Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут

Содержание
  1. История появления психоанализа
  2. Инстинкт жизни и инстинкт смерти
  3. Читайте также
  4. 6.2.3. Философские аспекты психоанализа
  5. Глава 34. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗА
  6. 1. Скрытая тенденция психоанализа
  7. I. Современный духовный кризис и роль психоанализа
  8. 1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество
  9. 2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь
  10. § 2. Критика психоанализа
  11. § 4. Теория и практика психоанализа и daisen-анализ. Фрейд как daisen-аналитик
  12. VIII. Теологическое значение экзистенциализма и психоанализа
  13. Возрождение психоанализа: от конформизма к гуманизму
  14. Кризис психоанализа [238]
  15. Кризис психоанализа
  16. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  17. III. Приложение гуманистического психоанализа к марксистской теории
  18. История психоанализа
  19. Последователи Фрейда.
  20. Теоретические основы психоанализа
  21. Неудовлетворенные желания
  22. Три уровня психики
  23. Понятие «комплекс» в психоанализе
  24. Защитные механизмы
  25. Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»
  26. Дальнейшее развитие психоанализа.
  27. Что таит в себе теория о психоанализе
  28. Сознание и Бессознательное
  29. Объясним на примере
  30. Основные положения психоанализа
  31. Трехкомпонентная структура личности
  32. Топографическая модель личности
  33. Эпилог
  34. Область применения и гарантии
  35. Аффекты в психоанализе
  36. Что такое проекция и рационализация?
  37. Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.
  38. Метод свободных ассоциаций
  39. Использование психоанализа в психологии
  40. Эдипов комплекс и Комплекс Электры
  41. Психосексуальные стадии развития личности
  42. Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
  43. У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.
  44. Толкование сновидений
  45. Представители психоанализа
  46. Вытеснение
  47. Главные открытия
  48. Современный психоанализ
  49. Процесс перенесения
  50. Что такое архетипы
  51. Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
  52. В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).
  53. Читайте также:
  54. Основные концепции психоанализа
  55. Эффективность и результаты психоанализа

История появления психоанализа

На старте своей карьеры З.Фрейд работал с известными учеными, внесшими свой вклад в науку – физиологом Э.Брюкке, гипнотерапевтом И.Брейером, неврологом Ж.Шарко и многими другими. Некоторые идеи своей теории зародились ещё на данном этапе и получили дальнейшее исследования в ученых трудах автора.

З.Фрейд

Исследователя интересовали вопросы, касающиеся некоторых симптомов истерии, проявляемых у пациентов, которые было невозможно интерпретировать только физиологическими проявлениями.Например, у человека могла отсутствовать чувствительность определенного участка тела, хотя прилегающие области сохраняли чувствительность. Это доказывало тот факт, что некоторые процессы психики не подвергаются работе сознания и могут являться ответом нервной системы.Ещё одно доказательство он нашел в работе с пациентами, подвергаемыми гипнозу, реакции которых имели неосознанный характер.Было доказано, что в состоянии гипноза человек может подвергнуться внушению и после пробуждения его бессознательные стремления будут обращены к выполнению этого действия.При попытке узнать, что мотивирует его на выполнение, индивид не способен найти поддающихся логике объяснений собственному поведению.

На основании этих данных З.Фрейд пришел к выводу, что психика может самостоятельно создать объяснение действий, даже при отсутствии в этом необходимости.

З.Фрейд сделал шокирующее для его современности открытие, что действиями и поведением человека могут управлять причины скрытые от сознания. Автор ввел новые термины «подсознательное» и «бессознательное».Его исследования положили начало развитию теории психоанализа – изучение движущих сил психики человека, выявление причин их влияния, последствий воздействия на жизнь индивида и состояние здоровья.

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии.
Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).

З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо.
Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти.
Инстинкты смерти (Танатос) — это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни.
К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотива­ции.

Читайте также

6.2.3. Философские аспекты психоанализа

6.2.3. Философские аспекты психоанализа«Проводимые З. Фрейдом психоаналитические исследования, связанные с осмыслением бессознательной деятельности личности, при всей спорности их исходных постулатов и неправомерно широких обобщениях преследовали одну цель — помочь

Глава 34. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗА

Глава 34. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗАЕсли от философии мы перейдем к психологии, то заметим, что те же тенденции проявляются в самых недавних школах и в еще более опасном виде, так как вместо того, чтобы выражаться в простых теоретических воззрениях, они находят практическое

1. Скрытая тенденция психоанализа

1. Скрытая тенденция психоанализаКонцепция человека, выдвинутая теорией Фрейда, стала тягчайшим обвинительным актом Западной цивилизации и в то же время ее наиболее надежной защитой. История человека, согласно Фрейду, есть история его подавления. Культурному

I. Современный духовный кризис и роль психоанализа

I. Современный духовный кризис и роль психоанализаЧтобы подойти к теме обсуждения, нам необходимо рассмотреть духовный кризис, переживаемый человеком Запада в нашу решающую историческую эпоху, а также функции психоанализа в условиях этого кризиса.В то время как

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и обществоПоистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизньКиркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

§ 2. Критика психоанализа

§ 2. Критика психоанализаВстреча с Фрейдом, как мы уже отмечали, оказалась для Бинсвангера судьбоносной. Дружба с мэтром психоанализа, продолжительная переписка выделяет его из ряда других экзистенциально-феноменологических психиатров. Он был не только современником

§ 4. Теория и практика психоанализа и daisen-анализ. Фрейд как daisen-аналитик

§ 4. Теория и практика психоанализа и daisen-анализ. Фрейд как daisen-аналитикБосс относится к поколению психиатров, большинство из которых прошло через психоанализ. Боссу повезло больше других: не каждый психиатр, даже с мировым именем, мог похвастаться годичным учебным

VIII. Теологическое значение экзистенциализма и психоанализа

VIII. Теологическое значение экзистенциализма и психоанализаМы должны будем использовать два слова: «психоанализ» и «теология», которые по самой своей природе ставят перед нами семантические проблемы. «Психоанализ» — специальный термин, им широко пользуется

Возрождение психоанализа: от конформизма к гуманизму

Возрождение психоанализа: от конформизма к гуманизмуЭрих Фромм (1900–1980) — всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в

Кризис психоанализа [238]

Кризис психоанализа[238]Современный психоанализ переживает кризис. Внешне этот кризис проявляется в том, что несколько снизилось число студентов, желающих поступить в психоаналитические учебные заведения, а также пациентов, обращающихся за помощью к психоаналитику. В

Кризис психоанализа

Кризис психоанализаСовременный психоанализ переживает состояние кризиса, что внешне выражается в снижении числа студентов, желающих учиться в институтах психоаналитического направления, а также числа пациентов, которые обращаются за помощью к специалистам

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

III. Приложение гуманистического психоанализа к марксистской теории

III. Приложение гуманистического психоанализа к марксистской теорииМарксизм – это гуманизм, и его цель – полное раскрытие потенциала человека; не того человека, каким он представляется на основании своих идей или своего сознания, а реального человека со всеми его

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием «Введение в психоанализ». Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Последователи Фрейда.

После Первой мировой войны психоанализ не только революционизировал всю психиатрию и психотерапию, но и внес много нового в исследования человека и его мотивационной сферы. Такие психоаналитические понятия, как «оговорки по Фрейду», «рационализация», «сублимация», «вытеснение», «амбивалентность» и «замещение», вошли даже в обыденный язык (см. также ПСИХОЛОГИЯ).

Некоторые из первых учеников Фрейда, прежде всего Карл Юнг (1875–1961) и Альфред Адлер (1870–1937), использовали психоанализ как отправную точку для развития собственных психологических концепций. Юнг во многом иначе, чем Фрейд, трактовал природу влечений. Кроме личных конфликтов индивида, имеют значение культурно обусловленные и бессознательно передающиеся символические представления основных «тем» человеческого существования. Согласно его концепции, в центре индивидуального опыта присутствуют постоянно появляющиеся мифологические темы, общие для всего человечества. В основе всех борющихся тенденций в жизни личности лежат архетипические (первичные) образы, конфликтующие между собой. Идея Юнга о передаче бессознательных фантазий через коллективное бессознательное, казалась Фрейду и его последователям чисто теоретической и даже мистической (см. ЮНГ, КАРЛ ГУСТАВ).

Альфред Адлер считал, что фрейдовский психоанализ недооценивает роль социальных факторов, подчеркивая первичность сексуальных влечений. Причины индивидуальных конфликтов он связывал с более поверхностно лежащими факторами, особенно с чувством неполноценности и ощущением неопределенности своего социального статуса, физических способностей или сексуальных возможностей. Многие из представлений Адлера внесли вклад в дальнейшее развитие концепций самооценки и особенно в анализ ее нарушений при т.н. нарциссических личностных расстройствах (см. АДЛЕР, АЛЬФРЕД).

Отто Ранк (1884–1939) был поражен открытиями, которые были сделаны в ходе исследования отрицательных последствий разлуки ребенка с матерью. Он развил гипотезу Фрейда о травме рождения как прототипе тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором в отношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как терапия воли (см. РАНК, ОТТО).

Теоретические основы психоанализа

Основателем теории и практики психоанализа был Зигмунд Фрейд. Его труды позволили найти ответы на многие вопросы не только в рамках психиатрии и психологии, но и культурологии, социологии и антропологии.

Справка! Из-за того, что Фрейд человеческие проблемы нередко связывал с неудовлетворенными сексуальными желаниями, его учение, помимо восторженных последователей, имело немало критиков. Однако благодаря австрийскому психиатру, в современном психоанализе появилось много новых теорий, которые отличаются друг от друга.

Неудовлетворенные желания

Фрейд считал, что неудовлетворение индивидом собственных потребностей способно привести к развитию психозов, депрессий и фобий.

Влияние неудовлетворенных желаний на человека

Влияние неудовлетворенных желаний на человека

Справка! Главным образом психиатр говорил об инстинктах и сексуальных желаниях.

«Избавляться» от внутреннего конфликта Фрейд призывал сублимацией – переносом энергии от нереализованных желаний в полезные сферы деятельности. Например, творчество помогает избавляться от сексуальной неудовлетворенности или агрессии.

Три уровня психики

Теория психоанализа гласит, что поведение человека неразрывно связано с его психикой. Состоит она из 3-х уровней:

  1. «Сверх-Я» или «Супер-Эго». Является высшим уровнем психики. Состоит из запретов, табу, ограничений и норм. Другими словами, это совесть личности.
  2. «Я» или «Эго». Средний уровень психики. Представляет собой сознание индивида, которое руководит его поведением. Состоит из знаний, опыта и убеждений, сформировавшихся под влиянием социума.
  3. «Оно». Нижний уровень психики. Другими словами, это бессознательное человека, в котором хранятся инстинкты, биологические потребности и вытесненные желания. Человек не способен контролировать процессы, которые протекают на этом уровне.

Сознание индивида находится в положении постоянного конфликта между «Сверх-Я» и «Оно».

Уровни развития психики

Уровни развития психики

Чтобы подобная «битва» не привела к чувству вины, стыда и болезням, человеку необходимо учиться преобразовывать энергию бессознательных влечений в полезное русло: науку, творчество, воспитание животных.

Понятие «комплекс» в психоанализе

Термин «комплекс» появился в психоанализе благодаря последователю З. Фрейда – А. Адлеру.

Дополнительная информация! Нередко понятие используют, когда пытаются охарактеризовать нерешительного и робкого человека с заниженной самооценкой.

Согласно Адлеру, комплекс представляет собой целый ряд переживаний, с которыми сталкивается человек из-за внутренних конфликтов, разворачивающихся между давлением общества и собственными желаниями.

Комплекс

Комплекс

Его формирование сопряжено с ощущениями:

  • бессилия;
  • ущербности;
  • неспособности изменить ситуацию.

Человеку начинает казаться, что он хуже других. Подобный эмоциональный фон способен привести к депрессии, результатом которой может стать самоубийство.

В работах Адлера упоминается ряд и других комплексов:

  1. Комплекс Ионы. Человеку присуще сомнение в собственных силах. Индивид не способен признать наличие даже очевидных побед.
  2. Комплекс Поликрита. Добившись успеха, личность способна чрезмерно переживать из-за того, что быстро достигла желаемого.
  3. Комплекс Электры. Для него характерно неосознанное сексуальное влечение дочери к отцу. В психологии существует аналогичное переживание, которое названо в честь древнегреческого царя Эдипа. Эдипов комплекс проявляется в неосознанном влечении сексуального характера сына к матери.
  4. Комплекс Федры. Выражается в чрезмерной гиперопеке матери к сыну.

Список комплексов постоянно пополняется. Так или иначе, каждое переживание индивида связано с неправильным восприятием собственной социальной роли и отношения окружающих к себе.

Защитные механизмы

Защитные механизмы в психоанализе направлены на то, чтобы уберечь собственное «Я» от негативных импульсов.

Справка! Сублимация является одной из форм неосознанного преодоления конфликта между «Сверх-Я» и «Оно». Данный механизм активизируется не всегда.

Защита психики

Защита психики

Зигмунд Фрейд выделял 7 основных способов психологической защиты:

  1. Вытеснение желания. Если человек не в состоянии ни удовлетворить собственные потребности, ни избавиться от них, механизм защиты вытесняет их на уровень бессознательного. Но желания никуда не пропадают, они продолжают влиять на личность в скрытой форме. Организм человека болезненно на это реагирует, тратит силы и эмоциональные ресурсы. Из-за этого у индивида могут развиться невроз, сердечно-сосудистые заболевания.
  2. Рационализация. После совершения поступков, которые осуждаются обществом, личность старается найти себе оправдание в собственных глазах. При этом объяснения могут выглядеть вполне логично, однако истинные мотивы поведения индивидом не будут осознаваться.
  3. Отрицание. Если человек испытывает сильное потрясение, его механизмы защиты могут влиять на принятие ситуации. Чтобы сохранить «Я» в целости, личность способна начать отрицать очевидное: «мне это показалось», «ничего этого не было».
  4. Инверсия. Психологическая защита направлена на замещение неудовлетворенного желания на противоположное. Например, если женщина не смогла заинтересовать мужчину и добиться его любви, она начинает выискивать в нем изъяны, которые помогут возненавидеть молодого человека.
  5. Замещение. Этот механизм защиты направлен на то, чтобы перенести агрессивное поведение на слабый объект с более сильного. Пример – мужчина, который зол на своего начальника, может вымещать негатив на жену.
  6. Проекция. Нередко человек собственные аморальные желания и мысли переносит на других людей. Например, нерешительная личность любит обвинять в трусости друзей, безответственный человек предпочитает клеймить за халатность коллег.
  7. Регрессия. Если индивид не может добиться желаемого «взрослыми» методами, то он замещает их примитивными «детскими» способами. Примеры – заедание стресса, алкоголизм, наркомания.

Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»

Немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм, последователь учения Фрейда, привнес в психоанализ понятия экзистенциализма, а также марксизма. Он сформулировал свою концепцию в книге «Душа человека». Понятие «экзистенциализм» можно определить как философию выживания, которая стоит на двойственности человеческой сущности. Дихотомия – это раздвоенность, постепенное деление на две сущности, внутренняя связь которых более ощутима, чем внешняя. Примером может служить человек, который по сути своей является биологическим существом, но наличие у него разума выводит его из этого круга, делает в природном мире чужаком, разделяет его и природу.

Философия экзистенциализма и психоанализа – это, по определению Фромма, гуманистический психоанализ, призванный изучать личность человека с точки зрения взаимоотношений его и общества, а именно отношение человека к себе, окружающим его людям и обществу.

Огромное значение Фромм придавал любви. Он утверждал, что возникновение чувства, его развитие меняют человека, делают его лучше, открывают в нем скрытые глубины, качества, способные его облагородить, поднять на небывалую высоту. В нем проявляется ответственность за другого, чувство привязанности к любимому, к целому миру. Это ведет человека от пагубного эгоизма к гуманистическим чувствам и альтруизму.

Дальнейшее развитие психоанализа.

Приход к власти нацистов заставил многих европейских психоаналитиков эмигрировать в США, куда и переместился центр психоаналитической мысли. В этот периода ведущими учеными-психоаналитиками были Х.Хартман (1894–1970), Э.Крис (1900–1957) и Р.Левенштейн (1898–1976). В ряде совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как фундамента общей психологии. Развитие хартмановского понятия адаптивной функции «Эго» способствовало формулировке основополагающих рабочих гипотез о природе влечений, созревании и развитии психического аппарата. Свой вклад в эти теории внесла вклад и дочь Фрейда – Анна Фрейд (1895–1982), занимавшаяся психоанализом детей и долгосрочными исследованиями детского развития. Она проанализировала различные средства, которыми «Эго» защищается от угрозы вторжения нежелательных бессознательных импульсов.

Главная тема современных психоаналитических исследований – это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на этой стадии прежде всего из-за холодности или безразличия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является критическим для развития личности и самооценки.

Что таит в себе теория о психоанализе

Что изучает психоанализ? Основа этого учения строится на предположении, что поведенческая модель имеет в своей природе неосознанные мотивы, которые сокрыты глубоко внутри личности. Середину прошлого столетия можно охарактеризовать как революцию в психологической науке, поскольку миру были представлены методы, позволяющие взглянуть на внутреннее психологическое напряжение с новой точки зрения.

По мнению Фрейда, человеческая личность состоит из трех компонентов. Они получили названия «Сверх-Я», «Я» и «Оно». «Оно» — бессознательная часть личности, в которой сокрыты различные объекты тяготения. «Я» является продолжением «Оно» и возникает под влиянием внешних сил. «Я» — один из самых сложных механизмов, функциональность которого охватывает как сознательный, так и бессознательный уровни. Исходя из этого, следует, что «Я» является одним из инструментов защиты психики от внешнего воздействия.

Многие из механизмов, защищающих психику от повреждения, при рождении подготовлены к влиянию внешних раздражителей. Однако, нарушение процесса формирования личности и негативный микроклимат, царящий внутри семьи, может стать источником различных патологий. В этом случае, влияние объективной действительности приводит к ослаблению защитных механизмов и становится причиной искривлений. Именно сила искривления адаптационных механизмов защиты приводит к возникновению психических расстройств.

психоанализ в философии этоПсихоанализ — это метод научного наблюдения, изучения личности: ее желаний, влечений, импульсов, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств

Сознание и Бессознательное

Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа
Зигмунд Фрейд

Сознание не является основой психики, а только лишь ее частью. Почему же мы не можем сказать, что сознательное – это и есть психика? Вот простое объяснение, которое дает Фрейд.

Долго держать что-либо в сознании невозможно. Психический элемент (например представление), который присутствует в сознании в данный момент, через какое-то время уступает место другим психическим элементам. Однако в определенных, легко осуществимых условиях, это представление может снова появиться в сознании, причем не из-за нового восприятия, которое и привело к осознанию данного представления в первый раз, а благодаря воспоминанию [2].

Объясним на примере

Вот вы все утро гуляли по лесу и собирали грибы. Вернувшись, вы уже забыли про лес, ваше сознание занято другими делами, которые были запланированы на этот день. Но вот день закончен, вы ложитесь спать, и стоит вам закрыть глаза, в сознании всплывает картина природы, леса, по которому вы гуляли, и грибов, которые вы собирали.

Таким образом, все то время пока в нашем сознании происходили другие психические процессы ранее осознаваемое представление было вне сознания, то есть являлось бессознательным. Это то бессознательное, которое по мнению Фрейда, является латентным бессознательным (предсознательным). Помимо этого, он выделяет также вытесненное бессознательное. В отличие от первого, это бессознательное образуется в процессе вытеснения, сущность которого заключается в том, чтобы не допустить представление до сознания.

Наиболее подробно различие между этими двумя бессознательными, которые выделяет Фрейд, описывается им в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».

Все вытесненное бессознательно; но мы не можем утверждать в отношении всего бессознательного, что оно вытеснено. … «Бессознательное» – чисто описательный, в некоторых отношениях неопределенный, так сказать, статичный термин; «вытесненное» – динамическое слово, которое принимает в расчет игру психических сил и свидетельствует, что есть стремление проявить все психические воздействия, среди них и стремление стать осознанным, но есть и противоположная сила, сопротивление, способное сдержать часть подобных психических действий, среди них и действие по осознанию. Признаком вытесненного остается то, что, несмотря на свою мощь, оно не способно стать осознанным. Зигмунд Фрейд

В процессе дальнейшей психоаналитической работы, выяснилось что данных подразделений недостаточно, и тогда Фрейд выделил три составляющие психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Эпилог

Психоанализ внес свой вклад в развитие психологии, психотерапии и привлечение внимания широкой общественности. Однако он не превратился в строго эмпирическую науку. В последнее время, понятие бессознательного серьезно поставлено под сомнение отчасти потому, что нет серьезных доказательств его существования.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ – это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

письмо фрейда

Аффекты в психоанализе

Фрейд разработал метод лечения истерии. Согласно его теории истерический симптом возникает вследствие подавления человеком напряженного аффективного влечения и замещает собой действие, которое не было реализовано вследствие подавления поведенческого аффекта.

Излечение истерии возможно, если в процессе гипнотического сна удастся заставить пациента вспомнить и снова пережить подавленное влечение. Таким образом, чтобы устранить расстройство, которое вызвано вытесненным аффектом, следует заставить пациента данный аффект осознать. Эта концепция явилась одним из элементов фундамента психоанализа.

Основным видом вытесненных аффектов Зигмунд Фрейд считал эротические влечения, которые вытесняются еще в детстве, при формировании начальных представлений о границах дозволенного. Энергию, питающая сексуальность Фрейд назвал либидо, которое является двигателем психической жизни человека и, с одной стороны, определяет богатство переживаний, а с другой стороны пытается обойти запреты, которые налагаются моральными установками и социальной средой. При невозможности преодолеть запреты субъект впадает в невроз и истерию.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.

Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно метод свободных ассоциаций. Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия – это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Использование психоанализа в психологии

Метод психоанализа основывается на трех основных элементах, которые в полной мере раскрывают всю концепцию этого учения. Первый элемент является своеобразным этапом, на котором собирается материал для изучения. Второй элемент подразумевает тщательное изучение и анализ полученных данных. Третий элемент – взаимодействие при помощи данных, полученных в результате анализа. Для сбора информации применяются различные методики, включая метод противостояния, ассоциаций и переноса.

Метод построения свободных ассоциаций основывается на создании модели ситуаций, в точности повторяющих определенные жизненные события. Подобный подход позволяет выявить определенные процессы, происходящие на бессознательном уровне психики. Применение этого метода позволяет получить данные о патологических процессах, с целью дальнейшей коррекции психических расстройств. Коррекция осуществляется путем осознания внутренних конфликтов и причины их возникновения. Одним из важных условий в использовании этого метода, является создание прочной коммуникативной связи между психологом и пациентом, направленной на устранение психологического дискомфорта.

что изучает психоанализПсихоанализ изучает внутренние, исходящие из подсознания, ведомые инстинктами и принципом удовольствия, напряжения человека

Для этого пациент должен озвучивать каждые мысли, которые рождаются в его голове. Эти мысли могут иметь непристойный характер или находиться на грани абсурдности. Для того чтобы достичь высокого результата, необходимо создать правильную связь между врачом и пациентом. Методика переноса подразумевает бессознательное перенесение характерных личностных черт родителей больного на лечащего врача. Таким образом, пациент относится к доктору так же, как относился к близким родственникам в раннем детстве. При этом замещающее лицо получает возможность выявить детские желания, обиды и психологические травмы, полученные во время становления личности.

Важно обратить внимание на то, что психотерапевтическое вмешательство часто сталкивается с феноменом внутреннего сопротивления, исходящего от больного. Оно проявляется в виде отказа осмысления причинно-следственных связей и нарушения процесса создания новой модели поведения. Причиной сопротивления является бессознательный отказ прикасаться к внутренним конфликтам, который сопровождается появлением препятствий на пути к выявлению причины возникновения психических расстройств.

Главной задачей анализа личности, является совершение четырех последовательных действий:

  • толкование;
  • отработка;
  • прояснение;
  • противопоставление.

Далее, совместные усилия пациента и психолога направляются на достижение определенной цели, которая была выявлена в результате проведенного анализа. Методика толкования сновидений подразумевает интерпретацию снов, что являются деформированной формой бессознательных мотивов.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Психосексуальные стадии развития личности

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики.
По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет).
Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

толкование сновидений

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Зигмунд Фрейд - основоположник психоанализа

Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.

  • Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
    • В состоянии «родитель» определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово «надо» становится ведущим и указательным.
    • В состоянии «ребенок» главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
    • «Взрослый» регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас «взрослого», «ребенка» и «родителя» вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться «ребенок» с нежеланием это делать.

  • Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии. Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы.

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

  • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
    • Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
    • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
    • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

Вытеснение

Учение о вытеснении – фундамент, на котором зиждется все здание психоанализа, … Зигмунд Фрейд

Вытеснение является одним из ключевых понятий в психоанализе, обозначающий процесс, в результате которого «Я» удерживает в бессознательном влечения, мысли, стремления, не допуская их к сознанию.

Процесс вытеснения возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для индивида. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы наслаждение, но вместе с тем и неприятное чувство, в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по каким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира.

И на первый взгляд, кажется, что вытеснив влечение, мы избавляемся от него, но в действительности оно продолжает существовать в бессознательном. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, и поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Это противостояние требует постоянной концентрации. Тем не менее, стремление может видоизменяться, порождать другие состояния и процессы, которые несмотря на постоянное вытеснение, могут проникнуть в сознание.

Это приводит нас к выводу, что процесс вытеснения является необходимым защитным механизмом, обеспечивающим относительное постоянство психологической системы каждого отдельного индивида.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Современный психоанализ

Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

  • Психоаналитическая концепция, на основе которой направление меняет свои границы и наполняется новыми идеями.
  • Прикладной психоанализ, в рамках которого изучаются проявления общества: культуру, ценности и общественные потребности.
  • Клинический психоанализ. Это целый терапевтический метод для работы с клиентами. В рамках терапии клиент размещается на кушетке лежа, а терапевт сидит за изголовьем. При этом, клиент не видит терапевта. Это способствует свободному потоку его мыслей. У него создается впечатление, что он ведет диалог с самим собой. Такая атмосфера позволяет клиенту раскрепоститься.

Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека. С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Что такое архетипы

Коллективное бессознательное составляет архетипы – универсальные базовые врожденные структуры, они являются причиной переживаний событий из древней истории зарождения человечества, которые могут являться человеку в сновидениях и быть причиной волнений и психических расстройств, именно они являются той средой, из которой формируется духовная жизнь человека и вся культура человечества.

Определения большинства архитипов стало нарицательным и вошло в обыденную жизнь людей, как поговорки, например:

  • Маска — лицо человека, которое он «натягивает» при любых контактах с посторонними, а также на официальных встречах;
  • Тень — второе лицо человека, которое состоит из вытесненных в подсознание порочных черт характера или неприемлемых качеств.

Большое значение для человека, по определению Юнга, имеет архетип «Мое истинное Я» или «Самость», которое представляет собой синтез всех архетипов. Постижением этого своего «Я» человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Первые результаты этого развития, по мнению Юнга, появляются не ранее среднего возраста.

В это время человек уже обладает достаточным жизненным опытом. Еще для этого необходимы обязательный высокий уровень развития интеллекта, настойчивая работа над собой. Только достигнув заветной вершины, личность может реализоваться в полной мере, понять «непостижимое», закрытое простым смертным. Познают его единицы, большинству этого не дано.

философия 20 века психоанализ

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).

Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.

Читайте также:

Зигмунд Фрейд против Моисея: как создатель психоанализа пытался победить иудаизм

В книге «Недовольство культурой» Фрейд дополнил понятие «Сверх-Я». В широком смысле со «Сверх-Я» могла быть отождествлена культура в целом как механизм репрессии влечений: культура сдерживает спонтанные проявления сексуальности и агрессии. В то же время культура основана на продуктах сублимации, рожденных благодаря преобразованию энергии либидо.

Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных основ психоанализа в той или иной мере присущих большинству психоаналитических методов.

— поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются либидо или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (неврозы, депрессии, страхи, комплексы) — почти неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Ослабления этого конфликта или даже избавления от него можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве (помощи) психоаналитика.

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного.

Эффективность и результаты психоанализа

Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.

Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов. Становятся более успешными в материальном и в социальном плане.

Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.

Завершившие анализ говорят, что психоанализ помог им избавиться от мучительных переживаний, и они чувствуют себя более уверенными в жизни и счастливыми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...