Психология и структура личности человека

Содержание

Что такое структура личности

Структура – это модель, детально описывающая особенности личности. Каждая из ее подструктур влияет на поведение человека, его мышление и способы интерпретации происходящих событий.

Авторитетная личность

Авторитетная личность

В психологии выделяют гигантское количество моделей психологических структур, которые основаны на различных теориях о психике, параметрах и задачах.

Суть и понятие

В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.

Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.

Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.

Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.

Полезно почитатьУ понятия личность не существует строгих границ или рамок: в быту под ней понимают, например, характер всего человека в целом

С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.

Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.

Структура личности

VI.

68.

, ” “. . . , , , . ,.. , ,, , , , , , . , , , , . , . , , , , , , , , , , . , , , .

: , , , . , , , . , .

: , . .

( .. )

, , ;

( )

, , ,

.- ( , )

(,, , , ); (, )

( , )

,

, ..; ,

( )

69.

– , , . , , , , .

:

( ) , , , , – );

, – .

:

  1. , (, , ..), , , ( , ,-, -, ..);
  2. , – , , – . ;
  3. , , ,, , , , , ,, . , () ;
  4. , – , , , , ..

, , ,.. , , .

() – , – () .

(-) (, ), . , , , , , , . .

, , . .

.

:, , , , , . , , .

70.

, , , .

, , , ( ), .

, . , .

“”,””. “” . , , : (“” -), ,.. , , , , . (“”), , , , , , . (“”), , , ,, , . (“-“), , ,, , , .

.. , . , . , ,. :

  1. “” (, , (/) );
  2. “” (, , / );
  3. “” (, , / );
  4. “”(, , / ).

71.

: ,, , , , , .

.

, , , , , , , , ,, , . : – , , , , , , , . , , (” “). , , .

,, /, , , , . , , , , . . , . , , , .. , , , . ” “, .. , , .

,, /, , , ( , ); , , , . , , , , , , . , . .

/, , “”, “”, , ” “, (, , ..) . ( ). , . , , , , , , , , , . , /, .

72.

, , .

, , , , . , – (, , , , ..).

.

, , . , .

, ( ).

.

, . , .

, , , , “” . “” , , , .

, , , , , , , , , , . , , – . , , , , . ,, , , , .

. , , , , , , , . , , , .

.

, , . “”, – .

73.

( : , ,).

( ) , , , , , , .

( ) , , , , .

, , , .

.

.

, , , , , , . : ” “, -, , . , (” “). : 1) , 2) , 3) .

, , ,, , . : , , , , . , : 1) , , 2) , 3) .

, : , , , , , . , , : (,) (,), (- , ).

74.

, .

, ; , , , . , , , , , , ; ,, .

, ,, ,, . , , .

,, , , (” “), ,, (, , , ..).

, , , , , , , , , , , , .

, , , , , , ” “.

, , , , , , , , , .

, ” “, , , , , .

75.

, , . , . , , , : 1) (, , ); 2) ( , , , , , ..); 3) ( , , , , , . .); 4) : , , , ,, .

? . , , , , , , . , . ,, , ; , . , . , . , , , .

, , . . , . , ( , , ,, , ), – . , .

76.

., 20-50% (), . , . , , , , . ( ), , .

, , . 12 , , , . , , ; , , .

(50-80%). , . .

:

() , ,, , , , , , , , , ;

, , , ,, , . , ;

( );

() , , , , , ;

: , , , , ,, , . ;

, , ,, “”, , ( ). , . ;

“” , , , ” “, , , ;

“” , , ;

() , , ,, , , , ;

() , , , , ;

(,) , , , , , , , . , ;

() , , , , , , .

77. .

, “” – . , . : , , , . , , , . , , 30% , .

, . . : , . , . , ” “, , ; “” , ( ) .

(. “”) , . . , , , , , , , .

. , ,” ” . , , , , . , – , , . , , , , , , , , , . , . ,, , .

() , , ,” “, , , , .. , .

78.

. (AT) – (1884-1970). AT – , , – , , , , , , , , .

AT , , . AT 2-4 . , 1-2 , . : 10 . (, ), 5 . (, ) 10 , .

.

: ” “, ” “, ” “, ” “, ” “. , . , , . , , : , , , … … . , : “. . . . “. AT , .

, .. , , . , , , , ” ,, “, ” “, “, “, ” “, ” “, ” ” .. :” “. .

AT, ,, , , , , . 10-15- -, “”: , , , , . : , . , . , AT, , , , ,, .

79.

, , ,. , , ” “. () , , (, ), . , . , , , (. 6).

. 6.

: I , : -, ” “, “”. . II “”, “”, , .III , , , ” ” ” “, ” “. IV , . , , .

: 1) I () , , ; 2) II ” ” I ,.. I (,), II ( );3) IV , , I . , 16 .

80.

, -, , .

. , , -, , . : “,…”, ” …”, ” ,…”, ” …” ,, .

. : ” , “, ” “, ” “, ” …”,” …” . , , , . , .

. , . , , . , . : “, ,, “, ” , …”, ” “, ” …” ..

, , . , . , , () , , .. . , , , , , , .

. , , (, ), , . , , . , , . , , .

, , , , , .

81.

. – . – (. 7).

. 7.

, , , .

?

: , , , , , , , , ,, , , ,, , , ,, , ,, , , .

: , ,, , , , , ,, , , , , , , , ,, , .

: ,, , ,, ,, , ,, , , , , , , , , (” “), , , – .

: ,, , ,, , ,, , , , , , ,, , ,, , , , .

: , , , , ,, , , , ,, , , , , , “” , ,, .

82. ( )

” “ . . , , .

, “”, . , ” “, , , .

, , ( ) , . , .

, . , . , , . , . . , , , , , , , . , ,, ” , “.

, , . , . . . ( – , , , ). , , . , . . ” . , . “. , , , . , , , . , . : ” , . . , “.

83. ( )

, . , .

, , , . : 1) , , . , , , , “” ; 2) . , . , . . , , , , ; 3) , . , . , . ” “ ( , ), : 1) ; 2) ; 3) . , , . , , ., , , , . , , , . : ” : ” , : , – , , , , “.

84. ” “

, , . 60- . ” “.. : , . :

  1. , , , , ..
  2. . , , , . , , . , ,, . , , . , , , . , , , . . , , . , , .-, , , ,, , , , , , , . “” “”, “”, , .

85.

, , , . , . , , .

, : -, , ; , , , . -, (.. ). -, , . , – . , , , , (, ). , . , . . , .

. , : 1) ; 2) ; 3) ; 4) “” – , .

, , , . – ( .), , , . , , , .

, : , “”, “”; , , ; , ; , ; . , : , , . , . . , , , . – , .

:

  1. “” , ” , ” “”;
  2. “” , ” , ” “”, ;
  3. “” , ” , ” ” “,
  4. “” , “” ” “.

, , , . . , , , , : 1) , 2) , 3) (), 4) , 5) , 6), 7) .

86.

, . . ( , ) : (), – – ( ).

. , , . . . , : , , , , , .

. : I “”, II “” (. genus “”), III “”, IV- “”, V “”, VI “” (.libertas “”), VII “”(. dignitas “”). .

. , , , , .., ; , , , .

. , “” “” ( “” ) “”. , , , . , , , .

. , , , , , . , , – .

. , , . , – ., , .

. , , , , , , , , , .

. , . . , (,), , , , ,, , .

. , . , , ” “. . .

87.
( )

, , , . , , , . , . “” , .

, . ( , , ), , , , . , , .

, : , . , () . , , , . , , “”.

:

  1. , , ;
  2. , ;
  3. , ;
  4. .

, . , , .

, , , , , , .

. .

, , . , , – .

. . . . , .

. . , , . . . , , , , . . . , , .

. . . . , . . , .

. . () , (, , , , , , , ..). () , , . .

. . . , . , , , , , , .. , , , .

. . . . , , .

, , . , . . , , , . . , .

. . . .

, .

1. , , , .. , ( , , , ) .
2. , , . , .
3. . , . , . .
4. , . , .

. , . . , .

, . , , , . .

, , , , , , . , .

, , , .

, , , , . . , .

( ): , , , , – .

, , – . , . . , – – : , – , , – (), , , .

, , , . , , . , . . , : , , , , , , , .

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

.. (

. . , , , .

, , . , , , , . , -, , , , . . . , , , . . . , . . , , . , . . , . . , , , , . . , .

, . . . . . , .

– , , , . . . , . , . , , .

, ( – , , , , , .. , , ), , , . . , .. , . .

. . . , (, ) () . , .

, . . , .

() , . , , . (, , ) , .

() () , . , . .

. , .

, , .

, , , , .

, , , , .

:

1) :

, ,

2) :

  • ()

. , . . . , , . , , ( ).

2-3- , , .

, , , .

, , .

. , . 1970. , .

, . . , . , , , . . , . , , .

, . (, , , ..) , .

4 :

1)
2)
3)
4)

Гуманистические теории

Гуманистическая психология подчеркивает, что люди имеют свободную волю и что это играет активную роль в определении того, как они себя ведут. Соответственно, гуманистическая психология фокусируется на субъективном опыте людей, а не на принудительных, окончательных факторах, определяющих поведение.  Авраам Маслоу и Карл Роджерс были сторонниками этой точки зрения, основанной на «феноменальной области» теории Комбса и Сныгга (1949). Роджерс и Маслоу были среди группы психологов, которые десятилетиями работали вместе над созданием « Журнала гуманистической психологии», Этот журнал был в основном ориентирован на просмотр людей в целом, а не на то, чтобы сосредоточиться исключительно на отдельных чертах и ​​процессах внутри человека.

Роберт У. Уайт написал книгу «Аномальная личность», которая стала стандартным текстом о ненормальной психологии . Он также исследовал человеческую потребность стремиться к достижению позитивных целей, таких как компетентность и влияние, чтобы уравновесить акцент Фрейда на патологических элементах развития личности.

Маслоу проводил большую часть своего времени, изучая то, что он называл «самоактуализирующими людьми», теми, кто «выполняет себя и делает все возможное, чтобы сделать». Маслоу считает, что все, кто интересуется ростом, стремятся к самореализации (рост, счастье, удовлетворение). Многие из этих людей демонстрируют тенденцию в размерах своих личностей. Характеристики самоактуализаторов в соответствии с Маслоу включают четыре ключевых измерения:

  1. Осведомленность – постоянное наслаждение и страх жизни. Эти люди часто испытывали «пиковый опыт». Он определил пиковый опыт как «усиление любого опыта до такой степени, что есть потеря или трансцендентность самого себя». Пиковый опыт – это тот, в котором индивид воспринимает расширение себя и обнаруживает единство и значимость в жизни. Интенсивная концентрация на активности, в которой участвует, например, запуск марафона, может вызвать пиковый опыт.
  2. Реальность и проблема сосредоточены – имеют тенденцию касаться «проблем» в окружении.
  3. Принятие / Спонтанность – принятие окружения и то, что нельзя изменить.
  4. Невосприимчивое чувство юмора / демократия – не любезно шутите о других, что можно рассматривать как оскорбительное. У них есть друзья всех слоев общества и религий и очень близкие друзья

Типы личности человека в зависимости от направленности

В первую очередь, психологическая структура личности подразумевает ориентирование человека в себя или во внешний мир. Этот параметр во многом позволяет предположить или даже определить реакцию личности в той или иной ситуации, тем самым типируя ее по другим классификациям.

Интроверты

Отличительной чертой интровертов является направленность во внутренний мир. Для них характерны переживания и сомнения в себе. Такие люди с трудом контактируют с социальной средой, неуютно чувствуют себя среди толпы, предпочитают одиночество шумным компаниям. В психологии наблюдается прямая зависимость типов личности от данного параметра.

Экстраверты

Направленность на внешний мир характерна для экстравертов. Такие люди не просто любят находиться среди людей, социальный фактор является важнейшей потребностью. Экстравертам необходимы контакты с индивидуумами и постоянное общение. Они открыты эмоционально и психологически, поэтому легко вливаются в социум.

В современном обществе не встретишь людей, которых можно отнести к конкретному типу направленности. Чистые экстраверты и интроверты встречаются крайне редко и зачастую не являются вариантом нормы.

Личность: что это в психологии?

На сегодняшний день выделяют такие определения личности:

  • личность предполагает изучение индивидуальности человека, заключающуюся в качествах характера, отличных от окружающих людей;
  • личность – это сочетание разных ролей. Необходимость выделения такого понятия обусловлена необходимостью пребывания в обществе. Оно является местом, в котором осуществляется личностный рост индивида. Автором такого определения является Джорж Герберт Мид. Зарубежный психолог утверждал, что истоки личности – в социальном чувстве;
  • психология личности является многогранной областью знаний. Личностью может называться культурный объект, который способен самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, осознать всю ответственность за своё будущее. Такое узкое понимание характерно для психологов-экзистенциалистов. К таким людям принадлежат Леонтьев, Юнг. Как можно увидеть при рассмотрении этого определения, в личность человек может превратиться только на этапе взросления.

Обратите внимание! Признаки личности предусматривают способность к познанию, способность сопереживать, возможность контактировать с внешним миром и повлиять на него.

.. ( )

. . , , . . , , . . , , .

, , , , ; , .

?

-, . . . , , , , – -, , . , . . .

. . . . , . . . : (, !) , , : () .

, , . . , . . , . , – , . .

. . , , , . , .

, … . , (, ) , .. . , . – . , . , , . . . ?

. , . , . . , , () . () . , – . , , , . .

, -, . . .

, -, .. , , , -, , . , . . , . , , . … .

. . :

  • ( );
  • , (-);
  • , -.

. . . , . , .

, , . , , . : , , .

– , . . , , .

Особенности психологической структуры личности

Психология личности выделяет различные личностные качества. Они могут быть:

  • психологическими;
  • социальными;
  • биологическими.

Благодаря такому разделению можно выполнить объективный анализ особенностей личности. Психологические свойства рассматриваются в разнообразных направлениях.

.. (-)

, . . , , . , , -, – . , , .. , , , .

-, , . , , , , , , . ( ) , (, , ).

-, , , , .. . , , . , , . .

, , , . , . . : , , , . , . . , : . , , , . ; .

: , , . : ( – ), (, ) (). , , , : , , .

, , . . :

1) , , , , :
2) , ;
3) :

  • , , ? , , , ( – );
  • ? , , ;
  • , . .

, . . , , . , , , . , , , .

. , , , . , , , . . , , , , .

, .. , , .

, , . , , , , , .

, , , .. , , , . . . .

, , , . : , , .

, – , , . , . , .

, , , . , , . , , , . , . , . , , .

, . , – , , . , , . , . , . , , . , .

, . , , . , , , , .

, . , .

, . , . , , , , . , , .

. , , . , , .

, , , , . , .

, , . , , . , .

Основные характеристики классификации Платонова

психологические свойства личности

Для психологической науки Платонов сделал большой вклад, воссоздав образ личности с помощью своей структуры. В отечественной науке личность принято представлять как совокупность привитых социальных черт, не вмещающих в себя биологические характеристики. Этот ученый взял за основу создания своей теории динамическую составляющую личности. Что это такое?

Для понимания общей структуры личности существует два способа ее восприятия: статистический и динамический. Первый вмещает в себя все личностные характеристики, какие только могут быть у каждого человека. Здесь личность представляется только статистическими данными без учета индивидуально изменяющихся особенностей. Динамическая структура личности — это та же самая личность, но с учетом всех изменений, происходящих с ней на протяжении всей жизни. Структура личности по Платонову учитывает все изменения, происходящие с субъектом на протяжении длительного времени, связи предыдущих составляющих элементов с заново возникшими.

Изучение психологических свойств личности

Психологические свойства предусматривают изучение темперамента. Он отображает динамичность психических процессов. Именно благодаря темпераменту индивиду присущи определённые схемы поведения в различных сферах жизни. Именно от него во многом зависит острота восприимчивости к происходящим в жизни событиям. Психология личности – это сфера знаний, в которой признаётся тесная взаимосвязь темперамента с характером. Она формирует поведение индивида в общем.

Темперамент

Такое свойство личности в психологии, как темперамент, было изучено ещё Гиппократом. Древнегреческим философом, который жил в пятом веке до н. э., были выделены перечисленные ниже разновидности темпераментов:

  • меланхолический. Людей с таким типом темперамента отличается ранимость, сложность внутреннего мира. Меланхоликам свойственно быстро уставать. Их энергический запас можно назвать сравнительно небольшим. Меланхоликам необходимы покой и полноценный отдых. Они отводят большое значение всем происходящим в их жизни событиям;
  • холерический. Понятие личности в психологии определяет такой тип темперамента как «отличительный признак» несдержанных и вспыльчивых людей. Холерикам свойственно быстро возбуждаться. Но после того как сложная ситуация «разруливается», они также скоро успокаиваются;
  • флегматический. Указанный тип темперамента характеризует терпеливых, пассивных и хладнокровных личностей. Людям с флегматичным складом характера не свойственна вспыльчивость. Но таким личностям тяжело обрести спокойствие после сложного конфликта. Люди такого типа медленно адаптируются к изменяющимся жизненным условиям. Но их работоспособности можно позавидовать;
  • сангвинический. Люди с таким темпераментом без проблем сходятся с окружающими в силу оптимистического склада характера. У сангвиников неисчерпаемый запас энергии, который позволяет им реализовывать множество планов. Такие личности с лёгкостью приспосабливаются под новые условия.

На сегодняшний день есть множество способов, предназначенных для определения темперамента. Знание его особенностей помогает достичь комфорта в жизни.

Психология человеческой личности, структура и основные свойства

Качества личности

Под качествами личности в психологии понимается уникальный набор черт и характеристик, которые присущи человеку. Они сугубо персональные по своей природе и выражают стороны характера, поведенческие модели в социуме или окружающем мире.

Личностным качествам присуща динамичность и устойчивость. Они оказывают влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то выбор одежды для выхода «в свет» или карьерные предпочтения и амбиции в профессиональной деятельности.

Личностные черты классифицируются на несколько видов, например:

Социально-психологические. Базовые и вторичные свойства, набор черт и особенностей в структуре индивидуума.

Волевые. К примеру, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, выдержка.

Нравственные. Эти свойства корректируются жизнью под влиянием совокупности факторов: положение в семье; влияние образовательного учреждения или дворовой компании; отношения в обществе; индивидуальный жизненный опыт и т.п. Каждый из аспектов работает по конкретным нравственным правилам. Они формируют отношение личности к себе и своему окружению. Исходя из заложенных во внутренний мир ценностей, нравственные качества классифицируются на гуманистические, националистические, расовые, религиозно-фанатические.

Профессиональные, например:

вербальность — языковые навыки, отменное налаживание связей между словами и понятиями
любовь и владение числами — способность выполнять стандартные арифметические действия с максимальной точностью и оперативностью
корректировка цифр, трёхмерное понимание предметов
детализация объектов и графики
моторная координация по движению конечностей и глаз, согласование по сигналам
ловкость и цветовое восприятие
общий интеллект — предрасположенность к обучению, возможность делать правильные выводы из поставленных задач

Черты и свойства личности

Социальная структура личности

Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

Направления, характеризующие данную структуру:

  1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
    • Память — совокупность приобретаемых знаний.
    • Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
    • Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
  2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
    • Объективный подход — «статус + социальная роль».
    • Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
  3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
    • возможность целенаправленной деятельности;
    • мышления и анализа;
    • регуляции потребностей; проявления способностей;
    • обладания определенной социальной ролью, статусом;
    • обладания ценностными ориентациями;
    • обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.

Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.

Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

Как сохранить индивидуальность

Есть масса стратегий, которые могут позволить человеку научиться оценивать и представлять себя в обществе согласно своим принципам и нормам морали. Все зависит от среды, в которой пребывает личность и других факторов.

Например, существует стратегия самопрезентации по Л. Лауксу. Для того, чтобы научиться понимать задачи и свойства своей личности предлагается начать с описания самого себя. Нужно определить уровень своей компетенции в том или ином вопросе, и откорректировать восприятие и подачу этой информации.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Например, человек, который хорошо разбирается в биологии, должен уметь представлять себя специалистом в биологии. Однако если просто говорить: «Я отлично разбираюсь в биологии», то это будет показательная индивидуальность, демонстративная.

А вот если сказать окружающим и самому себе: «Я разбираюсь в биологии, но это наука, в которой постоянно появляются новые исследования. Я стараюсь всегда за ними следить», то в этом случае речь идет о гармоничном уровне развития индивидуальности, без преувеличения.

Для того, чтобы оставаться яркой уникальной личностью, рекомендуется выполнять несколько рекомендаций. Прежде всего, нужно слушать внутренний голос, а не руководствоваться исключительно мнением окружающих. Также стоит научиться развивать аутентичность.

Это означает, что внешний и внутренний мир должны соответствовать друг другу. Если человек обожает зеленый цвет, но считает, что в его окружении больше принято носить одежду синего цвета, то не стоит опять же концентрироваться только на индивидуальных предпочтениях других.

Немаловажно быть честным с собой. Самообман нарушает внутреннюю гармонию и лишает индивидуальности. У открытых и искренних людей меньше страхов, опасений, беспокойств. Немаловажным является постоянное самосовершенствование. Индивидуальность развивается с возрастом, она меняется.

Важно не потерять своей уникальности, непохожести. В качестве тренировки можно практиковать вариативное мышление. Например, каждый раз, когда что-нибудь происходит, нужно подумать, по какому еще сюжету могли развиться события. При этом нужно придумать не менее 5-7 вариантов. Это поможет стать более гибким человеком.

Понятие индивидуальности в психологии сегодня является темой для рассмотрения большинством специалистов. Это очень изменчивое понятие, которое стремительно меняется с каждым годом. Тем не менее, неизменным остается одно: индивидуальность является внешней и внутренней непохожестью личности.

. .

. . , .

. , . ( , , , . .). . (, , ..).

, . , , . . .

. . :

  • ( );
  • ( , );
  • ( , ).

, – , , , . , , , , .

, , , . .

Биологические и конституциональные свойства в системе Платонова

социальная структура личности

Активность и развитие в этой подструктуре определяется состоянием и характеристиками нервной системы человека: силой, процессами торможения и возбуждения, скоростью. А также отмечается то, что черты этой подструктуры только биологичны, социальные качества человека здесь практически неактивны. Характеристики, содержащиеся тут, могут совершенствоваться путем тренировок. Например, холерик может тренироваться в замедлении скорости реагирования на раздражитель, побеждая свою вспыльчивость. Флегматик тренируется отмечать яркие события в течение дня, уходя от монотонности, и так далее. Изучение этой подструктуры проходит только на психофизиологическом или нейропсихологическом уровне.

Соционические типы личности в психологии.

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Другие статьи подобранные для вас:

Что такое реверсивная психология и почему она построена на феномене сопротивления и двойственности человеческой натуры? Действует ли она на всех?

Что такое психотипы личности? Классическое деление по Юнгу и другие. Когда помогают, а когда мешают заданные психотипы личности?

Что такое посттравматический синдром и что делать человеку, пережившему его? Симптомы расстройства, методы психотерапии, общие рекомендации и помощь близких.

Что такое психологический портрет и какие пункты обязательно включает в себя? В каких ситуациях он может пригодиться? Как составить психологический портрет?

Что такое психологическая помощь? Какие есть виды, направления, форматы взаимодействия клиента и психолога? Как подготовиться к визиту, если помощь все же необходима?

Что такое психотерапия? Какие есть популярные психотерапевтические направления? Общие правила работы психотерапевтов. Возможны ли побочные эффекты?

Что такое психология, откуда она началась и как развивалась наука? Этапы, направления, концепции, методы исследования. С чего начинать изучать психологию?

Что такое психиатрия и какими проблемами она занимается? Какие применяются методы лечения? Как понять, что пора идти к психиатру и куда обращаться?

Что такое эмоции и почему они важная часть нашей жизни? Какие теории их формирования выдвигают разные психологи и для чего они нужны?

Что такое психология масс и психология толпы? Как меняется личное сознание внутри большой группы людей? 9 способов распознать стандартные схемы манипуляторов

. .

. . (.. , .. , .. ).

-, . . , – .

. . . , , . … . , . . , . , , , .

-, , , . , , , .

-, , – , , , , … , : .

-, , – .

, . , , .

, . . , , . .

, . . . . , (). , , , , . , .

-, . . , , . , -, , () .

, , , , , , . , . , . ?

( . ). , . , , . , – ( ), -.

:

  • , ;
  • , ( );
  • .

3- , .

. . , . . . , .

, , . . , .

. . ( , ), .

. . -. , – .

, . . , -, , , -, – .

. . .

. . , , .

.

– , . . , .

I. , :

  • ().

. :

  • ( )
  • (, , , ,  ..)

III. – :

  • ,
  • , – .

, – .

, .. , , .

, , . , .

, . , . , ; ; – . (, , ) , , -, , . , – – .

– ( , , , , .), .

. ( , ). , . , . . (, ).

, -, (, , , .). – , . -, , : , . , . (, ). , , -, , , .., . .

, , – . – , . , , , . , . . – .

. . , .

. . , , . , (.., , , ). , , ( , , , ?).

, . : , , , ( . . , , ).

. . , ( ), : .

, : – ? . . , , , , , . , (, , , ), , .

. . :

, , , . , , . , .

( ) , . . . – . , , , . , , – : , , , . ( , , .)

. . , : 1) ; 2) , , . , . .

, . . . . , . , .. , . , , ( , . . )?

, , . ( ) , . . , , , .

. . (1986) , , , . , – . , . . . , , .

Особенности характера

Характером признаётся единство личных черт человека, которые характеризуют поведение индивида. Он во многом отражает субъективное отношение к жизни.

Черты характера распределяются по разнообразным группам:

  • первооснова личности. К подобным качествам относятся храбрость, душевность, скрытность и отсутствие уверенности в собственных силах;
  • отношение к другим людям (проявление уважения, заботы, злобы или пренебрежения);
  • черты, которые определяют отношение человека к самому себе. К их числу принадлежат скромность, самокритичность, самолюбие;
  • отношение к труду. К примеру, чувство ответственности, лень, пассивность, низкая трудовая активность.

Различают нормальные свойства характера, которые принято считать естественными, и аномальные. Последние качества изобличают людей, страдающих различными психическими болезнями. К таким свойствам принято относить чрезмерную подозрительность, которая переходит в паранойю. Аномальной считается и ревность, являющаяся причиной появления «синдрома Отелло».

Система мотивов

Направленностью принято называть устоявшуюся систему мотивов, характеризующуюся такими параметрами:

  • особенности поступков индивида;
  • уровень зрелости.

Ключевым аспектом направленности выступает социальная значимость взаимоотношений личности. К ним относятся также цельность и разнообразие интересов (целеустремлённость).

Способности

Способностями считают задатки, характеризующие развитие индивида в определённом направлении. Они измеряются следующими понятиями:

  • одарённостью;
  • талантом;
  • гениальностью.

Под одарённостью понимают наличие определённых задатков, присутствующих у индивида с появлением на свет. Талантом является потенциал, который раскрывается при помощи постоянного усердия и одарённости. Гениальность – наивысшая ступень в развитии таланта. Таким богатством наделён человек, в полностью овладевший определёнными способностями.

Способности могут быть:

  • элементарными. К их числу относятся: способность воспринимать разнообразные звуки, отличать все оттенки цвета;
  • сложными. Такие способности имеют прочную взаимосвязь с деятельностью в одной из сфер жизни. Они могут быть художественными, математическими или музыкальными. Способности стоит считать социально обусловленными. Они не присущи человеку от рождения.

Разработана и другая классификация способностей:

  • общие. Они могут быть умственными, двигательными. Такие способности в разной степени развиты у каждого индивида;
  • специальные. Для воплощения способность в жизнь нужны определённые задатки (актёрские, спортивные). Благодаря таким способностям человек с лёгкостью сможет найти себя в той или иной отрасли деятельности.

Течение психических процессов

Психические процессы возникают под воздействием условий внешней среды. Они могут быть:

  • познавательными. Такие процессы предполагает абстрактно-логическое и чувственное восприятие действительности;
  • с эмоциональной составляющей. Эмоции сопровождаются переживаниями, носящими позитивный или негативный оттенок.

Важно! Одной из важнейших эмоций является настроение. Оно отражает состояние личности в тот или иной период.

В чувствах заключается весь спектр эмоций, связанных с каким-либо предметом. Аффект представляет собой короткую, но яркую эмоцию. Она проявляется внешними изменениями в мимике или жестикуляции.

Страсть – неудержимые эмоции, контролировать которые довольно сложно. Кроме этого, есть и простые эмоции. Они могут возникать при удовлетворении элементарных потребностей. К числу таких эмоций относится удовольствие от вкусной пищи.

Обратите внимание! При стрессе эмоции изменяются не только эмоции, но и возникает особенное физическое состояние.

Выраженность эмоций во многом зависит от характера и темперамента людей. Они оказывают сильное воздействие на человеческую жизнь. Ведь индивид нередко принимает решение, находясь под властью определённых чувств. Отличительной чертой эмоций выступает непостоянство.

Есть и такие понятие, как воля. Оно предусматривает умение индивида управлять своими поступками. Для проявления воли требуется преодоление каких-либо препятствий и приложение элементарных усилий. Сила воли предусматривает принятие рациональных решений.

Человек должен уметь ограничивать себя для того, чтобы добиться какой-либо цели. В итоге он получит моральное удовлетворение от выражения своего чувства.

Сила воли предусматривает управление собственными слабостями. Для овладения этим свойством его изначально вырабатывают путём ежедневных тренировок.

Воля неразрывно связана с таким понятием, как мотивация. Она представляет собой совокупность позывов, определяющих поведение конкретного человека. Такие позывы могут быть:

  • психологическими;
  • физиологическими.

Мотивация отвечает за направленность и инициативность поведения. Большое значение в данной ситуации отводится определённым социальным установкам.

Мотивация формируется под влиянием приведённых ниже факторов:

  • потребностей. Они предполагают, что человек испытывает нужду в чём-либо, что может сделать более комфортным его существование;
  • стимула. Такой внутренний или внешний фактор побуждает к движению вперёд;
  • намерения. Это осознанно принятое решение, помогающее достичь определённой цели;
  • побуждения. Это неосознанное стремление, которое стимулирует индивида к немедленным действиям.

Психология человеческой личности, структура и основные свойства

Эволюционная теория

Чарльз Дарвин является основателем теории детерминизма. Эволюционный подход к психологии личности основан на этой теории. Эта теория рассматривает, как индивидуальные различия личности основаны на естественном отборе . Через естественные селекционные организмы изменяются со временем посредством адаптации и отбора. Разработаны черты и определенные гены выражаются на основе окружающей среды организма и как эти черты помогают в выживании и размножении организма.

Полиморфизмы , такие как пол и тип крови, представляют собой формы разнообразия, которые развиваются в интересах всего вида. Теория эволюции имеет широкие последствия для психологии личности. Личность, рассматриваемая через объектив эволюционной психологии, уделяет большое внимание конкретным чертам, которые, скорее всего, помогут в выживании и размножении, таких как добросовестность, общительность, эмоциональная стабильность и доминирование. Социальные аспекты личности можно увидеть в эволюционной перспективе. Конкретные черты характера развиваются и выбираются потому, что они играют важную и сложную роль в социальной иерархии организмов. Такими характеристиками этой социальной иерархии являются разделение важных ресурсов, семейных и спаривающих взаимодействий, а вред или помощь организмов могут наделять друг друга.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Отрасли социальной психологии

Любая социальная деятельность подразумевает разные стили общения. В зависимости от эмоциональной составляющей отношений внутри социума, меняется не только характер и содержательная часть общения, но и влияние на саму личность, и деятельность социальной группы. Для примера, общение с друзьями происходит на доверительном уровне, а вот с начальством общение строится исключительно на решение деловых и производственных вопросов и не всегда сопровождается доверием или эмоциональной зависимостью.

Чтобы охватить весь спектр проблем, социальная психология разделена на отрасли, которые исследуют определенные проблемы и феномены конкретной социальной среды:

— социальная психология труда. Изучает проблемы социально-психологического плана внутри коллектива, их влияние на трудовую деятельность, совместимость личностей внутри группы, особенности общения и влияние психологического климата коллектива на работоспособность личности.

— социальная психология управления. Изучает проблемы, связанные с управлением деятельностью социальной группы. Также рассматривает социальную роль и позиции личности в системе управления отношений, совместимость группы и эффективность управления ею, причины конфликтов и подобное.

— экономическая психология. Изучает проблемы, связанные с хозяйственной жизнью общества. Основными предметами изучения являются проблемы и факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности, воздействие рекламы на потребителя и так далее.

— политическая психология. В основе этой отрасли лежит изучение всех психологических компонентов, влияющих на общественно-политическую жизнь социума, как это влияет на сознание и поведение всех участников политического процесса, и формирование интересов в общественно-политическом плане.

— психология этноса. Главным предметом изучения являются особенностиопределенной национальной группы. Проблемы в отношениях на международном и межнациональном уровне, влияние стереотипов и национальных ценностей на общение, природа возникновения конфликтных ситуаций между народами и этническими группами.

Помимо этих отраслей, социальная психология занимается исследованиями взаимодействия личности и социума в научной, культурной, образовательной среде. Занимается проблемами религии и права, семьи и других социальных взаимоотношений.

..

. . . , .. , , , .

. . . . :

  • (, , );
  • ;
  • , , (, , ).

, , . , , , . , , , .

.. , , , , .

. . . :

  1. – (, );
  2. ( , , );
  3. (, , );
  4. (, , , ).

:

  • , , ;
  • , ;
  • , (, , , );
  • ;
  • , : , , , .

1. (- ), . . . , , , , , , . , . . . , , , . . . – :

1. :

2.
3.
4. :

2. , , , , , , . . . , . , , . -.

3. , , , , , , . . . , . , , . , , . .

, – .

:

1.
2. –
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. :

4. , , (: , , ), . , , . , , , . , , , .

, . . , . , , ; ; ; . , , . – , 1- 3- ; , 3, 4 2- .

. .

– (, )

, , , , , ,

(, )

, ,

,

, , , , , , ,

,

,

-, –

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

  1. Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
  2. Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
  3. Подструктура опыта — социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
  4. Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

. . ()

. , . , . ., 1909 . . , .

. . . , 1949.

, . . , . , , , .

, – , , , , . , , , . , .

. . , : . () , , , . .

. . , . . , () . , , .

. . , . , ( ), . , .

. . . , .

Воля

Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.

Признаками воли можно назвать следующие факторы:

  • принятие обдуманных решений,
  • достижение поставленных целей, преодоление трудностей на пути к ним,
  • самоограничение, когда для достижения цели индивид лишает себя чего-то, что может казаться ему привлекательным,
  • четкий план действий,
  • отсутствие эмоционального удовлетворения от решения поставленной задачи,
  • моральное удовлетворение, связанное с достижением и преодолением себя.

Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.

. . (-)

-, – , . , . , , , . () , , , , , .

, . . . , , , , , . :

  • ,
  • .

, . , , , .

. .

. . , , , .

, , .

, , . .

, , () .

, . , . . .

. , . ( ) . , . . .

() . . , , () ..

. ( ) , . .

. , , , . . , , , .

. , .

, . .

, . , .

, . , , .

, . .

, . . , , .. , . .

:   . 2. ..

Социально-когнитивное и когнитивное направление

Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры

Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:

  • Поведенческих
  • Когнитивных
  • Средовых

Теория социального научения Джулиана Роттера

Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.

Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы.

Когнитивная теория личности Джорджа Келли

Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...