Психология коллектива, «Свой среди чужих»

Содержание

4. Теория воспитания коллектива

Песталоцци И.

Корчак Я.

Крупская Н.

Шацкий С.

Макаренко А.

Сухомлинский В.

Брюховецкий Ф.

Калабанин С.

Иванов И.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия Фото 1620

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Что понимают под идеальным коллективом

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

  • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
  • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
  • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
  • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

Дополнительная информация. Коллектив это в идеале – высокая организованность, где проявляются такие характеристики, как взаимопонимание, «чувство локтя», бескорыстные отношения, доброжелательность.

В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

Притирка

Вполне логичное название первого этапа, поскольку здесь люди только встречаются, знакомятся, начинается процесс адаптации. На этом этапе можно заметить, что у людей возникают первые симпатии, а также антипатии. На этом этапе они еще плохо могут взаимодействовать друг с другом. Это связано с тем, что им необходимо узнать оппонентов поближе, изучить их характеры, понять намерения. Поэтому в это время не может происходить обсуждения общих целей и задач.

«Дворцовые перевороты»

И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера. Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату. Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.

9. Взаимоотношения в малой группе

Виды: общественно-политические

Служебные

Внеслужебные

Принципы: уважения и

субординации

Сплоченности

гуманизма

Основные критерии коллектива

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

Критерий Описание
Нравственность В основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
Ответственность Член коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
Открытость Умение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
Коллективизм Забота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
Организованность Рациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
Информированность Понимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
Эффективность Своевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

11. Высокий уровень

Чтобы группа стала коллективом – д.б.на

высоком уровне:

Сплоченность

Налаженные деловые и личные связи,

контакты

Присутствие лидеров и органов

самоуправления

Общественно полезный характер групповой

деятельности, которая является успешной

Способность группы к творчеству в разных

видах деятельности

Гуманные личные и деловые

взаимоотношения

Состояние комфортности и защищенности

Мастерство

На этом этапе люди уже научились действовать сообща. Их отношения приобретают больше неформальный характер. Работать вместе становится намного проще. Такой коллектив очень нравится окружающим, здесь приятно и легко находиться. Даже если между участниками есть разногласия, то их можно довольно быстро устранить. Такая команда всегда добивается только положительных результатов в своей деятельности.

Почему могут испортиться отношения с коллегами

  • робкий замкнутый человек отталкивает от себя, и не вызывает желание сближаться с ним. Не стоит позволять ездить на себе, но и беззастенчиво пользоваться чужой добротой тоже невежливо. Придерживайтесь золотого правила: я помогаю – мне помогают;
  • докладные на сотрудников и стремление втянуть руководство в скандал с коллегами не возвысит человека в глазах коллектива. Выясняйте свои отношения наедине с глазу на глаз;
  • иногда раздражение, неудачи в деле переливаются через край. Для того, чтобы успокоиться и не совершить поступок, о котором придется потом сожалеть, существует много различных психологических тренингов;
  • прямота – это не всегда благородная черта. Прежде чем резко высказаться, следует хорошо подумать, где, что и кому говорить;
  • отношения на работе должны оставаться формальными, чисто деловыми. Руководитель также будет весьма недоволен частым отсутствием, долгой беседой с другими коллегами;
  • в экстренной ситуации, когда все сотрудники завалены срочной работой, не сидите без дела, работайте наравне со всеми;
  • не стоит утруждать коллег рассказами о том, какой слаженной была прошлая работа, вы можете задеть их чувства;
  • за глупое не к месту и времени любопытство по голове также не погладят;
  • наверняка приходилось сталкиваться в массе с невоспитанными людьми, не соблюдающими правилами этикета. Эти люди думают только о себе. Они раздражают резким парфюмом, громким смехом или беседой, непристойными выражениями, орущей из телефона песней и так далее. Очень неприятное впечатление остается после встречи с такими индивидами;
  • чрезмерное рвение к работе, иначе называемое трудоголизмом может вызвать у коллег подозрение о вашем желании сблизиться с начальством, о стремлении повыситься в должности;
  • страх общения и неуверенность. Ну с такими людьми всё понятно, их стараются не замечать.

14. Признаки воспитательного коллектива

Совместная деятельность, которая составляет

основное содержание жизни детей

Четко выраженная структура – коллектив

педагогов и коллектив детей

Наличие органов управления – советы,

комитеты, комиссии и т.д.

Жизнь и деятельность отличает сознательная

дисциплина, которая закреплена в традициях,

привычках,

Мажорный стиль и тон жизни коллектива.

Тесные связи в окружающем социуме

Постоянное обогащение и усложнение жизни

коллектива, совершенствование его

структуры, системы органов самоуправления,

активности, наращивания новых традиций,

Виды коллектива

Чтобы управление группами было успешным, необходимо изучить все существующие виды коллективов и их отличительные признаки.

Классификация коллективов

Наименование Особенности
По составу
Однородные В группу собраны люди одного пола, возраста или уровня развития. У них формируются общие взгляды и позиции, но часто могут возникать конфликты на фоне внутренней конкуренции
Разнородные (гетерогенные) Формируются из членов, различных по возрасту, полу, статусу, профессии и т.п. Такой коллектив с легкостью решает сложные задачи
По статусу
Официальные Юридически оформленный коллектив, действующий в правовом пространстве
Неофициальные Деятельность зиждется только на желании людей сотрудничать друг с другом. Такие организации не имеют юридической основы, их сложно привязать к общественным нормам
По внутренним связям
Формальные Определяющим фактором являются штатное расписание, привязывающее членов коллектива к определенным технологиям работ, материальная заинтересованность
Неформальные Помимо общественных интересов, людей объединяют эмоциональные связи (иногда дружба), обеспечивающие общение в пределах трудового коллектива
По степени свободы
Принудительные Примером такого коллектива является колония заключенных. Выполнение простых видов деятельности под жестким руководством малоэффективно
Добровольные Сообщества с вольнонаемными сотрудниками создают атмосферу заинтересованности. Это положительно влияет на решение сложных творческих задач

Еще коллективы делят на малые и большие. Классификация по размерам проводится не в зависимости от штатного расписания, а исходя из возможности налаживания межличностных отношений.


Люди, объединенные общими задачами

Обратите внимание! Чем меньшее количество людей, тем легче превратить коллективную группу в отлаженный механизм.

Малые формирования называются первичными, их можно объединить в разветвленную структуру (например, производственные цеха завода или классы в школьном коллективе).

Социальные роли в коллективе

В каждом коллективе имеются производственные и межличностные роли. К производственным относится:

  • координатор, который обладает развитыми организаторскими способностями, подбирает и направляет активность людей для выполнения цели;
  • генератор идей, или теоретик, который составляет множественные альтернативы решения ситуаций, но не задействован на практике;
  • контролер, который не обладает развитым творческим началом, но отличается эрудицией и широким кругозором; критикует и помогает совершенствовать идеи;
  • шлифовальщик связывает идею решения одной проблемы с остальными целями и задачами;
  • энтузиаст подвигает других на воплощение идеи;
  • искатель выгод обеспечивает заинтересованность каждого участника в выполнении идеи;
  • исполнитель сам реализует идею, но с подачи энтузиаста;
  • помощник, который сам согласен на роли второго плана.

В малом коллективе одному человеку приходится играть несколько ролей, что чаще провоцирует конфликты. То есть оптимальная численность коллектива – 8-12 человек.

По характеру межличностных отношений выделяются роли ведущих и ведомых участников. Они же предпочитаемые и непредпочитаемые соответственно.

17. Этапы развития коллектива по Лукошину

«Песчаная россыпь» – преобладают развивающиеся

личностные отношения, часто конфликтны, обособленность,

отсутствие общих интересов.

«Мягкая глина» – выделяется активная группа,

появляется общий интерес в проведении досуга,

зарождаются гуманные отношения, традиции

«Алый парус» – общее коллективное мнение,

активность в общественно-полезной деятельности,

меняются отношения друг к другу, сформированы и

действуют органы самоуправления, мажорное настроение

«Горящий факел» – активны, дружны, тяга к

творческой деятельности, развиты межколлективные связи,

чувство защищенности, готовность к самостоятельной

ценностно-ориентировочной деятельности, высокая

требовательность и ответственность к себе и другим

19.

«Не только личности необходимо

сообщество, ибо лишь в нем ее

существование обретает смысл, но и

наоборот, сообщество, чтобы иметь

смысл, не может обойтись без

отдельных личностей»

Франкл В.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Фото 1703Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся: Фото 1704

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Как правильно общаться с людьми

как правильно общаться с людьми
Мы часто попадаем в ситуации, когда при знакомстве с человеком, не знаем с чего начать разговор и как правильно вести беседу. К тому же, если вы ещё являетесь стеснительной личностью, тогда для вас это действительно проблема. Я вас очень хорошо понимаю, потому что сама была в похожей ситуации и не знала как правильно общаться с людьми.

На предыдущей работе мне довольно часто приходилось разговаривать с незнакомцами. Мне было сложно завести с кем-то разговор. У меня было ощущения, что я потеряла дар речи и забыла все слова. После этого, я начала работать над собой и над навыками эффективного общения. В данный момент, я свободно общаюсь на различные темы, и могу без проблем познакомится с незнакомым человеком. В этой статье, я хочу поделиться с вами своими знаниями и рассказать о том, как правильно общаться с людьми. Есть несколько шагов, с помощью которых вы сможете создать эффективную беседу.

Шаг первый — физическое приветствие

Это может быть рукопожатие, похлопывание по плечу или легкие объятия. Из-за быстрого развития технологий, нам не хватает социальных навыков. Люди все больше времени проводят за своими смартфонами или компьютерами, что негативно сказывается на их общении. Поэтому, при знакомстве важно установить физический контакт, чтобы «растопить лед», который есть между вами. Это сделает вас ближе друг к другу и поможет вашему дальнейшему общению.

как нужно общаться

Шаг второй — улыбнитесь

Улыбка — это хороший способ показать ваше отношение и положительный настрой к человеку. Конечно, если вы улыбаетесь искусственно, это будет заметно и не поможет вам расположить к себе людей. Делайте это искренне и вам ответят взаимностью. Проявляйте только настоящие чувства, если вы действительно хотите добиться успеха в общении.

22. Особенности групповых настроений

Характеризуются:

Большой силой

воздействия

Динамичностью

и изменчивостью

Определенной

направленность

ю

Коллектив и личность

В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

Модели развития личности в коллективе

Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

  1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
  2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
  3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.

Гармония в коллективе

Гармония в коллективе

Преимущества коллективного труда

  1. Работая в трудовом коллективе, можно делиться накопленными знаниями и умениями, а взамен получать новый опыт.
  2. Человек может выполнять куда более серьезные и масштабные задачи, чем он мог бы сделать в одиночку.
  3. Можно получать некоторые советы от своих коллег, ощущать их поддержку. Часто это касается не только трудовой деятельности, но и обычной жизни.
  4. В коллективе люди учатся ответственности. Причем здесь они могут отвечать не только за свою работу, но и за труды своих коллег.
  5. Человек может проявить себя творчески, научиться принимать общие решения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, выражать свою точку зрения.
  6. Каждый член коллектива вправе указывать остальным на их ошибки, порицать их, если те не придерживаются норм морали.

понятие коллектива виды коллектива

Понятие управленческой психологии

Психология управления — это раздел классической психологии, изучающий механизмы поведения в группе, а также влияние на неё руководящего состава.

Изучение происходит на практике. Рассматриваются различные по характеристикам коллективы, на базе полученных данных проводится анализ. Так стало известно, что управление группой имеет закономерности, связанные с факторами:

  • компетенция сотрудников;
  • характеры, индивидуальность работников;
  • взгляд на работу компании и своё положение в ней;
  • личность управляющего, черты характера, уровень знаний;
  • род деятельности предприятия;
  • факторы, влияющие извне.

Под психологией управления понимаются направления:

  • изучение взаимоотношений руководителя и подчинённых;
  • изучение психики работников;
  • изучение методов повышения результативности коллектива.

Психология управления: аспекты

Вопросы, ответы на которые раскрывают специалисты по управленческой психологии:

  • психология личности руководителя: что помогает, что мешает быть лидером. Какие качества особенно ценятся работниками, а какие черты характера не будут влиять на подчинённых;
  • психология управленческой деятельности руководителя: особенности принятия решения, выбор стратегии развития, отношение к сотрудникам, система поощрений и наказаний;
  • психологические вопросы поиска специалистов: как сформировать слаженный коллектив, добиться высокой результативности;
  • социально-психологические особенности команд работников: типы личности, которые необходимы для достижения общей цели;
  • обучение персонала с психологической точки зрения.

Психология управления: цели и задачи

Психология управления основной задачей ставит формирование благоприятных методов руководства:

  • осознанное управление;
  • быстрое принятие решений во благо, а не во вред компании;
  • проявление лидерских качеств;
  • влияние на психологический климат группы;
  • верный выбор механизмов мотивации.

Цели применения психологии управления:

  • повышение компетентности управленца;
  • изучение методик выбора и подготовки руководства;
  • формирование кадрового состава коллектива без лишних должностей и непрофессиональных работников на местах;
  • сплочение коллектива.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

27. Деятельность классного руководителя

Изучает коллектив и личность

Учит определять цели и задачи, мотивировать

деятельность

Организовывает воспитательную деятельность,

наполнив ее ценностным содержанием,

Работает над воспитанием актива и организацией

самоуправления

Управляет межличностными отношениями в

коллективе

Способствует созданию перспективы развития

коллектива

Формирует традиции в классе

Организовывает взаимодействие с

педагогическим коллективом школы, родителями

учеников

29. Классификация неформальных объединений

По видам деятельности:

Группы культурно-досуговой

ориентации: современной

молодежной музыки (фанклубы,

поклонники муз предпочтений«металисты», «диско», «брейкеры» и

др)

Спортивной ориентации («качки»,

«атлеты», болельщики-фанаты)

30.

Группы

социальной

инициативы:

экологисты(«зелен

ые») глобалисты,

охраны защиты

памятников, фонды

социальной защиты

широкого спектра

действий,

творческие союзы

31.

Группы

альтернативного

образа жизни:

мистическирелигиозные

(кришнаиты,

поклонники восточных

философий и др), все

направления

движения «хиппи»

(пацифисты,

системщики) и др

32.

Социально-политические группы

–в защиту происходящих полит.,

эконом, культурных изменений в

обществе: народные фронты и

движения, политические

объединения и клубы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...