Секуляризация (социология)

Содержание

Значение слова секуляризация в научных дисциплинах

Секуляризация (от латинского saecularis – светский, мирской), с точки зрения историков, это обращение собственности церкви в гражданское владение, то есть переход от религиозной собственности к светской.

Значение слова saecularis

В социологической науке секуляризацией называется всеобщее уменьшение значения религии в духовной жизни общества. А также перевод общественной системы, которая регулировалась религиозными традициями, на рациональные распорядки.

Читайте также: Что значит Сублимация, Диверсификация и Толерантность

Относительно католического права, секуляризация ― это выход из ордена монахов с освобождением от должности и возвращение в простые христиане или переход в христианские священнослужители.

Что такое секуляризация?

Давайте начнём с общих вещей — например, с определения секуляризации как таковой. Если заглянуть в любой словарь, изданный до конца XX века (в качестве примера – Словарь Брокгауза и Ефрона), мы увидим, что там отсутствуют даже малейшие намеки на современное положение секулярного, потому что до этого периода все понимали секуляризацию как процесс отчуждения церковных земель и иной собственности в пользу государства. В нашей стране подобное происходило в основном в период правления императрицы Екатерины II.

Это историческое толкование помогет нам приблизиться и к современной интерпретации секуляризации. В конце концов, почему в XVIII веке происходило изъятие собственности у Церкви? Самая главная причина — владение такой собственностью не соответствовало её задачам. Современное понимание секуляризации подразумевает изъятие из компетенции религии тех аспектов человеческой жизни, общества, которые не должны в неё входить по определению. Секуляризация – это «обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под обязательного влияния религии» (согласно словарю «Социологии религии» М.Ю. Смирнова 2011 года).

fc78f605ed1f26c8874d8e9eadda0845f5a35950.jpg
Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры.

Читайте также

Глава третья НА ПУТИ К СЕКУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава третьяНА ПУТИ К СЕКУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫСлова «секуляризация», «обмирщение», «эмансипация», «освобождение», «личностное начало», «индивидуализация» — едва ли не самые частые в историко–культурных размышлениях о XVII веке [см. Лихачев, 1973б, 138–164]. Это понятно,

Начало процедуры секуляризации

Начало процедуры секуляризацииНеизбежность разрешения церковно-земельного вопроса в форме секуляризации сама собой явствует уже из того, что положено начало к решению этого вопроса уже при Елизавете в 1757 г. ее именным указом. Вопрос назрел и перезрел. Никакое новое

Процедура секуляризации

Процедура секуляризацииОткрыто техническое выполнение задуманной реформы началось указом 29.ХI.1762 г. об учреждении Особой Комиссии и предписанием ей определенной инструкции. Указ Императрицы в стиле Петра Великого с резонирующими мотивами и с просвещенческими

Начало процедуры секуляризации

Начало процедуры секуляризацииНеизбежность разрешения церковно-земельного вопроса в форме секуляризации сама собой явствует уже из того, что положено начало к решению этого вопроса уже при Елизавете в 1757 г. ее именным указом. Вопрос назрел и перезрел. Никакое новое

Процедура секуляризации

Процедура секуляризацииОткрыто техническое выполнение задуманной реформы началось указом 29.ХI.1762 г. об учреждении Особой Комиссии и предписанием ей определенной инструкции. Указ Императрицы в стиле Петра Великого с резонирующими мотивами и с просвещенческими

Начало процедуры секуляризации

Начало процедуры секуляризацииНеизбежность разрешения церковно-земельного вопроса в форме секуляризации сама собой явствует уже из того, что положено начало к решению этого вопроса уже при Елизавете в 1757 г. ее именным указом. Вопрос назрел и перезрел. Никакое новое

Процедура секуляризации

Процедура секуляризацииОткрыто техническое выполнение задуманной реформы началось указом 29.ХI.1762 г. об учреждении Особой Комиссии и предписанием ей определенной инструкции. Указ Императрицы в стиле Петра Великого с резонирующими мотивами и с просвещенческими

Истоки секуляризации

Истоки секуляризацииНаиболее очевидной движущей силой этого исторического процесса представляется возникновение того, что можно было бы назвать «инструментальным мышлением». Этот разум заставил признать себя не во время Ренессанса, проникнутого космической

О некоторых последствиях секуляризации

О некоторых последствиях секуляризацииБлагоприятные последствия секуляризации очевидны. Западная культура, освобожденная от клерикализма, буквально взорвалась во всех направлениях. Она наполнила собой планету, исследовала космос от бесконечно малого до бесконечно

Начало процедуры секуляризации

Начало процедуры секуляризацииНеизбежность разрешения церковно-земельного вопроса в форме секуляризации сама собой явствует уже из того, что положено начало к решению этого вопроса уже при Елизавете в 1757 г. ее именным указом. Вопрос назрел и перезрел. Никакое новое

Процедура секуляризации

Процедура секуляризацииОткрыто техническое выполнение задуманной реформы началось указом 29.ХI.1762 г. об учреждении Особой Комиссии и предписанием ей определенной инструкции. Указ Императрицы в стиле Петра Великого с резонирующими мотивами и с просвещенческими

Секуляризация в России

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ в России – обращение церковной собственности в светскую. С образованием Русского централизованного государства в конце 15 века правительство Ивана III пыталось ограничить церковное землевладение, чтобы ослабить политическое влияние церкви. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феодальной раздробленностью и ересями, правительство было вынуждено временно отказаться от секуляризации (см. Нестяжатели, Иосифляне). Во 2-й половине 16 – 17 веках правительство сделало новые шаги по ограничению церковного землевладения. В 1551, 1580-1584 годы были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель и т. д. По Соборному уложению 1649 года правительство запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-1652 годы конфисковало городские слободы и дворы церкви…

Энциклопедический словарь

Секуляризация

(от позднелат. saecularis – мирской, светский),

  1. обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.
  2. В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.
  3. С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

Секуляризация уже завершилась?

Секуляризация как процесс началась в XV-XVI веках и заняла главную нишу в развитии современного общества, оказавшись влиятельной силой, сформировавшей культуру и другие аспекты нашего современного мира. Где-то секуляризация случилась, где-то нет, и в наши дни нельзя наверняка сказать, что секуляризация должна выглядеть именно такой, какой она сформировалась в Европе или Соединенных Штатах.

Питер Бергер, социолог религии и один из авторов, посвятивших секуляризации немало научных работ, опираясь на социологов Альфреда Шюца и Шмуэля Эйзенштадта (подробнее смотрите: Peter L. Berger «The Many Altars of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age» 2014), говорил о «множественных реальностях» и «множественных модерностях»: западная секуляризация, по его мнению, не является и не может являться единственной формой модерности. Это подтверждает опыт других стран, например, Японии, Турции или России (собственно, и Европа и Северная Америка в этом вопросе также различаются между собой). Так или иначе, секуляризация не влекла и не влечёт за собой вопрос, касающийся существования религиозной веры. Не способствует она и вытеснению религии из социальной сферы жизни человека.

Фактически секуляризация изменила положение религии в обществе, сделав светское начало автономным и превалирующим в политике, экономике и других сферах нашей жизни. Хорошо этот принцип характеризуют слова голландского юриста XVII века Гуго Гроция – «etsi Deus non daretur (как если бы Бога не было)». Но такая расстановка приоритетов никак не изолирует религию от социума и его различных сфер, будь то политика или образование.

Да, религия, а точнее Церковь не имеет власти над политическим, экономическим, образовательным и другими процессами, но это не лишает её права взаимодействия в этих сферах.

Многие исследователи отстаивают теорию секуляризации, утверждающую, что современность обязательно приведёт к упадку религии. Но эти прогнозы себя пока не оправдывают. Религия не исчезает, а лишь меняет свою структуру и роль в обществе, заняв нишу среди других областей жизни человека наряду с искусством, наукой, философией. Потому Питер Бергер, один из защитников теории секуляризации, пришел к выводу, что наш мир, за некоторыми исключениями, «столь же яростно религиозен, каким и был всегда» (см. об этом его вводную статью в книге: «The desecularization of the world: resurgent religion and world politics» 1999 года).

Гипотезы о будущей роли религии

В настоящее время существуют три основные социологические гипотезы о роли религии в жизни общества: секуляризация, трансформация и поляризация (культурный разрыв). Несмотря на то, что у каждой из этих гипотез есть свои недостатки, все они имеют своих сторонников.

Секуляризация

Гипотеза секуляризации, возникшая в середине XX века, утверждает, что со временем религия будет полностью вытеснена из жизни общества наукой и техникой[14].Более мягкая версия данной гипотезы состоит в том, что религия не исчезнет полностью, но утратит своё влияние[15].Согласно этой точке зрения, умалчивание или негативное изображение религиозных деятелей и религиозных практик в средствах массовой информации являются внешними признаками секуляризации. Многие исследователи, придерживающиеся гипотезы секуляризации, указывают на то, что она порождает целый ряд социальных и психологических проблем, ведущих к распространению апатии, цинизма, чрезмерному стремлению к приобретению и потреблению материальных благ в ущерб духовным ценностям[16]. Секуляризация также способствует распространению атеизма в его различных формах: от активного отрицания Бога и ценности религии в светском гуманизме до пассивного безразличия членов религиозных организаций к религиозной морали.

К концу XX века гипотеза неизбежности секуляризации была отвергнута рядом учёных, поскольку она противоречит следующим явлениям[17][18][19][16]:

  1. Статистика свидетельствует о сохранении высокого интереса к религии и о низком уровне атеизма даже в странах с высоким уровнем развития науки и техники (например, в США).
  2. Тенденции[какие?] в современной религии не изменились с прежних времён.
  3. Тенденции по отказу части общества от религии являются составной частью общей тенденции по уменьшению социальной вовлечённости.
  4. Секуляризация в регионах с явно пониженным уровнем религиозности (например, в Европе) является аномалией, вызванной необычными социокультурными факторами.

Фактически отказался от теории секуляризации и один из её главных создателей — П.Бергер, который в своей программной статье, вышедшей в 1999 году,утверждает, что предположение о том, что мы живем в секуляризированном мире, ошибочно.[20]Как объясняют американские социологи У.Сватос и К.Кристиано, экзистенциальные вопросы вечны, и их решение всегда находится за пределами рационального определения, поэтому для религиозных ответов всегда найдется место в человеческом опыте: вследствие чего религия в целом возрождается, а секуляризация имеет свои пределы.[21]

Религиозная трансформация

В связи с пересмотром[22] некоторыми исследователями теории секуляризации возникла гипотеза религиозной трансформации[23].Эта гипотеза утверждает, что секуляризация[22] и культурные сдвиги наподобие роста индивидуализма и социальной дезинтеграции ведут не к исчезновению религии, а к увеличению притягательности более индивидуализированных религиозных и духовных практик[15][22]. Нарастание индивидуализма в религии ведёт к усилению духовных исканий вне религиозных институтов[24]. Это выражается в следующих тенденциях[25][26]:

  1. Расширение религиозных исканий как в рамках, так и вне рамок религиозных организаций;
  2. Религиозный и духовный эклектизм;
  3. Распространение новых религиозных движений и духовных течений Нью-эйдж, а также возрождение древних языческих верований и практик.

Чарльз Тейлор указывает, что для многих людей модернистские и секуляристские воззрения неприемлемы, поскольку они связаны с ощущением пустоты и бессмысленности жизни, но при этом отказ от традиционной религии ведёт не к утрате веры большинством людей, а к многообразным альтернативным формам религиозных исканий. Человек может стать духовным, но не религиозным[en] или же просто поддерживать религиозные институты и религиозные практики, выполняемые другими людьми. По прогнозу Тейлора, после того, как концепция секуляризма потерпит поражение, безверие утратит свою притягательность, а видоизменённая религия получит широкую поддержку[15].

Культурный разрыв

Американский социолог и политолог Рональд Инглхарт, развивая свою концепцию постматериализма, выдвинул новую теорию относительно глобальных тенденций в религиозной сфере, которая представляет собой обновлённую версию гипотезы секуляризации[27]. Инглхарт на основе анализа социологических данных предположил, что одним из важнейших стимулов, побуждающих людей обращаться к религии, является потребность в социальной и экономической безопасности. Экономическое развитие в европейских странах повысило уровень безопасности и совместно с уменьшением ограничений в образе жизни привело к секуляризации и снижению рождаемости в Европе. В подобных условиях религия и семья являются факультативными, а не обязательными элементами человеческой жизни[28].Однако в развивающихся странах уровень безопасности не только не увеличивается, но и, наоборот, снижается. Это усиливает позиции религии в странах третьего мира, что, в свою очередь, ведёт к укреплению семейных ценностей и росту численности населения в этих странах.

Сочетание тенденций по уменьшению численности населения в секуляризированных регионах и увеличению численности населения в регионах с высоким уровнем религиозности означает, что за последние полвека мир в целом стал более религиозным, чем прежде. Инглхарт полагает, что подобное положение вещей ведёт к культурному разрыву (cultural divide) между светскими и религиозными обществами, а также провоцирует противодействие со стороны религиозных регионов мира влиянию светских ценностей, которое может рассматриваться ими как угроза[29].Теория культурного разрыва оставляет без ответа вопросы, почему в США сохраняется высокий уровень религиозности, и чем объясняются расхождения в степени секуляризации между различными частями Европы.

Секуляризация (Осипов, 2014)

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum) — 1. Длительный отрезок времени, «мира», как «мира, находящегося под властью сатаны»; 2. В римском праве — возвращение в «мир» члена религиозного ордена; 3. В 17—18 века  — процесс изъятия земель из церковной и монастырской собственности или владения; 4. Уменьшение значения и влияния религии в обществе и сознании людей. Ее проявления весьма многообразны как по форме, так и по содержанию: это и современные альтернативные движения, молодежная культура и «теология освобождения», «невидимая религия», тяга к оккультизму и колдовству, связанные с возможностью выбирать свои собственные идеологию и религию, а не следовать им по традиции от рождения до смерти. Секуляризация затрагивает самые различные сферы общества, культуры, социальных группы и институты, равно как сознание и поведение отдельного человека, а также его взаимодействие с другими людьми…

Вестминстерский словарь теологических терминов

Секуляризация

   1) ♦ (ENG secularization)

 (от лат. saecularis, от saeculum – век, поколение, мир)

   процесс перехода от ориентации, включающей религиозные измерения мысли и действия, к ориентации на мир как таковой в качестве единственной воспринимаемой реальности;

   2) ♦ (ENG laicization)

   процесс принятия на себя светскими властями пастырских функций, обычно выполняемых духовенством.

, XIX ., . , *. , .

* ()

. , – . , – .

. . ” ” , ” … , . , “*.

* ()

( ) . , ” “. ” “, .

, . , *. , . , , ” “. ” “? , “” . , ” ” . “- “.

* ()

-. – ” “* . – . . , . , – ” “, , , . , .

* ()

, -, . , ” “.

, . ” “, , “” .

. , . . , : ” , ?” – *. , ( ) . , , , “” .

* ()

, , , “” .

– ” “. , , . , , , . , , , . . .

, ( ) . , – . – , . . , ” “*.

* ()

. , 1 1946 ., 1958 . , ” “. , , . 1791 . , , ” ” . 1956 . : ” “.

, *, ***, ****. , **, , . “” . , , , , . ” ” , ” ” . 1947 . , , 7 , ” “*****.

* ()

** ()

*** ()

**** ()

***** ()

, ” “, . – , .

, , 1958 . , . . . , . , 13 1949 . , *. , , , , . . , .

* ()

. , , , . , , , .

, . , , . , , .

– , , , . , , ( ). – – . , .

. , , : ” “. , .

. , . . . , – . , , .

– . ” “, II , , ” ” ” “. , – . – . *, **, ***, **** .

* ()

** ()

*** ()

**** ()

, . , , . : ” , , , ( . – .) …”*.

* ()

– *. – .

* ()

– . . , , , . , . , . , . *. XVIII . . , **, , ***. , . , – ” , “****.

* ()

** ()

*** ()

**** ()

– – , , . . , , , , , . , . , – , , , , *.

* ()

. , . , 5 , , . , *, 51 1947 . : ” …”**. , ” “. : ***.

* ()

** ()

*** ()

1952 . , , . . , ” “. , , “”, . , . , .

, , , , . .

, , . , .

, – .

, , , , – – . , . . , . – .

– – , , . , , .

” , , , , , , , , . , , . , , , , , “*, – .

* ()

, , . , – , . , : , – , .

, , . .

, . , , , , ” , ” (” “, . 33). , . , , . , . , – . . . , .

, : , – , , ; – – .

, . , , . .

– . , . , . . , “”, ” “, ” , , , …”. , ” : “*.

* ()

, “” , , , , . , . .

– ; . .

, – .

– . – , . , , “” .

– . , – . . , . , – ” , 500 “*. .

* ()

– . ” – , “*,- . . . , , – – , .

* ()

Как секуляризация влияет на сознание людей

Утрата церковью своих позиций оказала заметное влияние на сознание людей, а также на их моральные ценности и традиционные устои.

Вследствие секуляризации началось становление самостоятельной, независимой культуры.

Максимализм индивидуального достигает своего пика, самоутверждение личности становится во главу угла. Церковный аскетизм, который не позволял людям в полной мере удовлетворять потребности, потерял своё значение.

Человек становится свободной личностью, имеющей свои желания и возможности для их осуществления. Он свободен от божественного авторитета, старательно выставляемого церковью в качестве недостижимого идеала.

Новое общество

Происходит кардинальная смена моральных ценностей. Вместо непоколебимой веры в бога приходит осознание несовершенства социума и человека, необходимости их изменения. Это приводит к дезориентации и утрате жизненного ориентира.

Наука не может предложить человеку другую интерпретацию понятию «смысл жизни». С другой стороны, из-за секуляризации религия не отходит от общества, а приобретает статус социального института, поэтому отвращение людей от неё не происходит.

Государственная религия

Отделение государства от церкви является одним из признаков секуляризации. Согласно исследованию, проведённому в Гарварде в 2005 году, по состоянию на 2001 год[30]:

  • 75 стран имеют государственную религию или в законодательном порядке, как Иран или Дания, или де-факто, как Израиль,
  • 113 стран, в том числе и Россия, официально не имеют государственной религии.

С распространением секуляризации государств с официальной религией становится меньше: с 1900 по 2000 год государственная религия была отменена в 63 странах (например, в Бразилии, Японии и России), а введена лишь в 17 странах (например, в Бангладеш[30]). Некоторые страны в XX веке сначала отменили государственную религию, а затем приняли её вновь[30].

Культурология. Словарь-справочник

Секуляризация

(лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д.

1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую;

2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому;

3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре.

Последствия

Исходом секуляризации стало то, что религия перестала иметь преобладающее влияние на все сферы жизни общества.

Культура, которая стала свободной от влияния главенства церкви, активно развивается в различных направлениях. Естественные и гуманитарные науки, психология, искусство – все эти сферы получают отмашку на развитие и распространение в обществе.

Заключение

Без оглядки на религию появляются литературные, музыкальные, художественные произведения.

Религия ― часть культуры общества. Появление агрессивного атеизма привело к тому, что на религию и верующих начались гонения на почве идеологии.

Из-за этого общество, в котором прошла секуляризация, рискует потерять значительную часть своей внутренней истории, связанной с религией. Также появляются благоприятные условия для развития социальных конфликтов на почве веры.

После ухода религии с лидирующих позиций на месте ценностных ориентаций возникла «пустота». Люди пытались заполнить эту пустоту не только научной деятельностью и свободным творчеством, но и поисками другой главенствующей веры. И этой альтернативой становились языческие суеверия и обряды, оккультизм, магия.

См. также

  • Лаицизм
  • Секуляризм
  • Постсекуляризм
  • Либерализм в христианстве
  • Атеизм
  • Нетеизм

Политология. Словарь терминов

Секуляризация

(от лат. saecularis – светский) – освобождение политики от религиозной формы, превращение ее в естественноисторический про­цесс. Секуляризация власти привела к тому, что ценности, авторитет, формообразование, функции и другие моменты политической организации теряют свое сакральное, сверхъестественное содержание. Политика прев­ращается в естественный продукт общественной жизни, исчезает ее транс­цендентный, сверхопытный характер. Действительным творцом общественных отношений становится человек, политика подчиняется светскому праву, которое создается органами государства.

Развитие демократии приводит к появлению политики, которая становится делом людей, лишается всякого священного ореола. Люди соз­дают законы, люди должны им и подчиняться. Сакральные отношения прев­ращаются в дело церкви, а политика приобретает опытный естественный характер. В то же время рациональное осознание общественного процесса в XX в., философия, наука и здравый политический рассудок оказались не в состоянии полностью осмыслить общественную ситуацию, создать удов­летворительные социологические и политологические теории. Это приводит к тому, что в политике сохраняется неосознанное-иррациональное.

Современные психологи (Фрейд, Адлер, Юнг) доказали, что у че­ловека существует объемный массив бессознательного, которое сильно влияет на человеческую жизнь, и не в последнюю очередь, на политику. Политика потеряла священный смысл, с неба спустилась на землю, но на земле нашла массив бессознательного. Идеологи демократии (Монтескье, Локк) для нейтрализации недостатков светской власти предложили естест­венные механизмы (институты): выборность, гласность, разделение влас­тей, господство права, подотчетность власти контролю и т. д. Идеологи открытого общества (Поппер, Мангейм) настаивают на возможности для гражданина осуществлять персональный выбор жизнедеятельности в полити­ческом пространстве. Закон в таком обществе должен приобрести сакраль­ное значение, он должен быть выше отдельного человека, какой бы пост в политической иерархии он ни занимал.

Коротец И.Д.

Секуляризация (Орлов, 2012)

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saecularis — мирской, светский) — переход церковной собственности (земля, крестьяне) в светскую. В 1764 г. Екатерина II произвела секуляризацию церковных имуществ. Монастырские крестьяне стали подчиняться Коллегии экономии (экономические крестьяне), была установлена иерархия монастырей и их штаты. Так же называют и освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 464-465.

Примечания

  1. Гараджа В. И. Глава VII. Секуляризация // Социология религии. — ИНФРА-М, 2005. — 348 с. — (Классический университетский учебник). — ISBN 5-16-002026-8.
  2. Суд принял это утверждение на веру, однако отметил, что согласно показаниям няни мальчика, его любимой книгой была «Brown Bear, Brown Bear».
  3. Материалы судебного разбирательства  (англ.)  (PDF)
  4. Ecklund E. H., Park J. Z., Veliz P. T. Secularization and Religious Change among Elite Scientists // Social Forces, Volume 86, Number 4, June 2008, pp. 1805—1839 | 10.1353/sof.0.0048
  5. «Nones» on the Rise. One-in-Five Adults Have No Religious Affiliation // The Pew Forum on Religion & Public Life. Poll October 9, 2012. Executive Summary
  6. «Nones» on the Rise: One-in-Five Adults Have No Religious Affiliation, с. 29 — 32 // Pew Research Center, 9 октября 2012
  7. Hout, Michael and Claude S. Fischer. 2002. «Why More Americans Have No Religious Preference: Politics and Generations.» American Sociological Review, vol. 67: 165—190
  8. Putnam, Robert D. and David E. Campbell. 2010. «American Grace: How Religion Divides and Unites Us.» Simon & Schuster, pages 120—121
  9. Wuthnow, Robert. 2007. «After the Baby Boomers: How Twenty- and Thirty-Somethings Are Shaping the Future of American Religion.» Princeton University Press, pages 51-70.
  10. Putnam, Robert D. 2000. «Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community»; Simon & Schuster. «American Grace»; Putnam and Campbell. “American Grace, ” page 127
  11. The New York Times. 1968. «A Bleak Outlook is Seen for Religion.» Feb. 25, page 3
  12. Norris, Pippa and Ronald Inglehart. 2004. «Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide.» Cambridge University Press, pages 216—217
  13. Norris and Inglehart, Ibid, pages 89-95, 107—108, 225—226
  14. Gill, R. The future of religious participation and belief in Britain and beyond // The Blackwell companion to the sociology of religion / R. K. Fenn. — Oxford: Blackwell, 2001. — P. 279–291. — ISBN 978-0-631-21241-6.
  15. 1 2 3 Taylor, C. A secular age. — Cambridge, MA: Belknap, 2007. — ISBN 978-0-674-02676-6.
  16. 1 2 Nelson, James M. Psychology, Religion, and Spirituality. Springer Science + Business Media, LLC 2009. ISBN 978-0-387-87572-9
  17. Darren E. Sherkat, Christopher G. Ellison (1999). «RECENT DEVELOPMENTS AND CURRENT CONTROVERSIES IN THE SOCIOLOGY OF RELIGION» 25: 363–394. DOI:10.1146/annurev.soc.25.1.363.
  18. The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / Peter L. Berger (editor, et al.). — Wm. B. Eerdmans Publishing, 1999. — 135 p. — ISBN 9780802846914.
  19. Alan Aldridge. Religion in the Contemporary World: A Sociological Introduction. — Third Edition. — Polity Press, 2013. — 256 p. — ISBN 978-0-7456-6514-6.
  20. P.Berger «The Desecularization of the World: A Global Overview»// «The Desecularization of the World: Resurgent Religious and World Politics», Ed. P.Berger, Ethic and Public Policy Center Washington, D.C., 1999, p.2-3
  21. Christiano K., Swatos W. «Secularization Theory: The Course of a concept»// Sociology of Religion Fall 1999
  22. 1 2 3 Hill, P. C., Pargament, K. I., Hood, R. W., McCullough, M. E., Swyers, J. P., Larson, D. B., et al. (2000). «Conceptualizing religion and spirituality: Points of commonality, points of departure» (Journal for the Theory of Social Behavior) 30: 51–77. Проверено 8 June 2012.
  23. Roof, W. C. A generation of seekers: The spiritual journeys of the baby boom generation. — San Francisco: HaperSanFrancisco, 1993. — ISBN 0-06-066963-2.
  24. Wuthnow, R. After heaven: Spirituality in America since the 1950s. — Berkeley, CA: University of California Press, 1998. — ISBN 978-0-520-22228-1.
  25. Besecke, K. Beyond literalism: Reflexive spirituality and religious meaning // Everyday religion: Observing modern religious lives / N. T. Ammerman. — New York: Oxford University Press, 2007. — P. 169–186. — ISBN 978-0-19-530541-8.
  26. Hervieu-Leger, D. Individualism, the validation of faith, and the social nature of religion in modernity // The Blackwell companion to sociology of religion / R. K. Fenn. — Oxford: Blackwell, 2001. — P. 161–175. — ISBN 978-0-631-21241-6.
  27. Inglehart, Ronald & Welzel, Christian. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence, Cambridge University Press, 2005. ISBN 978-0-521-84695-0
  28. Casey, M. Toward God: The ancient wisdom of the Western prayer. — Liguori, MO: Liguori/ Triumph, 1996. — P. 25. — ISBN 0-89243-890-8.
  29. Norris, Pippa & Inglehart, Ronald. Sacred and secular: Religion and politics worldwide. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — ISBN 9780521839846.
  30. 1 2 3 (англ.) Robert J. Barro and Rachel M. McCleary, Which Countries Have State Religions? Harvard, 2005.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Секуляризация

— в средние века лат. слово “Saeculum” (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis — мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния или владения в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в уграте ею всех свойств церковного имущества и переходе в светские руки. По катоническому праву такая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воле церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельные угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом (см.), так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство (см. соотв. статью). В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрихе II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедь лучших представителей самого духовенства (напр., Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырям (одним монастырям — около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных княжеств, напр., владения духовных курфюрстов (см.) или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная реформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы (см.), но главным образом С. совершилась в ХVI в. Государи, принимавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировали церковную и монастырскую собственность, причем, в большинстве случаев, делились ею с дворянством (см.). Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секуляризации стремились рыцари, восставшие вскоре после начала проповеди Лютера (см.). По совету последнего, князья, принявшие реформу, отобрали в казну все церковные земли, для содержания нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве случаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей или раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения. Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим свое владение в светское герцогство, был в 1525 г. гросмейстер тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (см. Секуляризация Пруссии). В эпоху аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками и протестантами (см. Тридцатилетняя война). По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Минден и др). В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как-то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками земли, приписанными к приходским церквям, и церковной десятиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность, епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим прежним землям. Генрих VIII, начавший реформацио в Англии, роздал много отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам. Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованные земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих прав (в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). При Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованных земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была временно епископальная церковь, предпринята была С. и той церковной собственности, которая не была тронута реформацией. Церковные имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в государстве и ее имения. Католическая реакция положила предел процессу С., но он возобновился в ХVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприятен духовному землевладению (см.). Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ (см.). Иосиф II в Австрии упразднил множества монастырей, обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в. католических странах начался с французской революцией. Учредительное собрание в. 1789 г. объявило церковные земли собственностью нации и решило их продать для уплаты государственных долгов. Эту меру рекомендовали еще некоторые писатели XVIII в., “для блага и пользы государства” (см. Национальные имущества). Где во время революции утверждалась власть французов или под их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенно совершалась и С. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалось еще очень много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецких князей, потерявших владения на. левом берегу Рейна (см. Люневильский мир 1801 г. и Наполеон). В силу этой С. перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Аутсбург, Пассау, Гильдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Корвей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви (см. Kleinschmidt, “Die S. von 1803”, Б., 1878). В более близкое к нам время С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С. представляет собой и превращение в светское владение бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой, при Наполеоне I присоединен к французской империи; во время революции 1848 г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской области совершилась в два приема — в 1860 г. (Романья) и в 1870 г., когда окончательно пала светская власть папы. С. реформационной и революционной эпох влекла за собой важные политические и экономические следствия. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные средства, и в то же время создала из новых владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных или государственных порядков. В эпоху реформации приобретателями секуляризованных земель были преимущественно дворяне, в эпоху революции — отчасти буржуазия, отчасти крестьяне. Нередко при этом изменялся сам характер собственности, вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны, новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. В Англии, напр., в XVI в., новые владельцы стали изменять способы пользования землей крестьянами к невыгоде последних (между прочим — заменяли пашню лугом), что вызвало ряд народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее время, да и до сих пор история С. остается мало исследованной. Литературу — см. Церковное землевладение. — В современной исторической науке термин С. получил и другое значение. Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер. Следя за изменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства, права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеется освобождение от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существования и т. п. (в отличие от теократизма, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм (см.). Религиозная реформация XVI в. и католическая реакция задержали процесс С. культуры, а “просвещение” XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом смысле является клерикализм (см. это слово и Культуркампф). В отдельных случаях С. жизни шла под специальными лозунгами, вроде реабилитации плоти (у сенсимонистов), лаицизации образования (французские школьные законы семидесятых и восьмидесятых гг. и т. п.), но, в сущности, все это лишь отдельные виды С., которая, притом, может иметь весьма различные степени.

Н. Кареев.

Предложения со словом «секуляризация»

Новое пушкиноведение в лице самых сильных своих основоположников объявило как бы научную секуляризацию образа Пушкина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...