СДВГ у малышей: Ранние признаки, симптомы и лечение

Характеристика проблемы

Развитию болезни чаще подвержены дети в возрасте от 2-3-х лет и старше. У взрослых также может возникнуть заболевание, но такие люди меньше поддаются его негативному воздействию, больше себя контролируют. Дети, наоборот, испытывают острую нехватку взаимоотношений с другими людьми.

Возникновение в сознательном возрасте болезни обусловлено генетической предрасположенностью. Но проявляющиеся симптомы практически не развиваются. Это обусловлено тем, что на первом плане у взрослого человека стоят семья, работа, поэтому эмоции отодвигаются на второстепенный план.

Часто заболевание проявляется у мальчиков. Практически в каждом классе есть яркий представитель симптомов синдрома дефицита внимания.

Когда фиксируется развитие СДВГ у детей, то он характеризуется неспособностью удерживать собственное внимание на каком-то определенном предмете или событии. Пациент проявляет чрезвычайную активность, пытаясь быть в нескольких местах одновременно.

Если на уроке ребенок совершает ошибку в задании, он не концентрирует внимание на ней, не слушает объяснений в своей неправоте и не вслушивается в поучительные слова. В некоторых ситуациях поведение ребенка переходит все границы, он не может контролировать себя, постоянно вертится, вскакивает на своем месте. Именно такие реакции сильно заметны на фоне других детей, которые спокойно увлечены учебными занятиями или совместной ролевой игрой.

В большинстве случаев учителя замечают отклонения в развитии и стремятся повесить на ребенка ярлык «СДВГ». Для подтверждения симптомов необходимо пройти диагностику у психолога.

Выделяют следующие разновидности дефицита внимания у ребенка:

  1. Невнимательность – только этот симптом, предопределяющий болезнь, проявляется у больного при СДВГ. При этом вероятность возникновения гиперактивности практически полностью исключается;
  2. Импульсивность и гиперактивность – клиническая картина сопровождается не только повышенной по сравнению с другими детьми активностью, но и вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью и нервозностью;
  3. Смешанный вид – формирующийся у пациентов чаще других типов. В него включаются оба признака синдрома. Может развиваться не только у маленьких пациентов, но и у взрослых людей.

Если опустить человеческий фактор и прислушаться к языку психологии, синдром дефицита внимания представляет собой дисфункцию нервной системы, характеризуется нарушением нормального функционирования головного мозга. Такие проблемы, связанные с важнейшим органом человека, являются самыми опасными и непредсказуемыми.
Воспитание и коррекция

Для предотвращения последствий от развития заболевания необходимо следить за поведением ребенка и вовремя обратить внимание на возможные неполадки в формировании индивида. Своевременно обнаруженные симптомы подлежат терапевтическому воздействию. Поэтому паниковать без причин и расстраиваться при выявлении диагноза не стоит.

Распространенность заболевания

Экономическая нестабильность, неблагоприятная домашняя атмосфера, асоциальные поступки окружающих провоцируют увеличение числа больных, страдающих пограничными психическими расстройствами. Синдром СДВГ не позволяет человеку приспособиться к окружающей его среде.

Точные данные о распространении заболевания на территории России отсутствуют. Приблизительные показания по некоторым областям: патология учащихся – 7%, у дошколят – 20%.

Logotip.jpg

Достоверным фактом считается, что патологическим изменением в коре головного мозга больше подвержены дети из неблагополучных и неполноценных семей. Частота случаев заболевания у мальчиков в несколько раз больше, чем у девочек.

Неправомерность статистических данных о синдроме в России — результат неправильно расцененных диагнозов. Часто психиатры идентифицируют понятия синдрома дефицита внимания и минимальную мозговую дисфункцию.

В США синдром диагностирован у 3 – 5% от общей массы, проживающих на территории страны. Европейские показатели – 2,2 – 9,5% детского населения. Многие авторитетные ученые с мировым именем сходятся во мнении, что увеличение числа больных – маркетинговый ход фармацевтических компаний. Глобальное распространение патологии связано с доступностью психостимуляторов.

Является ли отклонение от нормы проблемой?

Прежде всего, подчеркнем, что слово «норма» используем условно. Оно подразумевает комплекс закрепленных навыков типичного поведения. Однако любые отклонения от прописанных параметров не следует воспринимать, как конец света. Родителям очень важно не отчаиваться, а понять ситуацию и помочь ребенку.

Главное задание ? своевременно выявить особенность малыша, не упустить момент и научится правильно руководить ситуацией.

Определение

Суть заболевания заключена в самом термине – характерными нарушениями являются снижение внимания и гиперактивность у ребенка. В последующем такие проявления опасны в плане развития нарушений обучения, девиантного поведения, снижения качества жизни. Патология относится к этиологически гетерогенной патологии, то есть причины СДВГ могут быть различны.

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В связи с этим термин «синдром СДВГ» неприменим.

Первые признаки СДВГ, как правило, возникают у детей старше 5 лет. Хотя изначально может иметь место субклиническая стадия заболевания с манифестацией в более позднем возрасте. Существует теория, согласно которой СДВГ, дебютируя в детстве, не купируется впоследствии, а лишь претерпевает ряд изменений. Коррекция состояния может повлиять только на количественную и качественную трансформации. Действительно, существуют некоторые отличия объективных проявлений СДВГ у детей разных возрастных групп. У дошкольников и учащихся начальной школы преобладают гиперактивность и агрессивность в общении с окружающими. Для подростков более характерными считаются дефицит внимания, тревожно-фобические расстройства, вызывающее поведение. 

Причины

Существует множество предположений по поводу того, чтоименно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но неодин невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкуюсвязь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различныхнарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические ипсихосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновениягиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действиенаследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что жекасается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаютсяцеребрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаютсянарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.

Причины развития СДВГ

Не последняя роль в развитии заболевания отводитсяпсихосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия междуродителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицитсредств к существованию, что может отягощаться насмешками со сторонысверстников.

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенныетребования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Основные причины СНДГ у детей

«Корни» патологии кроются в нарушенной функции подкорковых ядер мозга, а также лобных его участков, либо в функциональной незрелости мозга. Адекватность обработки информации дает сбой, вследствие чего возникает избыток эмоциональных (а также звуковых, зрительных) стимулов, что ведет к раздражению, беспокойству и пр.

Нередко закладка СДВГ происходит еще в утробе матери.

У ребенка дефицит внимания — что делать

В первую очередь при появлении симптомов следует идти к врачу. Для диагностики необходимо обратиться к педиатру, который затем направит к необходимым специалистам (детскому психиатру или невропатологу). Доктор диагностирует маленького пациента вместе с другими врачами.

Большое количество детей не диагностированы в начальных классах (с 1 по 4). Их признаки распознают врачи до того, как они пойдут в среднюю школу. В большей мере это касается тех детей, у которых нет симптомов гиперактивности и есть высокие интеллектуальные способности. Из-за этого они получают хорошие оценки в школе, не вызывая подозрений на СДВГ.

Отсутствие лечения вызывает отклонения в поведенческой, социальной и душевной сферах. Важно правильно диагностировать синдром дефицита сосредоточенности. Есть дети, которые обладают другим темпераментом и поэтому могут быть активными или пассивными. У такого ребенка дефицита сосредоточенности нет. Что делать после диагностики и постановки диагноза? Лечить.

Классификация СДВГ

СДВГ характеризуется наличием несколько видов:

  • Невнимательный. Симптомы СДВГ проявляются в виде невнимательности. На фоне этого ребенок не может полноценно запоминать и усваивать информацию.
  • Гиперактивный. В этом случае ребенок не может сидеть на месте даже минимально короткий промежуток времени.
  • Смешанный. В данном случае гиперактивность смешивается с невнимательностью. Это наиболее сложная форма заболевания.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Гиперактивные дети

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Гиперактивный ребенок с приборами

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Дифференциальная диагностика СДВГ у детей раннего возраста

Другие состояния могут вызвать симптомы подобные СДВГ. К ним относятся:

Травма головного мозга;

Расстройства настроения, в том числе депрессия и тревога;

Другие психические расстройства;

Судорожные расстройства;

Проблемы со сном;

Проблемы с щитовидной железой;

Проблемы со зрением или слухом.

Дети дошкольного или младшего возраста, которые проявляют симптомы СДВГ, должны быть оценены специалистами, такими как логопед, педиатр, психолог или психиатр.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Когда проявляется

Проявляться синдром гиперактивности способен еще с младенческого возраста, но наиболее ярко признаки нарушений развития обнаруживают себя в 4-6 лет. Родителям не рекомендуется самостоятельно решать, насколько поведение малыша отличается от нормы – только визит к специалисту способен с точностью определить тревожную патологию.

СДВГ у крох до 1 года — симптомы:

  • Бурная реакция на разного рода манипуляции.
  • Избыточная возбудимость.
  • Задержка в развитии речи.
  • Нарушенный сон (слишком долго бодрствует, плохо спит, не уложить, и пр.).
  • Задержка физического развития (прим. – в 1-1,5 мес.).
  • Повышенная чувствительность к яркому свету либо звукам.

Конечно, не стоит паниковать, если данная симптоматика – явление редкое и единичное. Также стоит помнить, что капризность крохи в столь юном возрасте может быть следствием смены питания, растущих зубов, колик и пр.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Правила для родителей

Что делать родителям, и какие правила соблюдать? Основное правило для взрослых – ни в коем случае не пытаться заставить малыша. Если медицинские советы рекомендуется выполнять безукоризненно, лучше пытаться изменить режим постепенно, заранее подготавливая свое чадо к некоторым нововведениям.

Обязательно после каждого нового достижения хвалить, поощрять, ободрять малыша. Если что-либо не получается, обратить на ошибки внимание, проанализировать, попробовать применить другую тактику.

Особенности обучения

Родителям нужно понимать, что ребёнок с СДВГ в школе — всегда проблемный. Они должны настроиться на постоянные жалобы учителя о том, что он плохо ведёт себя и на уроках, и на переменах, не выполняет элементарных заданий, отвлекает других и т. д. Надо набраться терпения, обязательно заручиться поддержкой школьного психолога и иметь на руках документ с подтверждённым диагнозом.

В некоторых крупных городах имеются специальные школы, где организуется специфическое обучение детей с СДВГ, направленное на сглаживание основных симптомов. При этом используется адаптированная образовательная программа, в которой учтены все потребности таких деток:

  • укороченная продолжительность уроков;
  • частые игровые моменты;
  • применение нейролингвистических упражнений;
  • максимальное развитие когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления;
  • двигательная терапия и специальные ЛФК.

Однако это частные, а не государственные школы, и обучение в них стоит немалых денег. Если таких возможностей нет, оптимальный вариант — подыскивать учебные заведения, в которых есть учителя и психологи, имеющие опыт работы с такими детьми. Они смогут учитывать их особые образовательные потребности и обеспечить им индивидуальный подход в процессе обучения.

Влияние СДВГ на навыки ребенка 

У детей, страдающих СДВГ, могут “хромать” следующие навыки:

  • Концентрация: следование указаниям или поддержание последовательности мыслей; 
  • Импульсный контроль: фильтрация неуместных мыслей или проявление здравого смысла; 
  • Организация: тайм-менеджмент, организация вещей, необходимых для выполнения задачи; 
  • Физический контроль: состояние неподвижности, умение не прикасаться к вещам (например, в музее) или людям.

Альтернативные методы лечения

Терапевт может рекомендовать альтернативные методы лечения и изменения в рационе, которые полезны для лечения симптомов. Они включают:

· Упражнения для медитации и осознанности, направленные на устранение тревоги.

· Работа с психологом, чтобы изучить организационные методы и другие повседневные навыки преодоления трудностей.

· Техника эмоциональной свободы. Она известна как постукивание и включает в себя использование пальцев, чтобы постучать по серии меридианов на теле, которые активируют эмоциональное освобождение.

· Тренировка нейробиоуправления (или биообратная связь ЭЭГ) используется для получения волновых паттернов мозга, связанных с концентрацией.

· Изменения в питании, направленные на употребление в пищу продуктов, для улучшения работы мозга. Например, ограничение употребления белой муки, белого сахара, обработанных пищевых продуктов и включение большего количества фруктов и овощей, а также продуктов, богатых омега-3 жирными кислотами, таких как грецкие орехи и лосось.

Проходит ли проблема со временем

При правильном подходе и лечении проявления гиперактивности и дефицит внимания со временем у ребенка уменьшаются и к подростковому возрасту становятся практически незаметными.

Последствия СДВГВозможные последствия СДВГ

Однако следует понимать, что полностью исчезнуть диагноз не может. Он перейдет в скрытую форму или трансформируется, изредка напоминая о себе быстрой сменой настроения, депрессией или невозможностью заняться каким-то одним делом. Поэтому главная задача родителей и педагогов – к совершеннолетию научить ребенка самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение, использовать усилия воли и целеустремленность.

Помните! Детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень нужно постоянно ощущать любовь и ласку. Они не всегда могут быть внимательны сами, но очень хотят, чтобы другие люди с пониманием и внимательностью относились к ним.

Терпение, поддержка и старательность смогут изменить отношение к особенным и по-своему уникальным членам общества!

Оставить комментарий

Гиперактивность у школьников

В школьные годы СДВГ становится причиной возникновения проблем с освоением образовательной программы. Низкий уровень умения сохранять внимание во время уроков, отсутствие готовности концентрироваться во время выполнения домашних заданий становится причиной значительного снижения успеваемости. Отсутствие контроля со стороны медиков приводит к повышенной тревожности.

Школьники, страдающие гиперактивностью, попадают в разряд неуспешных учеников, несмотря на идеальное состояние интеллектуальных способностей. Ребенок становится нервным и вспыльчивым. У него снижается самооценка.

То, что можно сделать дома

Очень важно научиться обращаться с ребенком с СДВГ дома – это поможет снизить риск развития возможных побочных эффектов.

  • Создайте четкий график, включив в него все регулярные и важные виды деятельности: выполнение домашних обязанностей, просмотр телевизора или игры, время приема пищи, время сна и учебы.
  • Обращайте внимание на ребенка, давая ему инструкции, так как многозадачность во время разговора может сбить его с толку.
  • Хвалите и цените все маленькие задания, которые ребенок способен выполнить самостоятельно.
  • Будьте последовательны в своих ожиданиях. Устанавливайте понятные для ребенка ограничения, которым он сможет следовать.  
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...