Синдром дефицита внимания у взрослых

Содержание

Проявления синдрома

Проявление синдрома дефицита вниманияПроявление синдрома дефицита внимания. Источник: www.blisstree.com

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, с такими симптомами: трудности в концентрации внимания, повышенная активность, плохо управляемая импульсивность. При этом интеллект может быть развит хорошо — и даже, бывает, лучше, чем у сверстников.

«Клинические проявления способны протекать по трем основным сценариям: с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимания и комбинация этих двух вариантов, что указывает на один и тот же диагноз», — поясняет Константин Махинов, врач-невролог медицинского центра «Столица».

Опять же традиционно считалось, что среди мальчиков СДВГ встречается в два раза чаще, чем у девочек. Современные изыскания показывают, что это не совсем так. Дело в том, что юные дамы, как правило, более прилежны. Они, говоря другими словами, больше стремятся быть хорошими -послушными дочками, хорошими ученицами. Поэтому кто-то из нас, возможно, пережил этот синдром в детстве, даже не подозревая об этом, — бывает, что девочки, стараясь правильно себя вести и лучше учиться, так или иначе, перебарывают симптомы СДВГ. И — о чудо — трудности с концентрацией внимания могут уйти навсегда. Но в некоторых случаях — по разным данным, так бывает у 50-60% тех, кто столкнулся с синдромом в детстве, — проблемы способны напомнить о себе и когда мы становимся взрослыми.

«По статистике, частота проявления СДВГ среди школьников составляет в разных странах от 3 до 12%, во взрослой популяции — 4-5%. Известно, что за развитие синдрома отвечает как генетическая предрасположенность, так и окружающая обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Учитывая, что подросло поколение непростых 90-х, можно предполагать рост распространенности синдрома среди взрослых, однако эпидемиологических исследований в нашей стране не проводилось», — рассказывает Константин Махинов.

«Синдром возникает из-за некоторых особенностей на уровне устройства мозга, -продолжает к.м.н., психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский. — У таких детей немного иначе идет развитие согласования деятельности разных его участков: левое, „логическое“, и правое, „эмоциональное“ полушария недостаточно согласуются между собой, может возникнуть некоторый „перекос“ в их работе. Кроме того, не полностью координируется активность коры мозга, его высших отделов (которыми мы, скажем так, думаем) и глубинных структур (ствол мозга), которые активизируют, „пробуждают“ эти высшие отделы. Если такой ребенок или взрослый долго сидит на месте, сосредоточен на чем-то одном, он может просто заснуть, поэтому „будоражит“ сам себя неусидчивостью или переключением внимания».

Что происходите ребенком: он не может долго усидеть на месте, начав выполнять задание, быстро отвлекается, в разговоре — перебивает, пытается дать ответ на вопрос, не дослушав до конца, с трудом дожидается своей очереди в чем бы то ни было. А уже вышедшим из детского возраста зачастую приходится еще сложнее.

Является ли отклонение от нормы проблемой?

Прежде всего, подчеркнем, что слово «норма» используем условно. Оно подразумевает комплекс закрепленных навыков типичного поведения. Однако любые отклонения от прописанных параметров не следует воспринимать, как конец света. Родителям очень важно не отчаиваться, а понять ситуацию и помочь ребенку.

Главное задание ? своевременно выявить особенность малыша, не упустить момент и научится правильно руководить ситуацией.

Виды заболевания

Диагноз можно условно разделить на три вида.

СДВГ с преобладанием нарушенной концентрации внимания

Если у пациента наблюдается слабая концентрация внимания, специалисты диагностируют СДВ. Такая форма чаще встречается у девочек, поскольку они слабо удерживают внимание на одной цели из-за реагирования на внешние факторы. Это влечет за собой постоянную смену деятельности без завершения предыдущей. Проблема гиперактивности при таком виде заболевания второстепенна или вовсе отсутствует.

СДВГ с преобладанием гиперактивности

Если на первый план выходит повышенная физическая активность, речь идет о СДВГ с преобладанием гиперактивности. Больным сложно оставаться длительное время на одном месте, при вынужденном ограничении перемещений они испытывают физическую боль в мышцах. Такие пациенты бывают агрессивны и не задумываются о том, как их поведение и действия сказываются на окружающих.

Смешанный тип

Более сложной считается форма СДВГ, при которой люди в равной степени страдают слабой концентрацией внимания и повышенной активностью. При этом у них имеются значительные проблемы с обучением, воспитанием и дальнейшей профессиональной ориентацией.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей? 

СДВГ приводит к тому, что дети становятся гиперактивными, и не могут сосредоточиться на текущей деятельности. Им трудно контролировать свои импульсы, и они не в состоянии уделять внимание учебе в школе.

Симптомы СДВГ иногда трудно диагностировать, тем более что они различаются от человека к человеку.  

В ранние школьные годы человеку с СДВГ может быть трудно сосредоточиться на учебе. Именно в это время обычно обнаруживается, что у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности. Обычные ежедневные обязанности вроде чистки зубов, подготовки к школе и выполнения домашнего задания становятся трудновыполнимой задачей. 

Как правило, именно классный руководитель первым замечает симптомы отклонений: ученик ведет себя беспокойно, ему трудно усидеть на одном месте.

Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также можно определить по чрезмерно возбужденному поведению и оживленному способу взаимодействия с другими людьми, наряду с особыми проблемами внимания.

Как и СДВГ, СДВ у детей (Синдром дефицита внимания) также наблюдается довольно рано. Однако, поскольку дети с СДВ не являются гиперактивными, то обычно избегают внимания: они находятся в своем собственном мире и, похоже, большую часть времени мечтают.

СДВ является подтипом СДВГ и имеет формальное название – преимущественно невнимательный тип СДВГ. 

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Как классифицируют заболевание?

По доминирующим симптомам, обычно СДВГ разделяют на следующие типы:

  • СДВГ, при котором гиперактивность отсутствует, а дефицит внимания, напротив, преобладает. Обычно встречается у девочек, характеризуясь, в частности, излишне бурной фантазией и постоянным «витанием в облаках».
  • СДВГ, при котором преобладает чрезмерная активность, а дефицита внимания не наблюдается. Данный вид патологии весьма редкий. Проявляется вследствие нарушений ЦНС либо при индивидуальных особенностях ребенка.
  • СДВГ, при котором гиперактивность сосуществует с дефицитом внимания. Эта форма – наиболее распространенная.

Также отмечают и разницу в формах патологии:

  • Простая форма (чрезмерная активность + рассеянность, невнимательность).
  • Осложненная форма. То есть, с сопутствующими симптомами (нарушенный сон, нервный тик, головные боли и даже заикание).

Причины рассеянности

5468846486

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, бессонница.
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания (сосудистая патология головного мозга, органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами нарушения памяти и другими признаками психического нездоровья.

Что провоцирует / Причины Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

При изучении синдрома  дефицита  внимания  и  гиперактивности установлено несколько причин возникновения СДВГ:

  • Дисбаланс и нарушение продукции нейромедиаторов (катехоламины, серотонин и др.).
  • Отсутствие контроля и «гашения» поведения в septal hippocampal system (SHS).
  • Дисфункция лобной доли.
  • Формирование СДВГ связывают с различным веществам (ароматизаторами, пищевыми добавками, салицилатами, чрезмерным потреблением сахара, нарушением метаболизма глюкозы, пищевой аллергии, недостатка магния и железа, повышенным содержанием свинца в организме и др.).
  • СДВГ детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело — современная наука выделяет три разновидности расстройства:

— с акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

— с акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

— смешанный вариант

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита внимания\гиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

СДВГ или биполярное расстройство?Одна из проблем диагностики синдрома — в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями — в частности, с циклотимией и биполярным расстройством: гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией — с признаками дистимии и депрессии. К тому же эти расстройства коморбидны — то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением). Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще — неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику — если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Насколько часто встречается синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей?

Согласно различным исследованиям и опросам, проведенным во всем мире, СДВГ чаще встречается у детей, чем считалось ранее.

Процент раннего заболевания растет. Его диагностируют у детей в возрасте от 4 до 11 лет. Однако у малышей в возрасте от 2 до 5 лет также может проявиться СДВГ, и число маленьких пациентов неуклонно увеличивается с каждым годом.

Исследования также показали, что мальчики чаще подвержены этому расстройству, чем девочки. 

Как ведет себя ребенок с СДВ

Детей с СДВ нельзя назвать одинаковыми. Они чувствуют себя по-разному, в зависимости от подтипа поведения:

  1. Невнимательный тип. Ранее его называли синдромом нарушения внимания.
  2. Импульсивный тип. Присущ гиперактивным детям.
  3. Комбинированный тип. Имеет признаки всех подтипов.

Невнимательный подтип СДВ встречается чаще всего. Такие дети держат себя в рамках в школе, но становятся практически неуправляемыми дома, а также имеют проблемы в общении со сверстниками. Они не обязательно «сносят голову» родителям. Ребенок может оставаться спокойным, мечтать, но абсолютно отстраниться от происходящего вокруг. Часто родители и учителя не замечают признаков синдрома дефицита внимания, пока школьник не начинает серьезно отставать в учебе.

Дети невнимательного типа без труда концентрируются на том, что им нравится, но сосредоточится на принятии новой информации им тяжело. Они часто путают уроки, забывают выполнить домашнее задание, принести учебники и т.д.

Гиперактивные дети разрушают все на своем пути. Им тяжело справиться со своими эмоциями. Они без умолку разговаривают, бегают, пытаются найти новое занятие. Реакция в мозгу происходит слишком быстро. Ребенок не успевает подумать, перед тем, как натворить что-то. Он проявляет беспокойство, не может подождать своей очереди в играх, выкрикивает ответы, не дождавшись окончания вопроса.

Наиболее распространенные симптомы СДВГ у взрослых людей

Комбинированное представление — это когда очевидны симптомы как невнимательного, так и гиперактивно-импульсивного представления.

СДВГ у взрослых может начинаться в детстве

Во-первых, признаки СДВГ могут проявляться в детстве. История заболевания в детстве может быть предиктором развития СДВГ у взрослых, так как оно часто переносится из ранней жизни во взрослую.

Некоторые причины, по которым взрослые могут думать, что у них нет СДВГ, заключаются в том, что расстройство может изменять подтипы в течение жизни. В детстве у вас могут быть гиперактивно-импульсивные симптомы, но во взрослом возрасте у вас могут развиться более невнимательные черты восприятия, и наоборот.

Независимо от подтипа, все они существуют под управлением СДВГ.

Семейные факторы и генетические связи

Некоторые исследования показывают, что СДВГ действительно распространена в семьях.

Нарушения могут скапливаться в семьях из-за общей окружающей среды, а также из-за генов.» С каждым днем все чаще поступают сообщения о случаях и исследованиях, свидетельствующие о прочной семейной связи. Внутри семьи может существовать более одного диагноза СДВГ. Существует больше исследований, которые показывают склонность к унаследованию этого расстройства не только в ближайших семьях, но и в расширенных семьях (например: двоюродные братья, тети, дяди).

Кроме того, многочисленные исследования также показывают, что между близнецами существует сильная генетическая связь. Для идентичных близнецов вероятность появления расстройства у других близнецов достигает 70%. У братских близнецов вероятность СДВГ у других достигает сорока процентов. Однояйцевые близнецы имеют больше генов, поэтому вероятность того, что у них больше, чем у неидентичных близнецов.

Проблемы: пристальное внимание

У всех нас бывают вялые дни из-за недостатка сна или других физических компонентов, которые отвлекают наше внимание. Однако признаки СДВГ у взрослых проявляются тогда, когда продолжительность вашего внимания сильно снижается до такой степени, что вы не можете уделить внимания коротким взаимодействиям или разговорам. Частая потеря фокуса, потеря предметов, недостаточная концентрация внимания или неспособность запоминать основные задачи — все это признаки невнимательного подтипа СДВГ у взрослых.

Быстрая речь и лишние разговоры

Одной из отличительных черт СДВГ является быстрый огонь мысли и чрезмерная речь. Эти признаки СДВГ существуют при гиперактивно-импульсивном подтипе СДВГ. Этот симптом может вызвать проблемы в профессиональных и личных отношениях человека. Неконтролируемая речь особенно проблематична в рабочих ситуациях, так как она представляет собой отсутствие контроля над импульсами. Размывание вещей, прерывание, повторение и нестабильность — это негативные качества, которые могут поставить под угрозу репутацию, отношения и другие аспекты трудовой жизни.

Забывчивость

Забывчивость и рассеянность относятся к невнимательному подтипу СДВГ. В Руководстве по диагностике и статистике говорится, что человек, который «часто забывает о своей повседневной деятельности», может быть человеком с невнимательным подтипом СДВГ. Забывчивость может опасно сказаться на взрослой жизни, особенно если дома есть маленькие дети или если на их работе лежит ответственность за заботу и безопасность других (например: медсестра, учитель или сотрудник полиции).

Нервозность

Хотя нервозность может помочь детям с СДВГ сконцентрироваться, она не оказывает такого же эффекта на взрослых. Кроме того, работа взрослых и социальная среда, а также поведение, ожидаемое в такой среде, могут сделать нервозность проблематичной. Частое ёрзание является признаком СДВГ у взрослых, из-за его гиперактивности. Физическая активность или занятия спортом могут помочь снизить уровень этого симптома.

Безрассудство

Безрассудство — признак СДВГ у взрослого человека. Импульсивность и отсутствие умственного и эмоционального регулирования способствуют безрассудству. Это может быть опасно во взрослой жизни. Этот симптом может повлиять на все, начиная с вождения автомобиля и заканчивая уходом за детьми и браком. Спонтанный и неконтролируемый аспект этого симптома вызывает беспокойство при принятии решений и личной, профессиональной и социальной жизни. Последовательная терапия может помочь понять связь между мышлением и чувствами.

Терапия также может научить пациента контролировать импульсы и помочь ему определить признаки того, когда может произойти безрассудное поведение.

У кого может быть СДВГ? 

Это расстройство, которое в основном встречается у детей, и его трудно диагностировать.

Мужчины в три раза чаще страдают СДВГ, чем женщины: синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностирован у примерно 10% мужского населения, тогда как только 5% слабого пола могут иметь признаки этого расстройства.

Кроме того, средний возраст постановки диагноза составляет 7 лет, в то время как типичные симптомы появляются, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет. 

Чем тяжелее степень заболевания, тем раньше оно выявляется. Однако это не то расстройство, которое встречается только у детей, люди старше 18 лет также могут иметь дело с СДВГ.

Дети, живущие за чертой бедности, сталкиваются с повышенным риском развития СДВГ, чем их ровесники из семей с более высоким доходом.  

Причины

В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.

В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:

  • ассоциативная и префронтальная кора;
  • мозжечок;
  • таламус;
  • мозолистое тело;
  • базальные ганглии.

Подобные нарушения возникают под действием ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов (физических, химических, токсических, алиментарных и так далее). Наряду с этим разобщение связей между церебральными образованиями может быть следствием нарушения процессов обмена нейромедиаторов.

Увеличение частоты встречаемости СДВГ среди родственников дало основание предполагать наличие генетической природы расстройства. Доказано, что в формировании заболевания принимает участие не один, а множество генов. В связи с этим клиническая картина СДВГ у взрослых (точно также как и у детей) имеет такую широкую вариабельность.

Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:

  • пищевой аллергией;
  • нарушениями обмена глюкозы;
  • патологией щитовидной железы;
  • гельминтозами;
  • болезнями бронхо-легочной системы.

Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.

Клинические проявления

Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.

Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.

Кроме того, частыми признаками заболевания являются:

  • эмоциональная лабильность;
  • неспособность завершить планируемое действие;
  • вспыльчивость;
  • плохая стрессоустойчивость;
  • импульсивность.

Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.

Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.

Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству. При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны. Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.

При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии. Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.

Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда. При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации.

Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре. 

У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.

Условия гиперактивности

Существуют допустимое количество признаков для определения нормального развития ребенка, но оно не должно превышать трех характеристик из указанных:

  • движения могут быть непрерывными, суетливыми: ерзание на кресле, помахивание руками, ногами, складывание пальцев;
  • гиперактивным детям тяжело короткое время быть неподвижными. Исключением не является и официальная обстановка, например, во время обеда или учебы;

    Гиперактивность

    • Гиперактивность имеет разные проявления
  •  безудержное бегание, кручение, подскакивание. В старшем возрасте возникает чувство беспокойства;
  • неадекватная шумность в тихих местах;
  • ребенок не смотрит на поведение других детей и людей, не берет с них пример;
  • не реагирует на замечания взрослых;
  • общепринятые воспитательные меры не дают желаемого результата.

Определение импульсивности

Даже одна из названных ниже характеристика является стимулом для беспокойства:

  • ребенок преждевременно отвечает на вопросы;
  • не способен ждать своей очереди в играх или других ситуациях;
  • вмешивается в чужие разговоры.

Другие характеристики

Ребенок и телевизорИмпульсивность и чрезмерная эмоциональность – признак СДВГ

Нарушения наблюдаются не только в психологических особенностях, но также и в медицинских, физиологических, эмоциональных. Ближе к 5-ти годам у ребенка могут проявляться симптомы такого характера:

  • общее состояние эмоциональной сферы: постоянная тревога, заикание, сложность четко и правильно сформулировать речь, отсутствие спокойного сна и отдыха;
  • нарушение двигательных функций: тики моторные и вокальные. Ребенок непроизвольно издает звуки, делает махи руками или ногами;
  • физиологические условия и сопутствующие медицинские заболевания: постоянные аллергические реакции, расстройства кишечника и мочеиспускания, эпилептические проявления.

Причины гиперактивности - переченьПричины гиперактивности

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Родителям необходимо знать, что до 5-6 лет им не стоит беспокоиться о проявлениях СДВГ. До этого возраста дети являются крайне активными и подвижными, им трудно усидеть на месте и долго заниматься одним делом. Подобное поведение вполне нормально для любознательных малышей. Даже, если ребенок и страдает СДВГ, это не будет заметно до начала обучения. Вот с этого мгновения родителям стоит быть очень внимательными, чтобы заметить симптоматику поведенческого расстройства. Ее можно представить следующим образом:

  • ребенок постоянно крутится и отвлекается на абсолютно все раздражители (его надолго может вывести из рабочего настроя пролетающая мимо муха);
  • никак не может сосредоточиться на чем-либо более пяти минут;
  • не запоминает последовательность выполнения заданий;
  • не может менять вид деятельности (его это раздражает и ставит в тупик);
  • малыш не запоминает правила этикета и нормы поведения в обществе;
  • он постоянно забывает, где оставил свои вещи;
  • ребенок передвигается практически бегом, он не сидит на стуле более пяти минут;
  • дети с СДВГ импульсивны и е могут совладать со своими эмоциями — если они чего-то хотят, то будут добиваться получения желаемого немедленно истериками и криками в том числе;
  • детишки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности много и громко говорят, они перебивают собеседника и никогда не дослушивают фразы до конца;
  • дети, страдающие СДВГ, не приобретают опыт и не учатся на своих собственных ошибках;
  • в последние годы психологи заметили, что симптомы СДВГ проявляются в зеркальном отображении букв (хотя это свойственно еще левшам и амбидекстерам);
  • ребенок забывает только что прочитанный текст и не может найти строчку, если его отвлекли от написания букв;
  • малыш часто витает в своих мыслях, он будто перемещается куда-то и полностью отключается от текущих дел;
  • страдает провалами в памяти, может забыть даже то, что делал несколько часов назад.

В подростковом возрасте к этому добавляется излишняя раздражительность и обидчивость. Но в случае, когда лечение начинается в младшем школьном возрасте, к подростковому периоду ребенок становится более внимательным и аккуратным. Симптоматика становится менее яркой, и он может вполне успешно закончить учебное заведение.

Не стоит беспокоиться, если вы определили у своего ребенка два или три симптома из вышеперечисленных, но вот пять совпадений уже являются поводом для обращения к специалистам.

Последствия заболевания

У детей с таким диагнозом неизбежно появляются проблемы в общении со сверстниками, а также в отношениях с родителями и учителями. В этом случае СДВГ зачастую отражается на учебе и состоянии здоровья. В окружении принято осуждать такого ребенка, считая его поведение следствием огрехов в воспитании и капризами. В результате этого у детей с данным синдромом развивается низкая самооценка, которая часто сопровождается озлобленностью.

Подростки с таким неврологическим отклонением могут рано пристраститься к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотикам. У них нередко проявляется асоциальное поведение. Среди детей с СДВГ немало хулиганов и драчунов. Кроме того, такие подростки могут проявлять особую жестокость по отношению к животным и людям. По мнению специалистов, из них нередко вырастают преступники и убийцы.

vazhnoe.png

Наряду с этим запущенные формы заболевания могут приводить к тяжелым расстройствам психики и неоднократным попыткам самоубийства. Избежать перечисленных последствий поможет своевременная диагностика и незамедлительное принятие мер по коррекции СДВГ.

Типы СДВГ

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.

Выделяют такие типы патологии:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.
Девочка дурачится с книгой на голове
  • Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.

Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.

Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.

Причины возникновения СДВГ у детей

Ниже приведены основные причины возникновения СДВГ у детей. 

1. Гены

Данные показывают, что СДВГ может передаваться по наследству от родителей или родственников. У ребенка, у которого диагностирован СДВГ, скорее всего, есть родственник, который страдает этим заболеванием.

2. Диета

Некоторые диетические компоненты могут способствовать развитию СДВГ. Например, дети и подростки, злоупотребляющие рафинированным сахаром, жиром, натрием, в 2 раза чаще имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. 

3. Травма головного мозга

Дети, страдающие от черепно-мозговой травмы или травмы, вызванной ударом по голове, инсультом или опухолью головного мозга, могут испытывать нерегулярные импульсы и двигательную активность наряду с проблемами, связанными с вниманием.

4. Социальные обстоятельства

СДВГ, как известно, усугубляется некоторыми стилями воспитания и социальными обстоятельствами. Напряженная обстановка дома также может ухудшить симптомы заболевания.

Характерные группы признаков

Еще один способ, которым врач оценивает и классифицирует симптомы, — группировать их по категориям. Исследования выявили, как симптомы нарушения когнитивной функции, вызванного СДВГ, проявляются в шести группах. К ним относятся:

· Активация;

· Сосредоточенность;

· Усилие;

· Эмоции;

· Память;

· Действие.

Например, инициация и организация задач, подпадающие под «активацию», а трудности с выполнением задач или поддержание усилий подпадают под «усилие». Недостаточное усилие регулирует эмоциональное возбуждение — человек с СДВГ не может успокоить свои мысли, чтобы заснуть, когда это нужно.

Различные уровни расстройств

Симптомы СДВГ лежат в области спектра. Упомянутые здесь симптомы могут иметь легкие последствия, которые лишь минимально ухудшают жизнь. С другой стороны, больные СДВГ могут иметь серьезные симптомы. Это может привести к невозможности прохождения занятий или сохранения рабочего места из-за проблем с концентрацией внимания или невозможности надлежащего участия.

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью, как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

5464684

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Причины возникновения СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является следствием неправильного родительского воспитания. Родителям необходимо понять, что их малыш болен и выяснить причину возникновения данного заболевания. Медики выделяют из общей массы причин, которые могут вызвать СДВГ, несколько основных групп. Их мы сейчас и рассмотрим:

  1. Внешние раздражители

Родители должны знать, что дети весьма чувствительны и замечают все, что происходит в семье. Поэтому, если ребенок пережил развод родителей или другие серьезные эмоциональные потрясения, это может послужить толчком к развитию СДВГ.

  1. Медикаментозное лечение

В некоторых случаях причиной нарушения работы центральной нервной системы является прием сильнодействующих препаратов в раннем возрасте. До года дети очень чувствительны к различным химическим компонентам и инфекционным заболеваниям, они могут спровоцировать возникновение СДВГ.

  1. Травмы и ушибы головы

Травмы или ушибы головы вызывают серьезные сбои в работе головного мозга и являются причиной СДВГ.

  1. Воздействие на ребенка вредных химических веществ

За последние годы выросло количество некачественных детских игрушек, в них прослеживается повышенная концентрация свинца и формальдегидов. При частом контакте с такими игрушками малыш накапливает эти отравляющие вещества в организме, которые в свою очередь наносят его здоровью непоправимый вред.

  1. Пищевое поведение

Не стоит кормить ребенка острыми блюдами или пищей с большим содержанием усилителей вкуса и добавок. Они по мере накопления вмешиваются в работу мозга и вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности.

  1. Наследственность

Данный фактор играет существенную роль в развитии СДВГ. Медики доказали, что 15%  от всех страдающих заболеванием детей получили его от родителей в наследство. Поэтому стоит оберегать своего ребенка от излишних тревог и волнений, если еще кто-то из членов семьи страдает СДВГ.

Имейте в виду, что не каждый из малышей, имеющих предрасположенность к заболеванию, будет им страдать. Во многих случаях решающую роль играет именно совокупность внешних факторов, воздействующих на нервную систему ребенка.

СДВГ и эмоции

В литературе по дефициту внимания реже описывается «кластер эмоций». Они часто сообщают о трудностях в управлении эмоциями, включая гнев, беспокойство и разочарование. Это создает дополнительные проблемы для человека с синдромом.

В настоящее время «Диагностическое и статистическое руководство (DSM-IV) по психическим расстройствам» — руководство, используемое специалистами в области психического здоровья для оценки и диагностики СДВГ, — не содержит вспомогательной информации о связи между синдромом и регулированием эмоций.

Важно подчеркнуть, что в то время как человек с дефицитом внимания борется с различными симптомами, которые подпадают под невнимательность, импульсивность и гиперактивность, почти в каждом случае найдутся области, где он способен сосредоточиться. Это называется — гиперфокус. Он проявляется в областях, которыми особенно интересуется человек, таких как видеоигры, игра на музыкальном инструменте или чтение, когда сюжет увлекает его.

девочка грустная сидит на лавочке

Диагностика и лечение СДВГ у детей

Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.

Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.

При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:

  • Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
  • Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.
Ритмы мозга, записанные на ЭЭГ
  • Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.

После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:

  • БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
  • ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
  • рефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;
Пчихолог беседует с семьей
  • психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
  • коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.

В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.

Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.

Лечение

Вне зависимости в каком возрасте был диагностирован СДВГ, он требует коррекции. Раннее выявление расстройства и адекватная терапия существенно улучшают результаты лечения. В комплекс мероприятий, направленных на устранение клинических проявлений СДВГ входят:

  • когнитивная поведенческая терапия;
  • физиопроцедуры;
  • лечебная физкультура;
  • воздействие на сопутствующую патологию;
  • участие в программах лечения зависимостей (при наличии);
  • медикаментозное лечение (нейропротекторы, вегетокорректоры, антидепрессанты и так далее).

Ведущее значение в плане лечения отводится психотерапии, самоконтролю и социальной адаптации пациента. Борьба с невнимательностью, гиперактивностью и рассеянностью внимания с использованием лекарств необоснованна в виду отсутствия органической природы поражения. Медикаментозные средства может назначить исключительно лечащий врач. Их целесообразность оправдана только при неэффективности нейропсихологической коррекции и при наличии коморбидной патологии, требующей назначение лекарственных препаратов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, несмотря на традиционную ассоциацию с детским возрастом, встречается и среди взрослого населения, являясь серьезной медико-социальной проблемой. Лицам с данным расстройством сложнее устроиться на работу, адаптироваться в новом коллективе, занять высокую должность, завести друзей, создать семью. Значительная распространенность заболевания, вариабельность клинических проявлений и выраженность нарушений поведения диктуют необходимость ранней диагностики и комплексного лечения патологии. Несмотря на актуальность вопросов, связанных с диагностикой и лечением СДВГ у взрослых, единого стандарта ведения подобных пациентов до сих пор не существует. Индивидуальный подход к лицам, страдающим расстройствами поведения, позволяет существенно улучшить эффективность проводимой терапии, улучшить качество жизни больного и адаптировать его к окружающей действительности.

Автор: Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

  • 4.3
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Всего голосов: 127

4.3 127

Коррекция СДВГ

Саморегуляция

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых корректируется с помощью медикаментозной терапии и психотерапии, при условии, что синдром мешает личности в основных сферах. Если проявления не вредят, то лечение не обязательно, но сам по себе синдром пройти не может.

Психотерапия подбирается индивидуально в зависимости от тревожащих проблем, например, кому-то специалисты помогают избавиться от вредных привычек или компульсий, с кем-то ведется работа по укрощению гнева или повышению стрессоустойчивости. В зависимости от случая назначается:

  • индивидуальная психотерапия (коррекция самооценки, избавление от накопившихся эмоций, смущения или стыда, обиды);
  • супружеская и семейная психотерапия (разрешение конфликтов на почве забывчивости и компульсивных решений, просвещение членов семьи об особенностях заболевания ради лучшего взаимопонимания);
  • групповая психотерапия (налаживание отношений с коллективом);
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (изменение стереотипов поведения, привычек, убеждений, установок).

Используются тренинги, обучающие практике организации времени и пространства, помогающие развить организаторские и управленческие способности. На них не разбираются причины поведения и эмоции, а просто даются действенные инструкции и советы по организации рабочего места, составлению плана задач, их выполнению и перераспределению времени и сил.

Снизить выраженность симптомов СДВГ можно подручными средствами с помощью:

  • занятий спортом на свежем воздухе (выработка норэпинефрина, серотонина и дофамина повышает концентрацию внимания и активность мозга, улучшает настроение);
  • нормализации и поддержания режима сна;
  • здорового питания (полезно отказаться от сладкого и быстрых углеводов, отдавать предпочтение белковой пище).

Для повышения самоконтроля полезно заняться йогой, медитацией или другими методами релаксации. Доказано, что в процессе занятий улучшается работа префронтальной коры, которая и отвечает за внимание, планирование и самоконтроль. Для снятия ситуативного напряжения и раздражения подойдут дыхательные методики.

Важно понимать, что при диагнозе СДВГ человек не может действовать иначе. Дело не в слабой силе воли, а в диагнозе. Так что не стоит себя корить. Примите себя и помогите себе: делайте пометки, ставьте электронные напоминания, работайте в наушниках, минимизируйте влияние внешних раздражителей (максимально освободите рабочее место и помещение дома), составляйте план и распорядок дня, ставьте маленькие задачи, чередуйте деятельность, занимайтесь сложными и требующими концентрации видами спорта, гуляйте, разминайтесь в течение рабочего дня.

Помните, что вы особенны и уникальны, вам ничего не мешает добиться тех же и даже больших успехов, что и у других людей. Главное, найти свой путь и инструменты для продуктивной жизнедеятельности. Что и сделали Аврил Лавин, Джастин Тимберлэйк, Лив Тайлер, Уилл Смит, Пэрис Хилтон, Джим Керри, имеющие диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Всё начинается в детстве

54468484668

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

СДВГ у крох до 1 года — симптомы:

  • Бурная реакция на разного рода манипуляции.
  • Избыточная возбудимость.
  • Задержка в развитии речи.
  • Нарушенный сон (слишком долго бодрствует, плохо спит, не уложить, и пр.).
  • Задержка физического развития (прим. – в 1-1,5 мес.).
  • Повышенная чувствительность к яркому свету либо звукам.

Конечно, не стоит паниковать, если данная симптоматика – явление редкое и единичное. Также стоит помнить, что капризность крохи в столь юном возрасте может быть следствием смены питания, растущих зубов, колик и пр.

Методы лечения СДВГ у взрослых

Разноплановость и размытость дифференциальных признаков СДВГ значительно затрудняет диагностику данного синдрома. Часто люди не осознают, что то, что они считают переутомлением или временными трудностями, является синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

При подозрении у себя наличия данного синдрома, сразу обратитесь к специалисту. Самолечение даже на Ваш взгляд безобидными народными методами может только ухудшить состояние.

Существует ряд способов, которые можно применять после консультации с врачом, как нормализующее средство:

  • соблюдение режима дня, достаточный сон;
  • физическая активность – упражнения, фитнес, танцы и тому подобное;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • правильное питание. Возможен вариант сопоставления личного меню диетологом с исключением продуктов, которые способствуют возбуждению нервной системы.
  • релаксация – медитация, йога, или любая из выбранных вами форм;
  • психотерапия – индивидуально подобранные специалистом методики психологического воздействия, основной задачей которой является снижение общего уровня влияния стрессовых ситуаций и способов борьбы с ним.
  • медикаментозное лечение – комплекс медикаментов, в основном психостимуляторы и ноотропные средства стимуляции мозговой деятельности.

Очень часто СДВГ не считают серьезным синдромом. Он даже воспринимается социумом как лень. И может показаться, что лечение не обязательно. В последствии, такое халатное отношение может вызвать необратимые процессы, которые почти не будут подвергаться коррекции. Важно вовремя замечать психологические изменения, чтобы этого не допустить, ведь чем раньше диагностируется проблема, тем эффективнее лечение.

Ира Чернова

Основные рекомендации родителям

Дети имеют сильную эмоциональную связь со своими родителями. Поэтому корректное поведение самых близких людей и родственников играет важную роль в управлении диагнозом СДВГ.

Придерживайтесь следующих правил:

  1. Никогда не используйте излюбленную родительскую фразу: «У всех дети как дети, а ты…». Этим Вы обижайте своего ребенка, делаете преграду в восприятии иных детей.
  2. Не говорите, что он ленивый и никогда ничего не будет уметь. Таким образом, Вы воспитаете чувство неполноценности и массу комплексов, которые перейдут и на взрослую жизнь.
  3. Хвалите своего малыша за наименьшие старания, говорите, что гордитесь им и он большой умница.
  4. Не ругайте за любой проступок и непослушание. Пытайтесь объяснить, почему это плохо и не стоит так больше делать.
  5. Помогите ребенку планировать день. Для этого Вам самим нужно быть примером во всем. Распорядок дня должен быть постоянным и резко не изменяться.
  6. Много разговаривайте, спрашивайте, о чем ребенок думает и мечтает. Провоцируйте и поддерживайте полноценную беседу, применяйте длинные и полные ответы на вопросы.

    Общение с ребенком

    1. Общение с ребенком – важный фактор устранения СДВГ
  7. Создайте уют и комфорт. Сведите к минимуму отвлекающие предметы.
  8. Не позволяйте слишком много играть на компьютере, поскольку быстрые игры волнуют детей, не дают им сосредоточиться.
  9. Включайте только спокойные мультфильмы и передачи.

Профилактика Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

Вважным моментом в реабилитации детей с Синдром дефицита внимания и гиперактивности является отношение к ним в семье. Родителям детей с СДВГ лучше придерживаться следующих принципов:

  • Строить взаимоотношения с позитивным настроем. Необходимо хвалить ребенка всегда, когда он этого заслуживает, подчеркивать его успехи. Это поможет сделать уверенным ребенка в собственных силах.
  • Избегать запрещающих слов «нет» и «нельзя», а категорических запретов должно мало. Говорить нужно сдержанным, спокойным, мягким, тихим голосом. Давать ребенку задания поочередно или только одно задание на назначенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Проконтролировать выполнение этого задания. Использовать устные инструкции в сочетании со зрительной стимуляцией.
  • Поощрять ребенка за все виды деятельности, которые требуют концентрированного внимания (например, чтение, работа с кубиками, раскрашивание). Поддерживать четкий график дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно ежедневно соответствовать этому распорядку.
  • По возможности нужно избегать пребывания в местах скопления людей, ограничивать прием гостей дома. Необходимо избегать беспокойных, шумных приятелей.
  • Необходимо следить, чтобы ребенок не переутомлялся, поскольку это приводит к снижению уровня самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Ограничивать время пребывания у телевизора, компьютера. Необходимо, чтобы у ребенка был достаточно продолжительный сон. Полезна ежедневная физическая нагрузка – бег, спортивные занятия, плавание, длительные прогулки на свежем воздухе.

Осложнения

Детям, у которых диагностирован СДВГ, будет непросто в жизни, ведь они не могут привычным образом взаимодействовать со сверстниками. Довольно часто возникают сложности с учебой, т.к. ребенок с СДВГ может не справиться с классной работой и другими видами деятельности.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также более подвержены несчастным случаям и травмам.

Из-за низкой самооценки люди с СДВГ часто склонны склоняются к делинквентному поведению и к злоупотреблению алкоголем и психоактивными препаратами. . 

Главное в лечении – доброе отношение

54686

К лечению СДВГ подходят комплексно, включая в программу:

  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности,  придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы.  Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты, скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь, если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны. Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, ноотропы и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Влияние СДВГ на навыки ребенка 

У детей, страдающих СДВГ, могут “хромать” следующие навыки:

  • Концентрация: следование указаниям или поддержание последовательности мыслей; 
  • Импульсный контроль: фильтрация неуместных мыслей или проявление здравого смысла; 
  • Организация: тайм-менеджмент, организация вещей, необходимых для выполнения задачи; 
  • Физический контроль: состояние неподвижности, умение не прикасаться к вещам (например, в музее) или людям.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

В неклинических случаях однозначно рекомендуется вести здоровый образ жизни, давать отдохнуть телу и духу при регулярных стрессах, менять род деятельности во время отдыха.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

8 мифов о СДВГ

Существует большое количество мифов о синдроме гиперактивности, но они не соответствуют действительности.

СДВГ — это выдуманная болезнь

Многие думают, что такой болезни не существует, а СДВГ — оправдание невоспитанности, рассеянности и хамства. Официально болезнь описана и зарегистрирована еще в начале XIX века.

СДВГ можно вылечить таблетками, раз это болезнь

При максимальной нервозности, возбудимости применяют лекарственные средства. Но одними таблетками СДВГ не вылечить, ведь нужен полноценный комплекс терапевтических мероприятий.

СДВГ — это недостаток интеллекта

Это не так. Синдром — патология нейронных связей лобной доли мозга, отвечающей за концентрацию внимания, что никак не связано с интеллектуальными способностями. Наоборот, среди пациентов немало гениев, уникальных творческих личностей.

СДВГ — это нарушения восприятия и понимания

Снова нет, ведь СДВГ проявляется в виде гиперактивности, нарушении внимания и памяти. Таким людям сложно сосредоточиться и закончить начатое дело, но проблем с восприятием действительности и пониманием у них нет.

СДВГ подвержены только мужчины

У мужчин он встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. Девушки тоже страдают от патологии, хотя и реже.

Может, если диагноз не был поставлен в детстве, не проводилось соответствующее лечение.

Причина СДВГ — злоупотребление сахаром

Не совсем верно. Спровоцировать развитие синдрома может плохая экология, неправильное питание, несоблюдение режима.

Причина СДВГ — отсутствие полноценного
сна

Бессонница может повлиять на поведение лишь косвенно, но причиной развития патологии не является.

Синдром ДВГ не является приговором или серьезным психиатрическим диагнозом. Приложив некоторые усилия, его вполне можно скорректировать и сделать поведение адекватным и спокойным.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Рекомендации читателям СосудИнфо дают профессиональные медики с высшим образованием и опытом профильной работы.

На ваш вопрос в форму ниже ответит один из ведущих авторов сайта.

В данный момент на вопросы отвечает: А. Олеся Валерьевна, к.м.н., преподаватель медицинского вуза

Поблагодарить специалиста за помощь или поддержать проект СосудИнфо можно произвольным платежом по ссылке.

Психические заболевания, связанные с СДВГ

Существует несколько состояний, связанных с дефицитом внимания:

  1. Тревожные расстройства личности.
  2. Неспособность к обучению.
  3. Оппозиционно-вызывающее расстройство.
  4. Наркомания.
  5. Биполярное расстройство.
  6. Депрессия.
  7. Социальная тревога (социофобия).

Важно, чтобы диагностика СДВГ включала в себя первоначальную оценку этих связанных состояний, а также постоянный контроль, если ставится диагноз СДВГ.

Подробнее о видах и характерных симптомах расстройств личности читайте здесь.

Если одно из этих связанных состояний диагностировано, врач рекомендует лечение, включающее медикаменты и разговорную терапию.

Автор: Левио Меши

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Как предупредить развитие дефицита внимания

Для того чтобы снизить вероятность формирования СДВГ, на этапе планирования беременности следует заранее подготовиться к созданию всех необходимых условий для нормального течения процесса вынашивания плода. Особую роль играет психоэмоциональный климат внутри семьи.

В той ситуации, когда ребенку устанавливается диагноз СДВГ, необходимо как можно скорее начать лечение. Правильный подход к терапии позволит ребенку обуздать собственные эмоции и наладить контакт с окружающими людьми.

Школьные советы для ребенка с СДВГ

Ученики с СДВГ могут получать полноценное образование, не мешая другим, при помощи учителя. Преподаватель должен тщательно продумать все аспекты процесса: от рассадки до подачи информации.

В частности, учитель должен разработать несколько предупреждающих сигналов, например, взмах рукой или записка – которые помогут остановить поведение, нарушающее дисциплину в классе. 

Детям с СДВГ рекомендуется давать по одному разъяснению за раз и максимально использовать визуальные эффекты и диаграммы в обучении. 

Положительные эффекты СДВГ

Как это ни удивительно, но СДВГ может оказывать на ребенка и положительное воздействие. Например:

  • Люди с СДВГ достаточно искусны в адаптации новых стратегий и взгляде на позитивную сторону жизни, они легко восстанавливаются после неудач. 
  • Не раз столкнувшись с трудностями в жизни, люди с СДВГ имеют хорошо развитые чувства смирения и самоуважения, не говоря уже об удивительном чувстве самоуничижительного юмора.
  • Дети, страдающие СДВГ, часто более заботливы и любят делиться вещами с людьми, которых они любят.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...