадия индивидуализации – начинается с подросткового возраста. Для нее характерно стремление выделиться и проявить себя. Результат этапа при нормальном его протекании – формирование устойчивых свойств, установок, ценностей отношений;
  • интеграция – характеризуется желанием найти свое место в социуме. Благополучной интеграция считается если индивид принимается обществом, коллективом;
  • трудовая стадия – социальная зрелость человека, период трудовой активности. Человек усваивает накопленный опыт и способен воспроизводить его;
  • послетрудовая – пожилой возраст. Основное направление – передача накопленного социального опыта следующему поколению.

Социализация личности и влияющие на нее факторы

Социализация личности условно делиться на этапы, каждый из которых по-своему влияет на различные факторы поведения. Сам процесс вхождения в общество можно определить пятью факторами:

  1. Физическим окружением.
  2. Индивидуальным опытом.
  3. Культурой и социальным окружением.
  4. Групповым опытом.
  5. Биологической наследственностью.

От биологической наследственности любого человека получаем целый набор «сырых материалов», а далее происходит их преобразование в индивидуальные характеристики самыми различными методами. Поэтому, именно биологический фактор дает возможность существованию большого количества разнообразных индивидов.

Процесс вхождения в социум присутствует во всех общественных слоях. Его прерогативой являются новые нормы и ценности, которые необходимо усвоить человеку.

Факторы социализации

Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.

Микрофакторы

Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.

Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:

  • особенностей перераспределения собственности;
  • господствующей религиозной ориентации;
  • характеристик трудовых отношений;
  • принципов организации коллективов;
  • состояния образования.

В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.

Социализация - это что, основные типы и этапы

Макрофакторы

Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.

Важное значение имеет государственная идеология, которая:

  1. Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
  2. Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
  3. Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.

Мезофакторы

К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:

  1. Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
  2. Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
  3. Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.

Социализация - это что, основные типы и этапы

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.

Гендерная социализация

Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.

Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.

В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.

Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.

Десоциализация

Явление схожее по основным признакам с процессом социализации, но протекающее в обратном направлении. Для десоциализации характерно «выпадение» человека из рамок общественной жизни, отрицание социальных ценностей и нередко борьба с ними.

Причинами «бегства» могут быть низкий уровень материального благосостояния, насилие (особенно в детский период жизни), религиозные и политические убеждения, наркомания и т.д. Десоциализированные элементы нуждаются в реабилитации, лечении, а иногда и исправлении через наказание.

к содержанию ↑

Факторы, влияющие на социализацию личности

Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:

  • семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
  • воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
  • труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
  • коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.

Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Факторы, влияющие на социализацию личности

Какие социальные институты занимаются социализацией личности?

  • Семья;
  • Образовательные учреждения (детский сад, школа, вузы);
  • Профессиональные группы и группы по интересам;
  • Культура;
  • Религия;
  • Средства массовой информации;
  • Правовая система государства;
  • Вооружённые силы;
  • Пенитенциарная система.

64. Социальная девиация: понятие, виды.

Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

Существует множество видов социальной девиации.

Культурная и психологическая девиация( По характеру отклонений )

Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами.

Индивидуальная и групповая девиация (По типу субъекта)

Таким образом, существует два чистых типа девиантов:

1) индивидуальные девианты отрицают нормы, которые их окружают. Например, Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию.

2) групповые девианты являются конформистами в рамках девиантных групп. Например, Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию.

Первичная и вторичная девиация.(По степени значительности)

Первичная девиация — это тип поведения, которое в целом соответствует культурным нормам, это незначительное, терпимое, допустимое отклонение.

10 стр., 4958 слов

1. Конфликт в обществе — это:

Тест модуль №1 1. Конфликт —это: а) борьба мнений; б) спор, дискуссия по острой проблеме; *в) противоборство на основе столкновения противоположно на­правленных мотивов или суждений; г) соперничество, направленное на достижение победы в споре; д) столкновение противоположных позиций. 2.Стадии развития конфликта: * а) осознание ситуации как конфликтной, *б) инцидент, в) столкновение, *г) …

Вторичная девиация – процесс, в ходе которого после акта

первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает

девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той

группы, к которой его причислили.

Позитивная и негативная девиация.(По негативности)

Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная.

Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.

Ресоциализация

Ресоциализация личности в новом кругу общенияПонятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.

Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.

С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.

Факторы социализации

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.

Социализация личности в современной философии

Фундаментом в современной философии является научная концепция, проповедующая биологический и социальный уровень развития индивида. Для большего понимания сущности человека осуществили разделение по трем позициям:

  1. Раздел концепции, отвечающий за чисто социальную сущность человека. Это, когда полностью подавляется биологическое начало, тогда существует возможность возникновения общественного.
  2. Раздел концепции, отвечающий за дуалистическую природу человека. Это, когда биологической сущностью осуществляется представление внутреннего мира человека, а общественной сущностью делается представление внешнего мира.
  3. Раздел концепции, отвечающий за интегральную природу человека. Это, когда во многих сферах общественного жизненного процесса человека доминирует его биологическое начало.

Социализация личности, это сложный процесс, когда человек усваивает опыт общества и включается в общественные отношения.

Причины девиации в концепциях Ч.Ломброзо, Х.Шелдона, З.Фрейда.

Причина девиантного поведения может быть заключена в особенностях строения человеческого тела. Наиболее известные сторонники этих идей – Ч.Ломброзо и У. Шелдон. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что склонность к криминальному поведению можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.У. Шелдон считал, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф (отличающийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследования поведения двухсот юношей, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.

Психологический подход причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых индивидом в детстве. Наиболее известна психоаналитическая теория З. Фрейда. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях “человек – общество — природа”

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ Контрольная работа По дисциплине: Экология На тему: Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек – общество – природа». Выполнил: студент Iкурса Анисимова Ольга Григорьевна Сыктывкар 2008 Введение Человек – часть природы, высшая …

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

  1. Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
  2. Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
  3. Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
  4. Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Социализация - это что, основные типы и этапы

Принципы гармоничного развития

Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:

  • формирование сознания гражданина, патриота;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие креативности, способности к творчеству;
  • формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.

Принципы, которые нужно соблюдать:

  • уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
  • природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
  • культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
  • гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.Коллективная работа

Факторы социализации

С первого и до последнего дня своей жизни человек социализируется. Не существует общего пути социализации, путь каждого человека уникален. Конечной точкой пути является личностная актуализация – явление, характеризующееся максимальной степенью социальной полезности.

Основой социализации как процесса является общение, в ходе которого происходит усвоение навыков, формирование ценностей и установка жизненных целей. В течение всей жизни происходит структурирование личности, формирование её уникальности и богатства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связь воспитания и социализации

Как социализация, так и воспитание направлены на усвоение нравственных норм. Но есть отличия. Первое направлено на развитие духовных качеств, духовного здоровья общества, второе – развитие качеств личности. Одно без другого существовать не может. Если общество не стремится к духовному оздоровлению, социализация становится стандартной адаптацией. Общество, стремящееся к устойчивому формированию, развитию личности, обеспечивает гармонию свобод, прав, обязанностей всех граждан. Если общественный строй поддерживается принудительными методами, здоровым общество назвать нельзя.

Социализация проходит под влиянием воспитания и других факторов. Сформировать личность с нуля только воспитательным влиянием школы невозможно, до поступления в образовательное заведение на ребенка уже воздействует семья, микроокружение.

В отличие от социализации, проходящей всегда стихийно, воспитание – направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом в общественную жизнь. Основная функция его – регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития.

Социализация – процесс непрерывный, человек взаимодействует с ее факторами в течение жизни. Воспитание дискретно. Оно планомерно, но осуществляется специальными организациями, ограниченными во времени и пространстве.

66. Социальная аномия: Понятия и причины.

Аномия – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно, состояние беззакония. Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм).

Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни. Причина аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Дюркгейм полагал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. Общество без преступности немыслимо. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения.

67. Социальный конфликт: понятие и виды.

Социальный конфликт — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам — конфликтология. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические – вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, …

В зависимости от того, какие субъекты противодействуют друг другу, социальные конфликты подразделяются на:

Личностный конфликт, т.е. конфликт, происходящий внутри личности на уровне индивидуального сознания.

Межличностный конфликт, т.е. разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

Межгрупповой конфликт, т.е. противостояние нескольких групп.

По содержанию проблем, вызвавших противонаправленные действия, выделяют производственные, семейно-бытовые, трудовые, экономические, политические, экологические, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые и другие конфликты.

По своим функциям конфликты обычно делятся на:

Разрушающие (дезинтегративные) – такие конфликты дестабилизируют социальные системы. Внутренний конфликт разрушает групповое общество; забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности; супружеские конфликты мешают объединению супругов; и, наконец, атомный конфликт грозит уничтожению всего человечества.

Созидающие конфликты – могут усилить групповое взаимодействие. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидера, использование новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряжения.

Социализация и воспитание

Воспитание личности и социализация – понятия взаимосвязанные и, если использовать их в общеупотребительном широком смысле, то взаимозаменяемы. Но специалисты подчиняют воспитательные воздействия общему социализирующему процессу.

С этой точки зрения воспитание – это руководство развитием индивида педагогами-воспитателями. Целью этой работы является системное формирование у человека социально приемлемых интересов, устремлений, установок, убеждений и мировоззрения, способов реагирования на внешние воздействия.

Кроме индивидуального, существует система социального воспитания. Ее институтами являются:

  • семья;
  • детский сад;
  • класс;
  • двор;
  • спортивные секции и клубы;
  • объединения по интересам;
  • неформальные общности.

Неинституционализированная микросреда, в которой растет и развивается человек, характеризуется многообразием и широким диапазоном вариантов общения, свободой выбора видов деятельности, добровольным выходом и входом в ее структуры.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Школа – социальный институт

Школа предоставляет детям систематическое образование, обеспечивает разносторонний воспитательный процесс. Образовательные и воспитательные учреждения – сосредоточение культуры, политических, нравственных ценностей. Школа призвана поддержать социализацию, начинающуюся из семьи, исправить ее при необходимости, что сделать достаточно сложно. Работа учреждения зависит от личностных, профессиональных качеств учителей, воспитателей, микроклимата коллектива, форм, методов, современности учебного заведения, множества других факторов.

Социализация человека и воспитание личности – неразрывно связанные процессы, дополняющие друг друга и одновременно противоположные. Без них невозможно полноценное развитие человека как полноценного члена общества, являющегося сформированной личностью.

Итог: процесс вхождения в общество

Социализация личности происходит на фоне контактов в обществе, когда человек вступает во взаимодействия с себе подобными. Сам процесс по взаимодействию сопровождается имитирующими и идентифицирующими социальными механизмами, возникает общественный и индивидуальный контроль. А так, как люди совершенно разные по своим социальным, профессиональным, расовым, моральным и национальным признакам, то это оказывает большое влияние на взаимоотношения в обществе.

Социологи утверждают, что у родителей, относящихся к средним слоям общественного строя, гибкое отношение к авторитарной власти. Они внушают своим детям более осмысленно относится к фактам и нести ответственность за собственные решения, а если ребенок способен еще и сопереживать, то это уже стоит всяческой похвалы.

Семьи, относящиеся к нижним слоям общества, где у родителей большая нагрузка от физического труда, и их работа строго контролируется, то ими своим детям внушается строгое подчинение внешней авторитарной власти. В этом случае большое значение имеет послушание, нежели отдача предпочтений творческим способностям и их продвижению.

Наличие национальных различий, ценностей и норм, также вносят свою лепту и влияют на вхождение человека в общество.

Организационная социализация

Социализация личности в процессе работыОрганизационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Социализация личности — сложный процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с бесконечным познанием внешнего мира и самопознанием, развивающий умение налаживать отношения с окружающими людьми в любой социальной среде.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...