Профилактика суицида среди детей и подростков

Содержание

Риск суицида высок у людей:

1. Нарушением эмоциональной сферы

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

2. Нарушением поведения

У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками. Около половины перед суицидом принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднем возрасте — это невозможность примириться или контролировать свою жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаком суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.

3. Психические заболевания

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения;

Более всего восприимчивые к суициду

  • предшествующие попытки к суициду;
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • суициды в семье;
  • алкоголизм;
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например, смерть близких;
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод;
  • финансовые проблемы;

Суицидально опасная референтная группа

жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаком суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.

3. Психические заболевания

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения;

Более всего восприимчивые к суициду

  • предшествующие попытки к суициду;
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • суициды в семье;
  • алкоголизм;
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например, смерть близких;
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод;
  • финансовые проблемы;

Суицидально опасная референтная группа

  • молодежь: с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • гомосексуалисты;
  • заключенные в тюрьмах;
  • ветераны войн и локальных конфликтов;
  • врачи и представители других профессий, находящиеся в расцвете своей карьеры, сверхкритичные к себе, но часто злоупотребляющее наркотиками или страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  • люди зрелого возраста, которые фрустрированы несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • пожилые люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Профилактика суицидов в учреждении образования (памятка для педагогов)

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).  

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм). 

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс…»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным…»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок…»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

  • Рома в стране дебилов – психологическая сказка. Профилактика суицидов. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.mp4 (31044386)

Психология суицидального поведения

По сравнению с понятием суицида, предполагающим совершение действия по самоумерщвлению, суицидальное поведение понимается более обширно. Это поведение включает как реализацию замыслов (попытка суицида), так и суицидальные тенденции (не явные проявления склонности к самоубийству).

psihologicheskaya-pomocsh-suitsid

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;prichiny
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

priznaki-suitsidalnogo-povedeniya

Причем, юноши в среднем в 4 раза чаще совершают эти попытки, чем девушки. Таким вычурным образом подростки пытаются восстановить гармонию взаимоотношений с окружающими, а не хотят добиться самоуничтожения.

Суицидальное поведение в психологии

Определение данного термина в психологии характеризует людей, которые видят в своей кончине снятие эмоционального напряжения, единственный выход из некой ситуации. Суицид – это истинный крик о помощи, когда моральная боль невыносима. Ведь ни один жизнерадостный человек не совершил подобного поступка.

Обратите внимание! Суицид не бывает бесцельным. Человек, решившийся на такой шаг, пребывает в уверенности, что другого пути нет, это единственный выход, решение проблемы, психологического кризиса и т. д.

В клинической сфере существует нерушимое правило: если хотя бы немного снизить интенсивность страдания больного, он сделает выбор в пользу жизни.

Этиология суицидального поведения

Суицидальным поведением называется склонность к самоубийству, осознанное самоповреждение с целью закончить жизненный путь. Подобное наблюдают у людей разного возраста, в т. ч. несовершеннолетних.

Суицид как социальная проблема

Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций. Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 14 и до 16 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). Среди женщин и студентов суицид встречается реже, но он чаще ведет к смерти. При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии.

Суицид среди детей в последнее время участился, что сопряжено с конфликтами в неблагополучных семьях, неурядицами с педагогами и одноклассниками в школе.

СуицидПо статистике, в год кончают жизнь самоубийством около 3 тысяч человек, из них большая часть несовершеннолетних, и это, не считая попыток. Изучением проблемы и профилактикой суицида среди молодежи и студентов занимаются медицинские и социальные работники, психологи, педагоги.

Какие бывают разновидности суицидального поведения?

Суицидальное поведение – это то, что мы можем увидеть на поверхности, не затрагивая глубинных переживаний подростка.

Аффективные нарушения

Эмоциональные изменения по большей части обусловлены тревожной и депрессивной симптоматикой. Депрессия должна присутствовать в психическом самочувствии длительное время. Она проявляется выраженными эмоциональными переживаниями, снижением интересов, ангедонией, самообвинением, отсутствием желания выполнения действий, которые ранее приносили радость.

Могут появляться болевые неприятные ощущения в теле, слабость, беспричинная тревога.

Демонстративное поведение

Агрессивные всплески наблюдаются не только в рамках семьи. Асоциальному и девиантному поведению по большей части способствуют неблагоприятные компании сверстников. Трудности возникают и в общении с учителями. Грубое делинквентное поведение вызвано протестом личности против системы сложившихся ценностей.

Суицид в данном случае является лишь способом получения желаемого, человек не имеет истинного желания смерти.

Причины суицидов в подростковом возрасте

Суицидальное поведение подростков является следствием патологически изменённой почвы. Это единый и непрерывный процесс. В процессе взросления у любого человека возникают извечные вопросы: «Кто я? Что я могу?»

Обычно в тягостные моменты ребёнок тянется за помощью и советом к близким. Но родители настолько заняты собой или работой, что иногда забывают, что ребёнку, сколько бы лет ему ни было, нужны мама и папа, их тепло и забота.

В генезе суицидов лежит множество факторов – наследственность, особенности личности, формирование нервной системы, нарушение нейромедиаторных систем, нарушение социального взаимодействия и т.д.

Отсутствие осознанного понимания смерти

В детском и подростковом возрасте ввиду юношеского максимализма и незрелости суждений жизнь не рассматривается как нечто конечное. Нет граней между добром и злом, чёрным и белым, жизнью и смертью.

Дети рано начинают интересоваться витальными философскими вопросами: как я появился? Что значит умер? Что такое душа? Важно, чтобы взрослый человек смог объяснить ребёнку значение интересующих понятий и процессов так, чтобы смерть верно воспринималась маленьким человечком.

Ранний сексуальный дебют

У подростков ввиду гормональных всплесков повышено сексуальное влечение. Половое определение только начинается. Подросткам становится интересным всё, что связано с сексуальной тематикой. Те дети, которые отстают в половом развитии, могут стать объектами совращения своими сверстниками.

Сексуальные девиации в юношеском возрасте временны, к вступлению во взрослую жизнь исчезают полностью. Часто такое поведение сопряжено с употреблением алкоголя. Психоактивные вещества влияют на влечение, а именно, усиливают их у одних, у других же, наоборот.

Психические отклонения

Отклонения такого рода связаны с патогенным действием микросоциума, в основном семьи. Причинами могут служить распад семьи, наличие конфликтных отношений между родственниками, асоциальное поведение родителей (алкоголизация, употребление наркотиков). Возникающие невротические расстройства, депрессивные состояния могут приводить к суицидальному поведению.

Причины суицидов в подростковом возрасте

Физические недостатки

Подростку в период полового созревания может казаться, что пропорции тела чрезмерно меняются, тело становится чужим. Из-за гормональных сбоев начинаются проблемы с кожей, массой тела. Протестующему растущему человеку эти изменения кажутся просто невыносимыми. Ребёнок может искренне считать, что эти «уродства» не сопоставимы с жизнью.

Определённые физические недостатки найдутся, пожалуй, у любого человека. Но в детском коллективе для сверстников такой человек может стать изгоем или предметом постоянных насмешек и издевательств, что является тяжёлым моральным испытанием и нередко приводит к суициду.

Типы суицидального поведения

Различают несколько типов суицидального поведения. Демонстративный суицид больше характерен для подростков и студентов. Это театрализованное представление, шантаж с целью добиться сочувствия, избежать наказания, разжалобить кого-либо. Обычно сцена разыгрывается в том месте, где находится человек, которому она адресована. Опасно, если такое поведение может привести к плачевным последствиям. Количество попыток демонстративного суицида в 15 раз больше, чем исполненных.

При аффективном типе суицидального поведения попытка совершается под действием обиды или гнева. Возможна Прощальная записка суициддемонстрация, длящаяся от нескольких минут до суток.

Истинный суицид обычно обдумывается и подготавливается заранее. Человек задумывается о смысле жизни, замыкается в себе, ведет дневник. Он планирует предстоящие действия до мелочей, оставляет прощальную записку для родных или друзей. Так как разрабатывается план действий, попытка часто приводит к смерти.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

  • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь,

  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, – это может служить основанием для тревоги,

  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Выявление суицидального поведения

Если внимательно присмотреться к близкому человеку, можно заметить признаки, указывающие на его склонность к самоубийству. Поведение суицидентов бывает разным, но его неестественность всегда бросается в глаза.

Чаще всего решивший покончить с собой становится замкнутым и молчаливым, стремится оградиться от всех. Он теряет интерес к окружающему, плохо реагирует на внешние раздражители. Ему присуща безэмоциональность, неадекватные поступки и высказывания.

Нередко проявляется непривычная агрессивность, расчетливость и хладнокровие. Некоторые становятся гиперактивными, беспричинно веселыми, суетливыми. Приподнятое настроение быстро сменяется вялостью. Пропадает аппетит. Из-за ночных кошмаров возникают нарушения сна.

Человек, склонный к суициду, начинает часто говорить о смерти и самоубийстве. Он прямо или косвенно намекает на свое решение уйти из жизни. Появляется интерес к книгам и фильмам с мотивами смерти. Потенциальный самоубийца постоянно просматривает депрессивные изображения и слушает грустную музыку. Он часто находится В состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Суицидент ищет в интернете и печатных изданиях информацию о способах самоубийства. В его личных вещах можно найти большое количество таблеток или отравляющих веществ. Подготовка к смерти также заключается в приведении в порядок дел, примирении с врагами, раздаривании вещей, имеющих личную ценность.

Причины суицидального поведения

У взрослых людей подобные наклонности проявляются на фоне изоляции, потери взаимопонимания с родными и близкими. Нередко это происходит по внешним причинам: бракоразводный процесс, потеря близкого человека, а также на фоне дезадаптации. Больной чувствует себя беспомощным, безнадежным, он стыдится себя, полностью утратив достоинство и самооценку. Имеют место и проблемы со здоровьем: психическим и физическим.

У детей проявление подобных признаков происходит на фоне постоянных ссор между родителями. Ребенок считает себя виновником таких событий, думая, что родительская проблема решится, если его не станет. Среди подростков девиантное поведение зарождается вследствие буллинга, травли в школе сверстниками, непризнания и унижений его учителями, а также наставниками, например, в спортивном кружке.

Методы суицидальных попыток

Причины суицидального настроения кроются в отсутствии теплых эмоциональных связей детей и родителей. Ложное поведение более характерно для детей и подростков, алкоголиков и наркоманов. Основная цель – шантаж, добыча денег или материальных ценностей любым способом. Человек пытается порезать вены, принять неядовитые препараты или повеситься, но так, чтобы не нанести себе вред.

Чаще всего самоубийцы выбирают отравление медикаментами, токсичными и сильнодействующими веществами. В качестве попытки самоубийства стрельбу и повешение используют редко. Оружие мужчины выбирают чаще, нежели женщины, которые предпочитают прием препаратов. Истинное суицидальное поведение подростков заканчивается повешением или прыжком с высоты.

Странное поведение, использование необычных способов говорит о наличии у человека психоза.

Для самоубийства предпринимают падение автомобиля в пропасть или разборки с сотрудником полиции, вынуждающие последнего стрелять на поражение. Суицидальное поведение может продолжаться от нескольких минут до нескольких месяцев, чаще встречается у детей подросткового возраста и студентов. Особенно подвержены ему брошенные дети, живущие в интернатах, или «приемыши».

Третичная профилактика суицида

Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения.

В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. По мнению Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют три главных компонента ближайшего постсуицида:

  • актуальность конфликта,
  • степень фиксированности суицидальных тенденций,
  • отношение к совершенной попытке.

Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.

Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных состояний.

Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен.

Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера.

Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет — возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода.

Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль.

Таким образом, мы видим, что по-прежнему основной мишенью работы специалистов СППС остается причина (кризисная ситуация, конфликт и др.), толкающая ребенка или подростка к страшному решению. Поэтому, кроме психолого-педагогического сопровождения суицидента и его окружения, необходимо возвращение к источнику проблемного поля и выработка стратегий разрешения кризисной ситуации. Мы должны четко понимать, что если бы проблемы решились раньше – попытки суицида не было бы!
При организации третичных профилактических мероприятий в школе после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы -это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся (особенно задающих вопросы) должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причинасмерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации.

Своевременное обращение за помощью и диагностика

Признаки суицидального поведения чаще всего находятся в разговоре подростка, в его отношении к миру и своему будущему.

При любых высказываниях о нежелании жить, даже есть это имеет форму шантажа со стороны ребёнка, нужно обращаться за специализированной медицинской помощью. В начале к медицинскому психологу, затем, при необходимости, к детско-подростковому психиатру. Диагностика суицидального поведения должна проводиться только квалифицированным и сертифицированным специалистом в области психиатрии.

Существуют специальные телефоны доверия, где помощь в трудных ситуациях оказывают квалифицированные специалисты дистанционно, быстро и анонимно.

Рекомендации родителям

Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р

Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: “Что будет, если…”;

  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

Поведение самоубийцы

Почти 80% людей суицидального поведения так или иначе сообщают о своих намерениях, порой завуалировано. Поведение на первой стадии – это суицидальные мысли, фантазии, связанные с собственной смертью, высказывания типа: «Хорошо заснуть и не проснуться», «Хорошо бы умереть». Такие люди ищут возможность высказаться, хотят быть услышанными, но зачастую их не слышат и не понимают.

Поведение на второй стадии характеризуется построением замыслов, разрабатываются планы реализации, выбирается способ суицида и место действия. В это время подростки могут проговариваться о своих замыслах.

СуицидПоследняя стадия – собственно суицидальная попытка. К замыслу присоединяется сформированное решение, подкрепленное волевым компонентом, что подталкивает человека к совершению самоубийства. Такое поведение называется пресуицидом. При остром пресуицидальном синдроме все три стадии моментально складываются в одно целое, происходит осуществление попытки.

Если она не удалась и причина не устранена, через некоторое время угроза совершения самоубийства может повториться. Особенно это касается детей, родители которых теряют бдительность и не уделяют ребенку должного внимания.

Суицидальное поведение: диагностика

Любое высказанное вслух упоминание о смерти, либо суицидальные признаки необходимо воспринимать серьезно. Если человек демонстрирует угрозу совершения самоубийства или находится в шаге от свершения такой попытки, следует действовать незамедлительно, разумно и спокойно. Несколько правил, как вести себя с человеком, запланировавшим покончить с жизнью.

Направлять на действие и поощрять мысль о необходимости посещения квалифицированного специалиста: психолога, психотерапевта.

Стараться не оставлять человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо быть поблизости от больного, спрятать из его поля зрения любой предмет, которым можно нанести физический вред, проинспектировать содержимое аптечки.

Нельзя без предписания врача заниматься диагностикой и самолечением суицидентов, рекомендуя выпить разрекламированный препарат. Любой фармакологический препарат обладает спектром побочных действий, и прогнозировать терапевтический ответ на лекарство – прерогатива специалистов. Тем более, нельзя успокаивать больного «спасительными сто граммами». Алкоголь, даже в минимальном количестве, влияет на работу головного мозга, обостряя депрессивные состояния.

Тактика общения с больным – роль внимательного собеседника. Постараться быть самим собой, избегать лицемерия и театральности. Не оценивать и критиковать состояние, а быть терпеливым, непредвзятым, спокойным и уверенным собеседником.  Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил больной, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь». Важно переключить мышление возможного самоубийцы с раздумий о смерти на любую позитивную тему. Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.

Если суицидальная попытка принимает вид реальной угрозы, необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Любой, оказавшийся рядом с человеком, решившимся на самоубийства, не должен обвинять себя, что не смог предотвратить развития такого критичного состояния близкого. Никто не может вмешаться в эмоциональную сферу иного человека, лишь компетентная медицинская помощь может предотвратить, приостановить и излечить депрессивные состояния. Виноватых в преждевременной, неестественной кончине, нет (если конечно, человека сознательно и целенаправленно не подтолкнули к такому шагу). В большинстве случаев, суицидальная попытка – личное, осознанное и обдуманное решение человека. Лучшая диагностика крайних депрессивных проявлений – дать возможность каждой личности получить необходимые психологические знания, ощутить право поиска и применения адекватных методов решения проблем, показать ценность и неповторимость человеческой жизни!

Признаки суицидника

Среди симптомов отмечаются признаки, способствующие выявлению суицидальных наклонностей:

  • Уход в себя;
  • Депрессия;
  • Агрессия;
  • Психологическая травма;
  • Резкие перемены поведения;
  • Угрозы.

Обратите внимание! Раньше считалось, что люди, склонные к суициду, настроены враждебно по отношению к окружающим. На сегодняшний день это имеет другой вид. Суицидник, наоборот, отчуждается, изолируется. Он чувствует вину, стыд, беспомощность. Наряду со всей подавленностью и апатичными мыслями, отдельным признаком выделяют поведение человека, когда тот начинает раздавать свои вещи в подарок другим, причем без видимой причины, в сопровождении с тревогой.

Суицидники могут стыдиться себя

Суицидники могут стыдиться себя

Диагностика суицидального поведения

Диагностирование проводится за счет разнообразных тестов, выявляющих уровень тревожности, депрессии и других факторов риска. Кроме того, заостряют внимание на семейном анамнезе: не было ли в семье людей, предрасположенных к данному недугу. Важно уметь вовремя обратить внимание на суицидента, попытаться подобрать ключ к его состоянию. Главное – воспринимать его как личность, оказать заботу, проявить понимание, для чего нужно просто выслушать его без споров и навязывания своего мнения. Посредством доверительных бесед можно добиться того, чтобы человек согласился на помощь специалиста. При этом важно сохранять внимание и заботу.

Группы риска

По статистике, большая часть самоубийств регистрируется весной и летом. Из-за депрессий суицидальное поведение встречается у 70%, а 15% из них совершают задуманное. Уровень самоубийств выше у холостых/незамужних, разведенных и потерявших любимого человека.

Есть зависимость между числом самоубийц и людей, «потерявшихся» в социуме. Это лишившиеся работы, новоиспеченные пенсионеры, уволенные в запас и демобилизованные. Очень высокие показатели суицидального настроения среди наркоманов, алкоголиков, психически больных, инвалидов.

Особую роль в психическом состоянии суицидников играют катаклизмы, экономические кризисы, другие форс-мажорные обстоятельства.

Отдельное место в группе риска занимают дети подросткового возраста:

  • отличники, испытывающие неудовлетворение собой и вину за несоответствие стандартам;
  • замкнувшиеся в себе дети, дети в депрессии из-за снижения показателей в учебе;
  • ребята, которые не могут выполнить завышенные требования взрослых;
  • подростки, склонные к тревожно-депрессивным состояниям, особенно если в семье были попытки суицидального характера;
  • дети из проблемных семей, испытывающие физическое насилие.

Диагностика суицидального поведения

Чтобы выявить склонность к суициду, психолог проводит беседы с потенциальным самоубийцей и его ближайшим окружением. Степень риска оценивается на основе личностных и ситуационных факторов.

1. Личностные факторы.

  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в собственных силах;
  • острая потребность в искренних и теплых взаимоотношениях;
  • необходимость понимания и поддержки от окружающих;
  • трудности в принятии решений;
  • несамостоятельность;
  • неадекватная реакция на неудачи;
  • склонность к самобичеванию;
  • неумение выстраивать отношения в обществе;
  • инфантильность.

2. Ситуационные факторы:

  • неблагоприятная обстановка в коллективе или семье;
  • частая смена жилья, учебы, работы;
  • систематическое употребление спиртных напитков;
  • участие в сектах;
  • значимые юбилейные даты;
  • попытки самоубийства в семейном или личном анамнезе.

На личной беседе с суицидентом психолог оценивает прочность антисуицидального барьера. Это совокупность факторов, формирующих волю к жизни:

  • позитивное отношение к жизни и негативное к смерти;
  • боязнь причинить себе боль;
  • сильная привязанность к кому-либо;
  • родительские обязательства;
  • повышенное чувство долга и ответственности;
  • принадлежность к религии, осуждающей самоубийства;
  • наличие мечты и планов на будущее.

Чем больше этих факторов имеется, тем меньше вероятность совершения самоубийства, и наоборот.

Для выявления суицидальных наклонностей также используются следующие методики:

  • оценка по шкале депрессии;
  • оценка по шкале агрессии;
  • методика для выявления и предупреждения самоубийств;
  • анализ рисунков;
  • изучение личных страниц в соцсетях;
  • метод незаконченных предложений;
  • психологические игры.

Профилактика

Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.

korrektsiya-suitsidalnogo-povedeniya-podrostkov

Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:

  • общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
  • психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
  • психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
  • социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
  • информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.

Для успешной системной работы с суицидальными тенденциями должна обязательно создаваться соответствующая инфраструктура: телефоны доверия (и средства их активной рекламы), реабилитационные социально-психологические кабинеты при лечебных учреждениях, обучаться специалисты, умеющие работать с людьми, склонными к суициду.

Видео:

Клиническая диагностика

Подросток у психологаПредубеждения по поводу напрямик задаваемых вопросов о суицидальном поведении несостоятельны. Большая часть самоубийц адекватно отвечает на вопрос врача и подтверждает наличие подобных мыслей. Половина суицидентов прямо говорит о желании покончить с жизнью.

Говорить об истинном суициде можно, если больной, ранее пугавший всех своими идеями, вдруг стал тихим и спокойным. Такое поведение требует незамедлительных мер профилактики. Оценивают суицидальное поведение по нескольким моментам:

  • наличие мыслей о самоубийстве;
  • план для реализации суицида;
  • ранее были незавершенные попытки суицида;
  • высокая вероятность летального исхода при выбранном способе суицида (повешение, бросание под поезд);
  • исключение человеком возможности оказания помощи другими людьми;
  • затворнический образ жизни;
  • уничтожение дневников, фотографий, писем, архивов;
  • раздаривание ценных и любимых вещей, другого имущества;
  • составление завещания.

Риск суицида расценивается как критическое состояние пациента, нуждающегося в медицинском наблюдении. Для постановки диагноза требуется консультация психиатра, решение вопроса о необходимости госпитализации.

Коррекция суицидального поведения

Коррекция включает в себя три этапа:

  1. Начальный, на котором в ходе профилактической беседы преодолеваются суицидальные намерения;
  2. Основной, когда развивают личностное самопознание индивида, проводится интервенция;
  3. Заключительный, применяющийся для развития у человека навыков постановки цели, самоопределения, прокладывания пути к ее достижению.

Также проводят профилактику суицидального поведения у детей и подростков.

Профилактика суицида среди детей и подростков

Предупреждение суицида среди младшего поколения исполняется за счет регулярного проведения мероприятий с презентациями, которые бы вселяли надежду детям, поддерживали их, как личностей. На небольших собраниях хотя бы в течение часа можно провести опросы, которые выявят отношение к смерти, а также определят уровни самооценки, тревожности, депрессии. Детям создают памятки, которые поддерживают их в здравом духе.

Важно проявлять понимание и заботу

Важно проявлять понимание и заботу

Подавленные мысли, попытки нанести себе серьезный урон в виде отравления, порезов, а также непосредственное решение к самоубийству – это суицидальные действия. Их нелегко выявить, поскольку первые этапы могут проявляться у огромного количества людей. В дальнейшем суицидент закрывается от других, до него сложно достучаться, но небольшая моральная поддержка может стать серьезной помощью на пути к исцелению.

В помощь родителям

Оказание суицидологической помощи является сложным и многоуровневым процессом. В нём должны быть задействованы не только родители, но и специалисты различного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники. Только вместе возможно создать счастливое детство и будущее наших детей!

Режим дня

Нормализация биологических ритмов сна и бодрствования важна в рамках профилактики аффективных нарушений, в частности, депрессий. Необходимо грамотно организовывать день подрастающего организма – чередовать учёбу и отдых, физические нагрузки и расслабление.

Время ребёнка должно быть расписано по часам, тогда возникает меньше вероятностей асоциального и аддиктивного поведения. Ограничивайте проведение свободного времени за компьютером, игрой в жестокие и агрессивные компьютерные игры. Ребёнок не достаточно чётко понимает грань между реальностью и вымыслом.

Общение с ребенком

Когда ребёнок просит совета, обращается к вам, настойчиво требует внимания, отложите своё важное дело и выслушайте. Возможно, ребёнку просто необходимо ощущать ваше присутствие и участие. Одобрение, озвучивание своих чувств – важные ключи к сердцу и переживаниям вашего чада.

Спорам – нет

Упрёки и споры приводят к конфликтам в семье. Между родителями и детьми пропасть становится всё больше с каждым спором. Помните! Непонимание между самыми близкими людьми может стать мощным толчком для суицида подростка.

Учимся внимательно слушать

  1. Чтобы ребёнок вам доверял, станьте внимательным слушателем.
  2. Не перебивайте, интересуйтесь чувствами, задавайте уточняющие вопросы.
  3. Предлагайте совместно решить проблему, помогите словом и делом.
  4. Сформируйте у ребёнка веру в положительный исход обстоятельств.

Блокируйте сайты и программы, освещающие проблемы суицида. Дети и подростки являются самой беззащитной категорией населения. Будьте внимательны и бдительны! Некоторые сайты побуждают вступать в «игру», выполнять поручения. Конечный итог этого квеста – приказ убить себя. Контролируйте поток негативной информации, поступающий к вашему ребёнку!

В помощь родителям

Профилактика суицидального поведения у подростков

Алгоритм действий должностных лиц при подозрении на суицидальное поведение несовершеннолетних

profilaktika suitsidalnogo povedeniya

Ребенок, решивший покончить с собой, сначала делится с друзьями. Они, в свою очередь, редко рассказывают об этом взрослым. Поэтому необходимо доносить до детей информацию о том, как важно о таких случаях сообщать школьному психологу или родителям. Также можно позвонить в антикризисный центр.

Если родители замечают тревожные признаки в поведении сына или дочери, им следует создать дома спокойную обстановку, окружить ребенка заботой и вниманием. Не нужно бояться расспрашивать о проблемах. Как показывает практика, подростки обычно охотно делятся переживаниями, если о них поинтересоваться. Главное, избегать излишнего давления, не быть чересчур настойчивым.

Если ребенок заговаривает о самоубийстве, нужно воспринимать его слова всерьез. Важно внимательно выслушать и выяснить, что именно натолкнуло его на эти мысли.

Родителям также необходима работа с психологом. Специалист объяснит особенности психологии поведения в определенном возрасте, даст рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с подростком. Также предоставит информацию по оказанию экстренной психологической помощи.

Даже если кажется, что кризис миновал, не нужно пускать ситуацию на самотек. Только квалифицированный специалист сможет сказать, решена проблема или нет. Грамотный психолог легко установит контакт с подростком и выяснит причины суицидального поведения. Индивидуальное консультирование поможет справиться с психологическими травмами и найти выход из сложившейся ситуации. При стойких отклонениях может понадобиться лечение у детского психиатра.

Поддержка родных и близких играет важную роль в спасении человека с признаками суицидального поведения. Но часто этого бывает недостаточно. Порой сложно подобрать нужные слова, вызвать доверие, дать правильный совет. Поэтому необходимо обращаться к квалифицированному психологу. С помощью грамотного специалиста риск попытки самоубийства сводится к минимуму.

Советы педагогам

При любой неоднозначной ситуации, конфликте, девиантном поведении ребёнка необходимо обращаться за помощью к психологу. В рамках школьного образования не стоит акцентировать внимание на негативных поступках подростка, на асоциальной семье, в которой он может воспитываться. Основное правило – вы должны стать другом и наставником, который вовремя направит на верный путь.

Профилактика суицида.

Нет того, чего мы хотим.
Есть то, к чему мы можем приспособиться.
М. Жванецкий

Содержание:

  • Задачи общей профилактики суицида.
  • Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида.
  • Первичная профилактика суицида.
  • Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида.
  • Вторичная профилактика суицида.
  • Третичная профилактика суицида.
  • Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).
  • Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида.

Работа по профилактике суицида в школе должна проводиться не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.

Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).

Еще на тему профилактики суицида:

Как мы видим, на этапе общей профилактики отдельных мероприятий, посвященных тематике самоубийств, нет. Все проводимые на этом этапе мероприятия направлены на содействие адаптации ребенка и взрослого в учреждении образования.

Адаптация — это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. В норме все субъекты учебно-воспитательного процесса должны адаптироваться к условиям образовательного учреждения, причем на трех уровнях: физическом, психическом и социальном.
В целях эффективной физической адаптации учреждение образования соблюдает режим учебного процесса с учетом возрастных особенностей, рассадку детей в классе с учетом рекомендаций врача, организует питание в школе и др.

Психологической адаптации будет содействовать наличие благоприятного психологического климата в учреждении образования, психологическое здоровье педагогов и других субъектов образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей учеников и педагогов в процессе организации деятельности, возможностей личностной реализации и др.

Для эффективной социальной адаптации важным является наличие сплоченного педагогического и классного коллектива, общие для всего учреждения образования правила и нормы, традиции, ценности и др.

Мероприятия в рамках общей профилактики будут работать на поддержку адаптации, автоматически формируя (усиливая уже имеющиеся) антисуицидальные барьеры.

Для учащихся можно предложить следующее: классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей», «День без конфликтов» и др.).

В рамках акций можно провести конкурс фотографий (темы жизненных ценностей), диспуты для старшеклассников («От противостояния к пониманию!»), совместные уроки с учителями истории, русского языка и литературы (например, по произведениям поэтов Серебряного века, В. Шекспира «Ромео и Джульетта» или А.Н. Островского «Гроза»).

Эффективным будет обучение медиаторов (волонтеров) из числа подростков оказанию кризисной помощи (антикризисные, информационные бригады). Что касается специфической диагностики, выявляющей суицидальный риск, то на этом этапе специально она не проводится. Для первичного выявления достаточно наблюдения и анализа (с опорой на маркеры суицидального риска) уже имеющегося диагностического материала.

Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида.

  1. Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей (что уже входит в план мероприятий психолога).
  2. Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование и др.).
  3. Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др.

Первичная профилактика суицида

Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.

В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В рамках повышения компетентности педагогов и родителей следует разработать для них памятки, в которых будет содержаться информация, как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что делать, если ребенок высказывает суицидальные намерения. Для этой же аудитории целесообразно пригласить медиков с лекцией по проблематике депрессии и суицидального риска. По вопросам проблемных взаимоотношений с ребенком для родителей и педагогов должна быть организована консультативная психологическая помощь.

Каждый случай сотрудники СППС должны оценить с точки зрения сложности, распределить ответственность, решить вопрос привлечения других специалистов (медиков, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста по вопросам опеки и попечительства, юриста и др.), определить примерные сроки, в течение которых будут решены проблемы ребенка, и пр. По сути, это обычная работа по сопровождению подростков группы риска, где дополнительной задачей является профилактика суицидального риска.

Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, тем более что это является частью психолого-педагогического сопровождения. Предлагаем следующие методики:

  1. Патохарактерологический опросник (Личко).
  2. Тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга).
  3. Опросник суицидального риска (ОСР).
  4. Опросник социально-психологической адаптации (Роджерса–Даймонда).
  5. Шкала самооценки уровня тревожности (Спилбергера–Ханина).
  6. Опросник агрессивности (Баса–Дарки).

Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.

Работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, должна носить комплексный характер.

Как правило, если в семье есть реабилитационные ресурсы, заинтересованность в помощи, отсутствует фактор алкоголизации, педагог-психолог может справиться сам. Если мы столкнулись с неблагополучной, алкоголизированной семьей или семьей, в которой один из родителей имеет психиатрический диагноз, педагог-психолог не справится самостоятельно. Необходимо разделить ответственность (на консилиуме) со специалистами СПЦ, медиками и др.

Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида.

  1. На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (по нашему опыту, почти у всех подростков группы риска или находящихся в социально опасном положении он есть).
  2. Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду.
  3. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.
  4. Участвовать в работе консилиума.
  5. Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения. Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., то есть осуществить то, что обычно делаетпедагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения.
  6. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка.
  7. Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать).
  8. Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.

Вторичная профилактика суицида

Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида.

В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства. Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого). Оценить степень риска педагог-психолог может, используя следующие диагностические методы:

  • Опросник суицидального риска (ОСР),
  • Карта риска суицидальности,
  • Шкала оценки риска суицида (Патерсона),
  • Шкала безнадежности (Бека).

В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида.

  1. Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.
  2. Проработать суицидальные чувства.
  3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.
  4. Направить к психотерапевту (психиатру).
  5. Постараться встретиться через определенное время и наладить постоянный контакт.

Задачи психолога при наличии риска средней степени.

  1. Предложить подростку эмоциональную поддержку.
  2. Проработать суицидальные чувства.
  3. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).
  4. Обсудить альтернативы самоубийства.
  5. Заключить контракт.
  6. Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.
  7. Связаться с семьей, друзьями.

Задачи психолога при наличии высокого риска суицида.

  1. Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.
  2. При необходимости удалить орудия самоубийства.
  3. Заключить контракт.
  4. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.
  5. Информировать семью.

Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.

В случае необходимости оказания психотерапевтической помощи семье у психолога должна быть информация, которую он сможет предоставить родителям (телефон, адрес, условия оказания помощи).

Педагоги и школьный персонал, которые могут быть включены в суицидальный случай, нуждаются в выражении своих чувств, переживаний. Служба СППС должна предоставить им возможность групповой или индивидуальной консультации, в том числе с приглашенными специалистами, так как педагог-психолог или социальный педагог также могут быть включенными в кризисную ситуацию и нуждаться в помощи.

Чтобы решить подобные задачи можно организовать в районе добровольную антикризисную бригаду, куда войдут различные специалисты (психолог, социальный педагог, врач, юрист и др.), обученные кризисной помощи. СППС учреждения образования мог бы обратиться к специалистам антикризисной бригады за помощью и тогда, когда у них уже произошел суицидальный случай. Кроме этого, все включенные в суицидальный случай субъекты должны внести предложения относительно стратегий и индивидуального плана работы.

Может так произойти, что все ваши действия и шаги не изменят намерения суицидально настроенного подростка и он попытается совершить или совершит задуманное. В этом случае перед специалистами СППС встанет дополнительная задача сопровождения одноклассников, сверстников, педагогов и родных несостоявшегося (или состоявшегося) самоубийцы.

Третичная профилактика суицида

Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения.

В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. По мнению Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют три главных компонента ближайшего постсуицида:

  • актуальность конфликта,
  • степень фиксированности суицидальных тенденций,
  • отношение к совершенной попытке.

Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.

Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных состояний.

Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен.

Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера.

Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет — возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода.

Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль.

Таким образом, мы видим, что по-прежнему основной мишенью работы специалистов СППС остается причина (кризисная ситуация, конфликт и др.), толкающая ребенка или подростка к страшному решению. Поэтому, кроме психолого-педагогического сопровождения суицидента и его окружения, необходимо возвращение к источнику проблемного поля и выработка стратегий разрешения кризисной ситуации. Мы должны четко понимать, что если бы проблемы решились раньше – попытки суицида не было бы!
При организации третичных профилактических мероприятий в школе после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы -это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся (особенно задающих вопросы) должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причинасмерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации.

Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).

С л е д у е т:

Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны «в интересах детей». Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.

Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливых временах и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.

Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.

Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце и самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного .потерпеть.

Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходят после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.

В подобной помощи нуждаются также педагоги и сами специалисты СППС. Здесь на помощь может прийти районная антикризисная бригада.

Что касается источников помощи специалистам СППС в школе, при желании педагог-психолог может подготовить из педагогов и старшеклассников, увлекающихся психологией, антикризисную группу (группу медиаторов), которые будут обучены навыкам антикризисной поддержки и станут серьезным подспорьем в кризисной ситуации.

На период переживания суицидального случая в школе может быть создан антикризисный штаб, куда войдут специалисты СППС, районных служб, врач, подготовленные медиаторы, активные педагоги и родители. Штаб работает по определенному его членами расписанию. На базе штаба проходят консилиумы по суицидальному случаю, где принимаются решения о сопровождении нуждающихся в этом групп, о привлечении специалистов извне и т.п.

Кроме этого, на базе штаба может быть организован временный центр кризисной поддержки для всех нуждающихся, в котором дежурят по очереди специалисты СППС и подготовленные медиаторы.

Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида

  1. Определение типа постсуицидального состояния у подростка.
  2. На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам).
  3. Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба).
  4. Индивидуальная коррекционная работа с подростком.
  5. Организация групповой работы в классе и включение в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (это может быть коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности).
  6. Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба).
  7. Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).

В ситуации завершенного суицида специалистам СППС целесообразно привлекать специалистов СПЦ или других подобных организаций для оказания социально-психологической поддержки, так как они сами будут нуждаться в помощи и не смогут работать эффективно.

Для этого необходимо заранее на базе района создать антикризисную бригаду (на добровольных началах), которая в подобном случае будет действовать оперативно и профессионально. В подобную бригаду может войти: психиатр (психотерапевт) районной поликлиники, психологи, имеющие подготовку в этой области (2 чел.), социальный педагог, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних, активные родители.

Повторим еще раз: основная задача профилактики суицида среди детей и подростков — это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение.

Презентация «Профилактика суицидального поведения подростков».

Рекомендуемая литература

Актуальные проблемы суицидологии: Сборник трудов московского НИИ психиатрии. — М., 1978.
Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1978.
Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М., 1978.
Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). — М., Мысль, 1994.
Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. — Самара, 2000.

Профилактика суицида.

Наталья САКОВИЧ
ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования, г. Минск, Республика Беларусь.

Признаки подросткового суицидального поведения

С целью предупреждения попыток самоубийства важно выявить и оценить уровень неформального поведения у подростков по следующим пунктам:

  • замкнутость, желание остаться в одиночестве, игнорирование друзей и товарищей;
  • ярко выраженная хандра, постоянные капризы, повышенная требовательность к близким людям;
  • депрессивное состояние, характеризующееся изменением поведения, эмоциональным упадком;
  • внезапные вспышки раздражения, ярости, поведение, граничащее с жестокостью, казалось бы, на пустом месте;
  • заниженная самооценка, мысли о своей ненужности, невостребованности, синдром аутсайдера;
  • несвойственные ребенку нарушения аппетита;
  • нарушения сна;
  • снижение успеваемости детей;
  • безразличие к внешнему виду (неопрятная одежда, нарушение правил личной гигиены).

Родителей должны насторожить такие особенности поведения, как изменение аппетита и нарушения сна. Дети с плохим аппетитом вдруг начинают много есть, подростки, которые ели хорошо становятся привередами. Часто дети, решившиеся на суицид, могут спать весь день. Иногда присутствует бессонница, ребенок ложится спать только под утро. Школьники прогуливают уроки, нередко случается исключение из школы, что еще больше усугубляет ситуацию.

Как и взрослые, подростки стараются привести «свои дела» в порядок, раздают свои любимые вещи.

Развод родителей подростокОсновным катализатором перемен в поведении подростков является психологическая травма. Это может быть смерть или болезнь близких, развод родителей, перемена места жительства, неприятная чуждая ребенку атмосфера, физические и эмоциональные перегрузки.

Подходы к лечению

Медикаментозная терапия

При отсутствии угрозы жизни врач оценивает выраженность депрессивной симптоматики, особенности склада личности человека. Терапия проводится группой антидепрессивных препаратов. Предпочтение чаще отдаётся группе селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС): Пароксетин, Сертралин, Эсциталопрам. Длительность приёма препаратов от 5 – 6 месяцев активного лечения с последующим переходом на поддерживающую терапию.

Подходы к лечению

В начале приёма антидепрессантов назначаются небольшие дозировки транквилизаторов (Феназепам, Грандаксин). Эти лекарства снижают уровень тревоги и нормализуют сон.

Возможно использование антипсихотиков в малых дозах при острой психотической симптоматике (Тералиджен, Рисперидон, Хлорпротиксен).

Психотерапия

Психотерапия является основным компонентом в терапии суицидального поведения. Выбор метода психотерапии подбирает врач, исходя из особенностей конфликтной ситуации, склада личности и целей.

Семья также должна непосредственно участвовать в лечении и способствовать налаживанию правильных и доверительных отношений между родственниками. Семья является лакмусовой бумажкой для выявления проблем, которые могут привести к суициду.

Особое значение придаётся налаживанию коммуникации пациента со сверстниками и взрослыми, формированию позитивного мышления и перспективы своего будущего.

Групповая терапия имеет положительный эффект, ведь только в кругу единомышленников подросток чувствует себя нужным, значимым. Человек более легко делится своими переживаниями и активно поддерживается другими членами группы.

Арт-терапия широко применяется у детей. Дети очень ярко и образно способны передать особенности психотравмирующей ситуации, внутренние переживания. С помощью психотерапии творчеством врач вместе с пациентом находят выход из трудной ситуации, активизируют внутренние резервы и способности. Методики различны: изображение художественных образов, музыкотерапия, драмтерапия.

Психотерапия

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...