Раздел II. Феноменология психологической защиты

Содержание

Виды психологической защиты: что это такое

Что такое психологическая защита и когда ее применяют? Психологическая защита представляет собой определенную систему, которая позволяет личности избежать угроз, связанных с эмоциональным состоянием. Механизмы этой системы работают таким образом, чтобы человек мог находиться в относительно спокойном состоянии. Иначе ему бы приходилось постоянно руководствоваться эмоциональным состоянием: кричать, плакать и т.п.

Изучая механизмы психологической защиты, Фрейд пришел к выводу, что они дают возможность устранить противоречия, которые существуют между бессознательными влечениями индивида и нормами, принятыми в обществе.

Психологическая защита заложена природой и защищает человека от мыслей и эмоций, которые он не в состоянии перенести. В определенной мере она искажает восприятие людьми действительности, но не влияет на их характер и окружающий мир.

Виды психологической защиты

Введение

Одним из наиболее интересных свойств живого мира является его способность к адаптации: организмы гибко приспосабливаются к внешней и внутренней среде, в которой они существуют. Эта врожденная способность каждой здоровой особи живого мира обусловливает сохранение данного биологического вида и выживание конкретного его представителя.

В современной психологии существуют теории, предполагающие, что многие свойства человеческой психики сформировались на основе биологических свойств организма. Так, инстинкты в процессе социализации личности превращаются в человеческие чувства. Например, гнев является проявлением агрессии, в основе которой лежит инстинкт самосохранения; страх – другая форма инстинкта самосохранения, берущая начало в стремлении к бегству от более сильного противника. Инстинкт размножения преобразуется в чувство любви к человеку противоположного пола или ребенку (родительский инстинкт).

Подобная трансформация биологического в психологическое может происходить не только в сфере инстинктов. Возможно,  способность адаптироваться к физической среде преобразовывается в способность приспосабливаться к психологической. Тогда методами приспособления становятся механизмы психологической защиты, о которых пойдет речь в данной работе.

1. Отрицание

Отказ признавать травмирующий опыт, негативные эмоции, шокирующую информацию; нежелание признавать свое бедственное положение или тяжелый диагноз.

Разбивший чашку ребенок может, глядя в глаза, утверждать, что он этого не делал, сам веря в это — ситуация настолько травматична, что психика не примиряется с фактом уничтожения ценного предмета. И отрицает этот факт.

Госпитализированный с острым инфарктом пациент лежит под капельницей, опутанный проводами аппаратуры. С ним в палате — другие такие же госпитализированные. Он слышит, как врачи обсуждают его диагноз. Казалось бы, понятно, что с ним произошло.

Но понимания нет. Через какое-то время, когда он уже пошел на поправку, пациент отправляется прогуляться в больничный двор и встречает врача. Тот делает ему замечание: «Вам нельзя выходить на улицу после такого тяжелого инфаркта!»

Диагноз становится настолько шокирующим откровением, что по возвращении в палату у больного случается повторный удар.

Психологическую защиту сняли слишком неделикатно…

Отрицание может быть перцептивным (искажающим восприятие) и когнитивным (искажающим сознание). Преподаватель, который не может установить в лектории дисциплину, смиряется с шумом в аудитории одним из таких способов:

  • «шумят, но не громко — это нормально, у других то же самое» (бессознательное искажение на уровне восприятия — ложная информация снижает тревогу, поддерживает самооценку),
  • «шумят, потому что им интересно — они живо обсуждают мой спич» (когнитивное искажение — отрицание осознается, но воспринимается противоположным образом — как положительное).

Рационализация как механизм психологической защиты

Рационализация – это механизм психологической защиты, который позволяет человеку примирять свои ожидания и действительность, а также оправдывать собственные чувства или поступки. Мы можем находить максимально удобное для себя объяснение произошедшему. Например, если мы мы не можем позволить себе купить большую квартиру в хорошем районе, то быстро придумаем не всегда адекватные рациональные доводы в пользу другой, более скромной. Главное – не потерять самоуважение из-за того, что финансовые возможности не соответствуют амбициям.

Рационализация в психологии, как и другие механизмы защит, ослабляет тревогу и снижает уровень напряжения. Это неосознанная попытка уйти от внутреннего конфликта и не потерять самоуважение.

Соответственно, этот метод защиты часто связан с обесцениванием. Человеку проще сказать, что конкретная вещь не имеет для него никакой ценности, чем признаться, что он не смог ее заполучить. Наша психика стремится к определенности. А с помощью рационализации мы логически объясняем то или иное собственное действие.

Что такое рациональность в философии?

Чтобы какое-то действие или идея была признана рациональной с точки зрения философии, она должна соответствовать данным критериям:

  • Логичность. Образ мысли должен быть логичным, то есть вывод должен строиться на взаимосвязанных и неоспоримых утверждениях. Например, невменяемого преступника следует определить в психиатрическую лечебницу вместо тюрьмы. Причина – он не осознает противоправность поступков и нуждается в психиатрическом лечении;
  • Понятийность. Умение мыслить и выражать свои идеи при помощи устоявшихся и общепризнанных понятий, то есть терминов;
  • Дискурсивность. Способность обосновывать предположения. К примеру, рациональным будет мнение о том, что определенный человек является смелым. Обоснованием будет анализ прошлого опыта, когда он заступился за девушку, или то, что он занимается опасной работой (участковый, пожарный и т. д.).

Рациональный философ

2. Проекция

Этот защитный механизм являет собой перенесение своих собственных нежелательных черт на других людей. Проецируются чаще всего мысли и поступки, которые не одобряются социумом, например: агрессия, жестокость, сексуальные фантазии или несправедливая критика.

Яркий пример — когда человек, которым овладело чувство ненависти, чтобы как-то справиться с ним, убеждает себя в том, что объект его ненависти испытывает к нему такие же негативные эмоции. Часто люди, чтобы оправдать себя, используют фразу «все так делают» или «они этого заслуживают».

Почему каждая твоя отговорка разрушительна для всей жизни

Выгоды рационализации

Конечно, определённые плюсы у рационализации есть. Мир и люди вокруг начинают казаться простыми и понятными. Любой факт или событие мы можем как-то себе объяснить. Если вдруг мы поступили недостойно, с помощью такого механизма мы сможем «выйти сухими из воды», сохранить самоуважение и самоценность. К тому же все вещи, которые мы подсознательно хотим, но получить не можем, становятся не нужными. А всё то, что нас не устраивает, мы можем рационально оправдать. Например, нежелание уходить с нелюбимой работы аргументируя близостью к дому и привычкой.

Такой тип трактовки ситуаций помогает человеку оставаться неизменным. Он просто каждый раз подбирает подходящие аргументы. Как будто это не он регулярно не может решить похожие проблемы, а с миром и окружающими что-то не так.

Разновидности и способы

оправдывание собственных действий

Рационализация, рассматриваемая как механизм психологической защиты, бывает двух видов:

  • прямая — индивид оправдывает свои собственные действия, мысли и чувства;
  • непрямая — в оправдании задействованы посторонние объекты.

Также в психологии выделяют несколько подвидов этого процесса:

  1. Персональная или групповая рационализация. В первом случае индивид защищает исключительно себя. Во втором — группу людей, с которой себя ассоциирует.
  2. Актуальная рационализация. Действует на протяжении небольшого промежутка времени.
  3. Предвосхищающая рационализация. Неприятная ситуация еще не произошла, а человек уже заранее начинает искать оправдания своим поступкам.

Для рационализации как для метода психологической защиты характерно использование разных методов. Всего их 6:

  1. Обесценивание цели. Проигрыш в конкурсе объясняется плохими призами, к которым глупо было бы стремиться.
  2. Дискредитация жертвы. Допустим, человек кого-то обидел. В свое оправдание он скажет, что оппонент сам виноват и в подобной ситуации поступил бы точно так же.
  3. Усиление роли обстоятельств. При рационализации обстоятельства всегда используются для того, чтобы оправдать случившееся.
  4. Вред во благо. Многие люди искренне верят в правильность своих поступков по отношению к другим. Объясняют они их словами: «им же лучше будет», «я старался для их же блага».
  5. Дискредитация самого себя. Человек делает из себя жертву. Он демонстративно соглашается с тем, что совершил плохой поступок, и говорит о том, как ему от этого плохо. Кто станет спорить с таким страдальцем?
  6. Самообман.

Каждый из перечисленных методов рационализации наносит определенный вред человеческой личности.

Цели и задачи

racionalnaya-psihoterapiya.jpg

Общая цель — решить проблему, вылечить расстройство путём разъяснения истинных причин болезни, коррекции ошибочных суждений и установок.

Цель рациопсихотерапевта — сначала самому понять механизмы формирования субъективной картины заболевания, чтобы потом доступно объяснить их клиенту.

Цель пациента — осознать, что он неправильно оценивает собственное поведение и вследствие этого неадекватно себя ведёт. Переориентироваться.

На пути к достижению конечной цели решаются следующие задачи:

  • установить близкий контакт между психотерапевтом и клиентом;
  • понять психологические механизмы соматической болезни;
  • выработать правильное отношение к болезни;
  • реконструировать нарушенные отношения личности;
  • корректировать неадекватные реакции и поведения;
  • укоренить новую систему ценностей;
  • научить, как вести себя в сложных жизненных ситуациях, чтобы болезнь больше не прогрессировала.

Последовательное решение задач имеет важное значение для обеих сторон процесса. И пациент, и специалист должны стремиться к их выполнению.

Плюсы и минусы

К выгодам рационализации можно отнести следующие:

  • primer-ratsionalizatsii-v-psihologii_6.jpgУверенность в себе.
  • Снятие тревоги и напряжения.
  • Сохранение самоуважения в лице других людей.
  • Окружающий мир предстает логически обоснованным и прогнозируемым.
  • Рационализируя свои действия можно ничего не менять в себе.

Немецкий ученый Эрих Фромм заметил, что рационализация это есть способ «остаться в стаде», но чувствовать себя личностью.

Минусы рационализации:

  • primer-ratsionalizatsii-v-psihologii_7.jpgПри использовании рационализации проблема не решается. Она остается в пространстве и времени.
  • Желание казаться для других лучше, нежели на самом деле, усугубляет проблему, часто останавливает личностный рост.
  • Мышление человека переходит в шаблонное. Он использует одну и ту же схему объяснения и уже наперед знает, что будет говорить.
  • Исчезает вера во что-либо необычное или невозможное, ведь человек всегда и всему может найти оправдание, не пытаясь использовать другие возможности.

primer-ratsionalizatsii-v-psihologii_8.jpgВ большинстве случаев рационализация становится своего рода аутотренингом. Иногда это может привести к психическим расстройствам, неврозам, навязчивым идеям. Но такой способ защиты не только не устраняет внутренние конфликты, но и усугубляет их. В этом случае психологи рекомендуют выговариваться, а не держать все в себе. А главное – жить в реальном, а не замаскированном мире.

Рационализация в психологии — за и против

Сублимация: основа поп-культуры

Сублимация — один из самых широко применяемых защитных механизмов психики. В этом случае энергия нежелательных, травмирующих или негативных переживаний перенаправляется на достижение социально одобряемых конструктивных целей. Его часто используют люди творческих профессий, в том числе знаменитые. Песни о неразделенной любви или книги о темных периодах жизни нередко становятся плодами сублимации. Именно это делает их доступными для понимания — и в конечном итоге популярными.

Тем не менее сублимация может быть не только литературной или «изобразительной». Садистские желания могут сублимироваться в ходе хирургической практики, а нежелательное (например, с точки зрения религии) сексуальное влечение — в создание гениальных произведений архитектуры (как это было в случае Антонио Гауди, который вел крайне аскетичный образ жизни). Сублимация также может быть частью психотерапевтического процесса, когда клиент выплескивает свои внутренние конфликты через творчество: создает тексты, картины, сценарии и другие произведения, позволяющие привести личность в равновесие.

Зарождение идеи рационализма

Сократ. Первые идеи рационализма появились в эпоху античности. Например, в философии известного древнегреческого философа Сократа прослеживается рационалистическое понимание мира и человека, который, прежде всего, должен познать себя. По мнению Сократа, знание – это благо, а невежество – зло. Для того, чтобы человек вел себя нравственно, ему нужно знать о том, что хорошо, а что плохо. Зная как поступать хорошо, люди не будут делать по-другому, ведь никто не станет сознательно совершать ошибки.

Сократ

Рационализм Сократа называют этическим, поскольку его учение ориентировано на понимание нравственного самоопределения человека, основой которого выступает его разум, знание. Сократ не оставил после себя никаких записей, потому что обучал людей, проводя с ними живые беседы. Однако мы знаем об основных взглядах учителя, благодаря его последователям. Одним из знаменитых его учеников был Платон, произведения которого написаны в виде диалогов.

Платон. Платон полагал, что материальный, видимый и осязаемый мир есть лишь отражение мира идей. Поскольку материальные вещи изменчивы и непостоянны, то они не соответствуют устойчивым понятиям. Например, понятие прекрасного. В реальном мире существует множество прекрасных вещей: цветы, красота женщины, и т.д. Но это качество «прекрасного» непостоянно: цветок завянет, женщина постареет и ее внешность изменится.

Платон

Поэтому Платон рассудил, что объекты чувственного мира не могут быть источником понятий. Поскольку само понятие «прекрасного» неизменчиво, его объектом должно быть тоже нечто постоянное. И далее Платон предположил, что существует некий мир идей, в котором находится душа до рождения. В отличие от мнения, что постижение мира основывается на телесных чувствах и ощущениях (как считало большинство древнегреческих философов), Платон решил, что только разумная часть души может познавать.

Например, человек видит благодаря органам зрения, ощущает прикосновение и т.д., это является чувственным познанием. Вместе с тем, существуют и другие знания, недоступные телесному восприятию. Каким органом тела можно познать справедливость или тождество? Платон делает следующий вывод: познание есть припоминание душой того, что она созерцала, находясь в мире идей. Таким образом, в основе учения Платона о постижении мира лежит идея о рациональном, а не чувственном познании.

5. Сублимация

Если вымещение оказывает негативное влияние на человека и его отношения с окружающими, то сублимация, напротив, помогает направить сильные эмоции в конструктивное русло.

Пример — творчество. Многие творения известных танцоров, художников, музыкантов, писателей и поэтов являются примерами сублимации. Интерес к трупам можно сублимировать при работе в морге, склонность к насилию можно удовлетворить работой в силовых структурах и так далее.

4. Обесценивание

Лишение человека/вещи/чувства/ситуации ценности. Защитный механизм включается либо при самооправдании, либо при невозможности пережить чужой успех, либо чтобы побороть страх перед кем-либо.

«Как бороться с клещом? 1. Кусай первым. 2. Размещай мемы про клещей — осмеянный клещ слаб».

Обесценить можно самого себя:

  • «если я не добился этого, значит, мне это не нужно — это ерунда»,
  • «если у меня не получилось добиться этого, я этого не стою».

Можно другого:

  • «да кто он такой, его никто не знает, только кучка таких же идиотов (о человеке, добившемся успеха)»,
  • «получил „пять“ на экзамене? наверное, почти все так же сдали — предмет же проходной. Но все равно рад за тебя, поздравляю».

Часто обесценивание является оборотной стороной другого механизма защиты — идеализации.

Рационализация в психологии: примеры

Пример №1

Таня хочет стать художником, она постоянно участвует в конкурсах рисунков. Но девушка довольно посредственно рисует. Тане жаль расставаться со своей иллюзией. Когда она проигрывает в конкурсах, она объясняет это тем, что судьи знают победителей лично. Или же художественные принадлежности были менее качественными, чем у конкурентов. К тому же Таню постоянно отвлекала младшая сестра во время рисования. С помощью рационализации Таня пытается пережить разрыв между собственными способностями и амбициями.

Пример №2

Семейная пара ходит по магазинам. Жена хочет купить красивое и дорогое платье, заплатить должен муж. Жена перемерила множество вариантов, но ни один из них не понравился мужу, в каждом он нашел какое-то несовершенство. То неудачный цвет, то некачественная ткань, то некрасивые пуговицы. Жена в результате остается без платья. Так происходит, потому что муж никогда не мог позволить себе потратить столько денег на одежду. И жене покупать такое платье он не хочет. Конечно, он себе в этом не признается, но его бессознательное, чтобы защитить психику, объясняет ему, почему каждый из вариантов неудачный. И причины кажутся ему объективными.

Пример №3

Юлия очень хотела большой новый дом вместо своей маленькой тесной квартиры. Она долгое время пыталась его приобрести, но финансовые возможности ей не позволяли. В итоге девушка начала убеждать себя, что уборка в большом доме занимает слишком много времени. Да и дорога до работы займёт слишком много времени, не говоря уже о цене за обслуживание такой недвижимости. А маленькая квартирка хоть и тесная, но к метро близко. Время в пробках не приходится терять.

Таким образом, Юлия помогает себе пережить то, что она не в состоянии купить такой дом. Проблема заключается в том, что она избегает самой проблемы. Если она осознает, что всё упирается в финансы, то сможет как-то разобраться с корнем проблемы. Например, сменить работу на более высокооплачиваемую, составить долгосрочный накопительный план или просто признаться себе, что такая покупка ей пока что не по карману.

Примечания

  1. Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Рационализация», изд. «Класс», 1998.
  2. Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Обсессивные и компульсивные личности», изд. «Класс», 1998.

Рационализм — это не изобретение велосипеда, это всего лишь здравый

смысл и метод принятия правильных решений.

Дмитрий Соло. Принципы Рационализма. Начало

— Я думал, Карпов ничего не боится. — Тебе разницу между страхом,

рациональностью и глупостью объяснить?

Сериал «Глухарь»

Рациональность как качество личности – склонность отличаться чрезмерно рассудочным отношением к жизни; способность направлять свои действия к наиболее разумно обоснованному, целесообразному использованию чего-либо.

Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и до четырёх часов пополудни. С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия. Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы. И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен — приз у него в кармане. Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся. — Как это получилось? — спросил он своего напарника. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно! — На самом деле всё очень просто, — прямо ответил тот. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Рациональный человек стремится найти оптимальное решение, ведущее к цели наиболее надёжным способом. Для этого он взвешивает, просчитывает, обосновывает, сопоставляет, Словом, делает всё возможное, чтобы решить проблему «с головой», рассудочно, с полученным мандатом от разума, внятной логикой и целесообразностью.

Рациональность как качество личности проявляется, когда получено согласие разума, ибо в его функции входит анализировать входящую информацию, сопоставлять её с уже существующим знанием, примерять к своему жизненному опыту, выстраивать логические конструкции, обосновывать свои решения соображениями эффективности и целесообразности. Рациональность может быть как неторопливо рассудительной, так и стремительной, решительной, готовой к разгулу рисков в условиях неопределённости.

Взять, к примеру, банкиров. Кто скажет, что они работают не рационально? Оперируя в нестабильной среде и не обладая всей полнотой информации о контрагентах, коммерческие банки вынуждены продуманно посредством отработанных методов и методик управлять банковскими рисками в своей повседневной деятельности. «Невозможно заниматься бизнесом, не рискуя, — утверждает Ричард Боултон и его коллеги. – Не рискуя, вы ничего не заработаете». Профессор В.В. Витлинский справедливо отмечает, что «в банковском деле риск явление абсолютно нормальное, чтобы получить существенную прибыль, необходимо идти на обоснованный (допустимый) риск. Профессор Лео Шустер, говоря о рисках, подчеркивает: «Банкир, утративший способность рисковать, банкиром больше быть не может. Эта старая мудрость напоминает о том, что риски имманентны банковской системе».

Рациональность – мужское качество личности. У мужчины сильно развит разум, у женщины – ум. Ум женщины на тонком уровне расположен рядом с чувствами, у мужчин – в отдалении от чувств. Поэтому женщины по своей природе более эмоциональны, чувствительны и неуравновешенны. Им больше свойственна иррациональность. Безусловная, бескорыстная любовь тоже иррациональна.

Мужской разум, впрочем, как и женский, призван контролировать ненасытные чувства и беспокойный, сумбурный ум. Для этого нужен самоконтроль, самодисциплина. Тот, кто умеет контролировать свои чувства и ум, по определению не может быть нерациональным. Тот, кого колонизировали прихотливые, капризные чувства, кого обуздал вожделенный, хаотичный ум, кто находится под колпаком ложного эго, без сомнения, обладает хилым, безвольным разумом. Только мускулистый разум обеспечивает рациональность поведения личности. Когда разум подорван и надломлен вакханалией чувств, разгулом ума и взбалмошностью ложного эго, абсурдно говорить о какой-то рациональности поведения человека.

Женщины в силу опасности или необходимости тоже могут проявлять рациональность и благоразумие, например, на работе, но, как только попадают в привычную для себя обстановку, возвращаются к тому, что им больше свойственно: проявлять эмоциональность, импульсивность и чувствительность. То есть, когда нужно защитить своего мужа или детей, их интересы, женщины может проявить недюжинную волю, рациональность действий и благоразумие. На этот счёт замечательно высказался Пьер – Огюстен Бомарше: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

Рациональность дружит с чувством меры. Дмитрий Соло пишет: » Хорошего должно быть понемножку, вот взять хотя бы женскую грудь, она может быть разной, но Вы представьте, если у кого-то хватит ума нарастить ее до 7-12 размера или больше… Или представьте, что среди нас будут ходить гигантские люди — 3-5 метров в высоту, а некоторые достигнут размеров небоскребов… Это будет странно, не так ли?»

Зачем рациональность нужна? Р.Хасти и Р.Дэвис пишут: «С практической точки зрения для того, чтобы человек мог добиваться большего в жизни. Причём большего не только в плане денег, но и качества жизни, взаимоотношений с другими людьми, саморазвития и прочего. Более того, использование рационального принятия решений позволит выстроить последовательность, как достигать множества целей с минимальными усилиями».

Рациональность, чтобы не было конфликтов, прежде, чем принять решение, всегда должна производить всесторонний анализ реалий жизни.

В сад были приглашены работники, чтобы починить крыльцо. Им всё время приходилось нагибаться из-за ветки яблони, которая низко висела над дорожкой, ведущей к крыльцу. Один из рабочих решил позаботиться о пожилых хозяевах, у которых, видимо, не было сил спилить эту ветку. Когда наутро хозяева увидели спиленную ветку, они страшно расстроились. Ведь из всего старого яблоневого сада плодоносила уже только эта ветка.

5. Примитивная идеализация

Она выражается в бессознательном представлении о ком-либо как о всемогущем защитнике. Инфантильная установка, корнями уходящая в уверенность из раннего детства: родители способны на все.

На определенном этапе такая установка может помочь ребенку обрести почву под ногами, необходимую для дальнейшего нормального развития.

Читайте также:

Ребенок навсегда: как формируется созависимость и почему она мешает выстраивать личные границы

Ребенок спрашивает: «Почему идет дождь?» Ему не так важно получить разъяснение, почему вода льется с неба. Главное — удостовериться, что мир функционирует «правильно», он безопасен, и родители знают, как с этим миром управляться. Для ребенка логично обидеться на родителей за то, что они утром в субботу «не остановили дождь, ведь мы планировали пойти в зоопарк».

С возрастом придет понимание того, как формируются осадки, но сама логика «родители способны на все» может остаться. Ощущение, что на кого-то можно целиком и полностью положиться, временно избавляет от тревоги, но создает сильнейшую эмоциональную зависимость.

Склонные к идеализации люди постоянно находятся в поиске нового обладателя всемогущества, рано или поздно находят его и неминуемо разочаровываются, запуская в ход предыдущий механизм защиты — обесценивание.

Читайте также:

Созависимые отношения: как перестать играть роль жертвы, агрессора или спасателя и стать психологически самодостаточным

Еще один механизм психозащиты, идущий из детства, — примитивная изоляция. Это уход от эмоционального напряжения в фантазию, сон или измененное сознание. Детство закончилось, а привычка засыпать, чтобы избавиться от тягостного эмоционального фона или переизбытка эмоций, может остаться.

Более «взрослый» вариант примитивной изоляции — интеллектуализация.

Рационализация: объяснения для всего

Рационализация — это способность тщательно отбирать подходящие разумные причины возникновения негативной ситуации. Цель здесь — самоубеждение в том, что мы не виноваты, что мы достаточно хороши или значимы и проблема не в нас. Человек, который получил отказ на собеседовании, может убеждать себя и окружающих в том, что ему не нужна была такая работа или компания оказалась слишком «скучной», — тогда как в действительности он испытал сильнейшее сожаление. «Не очень-то и хотелось», — классическая для рационализации фраза.

Пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное — самозащитой, а равнодушное — стремлением дать окружающим больше самостоятельности. Главный результат работы этого механизма — мнимое восстановление равновесия между желаемым и реальным положением вещей и степени самоуважения. Тем не менее рационализация часто не полностью снимает негативные эффекты травмирующей ситуации, так что она еще долго продолжает причинять боль.

Метод рационализации

\(\blacktriangleright\) Метод рационализации — это способ решения некоторых неравенств, который позволяет довольно сильно упростить решение и вычисления.

\(\blacktriangleright\) Рассмотрим метод рационализации для решения показательных неравенств вида \[{\Large{(h(x))^{f(x)}\geqslant (h(x))^{g(x)}}}\]

Если бы мы решали данное неравенство классическим способом, то оно было бы равносильно совокупности: \[{\large{\left[\begin{gathered} \begin{aligned} &\begin{cases} h(x)>1\\ f(x)\geqslant g(x) \end{cases}\\[1ex] &\begin{cases} 0<1\\ f(x)\leqslant g(x) \end{cases}\\[1ex] &h(x)=1 \end{aligned} \end{gathered} \right.}}\]

По методу рационализации данное неравенство равносильно системе: \[{\large{ \begin{cases} (h(x)-1)(f(x)-g(x))\geqslant 0\\[1ex] h(x)>0 \end{cases}}}\]

Покажем, что решения совокупности и системы совпадают.

Первое неравенство системы равносильно \[(a)\quad \left[\begin{gathered} \begin{aligned} &\begin{cases} h(x)\geqslant1\\ f(x)\geqslant g(x) \end{cases}\\[1ex] &\begin{cases} h(x)\leqslant 1\\ f(x)\leqslant g(x) \end{cases} \end{aligned} \end{gathered} \right.\]

Совокупность равносильна \[(b)\quad \left[\begin{gathered} \begin{aligned} &\begin{cases} h(x)>1\\ f(x)\geqslant g(x)\\ h(x)=1 \end{cases}\\[1ex] &\begin{cases} 0<1\\ f(x)\leqslant g(x)\\ h(x)=1 \end{cases} \end{aligned} \end{gathered} \right. \Leftrightarrow \left[\begin{gathered} \begin{aligned} &\begin{cases} h(x)\geqslant 1\\ f(x)\geqslant g(x) \end{cases}\\[1ex] &\begin{cases} 0

Заметим, что решение совокупности \((a)\) плюс условие \(h(x)>0\) и решение совокупности \((b)\) полностью совпадают.

\(\blacktriangleright\) Рассмотрим метод рационализации для решения логарифмических неравенств вида \[{\Large{\log_{h(x)}{f(x)}\geqslant \log_{h(x)}{g(x)}}}\]

Если бы мы решали данное неравенство классическим способом, то оно было бы равносильно совокупности: \[{\large{\left[\begin{gathered} \begin{aligned} &\begin{cases} h(x)>1\\ f(x)\geqslant g(x)\\ g(x)>0 \end{cases}\\[1ex] &\begin{cases} 0<1\\ f(x)\leqslant g(x)\\ f(x)>0 \end{cases} \end{aligned} \end{gathered} \right.}}\]

По методу рационализации данное неравенство равносильно системе: \[{\large{\begin{cases} (h(x)-1)(f(x)-g(x))\geqslant 0\\[1ex] f(x)>0\\ g(x)>0\\ h(x)>0\\ h(x)\ne 1 \end{cases}}}\]

Покажем, что решения совокупности и системы совпадают.

Первое неравенство системы плюс условие \(h(x)\ne 1\) равносильно \[(c)\quad \left[\begin{gathered} \begin{aligned} &\begin{cases} h(x)>1\\ f(x)\geqslant g(x) \end{cases}\\[1ex] &\begin{cases} h(x)< 1\\ f(x)\leqslant g(x) \end{cases} \end{aligned} \end{gathered} \right.\]

Совокупность равносильна (если выписать часть ОДЗ отдельно) \[(d) \quad \begin{cases} f(x)>0\\ g(x)>0\\ h(x)>0\\[1ex] \left[\begin{gathered} \begin{aligned} &\begin{cases} h(x)>1\\ f(x)\geqslant g(x) \end{cases}\\ &\begin{cases} h(x)<1\\ f(x)\leqslant g(x) \end{cases} \end{aligned} \end{gathered} \right. \end{cases}\]

Заметим, что решение совокупности \((c)\) плюс условия \(f(x)>0, g(x)>0, h(x)>0\) и решение совокупности \((d)\) полностью совпадают.

\(\blacktriangleright\) Если \(f(x), h(x), g(x)\) — многочлены (что бывает очень часто в задачах), то метод рационализации позволяет перейти от показательного или логарифмического неравенства к рациональному, которое уже легко решается методом интервалов.

Рассмотрим несколько примеров, показывающих удобство использования метода рационализации.

Пример 1. Решить неравенство \(\log_{(x^2-1)}{\dfrac{2x^2+3x-5}{x+1}}\leqslant 1\)

Выпишем и решим ОДЗ отдельно: \[\begin{cases} x^2-1>0\\ x^2-1\ne 1\\[1ex] \dfrac{2x^2+3x-5}{x+1}>0 \end{cases}\Leftrightarrow \begin{cases} (x-1)(x+1)>0\\ x\ne \pm \sqrt 2\\[1ex] \dfrac{2(x-1)(x+2,5)}{x+1}>0 \end{cases}\Leftrightarrow \begin{cases} x\in (-\infty;-1)\cup(1;+\infty)\\ x\ne \pm \sqrt 2\\ x\in (-2,5;-1)\cup(1;+\infty) \end{cases} \Leftrightarrow\]

\[\Leftrightarrow x\in (-2,5;-\sqrt 2)\cup(-\sqrt 2;-1)\cup(1;\sqrt 2)\cup(\sqrt 2;+\infty)\]

Тогда на ОДЗ, учитывая, что \(1=\log_{(x^2-1)}{(x^2-1)}\), наше неравенство равносильно неравенству \[(x^2-1-1)\left(\dfrac{2x^2+3x-5}{x+1}-(x^2-1)\right)\leqslant 0 \ \Leftrightarrow \ \dfrac{(x^2-2)(-x^3+x^2+4x-4)}{x+1}\leqslant 0 \ \Leftrightarrow\] \[\Leftrightarrow \ \dfrac{(x-\sqrt2)(x+\sqrt 2)(x^2(x-1)-4(x-1))}{x+1}\geqslant 0 \ \Leftrightarrow \ \dfrac{(x-\sqrt2)(x+\sqrt2)(x^2-4)(x-1)}{x+1}\geqslant 0 \ \Leftrightarrow\] \[\Leftrightarrow \ \dfrac{(x-\sqrt2)(x+\sqrt2)(x-2)(x+2)(x-1)}{x+1}\geqslant0\]

Полученное неравенство можно решить методом интервалов: Таким образом, решением будут \(x\in (-\infty;-2]\cup[-\sqrt2;-1)\cup[1;\sqrt2]\cup[2;+\infty)\)

Пересечем данное решение с ОДЗ и получим \[x\in (-2,5;-2]\cup(-\sqrt2;-1)\cup(1;\sqrt2)\cup[2;+\infty)\]

\(\blacktriangleright\) Более общий случай применения метода рационализации: если неравенство представлено в виде \(F(x)\lor 0\) (\(\lor\) — один из знаков \(\geqslant, \leqslant, >, <\)), причем функция \(F(x)\) является произведением и/или частным нескольких множителей, то на ОДЗ:

если какой-то множитель имеет вид \(h(x)^{f(x)}-h(x)^{g(x)}\), то его можно заменить на \((h-1)(f-g)\);

если какой-то множитель имеет вид \(\log_{h(x)}f(x)-\log_{h(x)}g(x)\), то его можно заменить на \((h-1)(f-g)\).

Пример 2. Решить неравенство \((3+x-2x^2)\log_{x+2}{(3x+5)}\geqslant 0\).

Данное неравенство можно переписать в виде \((3+x-2x^2)(\log_{x+2}{(3x+5)}-\log_{x+2}1)\geqslant 0\) (т.к. \(\log_a1=0\)).

Таким образом, неравенство представлено в необходимом нам виде: справа ноль, слева произведение двух скобок, причем одна из них — разность логарифмов с одинаковым основанием. Выпишем отдельно ОДЗ:

\(\begin{cases} x+2>0\\x+2\ne 1\\ 3x+5>0 \end{cases} \Leftrightarrow x\in \left(-\frac53;-1\right)\cup\big(-1;+\infty\big)\)

Тогда на ОДЗ можно заменить второй множитель по методу рационализации, т.е. исходное неравенство на ОДЗ равносильно неравенству:

\((3+x-2x^2)(x+2-1)(3x+5-1)\geqslant 0 \Leftrightarrow (2x^2-x-3)(x+1)(3x+4)\leqslant 0 \Leftrightarrow\) \( \Leftrightarrow (2x-3)(x+1)(x+1)(3x+4)\leqslant 0 \Leftrightarrow x\in \left[-\frac43;\frac32\right]\)

Пересечем данное решение с ОДЗ и получим: \(x\in \left[-\frac43;-1\right)\cup\left(-1;\frac32\right]\)

Пример 3. Решить неравенство \((3^x-1)(0,25^x-16)(5x^2-9x-2)\leqslant0\)

Данное неравенство уже представлено в нужном нам виде: справа ноль, слева произведение трех множителей. ОДЗ данного неравенства: \(x\in\mathbb{R}\).

Таким образом, неравенство равносильно:

\((3^x-3^0)(0,25^x-0,25^{-2})(5x^2-9x-2)\leqslant 0 \Leftrightarrow\) \(\Leftrightarrow (3-1)(x-0)(0,25-1)(x-(-2))(5x+1)(x-2)\leqslant0 \Leftrightarrow\) \(\Leftrightarrow 2\cdot (-0,75)x(x+2)(x-2)(5x+1)\leqslant0 \Leftrightarrow x(x+2)(x-2)(5x+1)\geqslant0\), т.к. мы разделили правую и левую часть на отрицательное число \(-0,75\).

Решив данное неравенство методом интервалов, получим \(x\in (-\infty;-2\big]\cup\left[-\frac15;0\right]\cup\big[2;+\infty)\)

Заметим, что даже если в основании степени или логарифма находится конкретное число \(a\), а не функция \(h(x)\), то скобку \((a-1)\) опускать нельзя.

Пример 4. Решить неравенство \(\dfrac{(1-4x^2)^3\cdot \big(\log_5(x+2)-\log_{25}x^2\big)\sqrt{x^2-1}}{2^{x+1}-8}\geqslant0\)

Найдем ОДЗ данного неравенства:

\(\begin{cases} x^2-1\geqslant 0\\ x+2>0\\ x^2>0 \end{cases} \Rightarrow \begin{cases} x\geqslant1 \text{ или } x\leqslant -1\\ x>-2\\ x\ne 0 \end{cases} \quad \Rightarrow x\in (-2;-1]\cup [1;+\infty)\)

Решим данное неравенство на ОДЗ.

На ОДЗ \(\log_5(x+2)=\log_{25}(x+2)^2\), следовательно, применяя метод рационализации, получим:

\(\dfrac{(4x^2-1)^3(25-1)((x+2)^2-x^2)\sqrt{x^2-1}}{(2-1)(x+1-3)}\leqslant0 \Rightarrow \dfrac{(2x-1)^3(2x+1)^3(2x+2)\sqrt{x^2-1}}{x-2}\leqslant0\)

Заметим, что \(\sqrt{x^2-1}\geqslant 0\) при всех \(x\) из ОДЗ, причем в точках \(x=\pm 1\) выражение \(\sqrt{x^2-1}=0\). Таким образом, это выражение не будет влиять на знак левой части, но точки \(x=\pm1\) будут являться решением неравенства, т.к. при этих \(x\) левая часть неравенства равна \(0\). Следовательно, данное неравенство на ОДЗ будет равносильно:

\(\left[ \begin{gathered}\begin{aligned} &\dfrac{(2x-1)^3(2x+1)^3(2x+2)}{x-2}\leqslant0\\ &x=\pm 1 \end{aligned} \end{gathered} \right.\)

Решим неравенство из совокупности методом интервалов:

Таким образом, решением данной совокупности будут

\(x\in [-1; -\frac12\big]\cup\big[\frac12;2)\cup \{-1;1\} \Leftrightarrow x\in [-1; -\frac12\big]\cup\big[\frac12;2)\)

Пересекая данное решение с ОДЗ, получим итоговый ответ: \(x\in \{-1\}\cup[1;2)\)

7. Регрессия

Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.

Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня. Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве.

Признаки того, что ты все еще ребенок

Примеры из жизни

Представьте девушку, которая живет в небольшой квартире в спальном районе. Работает она в центре. Каждый день на то, чтобы добраться до работы уходит 2 часа времени. Мечта этой девушки — приобрести квартиру в центре. Но уже который год она никак не может накопить нужную сумму денег. И вот в какой-то момент она начинает искать оправдания сложившимся обстоятельствам. Сначала убеждает себя в том, что в новой квартире наверняка придется делать ремонт, который заберет массу сил, времени и средств. Кроме того, хоть квартира и будет в центре, она находится далеко от метро. Следовательно, добираться до работы будет неудобно.

С помощью рационализации и таких оправданий девушка пытается защитить свою психику от разочарования и осознания того, что, по крайней мере, в данный момент она не может исполнить свое желание и приобрести квартиру. В этом случае рационализация как бы отодвигает реальность. Психику она защищает, но проблема-то остается. Героине нужно понять, почему она не приближается к своей мечте. На первом месте стоит финансовый вопрос. Так, может, вместо того, чтобы искать оправдания, лучше сменить работу на более оплачиваемую? Или открыть накопительный счет в банке? Что вы думаете по этому поводу?

Еще один пример рационализации. Представьте мужчину, который пошел со своей супругой по магазинам в поисках платья. Ей нужно красивое и дорогое, подходящее для скорой встречи одноклассников. Женщина перемерила с десяток разных моделей, но ни одну из них муж не одобрил. Везде он находил какой-то изъян. Здесь цвет не подходит, а там слишком короткое. В этом платье пуговицы не к месту. В итоге супруга остается без покупки.

Почему так происходит? Дело в том, что мужчина не может позволить себе оплатить такую дорогую вещи. И он отлично это понимает. Но для защиты психики от этого неприятного осознания он ищет недостатки в каждой выбранной женой вещи. И он искренне верит, что причины отказа более чем объективны.

Как обнаружить и проработать рационализацию

«Рациональный» человек очень быстро раздает оценки любой ситуации. Ему словно не нужно подумать перед тем, как дать ответ. Он уже знает, почему случилось то, что случилось. Вот что можно делать, чтобы проработать в себе избыточное влияние рационализации:

  • обратите внимание, как быстро вы объясняете себе те или иные вещи;
  • акцентируйте внимание на причинно-следственных связях, которые вы выстраиваете;
  • давайте себе время и возможность прочувствовать и прожить свои эмоции, даже негативные;
  • не интерпретируйте чужое поведение сразу, понаблюдайте;
  • не раздавайте советов и не оценивайте ситуацию сразу же. Дайте себе время;
  • не пытайтесь все систематизировать и действовать по шаблону.

Пусть каждая ситуация и каждое эмоциональное проявление воспринимаются вами так, будто они уникальные, тогда мир для вас снова станет многомерным.

Реактивное образование: драка вместо объятий

Реактивное образование — это своего рода поведенческая магия. Такая стратегия защиты позволяет превращать негативное в положительное — и наоборот. Мы часто сталкиваемся с ее эффектами, безобидными и не очень. Мальчики дергают за косы девочек, которые им нравятся; люди старшего поколения с осуждением говорят о распущенности юнцов и стремятся унизить их, тогда как в действительности открытая одежда и провокационный стиль вызывает у них влечение. Реактивное образование часто выдает его неадекватность ситуации и периодические «прорывы» истинного чувства сквозь маску.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы неприятия социальных и национальных групп также иногда становятся следствием реактивного образования. В таком случае с помощью механизма защиты нейтрализуется собственное влечение или собственная связь с национальной группой, которая по какой-то причине рассматривается как неприемлемая. Такое применение защитного механизма наносит вред другим людям, но при этом никак не устраняет внутренний конфликт у человека, который применяет его, и не повышает уровень его осознанности.

Упражнения

Рациональную психотерапию можно использовать самостоятельно, в домашних условиях. Если чувствуете, что в жизни не хватает рационального зерна, рекомендуется выполнять специальные упражнения, собранные в комплекс под названием «Десять заповедей». Для проработки каждой заповеди даётся 10 дней (итого курс полного изменения личностных составляющих — 100 дней). Результаты записываются ежедневно в «Дневник эмоций».

Схема работы с комплексом упражнений «Десять заповедей»

Схема работы с комплексом упражнений «Десять заповедей»

Рациональная психотерапия позволяет избавиться не только от проблем психологического плана. Она успешна в лечении соматических заболеваний, развивающихся на основе психотравм. На это способны далеко не все современные направления. Поэтому она пользуется заслуженной популярностью.

Читайте также: Психотерапия при депрессии

Вам также может быть интересно:

Понимание мировоззрения

Стать рациональным человеком не так просто. Для этого нужно потрудиться. Итог во многом зависит от принятия индивидом мировоззрения этой категории людей. Признаки рационального человека — это вовсе не рост, вес или же тип темперамента. Важно также понять, это не культ — рационалистом может быть, например, учитель, шахтер, бизнесмен и даже уборщик, который ночью читает труды по биологии. Эти люди не стремятся получить признание, их истинный Грааль — это понимание всего сущего, бесконечное знание, характеристики всех объектов. Научится этому чрезвычайно трудно, кроме того, процесс предполагает отказ от принятых ранее истин. Рациональный человек — это тот, кто ставит под сомнение все, включая собственную осведомленность.

Смотреть что такое «Рационализация (психология)» в других словарях:

  • Рационализация — (лат. rationalis разумный) приведение чего либо к рациональному, разумному виду. Рационализация (философия) смена метода познания на рационализм. Рационализация производства поиск более оптимальных способов… … Википедия
  • психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия
  • Психология труда — Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия
  • Психология Труда — область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование… … Психологический словарь
  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
  • Психология труда — – раздел психологии, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности. * * * отрасль психологической науки, изучающая особенности и закономерности различных видов трудовой деятельности и отношения человека к труду, деятельность индивида в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Проекция (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия
  • Перенос (психология) — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
  • Идентификация (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия
  • Регрессия (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

> Связь с типами личности

Считается, что рационализация особенно характерна для обсессивных личностей.

Также рационализация характерна для социопатов.

> См. также

  • Выборочное представление фактов
  1. Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Рационализация», изд. «Класс», 1998.
  2. Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Обсессивные и компульсивные личности», изд. «Класс», 1998.

9. Реактивное формирование

Тут все просто: человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).

Пример реактивного формирования — взрослый сын, который заботится о своем родителе, всячески пытаясь угодить ему, но на самом деле испытывает к нему негативные чувства (допустим, из-за тяжелого детства или плохого отношения к себе). Или человек, который относится к другому крайне негативно, но на самом деле просто маскирует свои теплые чувства, испугавшись их.

Рационализация в психологии: подведем итоги

В статье мы подробно разобрали, что такое рационализация в психологии: примеры и описание ее работы. И всё же: вредна или полезна эта психологическая защита для нашего эмоционального состояния? Как и всегда – всё зависит от степени её влияния на жизнь. При избыточном влиянии рационализация не позволяет нам работать над проблемами, а только прячет их. В долгосрочной перспективе это никак не помогает стать более счастливыми. Не бойтесь думать, изучать и углубляться. Научитесь выявлять этот механизм психологической защиты и бороться с тревогами другими способами, тогда жить станет намного интереснее!

10. Аутоагрессия

Это защитный механизм, выражающийся в самообвинениях, самоуничтожении и даже нанесении себе вреда (физические повреждения, следствие приема наркотических средств и алкоголя, чрезмерное увлечение опасными видами спорта — экстримом и др.). Несмотря на множество возможных негативных последствий, в эмоциональном плане такое поведение может переноситься легче, чем агрессия, которая направляется непосредственно на виновника тяжелой ситуации.

Ярчайший пример — ребенок, который переживает сложности в отношениях с родителем. Он не может смириться и признать, что родитель ведет себя с ним пренебрежительно просто так или из-за своей нелюбви, и вместо родителя начинает винить себя. Он убеждает себя в том, что заслужил такое поведение.

15 неочевидных признаков саморазрушения

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

Рационализация

Фильм «Непристойное предложение»

Если людям что-то хочется, они легко докажут себе, что у этого есть весомые обоснования…

В 1822 году Стендаль в своем трактате «О любви» сформулировал удивительные размышления о кристаллизации как главном механизме влюбленности:

«Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите… В соляных копях Зальцбурга в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. — То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами. Полюбив, самый разумный человек не видит больше ни одного предмета таким, каков он на самом деле. Он теряет чувство вероятного и, преувеличивая малейшие знаки расположения любимой, верит в то, во что верить хочется».

То же самое, но проще и короче, писал А.С. Пушкин в 1828 году чудесной Сашеньке Осиповой: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!». Александр Сергеевич знал, что людям свойственно себя обманывать. Он знал, что люди легко верят в то, во что им верить сладко. Или выгодно. Или удобно.

Сто лет спустя о том же самом стал писать Зигмунд Фрейд. Он писал о механизме психологической защиты, которую он назвал «рационализацией», а именно о том, что люди регулярно и талантливо себе врут себе на пользу. Но если Стендаль и Пушкин считали это даже не пороком, а милой человеческой слабостью, вызывающей понимающую улыбку, то Фрейд шутить намерен не был и квалифицировал рационализацию как механизм психологической защиты.

«Рационализация — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, это поиск и подбор рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины» (Википедия).

Да, Фрейд прав: люди врут себе чаще, чем писали об этом Стендаль и Пушкин. Люди с легкостью и удовольствием обманывают себя, чтобы правдоподобно объяснить неудобные для них факты или представить нормальным то, за что им может быть стыдно. Людям свойственно подтасовывать, подгонять свое понимание происходящих с ними событий под свои желания, под то, что им удобно.

Рационализация дает возможность себя обелить и оправдать, а виноватыми сделать всех других. Те мужья и жены, которые воюют друг с другом после развода, вам всегда объяснят, почему другого выхода у них нет и что там – ужасный человек.

Мы вначале что-то придумываем, а потом забываем, что это мы сами придумали себе и с удовольствием в свою придумку верим, как в правду.

Знаменитый пример рационализации — басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный».

  • «Все бабы – дуры!» — чаще всего и громче всех это кричат мужчины, которых достойные женщины обходят стороной.
  • «Люди не меняются» — философски констатируют обычно те, кто с собой справиться не может.

Очень старое наблюдение ведущих Дистанции: если дистантник начинает лениться, вначале он пишет отчеты более формальные. Потом пишет их реже. После этого начинает пропускать на Дистанции отдельные встречи. А когда он сходит с Дистанции, он никогда не объясняет своей ленью и неорганизованностью. Нет, дело не в нем, а в Дистанции: «Просто мне это не подходит!».

Трусливые люди свое поведение называют осторожным, агрессоры по жизни всегда объяснят, что они вынуждены себя защищать, а те, кто не научились – или устали — любить и заботиться, рассказывают всем о страшном треугольнике Карпмана «Спаситель – Преследователь – Жертва».

Ошибочка! В треугольник Карпмана попадают не те, кто любит и заботится, а кто делает это без головы или не грамотно.

Рационализация – это реальность, но отношение к ней в психоанализе и в синтон-подходе​​​​​​​ – разное. Для психоанализа это данность, которую нужно просто принять. Это вшитый в нас внутренний, бессознательный механизм, который работает у нас помимо нашей воли и сознания, работает у всех и всегда. Это делаете не вы, а ваша психика. Мы так устроены. Мы не можем так не делать!

Да? Нет, это неправда. В синтон-подходе мы смотрим на это по-другому.

Рационализация — это усвоенная в детстве привычка придумывать в свою пользу.

Если в детстве вы играли только в дочки-матери и аналогичные детские ролевые игры, где для игры строгих правил нет и требуется чаще свободная фантазия выдумывать реальность на ходу, то придумываете вы легко и, возможно, сами же верите в то, что придумали. Ну да, после этого психологи будут констатировать, что для вас характерен феномен рационализации, а обычные люди будут говорить проще: «врун».

Если же в детстве у вас были игры с четкими правилами и вы усвоили, что тех, кто пытается врать и обойти правила, называют жухалами и из игры выгоняют, вы, скорее всего, врать не приучены и имеете у людей репутацию честного человека.

Возможно, вы приучались к дурной привычке привирать в силу других причин. Если мама (или бабушка) часто ругается, но легко жалеет, если ребенок начинает ей жаловаться, то что быстро начинают делать дети? Придумывать и жаловаться на все что угодно, лишь бы не быть виноватым. А бабушка жалеет, бабушке жалеть нравится, вот она и приучает ребенка привирать.

А может быть, в какой-то семье ребенок видел в детстве, как папа врет маме, а мама на ходу сочиняет и врет что-то папе, и воспринимал это как норму… Если ребенок вырос в атмосфере бытового вранья, он будет врать, защищая себя, потому что он просто дурно воспитан.

Не нужно сочинять глубокую психологию там, где есть плохая педагогика.

Рационализация – это просто дурная привычка, а от дурных привычек нужно избавляться.

От дурных привычек нужно избавляться, потому что в противном случае рано или поздно кто-то захочет избавиться от вас.

Примерьте на себя. Если ваш бухгалтер будет, сообщая о состоянии вашего счета, вам привирать, объясняя это особенностями своей психики и бессознательным механизмом рационализации, вы знаете, как вы поступите. Да?

Отучайтесь от вранья самому себе, ничего особенного сложного здесь нет, тем более для тех, кто учится в Университете практической психологии, здесь нет. Когда вы рационализируете, умные люди рядом с вами видят это элементарно – и скажут вам об этом. Только попросите!

Если в детстве вы не научились отличать сказки от реальности, будем учиться этому сейчас. Если ваше поведение вас огорчает, скажите себе: «Ошибочка!» и обнимите себя. Все станет хорошо, и нужды себе врать уже не будет. А постепенно мы будем умнеть и мудреть, ошибки будем допускать реже, и рационализация нам будет просто не нужна.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...