Сенсорный голод: как понять, что тебе не хватает тактильного контакта

Содержание
  1. Что с этим делать? В моей копилочке такие эффективные приемы:
  2. Сенсорная депривация это в психологии. Б. Экспериментальные исследования сенсорной депривации
  3. Читайте также
  4. Сенсорный режим
  5. Голод
  6. Царь-голод
  7. Голод и аппетит.
  8. Голод и аппетит
  9. ГОЛОД, НО НЕ АППЕТИТ
  10. Ложный голод
  11. Утренний «голод»
  12. Как победить голод
  13. Голод и тетка
  14. Голод и аппетит
  15. Голод и сытость
  16. Голод сна
  17. ФАКТЫ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ НАСТОЯЩАЯ СТОИМОСТЬ ГОВЯДИНЫ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ
  18. Лестница мастерства
  19. Что такое сенсорная депривация?
  20. Информационный голод
  21. Тактильная депривация
  22. Преимущества и недостатки
  23. Влияние сенсорной депривации на работу мозга
  24. Преимущества сенсорной депривации
  25. Профилактика
  26. Упорядочивание времени
  27. Как справиться с сенсорным голодом
  28. Виды депривации
  29. Как обеспечить ребенку богатый сенсорный опыт
  30. Лечение сенсорной депривации
  31. Уделяй больше времени уходовым процедурам
  32. Структурный анализ
  33. Одиночество среди людей
  34. Советуем к самостоятельной практике
  35. Проявления сенсорного голода
  36. Методы корректировки
  37. Клиническая картина
  38. Причины развития
  39. Внешние причины
  40. Внутренние причины
  41. Транзактный анализ
  42. Камера сенсорной депривации
  43. История
  44. Использование камеры известными людьми
  45. Не игнорируй свое желание побыть с близкими
  46. Мои рекомендации
  47. 1 принцип Взрослого: принцип роста и изобилия
  48. Послесловие
  49. Притча – В руках судьбы
  50. Как проявляется
  51. У детей
  52. У взрослых
  53. Задание для закрепления материала

Что с этим делать? В моей копилочке такие эффективные приемы:

1. Визуализация. Прием, известный всем психологам. Но я его дополняю не только зрительными, но и тактильными, слуховыми ощущениями, по возможности, добавляя обонятельные и вкусовые. Хорошо проходят рисование, коллажирование. И, конечно же, работа с песком, глиной, воском! Тут решается много задач – и отреагирование чувств, и реализация ощущений, и профилактика сенсорной депривации.

2. Тайм-менеджмент. Это деление своего дня на привычные и непривычные дела. Я студентам в этот период самоизоляции предложила садиться за уроки в привычное время и в привычной для учебы одежде. Они сказали, что это их, действительно, организует. Иногда даже открывала дистант в определенное время на фиксированный временной отрезок. И они эти задания всегда выполняли лучше. Но часто это делать нам нельзя, т.к. бывают проблемы со связью и др.

3. Отреагирование чувств. Если ребенок начинает паниковать, плакать, жаловаться, я его останавливаю и говорю: «Хочешь, я скажу, что с тобой?». Чаще всего переживания в целом прочитать легко. А потом мы начинаем разбирать травмирующую ситуацию конкретно. Проговариваем, рисуем, пишем, лепим и пр.

4. Технологии контекстного чтения. Читаем художественное произведение. Предлагаю детям составить рассказ от имени полюбившегося героя с объяснением своего выбора.

5. Работа с иллюстрациями, метафорическими ассоциативными картами. Игра-соревнование «Кто больше увидит на картинке?»: детям предлагаю поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать о самом себе.

Составление «Ленты времени». В школе мы делали «Хронологию на прищепках»: на стене разместили ленты, и на них прищепками прикрепляли карточки с иллюстрациями и краткой информацией о событиях. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, свое и чужое. Темы ленты времени и временные отрезки могут быть разными. Главное, что они помогают ребенку оставаться в реальности.

6. Реконструкции событий, художественных произведений.

7. Сочинение фантастических историй. Которые потом оказываются совсем не фантастическими, а описывающими реальность, или способы выхода из травмирующей ситуации. То есть, выход на ресурсные состояния.

8. Разные коммуникативные игры, позволяющие получить новый опыт общения вербальными и невербальными средствами, или попрактиковаться в том, что более приемлемо для ребенка (найти свой продуктивный стиль и способ общения).

9. Разные приемы рефлексии. У меня в кабинете психолога в школе были две особые стены. Одна стена была полностью белая, на второй нарисован сказочный городок. Опережающую рефлексию, ожидания, рефлексию по процессу мы осуществляли на белой стене. Писали проблемы, мечты, ожидания. На стене со сказочным городком мы играли, разыгрывали сложные ситуации, фиксировали счастливые события. Сказочный городок – модель реального мира. Белая стена – пространство возможностей, способ развития субъектности ребенка: пишу свои мечты, устанавливаю свои правила. Детям для личностного и когнитивного развития важно пользоваться разными поверхностями – не только горизонтальными (привычными, традиционными), но и вертикальными. Что как раз позволяет осваивать мир целостно во всех измерениях.

Сенсорная депривация это в психологии. Б. Экспериментальные исследования сенсорной депривации

В психологии былсделан ряд попыток имитировать сенсорнуюдепривацию. В Университете Мак-Гилласотрудниками Д. Хебба в 1957 г. былорганизован и проведен следующийэксперимент.

Группе студентовколледжа платили $20 в день за то, чтобыони ничего не делали. Им нужно былотолько лежать на удобной кровати сполупрозрачной повязкой на глазах,позволявшей видеть рассеянный свет, ноне дававшей возможности четко различатьобъекты. Через наушники участникиэксперимента постоянно слышали легкийшум. В комнате монотонно жужжал вентилятор.На руки испытуемых надевали хлопчатобумажныеперчатки и картонные муфты, выступавшиеза кончики пальцев и сводившие к минимумутактильную стимуляцию. Уже черезнесколько часов пребывания в подобнойизоляции затруднялось целенаправленноемышление, не удавалось ни на чемсосредоточить внимание, становиласьповышенной внушаемость. Настроениеколебалось от крайней раздраженностидо легкого веселья. Испытуемые ощущалиневероятную скуку, мечтая о любомстимуле, а получив его, чувствовали себянеспособными отреагировать, выполнитьзадание или не желали предприниматьдля этого никаких усилий. Способностьрешать простые умственные задачи заметноснижалась, причем данное снижение имеломесто еще 12–24 часа после окончанияизоляции. Хотя каждый час изоляцииоплачивался, большинство студентов несмогли выдержать такие условия более72 часов. У тех, кто оставался дольше,появлялись, как правило, яркие галлюцинациии бредовые идеи .

Читайте также

Сенсорный режим

Сенсорный режимОтветные реакции органов ощущений зависят от силы воздействия раздражителей, обладающих той или иной энергией – электромагнитной, химической, механической, тепловой, гравитационной. Однако энергия внешних или внутренних стимулов – не единственный

Голод

ГолодПостоянный голод; больной все время хочет есть, в то же время истощенность; улучшение наступает во время еды — Йодатум.Голод сражу же после еды или вскоре после нее — Фосфорус, Йодатум, Хелидониум, Петролеум, Анакардиум.Больной должен есть часто, иначе он слабеет;

Царь-голод

Царь-голодМы вплотную приблизились к разговору о самом универсальном и всеобъемлющем способе радикальной очистки организма — к голоданию.Замечу, правда, что голодание отнюдь не отменяет все иные способы очисток, хотя бы потому, например, что ни при каком из видов

Голод и аппетит.

Голод и аппетит.Как уже было сказано, голод и аппетит — два совершенно различных проявления человеческого организма. Голод — это нормальное требование организма, аппетит же — противоестественное желание пищи. Голод можно сравнить с румяными щеками здорового ребенка,

Голод и аппетит

Голод и аппетитА почему, собственно говоря, терзать себя голодом это плохо? Может быть, дело как раз обстоит наоборот? Неслучайно же и в наши дни многие стали соблюдать посты, разгрузочные дни, «садятся» на жесткую диету, чтобы сбросить избыточный вес, испытывая при этом

ГОЛОД, НО НЕ АППЕТИТ

ГОЛОД, НО НЕ АППЕТИТНа вопрос «Когда есть?» все диетологи натуропатического направления медицины отвечают однозначно: садиться за стол только при появлении чувства естественного голода, но не аппетита.Эти два чувства нужно уметь различать. Голод – это голос природы,

Ложный голод

Ложный голодДорогие читатели! Я рассказал вам о том, что неправильное питание ведет к ожирению, и при этом обещал, что вы можете есть, что хотите. Как это и почему, я объясню позже. Сейчас же я хочу обратиться к другой части этого моего тезиса: ВЫ МОЖЕТЕ ЕСТЬ, КОГДА ХОТИТЕ.

Утренний «голод»

Утренний «голод»Встав, выпить стакан воды или сока. Завтрак — через четыре-пять часов. Такой «голод» полезно практиковать более-менее постоянно.Если говорить о моем личном опыте, то для нас с мужем более чем однодневные голодания стали неприемлемы с тех пор, как мы

Как победить голод

Как победить голодНе волнуйтесь! Несмотря на столь резкое ограничение рациона, вы не будете мучиться голодом! По себе знаю, что голод может менять психику человека, настроение и поведение. Люди под влиянием голода становятся агрессивными или, наоборот, впадают в

Голод и тетка

Голод и теткаГолод — мой лучший другГолод — неприятное ощущение, возникающее где-то выше пупка.Разные люди по-разному ощущают голод. Одни — как мышечные сокращения, другие как чувство пустоты в желудке.Чтобы познакомиться со своим ощущением голода, не ешьте, пока он не

Голод и аппетит

Голод и аппетит«Голод» и «аппетит» – это два понятия, которые часто путают, поэтому для начала разберемся с терминологией. Под голодом подразумевается физиологическое ощущение потребности в пище, возникающее, когда прошло достаточно времени после еды и организму нужна

Голод и сытость

Голод и сытостьДавайте разберемся, что такое голод и как он проявляется. Прежде всего, голод говорит о том, что нашему организму нужна энергия. Голод — это инстинкт, в котором заложена великая сила и мудрость природы. И первый сигнал о голоде дает желудок. А как вы

Голод сна

Голод снаКак голод сообщает нам, что организм нуждается в пище, так и усталость совершенно недвусмысленно доводит до нашего сведения, что мы нуждаемся в отдыхе. Это похоже на мягкое и приглашающее напоминание.Действительно, усталость не воспринимается как строгий

ФАКТЫ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ НАСТОЯЩАЯ СТОИМОСТЬ ГОВЯДИНЫ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ

ФАКТЫ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬНАСТОЯЩАЯ СТОИМОСТЬ ГОВЯДИНЫ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬПроизводство говядины вызывает человеческий голод и бедность, забирая зерно и пахотные земли для прокорма скота вместо людей. В развивающихся странах производство говядины

Лестница мастерства

  • Сначала ты не знаешь то, что ты не знаешь: если ты никогда не видел велосипед, то ты не знаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты не знаешь: увидев велосипед, ты понимаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты знаешь: обучившись кататься на велосипеде, ты знаешь, как на нем кататься.
  • А потом ты не знаешь как, но ты знаешь: навык владения велосипедом – часть тебя, и ты не знаешь как, но ты ездишь на нем.
  • Потом ты можешь достигнуть мастерства владения велосипедом, когда можешь обучить другого этому ремеслу.

Познай самого себя

Что такое сенсорная депривация?

В официальной психологии термин «сенсорная депривация» означает полное или частичное, кратковременное или длительное ограничение (лишение) стимуляции органов чувств. Иногда ограничение может быть добровольным и осознанным. Духовные учения древности (Египет, Майя, Тибет) включали в себя обязательные практики уединения, длительные медитативные самоуглубления. Полученный опыт помогал познать себя, законы мироздания, наработать необходимые личностные качества.

Информационный голод

В современном мире, переполненном информационными потоками, все же существует такое понятие. Острое ощущение нехватки информации для принятия решений о дальнейших действиях возникает в условиях изобилия, но хаоса. Все факты имеют равные вес и значимость. А в итоге потребность в информационном насыщении остается неудовлетворенной.

Тактильная депривация

Кожа – самый большой орган нашего тела. Она насыщенна чувствительными рецепторами. Прикосновения, механическое раздражение рецепторов поверхностных слоев кожи (массаж, спа-процедуры) во многих случаях благотворно сказывается на общем состоянии организма, психики. Отсутствие телесного контакта приводит к нарушениям во многих сферах жизни.

Преимущества и недостатки

В современном обществе большое распространение получили ретриты – практики уединения, концентрации на своем внутреннем мире, молчания. Получение такого опыта помогает переоценить и заново расставить существующие приоритеты, структурировать и гармонизировать внутреннее пространство, принять правильное решение.

Вынужденное или принудительное лишение (ограничение) поступления сенсорных стимулов чревато развитием неадекватного поведения и задержкой психического развития. В тяжелых случаях диагностируются хронические и неизлечимые заболевания психосоматической природы. Появление зависимостей от алкоголя, азартных или компьютерных игр, наркотиков – попытка человека разнообразить свою жизнь, убежать от сенсорной депривации.

Влияние сенсорной депривации на работу мозга

Полная изоляция от внешних раздражителей помогает мозгу не тратить энергию на их анализ. В результате ощутимо снижается выработка гормонов стресса, таких как адреналин, кортизол и др. В результате области, «ответственные» за выработку гормонов удовольствия и радости (эндорфинов и допамина) активизируются.

Кроме того, мозг начинает активно генерировать так называемые тета-волны. Как следствие, человек может испытать и творческое озарение, и острое переживание, связанное с событиями прошлого. Он становится способен внезапно найти решение проблемы, которая занимала его долгое время, получить ответы от своего подсознания или просто увидеть яркие зрительные образы, «услышать» звуки непонятной природы.

Преимущества сенсорной депривации

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями. Наиболее распространенными из них являются:

  • стресс;
  • депрессии;
  • боязнь принятия решений;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом[6]

Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития[7].

Профилактика

Профилактика депривационного состояния у детей предусматривает обеспечение необходимых внешних стимулов в жизненных условиях. Эти стимулы должны поступать в нужном объеме в те периоды времени, когда это будет необходимо. Переживания должны быть важны для ребенка, способствовать его развитию, познанию.

Необходимым условиям профилактики являются правильно выстроенные взаимоотношения между ребенком и родителями (особенно в отношении матери) или лицами, которые их заменяют. Чтобы избежать последствий, надо постараться сделать жизнь ребенка максимально гармоничной.

Упорядочивание времени

Как ведут себя люди после приветствия – это проблема: о чем же нам говорить – вот вопрос. Одна из функций жизни в обществе – это помогать друг другу в этом вопросе. Извечная проблема человека – как организовать часы бодрствования, что же делать. Решение проблемы упорядочивания времени – программирование.

3 вида программ: материальные, социальные, индивидуальные. Материальная программа – строительство корабля, если действительно хотим построить, а не изображать трудовую деятельность. Социальная программа – это ритуальное общение: хорошие манеры, приемлемость: не рыгать, правильно здороваться, прощаться, интересоваться делами собеседника.

Как справиться с сенсорным голодом

Самый верный способ — начать общаться с близкими, чаще обнимать и ласкать их. Однако, если по определенным причинам это не твой вариант, можешь прислушаться к следующим советам.

Виды депривации

В зависимости от направленности различают несколько видов депривации:

  • Двигательная
    Ее признаки (апатия, депрессия, лент, нежелание решать сложные задачи) появляются при ограничении активности (возможности двигаться) в течении 15 дней – 4 месяца.
  • Когнитивная
    Ее причиной становится информационный голод, появляющийся на фоне разрозненных и противоречивых сведений о происходящих событиях.
  • Эмоциональная
    Противоположность реакций (от замкнутости до аффектов) делает ее сложной для диагностики; страдает сфера общения.
  • Социальная
    Изоляция от общества, причины которой могут быть различны.
  • Экзистенциальная
    Она связана с вопросами поиска смысла, ориентиров; возникает при резких жизненных изменений (возрастные периоды, смена статуса, условий жизни).
  • Образовательная
    Нежелание получать новую информацию, знания связано с утратой мотивации к процессу учебы.
  • Культурная
    Отвращение к процессу обучения и использования знаний..

Собственно сенсорная депривация как ограничение или принудительная фильтрация внешних раздражителей различной модальности сочетается с другими видами деприваций. Она наблюдается психологами в любом возрасте или во время перехода из одного возрастного периода в другой. Особенности ее протекания и последствия зависят от общей устойчивости индивида, его направленности (экстраверт-интроверт), акцентуации характера.

Как обеспечить ребенку богатый сенсорный опыт

Сегодня, когда дети мегаполисов живут в комфортабельных домах, приходится напоминать родителям о бедной сенсорной среде и необходимости восполнять этот дефицит. Если условный энергетический резервуар пуст, ребенок теряет интерес к жизни, становится вялым, апатичным, раздражительным. Точно так же и мы чувствуем себя в состоянии сенсорно-эмоционального голода, когда перегружены работой, но давно не были в отпуске, на природе, на даче.

Все сенсорные системы ребенка должны быть включены и тренированы: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Добавьте сюда кинестетический кайф, радость движения и другие физиологические радости, которым мы еще, представьте себе, не придумали названия, потому что телесность в нашей стране аскетических идеалов описывается грубо и даже брезгливо.

Мы воспринимаем предметный мир благодаря целостности восприятия. Психологи уже доказали роль осязания в формировании целостности предметов. Прежде чем рассмотреть что-либо в деталях, ребенок берет предмет в руки, а потом, если возраст того требует, тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. Осязание, вкусовые ощущения, обоняние опережают зрительное восприятие, ближний круг предметного мира важней, чем все, что происходит дальше вытянутой руки ребенка.

Ребенок нуждается в положительном (а не в каком попало!) сенсорном опыте. Богатство сенсорного опыта определяет, будет ребенка переполнять энергия или, наоборот, он будет вялым и пассивным. Внутри ребенка как будто бы находится энергетический сосуд, который становится пустым, если сенсорная стимуляция иссякает, и переполняется, если Ребенок много гуляет, играет с водой и песком, пробует ягоды, обнимает собаку, моет пол вместе с мамой, раскатывает тесто вместе с бабушкой, катается на велосипеде вместе с дедушкой.

Дети учат нас, как именно восполнять дефицит энергии. Мне кажется, каждому из нас дается счастливое детство, чтобы заправить баллоны с энергией, перед тем как отправиться в дальнее путешествие.

Лечение сенсорной депривации

В случае насильственной или вынужденной депривации возникает необходимость лечения, так как такое состояние мешает нормальной жизнедеятельности индивида. Но стоит заметить, что сенсорная депривация чаще всего встречается с другими ее видами. Поэтому и лечение необходимо проводить комплексно: психотерапевтическое и медикаментозное.

Но намного важней не допускать депривации ни у детей, ни у взрослых. Для этого существует ряд профилактических показаний, которые основаны на удовлетворении необходимого количества сенсорных раздражителей и пробуждении чувств у человека: музыкотерапия, ароматерапия, сказкотерапия и другое.

Уделяй больше времени уходовым процедурам

Узнай, есть ли в твоем районе салоны, где мастера предоставляют косметологические услуги, делают массаж, помогают обновить прическу или маникюр.

Структурный анализ

Наблюдения за пациентами проявили различные состояния Я. Каждое состояние Я – это связанная система чувств, связанная система образцов поведения. Каждое из них – не роль, а психологическая реальность.

Родитель – зафиксированный образ родителей. Взрослый – объективная оценка реальности. Ребенок – образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.

В один момент времени активно одно состояние, которому о других ничего не известно.

Родитель нужен, чтобы дети сохранились: повтор ими родительского поведения делает многие реакции автоматическими, менее энергозатратными. Родитель выжил таким, значит таким же выживу и я.

Одиночество среди людей

Опасности одиночестваДобровольная или вынужденная изоляция человека – всегда тревожный симптом. Если человек самоизолирется, дистанцируется от общества, то это может выявлять его неумение вступать в социальные контакты, создавать и длительное время поддерживать отношения с людьми. Причиной такой ситуации чаще всего является элементарная безграмотность в вопросах общения, слабое владение коммуникативными навыками. Иногда имеет место деструктивное поведение (бестактность, агрессивность, раздражительность, повышенная эмоциональность и возбудимость).

Отдельным видом социальной самоизоляции считают полное погружение в виртуальный мир. Увлечение компьютерными играми, многочасовое «зависание» в социальных сетях, постоянное просматривание электронных сообщений способствует отчуждению индивида, сокращению его контактов с близкими и значимыми людьми. Доля участия индивида в общественных делах, а следовательно, и его влияние на текущие обстоятельства, неуклонно уменьшается. Это формирует зависимость от виртуального мира, создает иллюзии и неадекватные представления.

Важно! Следует отличать формальное общение, не предполагающее большого количества социальных контактов, от социальной изоляции. Первое является нормой для большинства временных (функциональных, мобильных) коллективов (групп, бригад). Такие отношения возникают при попадании индивида в определенную среду (закрытое сообщество). Для них характерно добровольное принятие и подчинение существующим правилам, схемам общения, минимальное количество неформального (неуставного) общения.

Советуем к самостоятельной практике

Из вариантов, не требующих консультации с врачами и психологами, можно практиковать:

  1. Недлительную медитацию в одиночестве, в тишине и темноте.
  2. Если нет противопоказаний – флоатинг.
  3. Сенсорную депривацию в домашних условиях.

Третий вариант практикуйте в выходной в привычной домашней обстановке. Проведите день без обоняния (насколько это возможно) – закройте нос ватными тампонами, дышите через рот. Другой день – без слуха, закрыв уши плотными берушами. Еще день – без зрения, завязав глаза повязкой и делая все на ощупь. Наблюдайте за ощущениями. Усложнять задачи можно бесконечно: попробовать ни к чему не прикасаться, сочетать несколько ограничений, практиковать не только дома, или несколько дней… Успехов!

Евгения Лисицына

Журналист, путешественник

Проявления сенсорного голода

Проявления сенсорного дефицита могут быть самыми различными, и подтвердить наличие или отсутствие такого рода голода сможет квалифицированный дефектолог. Тем не менее, вы и сами сможете понять, что крохе не хватает ощущений, если:

— он посасывает язычок (но это также может быть и неудовлетворенным сосательным рефлексом);

— пытается привлечь к себе внимание любым способом;

— разбрасывает игрушки, бьет их;

— облизывает практически все, что попадается под руку.

Все это — этапы взросления малыша, абсолютно адекватные, поэтому для уточнения дефицита ощущений желательно все-таки проконсультироваться с медиками. Восполнить сенсорный дефицит несложно, а вот пренебрежение сигналами, которые подает ваш ребенок, может обернуться отставанием в развитии, нервозностью и проч.

Методы корректировки

Особое лечение отсутствует. Излечиться от деприваций разных типов можно при помощи длительного взаимодействия с высококвалифицированным специалистом.

  1. Если рассматривать относительную депривацию, то при устранении причин, которые ее вызывают, можно избавиться от данного состояния.
  2. Если имеет место абсолютный тип депривации, то наиболее верным вариантом является предоставление индивиду того, чего он лишился, оказание помощи в стремлении к достижению этих благ.
  3. Считается, что механизмы депривации можно отключать на время. Например, существует убеждение, что агрессия может перекрываться воздействием стресса. Двигательные лишения успешно компенсируются при помощи творческой деятельности.
  4. Важно, чтоб проводилась работа над самооценкой человека, с его личной уязвимостью.
  5. Необходимо, чтоб специалист рассказывал, как научиться идентифицировать свои чувства. Психотерапевт может проводить, как индивидуальные сеансы, так и групповые занятия.
  6. Справляться с последствиями деприваций можно при посещении реабилитационных центров.
  7. Бороться с лишениями можно при помощи реализации в какой-то деятельности. Например, инвалиды могут заниматься определенным типом спорта, участвовать в Параолимпийских соревнованиях, люди, которые лишены кистей рук, могут начать рисовать.

Теперь Вы знаете, какие причины могут влиять на развитие депривации. Как видите, если человек чего-то лишен, он испытывает определенные трудности в своем существовании, его жизнь теряет полноценность. Не стоит забывать о возможных последствиях любых типов депривации, по возможности заниматься корректировкой данного состояния.

Клиническая картина

Сенсорная депривация в психологии — это термин, при помощи которого обозначается эмоциональная и сенсорная «голодовка». Намеренное снижение поступающей информации от различных каналов восприятия позволяет активировать развитие воображения. По словам специалистов, подобные действия являются своеобразной тренировкой образной памяти. Но следует обратить внимание на тот факт, что длительное пребывание в подобных условиях может негативно отразиться на психике. Приступы апатии, частые перемены в настроении и заторможенность являются основными симптомами длительного пребывания в условиях ограниченного восприятия.

К сожалению, сегодня нет единой классификации для описания клинической картины этого явления. Но, специалистам удалось выявить некоторые симптомы, характерные для рассматриваемого синдрома. К таким симптомам относятся:

  • проблемы с концентрацией внимания, памятью, логическим мышлением и работой речевого аппарата;
  • приступы галлюцинаций и бредовые идеи;
  • проблемы с ориентацией в пространстве и времени;
  • временные психические расстройства.

Среди физиологических симптомов сенсорной депривации следует выделить частые приступы мигрени, а также чувство зуда и сухости во рту. Нередко стимульная депривация выступает в роли причины развития деперсонализационных расстройств и дегенеративных изменений клеток нервной системы. Помимо этого, у пациентов наблюдаются нарушения в цикле бодрствования и сна.

что такое сенсорная депрвацияСенсорная депривация в умеренных дозах оказывает расслабляющее действие и, что самое важное, провоцирует интенсивную внутреннюю работу

Депривация является одной из причин появления необоснованных страхов и фобий. Помимо этого, человек проявляет повышенное недовольство собственными физиологическими и личностными особенностями. Подобное состояние может быть осложнено беспричинной агрессией, апатией и затяжной депрессией. Под влиянием депривации, у людей наблюдается увеличение внушаемости и слабость перед гипнотическим воздействием.

Ключевая роль в данном вопросе отведена сфере эмоционального восприятия. На сегодняшний день, существует два отдельных проявления изменения эмоционального восприятия при сенсорной депривации. Первый вид характеризуется увеличением эмоциональной лабильности, на фоне общего снижения чувствительности психики. При этой форме развития синдрома, человек проявляет острую реакцию на различные события. Для примера, приведем ситуацию, в которой чувство испуга может породить своеобразную эйфорию и вызвать улыбку. Вторая форма проявления эмоциональных перемен приводит к снижению уровня чувствительности к событиям, которые ранее имели большую значимость для человека. В этой ситуации хобби и увлечения перестают приносить положительные чувства и становятся безразличны.

Причины развития

Этиология этого нарушения различна. Но симптомы, а главное – последствия во многом схожи. Непростые душевные состояния, как правило, требуют вмешательства специалистов.

Внешние причины

Неуважение к личности становится причиной сенсорной депривации. Оно проявляется сразу на нескольких уровнях:

  • со стороны государства, провластных и силовых структур:
  • в профессиональном коллективе (группе), когда человек не имеет полного права высказывать свое мнение, участвовать в общественных делах или влиять на текущие проекты;
  • в родительской семье, где к интересам человека остаются безучастны, отсутствует обратная связь между родителями и детьми.

Внутренние причины

giphy sensory deprivation

Ощущение ненужности и реагирование с позиции жертвы человек проносит через всю жизнь. В большинстве случаев они формируются в детском возрасте. Дети с подобными патологиями воспитываются в неполных семьях, где мать физически не успевает уделять внимание ребенку. Как вариант, дети растут в яслях, находятся в круглосуточных группах дошкольных учреждений, в интернатах или детских домах.

Иногда сами родители имеют негативные воспоминания о собственном детстве. В таком случае они воспроизводят воспитательные схемы и традиции своих семей, передавая ребенку патологические паттерны реагирования на ситуацию.

Часто депривация наблюдается у высокочувствительных детей, требующих повышенного внимания со стороны взрослых. Недостаток или отсутствие новых впечатлений в самый сензитивный период (до 6 лет) приводит к неадекватному восприятию зрительных и слуховых раздражителей.

Транзактный анализ

Единица социального общения – транзакция. Двое собрались вместе и кто-то да скажет что-то, признает существование другого. Стимул и реакция, каждая реакция в следующей трансакции становится стимулом. Транзактный анализ позволяет нам определить, какое состояние Я породило стимул, а какое – реакцию;

Дополняющие трансакции. Пересекающиеся трансакции. Скрытые транзакции.

Камера сенсорной депривации

Сенсорная депривация это в психологии. Б. Экспериментальные исследования сенсорной депривации 01

Оказываясь в пространстве флоат-камеры, человек испытывает состояние невесомости и полной свободы от беспокоящих воздействий извне.

Камера сенсорной депривации , или флоатинг-капсула (  float  — свободно плавать, держаться на поверхности) — камера, изолирующая человека от любых. Реализована в виде бака, в который не проникают,и. Бак заполнен раствором высокой плотности (растворомв), температура которого соответствует. Помещённый в бак человек пребывает как бы в.

Впервые такая камера была использованавдля изучения эффектов. Такие камеры также используются для, расслабления и в.

История

Джон Лилли , практикующий врач и, разработал камеру в 1950-е годы. В процессе изученияв Национальном институте психического здоровья Лилли начал проводить эксперименты с. В то время встоял вопрос о том, что требуетсядля работы и откуда он берёт энергию. Одна из точек зрения состояла в том, что источник энергии является биологическим и внутренним, то есть не зависит от внешней среды. Однако утверждалось, что если всеубрать, то мозг уснёт. Лилли решил проверить эту гипотезу, создав среду, полностью изолированную от внешних воздействий, и начал исследоватьи его связь с мозгом. В то время он занимался исследованиямии ряда других веществ и их воздействия на сознание, и использовал камеру для усиления их эффекта.

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри изизучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970-х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST), см..

Использование камеры известными людьми

Опыт пребывания в камере сенсорной депривации знаменитого физикаописан в книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» . Фейнман был приглашён Джоном Лилли после того, как последний послушал лекцию Фейнмана по.

Актёрпровёл некоторое время в камере сенсорной депривации для того, чтобы изучить чувство, при подготовке к съёмкам фильма «». Его герой, сержант полиции, был погребён в завалах.

Использовал камеру и серебряный призёри, чемпион мира в залах 2008 года легкоатлет. Год, предшествующий Олимпиаде, лондонец провёл, борясь с травмой спины, и сенсорная депривация вполне себя оправдала. «Большинство дней, до того как я приехал сюда, я проводил во флоатинг-капсуле примерно один час. Я начал это в прошлом году, и это действительно снижает нагрузку на мою спину. И это очень расслабляет» — сказал он в интервью накануне Олимпиады.

Не игнорируй свое желание побыть с близкими

Если чувствуешь себя одиноко — не жди, пока кто-то напишет и позовет гулять. Сделай это первой! Не стыдись того, что прямо сейчас страдаешь от отсутствия объятий — вполне естественно хотеть близости и уметь сказать об этом другим.

Хотя мы до сих пор должны заботиться о социальном дистанцировании, нужно уметь искать баланс, благодаря которому мы останемся спокойными и здоровыми. Не хотите тесных взаимодействий — вас можно понять. Замените объятия на контакт, где вы с друзьями станете держаться за руки. Переживаете о гигиене — обработайте ладони антисептиком и общайтесь на открытом воздухе.

— отмечает Элис Руби Бэш.

Мои рекомендации

Сенсорная депривация – это распространенная причина возникновения у детей различных фобий и снижения самооценки. Практикующим психологам приходится не только формировать позитивный образ «Я» у ребенка, но и корректировать негативные поведенческие отклонения.

арт-терапия

На мой взгляд, эффективными методиками работы с клиентами, пережившими сенсорную голодовку, являются гипноз и все направления арт-терапии.

Однажды ко мне обратился молодой человек с жалобами на панические атаки. Я предположила, что такой эффект в эмоционально-волевой сфере может быть вызван сенсорной депривацией: занятия йогой молодой человек практиковал в одиночестве, часами медитировал, сидя без движения. Их причиной стала увлеченность парня медитативными техниками и йогой. Работать с ним было сложно: достижению взаимопонимания между мной и клиентом мешала его убежденность в том, что самостоятельные занятия йогой дома не могут принести вреда организму.

На мой взгляд, лучшей профилактикой сенсорной депривации является полноценное живое общение, насыщенность жизни яркими впечатлениями, рациональное питание и систематические занятия спортом.

1 принцип Взрослого: принцип роста и изобилия

  • Со мной и с каждым все ОК;
  • У каждого человека есть все необходимые ресурсы;
  • За каждым действием стоит позитивное намерение;
  • Человек всегда делает наилучший выбор;
  • Люди учатся – изменения не только возможны, но и неизбежны – любой может стать любым.

Перед любой коммуникацией вы можете принять решение: или эта коммуникация будет выгодна для обоих или вы не будете принимать в ней участия: принцип выиграл/выиграл или не связываться.

Послесловие

К слову сказать, феномен депривации находится ближе, чем мы думаем, и она имеет не только отрицательную сторону. Ее умелое применение помогает познавать себя, добиваться состояния измененного сознания. Вспомните техники йоги, релаксации, медитации: закройте глаза, не двигайтесь, слушайте музыку. Все это элементы депривации. В малых и контролируемых дозах, при умелом использовании депривация позволяет улучшать психофизиологическое состояние.

Эта особенность используется в некоторых психотехниках. С помощью управления восприятием (можно проводить только под контролем психотерапевта) личности становятся доступны новые горизонты: творческие способности, неизвестные ранее ресурсы, повышенные адаптивные способности.

Притча – В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

— Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы.

— Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.

В зависимости от того, с каким намерением вы входите в опыт каждого вашего дня, тому вы и найдете подтверждение.

Как проявляется

Рассмотрим проявление депривации в различных случаях.

У детей

Обычно речь идет о воспитанниках детских домов. Некоторое время после рождения они мало отличаются от детей, которые воспитываются матерью. Но известно, что у сирот и отказников поражения центральной нервной системы встречаются на 3-4% чаще. Также среди таких малышей более распространены генетические проблемы: в первую очередь, это объяснимо тем, что от детей инвалидов зачастую отказываются.

Дети

К первому году жизни разрыв в развитии детей, растущих в семье, и детдомовцами становится еще заметнее. У сирот в пять раз чаще диагностируется рахит и недостаток массы тела. Более 95% воспитанников приюта существенно отстают в психоэмоциональном развитии – они практически не проявляют любознательность, активность, с трудом различают речь, не пытаются говорить. Распространены заболевания горла, понижен иммунитет.

Во многом такой вид депривации проявляется особенно ярко и из-за недостаточно добросовестного обследования отказника в первые месяцы после его рождения. Но основное влияние оказывают условия жизни в сиротском учреждении.

У взрослых

Существует несколько типов депривации, однако все они объединяются общими проявлениями:

  • высокий уровень тревожности;
  • снижение жизненной активности;
  • недовольство собой;
  • переменчивость в настроении;
  • внезапные вспышки агрессии и другие.

Человек погружается в состояние внутренней подавленности, не видит выхода из ситуации и теряет интерес к его поиску. Появляется страх по отношению ко всему новому и неизвестному. Свыкание с депривацией становится настолько сильным, что человек оказывается заложником своей боязни, опасаясь даже безобидных явлений.

Взрослые

У человека отсутствует стремление к новым делам, непривычным моделям поведения, активности. Если депривация имеет связь с эмоциональной сферой, то это может привести к затяжному стрессу сроком в несколько месяцев и даже лет. Не видя очевидного выхода, человек начинает игнорировать внешний мир, многие радости жизни, стремится к домашней изоляции, резко ограничивает круг общения. Подобные проявления могут быть опасными для психики и физического здоровья – следует непременно обратиться к психологу, не пускайте дело на самотек.

Задание для закрепления материала

Открыть дополнительные материалы к занятию ТА – 01

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...