С чего начать духовное развитие: пошаговое руководство

Содержание

Часть 1

1. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире называется

1) мышлением
2) миросозерцанием
3) мировоззрением
4) менталитетом

2. Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно

1) научное мировоззрение
2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение
4) официальная доктрина

3. Источниками этого типа мировоззрения являются Библия, или Талмуд, или Коран

1) научное мировоззрение
2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение
4) официальная доктрина

4. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется:

1) верой
2) долгом
3) убеждением
4) совестью

5. Какое утверждение верно:

1) убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения
2) убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения
3) убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения
4) убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения

6. Совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта называется

1) мышлением
2) миросозерцанием
3) мировоззрением
4) менталитетом

7. Одним из видов фольклора является (-ются)

1) поп-музыка
2) «самиздат» советского периода
3) частушки
4) артхаус

8. Одним из видов элитарного искусства является (-ются)

1) народная музыка
2) анекдоты советского периода
3) городской фольклор
4) «артхаусное» кино

9. Течение, которое противостоит традиционной культуре, отрицает ее, называется

1) контркультурой
2) субкультурой
3) элитарной культурой
4) фольклором

10. Какой признак не характеризует научное мировоззрение

1) стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2) прочная обоснованность достижениями науки
3) органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью людей
4) реальность содержащихся целей и идеалов

11. Какой признак не характеризует обыденное мировоззрение

1) формируется стихийно
2) опирается на жизненный опыт человека
3) недостаточно использует опыт других людей
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием

12. Какой признак не характеризует религиозное мировоззрение

1) стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2) опирается на жизненный опыт человека
3) ориентировано на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием

13. К представителям элитарной культуры обычно относят

1) кинорежиссера А. Тарковского
2) писателя Л. Толстого
3) художника И. Глазунова
4) искусствоведа Ю. Лотмана

14. К контркультуре не относятся

1) движение панков
2) городской фольклор
3) уголовная субкультура
4) хиппи

15. К массовой культуре в настоящее время можно отнести

1) поп-музыку
2) былины
3) философские трактаты
4) музыку андеграунда

Классификация видов деятельности человека

Существует огромное количество классификаций видов деятельности в зависимости от научного похода их определяющего. Наиболее крупное разделение основывается на противопоставлении материального и духовного мира человека. Оно предполагает выделение двух видов – практического и духовного.

Духовная и материальная деятельность

Материальная деятельность — преобразует практическую составляющую человеческой жизни – окружающий мир, его объекты, включающие как предметы, так и социум.

Она разделяется:

  • на производственную — представляющую собой трансформацию объектов природы;
  • социально-преобразующую — имеющую целью реформирование и усовершенствование системы общественных связей.

Примером производственной деятельности может служить создание материальных ценностей, от добычи полезных ископаемых до изготовления товаров народного потребления.

Виды деятельности

Духовная – ориентирована на изменение (совершенствование) сознания человека. Это вид очень разнообразен. Он охватывает разные стороны человеческой жизни и разделяется на три составляющие.

1. Духовно-практическая (она же познавательная) – представляет опосредованную личностным отношением переработку окружающей действительности, выраженную:

  • искусством;
  • мифологическим наследием;
  • религиозными учениями.

2. Духовно-теоретическая (прогностическая) – выражается:

  • научной работой;
  • изучением природных законов и явлений;
  • изучением общественных механизмов развития.

3. Ценностно-ориентировочная – характеризуется идеологическим и мировоззренческим осмыслением и восприятием окружающего мира.

Современная наука не признаёт преимущественной ценности одного вида деятельности пред другим. Для гармоничного существования личности они важны равнозначно.

Основные формы морального функционирования

Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:

  • словесных сочинений и ученых трактатов;
  • шедевров скульптуры и архитектуры;
  • музыкальных и живописных творений;
  • кинофильмов и телепередач.

Любая форма выражает замысел автора, его убеждения и анализ фактов, инцидентов, поступков.

Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.

Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.

Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.

Нравственные основы жизни человека

Нравственность – это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.

Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.

Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.

Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.

Задания[править | править код]

Духовная культура в первобытном обществе[править | править код]

  • Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

Культура первобытного общества, которая зародилась с человеком разумным, считается одним из древнейших периодов истории. Все народы нашей планеты прошли эту ступень исторического развития, формируя истоки последующих достижений человечества (как духовных, так и материальных). Именно в это время появились первые индивиды и первые государства, но следует отметить, что жизнь первобытных людей так и не стала полностью изученным фактом.[7]

Нельзя обозначить однозначно, была ли духовная культура того времени богатая или нет, она была такой, какая она сложилась в те времена и сравнивать с другим периодом истории некорректно. Культурное развитие людей в период позднего палеолита привело к возникновению веры в сверхъестественные силы. Представлениями религии того периода являются тотемизм, фетишизм и прочее. Из многочисленных ритуалов создавались культы зверей, предметов, природных явлений. Центральное место в культовых обрядах занимала магия — вера в сверхъестественные возможности, последствиями чего можно считать многочисленные обереги, талисманы и амулеты.

В период железного века начинает закладываться культ языческих богов, которые покровительствовали основным силам природы: грому, дождю, Солнцу, огню, воде.

Появление медных и бронзовых изделий повлекло за собой изготовление музыкальных инструментов для обрядов.

Изобразительное искусство становится более развитым. Сажа и охра – основные цвета. Человеческие изображения почти отсутствуют. Те, которые были найдены, посвящены женщине. В конце палеолита наступает настоящий расцвет изобразительного искусства. Животные на рисунках обретают движение, появляются динамичные позы. Рисунок полностью раскрашивается несколькими цветами с разными оттенками.[8]

Картина мира древнего мира[править | править код]

  • Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Картина мира древних Афин[править | править код]

Античная картина мира возникла в Древней Греции в VI в. до н. э. и существовала на протяжении двух тысячелетий, вплоть до XVII в. н. э. Целью науки в это время было познание ради истины, а не ради тех практических применений, которые могли из этого познания проистечь.

В античной науке и в средние века считалось, что достоверно лишь такое знание, которое человек открывает с помощью своих органов чувств. Голова открывает сущность природных явлений, а наблюдения подтверждают. Наблюдения над изделиями рук человеческих не дают возможности познать сущность природных явлений. Эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание. Эксперимент в античной науке не стал главным источником информации.

Применение математики при исследовании природы считалось также недопустимым, поскольку: а) математика имеет дело с абстрактными, нематериальными понятиями, а природа конкретна; б) математика имеет дело с постоянными величинами и отношениями, а природа непрерывно изменяется.

Пространство предполагалось анизотропным: когда Земля считалась плоским диском, выделенным было одно направление – перпендикулярно к плоскости диска; после открытия шарообразности Земли – направление к центру шара. В гипотезе, где центром мира было Солнце, выделенным было направление к Солнцу.

Взгляды на строение мира были различные. Демокрит и его последователи предполагали, что тела состоят из неделимых атомов, двигающихся в пустоте. Материальны и атомы, различающиеся по форме, величине, весу, и пустота. Свойства тела зависят от рода атомов и их расположения. Аристотель и его последователи считали, что тело состоит из смеси частичек четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Там, где не было тел, существовал эфир. Аристотель отвергал мысль о существовании пустоты.

Предполагалось, что небесные тела подчиняются одним законам, а земные – другим (в частности, небесным телам присущи лишь наиболее совершенные, круговые движения, вечно повторяющиеся).

Некоторые ученые считали, что все события предопределены заранее, совершается только необходимое (Демокрит и др.). Другие же считали, что возможны случайные события. Например, атомы могли двигаться по пустоте хаотически (Эмпедокл, Лукреций Кар).

За 500 лет до н. э. Анаксагор, высказывая предположение о сохранении материи, говорил, что ничто не может стать чем-нибудь иным и ничто не может быть уничтожено, а Эмпедокл был уверен, что только сумасшедшие могут полагать, что в мире может начаться нечто, чего никогда не было, ибо то, что есть, не может пройти или исчезнуть бесследно. Аристотель считал, что природа существует сама по себе вечно. Явления природы повторяются. Многие гениальные догадки древних нашли подтверждение в наши дни.[9]

Картина мира средневекового человека[править | править код]

Стержнем средневекового сознания явилось религиозное мировоззрение (христианское мировозрение), в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произволу как угодно изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог. Такие представления порождались как практическим бессилием человека перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения (социальный гнет, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).

Средневековое сознание было ориентировано преимущественно на межличностные отношения. Но в их отражении и воспроизведении преобладают эмоциональные стороны, факторы сознания.

Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

Для средневекового человека природа — это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога. Поэтому и восприятие природы раздваивалось на предметную и символическую составляющие. Познавательный аспект средневекового сознания был направлен не столько на выявление объективных свойств предметов зримого мира, сколько на осмысление их символических значений, т.е. их отношения к божеству.

В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения были пронизаны ритуалами. Все формы действий людей, включая коллективные, строго регламентированы. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. С ними связывались надежды на дополнительную сверхъестественную помощь со стороны “добрых” сил и ограждение от “злых”. Точное соблюдение ритуально-магических действий, обычаев, праздников, исполнение разного рода заклинаний, просьб, призывов считалось необходимым условием благоприятного исхода деятельности, причем не только в хозяйственной области, но и в сфере общения людей, в сфере познания, политической и юридической практики и др. В ремесленном и мануфактурном производстве ритуалы сопровождали каждую технологическую процедуру, поскольку в их выполнении виделось условие полного раскрытия заложенных в предметах труда потенциальных возможностей.[10]

Закономерности развития культуры[править | править код]

  • Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Термин преемственность можно охарактеризовать, как связь между явлениями в процессе развития и становления, когда новое, заменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Историческая преемственность обозначает передачу и усвоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, обозначает так же всю совокупность действия традиций.[11]

Действие закономерности преемственности в процессе поступательного движения ярко обнаруживается в ходе прогрессивного развития культуры в ее связи с развитием всего общества.

Развитие материального производства — основы прогресса всего общества и его культуры — предполагает совершенствование орудий труда и производственного опыта трудящихся масс. Но совершенствовать орудия труда, т. е, осуществлять культуротворческую деятельность, невозможно, не опираясь на результаты предшествующей деятельности, на ранее накопленный опыт. «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями…». Поэтому невозможно вычеркнуть из истории общества и культуры ни один её этап, ибо каждая предшествующая фаза оказывает активное влияние на последующую. Сказанное относится и к духовной культуре, уровень развития которой, будучи обусловлен экономическим развитием своей эпохи, в то же время прямо и непосредственно зависит от культурного наследия, накопленного предшествующими поколениями.

Отчетливо обнаруживается закономерность преемственности в науке: здесь можно очень наглядно проследить связь исследований, преемственность результатов, цель открытий. Например, обнаружение В. Рентгеном невидимых лучей привело А. Пуанкаре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюоресценции, а А. Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранее самопроизвольное излучение урана, что в свою очередь привело супругов Кюри к открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов.[12]

Функции духовной культуры[править | править код]

  • Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.
Функция Содержание
Познавательная Познавательная функция духовной культуры сводится прежде всего к своему, личному мировозрению и мировозрению других культур. Познавательная функция здесь играет роль сопоставления общих черт культуры и их различия, что даёт наиболее полное понимание мира, обществ и людей.
Оценочная Оценочная функция духовной или религиозной культуры позволяет определить уровень развития. Например можно оценить уровень развития духовной культуры в диких племенах Африки и сложившуюся ситуацию развития христианской культуры.
Регулятивная (нормативная) Регулятивная функция любой религии заключается в том, чтобы влиять на поведение людей в обществе. Примером может быть следование основным заповедям, а также совершение определённых ритуалов. Таким образом духовная культура регулирует взаимодействие людей в обществе, в том числе между разными конфессиями и общинами.
Информативная Информативная функция духовной культуры позволяет нам понять духовные или религиозные аспекты общества, а также других культур и религий.
Коммуникативная Коммуникативная функция духовной культуры позволяет находить и общаться с преверженцами своей духовной / религиозной традиции. Как правило это происходит в рамках воскресных школ, храмов, церквей или монастырей
Социализация Социализация в рамках духовной культуры объединяет людей под общей идеей.

Часть 2

1. Вставьте пропущенное понятие: «___________ это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков».

2. Установите соответствие между народными героическими эпосами и странами их происхождения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Эпос

А) Песнь о Роланде
Б) Песнь о Нибелунгах
В) Манас
Г) Садко

Страна

1) Германия
2) Франция
3) Россия
4) Киргизия

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Установите соответствие между типами мировоззрения и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Мировоззрение

А) теоцентризм
Б) природоцентризм
В) антропоцентризм
Г) социоцентризм
Д) наукоцентризм

Содержание

1) считает природу основой всего сущего
2) отдает приоритет во всем сущем Богу
3) отдает приоритет обществу
4) отдает приоритет знаниям
5) ставит в центр всего сущего человека

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Расставьте в иерархической последовательности от низшему к высшему следующие ценности.

1) ценности чувства жизни (здоровье и болезни, радость и печаль, мужество и страх и т.д.)
2) ценности чувственного восприятия (удовольствие и пр.)
3) нравственные ценности (добро и зло, долг, жалость к ближнему и пр.)
4) духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.д.)

Виды деятельности, которые выделяет наука

Помимо глобально разделения на материальную и духовную деятельность, выделяются виды, которые большинством научных исследований признаются основными, так как они определяются онтогенетическим развитием человека и имеют максимально обобщающее значение, это:

  • игра;
  • обучение;
  • труд;
  • общение.

Кроме того, выделяется ещё творчество, занимающее в системе видов деятельности особое положение.

Творчество

Виды деятельности

Творчество — это создание нового продукта материальной или нематериальной формы в процессе собственных личностно-опосредованных действий человека.

Признаки, определяющие творчество: неординарность, инновации и самобытность.

Понятие «творчество» неразрывно связано с творческой личностью и творческим процессом как целостным явлением.

Творческая личность – это человек, одарённый способностями, позволяющими ему своеобразно воспринимать и перерабатывать сигналы окружающего мира и собственные ощущения, превращая их в оригинальные идеи и продукты.

Особым образом стоит отметить творческие способности, называемые талантами, к которым относится: музыкальная одарённость, художественная, литературная, артистическая и т. д.

Сам творческий процесс можно разделить на несколько этапов:

  1. подготовку – зарождение творческого замысла, сбор материалов к нему;
  2. созревание – работа с подготовленным материалом, поиск решения;
  3. озарение – определение единственно верного решения, переход от незнания к осознанию;
  4. проверку – создание конечного продукта, анализ полученных результатов, окончательное принятие творения.

Виды деятельности

Планируя написание литературного произведения, автор приступает к первому этапу его создания: находит близкую для себя тему и начинает сбор информации по ней. К ней могут относиться разнообразные источники, затрагивающие интересующий автора вопрос:

  • исторические архивы;
  • литературные произведения других авторов;
  • воспоминания современников или свидетелей;
  • места, где происходили описываемые события;
  • информацию, которая может послужить для описания деталей и подробностей разных литературных сцен.

Вторым этапом будет работа с этими материалами, выстраивание схемы и плана произведения. Третьим — его окончательная концепция, написание. Четвёртым — вычитывание, корректировка текста.

Учение

Виды деятельности

Учение (обучение) – целенаправленное усвоение знаний, умений и навыков с помощью специальных методов и средств.

Может осуществляться как в активной (заучивание, тренировки), так и в пассивной, то есть неосознанной (случайное запоминание) форме.

Процесс обучения характеризуется взаимодействием обучающего и обучающегося. Однако только активная личностная позиция последнего служит залогом успешности достижения результатов. Целью учёбы является изменение самого обучающегося, рост его знаний и умений.

Примером учебной деятельности может служить не только школьное образование, но и передача знаний от родителей детям, когда, например, папа учит сына кататься на велосипеде. В начале обучения предлагается теоретическая часть, с объяснением, что делать, а в дальнейшем объяснения подкрепляются тренировочными упражнениями, повторяющимися, пока не будет сформирован навык самостоятельной езды.

Игра

Виды деятельности

Игра – особый вид деятельности, направленный не на получение результатов, а имеющий своей целью участие человека в самом процессе.

Игра, являясь предпосылкой для обучения, помогает на условном уровне усваивать и воспроизводить общественный опыт и его ценности, а также учит ребёнка регулированию собственного поведения, предлагая правила, от выполнения которых зависит её успешность.

Несмотря на то что игра воспринимается как досуговое развлечение, она не только способствует развитию личности, но обучает необходимым навыкам и поведенческими реакциям в ответ на моделируемые ситуации. Например, игра в магазин предлагает ребёнку пережить ситуацию покупки товаров, отрабатывая соответствующие диалоги и способы поведения.

Общение

Виды деятельности

Общение имеет свою специфику, выражающуюся во взаимоотношении одного субъекта с другим, в отличие от иных видов, в которых выделяется субъектно-объектная связь.

Цель общения – передача информации с помощью разных способов коммуникации:

  • вербального (устного);
  • письменного;
  • невербального (интонации, жестикуляция, акценты).

Помимо информации, с помощью общения передаётся эмоциональный фон собеседников.

Виды деятельности

Каждому возрастному этапу человека соответствуют разные формы общения:

  • младенчество — обмен эмоциями;
  • ранний возраст – накопление словаря, формирование речевых навыков;
  • дошкольный возраст — межличностное общение со сверстниками и т. д.

Примером общения может служить диалог между двумя собеседниками, в котором один рассказывает о произошедшем с ним событии, а другой эмоционально реагирует на рассказ и комментирует его, высказывая своё отношение.

Труд

Виды деятельности

Труд — это осознанная, целесообразная деятельность, направленная на изменение окружающего мира ради удовлетворения личных или социальных потребностей.

Она имеет своей целью практический результат в виде определённых благ:

  • материальных – получение пищи или жилья;
  • духовных – достижения науки, культуры и искусства.

Процесс труда представляет собой сложное соподчинённое взаимодействие трёх составляющих:

  • человеческой деятельности как труда; 
  • орудий труда;
  • материалов, преобразующихся в результате труда.

Труд считается основной формой деятельности, которая способствовала развитию общества не только в бытовом или социальном, но и культурно-творческом плане. Именно благодаря непрерывному труду формирование человека достигло современного уровня.

Виды деятельности

Примером труда можно назвать приготовление пищи. Для этого необработанный, непригодный к еде продукт с помощью кухонных приспособлений подвергается:

  • предварительной обработке — мытьё, чистка, нарезка;
  • тепловой обработке – варка, жарка или запекание;
  • по истечении необходимого времени приобретает съедобные качества.
  • подаётся на стол.

За исключением творчества, все вышерассмотренные виды деятельности характеризуют определённые возрастные этапы развития человеческой личности. Текущий вид является предпосылкой для формирования последующего, закладывая необходимые для этого потребности, способности и возможности.

Как формируются?

На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:

  1. Семья. Родители — первые люди, с которыми активно контактирует ребенок. Их представления о нормах, потребностях и ценностях повлияют на него.
  2. Общество. В социуме уже давно сформированы представления о том, какие должны быть ценности у каждого человека.
    Кто-то назовет отдельные из них спорными, однако же влияние общества крайне велико, и большинство людей неосознанно подстраиваются под требования.
  3. Друзья, коллеги. Когда человек становится старше, на него начинает влиять более широкий круг людей.
  4. Состояние психического и физического здоровья. У серьезно больного человека представления о потребностях могут отличаться от тех, которые присутствуют у здорового. А люди со значительными интеллектуальными дефектами в принципе могут не иметь ярко выраженных духовных потребностей.
  5. Образование. Многое зависит от его качества и доступности, а также от компетентности преподавателей и руководства.

Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций,
  • идеальные модели для общественных изменений,
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Вопросы и задания к документу[править | править код]

  • Какие особенности народной культуры выделяет автор?

Народная культура — это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности. Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа и культурной идентичности народа, которая питает коллективное самосознание и влияет на современную культуру.

Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Примеры народной культуры – это народные сказки, народные былины, легенды, народные игры, поговорки, народный танец, декоративно-прикладное искусство, народные поверья, традиционные обряды, народные блюда, народный костюм и многое другое. Мы с детства привыкли слушать русские народные песни, видеть исконные проявления русских народных обычаев, надевать элементы народного костюма (сарафан, рубаха-косоворотка и др.), посещать русскую крестьянскую избу. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т.е. культуру нации, этноса.[13]

  • Проиллюстрируйте названные особенности собственными примерами известных вам произведений народной культуры.
  • Матрёшка – игрушка русской народной культуры

  • Русский национальный костюм. На переднем плане Сарафан

  • Жар птица – герой русских национальных сказок

  • Как автор характеризует субъекта народной культуры?

Субъектом народной культуры может выступать одна конкретная личность, группа из нескольких людей и весь народ, принадлежащий к той или иной культуре.

  • Существует мнение. что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её.

На этот вопрос можно ответить и “да” и “нет”. Если да, то это связано прежде всего с глобализацией, мы сталкиваемся со всевозможными другими культурами, течениями и информационное поле наполнено огромным количеством информации о самых разных направлениями, поэтому на этом фоне фольклор просто “утонул” и кажется малозаметным. Можно ответить и нет, так как количество представителей фольклора осталось практический тем же, как и в другие времена, просто не было возможности сталкиваться с другими течениями других культур, направлений.

Духовное развитие на основе практик

фото 155Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Примеры духовной деятельности человека

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Виды и уровни ценностей

Психолог и социолог С. В. Капиканов делит ценности на две группы: социально-деструктивные и социально-конструктивные. К первым автор относит деньги, известность, комфорт, телесное наслаждение. Ко вторым – семью, любовь, веру, родину. Первая группа ценностей превращает людей в вещи, разрушает отношения, учит воспринимать других как средство достижения цели или как препятствие. Вторая группа учит взаимопомощи, поддержке и сплочению.

Но стоит упомянуть об относительности отдельных ценностей. Не все люди готовы идти по головам других ради личного успеха. А другие ради семьи готовы пойти даже на обман и мошенничество. Любую ценность нужно оценивать исключительно в системе ценностей отдельного человека.

Это далеко не единственная классификация. Обобщенно можно выделить следующие критерии и виды ценностей:

  • по объекту: материальные, духовные (моральные);
  • по содержанию и предмету: социально-политические, экономические, моральные;
  • по субъекту: общественные, классовые, групповые;
  • по цели: эгоистичные, альтруистичные;
  • по уровню обобщенности: конкретные, абстрактные;
  • по способу проявления: стойкие, ситуативные;
  • по роли в человеческой деятельности: терминальные (цель), инструментальные (способ);
  • по содержанию деятельности: познавательные, предметно-преобразующие;
  • по принадлежности: личностные, групповые, коллективные, общественные, национальные, общечеловеческие;
  • по отношению группы и общества: позитивные, негативные.

Моральные и духовные ценности человека

Существует еще немало классификаций ценностей, но в широком смысле их можно поделить на две группы: материальные и моральные (духовные). Формируются ценности в ходе специально организованного (семья, школа) и случайного (улица, СМИ, друзья) воспитания.

Образование

Роль образования в жизни человека трудно переоценить, оно обеспечивает передачу полученных научными методами знаний, будущим поколениям. Кроме того, образование включает процесс воспитания – усвоения ребенком системы ценностей, норм и правил поведения в обществе.

Выделяют следующие основные ступени образования:

  1. Дошкольное;
  2. Школьное;
  3. Средне-специальное;
  4. Высшее профессиональное образование.

В современном обществе большую роль приобретает самообразование – самостоятельное обучение, поиск знаний. Благодаря самообразованию человек становится всесторонне развитым, осваивает большие объемы информации, которая находится за пределами школьной программы.

5
(Источник)

Функции образования:

  • Передача культуры новым поколениям;
  • Формирование мировоззрения, жизненных принципов;
  • Передача знаний и опыта;
  • Подготовка к будущей профессиональной деятельности;
  • Воспитание нравственной, духовно развитой личности.

Образование создает разницу между людьми, социальное неравенство. Более образованный, квалифицированный работник имеет гораздо больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, повышения доходов.

4 вариант

1. Под духовной деятельностью понимают

1) уровень исторических обобщений, соответствующий представлениям об обществен­ном развитии
2) потребности в эмоциональном самовыражении, в переживании чувства любви и ощу­щения счастья
3) сохранение, распределение, распространение и потребление духовных ценностей
4) переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для поддер­жания его организма и развития личности

2. Принципиальным отличием коллектива людей от сообщества животных являет­ся наличие

1) взаимодействия участников
2) главы сообщества или коллектива
3) жилища, сделанного из природных материалов
4) материальной и духовной культуры

3. Культура становится «массовой», когда её продукты

1) транслируются в СМИ
2) становятся популярными у самых разных слоёв населения
3) растут в цене на аукционах
4) выставляются в музеях, демонстрируются на выставках

4. Массовая культура в отличие от народной

1) возникла в далёкой древности
2) доступна только высокообразованным людям
3) не имеет национальных границ
4) доступна для восприятия людям с любым образованием

5. Одним из обязательных элементов религии является(ются)

1) наличие икон
2) песнопения
3) почитание святых
4) религиозные обряды

6. Свобода принимать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения является правом

1) на охрану достоинства
2) на личную неприкосновенность
3) на свободу совести и вероисповедания
4) свободу массовой информации

7. Среди перечисленных религий национальной религией является

1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) иудаизм

8. Одной из функций средств массовой информация является функция

1) формирования общественного мнения
2) социальная
3) охранительная
4) регулирования общественных отношений

9. В стране Z появилось новое религиозное учение, в которое уверовали граждане. За небольшой промежуток времени их количество сравнялось с количеством по­следователей христианства в этой стране. Это новое религиозное учение следует отнести к

1) политеизму
2) мировой религии
3) национальной религии
4) монотеизму

10. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. В современном социуме СМИ диктуют моду на то, что носить, что читать, что смотреть, что делать, куда поехать отдыхать и т.д.
Б. СМИ — один из ключевых инструментов политической системы страны.

1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответы на проверочную работу по обществознанию Информационное общество, духовная культура и религия 8 класс
1 вариант
1-1
2-1
3-4
4-2
5-1
6-3
7-1
8-1
9-2
10-3
2 вариант
1-2
2-3
3-1
4-3
5-1
6-1
7-2
8-3
9-1
10-2
3 вариант
1-2
2-3
3-4
4-3
5-3
6-2
7-2
8-3
9-1
10-3
4 вариант
1-3
2-4
3-2
4-4
5-4
6-3
7-4
8-1
9-3
10-3

Духовная деятельность

Данная категория предполагает преобразовательные процессы относительно сознания человека, что подразумевает:

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Примеры духовной деятельности человека

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Отличие от материальных

Таблица базовых отличий:

Духовные Материальные
Ощущаются как что-то, без чего можно обойтись, разве что частично пострадает качество жизни. Ощущаются как необходимые.
Редко ориентированы на получение выгоды (такая цель может быть, но обычно она не стоит на первом месте), прежде всего нужны человеку для достижения гармонии, счастья, глубокого удовлетворения. Получение выгоды обычно в приоритете.
Нацелены на достижение психологического комфорта. Ориентированы на получение комфорта для тела (одежда, еда, жилье, физическая безопасность).

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

Примеры духовной деятельности человека

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Пример: список 50 целей

  • Список 50 целей разбит по сферам жизни.

Придумать цели бывает сложно, если мало практики и осознанности. Поэтому полезно просматривать примеры общих развивающих целей, и адаптировать понравившиеся.

Предлагаем примеры, которые ведут к развитию личности, к приобретению опыта, расширению представлений о себе и вселенной. Желательно иметь что-то ещё за этим целями, но они и так будут развивать вас, если вы решите их достичь. Собрал цели, более экологичные для нашей головушки.

Здоровье и спорт

  1. Пошаговый курс. Нарисовать интеллект-карту своего здоровья.
  2. Проплыть 500 метров. Нырять на 8 метров.
  3. Исключить 2–3 вредных продукта из своего рациона.
  4. Пробежать 10 км.
  5. Целую неделю есть только собственноручно приготовленную еду.
  6. Укрепиться в жизненной позиции Я в порядке, другие в порядке.
  7. Подучиться играть в настольный и большой теннис.
  8. Качалка. Позаниматься 2–3 месяца. Получить разряд.
  1. Понять стихию своего призвания: человек – человек, человек – машина, человек – символы.
  2. Увеличить доход в 2 раза.
  3. Прожить неделю без срочных дел (вне отпуска).
  4. Пассивный доход. 100$ / месяц
  5. Работать в компании. Цели компании помогают реализовать ваши мечты.
  6. Контроль финансов. Записывать расходы и доходы в течение полугода.
  7. Получить опыт найма и увольнения сотрудника.

Окружение, друзья

  1. Публичные выступления. Выступить перед аудиторией 30 человек.
  2. Поднатореть знакомиться.
  3. Уметь слушать собеседника.
  4. Организовать вечер настольных игр.
  1. Побывать на тренинге групповой терапии у опытного психолога. Составить своё мнение.
  2. Любить жизнеутверждающе. Излечить невротичность.
  3. Жениться или выйти замуж по любви.
  4. Перейти в роль отца или матери. Растить, а не воспитывать ребёнка.
  5. Устроить «спонтанное» путешествие.
  1. Побывать на другом континенте.
  2. Царь горы – залезть на пирамиду.
  3. Искупаться в двух океанах.
  4. Пожить 2 месяца в незнакомой стране.
  5. Быть спонтанным. Не боятся выглядеть глупо.
  1. Прочитать 12 научно-популярных трудов за год.
  2. Получить водительское удостоверение. Поездить по серпантину.
  3. Выучить английский язык. Уровень разговорного – выше среднего.
  4. Выучить второй иностранный на базовом уровне.
  5. Прожить по плану целей на год с достижением 70% .
  6. Написать 10 статей.
  7. Поужинать в топ-ресторане города и не оставить чаевых.

Творчество

  1. Научиться рисовать. Написать 5 картин.
  2. Обучиться играть на музыкальном инструменте. Сыграть мелодию на флейте, клавишах, гитаре, ударных.
  3. Выбрать хобби и размышлять как получать в будущем с него доход.
  4. Уметь танцевать. Станцевать постановочный танец 1 минуту.
  5. Спеть песню в караоке или в студии.
  6. Творчество ручной работы. Поделки из бумаги, ткани, глины, пластилина, кожи.

Духовность

  • Может Бог атеист? Редко видит людей, начинает сомневаться что они существуют.
  1. Развить способность преодоления убеждённости. Узнать что-то, что опровергло бы моё раннее понимание этого.
  2. Умение преодоления старой привычки. Переучить себя в чём-то.
  3. Сформулировать своё предназначение.
  4. Практиковать медитации. Пройти курс или семинар.
  5. Привести колесо баланса жизни в 7–10 пунктов.
  6. Прочитать Новый Завет. Сформировать мнение.
  7. Учиться преодолевать страхи. Преодолеть 5 страхов.
  8. Получить нетрадиционный опыт. Астрология, внетелесные переживания, расстановки.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины,
  • указ о создании Военных поселений,
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Примеры духовной деятельности человека

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, бактерии), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность менеджмента оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...