Причины и симптомы состояния дезадаптации

Содержание

Социальная дезадаптация что такое

Понятие социальной дезадаптации принадлежит трем сферам: это психология, социология и педагогика. Отвечая на вопрос, что такое дезадаптация личности в психологии, во внимание берется умение человека приспосабливаться к условиям, продиктованным неким обществом. Говоря точнее, индивид имеет проблемы с адаптацией, либо он не может правильно соблюдать правила и нормы поведения в социальной сфере.

Определение в психологии

Дезадаптация – это в психологии не просто неумение соблюдать общественные нормы и правила поведения, но и опасность пережить деградацию. Суть в том, что индивид испытывает трудности при контакте с окружающими его людьми.

Обратите внимание! Множество факторов способствует развитию данного недуга. Нет необходимости выходить из дома – работать можно через интернет, оплачивать счета дистанционно с помощью карточки, даже покупки заказываются по телефону.

Причины социальной дезадаптации

У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности. Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.

Педагогическая запущенность

Другой причиной являются требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит. Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении. Если у ребенка имеет место быть педагогическая запущенность, высока вероятность того, что он, став взрослым, станет испытывать колоссальные трудности с самоопределением и с тем, чтобы найти свое место в жизни.

Дезадаптация

Утрата привычного коллектива

Иногда происходит так, что человек выпадает из общества по причине длительной болезни или смены рода деятельности. Социальная дезадаптация начинается не сразу, а спустя какое-то время. Просто человек вдруг начинает замечать за собой, что ему не хочется лишний раз выходить из дома, следить за собой, выполнять какие-то рутинные обязанности, с кем-то встречаться. Человек сосредоточивается на самом себе и уходит с головой в работу. Постепенно он привыкает действовать в одиночку, присутствие кого бы то ни было начинает сильно мешать и даже раздражать. Дезадаптация постепенно увеличивается, появляются различные страхи, связанные с другими людьми и взаимодействием в целом. Творческие люди, к примеру, вынуждены много времени проводить наедине с собой. Только так они могут черпать неиссякаемый источник вдохновения, чтобы затем реализовывать его в продуктах своего труда. Но не все знают, как тяжело им приходится, когда за весь день не с кем обмолвиться словом, поделиться радостью или печалью.

Конфликт с окружением

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения. Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.

1

Психологическая адаптация и дезадаптация

На протяжении всей жизни человек усваивает нормы и правила того общества, членом которого он становится при рождении или смене места жительства, учебы, работы. То есть он принимает эти нормы и правила как свои, следует им и в результате становится полноправным членом конкретной социальной группы.

Определение адаптации (лат. Adaptatio) в психологии – это психологическое и физическое приспособление человека к изменившейся среде. Приходя в коллектив, любой человек (ребенок или взрослый) хочет реализовать собственные потребности в признании и уважении. Но сталкивается с такими же требованиями к себе со стороны членов новой группы. Далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно для обеих сторон и без вмешательства руководства или специалистов-психологов.

Дезадаптация обозначает психофизиологическое несоответствие индивида требованиям новых условий жизни. Она характеризуется нетипичным для ребенка или взрослого поведением в конкретной среде общения, которое не соответствует его возрастным психофизиологическим нормам и сопровождается эмоциональными, физиологическими и поведенческими отклонениями.

Отклонения от общепринятых правил поведения влекут за собой достаточно серьезные для личности последствия: ухудшение здоровья, способностей к самореализации, обучению, труду. Члены общества предпринимают попытки перевоспитания, приспособления к своим нормам и правилам.

Психологи считают дезадаптацию личности серьезной проблемой, требующей последовательной и порой долгосрочной, многоплановой коррекционной работы как с дезадаптированной личностью, так и с ее окружением. Результатом психосоциальных методов воздействия является реадаптация личности — восстановление адаптационных возможностей, приспособление к изменившимся требованиям окружения и скорейшей социализации в новом обществе. Тут является важным соблюдение двух условий: желание самого человека поскорее приспособиться к изменившимся условиям, среде и профессионализм специалистов, занимающихся его проблемой.

Наиболее благоприятным результатом работы специалистов с дезадаптированной личностью и ее окружением является коадаптация, то есть их взаимное приспособление друг к другу, терпеливое взаимоуважение, сознательный учет особенностей, создание максимального психического и физического комфорта.

Психология маргинального поведения и его характеристики

Психология маргинального поведения и его характеристики

Виды социальной дезадаптации

Когда индивид наблюдает сложности в общении, нахождении в кругу других людей, испытывает внутренний дискомфорт и понимает, что ему становится сложнее привыкать к новым социальным группам, он страдает от данного недуга. Существуют разные виды дезадаптации, среди которых выделяют патогенную, психосоциальную и непосредственно социальную. Человек намеренно избегает контактов или, например, проявляет неадекватное, агрессивное отношение к окружающим.

Медицинская

Медицинская, или патогенная социальная, дезадаптация характеризуется не столько изменениями поведения, сколько предрасположенностью к ним. Отмечается, что такое явление может произойти ввиду врожденных особенностей или недостатков, в пример можно привести уровень умственного развития.

Психологическая

Социально-психологическая дезадаптация характеризуется особенностями развития организма, гормональными изменениями, психическими нарушениями. Кроме того, появлению дезадаптации способствуют страхи, особенно те, которые формируются в фобии.

Недуг может возникнуть вследствие гормональных изменений

Недуг может возникнуть вследствие гормональных изменений

Профилактика

Общение психолога с девочкой, которая плачет

  1. Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.
  2. Вторичная. Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.
  3. Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации. Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.

Теперь Вы знаете, что собой представляют причины социальной дезадаптации. Зная их, человек способен предупредить развитие подобного состояния. Если замечаете в себя характерные проявления, то лучше не бездействовать, а сразу заняться корректировкой, чтобы не допустить развития последствий.

Разделение по виду

В видовом разделении дезадаптация делится на первичную и вторичную. Что самое интересное, так это то, что первичная образуется из вторичной и зачастую у нее другой характер. Например, при ссоре в семейном кругу или в обществе (первичная), человек может просто закрыться в себе и не раскрывать ничего другим, у него начнутся проблемы и могут возникнуть конфликтные ситуации (вторичная). Поэтому для правильного решения проблемы и более быстрой реадаптации стоит определить, что именно к ней привело и выяснить причину первичной дезадаптации.

Разделение по времени:

  • устойчивая – регулярная и имеющая постоянное действие. Она охватывает огромное количество комплексов и почти не поддается реадаптации;
  • временная – проявляется редко и не имеет стойкого характера;
  • ситуативная – очень короткая и напрямую связана с какой-нибудь конфликтной ситуацией и сразу же решается после ее исправления.

Все классификации являются условными, а сама дезадаптация проявляется комплексно.

Подходы к решению проблемы

Подходы к решению школьной дезадаптации

В настоящее время педагоги совместно с психологами разработали три подхода к понятию школьной и социальной дезадаптации и разрешению этой проблемы:

  1. Школьную дезадаптацию определяют как психическое расстройство личности, справиться с которым можно только путем психиатрического лечения.
  2. Школьная дезадаптация рассматривается как педагогическое явление, где основным фактором возникновения является отношение с педагогами (их стиль преподавания и воспитания, манера общения). В этом случае коррекцию нарушения должны проводить именно они.
  3. Более широкий подход, который рассматривается как социально-психологический процесс формирования и развития конфликта между ребенком и школьными требованиями. В этом случае выходом считается комплексный подход к решению проблемы.

Третий вариант выглядит самым оптимальным и всеобъемлющим по своей логике и обоснованности. Но, несмотря на это, у специалистов до сих пор возникают споры, потому что обширность проблемы не позволяет найти универсальные пути ее решения.

Подстройка и декомпенсация шизоида

Единственным способом втереться в доверие к крайне индивидуалистичному шизоиду является безусловное понимание его специфических, но оригинальных взглядов, а также проявление нежной любви. Только таким путем возможно взаимодействие с этим психотипом.

Дезадаптировать шизоида легко, если создать вокруг него хаос. Но если для эпилептоида хаос – это отсутствие упорядоченности, то для шизоида – это любая перегрузка его сенсорных органов. Простыми словами – это создание невыносимой для него ситуации, в которой он вынужден воспринимать много информации. Это может быть общение с непривычно большим количеством людей или «шумовая атака» работающего весь день бульдозера или телевизора – любой фактор, влекущий за собой сенсорную перегрузку.

Расшатать хрупкую психику шизоида можно и другим путем – раскритиковать его точку зрения или даже активно противодействовать воплощению его замысла. Представители этого психотипа не переносят негативной критики и оскорблений, легко выдавая реакцию декомпенсации, которая состоит в еще большем «окукливании», аутизме и погружении в себя на манер улитки.

Довести шизоида «до ручки» унижениями и высмеиванием несложно, но если подобная травля будет продолжаться долго, шизоид может, не сказав ни слова, взять в руки оружие. Это тот случай, когда смеявшийся последним больше не смеется.

Характерные проявления


Агрессия — возможное проявление социальной дезадаптации

Предлагаю Вашему вниманию признаки, характеризующие данное состояние.

  1. Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык. Личность больше не стремится, чтобы ее понимали, ей гораздо проще получить желаемое, используя манипуляцию. Данное проявление несет опасность, как самому человеку, так и его окружению.
  2. Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других. Проще самому все сделать, отсутствуют отношения с другими людьми, человек не заводит новые знакомства.
  3. Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние. Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности.
  4. Нежелание подчиняться к требованиям, принятым в обществе.

Уровни развития школьной дезадаптации

В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.

Педагогический

Педагогический уровень развития школьной дезадаптации

Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

  • невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
  • раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
  • неусидчивость;
  • резкие перепады настроения;
  • быстрая утомляемость;
  • тяжелое пробуждение и засыпание и др.

Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.

Особенности социальной дезадаптации

Говоря о социальной дезадаптации, следует иметь в виду то обстоятельство, что имеются некоторые особенности, которые не так легко победить, как это может показаться на первый взгляд.

Устойчивость

Человек, подвергнувшийся социальной дезадаптации, не может быстро опять войти в коллектив даже при сильном желании. Ему необходимо время для выстраивания собственных перспектив, накопления положительных впечатлений, формирования позитивной картины мира. Чувство ненужности и субъективное ощущение разорванности с обществом – главные особенности дезадаптации. Они будут еще долго преследовать, не отпускать от себя. Дезадаптация на самом деле причиняет много боли личности, поскольку не дает ей расти, продвигаться вперед, верить в имеющиеся возможности.

Сосредоточенность на себе

Социальная дезадаптация

Другой особенностью социальной дезадаптации является чувство замкнутости и опустошенности. Человек, у которого наблюдается полная или частичная дезадаптация, всегда крайне сконцентрирован на собственных переживаниях. Эти субъективные страхи формируют чувство ненужности и некоторой отстраненности от общества. Человек начинает бояться бывать среди людей, строить определенные планы на будущее. Социальная дезадаптация предполагает, что личность постепенно разрушается и утрачивает все связи со своим ближайшим окружением. Потом становится трудно общаться с любыми людьми, хочется куда-то убежать, спрятаться, раствориться в толпе.

Причины развития

Фото 1997Навык приспособления связан с состоянием и развитием психики. Оказать негативное влияние на способность человека реагировать на изменения в окружающей среде и менять сценарий поведения могут:

  1. Психологические патологии. К ним относятся социофобия, повышенная тревожность, депрессия, аутизм и все расстройства, ограничивающие эмоциональное развитие. Чем ниже способность индивида считывать мотивы поведения других людей и их эмоциональные реакции, тем сложнее ему реагировать правильно.
  2. Влияние ближайшего окружения. Родители могут стать причиной абсолютной неспособности ребенка войти в социум. Агрессивное деспотичное поведение взрослых по отношению к ребенку провоцирует развитие у него социопатии. Выросший в подавляющей среде малыш лишен возможности усвоить сценарии нормального поведения. Попадая в общество, ребенок чувствует себя растерянным. Окружающие относятся к социально неадаптированным детям настороженно и даже негативно.
  3. Длительное негативное воздействие. Влияние сложной жизненной ситуации (например, проживание в зоне военных действий или длительное лечение в больнице) снижает когнитивные функции. Человек привыкает жить в условиях ограниченных возможностей. Он частично или полностью утрачивает способность правильно реагировать на нормальные условия социального взаимодействия.

Если на человека влияют сразу несколько причин, его способности к приспособлению снижаются резко и быстро. Он не может находится в социуме, не чувствует себя частью общества. Это подталкивает его к выбору одного из негативных сценариев поведения, по которому можно диагностировать наличие расстройства.

Подстройка и декомпенсация эмотива

Всегда этичные, мягкие и неконфликтные эмотивы с готовностью впустят в свое пространство людей, которые демонстрируют высокие идеалы и цели. Представители этого психотипа – интеллигенты до мозга костей, которые ценят культурное, сердечное и вежливое отношение.

И хотя подстроиться к ним хулигану или казанове вряд ли получится, если они – не прирожденные мастера обмана, именно такой способ манипуляторы используют для декомпенсации эмотивных людей. Стоит лишь проявить в общении с ними грубость, хамство, негативную критику, открыто заговорить о вещах, которые они считают низменными и грязными, – чтобы их нервная система пошатнулась.

Также эмотивы крайне болезненно переносят чрезмерные нагрузки. Поставьте такого человека в условия жесткого дедлайна, лишите законного отдыха или времени на обдумывание решения, и он наверняка выдаст дезадаптивную реакцию вплоть до нервного срыва.

Патогенная дезадаптация: когда болезнь мешает приспособиться в обществе

Этот вид, как уже было указано выше, возникает при нервных и психических расстройствах. Проявление дезадаптации из-за болезни порой становится хроническим, поддающимся лишь временному купированию.

Так, например, олигофрения отличается отсутствием психопатических наклонностей и расположений к преступлениям, однако умственная отсталость такого больного, несомненно, мешает его социальной приспособленности. Именно поэтому данная категория детей вынесена психологами в отдельную программу, по которой должна производиться профилактика дезадаптации:

  • Диагностика болезни до ее полного прогрессирования.
  • Соответствие учебного плана возможностям ребенка.
  • Ориентированность программы на трудовую деятельность – доведение трудовых навыков до автоматизма.
  • Социально-бытовое обучение.
  • Педагогическая организация системы коллективных связей и отношений детей-олигофренов в процессе какой-либо их деятельности.

Подстройка и дезадаптация истероида

Помня о том, что подстройка – это способ наладить с человеком контакт, а дезадаптация – его реакция на стрессовую ситуацию, нужно отметить, что расположить к себе истероида намного проще, чем представителей остальных психотипов.

Демонстративный истероид будет на седьмом небе от счастья, если ему хорошенько польстить. Обилие комплиментов мгновенно произведет нужное действие: истероид растает и полюбит льстеца своей быстро преходящей, ветреной любовью.

Разговор с людьми такого склада должен вращаться вокруг их царственной персоны: нужно все время интересоваться их жизнью, делами и здоровьем, ведь вся остальная информация проходит мимо ушей истероидов.

Надежным способом расположения послужат подарки, которые этот психотип обожает. Это справедливо и для первой 16-летней любви, и для делового партнера, с которым нужно подписать выгодный контракт.

Что касается «крючков», за которые истероида можно «подцепить за жабры» и вызвать тем самым тотальную дезадаптацию, то прежде всего нужно лишить его какого-либо внимания. Такой поворот событий действует на истероида, как время – на букет цветов, – он быстро увядает и декомпенсируется. Невнимание и лишение общения – его самый уязвимый «пунктик».

Плохо справляется истероид с неопределенностью и затянутым ожиданием. Переживая от этого дистресс, он стремится переключиться на другое дело и теряет равновесие.

Если вам нужно выжить истероида с занимаемой должности, достаточно создать для него на работе цейтнот или существенно повысить рабочую нагрузку. Будьте уверены – он этого не перенесет и уволится. Впрочем, на новом месте его тоже не трудно будет «подсидеть».

Дискомфорт ощущается истероидом и тогда, когда он вынужден терпеть нечто грязное, вульгарное или некрасивое. Холостяцкая кухня со всеми своими прелестями – немытой посудой, паутиной и пылью – тяжелое испытание для него.

Диагностика

Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго.

Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.

Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k » свойственна социальная форма неприятия, «d » — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.

Уровни

dezadaptaciya-v-obshhestve.jpg

Первый

Названия: начальный этап, скрытый, нижний, латентный.

Признаки: не выявляются, так как всё происходит внутри человека. Он начинает задумываться о том, что боится или не хочет строить отношения с окружающими. На этом уровне чётко обозначается причина, из-за которой впоследствии произойдёт обрыв связей с другими.

Как интерпретируют начальный этап социальной дезадаптации в психологии: его сравнивают с латентной, инкубационной стадией болезни, когда вирус уже попал в организм, но пока ещё только подготавливает почву для своей активации.

Коррекция: социальная дезадаптация ещё не диагностируется, а вот причина, которая послужила толчком, может быть выявлена и устранена (если это возможно). Если это произойдёт, человек сможет и дальше беспрепятственно налаживать контакты и строить отношения в социуме, благополучно живя по его правилам.

Второй

Название: «половинный» уровень.

Признаки: дезадаптивные пертурбации дают о себе знать, но носят временный характер вспышек. Человек может закрыться в своей комнате и не выходить оттуда несколько дней, отказываясь общаться вживую, по телефону, в соцсетях. Но потом ведёт себя, как обычно: улыбается, разговаривает, шутит, встречается с друзьями.

Как интерпретируют: как продромальный период болезни, когда себя проявляют её «предвестники». Но сам диагноз поставить ещё трудно, потому что симптомы слишком неспецифичны и типичны для многих других недугов. Ведь каждому человеку в определённый момент может стать плохо и он не захочет ни с кем общаться. Это ещё не значит, что он социально дезадаптирован.

Коррекция: если социально дезадаптированный на данном этапе посещает психолога или делится с кем-то своими переживаниями, специалист и близкие могут увидеть начало развивающейся проблемы. Надо лишь связать фактор-провокатор и эти самые «предвестники». В этом случае с помощью бесед и поддержки со стороны друзей развитие отклонения можно остановить.

Третий

Название: устойчиво входящий.

Признаки: социальная дезадаптация проявляется и становится заметной всем окружающим. Её характерные черты позволяют чётко увидеть проблему. Человек рвёт прежние контакты, не заводит новых, сторонится людей. С точки зрения психики, разрушаются все те адаптивные механизмы, которые формировались до этого момента годами.

Как интерпретируют: как период полного развития болезни, когда признаки ярко выражены и позволяют поставить правильный диагноз.

Коррекция: займёт много времени, но приведёт к успешным результатам. Без психолога и поддержки близких невозможна. Основная задача — не дать нарушениям перейти на следующий уровень развития и стать закрепившимся паттерном поведения.

Четвёртый

Название: закрепившаяся социальная дезадаптация.

Признаки: закрытость человека от других распространяется на большинство сфер его жизни. Он может отказаться от общения даже с самыми близкими людьми (родителями, детьми, супругом/-ой). Нередко перестаёт ходить на работу, в школу, в магазин — лишь бы избежать столкновения с социумом.

Как интерпретируют: как переход болезни в хроническую форму.

Коррекция: длительная (от полугода и больше), затруднена устойчивыми паттернами поведения. Данную работу в обязательном порядке должен поводить психолог. В самых запущенных случаях — психотерапевт. Чтобы докопаться до истинной причины, которая привела к этому, нередко задействуется гипноз.

Причины школьной дезадаптации

Причины школьной дезадаптации

Мнения психологов о возможных причинах возникновения школьной дезадаптации разнятся. Одни считают, что единственная проблема школьной дезадаптации — дидактогенные нарушения: противоречие между требованиями образовательной среды и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка. Другие же склоняются, что существует целый ряд предпосылок школьной дезадаптации, которые приводят к возникновению этого явления.

К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:

  • недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;
  • низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
  • поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;
  • влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;
  • влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;
  • социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;
  • любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);
  • неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).

4

Профилактика дезадаптации

Цель профилактических мер дезадаптации — предотвращение развития факторов, негативно влияющих на процессы вхождения человека в новую среду (школьную, профессиональную). В отдельных случаях требуется объединение усилий не только руководителей учреждения, но и семьи, психологов, педагогов, представителей органов охраны детства и правопорядка, членов социума, позитивно настроенных к его дезадаптированному члену.

Программа профилактики дезадаптации членов коллектива должна включать в себя меры по созданию комфортных условий обитания, формирование положительного психологического климата, педагогическую работу с семьей и ее отдельными членами.

Формы работы — индивидуальные и коллективные, групповые. Это могут быть беседы, консультации, тренинги, целенаправленные досуговые мероприятия, формирование традиций. Их цель — воспитание определенных качеств личности, формирование таких черт характера, которые позволят индивидууму чувствовать себя равноправным в обществе в целом и в узкой социальной группе.

Большое значение следует придавать своевременному выявлению фактов недоброжелательных, пренебрежительных отношений среди членов коллектива, их негативного психоэмоционального состояния. Периодический психологический мониторинг группы и отдельных ее членов гарантирует возможности индивидуального роста, предупреждает внутренние и внешние конфликты, негативно влияющие на качество и производительность учебного или любого другого труда.

Классификация

В зависимости от причин:

  • физиологическая / патогенная;
  • социально-психологическая.

В зависимости от характера проявления:

  • поведенческая / явная;
  • глубинная / скрытая.

В зависимости от области проявления:

  • мировоззренческая / социально-идеологическая;
  • коммуникативная;
  • субъектно-личностная.

По глубине охвата:

  • общая / полная;
  • частная / частичная.

По характеру возникновения:

  • первичная;
  • вторичная.

В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.

Терапия заболевания

Лечение расстройств адаптации требует использовать психотерапию. Рекомендуется проводить групповую терапию для пациентов, которые переживают одинаковый стресс, например, у пенсионеров или людей, имеющих одинаковое хроническое заболевание. Индивидуальная психотерапия направлена на то, чтобы человек начал понимать, что возникновение заболевания наблюдается при стрессе. Это основная причина патологии. Если методы лечения подбираются правильно, то у пациента появляется сила и выдержка, с помощью которых проводится борьба со стрессом.

Во избежание вторичной выгоды рекомендуется правильное проведение психиатрического решения. Успешной терапия заболевания будет при внимательном и трепетном отношении доктора к пациенту. При появлении симптомов вторичной выгоды процесс лечения осложняется.

Если диагностируются тревожно депрессивные расстройства, то это требует медикаментозной терапии. Пациентам рекомендован прием антитревожные препаратов, трициклических агентов, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.

При дезадаптации пациент может становиться чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению правонарушений и т.д. Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и стараться их оправдать перед правоохранительными органами. При такой линии поведения доктора эмоциональное состояние человека не улучшается. Кроме того, он не критикует себя, и такое неприемлемое в социуме поведения становится нормой для него.

Дезадаптация – это опасный патологический процесс, который имеет смытую клиническую картину. Именно поэтому патология часто диагностируется несвоевременно. Выбор метода лечения должен проводиться доктором, что обеспечит его результативность.

Классификация

В общепринятую психологическую классификацию дезадаптации входят:

  1. Социальная — разрыв связи с обществом. Основной симптом — асоциальное поведение, неприятие правил общества.
  2. Психическая — отклонение, выраженное в неадекватной реакции. Человек не способен контролировать свое поведение и эмоции.
  3. Психосоциальная — невозможность следовать социальным нормам из-за личностных деформаций.

Часто виды дезадаптации неразличимы, поскольку человек демонстрирует целый комплекс симптомов, соответствующих сразу всем видам отклоненассоий. Лечение в этом случае значительно осложняется и требует больше времени.

К вопросу классификации единого подхода в психологии нет. Например, Коган в своих трудах различает психогенную, невротическую, психопатическую, органическую (в зависимости от причин развития) формы. Однако подробное описание всех этих типов отсутствует.

Чаще всего в литературе и на практике используется классификация С. А. Беличевой. Согласно ей, школьная дезадаптация бывает:

  • патогенной: результат фобий и нарушений ЦНС, головного мозга, анализаторов;
  • психосоциальной: следствие полового созревания, ярких акцентуаций характера, нездоровых проявлений эмоций, недостаточного умственного развития;
  • социальной: формируется из-за отсутствия элементарного воспитания, ценностных ориентаций, асоциального поведения, деформации социальных установок.

В основе данной классификации также лежит оценка причин, приводящих к развитию поведенческих нарушений. Каждый из этих видов характеризуется разными проявлениями.

Профилактика нарушения

Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

Профилактика социальной дезадаптации

Закрываясь от мира, человек неосознанно усложняет себе жизнь. Общение, учеба, работа требуют придерживаться социальных правил, чтобы добиться успеха. Даже есть понятие «полезных знакомств», подразумевающее, что каждый человек приносит пользу.

Общение – это труд, бывает и горький опыт. Он необходим, чтобы сделать свое социальное поведение максимально эффективным, заодно научиться разбираться в людях.

Психический недуг поддается лечению

Психический недуг поддается лечению

Дезадаптации подвергаются как дети, так и взрослые. Причины кроются в воспитании, гормональных изменениях, физических и психических отклонениях, а также получении негативного опыта общения. Однако дезадаптацию можно корректировать, купировать, необходима профессиональная помощь.

Подстройка и дезадаптация гипертима

Расположить к себе гипертима вы вряд ли успеете, потому что он первым сделает это. Стоит только оказаться рядом с неуемным весельчаком, чтобы знакомство завязалось. Вот только трудно обрадоваться такому словоохотливому и обильно жестикулирующему соседу при 10-часовом перелете.

Гипертима дезадаптирует все, что связано с монотонностью, рутиной и постоянством. Если заставить гипертимного ребенка складывать паззл на 1 тыс. кусочков, это будет самым жестоким наказанием.

Еще одним тяжелым (но не настолько тяжелым, как для истероида) дистрессом для этого психотипа служит ограничение общения, которое необходимо ему, как еда и питье.

Интересно, что гипертимы находятся в числе первых, кто прибегает к различного рода зависимостям, чтобы справиться с депрессивными реакциями на ограничения стимулов. Наркотики и алкоголь становятся следствием таких жизненных обстоятельств, при которых они не получают позитивных эмоций от общения, приключений и авантюр, столь любимых ими.

Если шизоид в состоянии стресса замыкается в себе, то гипертим будет вести себя как ребенок, громко взывая к окружающим о помощи. Для него важна реакция других людей, даже если он сам способен решить возникшее затруднение.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

школьный психолог

Единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста не существует. К каждому ребенку должен быть осуществлен индивидуальный подход, т.к. факторы школьной дезадаптации и пути ее коррекции очень разнятся. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи, которая будет рассматривать одновременно медицинский, психологический, педагогический и социальный аспекты.

Основной упор делается на психологическую помощь, поэтому большой пласт работы выполняет именно школьный психолог (при необходимости это может быть частный психолог или психотерапевт). Он подробно исследует основные моменты, связанные с жизнью школьника:

  • изучает социальную среду ребенка и условия его развития;
  • оценивает психофизическое развитие школьника, учитывает индивидуальные особенности;
  • определяет какой характер имеет внутренний конфликт, который и привел к нарушению;
  • выявляет факторы, которые приводят к кризисной ситуации и появлению признаков дезадаптации;
  • составляет индивидуальный план психолого-педагогической коррекции, доводит его до сведения педагогов и родителей.

Психолог практикует множество способов коррекции, чаще всего это могут быть:

  • беседы;
  • арт-терапия;
  • групповой тренинг;
  • ассоциативные методики;
  • игровая деятельность, направленная на сплочение классного коллектива;
  • упражнения на развитие психических процессов, когда это необходимо.

Учителя тоже активно задействованы в коррекционных мероприятиях для конкретного ребенка. Они создают положительные условия для адаптации ученика: комфортную и доброжелательную атмосферу на уроке, доброжелательный климат в классном коллективе, особое внимание к ребенку.

Родители должны участвовать в жизни ребенка, чтобы повысить шанс положительной динамики в развитии нарушения. Без их поддержки результат может оказаться минимальным. Семья должна выстраивать доверительные отношения с ребенком, подбадривать и помогать ему во всех начинаниях, обязательно хвалить. Все замечания должны быть сведены к минимуму или проговариваться спокойно и аккуратно. У членов семьи должно быть совместное времяпрепровождение, занятие какой-либо общей деятельностью.

Проблематика воспитания «неудобных» учеников

Среди исключительных детей особую ступень занимают также и одаренные дети. Проблема в воспитании таких ребят заключается в том, что талант и острый ум – не болезнь, поэтому особого подхода к ним не ищут. Зачастую педагоги лишь усугубляют ситуацию, провоцируя в коллективе конфликты и обостряя взаимоотношения между «умниками» и их сверстниками.

Предупреждение дезадаптации детей, опережающих остальных в интеллектуальном и духовном развитии, заключается в правильном семейном и школьном воспитании, направленном не только на развитие имеющихся способностей, но и таких черт характера, как этичность, вежливость и гуманность. Именно они, точнее, их отсутствие, в ответе за возможное «зазнайство» и эгоизм маленьких «гениев».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...