Русская духовная музыка

1. Два направления музыкальной культуры

Светская и духовная музыка

История оформления жанров

фото 193Каждая форма духовных мелодий имеет свои особенности, традиции и историю. Законы создания установленных традицией видов песнопений формируются вследствие отбора, типизации и стандартизации творений. Постепенно возможность сочинения духовных произведений обрели светские композиторы, позже их музыка частично была канонизирована.

После Реформации признание пришло к божественным музыкальным сочинениям – хоралам, гимнам, позже Страстям. В продолжение всего исторического развития духовного музыкального искусства параллельно с церковными бытовали религиозные мелодии, не соответствующие богослужебным традициям. Появление симфонической музыки и оперы переродило Страсти и мессы, а также другие виды произведений, приблизив их к симфониям, концертам и операм.

Духовная музыка ⇒ Что такое духовная музыка

Духовная музыка – музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту.

Модератор: Марфа

Автор темы

Силуан Всего сообщений: 151 Зарегистрирован: 04.12.2010 Вероисповедание: православное Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: Белгород Контактная информация:

Что такое духовная музыка

Сообщение Силуан » 09 дек 2010, 04:14

Что такое духовная музыка ? Кто как понимает ?
Вот например в свечной лавке обычно продают духовные песнопения. А что такое не духовные песнопения ?

Силуан

Арчи Всего сообщений: 29 Зарегистрирован: 31.10.2010 Вероисповедание: православное Образование: высшее Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: из Омска
Re: Духовная музыка

Сообщение Арчи » 09 дек 2010, 10:21

Если рассуждать в плоскости духовного, то существует, например, духовная литература, духовная музыка, духовная практика…
Даже о людях говорят: духовный или бездуховный человек. Значит ли это, что все духовное-хорошо? Думается, что нет. Мы должны испытывать, какого они духа: музыка, литература, живопись…

Арчи

Автор темы

Силуан Всего сообщений: 151 Зарегистрирован: 04.12.2010 Вероисповедание: православное Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: Белгород Контактная информация:

Re: Духовная музыка

Сообщение Силуан » 09 дек 2010, 10:42

Рок музыка является духовной ?

Силуан

Арчи Всего сообщений: 29 Зарегистрирован: 31.10.2010 Вероисповедание: православное Образование: высшее Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: из Омска
Re: Духовная музыка

Сообщение Арчи » 09 дек 2010, 17:13

Силуан:Рок музыка является духовной ?

Определенно. Но мое имхо говорит мне, что она тоже бывает разрушительной и созидательной. Хотя созидательность в роке явление несколько инородное, специфическое, пожалуй, только для русского рока, но тоже в малом числе. Кинчев сотоварищи суть пример оного. Еще “Калинов мост”, может быть, “Пикник”, но с натяжкой. Про рок тут у нас все знает Рок Металлович.

:chelo:

Уважение ему и респект.

Арчи

Автор темы

Силуан Всего сообщений: 151 Зарегистрирован: 04.12.2010 Вероисповедание: православное Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: Белгород Контактная информация:

Re: Духовная музыка

Сообщение Силуан » 09 дек 2010, 17:30

По определению вся музыка, которая влияет на состояние духа является духовной, но почему то обычно такой принято называть только православные песнопения. Хотя почему песни называют музыкой совершенно но понятно.

Силуан

Арчи Всего сообщений: 29 Зарегистрирован: 31.10.2010 Вероисповедание: православное Образование: высшее Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: из Омска
Re: Духовная музыка

Сообщение Арчи » 09 дек 2010, 17:42

Силуан:По определению вся музыка, которая влияет на состояние духа является духовной, но почему то обычно такой принято называть только православные песнопения. Хотя почему песни называют музыкой совершенно но понятно.

Наверное, имеется ввиду не просто влияние на состояние духа. Ведь вообще все вокруг влияет на это состояние. Но все вокруг материально. Скажу так: можно одухотворять материю, но можно и материализовывать дух.

Арчи

Аватара пользователя

Dream Всего сообщений: 31902 Зарегистрирован: 26.04.2010 Вероисповедание: православное Образование: начальное Ко мне обращаться: на “вы” Откуда: клиника под открытым небом

Re: Духовная музыка

Сообщение Dream » 09 дек 2010, 20:38

Силуан:вся музыка, которая влияет на состояние духа является духовной,

Я думаю, что нужно еще говорить и о том, КАК она влияет.

— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Dream

Автор темы

Силуан Всего сообщений: 151 Зарегистрирован: 04.12.2010 Вероисповедание: православное Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: Белгород Контактная информация:

Re: Духовная музыка

Сообщение Силуан » 10 дек 2010, 09:32

Ну тогда наверное музыку условно можно разделить на три вида:
1. Христианская духовная
Душеполезная. Благотворно влияющее на состояние души.
2. Духовная.
Развлекательная и деструктивная
3. Попса.
Музыка, которую не слушают, а она сама по себе в голове играет. Музыка пассивных слушателей.

Силуан

Аватара пользователя

Марфа αδελφή Всего сообщений: 37779 Зарегистрирован: 20.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 1 Дочерей: 1

Re: Духовная музыка

Сообщение Марфа » 10 дек 2010, 09:49

Я бы сказала, есть духовное, а есть душевное. Как-то “духовная. развлекательная” звучит странно и непонятно по смыслу. Дух – составляющая человека, данная нам Богом. Развлекать Дух… нелогично, по меньшей мере. А вот душевно-развлекательное – это да. Сколько хотите. Душа – это то, что человек активно пытается испачкать и максимально от Духа отдалить.

Хотел раздвинуть стены сознания, а они оказались несущими.

Марфа

Автор темы

Силуан Всего сообщений: 151 Зарегистрирован: 04.12.2010 Вероисповедание: православное Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: Белгород Контактная информация:

Re: Духовная музыка

Сообщение Силуан » 10 дек 2010, 09:57

А душа-то важнее духа.

Силуан

Vasilita Всего сообщений: 3411 Зарегистрирован: 05.11.2010 Вероисповедание: православное Сыновей: 2 Дочерей: 0 Образование: среднее специальное Профессия: сизифов труд
Re: Духовная музыка

Сообщение Vasilita » 10 дек 2010, 10:30

Силуан

, это что-то новенькое!

:shock:

Добавлено спустя 5 минут 30 секунд:

россияночка:А вот душевно-развлекательное – это да.

И даже можно выделить еще как одну разновидность – душевно-спасительную или душеполезную.

Последний раз редактировалось

Vasilita

10 дек 2010, 13:13, всего редактировалось 1 раз.

Я бы и рада потерять голову от любви… Но, похоже, она у меня намертво прибита опытом.

Vasilita

Арчи Всего сообщений: 29 Зарегистрирован: 31.10.2010 Вероисповедание: православное Образование: высшее Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: из Омска
Re: Духовная музыка

Сообщение Арчи » 10 дек 2010, 11:10

Дубрава:Силуан

, это что-то новенькое!

:shock:

Наверное, потому, что “прежде душевное, а потом духовное” и “первый человек из земли, перстный, а второй человек- Господь с неба” (Коринфянам, найдете сами, лень искать

:smile:

)

Арчи

Автор темы

Силуан Всего сообщений: 151 Зарегистрирован: 04.12.2010 Вероисповедание: православное Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: Белгород Контактная информация:

Re: Духовная музыка

Сообщение Силуан » 10 дек 2010, 11:15

Дубрава:Силуан

, это что-то новенькое!

:shock:

Душа – это неизменное внутреннее.

Дух – это внешнее. Он изменчив.

Душа человеческая по слову св. отцов является христианкой. Т.е. даже у иноверца и безбожника она является христианкой. Поэтому она важнее.

Силуан

Vasilita Всего сообщений: 3411 Зарегистрирован: 05.11.2010 Вероисповедание: православное Сыновей: 2 Дочерей: 0 Образование: среднее специальное Профессия: сизифов труд
Re: Духовная музыка

Сообщение Vasilita » 10 дек 2010, 11:22

Арчи:”прежде душевное, а потом духовное”

Это про очередность, а не про степень важности.

Арчи: “первый человек из земли, перстный, а второй человек- Господь с неба”

И как из этого следует, что

Силуан:душа-то важнее духа.

?

:shock:

?

Добавлено спустя 4 минуты 28 секунд:

Силуан:Дух – это внешнее. Он изменчив.

Например?

Вы о каком Д(д)ухе говорите?

Последний раз редактировалось

Vasilita

10 дек 2010, 13:30, всего редактировалось 1 раз.

Я бы и рада потерять голову от любви… Но, похоже, она у меня намертво прибита опытом.

Vasilita

Автор темы

Силуан Всего сообщений: 151 Зарегистрирован: 04.12.2010 Вероисповедание: православное Ко мне обращаться: на “ты” Откуда: Белгород Контактная информация:

Re: Духовная музыка

Сообщение Силуан » 10 дек 2010, 11:32

Вообще на тему духа и души можно спорить бесконечно. Потому что одно и тоже слово может иметь несколько понятий. Если еще говорить о духовной и душевной плоти с сердцем, то будет полный винегрет.

:-D

Силуан

  • Духовная музыка онлайн
    Ответы: 8
    Первое сообщение

    Здравствуйте!
    Хочу поделиться своей находкой.
    Те, у кого быстрый интерент, могут наслаждаться духованой музыкой по адресу
    Бесподобно красивые вещи там включают. 🙂 Второй день слушаю и не могу оторваться.

    Последнее сообщение

    Аватара пользователя

    На реках Вавилонских

    :good:

    8 Ответы 10783 Просмотры Последнее сообщение Марфа
    21 фев 2011, 00:01

  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В МИРУ
    Ответы: 7

    Первое сообщение
    Аватара пользователя

    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В МИРУ Архиепископ Пражский Сергий (Королев)

    Душа человека, призванная к спасению, во время своей земной жизни жаждет, по существу своему, встречи с добром, всюду старается позаимствовать, собирать, найти добро. Это добро есть как бы нити, из коих ткет себе человек одежду для…

    Последнее сообщение

    Аватара пользователя

    У нас и Кураева некоторое время не благословляли читать :pardon: И книги его не продают. 🙂

    7 Ответы 4024 Просмотры Последнее сообщение Элли
    09 апр 2009, 09:35

  • Моя музыка
    Ответы: 7

    Первое сообщение

    😳

    Пока что добавил лишь один альбом.

    Последнее сообщение

    Аватара пользователя

    Это творчество моего сына. Музыка… м-м-м-м-м… сложная, я бы так сказала. Не для лёгкого прослушивания. Я стала проникаться раза с третьего. Мне нравится и потому, что это музыка сына (само собой!) и вообще постепенно стала нравиться как сама по себе музыка.
    Может, кто-то и дослушает до конца…

    7 Ответы 1680 Просмотры Последнее сообщение Марфа
    24 май 2011, 22:13

  • Рок музыка, зло или нет?
    Ответы: 9

    Первое сообщение
    Аватара пользователя

    Хотелось узнать бы ваше мнение о рок музыке. Некоторые тексты и названия песен действительно сатанинские, и кощунственные. Но все таки я думаю, что не все рок группы сатанинские. Кто что скажет на этот счёт.

    Последнее сообщение

    Аватара пользователя

    greshnik-12 , :chelo: спасибо за понимание.

    9 Ответы 1861 Просмотры Последнее сообщение Марфа
    09 июл 2013, 12:08

  • И в такое верят))
    Ответы: 1

    Первое сообщение
    Аватара пользователя

    e5Jyzio1KZ0

    Последнее сообщение

    Аватара пользователя

    😆
    м. Фотина , теперь бы не прилепилась…а то у меня бывает.
    Намедни вот . Откуда и не знаю. Кажется, из какого-то мультика. А я рыба, я рыыыбааа…
    До белого каления довела аж!

    Не дай Бог эта прицепится… 😮 😆

    1 Ответы 2801 Просмотры Последнее сообщение Милада
    23 дек 2019, 08:26

Религия и музыка

Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.

Духовная музыка - определение, жанры, сюжеты и образы

Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.

Духовная музыка - определение, жанры, сюжеты и образы

В культурах Древнего Востока, а также у кельтов и эллинов существовали свои сакральные обряды, которые не обходились без музыкального сопровождения.

Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.

Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.

Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.

Вариант 2

Под этим термином понимается музыкальное направление, связанное с богослужением или частным выражением духовных потребностей и исканий верующих.

В разных религиях представления о духовной музыки существенно различаются.

В иудаизме музыка, исполняемая в синагоге, обычно связана с традициями страны, где она находится. Для синагогальной музыки  характерно использование хора. По поводу использования музыкальных инструментов (в частности, органа) в иудейской среде ведутся дискуссии.

Исламская духовная музыка, восхваляющая Аллаха, Мухаммеда и мусульманских святых зародилась в средневековой Индии, и носит название кавалли.

В христианстве наиболее распространенные ее жанры это – гимны, хоралы, псалмы, страсти и секвенция.

Из католических авторов можно упомянуть монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже духовную музыку начали сочинять и светские композиторы.

Для католической духовной музыки характерно обращение к теме богослужения. Одним из популярных жанров являлись мессы. Первым композитором, написавшим музыку, под которую идет литургия, был Гийом де Машо, живший в XIV веке. Однако в позапрошлом столетии мессы стали использоваться не только в храмах, но и исполняться на обычных концертах. К данному жанру обращались Бетховен, Моцарт, Шуберт и другие великие композиторы.

Популярным жанром были и реквиемы, которые изначально были частью заупокойной службы в церкви. Их писали Моцарт, Верди, Берлиоз и многие другие.   

Известным православным автором духовных песнопений был живший в V—VI веков в Византии Роман Сладкопевец. Он был автором многих кондаков (песнопений), используемых до сих пор в богослужении Православной церкви.

Для протестантской духовной музыки характерны хоралы и страсти. Страсти появились с XVII века. Целью их создателей было выразить религиозные чувства и переживания по поводу распятия Христа и других событий, описанных в Библии.

Распространенные жанры протестантской музыки это гимны, хоралы, псалмы и страсти.

Псалмы пишутся по принципам древних псалмов, содержащихся в библейской книге Псалтырь. К этому жанру обращались Мендельсон, Гендель, Бах и другие знаменитые композиторы.

5, 6, 7 класс

Библиография (нотные издания)

1. Антифоны праздничные : церковно-певч. сб. Вып. 4 / гармониз. Д. Соловьева. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 49 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

Издание содержит ноты православных песнопений.

2. Архангельский А. Духовно-музыкальные сочинения для хора : избранное / А. Архангельский ; конс. Б. Абальян. – Санкт-Петербург : Северный Олень, 1993. – 40 с. – (Шедевры русской духовной музыки).

3. Архангельский А. Литургия Святого Иоанна Златоуста (Заупокойная) : для 4-х голос. хора. Вып. 6 / А. Архангельский ; Сост.-ред. Амвросий (Носов). – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 34 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

4. Архангельский А. Пение Всенощного бдения : для 4-х голос. хора. Вып. 1 / А. Архангельский ; Сост.-ред. Амвросий (Носов). – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 24 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

5. Большой хоровой собор : хоры без сопровожд. / ред. В.М. Григоренко. – Москва : Кифара, 1997.

Данное издание – это не только литературно-музыкальный памятник, посвященный 850-летию Москвы, но и исторический документ, свидетельствующий о возобновлении традиции: в дни особых торжеств проводить яркие музыкальные праздники у Храма Христа Спасителя.

6. Достойно есть. О тебе радуется : сб. литург. песнопений / Сост. Ю.В. Лавданская, Е.Б. Резниченко. – Москва : [Б. и.], 1991. – 46 с. – (Братство во имя Всемилостивого Спаса).

Сборник включает распевы молитв “Достойно есть” и “О Тебе радуется”, которые поются соответственно в литургиях св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого в заключительной части анафоры (в один из главнейших моментов службы).

7. Духовная музыка современных композиторов России : для хора без сопровожд. / сост. Л.П. Балай. – Санкт-Петербург : Композитор, 1999. – 71 с.

В сборник включены сочинения старшего и младшего поколений современных композиторов России – Леонида Балая, Геннадия Белова, Анатолия Королева, Михаила Левандо, Николая Лебедева, Вадима Отрезова, Юрия Фалика, Валерия Фадеева, Геннадия Шумилова.

8. Еремеева Марина Владимировна. Путешествие в зоопарк : нотный сборник / М. В. Еремеев, С. В. Еремеев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 58, [1] с. – (Мои первые ноты).

9. Задостойники. Вып. 5 / сост.-ред. Амвросий (Носов) ; гармониз. Л. Турчанинова. – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 39 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

10. Золотой век русской духовной музыки / сост. Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Сев. Олень, 1993. – 106 с.

Сборник представляет собой одну из лучших программ Санкт-Петербургского Камерного хора.

Издание снабжено латинской транскрипцией, что делает возможным исполнение русской духовной музыки зарубежными коллективами на языке оригинала.

11. Иже херувимы : песнопения Божественной литургии / общ. ред. Е.Б. Резниченко. – Москва, 1992. – 49 с. – (Братство во имя Всемилостного Спаса).
В сборник включены распевы “Херувимской песни”, которые звучат при совершении Великого входа во время Литургии. Песнопения приводятся в изложение для четырехголосного смешанного хора; большая их часть может быть исполнена и трехголосным составом.

Издание предназначено для преподавателей и учащихся воскресных школ.

12. Ирмосы воскресные (греческого распева). Вып. 2 / сост. ред. Амвросий (Носов) ; гармониз. А. Львова. – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 40 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

13. Ирмосы Господским, Богородичным и иным нарочитым праздникам (греческого роспева). Вып. 3 / сост.-ред. Амвросий (Носов) ; гармониз. А. Львова. – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 228 с. – (Традиц. песнопения православ. богослужения).

14. Литургическая музыка русских композиторов : для хора без сопровожд. / сост. П. Левандо. – Ленинград : Музыка, 1990. – 103 с. – (Хоровые произведения).

15. Лядов А. Десять переложений из обихода : Ор.61. – Москва : РМИ, 1992. – 24 с.

16. Милость мира : сб. литург. песнопений / ред.-сост. Е.Б. Резниченко. – Москва, 1991. – 52 с. – (Братство во имя Всемилостного Спаса).

Сборник включает 11 песнопений “Милость мира” литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. Они приводятся в изложении для четырехголосного смешанного хора.

Издание предназначено для преподавателей и учащихся воскресных школ, для всех ценителей православного церковного пения.

17. Московское барокко 17-й четверти 18 века. Т. 5 / восстановление партитур из хор. голосов (партий), ред. многоголосия, вступ. ст. В.В. Протопопова. – Санкт-Петербург : Музыка, 2000. – 114 с. – (Антол. рус. и вост.-слав. духовной музыки).

18. Никольский А. Венчание : для смеш. хора : Ор.41. Вып. 11 / А. Никольский ; сост.-ред. Амвросий (Носов). – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 48 с. – (Традиц. песнопения православ. богослужения).

19. Никольский А. Литургия Святого Иоанна Златоуста : для смеш. хора: Ор. 31. Вып. 10 / А. Никольский ; сост.-ред. Амвросий (Носов). – Партитура. – М. : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 43 с. – (Традиц. песнопения православ. богослужения).

20. Песнопения русской Литургии. Вып. 1 / сост. Б. Тевлин. – Москва : Всероссийское музыкальное общество, 1990. – 12 п. л.

В первую часть включены песнопения Литургии.

В сборник вошли песнопения, основанные на древних роспевах, оригинальные классические сочинения русских композиторов XVIII-XX веков.

21. Песнопения русской Литургии. Вып. 2 / сост. Б. Тевлин. – Москва : Всероссийское музыкальное общество, 1990. – 12 п. л.

Вторая часть посвящена воскресной службе – Вечерне и Утрене (Всенощное бдение).

В сборник вошли песнопения, созданные композиторами либо как отдельные произведения, либо являющиеся частью законченных Литургических композиций.

22. Песнопения Всенощной : хор. произведения рус. композиторов / сост. Б. Тевлин. – Москва : ВМО, 1991. – 98 с.

23. Рахманинов Сергей Васильевич. Всенощное бдение = All-Night Vigil : для смешанного хора без сопровождения : соч. 37 / Рахманинов. – [Партитуры]. – Москва : П. Юргенсон, 2011. – 103, [1] с. ; 29. – (Edition Jurgenson, Mixed choir).

“Всенощное бдение”, созданное Рахманиновым в 1916 году, одна из вершин русского музыкального искусства. Настоящее издание содержит, помимо хоровой партитуры, ее авторское переложение для фортепиано.
Для использования в концертной и педагогической практике.

24. Рахманинов С. Литургия Святого Иоанна Златоуста : Для 4-х голос. смеш. хора / С. Рахманинов ; Ред. Е. Трубина, Н. Обольская. – Партитура. – СПб. : Сев. Олень, 1993. – 98с. – (Шедевры рус. духовной музыки).

Издание дополнено английским переводом частей произведения и латинской транскрипцией текста службы.

25. Рахманинов Сергей Васильевич. Литургия св. Иоанна Златоуста = Liturgy of st. Jonh Chrisostom : для смешанного хора без сопровождения : соч. 31 / Рахманинов. – [Партитуры]. – Москва : П. Юргенсон, 2011. – 110, [1] с. – (Edition Jurgenson, Mixed choir).

Монументальная “Литургия”, созданная композитором в 1910 году, — один из выдающихся образцов русской духовной музыки. Это сочинение исполняется как духовными, так исветскими хоровыми коллективами.

Для использования в концертной и педагогической практике.

26. Святая Русь : хоровая духовная муз. : для смеш. хора без сопровожд. и в сопровожд. фп. Кн. 1 / сост. В.А. Калинин, О.В. Румянцева. – Москва : Профиздат, 2000. – 126 с.

В первую часть сборника вошли произведения композиторов-классиков хоровой духовной музыки.

Издание поможет хормейстерам и регентам расширить и обогатить репертуар своих хоров и будет способствовать более глубокому изучению богатейшего наследия русской хоровой духовной музыки.

27. Святая Русь : хор. духовная музыка : для хоров разных составов без сопровожд. и в сопровожд. Кн. 2 / сост. В.А. Калинин, О.В. Румянцева. – Москва : Профиздат, 2000. – 172 с.

Во вторую книгу сборника вошли произведения хоровой духовной музыки ранее не издававшиеся, современных авторов, написанные на духовные тексты.

28. Сокровищница русской духовной музыки : произв. рус. композиторов для смеш. хора без сопровожд. / сост., предисл. Б.Г. Тевлина ; примеч. А. Романычевой. – Москва : Музыка, 2000. – 167 с.

Настоящий сборник является музыкальным отражением великой даты в истории мировой цивилизации – 2000-летия Рождества Христова. Перед вами – краткая летопись православной духовной музыки от Бортнянского и Глинки до Стравинского и Свиридова.

29. Учебный обиход церковного пения. Вып. 1 : Великая вечерня (неизменяемые песнопения) / сост.-ред. Амвросий (Носов). – Москва : РМИ, 1995. – 37с.

30. Феофан. Канон Пасхи : для смеш., 4-х или 3-х голос. мужс. хора. Вып. 12 / сост.-ред. Амвросий (Носов). – Партитура и голоса. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 18 с., 3 голоса. – (Традиц. песнопения православ. богослужения).

31. Христианская музыка : для воскресных школ. Вып. 2 : Хоры без сопровождения / сост. Э. Леонов. – Москва : Музыка, 1991. – 31, [1] с.

32. Чесноков П. Во дни брани : шесть хоров : Соч. 45 / П. Чесноков ; сост. Д. Смирнов. – Санкт-Петербург : Сев. Олень, 1993. – 50 с. – (Шедевры рус. духовной музыки. Текст парал. англ.).

33. Чесноков П. Всенощное бдение : для смеш. хора : Ор. 44. Вып. 8 / П. Чесноков ; сост.-ред. Амвросий (Носов). – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 49 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

34. Чесноков П. Литургия Святого Иоанна Златоуста : для малого смеш. хора : Ор. 42. Вып. 7 / П. Чесноков ; сост.-ред. Амвросий (Носов). – Партитура. – Москва : Издат. отдел Москов. Патриархата, 1992. – 43 с. – (Традиц. песнопения православного богослужения).

Духовная музыка (церковная)

  • Печать

Подробности Категория: Музыкальная теория Опубликовано 15.02.2019 17:17 Просмотров: 1677

Духовная музыка (церковная)

Духовной музыкой называются вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера.

Но термин «духовная музыка» имеет более узкий и более широкий смысл. В первом случае духовной музыкой называют церковную музыку, исполняемую во время церковной службы. Во втором случае, в широком смысле, духовная музыка не ограничивается сопровождением богослужения и христианством.
Рассмотрим одну сторону духовной музыки – церковную. 

3.

Церковная музыка всегда обращена к темам
Священного Писания. Драматургия
образов страдания, смерти, воскресения
Христа является основой развития
духовной музыки.
В восточной, православной церкви это
литургия и всенощная, венчание и
молебен, в истоках которых лежит
знаменный распев.
В западной, католической церкви — месса,
реквием, страсти, кантаты и др. В их основе
— хорал, многоголосное пение в
сопровождении органа или оркестра.

Христианская традиция

Секвенция является песнопением для католиков на латыни. Чаще всего исполняют Stabat Mater итальянского композитора Ж. Россини, включающую замечательные певческие партии. Секвенции писали:

  • А. Вивальди;
  • Й. Гайдн;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Д. Верди;
  • К. Пендерецкий.

Гимн Te Deum – католическая благодарственная молитва, основанная на словах псалмов. Произведения этого жанра отошли от культовых обрядов и стали принадлежностью придворных торжественных событий – коронаций. В позапрошлом веке гимн приобрел концертный характер, его сочиняли для серьезных церемоний, исполнял большой оркестр с участием хора и певцов. В православии это песнопение звучит как «Тебе Бога хвалим».

Ave Maria известна всему мира как католическое моление матери Христа. Самой прославленной становится написанная Ф. Шубертом. Обращались к этому виду:

  • Ш. Гуно;
  • Ф. Мендельсон;
  • Д. Верди;
  • Ф. Лист;
  • Дворжак.

На канонические слова написаны произведения современных композиторов Э. Морриконе, И. Лученка.

Церковная музыка

Церковная музыка – это вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестантской и православной), сопровождающая христианское богослужение.
Церковной музыке принадлежит важная роль в истории европейского музыкального искусства, т.к. вплоть до XVII в. церковь оставалась главным центром профессиональной музыки: здесь формировались музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотопись, педагогика.

Христианская богослужебная музыка

Духовная музыка (церковная)

П. Берругете. Второй царь народа Израиля Давид (XV век)

Самым древним жанром христианской богослужебной музыки является псалом, заимствованный первыми христианами у иудеев. Псалмы Давида пелись в качестве обязательной части богослужений в Иерусалимском храме, в синагогах и в домашних молитвах. Сам Иисус Христос часто пел псалмы со своими учениками. Манера исполнения псалмов – медлительная речитация, не допускающая выражения эмоций. Вместе с текстами псалмов эту манеру исполнения унаследовала и Литургия (главнейшее христианское богослужение).
Раннехристианское пение было одноголосным, использование музыкальных инструментов не допускалось вплоть до конца I в. Но иногда этот запрет нарушался.

Зна́менное пение

Знаменное пение – основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков – знамён, использовавшихся для его записи.

Духовная музыка (церковная)

Пример знаменной нотации
С конца XVII-начала XVIII в. крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, партесным пением.

Духовная музыка (церковная)

Валаамский мужской монастырь
Старообрядцы до сих пор соблюдают традиции знаменного пения. Но и в Русской православной церкви возрождают знаменное пение, например, Валаамский монастырь использует в богослужении знаменное пение.

Парте́сное пение

Партесное пение – многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском (грекокатолическом) и православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Униатские (греококатолические) церкви – это восточнокатолические церкви византийской литургической традиции. В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду.
Количество голосов в многоголосной партесной музыке колеблется от 3 до 12, в единичных случаях может достигать 48.
Родина партесного пения – католическая Италия. Из Италии пение распространилось сначала в Польшу, из Польши в Москву. В русском православном богослужении партесное пение распространилось в XVI-начале XVIII вв., вытеснив древнее знаменное пение.

Музыка католической церкви

С распадом Римской империи произошло разделение церкви на западную католическую и восточную православную, различающиеся ритуалом и музыкальным оформлением. Официально разрыв закреплён «схизмой» в 1054 г. Сначала было много вариантов музыки, но затем все региональные традиции постепенно были вытеснены официальным римским хоралом, названным в честь папы Григория Великого (ок. 540-604), Григорианское пение.

Духовная музыка (церковная)

Ф. Сурбаран. Папа Григорий I (64-ый папа римский)
Окончательно свод григорианских песнопений сложился к концу IX в. Отрывки из Ветхого и Нового заветов читались нараспев, псалмы исполнялись в более распевной манере. В григорианский обиход входили антифоны, респонсории, гимны, кантики. Особую группу составляли антифоны мессы. В григорианском пении различаются два типа исполнения: антифонное (чередование двух хоров) и респонсорное (пение солиста чередуется с небольшими репликами хора).
Вплоть до IX в. католическое церковное пение было одноголосным, а после IX в. складывались ранние формы церковного многоголосия. Основу римско-католического и православного богослужения составляли библейские тексты.
Начиная с XI в. в Западной и Центральной Европе постепенно распространялся орган; с ним в церковь пришло инструментальное сопровождение, строго регламентированное. Звучание органа придавало торжественность определённым частям богослужения. В католической церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII в., в эпоху барокко, в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных: церковная соната, разновидность трио-сонаты.
Православная церковь орган не приняла, здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос.
Орган сначала поддерживал хоровое пение, но со временем стал звучать и соло, чередуясь с хором.
В XV-начале XVI вв. органные мессы представляли собой собрания хоральных обработок, но в конце XVI-XVII вв. итальянские органисты стали включать в них токкаты, прелюдии, канцоны, арии. Таким образом, органная месса постепенно стала инструментальной музыкой.
В XVIII-начале XIX вв. с развитием оперы и симфонии нередко церковные жанры утрачивали свою непосредственную богослужебную функцию и становились самостоятельными концертными произведениями. Среди сочинений венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен) много произведений в различных церковных жанрах: мессы, реквиемы, вечерни, гимны, антифоны, секвенции и др. Особенно значительны последние мессы Гайдна, Реквием Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена.
Мессы и другие церковные сочинения Ф. Шуберта в целом близки образцам церковной музыки венских классиков; романтическую трактовку церковные жанры получили в мессе и реквиеме Р. Шумана, реквиеме и Те Deum Г. Берлиоза.
И так постепенно к концу XVIII-XIX вв. в католической церкви стал господствовать концертный, оперный стиль. Как реакция на это возникло движение за восстановление строгого полифонического стиля a cappella эпохи Палестрины и римского хорала. В конце XIX-начале XX вв. григорианский хорал был заново осмыслен как яркое художественное явление и усилиями учёных и музыкантов очищен от позднейших наслоений.

Музыка протестантской церкви

Духовная музыка (церковная)

И.С. Бах

После Реформации XVI в. западная церковь разделилась на самостоятельные, обладавшие автономией церкви: лютеранскую, кальвинистскую, англиканскую. Они стремились сделать церковный обряд доступным народу, ввести в службу общинное пение на национальных языках.
Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал французский перевод Псалтыри с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов.
Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). Был осуществлён перевод Псалтыри на английский язык. Появились новые церковные мелодии. В Англии появился и специфический национальный церковный жанр: энсзем, музыку которого представляли композиторы О. Гиббонс, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др. Музыка англиканской церкви создавалась в традиционных католических жанрах: месса, мотет.
Отчасти следуя его примеру, Мартин Лютер предложил новый порядок проведения службы: он ввёл общинное пение. Для монастырей, Домских соборов и городов с латинскими школами Лютер в целом сохранил латинскую литургию с заменой отдельных разделов немецкими песнями общины. Для небольших городов он предложил исполнять немецкую мессу, состоящую исключительно из немецких духовных песнопений.
Протестантские песнопения фактически сформировались из 3 источников: григорианского хорала, светской песни, немецкой духовной песни. На протяжении XVI-XVII вв. ведущим жанром многоголосной протестантской музыки оставался мотет, сначала сочинявшийся в соответствии с нормами строгого стиля, а в XVII в. эволюционировавший в сторону концертного стиля. В XVIII в. мотет уступил ведущее место кантате. Получил распространение также жанр «страстей» – композиторы Р. Кайзер, Г. Гендель, Г. Телеман, И. Маттезон, И. С. Бах.

Духовная музыка (церковная)

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене
В протестантском богослужении XVII-XVIII вв. важная роль принадлежала органисту. Звучание органа подготавливало общинный хорал, предваряло и завершало службу. По ходу литургии исполнялись полифонические и импровизационные пьесы. Для И. С. Баха хоральная обработка – особый жанр, в котором формировались многие важнейшие принципы его творчества. Активно развивались другие жанры органных композиций: фантазии, прелюдии и фуги, токкаты.
В период Просвещения церковь утратила ведущее значение в общественной жизни, и многие старые церковные книги были утеряны. А после смерти Баха в области кантаты почти не было создано значительных произведений. Но в жанре оратории работали К. Ф. Э. Бах, И. К. Ф. Бах, К. Г. Граун. В XVIII-XIX вв. ораториальные произведения на религиозные сюжеты предназначены уже для концертного зала, а не для церковной службы. Это, например, оратории «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Христос на Масличной горе» Л. ван Бетховена, «Павел» и «Илья» Ф. Мендельсона, «Легенда о святой Елизавете» и «Христос» Ф. Листа, оратории Ф. Шнейдера, Л. Шпора, И.К.Г. Лёве и др.

Русская церковная музыка

Музыка православных народов Востока (преимущественно греков) и славян, автокефальных православных церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Кипрской, Грузинской, Болгарской, Сербской, Русской и др., в отличие от католической и протестантской, была исключительно вокальной. Круг русских церковных песнопений заимствован из Византии в X в. вместе с принятием христианства по византийскому образцу. А в дальнейшем ведущее значение в ней приобрели художественные принципы русской культуры.
Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала была письменной. Жанры русской церковной музыки сложны и разнообразны: стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, припевы, антифоны, славословия, величания, гимны, аллилуарии, псалмы Давида. Музыкальные формы церковных песнопений строго регламентировались Уставом церкви. Как уже было сказано, основным видом древнерусского богослужебного пения был знаменный распев.
С середины XVI в. на Руси начался новый подъём церковной певческой культуры. Появились новые распевы. В XVI в. возникли музыкальные центры, певческие школы, где детей обучали пению и чтению. В середине XVII в. на Руси распространились новые одноголосные осмогласные распевы: киевский, болгарский, греческий и начало распространяться партесное многоголосие, которое постепенно вытеснило знаменное. Появились новые жанры церковной музыки: партесные концерты a cappella, свободные многоголосные композиции служб, партесные обработки знаменного распева. Стали появляться новые виды духовной музыки, исполняемой в домашней обстановке: духовные канты, псальмы. Особенно этот процесс усилился в XVIII в. М. Березовский
Был создан жанр духовного концерта. Крупнейший композитор этого времени – Василий Титов, автор множества концертов и служб. Особой пышностью отличаются концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова. В середине XVIII в. стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло необычных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский создали классический тип русского духовного концерта: концерт М. С. Березовского «Не отвержи мене во время старости» – лучшее сочинение такого рода. Творчество Д. Бортнянского – это целая эпоха в истории церковной музыки.
В церковной музыке 2-й половины XVIII в. заметно влияние итальянской музыки, да и большинство русских композиторов XVIII в., сочинявших церковную музыку, училось у итальянских музыкантов. В церковный обиход XVIII-начала XIX вв. вошли мелодии из опер Г. Спонтини, К. В. Глюка и др. После смерти Д. Бортнянского в 1825 г. в русской церковной музыке равной ему фигуры не было до конца XIX в.
В XIX в. вся духовно-музыкальная деятельность в России сосредоточилась в Придворной певческой капелле. Она была и цензором духовной музыки, первоначально её ввели для ликвидации светских и особенно оперных элементов в церковной музыке. Она ограничивала церковное творчество композиторов-классиков, пока не была отменена после публикации П. И. Чайковским его Литургии. В середине XIX в. в церковной музыке работало уже много композиторов, а А. Архангельский один из первых включил в церковный хор женские голоса. В церковной музыке работали композиторы Д. Аллеманов, Н. Бахметев, М. Виноградов, П. Воротников, В. Войденов, иеромонах Виктор, В. Жданов, А. Копылов, Г. Ломакин, Г. Музыческу, Г. Львовский, А. Львов, В. Никольский, В. Орлов, С. Смоленский, П. Турчанинов и др.

Духовная музыка (церковная)

М. Бельский. Портрет Д. Бортнянского
Композиторы-классики также работали в области церковной музыки: М. Глинка, М. Балакирев, А. К. Лядов. А. Римский-Корсаков написал свыше 30 произведений церковной музыки. Значительные произведения в области церковной музыки созданы П.И. Чайковским: Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение.
Новый подход к церковной музыке нашла группа московских композиторов во главе с А. Кастальским в конце XIX-начале XX в. Они стремились к возрождению национальных основ в русской церковной музыке. Создавались целые службы Литургии, Всенощного бдения, Панихиды и т. д. Авторами таких служб были П. Чесноков, А. Никольский, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Ребиков, Н. Черепнин, Н. Кампанейский. Вершиной развития русской церковной музыки стали Литургия Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915) С. Рахманинова.
Мелодии знаменного распева использованы в произведениях М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, Г. В. Свиридова, Ю. М. Буцко и др.

Иудейская духовная музыка

Основным жанром храмовой музыки иудеев был псалом.
К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение; соло, сопровождаемое хоровыми репликами («ответами»); просто хоровое пение, без солиста. Ещё в царствование Давида в богослужении была введена музыка, в службе участвовали обширный хор и оркестр.
Хор мог делиться на две группы, которые вели между собой диалог (антифон).
С 70 г. н.э. началось развитие синагогальной музыки, родился новый церковный жанр – молитва, а позже псалмодия (песнопение, текст для которого черпали не в Псалтири, а в других книгах Ветхого Завета). Синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным, в отличие от храмового.
В средние века получил распространение пиют – гимн религиозного характера. На рубеже VIII и IX вв. в синагогах появились профессиональные певцы – хаззаны (канторы). Хаззаны имели право интерпретировать старинные молитвенные напевы и создавать новые.
В дальнейшем музыка еврейских диаспор вбирала в себя элементы местных европейских культур. В XIX в. в синагогах устанавливали органы и создавали органные обработки литургических напевов.
В Восточной Европе, где еврейские общины вынужденно жили более замкнуто, в 30-х годах XVIII в. в Речи Посполитой зародился хасидизм (религиозное течение в иудаизме. Особенное значение хасидизм придаёт эмоциональному постижению Бога). Частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальное сопровождение или пение. Музыка и танцы хасидов вобрали в себя элементы украинского, польского, румынского и венгерского фольклора, но в то же время это было искусство глубоко национальное.

Исламская духовная музыка

Исламская духовная музыка – это прежде всего каввали (исполнение под музыку суфийской поэзии). Суфизм – течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность.

Духовная музыка (церковная)

Каввали
Содержание каввали – в основном восхваления Аллаха, Мухаммеда, святых. Солист запевает строку, группа её подхватывает и повторяет на разные голоса с несложным инструментальным сопровождением.

Ценности православных произведений искусства

Всенощное бдение (Всенощная) является православной службой, соединяющей в себе великую вечерню, утреню и первый час. Уже с XVIII столетия русскими композиторами начали создаваться на их основе произведения для концертного исполнения. Шедеврами жанра становятся Всенощные, написанные П. Чайковским и С. Рахманиновым.

фото 194

В XVII столетии в России возник жанр духовных концертов, символизирующий соперничество хоров. Сначала этот вид считался исключительно церковным и напоминал богослужебные православные традиции. Он не предусматривал инструментального сопровождения, а представлял собой утвердившееся в церкви тех времен партесное многоголосное пение. Классическими являются произведения, созданные Д. Бортнянским.

4. И. С. Бах «Высокая месса»

Хор «Kyrie, eleison!»
(«Господи, помилуй!»)
Какими чувствами
наполнена музыка?

5. Светская музыка

С 16 в. начинает развиваться камерная музыка
(от лат. Camera комната). Так, в отличие от
церковной и театральной, называют
инструментальную или вокальную светскую
музыку. С середины XVIII в. активизируется
светская концертная жизнь, свободная от
влияния церкви. Увеличивается количество
оркестров, ансамблевых и сольных концертов.

Иудея и Ислам

Духовная музыка - определение, жанры, сюжеты и образы

Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.

После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.

В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.

Первые христианские общины очень много взяли из иудейской музыкальной традиции.

Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.

Духовность иудейской музыки

Значимая роль в иудейской нравственной жизни принадлежала музыкальному искусству. В Библии перечисляется масса музыкальных инструментов. В храме музыкальные произведения начали исполнять еще во время царя Давида, в службах принимали участие хор и оркестр. Две тысячи лет назад существовало 3 приема исполнения:

  • сольный вокал;
  • хоровое пение;
  • соло в сопровождении хоровых реплик.

Хор также делился на 2 группировки, ведущие друг с другом разговор. Уничтожение храмовых традиций привело к рождению нового вида – синагогальной музыки, представлявшей собой молитвословие, заменившее принесение жертвы. Позднее возникло вокальное песнопение с текстом, взятым из ветхозаветных книг. К древности относится появление в синагогах профессионалов-певцов. В позапрошлом столетии приверженцы присоединения евреев к европейской цивилизации добились установки в синагоге органов.

6.

В творчестве венских композиторов-классиков
— Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. —
сформировались классические виды
инструментального ансамбля — соната, трио,
квартет и др.

Духовность исламской музыки

Исламской духовной музыкой становится кавалли – суфийская поэзия в музыкальном сопровождении, появившаяся в Индии в древности путем слияния персидских стихов с индийской мелодией. Сущностью таких произведений становится прославление Аллаха, Мухаммеда, суфийских святых. Исполняют кавалли группы певцов, сопровождаемые несложной инструментальной партией. Солист затягивает строчку, певцы подхватывают и продолжают на разные голоса. Практиковавшийся первоначально лишь в ритуальных целях, кавалли с недавних пор стал использоваться на концертной сцене.

Духовность древнерусской мелодики

Истоки русской духовной музыки сопряжены с византийской обрядностью. Имеется в виду греко-католический вокальный навык, который разделяется на типы. Старинные распевы возникли:

  1. византийский – у эллинов;
  2. грузинский распев – у кавказских народов;
  3. знаменный и столповый – у древних русичей.

фото 195На многоголосие, пришедшее с Запада, оказала влияние латинская партесная мелодика, проникшая на Русь и распространившаяся здесь. Происхождение наименования знаменного пения – от понятия, выражающего значки древнерусских безлинейных нот. До нашего времени ими пользуются сторонники старообрядческой веры. Духовные стихи являются песнями калик перехожих, скитскими песнопениями староверов, изложением псалмов в рифмованной форме. Их исполняли под аккомпанемент:

  • жалеек;
  • гудков;
  • колесных лир;
  • гуслей.

Калики перехожие странствовали по святым местам, славились своей набожностью.

Духовная музыка прошла огромный исторический путь от древности до современности, но всегда составляла серьезный пласт культуры у любого общества. Создаваясь для использования в богослужебных целях, она находила дорогу на широкую сцену, ее высоко ценили представители всех народов. Многие известные композиторы отдавали свой талант произведениям духовной тематики.

8. Итог урока

Какую музыку называют духовной?
Какую – светской?
Музыка каких композиторов можно
отнести к светской, каких – к духовной
музыке?
Какие произведения на уроке
послушали?
В чем их отличие?

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...