Синдром отличника – квест «Проживи жизнь на «5» и не заработай невроз»

Содержание

Причины появления синдрома отличника

Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:

  • Безразличие со стороны взрослых;
  • Частые конфликты с родителями;
  • Отсутствие кого-либо из членов семьи;
  • Неуверенность в себе или чувство одиночества у ребенка.

Со временем все это способно кардинально изменить личность человека. Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение. Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.

Что такое “синдром отличника” и как он проявляется

Была у меня пациентка с синдромом отличницы.

Алена красивая женщина 35 лет, из интеллигентной семьи. Все в ее жизни, казалось бы, просто идеально: очень влиятельный муж, высокая должность, большой дом, автомобиль, о котором мечтают миллионы, дети-умницы, которые никогда не подводят родителей. Но Алена все равно чувствует себя несчастной, абсолютно не понимая, из-за чего.

Важно! Синдром отличника – стремление человека все делать идеально и безупречно, быть во всем лучшим и первым. Синдром отличника или отличницы, как правило, формируется в детстве, причем чаще у девочек. Во взрослой жизни это может проявляться только в учебе или работе, но в более серьезных случаях распространяется и на все сферы жизни.

С самого детства Алена была примерным ребенком, который никогда не разочаровывал своих родителей. Она учила все уроки на “отлично”, даже те, которые совершенно не нравились и давались с огромным трудом. Ходила на художественную гимнастику, брала уроки скрипки и игры на фортепиано, занималась живописью и много читала.

Гештальт-терапия и синдром отличницы. Случай из практики психолога: как избавиться от шаблонов и начать жизнь с чистого листа

Отец даже сделал в одной из комнат библиотеку, в которой Алена должна была проводить свое свободное время.

Родители гордились дочкой, потому что все, за что бы она ни взялась, она доводила до безупречности. Вот только самой Алёне ничего из этого не нравилось. Иногда она так от всего этого уставала, что не выдерживала и вечерами рыдала в своей комнате.

Важно! Как я говорила выше, синдром отличника или отличницы формируется в детстве.

Думаю, многим знакома ситуация, когда ребенка наказывают за плохие оценки, пятно на одежде и недоеденный суп. Или же он делает что-то не так, хочет заниматься спортом, а не вокалом. Если какие-то желания или потребности ребенка родители не воспринимают или, еще хуже того, осуждают, ребенок делает вывод, что это плохо и так делать нельзя.

Тем самым то, что родители поощряют, становится основным стимулом ребенка на пути к получению любви и одобрению мамы и папы.

Получается, ребенок делает вывод, что не соответствовать ожиданиям родителей – значит подвергать себя опасности. Это значит, что он может потерять любовь мамы и папы. А если он потеряет любовь и уважение самых близких для него людей, то и окружающие также в нем будут разочарованы.

Потом Алена выросла, и вот, кажется, впереди университет, новая жизнь, свобода… Но и здесь она не могла не оправдать ожидания своей семьи. Она получила профессию юриста, хоть и хотела заняться психологией. А все потому, что юрист – это престижно. Тем более, она не могла огорчить своих родителей и сделать “неправильный” выбор.

Потом она не имела права огорчать преподавателей, поэтому училась только на отлично. Из-за того, что профессия ей совершенно не нравилась, учеба давалась трудно, все ночи проходили не на танцах с подругами, как она того хотела, а в обнимку с учебниками.

А потом Алена влюбилась. Правда, в обычного парня, из простой семьи. По мнению родителей, она не могла за такого выйти замуж. Поэтому ее отец познакомил Алёну с ее будущем мужем – мужчиной старше ее на 10 лет, но уже при деньгах и хорошей должности.

Конечно, моя пациентка не могла не соответствовать ожиданиям своих родителей и общества, поэтому она приняла “правильное решение” и связала судьбу с ним.

После обучения у нее был шанс открыть свое дело и заниматься творчеством, но это не соответствует ее статусу, да и вдруг не получится, ведь это риск провалиться, а Алена не имеет права на ошибку! Поэтому она начала работать по профессии. Причем работала на износ: приезжала на работу на 2 часа раньше, чем положено, и уходила самая последняя, иногда даже за полночь.

Общая информация

Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.

Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.

Как синдром отличника проявляет себя во взрослой жизни?

В реальной жизни многие задачи куда сложнее тех, что нам доводилось решать в школе. Приходится много работать и больше успевать, учиться тайм-менеджменту, целеполаганию, эффективному поведению в обществе и чему угодно еще.

синдром отличника

Люди, которые привыкли в школе сдавать все предметы на “пятерки”, могут удивиться, что их сверстники куда более успешны в карьере, больше зарабатывают, строят крепкие семьи. Что не так со взрослыми отличниками? Здесь есть две основные причины.

  1. Неподготовленность отличников к жизни в других условиях.

    Известный факт, что сначала студент работает на зачетку, потом зачетка на студента. В такой ситуации многие заслужившие “статус” студенты и школьники расслабляются, надеясь на репутацию. И, по иронии судьбы, именно они оказываются наиболее неподготовленными к новым обстоятельствам. Таких людей не учили проигрывать, смиряться с ситуациями, когда просто невозможно прыгнуть выше своей головы. Дети же, которые получали отметки хуже, росли в менее благоприятных условиях, а потому во взрослой жизни быстрее научились добиваться успеха. Такие люди могут несмотря ни на что ставить цели и идти к ним. Отличникам же нужно создать тепличные условия, которые всячески помогут настроиться на учебу или работу. К сожалению, жизнь не всегда позволяет нам находиться в комфортных условиях для выполнения того, что было запланировано.

  2. Уровень внутреннего сопротивления.

    Проблема кроется в завышенных требованиях к себе, окружающим, собственной жизни. Обладая признанными реальными талантами, человек с синдромом отличника может в итоге с большим трудом достигать поставленной цели, поскольку его уровень требовательности к себе, а также страхи не оправдать ожиданий, оказаться хуже других, встают на пути его действий. В то время, как среднестатистический человек уже бы начал действовать и получать результаты (пусть и незначительные), “отличник” будет анализировать происходящее и справляться с внутренними барьерами.

Как возникает синдром?

Конечно, все проблемы тянутся из детства. Взрослый обладатель этого синдрома, будучи ребенком, получал от родителей строгие указания и за малейшие проступки был наказан. Такой ребенок, прийдя в школу, точно знает, что пятерка – лучшая оценка, а три или четыре – не оценка вовсе. Если получил не пять, то не получил ничего, ноль.

Родители такого малыша, мотивируя ребенка на отличную успеваемость, рискуют вырастить перфекциониста. Ребенок растет с пониманием того, что станет позором для родителей, если не будет идеальным.

Обвинять только родителей в сложившейся ситуации нет смысла. Они лишь повторяют шаблон, по которому воспитывали их.

Что становится причиной развития синдрома отличникаДалее, ситуация развивается как по сценарию. Учиться только на пятерки практически невозможно. Ведь не может же быть склонность ко всем предметам? Малышу приходится преодолевая свои личные предпочтения, стараясь угодить взрослым, зубрить то, что ему не совсем интересно или непонятно. Установка “быть лучшим” не дает возможность разобраться в собственных предпочтениях.

Ребенок растет с пониманием того, что его любят, когда он все делает на отлично. Если ему ставят четыре, то возникает разочарование и ощущения себя неудачником. Домой идти не хочется, там недовольные оценкой родители, лишь помогут утвердиться в роли отстающего. Постепенно, такое отношение к жизни приводит к неврозу и возникновению синдрома отличника у ребенка.

Ребенок с комплексом отличника становится взрослым, имеющим много проблем и различных патологий. Ведь после окончания школы не происходит необходимой для счастливой жизни адаптации во взрослом мире.

Зато есть проблемы со здоровьем, ведь постоянная загруженность создает синдром хронической усталости. Отдыхать некогда: различные кружки, спортивные секции, репетиторы, постоянные укоры родителей приводят к стрессу, которого ребенок даже не осознает, ведь он пытается угодить взрослым.

С возрастом необходимость быть лучшим и делать все идеально никуда не уходит. Так и продолжает взрослый шагать по жизни с установкой: “Либо первый, либо ты ноль!”.

Постоянно испытывая трудности в общении с обычными людьми, не могут найти друзей или удержать их. Личная жизнь не складывается, ведь партнер тоже нужен идеальным, соответствующий самым высоким требованиям.

Как помочь ребенку-отличнику

1. Поощряйте успехи.

2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.

3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.

4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.

5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.

6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.

И, главное, самое важное на свете – это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе – она бесценна.

Основные проявления

Расстроенный мужчина

Критика нередко приводит к развитию депрессии

  1. Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей.
  2. Характерна излишняя ответственность. Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком.
  3. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо.
  4. Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков.
  5. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это.
  6. Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации.
  7. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни.
  8. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии.
  9. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое.

Сильные и слабые стороны «отличников»

Синдром отличника может как помогать, так и мешать полноценной жизни человека.

Поговорим сначала о плюсах стремления «делать всё на пять»:

Ответственное отношение

«Отличники» редко нарушают дедлайны, берут больничные или опаздывают на работу. Для них является приоритетом серьёзное отношение к любой деятельности.

Педантичность и скрупулезность

Вот уж кто не пропустит ни малейшей ошибки, так это люди с синдромом отличника. Им можно доверить любую кропотливую работу.

Хорошая репутация

На «отличника» всегда можно положиться и быть уверенным, что он не подведёт.

Целеустремлённость

«Только вперёд, только к победе!» – вот девиз «отличников» и «отличниц». Но только при условии, что им хватит на это знаний, умений и навыков. В противном случае у людей возникает страх неудачи, и они отказываются от выполнения задания.

К слабостям людей с синдромом отличника можно отнести:

Болезненное отношение к критике

Когда «отличнику» делают замечания, для него словно рушится мир. Он даже не слушает их, а сразу начинает заниматься мысленным самоуничижением: «Так и знал, что сделаю все плохо! Теперь все будут думать, какой я никчёмный и неумелый!»

Заниженная самооценка

Также такие люди склонны принижать собственные успехи и думать о себе в негативном ключе.

Зависимость от мнения окружающих

«Отличник» никогда не может самостоятельно оценить качество собственной работы, ему необходимо подтверждение от других людей.

Постоянная тревожность

«Правильно ли я заполнил отчёт? Не допустил ли ошибку? Вот, кажется, в последней графе….» – такие мысли терзают «отличника» днём и ночью, доводя до панического состояния.

Читайте также Материнские страхи: как перестать тревожиться за ребёнка и стать хорошей мамой.

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.

1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Причины появления

Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:

  • завышенные требования родителей к малышу,
  • попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе,
  • комплекс неполноценности,
  • неспособность расставлять приоритеты,
  • страх наказания,
  • врожденное чувство перфекционизма,
  • попытки улучшить свою низкую самооценку.

Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.

Совет 3: Разнообразие и импровизация

Если школьник чрезмерное количество времени проводит за учебой, без отдыха и прогулок сидит за книгами, старается быть лучшим учеником на всю школу, то это, конечно же, хорошо. Но, как известно, «много хорошо – тоже не хорошо». Чтобы такой старательный малыш не заработал себе «синдром отличницы» вместе с пятерками, грамотами и медалями, родителям нужно перестать этим умиляться и отвлечь чадо на что-то другое, показать, что в мире есть много чего не идеального, но такого интересного. Например, завести традицию по вечерам вместе выгуливать собаку и болтать о всяком разном, причем использовать не один и тот же маршрут, а каждый раз импровизировать.

синдром отличницы у взрослых

Или совершенно неожиданно, несмотря на гору невымытой посуды или несделанной работы, собраться и всей семьей поехать на природу, чтобы поиграть в бадминтон.

Диагностика синдрома

Чтобы установить или исключить синдром отличницы, следует в первую очередь обратиться за консультацией к психиатру. Именно он не только проведет устный опрос пациента, но и назначит дальнейшие исследования. Обычно больному рекомендуется дифференциальная диагностика болезни от обычного желания самореализоваться. Для этого специалисты используют специальный тест перфекционизма, включающий 45 или 24 вопроса. Во время ответа на пункты теста особенно важна честность пациента. В соответствие с набранными баллами и решается вопрос о психологическом состоянии больного.

Методы терапии

Вот и здесь было очень важно показать Алене, как видят ее окружающие на самом деле. Поэтому для начала я выбрала технику “круг”.

Последствия

Если не вылечить этот синдром, то взрослого человека будут преследовать некоторые проблемы.

  1. Человек привыкнет всегда зубрить и не сможет нормально размышлять и мыслить творчески.
  2. Эмоциональное состояние хрупкое: такие люди отталкивают других людей своими частыми переменами настроения и вспыльчивым характером. Наблюдается у женщин, подверженных комплексу отличницы.
  3. Такая личность не может получать удовольствие от любого процесса, она нацелена только на результат.
  4. Из-за сложного характера имеют мало друзей.
  5. Постоянная зацикленность на мелочах.
  6. Готовность любыми способами избавиться от своих соперников.
  7. Отсутствие абстрактного мышления.
  8. Подверженность частым депрессиям из-за неудавшегося выполнения очередной задачи.

Синдром отличника

Как не превратить ребенка в невротика

Стоит ли лечить недуг?

Нужно ли лечить недуг? Может ли он ухудшить качество жизни? Что плохого в том, что ребенок или взрослый пытается добиться поставленных целей и сделать свою жизнь лучше? Именно это обычно волнуют больных с синдромом отличника. Ответить на вопросы однозначно сложно, но с уверенностью можно сказать, что патология способна подорвать эмоциональное состояние человека и привести к тяжелым психическим нарушениям.

Заболевание становится опасным даже в повседневной жизни. Например, у женщин с синдромом отличницы чаще всего возникают проблемы в личной жизни. Зачастую они остаются одинокими, так как в будущем муже ищут только идеал. Ежедневные придирки и скандалы также изведут любого, кто будет претендовать на это место.

Если не уделять должное внимание первым проявлениям недуга еще в детском возрасте, то во взрослой жизни можно ожидать следующие проблемы:

  1. Неумение наслаждаться каким-либо процессом, так как интересовать будет только лишь его результат;
  2. Зацикливание на каждой мелочи, которое приведет к неспособности мыслить абстрактно;
  3. Появление привычки «зазубривания», мешающей развитию творческого мышления;
  4. Отсутствие друзей и близких из-за тяжелого характера;
  5. Желание быть всегда первым, даже посредством нечестной борьбы;
  6. Эмоциональную нестабильность, раздраженность и апатию.

Парадокс заболевания заключается в том, что из-за сильного желания быть первым во всем, человек болезненно воспринимает все свои ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Плюсы синдрома отличника

Наряду с минусами данный синдром даёт человеку и некоторые преимущества. Наиболее значимыми являются такие личностные особенности как:

  • способность адаптироваться;
  • хорошая обучаемость во взрослом возрасте;
  • умение следовать правилам;
  • ответственность за качество;
  • высокий эмоциональный интеллект;
  • отсутствие завышенной самооценки;
  • признание со стороны окружающих (друзей, работодателей).

Разумеется, чтобы воспользоваться данными преимуществами, «отличнику» необходимо научиться контролировать свой комплекс.

Как избавиться от синдрома отличника?

Лечение синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих

Ключевой задачей терапии является такая корректировка ценностной системы, чтобы пациент смог изменить личностные установки, выработать независимость от мнения окружающих и ощутить самоценность. В самом начале проводится индивидуальная работа, цель которой – осознать проблему, обсудить её причины и возможные варианты решения. Следующим этапом выступает практическая работа в группе. Распространенные варианты того, как избавиться от синдрома отличника:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия. Коррекция поведения базируется на внедрении новых шаблонов. Как правило, прорабатывается режим дня: выделяется время для отдыха и развлечений, практикуется расслабление. Психолог учит пациента концентрироваться на положительных сторонах при совершении ошибок.
  2. Семейная терапия. Прорабатываются отношения с супругами или родителями. Корректируется поведение и пациента, и членов его семьи. Последним рекомендуется поддерживать стремления, ум, креативность “отличника”, но не сравнивать его с другими.
  3. Групповые тренинги. Такая методика позволяет проработать социальный навык и работу в команде. Пациент учится примерять на себя другие роли: не только победителя, но и проигравшего, ведущего и ведомого, “запасного игрока”. Так, постепенно, вырабатывается ощущение удовольствия от процесса совместной работы, акцентируется внимание на дружеских отношениях.

В чём его опасность?

Казалось бы, чем может быть опасен данный синдром? «Отличник» ответственно подходит к каждому заданию, стремится выполнить его наилучшим образом и заслужить одобрение своей работы.

Но это только на первый взгляд.

Человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье.

На уровне тела у «отличников» наблюдаются следующие проблемы:

  • частые простудные заболевания;
  • истощение, астения;
  • психосоматические явления (головные боли, головокружения, повышенное давление и другие);
  • расстройство сна;
  • болезни ЖКТ.

На психическом уровне возникают:

  • эмоциональное перенапряжение, нервный срыв;
  • появление фобий и страхов – страх перед публичными выступлениями, страх знакомства с новыми людьми;
  • неврозы и депрессии.

Как мы видим, синдром отличника не так безобиден, как кажется. Если вы заметили у себя или у ребёнка данные проявления, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

Синдром отличника у взрослых

Если ребенок с синдромом отличника старается во всем угодить родителям, то у взрослых этот синдром проявляется в стремлении делать все идеально, чтобы получать одобрение и похвалу от всех окружающих людей.

Приведу пример. Человек старается максимально угодить работодателю, готов на все, лишь бы получить его похвалу. Например, постоянно задерживается на работе дольше других, выходит работать в выходные и отпуск, чтобы казаться лучшим сотрудником.

Синдром отличника у взрослых может проявляться не только в работе, но и в делах, от совершенства которых мало что зависит. При этом времени, энергии и денег на достижение такого совершенства тратится очень много, что совсем не рационально.

Взрослые люди с синдромом отличника нерационально используют свои материальные, временные и жизненные ресурсы.

Как предотвратить появление синдрома отличника?

Любите своего ребенка (а также своих близких и себя самого) не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.
Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу?» Альберт Эйнштейн еле-еле окончил высшее техническое училище в Цюрихе. А Билл Гейтс был отчислен из Гарварда за неуспеваемость и прогулы, потому что адвокатура его привлекала сильно меньше, чем микросхемы и техника. Задумайтесь, каким бы был современный мир, если бы у всех этих людей был «синдром отличника»?

Фото — фотобанк Лори

Какие проблемы подстерегают отличницу

И вот передо мной сидит женщина, которая осознает, что до этого она жила не ради себя, а ради чьих-то ожиданий. Ей казалось, что в 35 лет менять что-то уже поздно, но я ее убедила в обратном. И мы начали терапию.

Важно! Чем старше человек становится, тем крепче закрепляется его модель поведения и мышления и тем сложнее избавиться от синдрома отличника. Ведь создается определенный шаблон, по которому человек живет.

То же самое, если бы вы всю жизнь работали только в дневные смены, а потом вдруг резко стали работать в ночные. Для организма это стресс, и очень непросто будет человеку перестроиться. Сложно, но возможно.

Алене всю жизнь было очень важно, что о ней подумают окружающие. Она боялась кого-то разочаровать или упасть в чьих-то глазах. Даже можно сказать, что она старалась для всех быть идеальной, но это, как всем известно, просто невозможно.

Проблема в том, что мы обычно видим себя по-другому, нежели другие. Потому что мы все разные и воспринимаем друг друга сквозь призму собственного опыта и предпочтений.

Например, кто-то считает своим долгом предлагать свою помощь окружающим, даже если никто его об этом не просит, желая казаться добрым и отзывчивым. Но при этом кто-то другой будет считать этого человека выскочкой, который вечно сует нос в чужие дела.

Синдром отличницы

Отдельно выделяют данное явление у представительниц прекрасной половины — синдром отличницы.

Девушки с синдромом отличницы помешаны на своей внешности, и тратят огромное количество ресурсов на фитнес-клубы, косметологические процедуры, стилистов, наряды, фотографов и т.д. Они регулярно выкладывают фото в соцсети и для них очень важно собирать лайки и восторженные комментарии. При этом, относятся к фото они очень скрупулезно, выбирая 1-2 фотографии из 100-200 кадров фотосессии.

Синдром отличницы проявляется и в желании женщины найти для себя идеального мужчину: к своему избраннику, как и к себе, они всегда предъявляют очень высокие требования. А поскольку в природе идеальных мужчин практически не существует — такие женщины часто остаются без пары.

Также синдром отличницы у женщин проявляется в чрезмерной педантичности и требовательности ко всем и ко всему, которую она с детства прививает и своим детям. Поэтому, высока вероятность, что синдром отличницы будет «передаваться по наследству».

Техника “Круг”

Важно! Смысл техники “Круг” заключается в том, чтобы узнать, что думают о человеке сидящие в круге.

Это можно делать как на групповой терапии, так и на индивидуальной. Во втором случае ставятся стулья по кругу, имитируя то количество человек, с которыми будет происходить воображаемый диалог.

Пациент сам распределяет, в каком порядке будут “сидеть” те, с кем нужно поговорить, и задает вопросы по ходу дела, либо сначала записывает их на листке, затем отдает психологу.

Самое интересное, что роль этих людей будет исполнять сам пациент, который и будет отвечать на эти вопросы. Но для начала он должен каждому из воображаемых собеседников кратко изложить суть проблемы и донести накопившиеся претензии.

Требование одно: говорить максимально искренно и честно.

Когда я объяснила Алене суть техники, она долго недоуменно на меня смотрела. Потом все же взяла листок, пронумеровала стулья, вписала имена и написала интересующие ее вопросы. Стульев мы поставили восемь: для родителей, для мужа, для детей, для начальника, для подруги и для одной коллеги.

Гештальт-терапия и синдром отличницы. Случай из практики психолога: как избавиться от шаблонов и начать жизнь с чистого листа

Сначала Алена встала в центр круга и озвучило то, что ее волнует:

“Я очень стараюсь угодить всем. Я всегда делаю все идеально, работаю сутками напролет, даю хорошее образование и воспитание детям, веду хозяйство и исполняю все желания мужа, всегда хорошо выгляжу, стараюсь всем помогать, но все мои старания и успехи либо не ценятся, либо воспринимаются как должное”.

Далее она стала занимать пустые места, а я в свою очередь задавала ей вопросы.

Всем были адресованы одинаковые вопросы:

“Что вы обо мне думаете?”

Ее ответы удивили не только меня, но и мою пациентку. Оказалось, что со стороны она для всех требовательная, строгая и неприступная. Такой она сделала вывод, проанализировав свое поведение, стараясь смотреть на себя как бы со стороны мужа, детей, начальника и т.д.

Например, то, как она ведет себя с детьми, она постаралась озвучить от лица детей.

Ее сторона:

“Я занимаюсь образованием детей и их воспитанием, знаю всех их друзей, проверяю домашние задания, контролирую порядок в комнате, прививаю хорошие манеры”.

Как это видят дети:

“Ты контролируешь каждый наш шаг, постоянно требуешь высоких оценок, выбираешь сама для нас хобби, не спрашивая, хотим ли мы этого, проверяешь, с кем мы общаемся, заставляешь каждый день делать генеральную уборку и не разрешаешь гулять после десяти вечера”.

Причем все это она озвучила сама, я не вмешивалась. И так с каждым человеком.

К концу сеанса Алена разрыдалась, ведь она так старалась быть идеальной, даже ущемляя себя во всем, чего бы ей по-настоящему хотелось.

Поэтому главной нашей целью было научиться ошибаться и позволять ошибаться окружающим.

Например, я ей предложила прийти на работу на 5 минут позже, пропустить дома одну уборку и не проверить домашнее задание у детей. Это для Алены казалось немыслимым, но она взяла себя в руки и начала выполнять мои рекомендации.

Уже через месяц ей стало намного проще жить. У нее появилось больше времени на себя, она начала высыпаться, а дети начали ей доверять. Свободное время появилось, но чем же его заполнить?

Терапия

Медикаментозное лечение назначается лишь в том случае, если специалист диагностирует такие его последствия, как СХУ, депрессия, стресс, неврастения, бессонница и пр. Обычно это успокоительные. Самостоятельно принимать какие-либо препараты категорически запрещено.

При выявлении синдрома отличника у ребёнка психологи подробно объясняют, что делать родителям в такой ситуации, как помочь школьнику справиться с данным состоянием и не тащить его за собой во взрослую жизнь:

  1. Не завышать планку, умерить амбиции, не проецировать на ребёнка свои комплексы и нереализованные мечты. Не ругать за «четвёрки», не наказывать за «тройки».
  2. Никогда не сравнивать с другими.
  3. Постараться поднять самооценку.
  4. Увлечь каким-нибудь хобби.
  5. Научить проигрывать и спокойно относиться к поражениям.
  6. Развивать оптимизм, чувство юмора, самоиронии, чтобы он сам принимал себя таким, какой есть.
  7. Уделять достаточно внимания, проводить вместе как можно больше времени.
  8. Хвалить не за оценки, а за результат.
  9. Интересоваться сначала — здоровьем, как прошёл день, как настроение. И только потом — оценками.
  10. Не перегружать.

Как избавиться от синдрома отличника, будучи взрослым?

  • Осознание проблемы

Проблема в том, что страх потерпеть поражение во взрослом возрасте уже не актуален. Он вызван не реальной ситуацией, а воспоминаниями детства, когда было страшно не оправдать ожиданий родителей или учителей. Это навсегда ушло в прошлое.

  • Анализ ситуации

Подумайте, ожидания кого вы боитесь не оправдать сейчас. Начальника? Но у него — много подчинённых, и все они наверняка время от времени допускают ошибки. Это вовсе не значит, что он всех после этого увольняет, лишает зарплаты и премий или делает выговор. Любимого человека? Но он любит вас в первую очередь не за достижения и успехи, а за качества характера, и вряд ли бросит, узнав, что вы что-то сделали не так. Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет.

  • Снисхождение

Переберите окружающих вас людей: коллег, друзей, просто знакомых. Вспомните, какие ошибки они совершали по жизни, какие поражения терпели. Кто-то проиграл областной конкурс, другого не взяли на престижную работу, третьего бросила жена. Это жизнь. Такое случается у всех — и у вас в том числе. С этим надо смириться и перестать винить себя за любой промах. Сделайте себе снисхождение — позвольте хоть иногда, но ошибаться.

Как избавиться от синдрома отличника

  • Контроль

Подумайте, в каких ситуациях синдром отличника проявляется чаще всего и берёт верх над вашим сознанием. Обычно это происходит на работе, при выполнении какого-либо задания или проекта. Научитесь в такие моменты его контролировать. Слишком переживаете за результат? Пейте успокоительные! Забыли про отдых и забросили хобби? Срочно переделывайте режим дня! Чувствуете, что снова готовы идти по головам ради успеха? Заставьте себя вовремя остановиться и руководствуйтесь голосом совести.

  • Никаких сравнений

Подумайте, с кем вы привыкли себя сравнивать. С коллегой? Соседом? Бывшим своей жены? Братом? Каждый обладает своими достоинствами и недостатками. Осознайте, что у всех этот набор индивидуален. Вы не можете быть хуже или лучше кого-то. Это неправильное отношение ни к себе, ни к окружающим. Да, коллега может качественнее выполнять какие-то задания начальства, но он постоянно опаздывает со сроками, а вас ценят за пунктуальность и обязательность. Да, брат ездит на Mercedes-Benz и занимает неплохой пост в престижной компании. Но у него не складывается личная жизнь, он одинок, так как у него скверный характер. Так стоит ли завидовать ему и равняться на него?

Отличие комплекса от перфекционизма

Как было сказано выше, этот синдром является определенной разновидностью перфекционизма. Но в чем же все-таки разница? Перфекционизм – это психологическое расстройство человека, при котором кажется, что идеал достижим. В отличие от синдрома отличника, такие люди требовательны к себе и другим, они стараются все исполнить идеально, и когда это не выходит, они безумно страдают. Сама личность прекрасно осознает, что идеала не существует, а всем людям свойственно ошибаться, но внутренний голос твердит, что необходимо сделать все безупречно, и так обязательно будет.

Главным отличием считают то, что перфекционист стремится все сделать идеально и требует этого от других. Комплекс отличника зиждется на признании и результате:

  • отличной оценке,
  • привлечении внимания,
  • похвале родственников и т. д.

Можно сделать вывод, что перфекционистам важна сама работа и ее качество, а людям с синдромом отличника – результат и его принятие в обществе. Еще одним не менее важным отличием является то, что комплекс заставляет человека любое задание воспринимать, как соревнование, для победы в котором любые средства хороши. Такие люди часто терпеть не могут своих соперников и радуются их неудачам.

Перфекционисту же наплевать на то, есть у него конкуренты или нет. Главное – это процесс работы, во время которого он спокойно может забыть про существование остального мира и всех людей, окружающих его.

Объединяет эти расстройства то, что они оба или мешают многим вести нормальную жизнь, или помогают, мотивируют на достижения различного рода. У женщин и мужчин эти проблемы развиваются по-разному, но это не значит, что какой-то пол подвержен большему влиянию. Однако некоторые специалисты считают, что представительницы прекрасной половины человечества имеет большую склонность к заболеваниям такого рода.

Перфекционизм

Определение перфекционизма

Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника?

Наличие данного синдрома у школьника обычно свидетельствует о недостатке внимания или завышенных требованиях, предъявляемых ему взрослыми. Ребенок стремится учиться на «отлично», чтобы заслужить похвалу и не быть наказанным за недостаточные успехи в учебе.

Даже если вам нравится стремление вашего ребенка к идеальным оценкам, желательно помочь ему избавиться от синдрома отличника. Постарайтесь чаще давать ему понять, что любите его независимо от школьных оценок и прочих успехов:

  • не заставляйте его бороться за ваше внимание;
  • напоминайте ему, что любите его, обнимайте без повода;
  • внимательно выслушивайте, когда он взволнован;
  • становитесь на его сторону, если он совершил ошибку;
  • не наказывайте, особенно если видите, что он и так расстроен.

Также важно проследить, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на учебе. Постарайтесь насытить её другими интересными событиями и мероприятиями:

  • запишите его на несколько секций и кружков;
  • чаще гуляйте вместе, выбирайтесь в непривычные места;
  • играйте вместе в настольные игры;
  • научите ребенка достойно проигрывать на собственном примере.

Как избавиться от синдрома отличника?

Сразу скажу, избавиться от синдрома отличника довольно сложно, как и от всего остального, заложенного в детстве. Однако, если вы наблюдаете у себя это явление, нужно постараться сделать все возможное, чтобы хотя бы уменьшить влияние его негативных сторон на свою жизнь. Как это сделать?

Способ 1. Добивайтесь неидеальных результатов. Когда вы выполняете какие-то задачи, разрешите себе не доводить их до совершенства. Там, где это допустимо, и не приведет к негативным последствиям. Например, в проведении уборки, занятиях спортом, выглаживании одежды и т.д. Сделайте работу не на 100%, а на 80-90%, не забывайте о Законе Парето.

Способ 2. Пользуйтесь правом на ошибку. «Человеку свойственно ошибаться», «у каждого есть право на ошибку» — слышали такие выражения? Люди, у которых присутствует данный синдром, почему-то по умолчанию лишают себя этого права. Тем не менее, оно у них есть. Поэтому не стоит убиваться, если вы допустили ошибку. Измените свое отношение к ошибкам: воспринимайте их как опыт, без которого невозможно движение вперед.

Способ 3. Снимайте с себя ответственность и делегируйте. Научитесь не брать на себя выполнение всех задач (что присуще людям с синдромом отличника) — часть из них делегируйте другим людям: на работе — подчиненным, в быту — родственникам. Поймите, что вы не в силах одновременно выполнять все задачи качественно, поэтому старайтесь разгрузить себя: вокруг много других людей, которые тоже хорошо с этим справятся.

Способ 4. Учитесь адекватно реагировать на критику. Тем более — если она конструктивная. Синдром отличника почти всегда означает неспособность принимать любую критику, и с этим необходимо бороться. Грамотная критика помогает развитию и совершенствованию, к ней стоит прислушиваться. Ну а если это деструктивная критика — на нее не стоит остро реагировать. В общем, в любом случае, критика не должна выводить вас из равновесия.

Способ 5. Ограничивайте себя во времени. Достижение идеального результата всегда требует больших временных затрат. Поэтому нужно заранее ставить себе лимит времени на выполнение каждой конкретной задачи и не выходить за его рамки.

Способ 6. Расставляйте приоритеты. Очень действенный способ избавиться от синдрома отличника — научиться правильно расставлять приоритеты в своих делах. Чтобы начинать выполнение дел с важных и срочных, и не возникало ситуации, когда все время и силы потрачены на доведение до совершенства какого-то несущественного дела, а основные задачи при этом остались невыполненными.

Теперь вы имеете представление о том, что такое синдром отличника, синдром отличницы, какие негативные моменты несут в себе эти явления. Попробуйте взглянуть на себя критически: если вы заметили нечто такое у себя, стоит поработать над тем, чтобы оно не оказывало негативного влияния на вашу жизнь.

В синдроме отличника, как я уже говорил, есть и положительные стороны — вот их можно оставить, а от негативных моментов постараться избавиться. Зависимость от общественного мнения и жизнь ради других вряд ли сделают вас счастливыми.

На этом у меня все. Оставайтесь на сайте Финансовый гений — здесь вы найдете много интересной и полезной информации, которая поможет вам повысить свою финансовую грамотность и достичь успеха в любом деле. До новых встреч на страницах Фингения!

Учимся распознавать завышенные стандарты

Если вы подозреваете, что ваши жизненные проблемы связаны с перфекционизмом, ответьте на следующие вопросы:

  • Считают ли окружающие, что ваши ориентиры непомерно высоки?
  • Часто ли вы чувствуете разочарование, депрессию, беспокойство или злость во время работы?
  • Мешают ли вам ваши принципы выполнять задания в срок, делегировать обязанности другим людям?
  • Переделываете ли вы работу несколько раз?
  • Критикуете ли вы себя за плохой результат?

Если вы ответили «Да» на любой из этих вопросов, вам знаком синдром отличника не понаслышке.

Перфекционистам свойственны следующие концепции поведения:

  • Черно-белое мышление. Пример: «Все, что несовершенно, является неудачей».
  • Катастрофическое мышление. Пример: «Если коллеги заметят мою ошибку, я не переживу унижения».
  • Вероятность переоценки. Пример: «Хотя я провел всю ночь, готовясь к презентации, она еще требует доработки», «Начальник подумает, что я плохой сотрудник, если возьму пару больничных дней».

Лечение

Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.

  1. Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
  2. Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
  3. Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
  4. Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
  5. Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
  6. Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
  7. При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
  8. Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.

Рекомендации для взрослых

Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:

  • стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других,
  • смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы,
  • иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение,
  • рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу,
  • провести эксперимент с одеждой и внешним видом: в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении,
  • пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы,
  • запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем,
  • хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки,
  • всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма,
  • откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.

Смех над ошибками

Смех над ошибками — отличный способ борьбы с комплексом

Полное описание проблемы

Есть дети, для которых хорошие оценки и общая успеваемость являются самоцелью. Они боятся потерпеть неудачу и потерять тот успех, которого так долго добивались. Последствиями этого страха неудачи являются серьезные проблемы со здоровьем. Поставив себе «высокие цели», ребенок старается сделать все на отлично, тем самым приобретая нервные расстройства, бессонницу и другие психологические заболевания.

Дочка с расстроенными родителями

Называется такое заболевание «синдром отличника» или «перфекционизм». Ошибочно считать, что это заболевание может возникнуть только у детей. Взрослые также подвержены риску. Главным отличием, в этом случае, будет тяжесть последствий проявления симптома отличника. Более того, скорректировать поведение человека или вылечить его становится гораздо труднее.

Перфекционизм или синдром отличника, как его принято называть — это навязчивое психическое состояние, которое проявляется в желании всегда делать все «на 5».

Это может быть очень опасным, если не заниматься лечением. Особый вред он наносит еще не состоявшейся детской психике, а как следствие перерастает в полноценное психическое отклонение во взрослом возрасте.

Симптомы перфекционизма у детей

Если у малыша комплекс отличника, признаки будут заметны сразу. Самые распространенные проявления перфекционизма в детском возрасте рассмотрим ниже.

  1. Нестабильная самооценка. Она будет зависеть от того, получилось ли у ребенка добиться отличного результата в выполнении задания.
  2. При наказании ребенок долгое время не может успокоиться и придумывает себе наказание сам.
  3. Нервозное состояние при посещении новых учебных заведений, секций или знакомстве с новыми людьми. Боязнь показаться им несовершенным.
  4. При наличии малейшего препятствия ребенок не может решить его самостоятельно. Как следствие, начинает накручивать себя.
  5. Зависимость от похвалы и резкая реакция на ее отсутствие.
  6. Желание заполучить оценку любой ценой. Для достижения своей цели ребенок может подставить друга или скрыть правду от родителей.

Наблюдая хотя бы один из симптомов у своего ребенка, необходимо сразу принять меры. Не нужно сразу бежать к психологу, попробуйте решить проблему вдвоем с ребенком в игровой форме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...