Психологическая подготовка ребёнка к школе

Содержание

Со скольких лет начинать

shkolniki.jpg

Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.

Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.

Ваш ребенок переживает

В целом, подготовку к школе можно поделить на два вида:

  • фактическую;
  • психологическую.

Первый для нас очевиден и заметен – это покупка школьных принадлежностей, составление плана, медосмотры, диагностики. Сюда же можно отнести перестройку на новый график – более ранний подъем и отход ко сну. Но именно этот пункт, который больше относится к здоровью и самочувствию, находится на периферии фактической и психологической подготовки. Внутренний настрой, минимизация стресса и хорошая мотивация – вот главные составляющие такой незаметной, но такой важной психологической подготовки ребенка к школе. И ей нельзя пренебрегать.

Некоторые родители ошибаются, думая, что психологически подготовить важно только первоклассников. А дальше ребенок уже привыкает и просто возвращается в школу, он знает, чего ожидать. И его капризы в начале учебы – это просто демонстрация недисциплинированности и лени, к которой он привык за лето. Но смените угол зрения.

Что такое психологическая готовность к школе?

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность

Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  •  желание учиться, стремление получать новые знания;
  •  интерес к познанию мира;
  •  положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  •  умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  •  способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  •  определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  •  умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  •  способность выполнять требования взрослого;
  •  отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  •  развитые моральные принципы;
  •  адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  •  способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  •  умение доводить начатое до конца;
  •  произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  •  умение преодолевать трудности при достижении цели;
  •  умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

«10 слов»

Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

«Повтори узор»

Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

«Четвёртый лишний»

Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

  • рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
  • неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
  • быстро утомляется, раздражителен;
  • не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
  • не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
  • испытывает трудности в усвоении учебного материала;
  • часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
  • тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Психологический аспект готовности к школьному обучению

Под психологической готовностью к школе подразумевают систему параметров психического развития ребенка, которые существенно влияют на его успешность обучения в школе.

Почему так важна психологическая готовность к обучению при поступлении в первый класс? По той причине, что школьные программы ориентированы на некий стандартный уровень актуального развития детей. Еще ребенку, как ученику, предстоит подчинять свои желания тому, что необходимо сделать; управлять своим поведением; общаться и сотрудничать с другими детьми и соответствовать многим правилам, которые прежде в дошкольном возрасте отсутствовали.

Безусловно, каждый ребенок уникален, и его развитие имеет свои особенности. Но для того, чтобы учить детей в условиях коллектива, коим является класс, важно, чтобы каждый ребенок уже имел определенную базу в познавательном развитии. Только так он сможет воспринимать и усваивать знания. В противном случае — при недостаточной сформированности некоторых психических процессов или функций, — ребенок окажется отстающим.

Индивидуальные особенности обеспечивают уникальность ребенка. Но некоторые из них могут затруднять общение и обучение в школе, доставляя проблемы маленькому ученику. Никто из специалистов не намерен «причесывать под одну гребенку» всех детей, когда говорит об определенных стандартах в развитии дошкольников на пороге школьного обучения. Здесь акцентируется внимание на необходимом базисе психического развития, который получил название готовность к обучению в школе.

Зачем нам школа?

Многие психологи любят задавать детям вопрос, суть которого сводится к следующему: ты хочешь учиться, потому что тебе купят новый красивый ранец и пенал с карандашами, или для того, чтобы больше знать? Нередко мотивация к школе носит внешний характер – она связана с атрибутами школьника, но не с учёбой. То же самое происходит, если ребёнок идет учиться из-за друзей, которые будут с ним в одном классе, или чтобы походить на старшего брата или сестру.

Ваша задача создать у будущего первоклассника положительный образ самой школы, обучения, учителя и самого ребенка как ученика. Если малыш уже грезит о какой-либо профессии, объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.

Совсем как взрослые, только чувствительнее

Помните, что мы чувствуем, после долгого и хорошо проведенного отпуска? Всего пару недель на море без забот настолько выбивают взрослого человека из колеи, что возвращаться на работу и страшно, и сложно. Первые дни проходят с трудом – постоянно хочется на что-то отвлечься, рабочее место становится неуютным, настроение и самочувствие падают. А теперь вспомните, что для детей время идет намного медленнее, они быстро развиваются, быстро отвыкают и погружаются в новые интересы. И три месяца лета для них – это целая жизнь, такая свободная и увлекательная. А учебный год – это целая вечность. И как думаете, боятся ли они его?

как подготовить ребенка к школе

Да, у детей некоторые чувства более поверхностные, некоторые реакции только формируются, но и они не лишены на несознательном уровне известной августовской хандры. В конце августа всегда немножко грустно, как в воскресенье, и даже взрослым, которым не нужно в школу – мы все чувствуем уход теплого и светлого лета.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

ребенок рисует

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Знания. Умения. Навыки.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, то есть о моральных нормах поведения.

Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний.

Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, начнет отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий – дело будущего.

Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимся к собственно школьным, – грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Готовность познавать: память, внимание, мышление, речь…

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.

Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания.

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал то “пять”, то “три”, то “десять”. Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: “Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама один рубль?”, – мальчик, почти не задумываясь, ответил: “Конечно, два!”

Если вы будете систематически заниматься с ребенком, воспитывать его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: известная основа познавательных интересов вами заложена. Разумеется, и с приходом ребенка в школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний кмышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Физическая готовность

Физическая готовность ребенка к школе определяется врачами в детском саду, если ребенок посещает детский сад, или в детской поликлинике, где родители с ребенком проходят медосмотр самостоятельно. В специальной школьной медицинской карте специалисты ставят заключение о состоянии здоровья ребенка. При оценке физической готовности ребенка к школе учитывают:

  • уровень физического развития;
  • уровень его нервно-психического развития;
  • как функционируют основные системы организма;
  • наличие хронических заболеваний;
  • насколько организм способен сопротивляться неблагоприятным воздействиям;
  • социальное благополучие ребенка;
  • развитие мелкой моторики, координацию движений;
  • понимание важности правильной позы за партой, правильной осанки.

Очень большая нагрузка в школе идет на спину ребенка: долгое время за партой в непривычной позе, объемный ранец за спиной приводят к резкому ухудшению осанки и искривлению позвоночника. Чтобы это предотвратить, нужно уделять внимание физическому развитию малыша, укреплять мышцы спины и брюшного пресса.

Ориентация в пространстве

Очень важное умение для малыша. Согласны? Ведь рано или поздно ему самостоятельно придется ходить в школу и обратно. Да, конечно, я уверена, что вы будете провожать его и встречать. Но ведь всякое случиться может. Не правда ли? И будет лучше, чтобы ребенок к таким ситуациям был готов.

девочка-одна-на-улице

На территории школы вашему будущему первоклашке ориентироваться тоже придется. И здесь вы ему помочь не сможете при всем своем большом желании. Так что будем учиться ориентироваться!

А учить этому ребенка не сложно, даже интересно. И всякие премудрые приспособления, типа компасов или топографических карт не понадобятся.

Моему младшему сыну Артемке сейчас 7 лет. Мы с ним придумали игру под названием «Турист». В чем смысл? Сейчас расскажу. Допустим, идем мы с ним в магазин. Я изображаю туриста из далекой страны. По-русски практически не говорю, дороги не знаю, но очень интересуюсь всем, что вижу. А Артем, он как будто экскурсовод.

семья-туристов

Он показывает мне дорогу. А по дороге рассказывает обо всем, что мы видим. Например, посмотрите направо – это детский сад. Во дворе садика есть детская площадка. На площадке качели, рядом с ними горка, а за ними песочница. Я как турист никак не могу понять, что такое качели. Ну да, вот такой вот странный турист! Артем мне старательно объясняет, что это такое. То есть не только учимся ориентироваться, но еще и речь развиваем.

Можно по дороге еще и устный счет повторить, и глазомер развить. Например, мы пытаемся угадать, сколько шагов осталось до магазина, а потом идем и считаем. И всегда очень интересно узнать, угадали мы или нет. Советую вам тоже поиграть в «Туриста»! Поверьте, будет интересно и вам, и ребенку.

Интеллектуальная готовность к школе

Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника непростого запаса представлений – кругозора.

Успешность обучения в школе зависит и от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. С помощью монологической речи ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

Как научить ребенка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?

Несмотря на то, что ваше чадо очень способное и может даже читать и считать, тем не менее, в школе у него могут возникнуть проблемы. Одной из наиболее распространенных считается неспособность к правильной коммуникации со сверстниками.

Уважаемые мамы и папы, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не держался в классе особняком, а сразу же приобрел там друзей, нужно готовить малыша к тому, что в школе вас рядом не будет и многие проблемы ему придется решать самому. В частности, ему придется помогать одноклассникам или же просить их о помощи, правильно действовать и выражать свои мысли, не обижать других детей, но и не позволять, чтобы кто-то обидел его самого.

Для того, чтобы ребенок был готов к школе в коммуникативном и эмоциональном смысле, мало просто учить его на словах, гораздо проще, чтобы он еще перед школой прошел все это на практике. Поэтому так важно организовать малышу посещение детского сада или каких-либо развивающих кружков – спортивных, музыкальных, танцевальных и т. д.

Там ваш ребенок будет не только находиться вместе с другими детьми, но и усваивать важные навыки общения, которые очень пригодятся ему в школе. Также ваше чадо будет учиться там правильному поведению со взрослыми – воспитателями и учителями.

Ребенок хорошо усвоит, что перед учителем не следует дерзить, шалить, капризничать и вести себя неподобающим образом. А со сверстниками не стоит враждовать и драться, а лучше установить доброжелательные и дружеские отношения. Таким образом, ваш отпрыск уже будет полностью готов к школьной жизни. Также посещение детского садика приучит ребенка к некоторой самостоятельности.

Что обязан уметь ребенок к началу обучения в школе?

Важно упомянуть про следующие навыки:

  1. опыт работы с образом и правилами. В школе навык не будет сформирован, но будет активно использоваться;
  2. умение говорить на языке, на котором будет производиться учеба;
  3. осознание смысла текстов, сказок и рассказов, которые соответствуют возрасту ребенка;
  4. мотивация, познавательная потребность, желание учиться

Составляющие психологической готовности к школе

Психологическая готовность к обучению состоит из нескольких компонентов. Они связаны с личностным и интеллектуальным развитием ребенка. Чтобы овладевать основами наук, маленькому школьнику придется преодолевать трудности. Эти трудности посильны, однако требуют организованности, внимательности, настойчивости, терпения, самостоятельности и других важных качеств.

Необходимые для начального этапа обучения качества составляют определенный уровень психического развития, который затем продолжает развиваться и совершенствоваться в учебном процессе.

Сейчас кратко охарактеризуем структуру, составляющую психологическую готовность к школьному обучению. Каждому компоненту посвящена отдельная статья данного сайта, где раскрыты детально все виды готовности к обучению в школе.

Интеллектуальный уровень

В стремлении развить интеллект своих детей родители больше всего обращают внимание на осведомленность. Эрудированный ребенок, действительно, производит впечатление интеллектуально развитого. Бесспорно, и осведомленность является значимой частью интеллектуального развития, однако еще более важно учить ребенка мыслить.

Старший дошкольный возраст благоприятен для выработки умений анализировать и выделять существенные признаки предметов и явлений, замечать взаимосвязи между ними, сравнивать и обобщать. Эти операции развивают логическое мышление, которое и является основой интеллекта. При этом обобщение выступает сложной мыслительной операцией, требующей предварительного анализа и сравнения.

Поэтому интеллектуальная готовность к школе определяется тем, насколько у дошкольника развито умение обобщать и логически рассуждать.

Например, если в группе предметов чашка-тарелка-грабли-вилка ребенок вместо исключения лишнего предмета «грабли» объединяет их в пары по внешнему сходству (чашка-тарелка и грабли-вилка), это свидетельствует о низком уровне обобщения.

Интеллектуальная готовность детей к обучению успешно проверяется заданиями на исключение лишнего предмета, на объединение соответствующих объектов в группы, на составление рассказа по картинкам, что позволяет также установить уровень речевого развития.

Мотивационная готовность к обучению к школе

Психологи и педагоги все больше говорят об определяющей роли мотивации в психологической готовности детей к школьному обучению. Аргументы на этот счет, действительно, веские. В любом возрасте человек справляется с задачами, если только он живо заинтересован в этом. Внутренняя мотивация – самый устойчивый двигатель в постижении любого дела.

poznavat-motivaciya

В полной мере применим данный подход и к будущему первокласснику. Ребенок имеет высокие шансы успешно учиться в школе, если он хочет идти в школу, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности в условиях классного обучения под руководством учителя.

Здесь переплетаются социальные и познавательные мотивы. Именно в такой связке они дают важнейшее новообразование старшего дошкольного возраста, которое называют «внутренней позицией школьника».

У ребенка может преобладать социальная мотивация, когда он жаждет стать учеником, как старший брат, или чтобы прекратить ходить в детский сад и сесть за парту в классе. Подобные мотивы формируют социальную готовность к школе, но, к сожалению, не относятся к процессу обучения.

Нередко встречается и преобладание познавательной мотивации. В этом случае дошкольник прекрасно осведомлен, чрезвычайно любознателен, живо интересуется новыми знаниями, любит беседовать со взрослыми. Но и этого недостаточно для психологической готовности к школе. Потому что на уроках учитель будет уделять внимание в равной степени всем ученикам, и нашему вундеркинду придется адаптироваться к коллективному обучению.

Включиться ребенку в школьное обучение как в главную деятельность с новым социальным статусом поможет только сплав двух групп мотивов:

  1. Социальные мотивы учения, связанные с желанием занять определенное место в системе общественных отношений (роль ученика) и удовлетворить потребность в общении с людьми (коммуникация, оценка, одобрение).
  2. Познавательные мотивы, предусматривающие интеллектуальную активность, получение новых знаний и овладение новыми умениями.

Наличие социальных и познавательных мотивов говорит о довольно высокой личностной готовности ребенка к школе. Они же играют огромнейшую роль в становлении произвольности психических процессов. Только имея желание познавать или соответствовать роли ученика, ребенок будет внимателен к тому, о чем говорит учитель, будет заинтересованно выполнять учебные задания.

Волевая готовность к школе

Дети 6-7 лет, с физиологической точки зрения, уже способны сознательно регулировать свои действия и контролировать поведение. Но стоит ли говорить, что данные волевые способности просыпаются не в одночасье у всех детей? Некоторые дошкольники перед поступлением в школу умеют усилием воли и направлять свое внимание, и сдерживать двигательную активность, а у других эти важные способности еще не проявляются.

psy-gotovnost

Обучение в школе полностью построено на произвольности всех психических процессов, поэтому волевая готовность ребенка крайне необходима.

Напрашивается очевидный вывод, что дети могут проявлять такие волевые качества как настойчивость и старания, если им интересно. Действительно, заинтересованность является главным рычагом для удержания ребенка в определенном деле.

Другим стимулом, и таким же действенным, является мотивация. Бывает так, что ребенок готов терпеливо выполнять не очень привлекательное для него задание ради желанного поощрения. К примеру, мама обещала позволить посмотреть мультик перед сном, если сын сложит игрушки и приведет в порядок свою комнату. И тот терпеливо наводит порядок, чтобы получить доступ к гаджету.

В школе немало таких мотиваторов, начиная от оценок до стремления осилить непонятный материал. Важно только, чтобы они были значимыми для первоклассника.

Волевые качества существенно влияют на эмоциональную сферу ребенка. В дошкольном возрасте малышу особо не приходилось контролировать свои эмоции. На это, как демонстрировал популярный рекламный ролик, есть мама, бабушка… В школе юной личности придется сдерживать свои капризы и слезы, терпеливо работать, когда хочется гулять. Поэтому так важна эмоциональная зрелость, под которой понимают снижение импульсивных реакций и способность продолжительное время выполнять задания.

Коммуникативная готовность

Дошкольник уже имеет опыт общения со сверстниками и посторонними взрослыми. Но и тут ему приготовлены открытия при поступлении в школу.

Ранее дети общались в условия игровой деятельности. Если это были сюжетно-ролевые игры, то ребенок вызывался на определенную роль и исполнял ее так, как хотел, и столько, сколько испытывал интерес.. Новая роль ученика в школе отличается постоянством. К тому же, на уроках принята форма общения, которое подчиняется правилам коллективной ответственности.

Отношения со взрослым также принимают новую форму. На первый план выходит авторитет учителя. Ребенок учится воспринимать учителя как социального взрослого, который выражает объективную оценку знаний и умений ученика.

Детская психология: учимся общаться

В своем классе ребёнок станет частью большого коллектива. И то, какое место он в нем займёт, зависит от того, насколько он умеет взаимодействовать с другими детьми. Если ваш малыш – единственный ребёнок в семье, домашний любимец, да ещё и не посещавший детский сад, а на прогулке во всех конфликтных ситуациях с его сверстниками вы приходите на подмогу, срочно меняйте эту картину! Водите ребёнка на интересные ему занятия, отпускайте поиграть с другими детьми самостоятельно, не вмешиваясь без необходимости, ходите в гости к друзьям с детьми и приглашайте их к себе, одним словом, учите его общаться. Общению в детской психологии отводится очень значимая роль!

Проследите, как ведет себя ребёнок в толпе (в магазине, в аэропорту), как он общается с другими взрослыми. Если у малыша есть страх перед большим скоплением народа и незнакомцами, начинайте поручать ему ответственные задания, например, купить хлеба самому. Хвалите ребёнка каждый раз и говорите, как цена его помощь. 

Особые игры для самых шустрых

На эти врожденные свойства и можно опереться, чтобы ваш малыш легче усвоил необходимую дошкольную программу. Старайтесь любую учебную информацию подавать ему в форме подвижной игры. Например, изучать цифры можно с помощью нарисованных на асфальте «классиков».

Обучение чтению из рутины можно превратить в решение какой-то увлекательной головоломки, кожный ребенок скорее склонен решать проблемную задачу, чем монотонно читать вслух.

Подготовить руку кожного непоседы к письму помогут многочисленные конструкторы с мелкими деталями, поделки типа «оригами» или объемные 3D пазлы.

Конструирование – природная способность, которой обладает такой ребенок, она обязательно доставит ему радость.

Развитие образного мышления и речи, которого требует школа, тоже намного проще передать кожному малышу в активной игре. Картинку такой малыш сможет разглядывать всего несколько секунд, а вот воссоздать по ней рассказ можно в активном действии, проигрывая в движении эту историю.

В развитии кожного непоседы важна дисциплина, адекватная система запретов и ограничений, режим дня. Такой подход сможет в дальнейшем обеспечить ему необходимую усидчивость, которой требует школа.

Зрелость интеллекта и речи

Психология учитывает не только качества личности, но и ее интеллект. В понятие интеллектуального развития входят: количество приобретенных знаний, словарный запас, количество «инструментов», используемых при познавательной деятельности. Немаловажна высокая обучаемость. Младший школьник должен уметь превращать учебное задание в цель, которой он будет достигать самостоятельно.

Тренировка усидчивости

Будущий школьник должен владеть навыками разговорной речи, он должен употреблять большое количество слов из разных областей. Преимущество при обучении будет у детей, которые проявляют интерес к иностранным языкам и любознательны.

Чаще говорите со своим чадом, чтобы он мог грамотно строить диалог, знал правила этикета, строил простые и сложные приложения.

Умеющим читать дошкольникам необходимо привить любовь к книгам, не стоит заставлять их или устанавливать лимит страниц. Принуждение приведет к отторжению от этого занятия, особенно если родители будут настаивать на нем в момент пика «кризиса 7 лет». Взамен этого дайте крохе представление о звуках, слогах, буквах, предложениях. Просите пересказать прочитанное и заучивайте с ним небольшие стихи.

Хорошим подспорьем, помогающим решить возникающие проблемы, является пособие «Чтение без принуждения» Бугрименко и Цукермана. Впервые учебник издали 1993 году. Она содержит задания для подготовки к самостоятельному чтению, развитию слухового восприятия.

Чтение без принуждения

Интеллектуальная незрелость – причина нарушения отношений между школьником и педагогом. При ней происходит непринятие требований учителя, случаются проблемы с освоением программы. Со временем малыш может вовсе потерять интерес к конкретным занятиям или отказаться ходить на уроки. Ему станет неинтересен процесс получения новых знаний.

Занятия со специалистом педагогом-психологом

Подготовка ребенка к школе должна содержать следующие типы деятельности:

  1. чтение с детьми, обсуждение, рисование, инсценировка, чтение по ролям сказок, участие в пьесах, спектаклях;
  2. обсуждение чувств и интересов самого ребенка;
  3. обучению оригами, мозаикам по схеме, по образцу;
  4. копирование рисунков, узоров, шаблонов;
  5. работа с загадками, решением ребусов, головоломок;
  6. развитие пространственного мышления, как отыскать по карте спрятанные сокровища;
  7. взаимодействие друг с другом через групповые игры, последующее усвоение правил;
  8. развитие фантазии и воображения;
  9. интеллектуальные праздники на самые разные темы;
  10. логические игры с поиском закономерностей, продолжением последовательности, выделением лишних предметов;
  11. игры с правилами, в том числе, настольные, развивающие игры, благодаря которым общение и игровая деятельность существенно обогатятся. Этот и есть естественный для ребенка способ познания мира, обучения чему-то новому.

Лучше всего, если занятия по подготовке к школе будет проводить педагог-психолог с большим опытом работы. В процессе работы со специалистом должны происходить поддержка и развитие познавательного интереса детей с последующим формированием позитивного настроя.

Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.

Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений в пространстве. Так, например, учитель просит провести линию “наискось от левого верхнего к правому нижнему углу” или “прямо вниз по правой стороне клетки”… Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, – важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой.

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.

Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

Поэтому необходимым элементом подготовки ребенка к школе должна стать выработка навыка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.

И начинать это нужно еще в период дошкольного детства.

Необходимо, чтобы ребенок твердо усвоил, что можно, а что нельзя делать дома. Необходимо, чтобы он научился сразу же выполнять указания старших. Нельзя допускать, чтобы ему удавалось добиться чего-то желаемого криком и истерикой.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий

В третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе большие или малые неизбежно встречаются у каждого.

Развиваем мышление, внимание, память

Развиваем, друзья! Развиваем! Без этого в начальной школе вообще никуда.

Когда я была на собрании по поводу начала подготовительных курсов при школе, учительница начальных классов сказала: «Ваш ребенок может не знать буквы и не уметь считать. Но если он способен внимательно слушать, понимать и выполнять задания, я легко его всему научу»

Изучению и развитию этих драгоценных способностей некоторые люди посвящают всю жизнь и пишут толстые умные книги. Я тоже посвятила изучению мышления, внимания и памяти какую-то часть жизни и написала отдельные подробные статьи.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Чтобы школа не ассоциировалась у малыша с чем-то плохим или ужасным, нужно создать у него положительное мнение о ней. Как это сделать?

На самом деле все очень просто. Необходимо часто рассказывать ему веселые происшествия из вашего школьного прошлого, объяснять, что в посещении уроков есть много приятных моментов. Сделать упор на том, что он повзрослеет и у него будет много новых хороших друзей.

Чтобы ваш ребенок был эмоционально готов к школьной жизни, не нужно начинать усиленно готовить его летом прямо перед школой. Так учеба у него всегда будет ассоциироваться с излишними нагрузками и дискомфортом. Лучше начинать заниматься с собственным отпрыском заранее – начиная с 4-5 лет. Этим вы не просто будете готовить его к школьной учебе, а наделите его необходимыми для последующей жизни знаниями.

Практические советы, как психологически настроить ребенка к посещению школы:

  • Играйте с ним «в школу», пройдите все важные моменты – вызов к доске, объяснение урока, перемена и так далее;
  • Читайте ему рассказы и повести о школьных годах;
  • Научите ребенка отстаивать свою правоту, показывать характер, если нужно.

А главное, установите для дошкольника правильный режим дня, чтобы он вовремя вставал, ел и занимался своими делами. Этим вы окажете ребенку неоценимую помощь, потому что школьный режим не покажется ему впоследствии очень утомительным и тяжелым.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Лучший ученик

Совсем другой психикой обладает от природы ребенок с анальным вектором. В потенциале он лучший ученик, учиться и накапливать знания – его природное желание. Школа может стать для него самым любимым и желанным местом, если родитель будет соблюдать системные рекомендации по воспитанию и обучению такого малыша.

Анальный ребенок медлительный и малоподвижный. На обработку информации ему требуется больше времени, поскольку он анализирует ее еще на входе, систематизирует в своей голове, раскладывая по «нейронным коробочкам».

Без знаний по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы часто совершаем одну и ту же ошибку: пытаемся торопить и подгонять такого медлительного малыша.

Можно ли подготовить ребенка к школе без помощи психолога?

не бойтесь, дети хорошо приспосабливаются к школьным условиям

Для того чтобы ребенок обладал социально-психологической и личностной готовностью к школе, у него должна сформироваться адекватная «внутренняя позиция школьника». Систематические, правильно построенные занятия родителей смогут создать верную модель поведения малыша и подготовить его к учебе в школе. Однако если при организации деятельности ребенка у Вас возникают сложности, с которыми Вы не можете справиться сами, обязательно обратитесь за помощью в центры детского развития или к квалифицированному психологу.

Специалист поможет Вам мягко скорректировать поведение ребенка и направить его энергию в нужное русло. Если же Вы изначально не уверены в своих силах, то лучше сразу предоставить это психологу, который поможет Вашему любимому крохе с достоинством и радостью принять новый статус “ученик”.

Самооценка ребёнка

Как неуверенным в себе мальчикам и девочкам, так и детям, считающими себя центром Вселенной, в школе придётся трудно. Первые, даже зная всё на «отлично», будут стесняться отвечать, и их затмят более посредственные, но раскованные одноклассники. А тем, кто привык к обожанию со стороны родных, нелегко будет осознать, что не все относятся к ним так же, а успехов нужно ещё добиться.

Чтобы этого не произошло, хвалите ребёнка заслуженно. Не надо восхищаться каждым его действием, как если бы ему был один год. Он старается, у него получается – хвалите искренне. Если трудно – помогите, но не делайте всё за него.

Если малыш патологически застенчив и не уверен в себе, дайте ему раскрыться, найти занятие по душе, в котором он обязательно достигнет успехов. Это поможет ему обрести уверенность и не затеряться среди бойких товарищей в классе.

Замечательным подспорьем могут стать фокусы, только разучить их ребёнку нужно как следует. И тогда аплодисменты зрителей не заставят себя ждать, а вместе с ними вырастет и самооценка ребёнка!   

Социально-психологическая готовность к школе

Социально-психологическая готовность к школе определяется уровнем развития потребности в общении, гибкостью владения способами установления взаимоотношений, умением подчиняться правилам и нормам, действовать совместно с другими и согласовывать совместные действия.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе охватывают три основные сферы жизненных отношений ребенка:

  • Отношения с окружающими взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, к концу дошкольного возраста ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуационные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении). Важной является готовность принимать взрослого в новом качестве – в качестве учителя.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Они характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров.
  • Отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. Как выглядит готовый к школе первоклассник:

  • у него есть желание учиться;
  • может довести начатое дело до конца;
  • способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его;
  • понимает с какой целью он будет учиться в школе;
  • не сторонится общества;
  • комфортно чувствует себя в коллективе;
  • умеет знакомиться со сверстниками;
  • имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать.

Медлительный упрямец – ищем особый подход

«Ну сколько ты еще будешь копаться! Давай быстрее!» – торопит родитель, и тем самым наносит большой ущерб. Со временем такое прерывание мыслительных процессов медлительного малыша приводит к тому, что он вообще начинает «впадать в ступор», «застревать» даже при ответе на самый простой вопрос. Кроме того, сопротивляясь этому действию, анальный ребенок начинает упрямиться, и может в дальнейшем отказываться от занятий именно по этой причине.

Давайте такому малышу больше времени на размышление, не перебивайте его. Обучение его лучше организовать в спокойной обстановке за столом или сидя на диване.

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Инесса Смык

Что дети смогут получить во время подготовки к школе?

  1. пробуждение мотивации у каждого ребенка к обучению;
  2. повышение самооценки;
  3. развитие речи, обучение навыкам самопрезентации;
  4. уважение к себе и другим людям;
  5. совершенно новые знания и умения с последующим расширением кругозора;
  6. умение общаться с совершенно разными людьми;
  7. адаптация ребенка к учебной обстановке;
  8. по-настоящему качественный результат.

Реакция ребенка на замечания и критику

Очаровательный обладатель неверной реакции на замечания и критику всегда у меня перед глазами. Это мой младший сын Артемка. Ну очень болезненно он все воспринимает. Чуть что сразу надуется, насупится, замолчит и уйдет к себе в комнату. Прекрасно понимаю, что в школе это будет сильной помехой.

Уже ему объясняла, что если я его поправляю или говорю, что он что- то сделал неправильно, то это не значит, что я хочу его обидеть. Наоборот, я хочу помочь, хочу, чтобы в следующий раз он сделал все правильно, потому что очень его люблю. Не помогло!

мальчик-обиделся

Придумала еще один способ борьбы с этой проблемой. Играем с Артемом в школу. Например, у нас урок рисования. Я — ученик, Артем – учитель. Тема  дает мне задание нарисовать лес. Я рисую себе, небо голубое, трава зеленая, деревья синие, заяц без ушей, ягоды черные. Потом сдаю работу на проверку.

И Артем начинает указывать мне на ошибки. Когда он говорит, что синих деревьев или зайцев с такими короткими ушами не бывает, я признаю свои ошибки и говорю ему спасибо за то, что он помог мне их увидеть. Когда Артем указывает, что ягоды должны быть красные, то я не соглашаюсь, потому что это черника! А она всегда черная! Потом мы меняемся ролями.

То есть с помощью этой игры пытаюсь показать Теме:

  • что если тебя критикуют – это не значит, что хотят обидеть;
  • что если ты действительно ошибся, то нужно это признать и постараться исправить;
  • что если тебя просто не так поняли, то нужно спокойно отстоять свою точку зрения.

Вот как-то так у нас с критикой. А вы как с этим справляетесь? Если несложно напишите об этом в комментариях.

Что такое «хорошо»?

мальчик-дергает-девочку-за-косичку

Думаю, что здесь сильно распространяться не стоит. Все и так понятно. Тому, что такое хорошо, и что такое плохо, мы учим детей с пеленок.

Ну а применительно к школе, не лишним будет напомнить сыну или дочке, что обижать одноклассников – плохо, а помогать им – хорошо. Что внимательно слушать учителя – хорошо, а баловаться на уроках – плохо. Обижаться без причины — плохо, а поделиться с другом — хорошо. И так далее. Главное не перепутать!

Консультация детского психолога

Если Вам требуется консультация психолога для решения проблемы, вы можете воспользоваться формой записи по этой ссылке.

Контакты
и запись
на приемПрочитать
о консультировании
и квалификации

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

Определение уровня подготовки ребенка самостоятельно

Есть несколько вопросов и заданий, которые помогут без вмешательства педагогов определить готовность малыша к школе. Диагностика психологической готовности ребенка к школе невозможна без проверки мышления. Определить зрелость можно по успешному выполнению заданий:

  1. Определите может ли ребенок разделить карточки с предметами на 2 группы. Для этого выложите на столе произвольно изображения фруктов и овощей, попросите разделить их. Можно использовать муляжи или натуральные предметы. Просите объяснять свои решения.
  2. Поиск лишнего предмета стоит делать по тому же принципу, что и в предыдущем задании. Выложите на стол карточки, среди которых одно из изображений должно относится к другой группе.
  3. Нарисуйте простой узор и попросите его скопировать. Рассказ по картинке
  4. Попросите рассказать историю по картинке, соблюдая последовательность событий, выделяя главного героя, определяя связи между событиями.
  5. Попросите связно рассказать случай, произошедший с ребенком недавно.Некоторые диагностические тесты на готовность к школе должен проводить кто-либо из знакомых. Пусть он задаст несколько вопросов, посмотрите на реакцию чада. Насколько связно, правильно он отвечает посторонним.Проверить, готов ли ребенок к школе, можно с помощью простого теста. Не говорите, что вы собираетесь проверить его, чтобы он не закрылся, задавайте вопросы во время игры или предложите ответить на «шуточные вопросы».
  • Я думаю, что у меня появится много друзей в классе.
  • Интересно, какие предметы мы будем изучать.
  • Я надеюсь, что буду ходить на праздники и дни рождения с одноклассниками
  • Это правильно, что урок длится дольше перемены.
  • Я обещаю хорошо учится по всем предметам.
  • Интересно, чем кормят в столовой.
  • Мне кажется, что каникулы — лучшее время.
  • Все мои друзья пойдут в школу, и мне хочется с ними.
  • В школе будет лучше, чем в детском садике, интереснее.
  • Я хотел пойти в школу еще в том году.

8 плюсов и больше говорит о том, что дошкольник полностью готов к новому этапу. От 4 до 8 плюсов ставят те, кто не готов на 100% или хочет в школу из-за развлечений, а не из-за учебного процесса. Вам стоит поработать над учебной мотивацией. Меньшее число плюсов говорит о том, что к школе он не готов совсем.

Понаблюдайте за ребенком со стороны, попросите воспитателя сделать то же самое, а потом поделится с вами выводами. Психологическая зрелость проявляется готовностью ребенка соревноваться, работать в команде, выполнять задания самостоятельно. При выполнении поставленных задач, он должен уметь действовать последовательно.

Обратите внимание на тягу к чтению. Малыш должен уметь слушать, когда ему читают, а также самостоятельно листать книги.

На финальном этапе подготовки к школе можно провести дополнительные тесты:

Графический диктатнт

  1. Графический диктант по клеточкам.
  2. Срисовывание узора с образца простым карандашом без использования резинки и ластика. Это задание выполняется на чистом листе, без линий, клеточек.
  3. Проведение игр по правилам. Педагоги рекомендуют использовать народную игру «Да и нет не говорите, черный, белый не берите». В ней сразу будут видны дети, не подчиняющиеся правилам, поэтому проигрывающие. Если у вас нет группы дошкольников, то давайте задания малышу с четким алгоритмом.
  4. Подготовьте картинки к сказке или истории, выложите их на стол в неправильном порядке. Дайте задание рассказать историю, правильно расположить картинки.
  5. Поиск звуков в словах. Это задание можно выполнять несколько раз в день для тренировки. Заранее оговорите какой звук будете искать.

Обязательно проведите с чадом беседу, касающуюся школы, обучения. Зачастую коммуникативные навыки, налаженные познавательные процессы, развитая память не помогают ребенку успешно постигать программу начальных классов. Отсутствие интереса к обучению многие педагоги считают нормой для кризисного возраста, но при условии, что он должен появиться в первые месяцы, проведенные за партой.

В ходе собеседования дошкольникам часто задают вопросы, касающиеся процесса обучения, уроков, домашних заданий. Обязательно расскажите крохе обо всех нюансах начального школьного периода. Ребенок считается психологически готовым к школе, если он четко, осознанно отвечает на все вопросы собеседования, понимает, зачем ему идти в школу, что он будет там делать. Важно осознание необходимости заниматься дома.

Алёна Кириленко

Автор статьи

Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

[mrp postnumb=4]

Школа – в радость

Занятия по системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволят вам точно определить природное устройство психики вашего малыша, ведь современный человек является обладателем сразу 3-5 векторов. Множество наших слушателей оставили отзывы о том, насколько глубоко они научились понимать своего ребенка.

Обладая этим знанием, вы сможете не только подобрать своему ребенку самую оптимальную программу дошкольных занятий. У вас появится возможность видеть изнутри психику и состояние каждого педагога и воспитателя, которому вы доверяете свое чадо. Ведь в силу занятости на работе, современным родителям нередко приходится делегировать полномочия по развитие необходимых навыков специалистам детского сада или клуба раннего развития.

Обеспечьте своего ребенка самыми оптимальными условиями для развития, и школьное обучение будет для него в радость.

Регистрируйтесь на бесплатные вводные онлайн-лекции Юрия Бурлана.

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Способность выполнять задания и усидчивость

Способность выполнять задания вырабатывается у дошкольников во время…. выполнения заданий. Так что занимайтесь с ребенком, дорогие родители. Как понять, способен ли ребенок их выполнять? Можно провести тест. Ну, например, дайте ребенку лист бумаги и три цветных карандаша или фломастера. И попросите:

  1. возьми красный фломастер и нарисуй кружочек в верхнем правом углу;
  2. зеленым фломастером напиши три буквы «А» в центре листочка;
  3. наверху слева нарисуй синий треугольник;
  4. снизу слева нарисуй красный кружок;
  5. теперь возьми синий фломастер и подчеркни буквы «А» двумя черточками;
  6. в нижнем правом углу нарисуй зеленым фломастером квадрат и т.д.

тест-на-способность-выполнять-задания

Чаще просите ребенка что-нибудь сделать. Давайте ему разные поручения и задания. Например, так: «Сходи, пожалуйста, в комнату, возьми на полке очки, отнеси их бабушке и спроси у нее сколько времени». Не забывайте про волшебные слова. Не приказывайте ребенку, а вежливо обращайтесь с просьбой.

Ну а под усидчивостью понимается способность ребенка выполнять задания не отвлекаясь в течении 30 минут. На подготовительных курсах одно занятие длится именно столько. Полчаса  ребенок должен выдержать. Иначе образовательная программа первого класса станет для него неприступной крепостью.

Мы с Артемом на его рабочий стол поставили часы. Чтобы Тема мог самостоятельно контролировать процесс занятия по времени. Да и часами пользоваться потихоньку учимся. В общем, занимайтесь, тренируйтесь, чтобы в первом классе проблем не было.

Тем, кто до сих пор сомневается в необходимости  и важности психологической готовности к обучению советую посмотреть это видео. Там психолог! Настоящий!

Вот такая вот предшкольная психология, друзья. Если разобраться, то не сильно сложно, но зато очень важно. Я желаю вашим деткам и вам успешной подготовки и легкого старта в школьную жизнь!

А чтобы придать вашему школьному старту космическую скорость советую посетить бесплатный вебинар «Как подготовить ребенка к школе за 20 — 30 минут в день?»

На вебинаре вы узнаете:

  • как сформировать у ребенка желание учиться?
  • как начинать обучение чтению?
  • с чего начинается математика?
  • какие самые важные факторы для успешного обучения в школе?
  • и еще много чего полезного и интересного!

Свои мнения по поводу вышенаписанного оставляйте, пожалуйста, в комментариях. И не забудьте подписаться на новости блога, а то пропустите что-нибудь интересное!

Заходите в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Пока, пока)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...