Симптомы, причины и лечение дизартрии у детей

Что такое дизартрия?

Дизартрия – это нарушение работы речевого аппарата вследствие поражения нервной системы. При патологии наблюдается недостаточная подвижность органов речи, что приводит к трудностям с произношением слов, обучением разговору и письму. У малыша нарушена артикуляция, сбивается ритм разговора. Когда он чем-то взволнован, его речь приобретает эмоциональный и бессмысленный характер. Близкие люди и специалисты в такой ситуации не всегда могут понять, что нужно малютке.

Дизартрия у детей что это?

Ребёнок

Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в искаженном или затрудненном проговаривании звуков, слов, фраз. Патология вызывается повреждениями мозга или артикуляционной системы (чаще всего нервными нарушениями в области голосовых связок, мягкого неба, лицевой мускулатуры, отсутствием или искривлением зубов).

За речевой дизартрией следует письменная. Ребенок испытывает затруднения в обучении письму, поскольку неправильно произносит звуки и слова. При тяжелой форме заболевания речь настолько искажена, что понять ее окружающим практически невозможно. В итоге больной вынужден находиться в изоляции от общества, навык письма так и остается несформированным.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Психика человека – взаимосвязанная система, и выход из строя одной ее части скажется на функционировании остальных. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется истощаемостью психики и раздражительностью.

Такие детки ярко реагируют на изменения погоды, не спят, мучаются рвотой. В дошкольном возрасте отмечаются колебания настроения, беспокойство, суетливость, непослушание, грубость. При усталости возникают навязчивые движения.

Нередко ребята с таким нарушением склонны к истероидному типу поведения: истериками и криками, показательными демонстрациями добиваться желаемого. Для них нормально падать на пол и требовать сделать то, что им хочется.Детей с дизартрией

Иногда для дизартрии характерны замкнутость, заторможенность, низкая адаптация. Дети отличаются пугливостью и стремлением избегать трудностей.

При нарушении нет явных параличей и парезов, но отмечаются неловкость, проблемы с навыками самообслуживания, недостаточная скоординированность. Из-за проблем с мелкой моторикой позже формируется готовность руки к письму. Поэтому к рисованию долго нет интереса.

В школьной деятельности плохо идет ручной труд, наблюдается некрасивый почерк. Проблемы с интеллектуальной деятельностью возникают из-за недостаточного развития внимания и памяти. Быстрая утомляемость не дает возможности полноценно заниматься.

Диагностика

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Разновидности заболевания

Дизартрия бывает разных форм, по этой причине врачу при диагностике обязательно нужно определить конкретный вид заболевания. От этого будет зависеть лечение, потому как для каждого типа патологии назначается своя схема терапии.

Классификация дизартрии:

  • Мозжечковая. При данной форме заболевания повреждается мозжечок. У ребёнка меняется тональность голоса, а также громкость. Речь становится более растянутой и медленной.
  • Бульбарная. Главным признаком данного вида считается отсутствие мимики. При болезни человеку становится тяжело глотать, при этом хуже всего усваивается жидкая пища. Артикуляция становится невнятной, звуки тяжело различать. Поражается тройничный, языкоглоточный и подъязычный нерв.
  • Подкорковая. Пациент начинает говорить в нос, слова трудно различать. Могут наблюдаться непроизвольные движения различных мышечных групп. Поражаются подкорковые структуры, которые отвечают за процесс формирования речи.
  • Псевдобульбарная. Главными симптомами дизартрии данного вида выступают монотонность речи, непроизвольный смех или плач. Поражаются мозговые структуры, например, корково-ядерные проводящие пути. Данная разновидность болезни считается самой распространённой.
  • Корковая. Ребёнок начинает с ошибками произносить слоги, при этом в словах сохраняется структура. При данной форме поражается кора головного мозга.
  • Холодовая. Речь ухудшается при резком изменении температуры окружающей среды. В остальных ситуациях человек правильно произносит слова.
  • Смешанная или стертая. В большинстве случаев является осложнением травм, которые получают дети младшего возраста.

Симптомы дизартрии

При классификации дизартрии определяется конкретная степень заболевания. При первой стадии происходит искажение или смешивание звуков. Ребёнку тяжело проговаривать свистящие и шипящие буквы. Преимущественно данная степень определяется в возрасте от 4 до 5 лет. Она может быть даже у тех детей, у которых нет проблем с психическим и физическим развитием. При данной стадии проще всего вылечить заболевание.

Вторая степень дизартрии характеризуется тем, что в целом речь у детей понятна, но присутствуют явные дефекты. На третьей стадии произношение слов настолько искажается, что их понимают только близкие люди. Все остальные не могут разобрать, что именно хочет сказать пациент. При четвёртой степени ребёнок не может сформировать предложения, а также его речь становится непонятной даже для близких родственников.

Симптомы

Дизартрия (в логопедии это, прежде всего, нацеленность на улучшение речи) имеет ряд признаков, которые различаются в зависимости от первопричины и типа расстройства:

  • Невнятная речь.
  • Медленная речь.
  • Неспособность повышать голос или говорить громче шепота.
  • Быстрая, труднопонимаемая речь.
  • Носовой, скрипучий или напряженный голос.
  • Неравномерный или ненормальный ритм речи.
  • Неравномерный объем речи.
  • Монотонная речь.
  • Тугоподвижность языка и лицевых мышц.

    Дизартрия в логопедии. Что это такое у взрослых, детей, виды, как лечить, причины

Риск развития дизартрии повышается при наличии симптомов:

  • высокой вероятности развития инсульта;
  • дегенеративного заболевания головного мозга;
  • нервно-мышечного расстройства;
  • злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Причины

Дизартрия в 75% случаях является сопутствующим заболеванием у детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и имеет те же причины.

Дизартрия может развиться из-за сложно протекающей беременности или тяжелых родов. Этому способствуют следующие факторы:

  • сильные токсикозы,
  • резус-конфликт,
  • гипоксия,
  • некоторые перенесенные беременной заболевания особенно в первые три месяца беременности,
  • родовые травмы,
  • асфиксия у новорожденного,
  • недоношенность,
  • затяжная физиологическая желтуха у новорожденного,
  • поражения некоторых участков головного мозга из-за внутриутробной инфекции.

Также к развитию дизартрии у детей приводят:

  • гидроцефалия,
  • гнойный отит,
  • черепно-мозговые травмы в возратсе до трех лет,
  • перенесенные ребенком менингит или энцефалит,
  • тяжелые интоксикация связанные с внешними факторами или протеканием инфекционных заболеваний.

Степени патологии

02

Успех борьбы с дизартрией зависит от того, на какой стадии находится болезнь. Степеней различают три. А именно:

  1. Легкая дизартрия. При ней грубых нарушений речи не имеется, но звуки произносятся нечетко и «в нос». Моторные проявления незначительны. Может немного подтекать слюна. Другое название этой стадии — стертая дизартрия.
  2. Средняя степень. Голос звучит очень тихо, речь крайне неразборчивая. Мимика практически отсутствует. Сильно подтекает слюна.
  3. Тяжелая, или дизартрия 3 степени. Ребенок не говорит вообще. Фиксируется повышенное слюноотделение, сложности с жеванием. Глотать и сосать ребенку тоже тяжело.

Иногда от специалистов можно услышать такое понятие, как дизартрический компонент. Это означает, что присутствуют незначительные отклонения в произношении звуков. О настоящей дизартрии речь не идет.

Мозжечковая дизартрия 

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной “рубленой” речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Возможные осложнения

Дизартрия на начальной стадии опасна для нормального психологического развития ребенка. Недостаточная внятность речи будет препятствовать нормальному общению, а также может вызывать насмешки от других детей. В этом случае социальная адаптация малыша будет проходить проблематично.

Возможное осложнение тяжелой стадии дизартрии — анартрия. Патология возникает в результате глубокого нарушения работы мышечных групп. Лицо ребенка будет напоминать маску, нижняя челюсть немного провисает и движения губ ограничены. Речь полностью отсутствует. Иногда могут присутствовать нечленороздельные звуки.

Рекомендуем: Признаки и причины возникновения эпилепсии у детей

Прогноз

При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.

Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.

С мамой

Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.

Дети, которые не могут быть полностью вылечены, гораздо лучше себя чувствуют в коррекционных школах.

Цены

Наименование услуги (прайс неполный) Цена
Консультация логопеда первичная диагностическая I кат. сложности (продолжительность от 40 мин до 60 мин) 1750 руб.
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин) 1450 руб.

Прогноз и профилактические мероприятия

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.

Когда больной старается, выполняет все рекомендации докторов и логопеда, то и вероятность нормализации речевой функции намного выше. Если речь исправлена полностью, пациент может учиться в общеобразовательной (обычной) школе.

Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.

Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).

При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.

Беременным необходимо отказаться от курения

После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.

Характеристика форм дизартрии

Каждый тип дизартрии – бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная (подкорковая) – приводит к разным формам нарушения мышечного механизма речи и негативно отражается на артикуляции согласных звуков, делая речь нечленораздельной. А тяжелая форма дизартрии проявляется и в искажении произношения гласных. При этом разборчивость речи сильно варьируется в зависимости от степени повреждения нервной системы.

Независимо от патогенеза речевых нейромоторных нарушений характеристика форм дизартрии учитывает антропофонические особенности речи, то есть интеграцию и координацию основных физиологических подсистем звуковоспроизведения. Это сопряженность движений мускулатуры частей артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба, челюстей), то есть артикуляционная моторика или артикуляционные уклады воспроизведения звуков;

Обязательно оценивается просодия (темп, ритмичность, интонация и громкость речи), а также резонирование – прохождение воздушной струи через резонирующие полости (ротовую, носовую и глоточную). Для большинства клинических форм дизартрии характерна назальность и гиперназальность речи (гнусавость), которые связаны с нарушением опускания/подъема нёбной занавески – небно-глоточной фиброзно-мышечной пластины (velum palatinum) и перенаправлением части потока воздуха через полость носа.

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

  • спастическая форма дизартрии,
  • спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),
  • спастико-ригидная форма дизартрии,
  • атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),
  • смешанная форма дизартрии,
  • стертая форма дизартрии.

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают спастическую, вялую, атактическую, гиперкинетическую и гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается

повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией.

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение речевых отклонений

К утешению родителей, столкнувшихся с проблемой, следует сказать, что лечится дизартрия достаточно успешно. Но придется запастись терпением и помощь оказывать комплексную. Только лишь одно педагогическое или медикаментозное лечение большого результата не принесут.

Прием фармакологических препаратов позволит привести в норму тонус мышц, а также улучшить мозговое кровообращение. В назначениях у детей дошкольного возраста обычно фигурируют:

  • Актовегин;
  • Глиатилин;
  • Глицин;
  • Магне В6;
  • Пантогам;
  • Пантокальцин.

002

Ребенка с отклонениями обязательно должен вести хороший специалист. Коррекция логопеда ему необходима. И даже десятью занятиями тут не обойтись. Доктор будет:

  • проводить показанную при дизартрии артикуляционную гимнастику;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать правильную речь
  • улучшать речевую коммуникацию.

Существуют и другие методы коррекции, которые известны только профессиональным логопедам.

001

Совет! Тяжелые формы патологии лучше лечить на базе специализированных учреждений, поскольку ребенок постоянно должен находиться под медицинским наблюдением.

Лечение дизартрии в домашних условиях будет эффективно, если болезнь не слишком запущена. Но родителям придется пройти специальную подготовку. Посмотреть видео-примеры, почитать литературу, получить подробные инструкции от врача.

Главное требование в данном случае – регулярность занятий. Логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях должен проводиться по нескольку раз в день. Длительные перерывы не допускаются.

Упражнения при дизартрии включают вибрации губами, движения языком, надувание щек, открывание и закрывание рта. Они достаточно просты, но очень эффективны. Сочетая при дизартрии массаж с приемом медикаментов, можно добиться хороших результатов. Желательно подключить еще дельфинотерапию, физиотерапию, иглоукалывание. Это позволит улучшить прогноз.

Итак, дизартрия – это речевые отклонения, проявляющиеся в раннем возрасте. Как правило, становятся спутником ДЦП, но не всегда. Причины зачастую уходят «корнями» еще в зародышевый период развития. Стертая форма дизартрии у детей трудно диагностируется, но легко лечится. На более поздних стадиях обнаружить болезнь – не проблема, а преодолеть ее непросто.

Лечением дизартрии должен заниматься профессионал. В тяжелых случаях рекомендовано пребывание в специализированных заведениях. Настойчивость, терпение, труд и грамотный подход почти всегда дают хорошие результаты.

Смотрите видео:

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.
Вам не трудно, а автору приятно.
Спасибо.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5

(

38

Голосов, в среднем:

5,00

из 5)

loading.gif

Загрузка…

Прогноз лечения заболевания

Возможно ли полное излечение от недуга? С таким вопросом родители часто обращаются к лечащим специалистам. Точный прогноз не может дать никто. Однако известно, что чем раньше родители обратятся к доктору с этой проблемой, тем более эффективным будет лечение.

Вероятность полного избавления возможна только при стертой дизартрии. Она диагностируется у детей-дошкольников и корректируется по мере их роста и взросления. При тяжелых формах шансы на полное исцеление намного меньше, однако можно добиться хороших успехов и помочь малышу в развитии речи.

Ребятам, которые страдают дизартрией, очень важно внимательное и терпеливое отношение со стороны близких людей. Недуг влияет на социализацию и самооценку, поэтому следует привить детям уверенность в своих силах, научить правильно дышать, по возможности обратиться за психологической помощью. Доказано, что при регулярных занятиях, поддержке со стороны близких и нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет создавать проблем во время взросления.

h_author_frank.jpg

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия».

Подробнее »

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других. Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...