Психокоррекция: особенности, виды и основные методы

Содержание

Понятие и задачи

Фото 1Коррекция в психологии — направленное психологическое воздействие, которое может затрагивать различные структуры психики.

Приемы психокоррекции изменяются зависимо от состояния пациента.

Задача психологической коррекции — исправление психических нарушений, заторможенностей развития.

Методики должны помочь человеку переступить через трудности, дать надежду на лучшее будущее, помочь в развитии.

Что такое психокоррекция?

Психокоррекция — это одно из направлений в прикладной психологии, направленное на то, чтобы исправить особенности психологического развития, а также создать условия для положительных изменений личности, личностного роста, саморазвития, реализации талантов и наклонностей. Термин «психологическая коррекция» появился в обиходе относительно недавно – в начале 70 годов XX века. Единое направление постепенно разбилось на несколько отраслей: образовательную, медицинскую, педагогическую, спортивную, социальную.

Главная цель психокоррекции – смягчить симптомы внутреннего конфликта, а в идеале – привести развитие личности к оптимальному уровню «норма», исходя из возраста, индивидуальных характеристик человека. Психокоррекция помогает:

  • Минимизировать ненужные или непродуктивные эмоции, которые порождаются вредными установками, деструктивными алгоритмами поведения (в том числе девиантного).
  • Мягко перестроиться (адаптироваться, социализироваться) в разных условиях окружения.
  • Активизировать процесс познания и раскрыть интеллектуальный потенциал.
  • Повысить работоспособность.
  • Предупредить эмоциональное выгорание, связанное с работой «человек-человек» (спасатели, педагоги, врачи).
  • Выявить психологические блоки, защиты, иррациональные установки, которые на бессознательном уровне управляют поведением и одновременно забирают большую часть внутренней энергии.
  • Разработать многоуровневую программу диагностики и коррекции для детей с задержкой психического развития. Синдромом дефицита внимания.
  • Понять причины детской боязливости, неуверенности, тревожности, а также создать условия для их проработки через эмоциональный фон ребенка.
  • Отследить и обсудить психологические причины набора лишнего веса.

Психокоррекция и психотерапия – области практической психологии, которые имеют свою сферу применения:

Психокоррекция Психотерапия
Не работает с травмирующими событиями прошлого, а ориентируется на настоящее и будущее. Считает, что болезненные события прошлого влияют на психологическое состояние в настоящем.
Воздействует на сознание на трех уровнях: через подкорковые системы, высшие психические функции, корковые системы. Чтобы изменить отношение клиента к проблеме, изучает его переживания, чувства, эмоции через результаты психической деятельности: бессознательное, телесные проявления, комплексы, мысли.
Ориентируется только на здоровые стороны личности и не работает с психологическими недостатками, имеющими органическую основу. Является специально разработанной системой лечебного воздействия на клиентов с соматическими, неврологическими, нервными заболеваниями.
В среднем занимает 2-3 месяца. В среднем продолжается от 1-1,5 до 3-4 лет.

Сходство психокоррекции и психотерапии в том, что ни одно направления не отдает предпочтения какой-то одной теории, а накапливает и применяет разные подходы (телесные практики, включенное наблюдение, музыкотерапию, сказкотерапию). А сам выбор коррекционного или терапевтического метода зависит от направления, которое практикует специалист. Общим является и предмет этих направлений: восстановление психического здоровья клиента.

Пройти тест на тип личности

Определение понятия психокоррекции

что такое психологическая коррекция

Что такое психологическая коррекция? В психологии коррекция – это воздействие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздействия на личность определяется целью психокоррекции.

В отличие от психотерапии, психокоррекцию и ее виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект психокоррекционного воздействия – обычный человек, столкнувшийся с трудной жизненной задачей. Независимо от запроса клиента, психолог будет выстраивать психокоррекционные занятия с опорой на сильные стороны человека и его личностный ресурс. В данной технологии работы не предполагается детальный анализ прошлого, который используют в психотерапии. Психокоррекция ориентирована на настоящее и будущее клиента.

Стоит отметить, что применение методов психологической коррекции эффективно в тех случаях, когда недостатки в развитии тех или иных структур психики не связаны с органической патологией. В рамках психологической коррекции происходит формирование социально одобряемых форм поведения, тех или иных навыков, положительных черт характера.

Если сравнивать психокоррекцию с психотерапией, то данная технология работы относится к среднесрочным, а психотерапия – к длительным методам. Добиться положительного результата психокоррекции можно через 10–15 занятий. В психотерапии же удается достичь цели через 20–30 сеансов. В некоторых случаях люди посещают психотерапевта на протяжении нескольких лет.

Ожидаемый результат применения техник психокоррекции – положительная динамика личностного развития, обретение клиентом способностей к самореализации и самовыражению.

Когда применяется коррекция?

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

  1. Что такое психокоррекцияПсихокоррекция и психотерапия — идентичные понятия. Здесь не учитывается, что последняя применяется не только при лечении, но главным образом в профилактике (в том числе в садах, школах). Заниматься психокоррекцией может психолог, а психотерапией — только врач с высшим медицинским образованием.
  2. Психокоррекцию лучше использовать лишь для профилактических целей. Такое жесткое ограничение не вполне справедливо. Некоторые соматические заболевания (неврозы) являются динамическими. Не всегда можно определить, на какой стадии находится пациент. Профилактика в таком случае становится полноценной частью лечения.

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи, оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

На практике термин «психокоррекция» чаще применяется в России, за границей — «психологическое вмешательство».

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори. Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов. Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

Огромный вклад в развитие психокоррекции внес Л. С. Выготский.

Существующие методы

Психологическая помощь - взрослым и детямВыбор метода психокоррекционной работы, которых очень много, будет зависеть от пациента. Каков его возраст, уровень образования, интеллекта, наличие психических заболеваний, социальное положение, принадлежность той или иной религии, отношения в семье? Учитывая все это, специалист определяет наиболее подходящие способы. Например, для детей и подростков чаще всего используется:

  • игровая терапия;
  • арттерапия;
  • поведенческая;
  • социальная;
  • замещающий онтогенез.

Со взрослыми обычно используются классический психоанализ, когнитивно-поведенческие методы, гуманистическое направление психотерапии.

Арттерапия

Арт-терапия - психологическая методикаФорма психокоррекции, основанная на искусстве — в первую очередь, изобразительном, другой творческой деятельности. Гармония личности достигается при помощи самовыражения через пение, танец, сочинение историй, драматическое искусство. Так личность глубже познает себя, возрастает способность к восприятию. Творчество позволяет выпускать негативные эмоции без социальных последствий. Рисунки, сделанные на сеансах, дают психологу материал для диагностики при психотерапии, психокоррекции.

Разные подходы арттерапии преследуют разные задачи. Проективный дает возможность выразить чувства, отношения, что позволяет лучше понять причину своего состояния. Интегральный и творческий подход дает человеку быть созидательным. Пробуждаются скрытые способности, развивается личность. Деятельный подход отвлекает человека от патологического состояния, снимает фокус с болезни. Развивается здоровая часть личности, растет кругозор, появляются новые интересы.

Что отличает двоечника от отличника?

У двоечника и отличника разная мотивация и способы освоения нового материалаУ двоечника и отличника разная мотивация и способы освоения нового материала

Успевающие ученики не только получают хорошие оценки и хвалятся ими перед сверстниками. Они с удовольствием и интересом познают мир, самостоятельно ставят перед собой вопросы и задачи, активно ищут их решение и готовы столкнуться с ошибками, все это приводит к успешному освоению школьных предметов. Отличники интересуются, в первую очередь, достижением результата, могут не только объяснить понятый материал, но и применить теорию на практике, подтвердив свои знания умением пользоваться ими.

«Неуспевающие» ученики, в свою очередь зазубривают правила, порой не понимая их сути, отзываются на поставленные задачи довольно вяло, отвлекаются, не могут сконцентрироваться на вопросе или отвечают первое, что приходит на ум.

Единственное, что мотивирует ребёнка – это оценка преподавателя, его реакция на проделанную работу и желание ответить правильно. Но таких детей постепенно можно научить обращаться за объяснениями, не бояться просить помощи в непонятных местах.

Психологическая коррекция: определение, виды, основные цели и задачи

Психологическая помощь, в широком смысле данного понятия, включает в себя следующие основные направления: психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование, профориентацию и психотерапию. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации, состояния здоровья и т.д. такую помощь может оказать психолог или психотерапевт. Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – психологической коррекции

и

психотерапии . Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е.Алешиной

, различие терминов

«психокоррекция» и

«психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин

«психотерапия» является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». По мнению

Р.С.Немова , разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем:

психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний;

психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.

Термин «коррекция»

буквально означает исправление. Под понятием

«психокоррекция» , по мнению

А.А.Осиповой , в нашей стране, чаще всего подразумевается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты

психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

1. Психокоррекция всегда ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы адаптации и т.д., а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящих перед собой цель развития личности.

2. Коррекция ориентирована на здоровые стороны личности.

3. В психокоррекции чаще всего ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

4. Психокоррекция обычно представляет собой среднесрочную помощь (не менее одного месяца, но не более трех месяцев (максимально 40-45 встреч)).

5. В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, но в тоже время, не одобряется навязывание определенных ценностей клиенту.

6. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности.

Рассмотрим основные виды психокоррекции. Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по ряду параметров.

1. По характеру направленности

выделяют коррекцию: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная коррекция – направлена на источники отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию

различают коррекцию: познавательной сферы, личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, межличностных отношений, внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных), детско-родительских отношений.

3.

По

форме работы с клиентом различают коррекцию: индивидуальную и групповую. Групповая, в свою очередь, подразделяется на коррекцию в закрытой естественной группе (семья, класс, коллектив сотрудников и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

4.

По

наличию программ : программированную и импровизированную.

5.

По

характеру управления корригирующими воздействиями : директивную и недириктивную.

6.

По

продолжительности : сверхкороткую (от нескольких минут до нескольких часов), короткую (от нескольких часов до нескольких дней), длительную (от одного до трех месяцев) и сверхдлительную (в исключительных случаях, продолжается до шести месяцев).

7.

По

масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррекционная ситуация

включает в себя пять основных элементов:

1. Человек, который страдает

и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, –это клиент.

2. Человек, который помогает

и благодаря обучению или опыту воспринимается, как способный оказывать помощь, — это психолог (психокорректор).

3. Теория,

которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур

(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Это процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения

между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Рассмотрим основные цели

и

задачи психокоррекционной работы. Итак, психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:

1. Что следует понимать под отклонением в развитии?

2. Каковы показания для осуществления психологической коррекции?

3. Кто принимает решение и берет на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?

4. Кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?

В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. 1) Биологическая модель

– объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. 2)

Медицинская модель – выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. 3)

Интеракционистская модель – подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка. 4)

Педагогическая модель – усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка. 5)

Деятельностная модель – ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Постановка целей

коррекционной работы напрямую зависит от теоретической модели психического развития, и определяются ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. На этом основании выделяют три

основные направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Выбор методов и техник коррекционной работы, определения критериев оценки ее успешности, в конечном счете, определяется ее целями. При конкретизации целей психокоррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться обязательно в позитивной форме. Это предполагает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента, а не тех, которые должны быть устранены.

2. Цели психокоррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокорекционный комплекс

, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс

включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический блок

– основные цели – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок

– основные цели – пробуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в собственных силах, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок

– основные цели – гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

– основные цели – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Эффективность

коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения разрешения реальных трудностей развития клиента, или, с точки зрения постановки целей и задач коррекционной программы. На успешность коррекционной работы, как отмечает

А.А.Осипова , не в последнюю очередь влияет

пролонгированность коррекционного воздействия . Даже после завершения коррекционной работы, По мнению

А.А.Осиповой , желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ также существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Методы психолого-педагогической коррекции

Психолого-педагогическая коррекция направлена на устранение «неполадок» в учебном процессе путём создания необходимых условий для поддержки познавательной деятельности ребёнка и эмоционального сопровождения различных её проявлений.  Рассмотрим основные методы, способствующие этому.

Эмоциональное подкрепление

Именно оно является основанием полноценного развития познавательных процессов ребёнка. Совместное удовлетворение возникшего интереса к чему-либо – отличный способ поддержать увлечение школьника, максимально разделив радость познания вместе с ним. Присоединиться к исследованию ребёнка, составить ему компанию – беспроигрышный вариант плодотворной работы.

Формирование умения задавать вопрос и не бояться ошибок

Ребёнку очень важно уметь правильно задавать вопросы и выделять непонятные моменты в изучении материала не только другим, но и самому себе. Неправильно сформулированный вопрос изначально ведёт к провалу. Стоит избавить школьника и от страха столкнуться с ошибкой, которая сама по себе – естественный элемент познания, который нужно уметь спокойно преодолевать. Именно таким способом достигается результат.

Необязательно при реализации описанных методик опираться на материалы, предлагаемые школой, так как многие подопечные имеют устоявшееся негативное отношение к ней. На первых порах можно обращаться к совершенно любым сферам окружающего мира, чтобы пробудить естественный интерес к его познанию.

Концепция А. Адлера

Психотерапия и консультация у психолога - в чем разница?Классическая психотерапия, основанная на взглядах З. Фрейда, не всегда является единственным вариантом. А. Адлер основал собственную теорию психокоррекции. Он считал человека целостным существом, которое стремится развиваться, самостоятельно определяя свои приоритеты. Это во многом предопределило гуманистическое направление коррекции.

Адлер считал внешнее влияние на личность менее значительным, чем субъективное восприятие. Он считал, что основное внимание в психологии должно уделяться не межличностным, а внутренним проблемам клиента. Хотя и социальная роль человека имеет важное значение. По мнению Адлера, человек не является самодостаточным, он должен взаимодействовать с другими людьми, помогать им, являться членом общества.

Методы психокоррекции

Социально-психологический тренинг

Психологическая коррекция является очень широким направлением практической психологии и имеет много общего с психотерапией, педагогикой и другими смежными науками. Однако специфических методик, которые использовались бы исключительно при психокоррекции, не существует – для этой цели психологи применяют приемы психотерапии, медицины, педагогической психологии и других смежных дисциплин. Универсальной психокоррекционной методики для устранения той или иной проблемы в любого клиента не существует, и психолог при работе с каждым человеком подбирает приемы и способы, что будут наиболее эффективны в его случае. 

Для психологической коррекции психологи применяют десятки разных приемов, начиная от легкого

гипноза

и заканчивая сказкотерапией, но самыми распространенными и действенными методами являются:

  1. Социально-психологический тренинг – групповой тренинг, в котором принимают участие клиенты со сходными проблемами. В ходе проведения тренинга психолог не только проговаривает пути устранения недостатка, но и дает возможность каждому члену группы высказаться и поучаствовать в дискуссии, чтобы совместно найти источник проблемы и способы борьбы со своим недостатком. Социально-психологические тренинги особенно полезны тем людям, что имеют проблемы с общением и познанием себя и других, ведь на групповых занятиях клиенты развивают свои коммуникативные навыки, учатся адекватно оценивать себя и окружающих, а также приобретают знания и установки, необходимые для успешного общения.
  2. Сеанс психокоррекцииПостроение логических цепочек. Этот метод психологи применяют во время сеанса с клиентом, чтобы помочь ему самому путем логических рассуждений найти исток проблемы, а также научить прогнозировать свои действия и корректировать поведение в соответствии с собственными логическими выводами.
  3. Открытые и закрытые вопросы. Во время сеанса психолог задает открытые и закрытые вопросы, давая таким образом возможность клиенту проанализировать свою проблему, не скрывая ее от самого себя. 
  4. Фантазирование. На сеансе психолог предлагает клиенту в своем воображении вновь пережить травмирующую ситуацию, а также представить себе разные варианты ее развития и ее оптимальное решение. Психика здорового человека имеет все необходимые защитные механизмы, и воображение позволяет их активировать, чтобы клиент смог с другой стороны посмотреть на травмирующий фактор и поменять свое отношение к нему.

Статистика по материалу: Психокоррекция: особенности, виды и основные методы
Просмотров  10654  комментариев  

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

Противопоказаний к психокоррекции мало. Прежде чем ее назначать специалисты должны провести диагностику пациента, чтобы выявить точные нарушения развития. Одно из противопоказаний — серьезные нарушения психики, которые должны исправляться комплексно.

Поведенческая коррекция

Одно из лидирующих направлений, суть которого сводится к формированию новых поведенческих навыков, взамен прежних, нежелательных, которые могут служить причиной появления отклонений в поведении.

Метод имитации заключается в том, что клиент (ребенок или взрослый) сначала наблюдают, затем повторяют желательные модели поведения. Могут использоваться как реальные люди, так и воображаемые образы.

Ролевой тренинг сочетает в себе мягкую конфронтацию, десенсибилизацию (для снижения тревожности), положительную обратную связь от психолога. Эта техника успешно используется и в группах. Ситуация, которая вызывает опасения, разыгрывается в безопасных условиях, пациент может выступать в разных ролях. Чаще всего он играет себя, но может быть и наблюдателем. Взгляд со стороны позволяет лучше понять проблему, увидеть возможные варианты развития событий.

Поведенческая коррекция  детей и подростковШироко используется и систематическая десенсибилизация. Методика помогает эффективно справляться со страхами, фобиями:

  • боязнь полетов;
  • боязнь собак;
  • детские ночные страхи;
  • путешествие в транспорте;
  • страх публичных выступлений.

Если фобий много, проработка начинается с той, которая доставляет наибольшее беспокойство.

Как работает техника диссоциации «Кинозал»?

Техника «кинозал» демонстрирует первый этап психокоррекции – диссоциацию. Ее можно использовать отдельно для работы с травмирующими, болезненными событиями. Выполнять ее лучше с психотерапевтом, но можно попробовать самостоятельно:

  • Шаг 1. Удобно сесть в кресле. Глубокий вдох, глубокий выдох. Закрыть глаза, расслабить мышцы шеи, спины, лица.
  • Шаг 2. Представить лестницу, спуститься по ней к двери – это вход в кинозал.
  • Шаг 3. Открыть дверь, зайти в кинозал, сесть на кресло, посмотреть на экран.
  • Шаг 4. На экране идет фильм. В нем показывают тяжелую ситуацию из вашей жизни – расставание, развод, ссору, увольнение.
  • Шаг 5. Как только картинка на экране станет четкой, убрать из нее звук, потом убрать цвет. На экране продолжает идти черно-белое немое кино.
  • Шаг 6. Затем нужно уменьшать кадр до тех пор, пока он не превратится в точку и не исчезнет.
  • Шаг 7. Повторять шаги 4-6 до тех пор, пока кино на экране не закончится.
  • Шаг 8. Встать, выйти из кинозала, закрыть за собой дверь, подняться по лестнице.
  • Шаг 9. Открыть глаза, вернуться в обратное состояние.

Эта техника помогает разобраться с травмирующими событиями детства и недавнего времени.

Психокоррекцию можно сравнить с эмоциональным перевоспитанием, которое затрагивает когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу жизни. Особенность заключается в том, что психокоррекция не просто приводит психику к показателю «норма», но помогает добраться до таких пластов бессознательного, до которых человек по своей воле никогда не доберется.

Пройти тест на психологический возраст

Другие статьи подобранные для вас:

Что такое реверсивная психология и почему она построена на феномене сопротивления и двойственности человеческой натуры? Действует ли она на всех?

Что такое психотипы личности? Классическое деление по Юнгу и другие. Когда помогают, а когда мешают заданные психотипы личности?

Что такое посттравматический синдром и что делать человеку, пережившему его? Симптомы расстройства, методы психотерапии, общие рекомендации и помощь близких.

Что такое психологический портрет и какие пункты обязательно включает в себя? В каких ситуациях он может пригодиться? Как составить психологический портрет?

Что такое психологическая помощь? Какие есть виды, направления, форматы взаимодействия клиента и психолога? Как подготовиться к визиту, если помощь все же необходима?

Что такое психотерапия? Какие есть популярные психотерапевтические направления? Общие правила работы психотерапевтов. Возможны ли побочные эффекты?

Что такое психология, откуда она началась и как развивалась наука? Этапы, направления, концепции, методы исследования. С чего начинать изучать психологию?

Что такое психиатрия и какими проблемами она занимается? Какие применяются методы лечения? Как понять, что пора идти к психиатру и куда обращаться?

Что такое эмоции и почему они важная часть нашей жизни? Какие теории их формирования выдвигают разные психологи и для чего они нужны?

Что такое психология масс и психология толпы? Как меняется личное сознание внутри большой группы людей? 9 способов распознать стандартные схемы манипуляторов

Принципы

Основными принципами психологической коррекции являются:

  1. Принцип диагностики. Обязательным этапом психологической коррекции является комплексная диагностика. Для выбора форм и методов воздействия психологу нужно установить социальный статус ребенка в коллективе, его индивидуально-типологические особенности, запас социальных навыков.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции. Результаты диагностического этапа работы становятся отправной точкой для разработки программы психокоррекции.
  3. Принцип системности. Для достижения стойкого положительного результата в любом направлении психокоррекции нужно вести систематическую работу, предполагающую регулярные встречи с клиентом или группой.
  4. Деятельностный принцип. Результат работы психолога будет заметен только при условии активности клиента и его включении в деятельность. Психолог должен стимулировать активность клиента, направляя его энергию в нужное русло.
  5. Принцип коррекции «сверху-вниз». Планируя коррекционное воздействие, психолог ориентируется на зону ближайшего развития клиента. Действия специалиста направлены на то, чтобы опередить естественный процесс созревания психических структур и выработки определенных навыков.
  6. Принцип коррекции «снизу-вверх». Этот принцип подразумевает опору психолога на зону актуального развития клиента. В соответствии с этим принципом, психолог использует положительное подкрепление нужных качеств. Негативные паттерны поведения купируются.

Методы психокоррекции

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

  1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;
  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.
  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.
  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

  • аутогенная тренировка;
  • метод условных рефлексов;
  • оперантное научение;
  • система патогенетической психотерапии (Мясищев В. И. и др.).[1]

Цель психокоррекции и задачи психолога

личностное развитие

В психологии цель коррекции – это вывод клиента из состояния психологического дискомфорта. Задачи психолога:

  • вывести клиента на новый уровень личностного развития;
  • способствовать развитию эмоционально-волевой сферы клиента;
  • осуществлять профилактику эмоционального выгорания;
  • установить причины детский страхов;
  • сформировать определенные навыки;
  • развивать произвольное внимание, память, мышление;
  • помочь клиенту изменить деструктивные установки;
  • повысить социально-психологический статус личности в коллективе сверстников;
  • помочь человеку в самовыражении и активизации творческого потенциала;
  • формировать стрессоустойчивость и улучшать работоспособность клиента;
  • снизить действие механизмов психологической защиты личности;
  • скорректировать пищевое поведение человека.

О важности самооценки

Следует особое внимание уделить важности адекватной самооценки ребёнка. Даже дошкольники порой начинают плохо о себе думать, что потом вытекает в недостаточную уверенность в себе и своих способностях. В случае, когда ребёнку предлагается проявить свою познавательную активность, школьник уклоняется от ответа со словами «Я тупой», «Я не умею», «Я не могу».

Заниженная самооценка может быть результатом регулярных и многократных неудач.  При подборе программы психолого-педагогической коррекции следует уделить особое внимание комплексу упражнений, которые были бы доступны и одновременно достаточно трудны, чтобы ребёнок смог справиться с задачей, преодолев незначительные трудности. Столкновение подопечного с ошибкой не должно быть поводом к порицанию и тем более агрессии. Ребёнок с заниженной самооценкой нуждается в помощи и поддержке, а не в осуждении.

Подробнее о том, как происходит формирование самооценки, смотрите в видео.

Требования к психологу и разработанной программе

Существует ряд требований, которым должен следовать психолог при разработке психокоррекционных методов:

  1. Теоретические знания психологического воздействия на людей.
  2. Практические навыки применения психокоррекционных методик.
  3. Личностная готовность. Прежде чем приступать к работе с пациентами специалисты должен разобраться с личными проблемами, тревогами.

Психолог не должен относится к пациенту предвзято. В противном случае результаты или не дадут необходимого эффекта или навредят ему.

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психокоррекция  - зачем она нужнаПсихотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями, комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка – естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие. Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие. Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Что такое стратегии провокации в психологииМетод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет. Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого. План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Большой арсенал методов должен применяться сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист должен сначала провести диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции.

Групповая форма работы

Групповая игротерапия - работа психолога с детьмиВ психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

Оптимальное количество детей в группе — 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания, поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ. Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет — начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому. Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Такой подход формирует умение слушать, оценивать точку зрения других. Психология доказала, что именно в такой активной форме знания усваиваются детьми лучше всего. Групповые занятия рекомендуют проводить дважды в неделю по 40 мин.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса. Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения. Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один — значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Группы психокоррекции

Определение 1
Группа психокоррекции – это малая, искусственно созданная группа, которая объединяется целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия.

Участники этой малой группы изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данном месте и в данный момент.

В психокоррекционных группах есть специально назначенный руководитель, который проводит встречи в определенное время. Такие группы создаются для того, чтобы получить знания о собственной личности.

Мнение специалистов о работе таких групп расходятся – некоторые утверждают, что взаимодействия участников неструктурированные, происходят «здесь и сейчас», в ходе которых можно узнать о своих внутренних психических процессах и поделиться с другими своими жизненными впечатлениями.

Данная форма работы является обычной, но, отдельные группы имеют жесткую организацию, например, группы тренинга умений.

Общими для психокоррекционных групп, по мнению Лакина, являются 6 процессов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Групповая психологическая коррекция 490 руб.
  • Реферат Групповая психологическая коррекция 220 руб.
  • Контрольная работа Групповая психологическая коррекция 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. облегчается выражение эмоций;
  2. создается чувство принадлежности к коллективу;
  3. побуждается процесс самораскрытия;
  4. происходит знакомство с новыми образцами поведения;
  5. возникает возможность сопоставления личностных особенностей отдельных членов группы;
  6. появляется возможность распределения ответственности между участниками группы и её руководителем.

Замечание 1

Психокоррекционные группы делятся на 4-е категории – группы решения проблем, группы развития межличностных навыков и обучения руководителей, группы личностного развития, терапевтические группы.

Группы имеют широкое внутреннее разнообразие – целью групп может быть получение информации, выполнение конкретных заданий, понимание собственной личности.

В определении хода групповых процессов основная роль может принадлежать как руководителю группы, так и самим её членам.

Структурированность и длительность существования групп может быть различной, а ориентируются они на работу, как со здоровыми людьми, так и с людьми, имеющими серьезные эмоциональные расстройства.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Групповая психотерапия является такой формой, которая создается специально для разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении под руководством психотерапевта.

Среди специально разработанных групповых методов хорошо известны психодрама, социодрама.

Клиент, вступающий в группе во взаимоотношения с другими, в значительной степени отражает свои истинные взаимоотношения, а группа выступает как модель реальной жизни. Клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.

Групповая динамика позволяет каждому участнику проявить себя, а эффективная система обратной связи, созданная в группе, дает клиенту возможность глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные установки, эмоциональные поведенческие стереотипы в межличностном взаимодействии и изменить их в доброжелательной атмосфере и взаимного принятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...