Рефлексия: что это в психологии. Определение и формы

Содержание

Рефлексия в психологии

Рефлексию относят к составляющим интегральной индивидуальности — подходу к изучению темперамента в психологии, согласно которому человеческая индивидуальность рассматривается как сложный, междисциплинарный объект, который нельзя свести к сумме своих частей. Существование рефлексии подтверждает продуктивность мыслительных процессов и возможность индивидуумом самолично управлять своими поступками.

Виды

Рефлексия имеет разную направленность. На основании исследований выделяют такие виды рефлексии:

Ситуативная

Человек может анализировать происходящее с ним

Ретроспективная

Способность человека оценивать свой прошлый опыт с учетом всех ошибок, умение делать выводы

Перспективная

Умение прогнозировать свои действия, составлять планы

Профессор

Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле. Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно.
Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы.

Виды рефлексии

Амбиции, рефлексия...
Амбиции, рефлексия…

Рефлексия — это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.

Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера
    — человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера
    — человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера
    — человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера
    — размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера
    — человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера
    — попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.

Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.
Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?

Для чего нужна рефлексия

Благодаря рефлексии личность совершенствуется, учится реально оценивать себя, исправлять недостатки и планировать будущее. Самосовершенствование невозможно без самоанализа, саморазмышления и самонаблюдения.

«Философский» взгляд и что такое рефлексия в психологии.

До поры до времени «философский» подход к рефлексии был единственным. Но появилась психология и научные интересы «философов» и «психологов» разошлись. В философии рефлексия воспринималась, как и прежде, во времена Марка Аврелия, платоников и неоплатоников, кантианцев и гегельянцев: сие феномен Духа, вобравший в себя размышления о первозамысле бытия и основании человеческой культуры. Философия утверждала также, что суть рефлексии – это не только само знание, но и Возможность осознавать это знание.

Психология нашла свой интерес в практическом значении рефлексии. Наука рассматривает её как нерядовую форму самоанализа. И это важно, ибо человек, владеющий подобной способностью, может обращаться к подсознанию, умеет организовать клокочущий горный поток хаотично выбивающихся в стороны мыслей в правильное течение реки, направив его на осознание внутреннего мира, психического и духовного, собственной личности. И если брать конкретного человека, то он должен чувствовать себя Богом, не менее, от открывающейся способности анализировать, истинно мыслить – поскольку это и есть полноценная жизнь.

Вывод однозначен: рефлексию в себе необходимо укреплять и развивать. Более того, мы живем, словно сидим в вагоне бешено мчащегося поезда и за окном все живописные пейзажи слились уже в мутное расплывающееся пятно. И времени уже нет ни на что: остановиться, подумать…

Тем паче становится превалирующим значение рефлексии. В идеале, чтобы ни при каких обстоятельствах, ни от кого и ни от чего не зависеть. А наши способности никуда ведь от нас не делись: провести от А до Я самоанализ?! Запросто! Глянуть критическим оком на ошибки и промахи, грехи и грешки?! Душе вот иногда не только и не столько самоанализ нужен, требуется ей и покаяние. Если искренне раскаялся, затем наступает катарсис – очищение. В душе одновременно легкость новорожденного и готовность на подвиги. Катарсис, он тоже – великая сила! Хотя, от человека зависит. Прагматиков у нас сейчас пруд пруди, и ожидаемо заканчивается самоанализ полным самооправданием.

Что такое рефлексия с точки зрения философии

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач.

Крайний вред приносит деструктивная рефлексия, при зацикливании на проблеме, на своем «не верном» поведении склонно изматывать человека. Иногда избавиться от преследующего чувства вины практически невозможно, за исключением гештальт-терапии.

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Рефлексия в психологии

    В психологии рефлексия играет ключевую роль, поскольку является одной из форм самоанализа. Рефлексия в психологии – это обращение сознания индивида к анализу собственных мыслей и совершенных поступков.

    Первым, кто начал работать с этим понятием в психологии является А. Буземан. Он же предложил выделить рефлексию в самостоятельный раздел. Определение рефлексии по Буземану – это любое перенесение переживаний с мира внешнего на мир внутренний, то есть себя.

    С.Л. Рубинштейн утверждал, что формирования полноценной зрелой личности возможно только посредством осознания индивидом границ собственного «я». Этот процесс подразумевает способность к самоанализу.

    Рефлексивный акт – это остановка всего потока автоматически текущих мыслительных процессов и состояния. Происходит своеобразный переход от автоматизма до осознанности, процесс осознания личностью своего внутреннего мира – психического и духовного. Плодом такой деятельность является формирования у индивида только ему присущего уникального способа думать и жить.

    Зачем нужна рефлексия?

    Что дает рефлексивная деятельность человеку:

    • Цель рефлексии на урокеконтроль собственного мышления;
    • оценка, критика и анализ своих мыслей на логичность и обоснованность;
    • вычленение токсичных и бесполезных мыслей для последующей санации;
    • преобразовать скрытые мысли в явные для глубокого самопознания;
    • осмысление своего поведения в конкретных ситуациях;
    • выбор собственной позиции вместо колебаний и многое другое.

    Из вышеизложенного становился ясно, что рефлексируя, человек растет в понимании себя, самоконтроле и самое главное – способен к переменам.

    Если человек нерефлексивен, то он делает одни и те же действия, совершает одни и те же ошибки машинально. Как говорил Энштейн: “производить ежедневно одинаковые действия, ожидая разных результатов – это безумие”. Это красочное и точнейшее определение человека с низкой рефлексией.

    Более того, без самоанализа сбои в мышлении будут накапливаться подобно снежному кому.

    Классификация

    Выделяют 5 самостоятельных форм направленности сознания:

    1. Фото 1879Личностная — осмысление внутреннего мира направлено на анализ личности, целей, мотивов, моральных ориентиров.
    2. Логическая — оценка особенностей мышления необходима для нормальной учебной деятельности, способности думать над информацией.
    3. Когнитивная — анализ качества знаний, соответствия багажа знаний требованиям общества и выбранной специализации.
    4. Межличностная — оценка общения, отношений с людьми, анализ причин конфликтов, социальной активности.
    5. Социальная — оценка отношения людей, изменение поведения в соответствии с ожиданиями, выбор стратегии поведения.

    Рефлексия может иметь временную привязку. В зависимости от направленности выделяют:

    • ретроспективную — оценку событий, которые уже произошли;
    • перспективную — предвидение результатов действий на основе предыдущего опыта.

    Применение обоих видов самопознания необходимо для гармоничного развития. Разбор ошибок позволяет человеку отказаться от невыгодных стратегий поведения и выработать те, которые приблизят к цели. Рефлексивная личность успешнее в работе и личных отношениях.

    Психологические характеристики рефлексии

    • Способность рефлексии изменять содержание сознания.
    • Способность рефлексии изменять структуры сознания (согласно А. В. Россохину).[6]

    Развитие

    Педагогическая рефлексия — это поддержка и развитие собственной личности. Преподаватель должен знать свои психологические особенности и адекватно оценивать свои возможности, иначе эмоциональное напряжение приведет к упадку сил и профессиональному выгоранию. Мастерство учителя заключается в постоянном самостоятельном развитии и поддержке, руководстве детей в их стремлении к познаниям и творчеству, а это сделать невозможно, если не понимаешь себя.

    зрелость педагога

    Одним из популярных подходов к аналитической деятельности выдвинула Г. Г. Ермакова. Она выделяет 3 критерия, на которых строится личное рефлексирование:

    1. Достаточность знаний. Знания о рефлексии могут быть глубокими или не очень, дифференцированными или нет.
    2. Отношение к самоанализу. Ценит ли сам человек свои усилия, направленные на анализ? Любит ли он преобразовывать себя и свои устремления?
    3. Поведение. В этом критерии оценивается целостность системы знаний, действий и устремлений педагога.

    Педагогическая рефлексия педагогов, как видим, нужна не только для успешного взаимодействия с коллективом детей, но и для профессионального развития, и сохранения собственной трудоспособности.

    Виды Рефлексии.

    Систематизация рефлексий, приводимая ниже, одна из самых признанных и распространенных в психологии. Каждый вид характеризуется присущими лишь ему оригинальными свойствами, несхожим набором черт и достоинств:

    • рефлексия личностная. Объект познания – личность рефлексирующего человека. Объект комплексно анализирует себя, свои деяния, все признаки и проявления души, интеллекта, отношение к себе, другим членам социума, социуму в целом и к Космосу;
    • рефлексия коммуникативная. Человек пытается познать «братьев по разуму». Оценивает и анализирует их поступки, поведенческую линию, распознает реакции и эмоции. Исследует причинно-следственные связи, чтобы разобраться в подоплеке поступков окружающих – для лучшего понимания их внутреннего мира;
    • рефлексия интеллектуальная. Возникает «по вызову», когда «хозяину» приходится решать какую-либо «умную» задачу. Польза данной саморефлексии в том, что можно её «вызывать» многократно, возвращаться к начальным параметрам задания или проблемы, доискиваясь самого рационального решения;
    • рефлексия научная. Правильнее сказать, науковедческая, поскольку занимается изучением знаний, составляющих научные базы, методов и инструментов получения результатов научных работ, теорий и обоснований, гипотез, точек зрения, доказанных законов;
    • рефлексия социальная. Редкий, нечасто встречающийся вид. Похож на эмпатию: и тут, и там намерение понять чувства и деяния других людей, размышляя и ощущая за них, «влезая в их шкуру». Этот вид называют еще «внутренним предательством». Точно так же, как актер, играющий роль, человек «входит в образ» выбранного им объекта из окружающих, пытаясь уяснить, что думает о нем объект, как он его представляет, его отношение.

    Есть еще пару видов рефлексий, которых одни психологи не выделяют как вид, а относят к частным случаям иных видов, другие же включают в общую классификацию:

    • рефлексия философская. Естественное «орудие труда» для размышлений о смысле жизни;
    • рефлексия психологическая. В социологической практике изучение общения и совместных действий отдельных личностей в социуме.

    Виды рефлексии

    Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Большая ясность мысли

    Самоанализ дает возможность думать о чем-то изолированно от самой вещи.

    Вместо того, чтобы ваш разум был омрачен эмоциями, которые вы испытываете при взаимодействии с рассматриваемой вещью, вы можете рассматривать ее в более рациональном смысле.

    Вы можете увидеть это с большей ясностью и подумать об этом с округлой точки зрения с плюсами, минусами и другими важными деталями, которые помогут вам сделать обоснованный вывод о том, как вы хотите измениться в отношении этого (или если вы на самом деле не хотите изменить вообще).

    Например, выбор вашей работы. Если вам не нравится длительная поездка на работу в вашей нынешней должности, вы не сможете увидеть преимущества, которые она приносит во время самой поездки.

    Но, сделав шаг назад и подумав об этом в выходной день, вы, возможно, поймете, что, несмотря на то, что не все, что вам нравится, плюсы работы, которой вы увлечены, или заработная плата, которую вы получаете делают поездку на работу стоящей.

    Это может даже изменить то, как вы относитесь к своим поездкам на работу или к тому, как вы решили провести это время.

    Рефлексия — виды, варианты, способы развития, тренировка, основная цель

    Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную вобразце сто раз, может так ничему и не научиться.

    Цель рефлексии — это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

    Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

    Рефлексирующий человек

    В рамках многих философских концепций рефлексия рассматривается как одно из более существенных свойств сознания. В соответствии с этим утверждением сознательными и думающими могут считаться только те существа, которые осведомлены о состояниях своей психики. Проще говоря, человека, не способного проанализировать свои душевные состояния, нельзя назвать думающим. Эмоциональным, творческим, но не думающим.

    Рефлексия новорожденного равна нулю – он воспринимает окружающий его мир как данность, родителей – как безусловную составляющую этого мира. В процессе взросления и усиливающейся автономии от родительской опеки растущий индивид начинает видеть и осмысливать противоречия. Это вызывает у него принятие или непринятие родительского авторитета, критическое осмысление поступков близких людей. Механизм рефлексии запущен, и отныне человек способен только совершенствоваться и расти в духовном и нравственном плане.

    Рефлексия у отдельно взятых людей не может быть одинаковой. Различается ее уровень и в зависимости от возраста человека. Наибольшую активность и амплитуду рефлексия имеет на самом начале развития человеческой личности – на этапе детства и отрочества, юности. К середине жизненного пути рефлексия заметно убавляет ритм, а к концу жизни и вовсе замирает.

    Функции и задачи

    Самопознание помогает здраво оценить сильные и слабые стороны своего поведения. Также регулярная рефлексия выполняет ряд других функций:

    1. Познавательная — формирует в сознании образ «Я», представления личности о себе. Это основа самопознания, которая помогает осознать себя отдельным самостоятельным индивидом.
    2. Регулятивная — повышает уверенность в себе через способность регулировать поведение. Отличает человека от животных.
    3. Смыслотворческая — помогает определить мотив поступка, отделять импульсивное поведение от рационального.
    4. Проективная — прогнозирование будущего по результатам анализа прошлого опыта. От нее зависит способность управлять желаниями, распределять их по степени важности.
    5. Функция развития — создание целей по накоплению знаний и развитию навыков, необходимых для самосовершенствования.

    Рефлексия помогает развивать необходимый компонент психики — силу воли. Без нее достижение целей невозможно.

    Примеры из жизни

    Для того чтобы понимать, как рефлексировать, что это значит в психологии, нужно изучать опыт других людей. Например, если мать наблюдает за своим малышом и подмечает в нем такие же черты характера, это тоже самоанализ.

    При чтении книги человек сопереживает главному герою и понимает, что поступил бы в такой ситуации аналогично, это тоже оценивание своих действий.

    Лучшему пониманию рефлексии помогают примеры из жизни. В негативные ситуации индивид может раздражаться, но потом он берет эмоции под контроль и ищет их истоки, это тоже проявление самоанализа.

    Педагог проводит рефлексию каждый урок. Для этого ему нужно оценить все этапы, методы ведения и возникшие сложности. Каждую ошибку или препятствие нужно проанализировать, чтобы ее исправить. Такой процесс позволяет достичь совершенствования педагогического мастерства.

    Развитие у взрослых

    Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.

    Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.

    Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.

    Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.

    Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».

    Компоненты

    Структура педагогической деятельности также заслуживает внимания. Рефлексия педагогической деятельности как сложная система мыслительных операций имеет свою структуру.

    Деятельность педагога как субъекта, организующего учебу, включает в себя:

    • Волевой компонент — умение принимать решения и доводить начатое до конца.
    • Когнитивный — умение находить нужную информацию и эффективно самообучаться.
    • Эмоциональный — формирование отношения к своей деятельности и ее результату.
    • Мотивационный — осознание ключевой идеи. Для чего педагог проводит всю свою работу.

    С помощью постоянного анализа ситуаций преподаватель осознает настоящую ценность своей работы. Когда трудности пласт за пластом наслаиваются на педагога, сложно не впасть в разочарование. Не всегда воля и знания помогают справиться с падением мотивации.

    6.   Как развить в себе стремление к рефлексии на практике

    Разумеется, каждое желание развить в себе навык должно сопровождаться действием. Начните заниматься саморефлексией.

    Что для этого нужно?

    • Осознавайте себя «здесь и сейчас». Эмоции способны заглушить разум, только если дать им на это волю.

    • Отслеживайте те переживания, которые приносят наиболее болезненные ощущения. Боль, обиду, чувство вины. Они губительны для человека, их важно вовремя отыскать, обезвредить, в будущем не допустить.

    • Если вы чувствуете, что процесс самокопания привёл вас в тягостное настроение, дайте себе паузу. Людям излишне чувствительным первые попытки лучше начинать в сопровождении специалиста.

    • Вечером необходимо вернуться к событиям прошедшего дня, проанализировать его и спланировать следующий.

    • Выберете интересный объект, явление. Исследуйте, анализируйте систематически. Вскоре это войдёт в привычку.

    После того, как первые навыки саморефлексии получены, нужно задать себе несколько важных вопросов:

    • Иногда новое – это давно забытое старое. Попробуйте вспомнить друзей или навыки, к которым можно вернуться сегодня. Зачастую знаменуется началом нового этапа жизни.

    • Чтобы знать, куда двигаться дальше, определите цель. Целью будет являться то, что доставляет вам удовольствие, делает счастливым, наполненным.

    • Не нужно винить внешний мир в том, что какие-то процессы затянулись или не устраивают. Всегда можно сменить вектор направления, попробовать новый подход.

    • Не лгите самому себе. Заламывая руки и вопрошая небеса о неудачах, лучше остановитесь. Подышите. Возьмите ответственность на себя, проанализируйте, что привело к такому исходу. Часто всё ещё можно исправить, а если нельзя – ничего не поделаешь. «Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо».

    • Если вы уже потерпели неудачу, спросите себя о том, что сделали не так. Или чего не сделали, чтобы избежать её. Возможно, не всё ещё потеряно.

    • Не растрачивайте время попусту. Сохраняйте тягу к спонтанности, но ставьте цели на будущее.

    Существует мнение, что мы живём для того, чтобы жить и наслаждаться. Рефлексируйте с умом, наслаждайтесь жизнью, будьте счастливы!

    Саморефлексия Видео

    Как развивать в себе это качество?

    На самом деле, поняв, каким важным является рефлексия, человек осознает, что необходимо развивать и поднимать в себе уровень рефлексии. К счастью, на сегодняшний день для этого есть много методик и возможностей.

    К примеру, человек может научиться в тех или иных ситуациях вместо того, чтобы сразу раздражаться, проявлять агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе такие вопросы:

    АгрессияАгрессия

    • Почему я не могу держать себя в руках?
    • Что именно выводит меня из себя прямо сейчас?
    • Почему мне так тяжело?
    • Какие внешние проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
    • Какие обстоятельства раньше меня приводили в такое же состояние?
    • Зачем я должен держать себя в руках в этой ситуации?

    Когда человек задает себе эти и другие подобные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может с легкостью увидеть, что его реакция на данную ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого. А когда человек это осознает, то у него может наблюдаться снижение гнева, злости, обиды.

    Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал свою маму, а она не приходила. Как бы странно это не казалось, все же символическое мышление делает с человеком и не такое. И когда человек осознает это, то ему бывает намного легче справиться с ожиданием.

    Развивать рефлексию у себя человек может и с помощью психотерапевта. На сеансах психотерапии, с помощью специалиста, каждый может раскрыть в себе дар познания самого себя изнутри. Естественно, в начале, это бывает очень трудно и у разных людей это проявляется в разный промежуток времени: у кого на это могут уйти годы, кто-то может достичь успеха уже через месяц-другой. Тут все зависит от того, с каким человеком работает психотерапевт. Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем труднее он раскрывается.

    Однако, после того, когда человеку удается достичь рефлексии, то перед ним раскрываются новые возможности, меняется качество жизни и сама жизнь.

    Примеры упражнений для развития

    Если человек старше 20 лет осознает, что его уровень самопознания низкий, ситуацию можно исправить. В этом помогут простые методы, с которыми справится каждый:

    1. Медитация. Люди не решаются начать медитировать, сомневаясь в своей способности удерживать концентрацию внимания в течение долгого времени. Начать можно с 3–5 минут в день. Нужно сесть в удобную позу, закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании. Отстраненность упорядочит мысли и подготовит к рациональному обдумыванию ситуации.
    2. Ведение дневника. Перенос мыслей на бумагу дисциплинирует и помогает избавиться от накопленного негатива. Перечитывание дневника помогает посмотреть на свои размышления со стороны, ослабить эмоциональную привязанность.
    3. Фото 1883Работа с аффирмациями. Повторение позитивных установок повышает самооценку и уровень доверия к себе. Для усиления эффекта нужно проговаривать предложения, глядя на свое отражение в зеркале. «Я уважаю себя, я доверяю себе, мои ошибки и мой опыт не определяют мое будущее» – примерный набор фраз, с которых можно начинать самоанализ. Аффирмации снижают нервное напряжение, повышают концентрацию.

    Нельзя заниматься рефлексией в плохом настроении. Вначале нужно успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие и только потом приступать к анализу. Даже если вывод будет неутешительным, нужно постараться найти повод, чтобы себя похвалить. Так получится удержать свою самооценку на объективном уровне.

    Если попытка рефлексии всегда вызывает негативные эмоции, не нужно заставлять себя. Эта характеристика говорит о серьезных внутренних противоречиях. Их необходимо прорабатывать вместе с психологом. Ошибка, которую индивид может случайно допустить, способна ухудшить ситуацию. Поэтому погружаться в негативное состояние без присмотра психолога нельзя. Главное в рефлексии — не навредить себе.

    Интересное видео

    В видео описываются основные ошибки, которые допускают новички проведении рефлексии:

    История исследования рефлексов.

    Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.

    Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.

    Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:

    1. Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
    2. Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
    3. Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне.
    4. Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.

    Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.

    Дизайн человека
    Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития

    .Примите участие в проверке уникальной методики

    Дизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

    Что это такое – рефлексировать в жизни?

    Рефлексировать – это познавать самого себя. Размышлять, анализировать, конструктивно мыслить.

    Стоит ли игра свеч? Разумеется, понимать свою личность необходимо, особенно в современном, слишком динамичном и на первый взгляд непредсказуемом мире. Такие неприятные ощущения, как чувство вины, неудовлетворённость жизнью, закомплексованность давят изнутри, мешают развиваться в дальнейшем.

    Их, как мины, нужно находить и обезвреживать.

    рефлексировать..jpg

    Чему мы учимся, занимаясь саморефлексией:

    • Рациональному, критическому мышлению к себе и другим людям.
    • Затормаживать процессы, которые позволяют всякому «мусору» становиться помехой для продуктивной жизни.

    Неспособность к самоанализу приводит к постоянному наступлению на одни и те же грабли на протяжении всей жизни.

    Важно заниматься этим в меру, не злоупотреблять ресурсами головного мозга, давать ему отдыхать.

    Трезвый, размеренный подход к своим мыслям способен ослабить влияние эмоций на разум, обезвредить негативные.

    В сущности, это психоанализ наедине с собой и дано такое умение не каждому, однако его необходимо развивать.

    Самокопание с пользой возможно только в случае избегания следующих популярных ошибок:

    • Разобраться в мотивах, а не в самих поступках. Изменивший и покаявшийся жене муж неспособен будет отследить, что именно натолкнуло его на мысль об измене, поэтому никакие извинения и клятвы не спасут его от следующего промаха, семью – от развала.
    • По словам Дейла Карнеги, нужно отказаться от «пиления опилок». То есть, ни в коем случае не прокручивать в голове неудачи, промахи дней минувших, двигаться дальше.
    • Жалеть себя, возводить в культ чувство вины. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Урок уже получен. Отпустите это.
    • Брать на себя ответственность за весь мир. Не только от нашей воли зависит то, что происходит. То, что мы не в силах изменить, должно проходить мимо нас.

    Прислушавшись к этим советам, можно избежать первичных проблем на пути саморефлексии.

    Характеристики рефлексии

    Качество рефлексии можно оценить по двум критериям:

    • глубина — степень проникновения в свой внутренний мир:
    • широта — количество анализируемых внутренних миров других людей.

    Цели

    Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки. В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу.

    Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

    В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

    Отсутствие рефлексии

    Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него отсутствует рефлексия. В таком случае он может воспринимать окружающее как опасность для себя и пытаться всеми способами защититься от всех и вся. Часто такие люди становятся закрытыми для своих близких. Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

    Иногда у человека может возникнуть ощущение пустоты, депрессивное настроение. Он становится пассивным, отрешенным от внешнего мира. У него отсутствуют всяческие интересы и мотивы.

    В современной педагогике есть мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом процесса обучения. Поэтому в таком случае говорить о личностно ориентированном воспитании и обучении нельзя. В связи с этим остро встает проблема еще с начальной школы обращать внимание на развитие у детей способности к рефлексии.

    Способы применения

    Врожденной склонности к самоанализу у человека нет. Рефлексия относится к интеллектуальной деятельности и требует развития возрастных навыков:

    • самоидентификации;
    • самоанализа;
    • самооценки;
    • самокритики;
    • социализации.

    У новорожденного младенца нет способности рефлексировать. Она появляется позже, когда у ребенка появится осознание себя, как субъекта деятельности. Впервые это происходит в 2,5–3 года. Ребенок пытается отстоять самостоятельность, специально нарушая запреты взрослых и проверяя реакцию. Проанализировать и оценить свое поведение он еще не способен.

    Второй этап развития рефлексии начинается под влиянием учебной деятельности и наступает в 6–7 лет. Ребенок учится анализировать свое поведение и поведение других детей, стремится занять свое место в иерархии класса. Самооценка зависит от мнения взрослых: родителей и учителя.

    В подростковом возрасте формируется навык самооценки. Нестабильный гормональный фон, умноженный на чрезмерную рефлексию часто приводит к негативному самовосприятию. Подросток зацикливается на недостатках, недоволен внешностью, отношениями со сверстниками. В этот период ему особенно нужно понимание со стороны взрослых. Если развитие личности проходило правильно, к 16 годам способность к рефлексии уже наработана. Самокритика больше не мешает подростку оценивать себя здраво.

    После 20 лет развитие рефлексии не останавливается. В течение жизни человек приобретает новый опыт, облегчающий и обогащающий самопознание. Важно не останавливать саморазвитие.

    Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

    • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
    • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
    • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Комментировать Разместить на своем сайте

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

    Ошибка в тексте?

    Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
    что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
    и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

    Кстати, такая возможность есть
    на всех страницах нашего сайта

    Литература

    • Вощинин А. В. Психология рефлексии в деятельности тренера. 2013. — 216 с. — ISBN 978-5-9908063-0-6.
    • Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. — ISBN 5-9270-0052-5.
    • Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.
    • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 5-85618-043-7
    • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5.
    • Семёнов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности
    • Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
    • Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. — ISBN 5-8149-0282-5 (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
    • Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с. — ISBN 5-98808-003-0.

    Другие виды рефлексии

    Как было упомянуто выше, существует множество видов рефлексии.
    Различают три основных вида, в зависимости от направленности мышления человека:

    • Элементарного типа.
      Подобная рефлексия характерна практически для каждого человека. Появление в жизни тяжелых ситуаций, вынуждает обратиться к самоанализу и попытаться понять, что привело к печальному исходу. Размышляя над совершенными действиями, человек может найти для себя ответы на все вопросы.
    • Научного вида.
      Рефлексия также используется в различных исследованиях и экспериментах. С ее помощью удается подтвердить или опровергнуть определенные теории, с научной точки зрения.
    • Философского вида.
      Философская рефлексия посвящается высоким вопросам. Речь идет о вопросах бытия и мироздания, истинном смысле жизни и предназначении человека. Если человек способен мыслить так глубоко и периодически задумывается о серьезных вопросах — это показывает высокий уровень его интеллекта.

    Отсутствие рефлексии

    Не всегда человек задумывается над тем, что такое социальная рефлексия или коммуникативная. Кто-то не придает значение тому, что нужно анализировать свои действия. Все это приводит к тому, что индивид застревает в привычной схеме поведения.

    У него будут плохие отношения с людьми, с собой, это приведет к психическим болезням. Можно учиться как самостоятельно, так и под руководством грамотного специалиста.


    Не всегда поздние размышления приносят пользу, но без них не получится полноценно духовно растиhttps://www.youtube.com/watch?v=kyLaK2FkeNM

    Рефлексия полезна даже для событий, которые уже давно прошли. Это способность нужна любому разумному человеку, который стремится к развитию и улучшению своей жизни. Без нее индивид обречен жить в одних и тех же ошибках.

    https://youtu.be/kyLaK2FkeNM

    Примеры рефлексии из жизни

    Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?
    Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?

    Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

    Попытаться подумать

    Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия.
    Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

    Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы

    :

    • Была ли польза от этого?
    • Получил ли я новую информацию?
    • Как я могу использовать полученный опыт?
    • Понравился ли мне персонаж (место)?
    • Что я извлек из этого?

    Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

    Завести специальный блокнот

    Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни. Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки.
    Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

    После этого все это следует записать в специальный блокнот

    , поделив вопросы по следующим категориям:

    • Вопросы, посвященные жизни и смерти.
      Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
    • Основная цель в жизни.
      Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
    • Взаимоотношения с окружающими.
      Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
    • О духовном мире, религии и Боге.
    • О прошлых ошибках и действиях.
      Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
    • О планах и заветных мечтах.
      Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
    • О материальных ценностях.
      Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

    Важно:

    Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

    Улучшенное принятие решений

    Мы делаем сотни выборов каждый день, но большинство из них незначительны и могут быть оставлены нашему бессознательному разуму.

    Но когда дело доходит до более важных решений в жизни, небольшое личное размышление неоценимо.

    Это возвращается к ясности мысли и осознанию ваших истинных ценностей.

    Используя эти две вещи, вы можете принимать решения, которые ставят вас на оптимальный путь к лучшему благополучию.

    Это означает меньше сожалений или упущенных возможностей и больше душевного спокойствия, зная, что вы сделали правильный выбор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...