Причины антиобщественного поведения (делинквентного и девиантного)

Определение девиантного и делинквентного поведения

Психологи выделяют два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность. Люди, далекие от психологии, часто считают эти понятия тождественными, что не совсем верно.

Девиантное поведение – это относительное понятие, подразумевающее под собой несоблюдение определенных общественных норм. Относительным это понятие считается по той причине, что определенные поступки могут иметь неоднозначную трактовку в разных общественных группах: то, что считается нормальным для одних людей, для других – отвратительный и неадекватный поступок.

К неформальным правилам в таком случае относят:

  • национальные традиции и местные обычаи;
  • хорошие манеры и этикет;
  • нормы поведения в каком-либо закрытом обществе.

Термин «делинквентное поведение» происходит от латинского существительного delictum, использующегося в значении «проступок». Обычно этим термином обозначают асоциальное и противоправное поведение, нарушающее общественный порядок и угрожающее правам и свободам других граждан. Этим понятием оперируют не только психологи, но и криминалисты, юристы, социологи, педагоги.

Что собой представляет девиантное поведение?

В наше время в процессе проведения исследований такие понятия, как «девиантное» и «делинквентное» часто соотносят друг с другом. Однако, если не обращать внимание на созвучность и небольшую идентичность, то эти два понятия не имеют ни чего общего.

Замечание 1

Девиантным поведением называются отклонения, которые проявляются в поведении человека или социальной группы и отличаются от общепринятых в этой группе правил, стереотипов, норм, могут также выражаться как непризнание установленной системы ценностей.

Понятие «девиантное поведение» можно рассматривать с нескольких сторон. С одной стороны, данное понятие трактуется как поступок человека, его действия, что не отвечают установленным и формальным правилам и нормам в обществе. С другой стороны, данное понятие означает характерное социальное явление, что проявляется в формах поведения человека и его деятельности. При чем, эти формы не отвечают официально принятым стандартам и правилам, что действуют в отдельном обществе.

При этом нужно понимать, что девиация является отклонением, но при этом не всегда она имеет отрицательный характер. По этой причине выделяют 2 типа несоответствий с социальными правилами:

  • Позитивное несоответствие социальным правилам. Оно направлено на избавление от стандартов и правил, которые уже стали не популярными и устарели. Это помогает качественно поменять социальную систему, ведь без этого общество не сможет в дальнейшем развиваться и перейти на следующий уровень;
  • Негативное несоответствие социальным правилам. Еще одно его название – дисфункциональное, так как этот тип отклонений может привести к дезорганизации социальной системы, с последующим ее неизбежным разрушением. Подобная ситуация становится причиной возникновения у членов общества девиантного поведения, так как их не устраивает сложившееся обстоятельства. Члены общества таким образом выражают свое неудовлетворение.
banner

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Формы девиантного поведения можно разделит на две категории:

  • Негативная форма поведения. К данной категории можно отнести такие формы поведения, как: алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, правонарушения, предательство, проституция, неприличное поведение, самоубийство.
  • Позитивная форма поведения. Она включает в себя: альтруизм, геройство, самопожертвование, научное, художественное и техническое творчество.

Кроме этого, девиантное поведение делиться на следующие типы:

  • Инновация – данный вид поведения говорит о согласии с целями, которые были установлены обществом. Однако, в тоже время происходит отрицание установленных способов, что можно было бы использовать для достижения запланированных целей;
  • Ритуализм – в этом случае происходит отрицание план, которые выстроены в определенной группе. При чем в тоже время бессмысленно преувеличиваются методы, что были предприняты для достижения целей;
  • Ретретизм – данный тип девиантного поведения характеризуется отказом одного человека или группы людей от целей, что были одобрены обществом. В соответствии с этим человек или группа отказывается от общепринятых и знакомых методов достижения целей.

Ретретизм смело можно воспринимать как бунт. При чем в одно время наблюдается отрицание задач и методов их свершения, и в то же время рождается стремление внедрения новых целей и методов. Революционеров смело можно относить к числу бунтарей, так как они стремились в корне изменить все социальные отношения. Кроме этого люди, которые относятся к бунтарям, будут предлагать иные методы по достижению задач, но могут и просто разрушить уже установленные цели, при этом не рассматривая альтернативные варианты.

Причинами девиантного поведения являются:

  • Расстройства, которые возникли во время становления, формирования, развития человека;
  • Воздействие социально-культурных факторов;
  • Воздействие на личность образа существования, семьи и семейных взаимоотношений;
  • Перемены, то возникают под воздействием окружения;
  • Кризис подросткового периода;
  • Участие неформальных группах, что отличаются асоциальной направленностью, а также наличие в молодежных группах антисоциальных правил;
  • Оказание воздействия СМИ (средства массовой информации), распространение сексуальной доступности;
  • Воздействие на личность мира виртуальных игр;
  • Разрушение такого понятия, как «благородство». 

Определение понятия

В любом обществе существует свод традиций и правил, в том числе неписаных, благодаря которым люди могут комфортно уживаться друг с другом. Существуют и механизмы, принуждающие к выполнению этих правил в той или иной форме. Сюда можно отнести не только правоохранительные органы, но и совесть и мораль человека: боязнь осуждения со стороны близких или угрызений совести – фактор, который часто заставляет следовать общепринятым нормам.

Общество, которое переживает постоянные реформы, более подвержено проявлениям делинквентного поведения. Такое явление закономерно: старые нормы поведения уже отменили, а новые еще не прижились, так как не успели укорениться в сознании обывателей. По этой причине любые реформы и революции сопровождаются ростом уровня преступности на фоне делинквентности населения. Как пример за форму делинквентности можно взять хронически высокий уровень преступности в Бразилии, что обусловлено экономическим неравенством граждан и регулярной сменой политических режимов.

Причины возникновения делинквентности

Делинквентный тип девиантного поведения возникает как у взрослых, так и у подростков. Выделить одну причину такого социального поведения нельзя, — на его развитие влияют многие факторы, создавая взаимосвязанные комплексы.

Психофизиологические:

  • тип и характер личности;
  • уровень тревожности;
  • физические заболевания и особенности;
  • зависимости (алкогольная, наркотическая, игромания и пр.).

Семейные:

  • развод родителей, появление партнера у одинокого родителя;
  • уход из жизни близкого родственника;
  • недостаток воспитания, дурной пример родителей;
  • домашнее психическое и физическое насилие;
  • зависимости родителей, неблагополучная семья.

Социально-экономические:

  • социальное неравенство, деление на богатых и бедных;
  • безработица, недостаток средств;
  • этнические конфликты.

Признаки

Признаки делинквентного поведения:

  1. Антиобщественный характер деяния. Гражданин совершает действия, которые направлены на нарушение существующих в обществе устоев, норм морали и этики.
  2. Нарушение норм закона. Совершаемые действия носят не только антиобщественный, но и преступный характер.

    Помимо нарушения неписаных общественных устоев происходит и совершение противоправного поступка, влекущего за собой наступление юридической ответственности.

  3. Демонстративность. Как правило, деяния носят демонстративный характер.

    Общие признакиПри их совершении преступник стремится привлечь внимание к себе, вызвать осуждение общества.

  4. Осознанность действий. В большинстве случаев (за исключением случаев, когда правонарушитель признан недееспособным) преступник отдает себе полный отчет в том, что его действия являются противозаконными.

к содержанию ↑

Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство». Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов.

Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов. Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Диагностика

Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
  • методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
  • для младших школьников — проективные методики;
  • методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
  • методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
  • Шкала манипулятивного отношения (Банта);
  • тест агрессивности (Басса–Дарки)
  • тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
  • таблицы Шульте;
  • методика Люшера;
  • шкала Векслера;
  • тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
  • карта наблюдений Стотта.

Методов диагностики огромное количество. Специалисты подбирают их в соответствии с каждой конкретной ситуацией.

Как предупредить развитие нарушений?

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

  1. Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
  2. Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
  3. Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком. Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
  4. Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.
  5. Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.
  6. Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.

Виды делинквентного поведения

Аддикция. Под этим термином психологи в первую очередь подразумевают пагубные зависимости. К таким относят алкоголизм, наркотическую зависимость, различные формы сексуальной и пищевой зависимости, игроманию. Одной из форм аддикции становится принадлежность человека к какой-либо секте. В случаях аддикции наблюдается добровольное дистанцирование человека от общества, стремление к жизни в мире искаженной реальности.

Дисциплинарные нарушения. Дисциплинарные проступки включают в себя умышленное нарушение утвержденного распорядка, невыполнение трудовых и общественных обязанностей, систематические опоздания, игнорирование техники безопасности.

Административные правонарушения. К этой категории относят нарушения общественного порядка, влекущие за собой административную ответственность. К их числу можно отнести распитие спиртных напитков в общественных местах, нецензурную брань, нарушение правил дорожного движения.

Преступления. Все деяния, наказания за которые предусмотрены Уголовным кодексом государства, в котором находится человек, попадают под категорию преступлений. Преступлением считаются особо серьезные правонарушения, влекущие за собой тяжелые последствия.

Виды асоциального поведения

Отсутствие способности к социальной адаптации выражается в использовании незаконных средств для достижения целей. К примеру, чтобы добиться хорошего общественного положения, власти, богатства, не имея возможности достичь этого законными средствами, человек преступает через мораль и закон.

Отсутствие желания жить по общественным нормам выражается в открытом протесте, демонстративном неповиновении: это экстремизм, терроризм и другие формы неприятия общественных ценностей.

С этой точки зрения допустимо выделить несколько видов нарушений в результате асоциального поведения:

  • аморальные;
  • аддиктивные;
  • противоправные;
  • преступные.

Бродяжничество, проституция, беспорядочные половые контакты, принадлежность к сексуальным меньшинствам – признаки аморального человеческого образа жизни. Зависимости, в результате которых член общества уходит от реальности (наркомания, алкоголизм, игромания и т. д), имеют прямое отношение к аддиктивному поведению. Хулиганство, мелкие кражи, грабежи, оскорбления, угон транспорта в качестве развлечения относятся к противоправным действиям. К преступному поведению относятся поступки, совершение которых преследуется по закону.

Проявление асоциального поведения

Проявление асоциального поведения

Как различать два понятия?

В чем же различие между девиантным и делинквентным поведением?

Девиантное и делинквентное поведение можно отличить по следующему принципу: девиантность относительна, а делинквентность абсолютна. Отношение между ними, как отношение между частным и целым, родом и видом.

Любое противоправное антиобщественное действие — есть отклонение, но не каждый отклоняющийся поступок представляет собой делинквентность. Что-то, являющееся привычным для одного индивида или группы, может расцениваться как противоестественное для другого человека или субкультуры.

Разница этих понятий заключается в том, что проблема девиантного свойства относится лишь к культурологической составляющей отдельных объединений. Делинквентность имеет прямое отношение к необходимости соблюдения нормативно-правовых актов.

Классификация короленко и донских

В 1990 году Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили следующие типы и виды девиантного поведения:

  1. Нестандартное поведение. К нему относятся действия, которые не вписываются в рамки социальных стереотипов поведения, но играют позитивную роль в процессе развития общества.
  2. Деструктивное поведение. Делится на внешнедеструктивное (предполагает нарушение социальных норм); аддиктивное (аддиктивный тип девиантного поведения предполагает использование специфической активности или каких-либо веществ с целью получения желаемых эмоций и ухода от реальности); антисоциальное (сопровождается нарушение законов и прав других людей); внутридеструктивное (направлено на дезинтеграцию самой личности).

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия — асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

социальная изоляция

По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и криминальные поступки. Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.

Отличие от девиантного

Отличие от девиантного поведения

Чем отличается девиантное поведение от делинквентного?

Девиантным поведением называют нарушение существующих в обществе норм, устоев и правил, которое не влечет за собой нарушение закона и наступление юридических последствий.

Например, формой девиантного поведения является систематическое употребление несовершеннолетним лицом спиртных напитков.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, проявляется в совершении не только асоциальных поступков, но и правонарушений, за которые назначается соответствующее наказание (штраф, лишение свободы). Например, нарушение правил дорожного движения.

Иными словами, девиантное поведение — это первый вид делинквентного поведения — дисциплинарные проступки. Чаще всего подростки склонны к проявлению именно девиантного поведения.

Оно может легко перерасти в делинквентное поведение, если вовремя не вмешаются родители, педагоги, представители правоохранительных органов.

к содержанию ↑

Последствия

Люди, страдающие девиантным поведением, — глубоко несчастны. Им приходится расплачиваться за свои поступки всю жизнь. Но самое главное — последствия не ограничиваются одной только личностью. Они охватывают окружающих и всё общество в целом:

  • на уровне личности: физическое истощение организма, психические расстройства, социальная дезадаптация, одиночество, смерть;
  • на уровне окружающих: риск смерти и насилия, страдания и переживания родных и близких;
  • на уровне общества: криминализация.

Девиация является не только диагнозом, требующим лечения. Это глобальная проблема современного общества. Психологи и социологи уже давно призывают решать её комплексно, на уровне государства, начиная ещё со школы. Программы профилактики наподобие той, которая была приведена выше, реализуются единицами образовательных учреждений.

Примеры делинквентного поведения

Признаками поступков, противоречащих принятым нормам, является то, что люди совершают их нарочито, напоказ, желая привлечь внимание как можно большей части общественности. При этом нарушители хорошо отдают себе отчет в своих действиях.

Примерами таких действий могут быть:

  • творчество, дестабилизирующее общественное спокойствие («желтая» журналистика, создание фейковых новостей, неприемлемые изображения, «мемы», порносайтов и другого запрещенного контента);
  • киберпреступления — «хакерство»;
  • аддикция;
  • дисциплинарные и административные правонарушения;
  • жестокое обращение с животными;
  • побеги из дома, попрошайничество;
  • проституция;
  • вандализм;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, неприятие своего тела, суицид;
  • участие в подготовке и исполнении терактов.

С развитием Интернета и социальных сетей наблюдается вовлечение молодежи во многие виды деятельности, направленные на дестабилизацию общественного спокойствия, поэтому диагностика и профилактика асоциального поведения должны начинаться до вступления детей в подростковый возраст.

Механизмы и стратегии контроля

Государство может использовать определенные механизмы и стратегии для изменения ситуации, предотвращения ее усугубления. Существует принципиальная разница в применении механизмов и стратегий.

Механизмы и стратегии контроля ситуации

Механизмы , это определенные, конкретные способы воздействия, носящие принудительный или обязательный характер.

Механизмы, которые должно применять общество для снижения количества проявлений делинквентного поведения:

  • усиление системы наказаний за совершенные деяния,
  • осуществление косвенного контроля за индивидами, входящими в группу риска, посредством их внедрения в группы законопослушных лиц.

Стратегии , это общий план действий, рассчитанный на длительный период времени и направленный на достижение цели. Стратегии уменьшения числа делинквентов в обществе могут быть следующими:

  1. Повышение общего культурного уровня нации. Чем выше уровень духовного развития человека, тем меньше вероятность того, что он совершит асоциальный поступок.
  2. Улучшение качества жизни населения, в результате которого повысится уровень материального благосостояния нации, и потребность в совершении противоправных действий для получения различных благ снизится.
  3. Легализация форм поведения, являющихся асоциальными, но не влекущих за собой наступление юридических последствий: бродяжничества, проституции, гомосексуализма. Возможность действовать без прикрытия наделит представителей данных социальных групп и субкультур полноценными правами в обществе.

    Это избавит их от необходимости нарушать закон в стремлении скрыть от общества свои наклонности и интересы.

  4. Разработка системы всесторонней поддержки: наркологической, психологической и т.д. Поддержка должна быть направлена на облегчение социализации, адаптации в обществе граждан с различными проблемами.

Изучение детской преступности

Изучение детской преступности

Антиобщественные действия молодёжи отличаются повышенной агрессивностью и представляют особую опасность в силу целого ряда причин психологического и социально-экономического характера. Стремление к независимости, самоутверждению во взрослом мире при отсутствии достаточно развитых чувств самоконтроля, ответственности, сопереживания принимают формы насильственного достижения целей. А в связи с тем, что оценить возможные последствия ребёнок не в состоянии в силу отсутствия необходимого опыта, возникает высокая вероятность нарушения им закона.

Возникновение проблемы

Кризис переходного возраста, когда подросток начинает осознавать себя личностью и бунтовать против «детских», по его мнению, ограничений, неизбежно приводит к конфликту с социумом, в котором он реализуется. Противостояние усугубляется появлением взрослых потребностей и невозможностью удовлетворить их из-за общественных запретов. В РФ социально приемлемой границей для употребления алкоголя, табака и вступления в половые отношения считается восемнадцатилетие, хотя потребность у молодых людей может возникнуть намного раньше.

И ради удовлетворения своих желаний они способны пойти на нарушение запретов, что легко может привести к противоправным и уголовно наказуемым деяниям. Разница будет только в степени агрессивности и размерах наносимого нарушителями ущерба. А это зависит от условий формирования делинквентного поведения каждого индивида и определяется следующими причинами:

Кризис переходного возраста,

  1. Психофизиологическими: тип личности, уровень тревожности, наличие зависимостей (игровой, компьютерной, наркотической), отклонения в физическом развитии.
  2. Социально-экономическими: хронический недостаток средств к существованию, социальные незащищённость и неравенство, межнациональная рознь.
  3. Семейные: недостаток воспитания, домашнее насилие, развод или смерть близкого человека, конфликты в неблагополучной семье, дурной пример старших.

Как пример, можно привести судьбу идола панк-движения Сида Вишеса, бас-гитариста Sex Pistols, девиантность которого использовалась, как элемент пиара группы. Он воспитывался матерью-одиночкой, на примере и с помощью которой рано пристрастился к наркотикам. В своём творчестве выступал против лицемерия и ханжества общества, нарушая все известные табу.

Был склонен к саморазрушению (на сцене бритвой резал кожу на руках и груди). Постоянно участвовал в стычках и драках. Всё это закончилось деликтом — совершением убийства своей подруги и ранним уходом музыканта из жизни (в 1978 г. ему было 21) от передозировки героином.

Типология правонарушителя

Чаще всего стиль поведения подростка возникает под влиянием старших приятелей и морали коллектива, в котором он оказывается. Повышенный гормональный фон толкает его на неоправданный риск, хулиганские, противоправные поступки, чтобы закрепиться в компании и иметь право называться «своим». Склонность к агрессивности, холерический тип, стремление к авантюрам и отрицание различий, принятых в обществе, — особенности, на почве которых развивается девиация любой личности. По степени опасности выделяют 3 группы делинквентов:

Склонность к агрессивности у подростков

  1. Незначительные, которые характеризуются наличием у подростка некоторых моральных устоев, что в случае совершения проступка приводит к нравственным переживаниям.
  2. Бессознательные, лишённые угрызений совести и поводов к внутреннему конфликту. Для них свойственно потакание собственным желаниям и групповой (анонимный) характер действий.
  3. Осознанные, представляющие наиболее законченный тип нарушителя, цинично относящегося к жизни. В угоду своим ярко выраженным потребностям способны легко преступить закон.

Советский психиатр Н. И. Озерецкий исследовал вопрос детской преступности с точки зрения степени выраженности и воздействия на деформацию психики. В 1932 году он определил и предложил градацию, актуальную и по сегодняшний день. Она делит малолетних преступников на следующие категории:

  • случайные;
  • привычные;
  • стойкие;
  • профессиональные.

Изучение психотипа личности способствует диагностике его отклонений и определению способов лечения на ранней стадии заболевания.

Информационное воздействие

Формирование детской психологии СМИ, телевидение,

Огромное влияние оказывают на формирование детской психологии СМИ, телевидение, кино, компьютерные игры, а в последнее время ещё и контент социальных сетей. Распространение материалов со сценами насилия, роскоши, порнографии, жестокости — мощнейший раздражитель для необладающего критическим мышлением сознания. Подростка влекут примитивные внешние проявления «красивой жизни», а иллюзорная лёгкость их достижения криминальными средствами подталкивает к действиям.

И он абсолютно искренне может считать себя невиновным, даже совершив серьёзное или тяжкое преступление, если видел на экране оправдание такому проступку. В этом случае примером поведения взрослого героя с него сняты моральные и нравственные барьеры, а насилие становится средством достижения ложно понятой справедливости. Достаточно вспомнить сумасшедшую популярность в РФ сериала «Бригада» и массу подражателей его персонажам, создававших криминальные группировки по всей стране.

Способы борьбы с нарушениями

Наиболее общественно опасными являются такие формы делинквентного поведения, как преступность, проституция и наркомания. Длительное исследование этих отклонений показало, что искоренить их в обществе невозможно, но они поддаются контролю и профилактике. Государство выбирает 3 основных метода воздействия:

Профилактика подростковой делинквентности

  1. Полный запрет и наказание за его нарушение.
  2. Проведение разъяснительной и образовательной работы.
  3. Частичное разрешение на официальном уровне при надлежащем медицинском наблюдении.

Последнее распространяется в основном на секс-индустрию и употребление лёгких наркотиков, что с экономической точки зрения приносит определённые выгоды стране. В Голландии, к примеру, разрешение на эти виды деятельности составляет значительный процент налоговых сборов и способствует притоку туристов.

Сходясь во мнении, что только устойчивые моральные принципы способны удержать индивида от совершения преступления, психологи акцентируют внимание на работе с детьми. Взрослого человека с устоявшимися взглядами и сложившейся психикой перевоспитать практически невозможно, а вот ребёнок ещё подвержен коррекции и потому именно на профилактике подростковой делинквентности необходимо сосредоточить внимание как правоохранительным органам, так и воспитательным учреждениям.

Примеры делинквентного поведения

Наиболее яркие примеры делинквентного поведения:

  • жестокое обращение с животными;
  • насильственные действия в семье;
  • занятие проституцией;
  • вандализм;
  • умышленная дестабилизация ситуации в обществе в кризисные времена;
  • создание фейковых новостей;
  • алкоголизм, наркомания и их последствия;
  • попрошайничество;
  • участие в террористических группировках;
  • создание и распространение порнографических материалов;
  • склонение к суицидальным действиям;
  • другие административные и уголовные правонарушения.

Одна из важнейших причин делинквентности – искаженное моральное сознание человека. Склонность к таким проявлениям формируется еще в совсем юном возрасте, поэтому профилактику поведенческих отклонений нужно проводить с ранних лет жизни ребенка.

Регулирование и коррекция поведения людей, склонных к проявлению делинквентности, происходят посредством установления законодательных норм. Люди, не соблюдающие традиционные поведенческие нормы, подвергаются общественному осуждению, что на ранних этапах проявления делинквентности также бывает эффективным.

Причины делинквентного поведения

Специалисты, изучающие делинквентное поведение, выявили целый ряд причин, которые могут объяснить появление отклонений в поступках человека.

  1. Главным толчком к развитию делинквентного поведения становится несоответствие между целями в жизни и возможностями, мешающими их исполнению.
  2. Если рассматривать асоциальное поведение как реакцию на конфликт интересов, человека, который ведет себя неподобающим образом, можно оценивать как несчастного индивидуума, с конфликтом между внутренним миром и общепринятой культурой вокруг него.
  3. Другой причиной делинквентности можно считать неравенство между социальными слоями общества.
  4. Замечено, что рост проявлений делинквентного характера ярко выражается в период нестабильной обстановки в стране, перемен в обществе, смены правительства и власти.

Ребёнок в детском саду ударил другого ребенка или оскорбил

Это пример влияния не общества в целом, так как ребенок достаточно мал, чтобы иметь возможность опыта общения с ним, но на него оказывают влияние родители, родные, соседи, и возможно СМИ. Сегодня детям часто разрешают смотреть телевизор. Ребенок в процессе развития и научения черпает опыт окружающих его людей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...