потребность

Содержание
  1. Определение потребностей.
  2. Проявления
  3. Определение понятия потребности
  4. Что это такое?
  5. Need
  6. Необходимость
  7. Психологическое определение потребности
  8. Другие представления о потребности
  9. Потребности в психологии
  10. Классификации потребностей
  11. Интересы и склонности
  12. Потребности человека — что это?
  13. Концепция потребностей создается по определенным законам:
  14. Роль потребностей в жизни человека
  15. Биологические потребности
  16. Потребность в движении
  17. По степени реализации
  18. Появление
  19. Потребности человека
  20. Как потребности влияют на сознание
  21. Многообразие потребностей
  22. Потребность в безопасности
  23. Развитие потребности
  24. Материальные потребности
  25. Виды
  26. Первичные потребности
  27. Мотив поведения
  28. По субъектам
  29. Виды потребностей
  30. Теория А. Маслоу
  31. Теория К. Алдерфера
  32. Теория Э. Фромма
  33. Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда
  34. Потребность в достижении
  35. Потребность в присоединении
  36. Потребность во власти
  37. Потребность в уважении
  38. Духовные стремления
  39. Потребность в эмоциях
  40. Можно ли управлять своими потребностями
  41. Концепции мотивации.
  42. Литература.
  43. Основные способы и средства удовлетворения потребностей
  44. Формирование потребностей человека
  45. Эстетические потребности
  46. Нереализованные потребности
  47. По объектам
  48. Иерархия интересов
  49. Потребность в творчестве
  50. Самоактулизация
  51. Признаки успешной реализации интенций

Определение потребностей.

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

* биологические (витальные)

* информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

Проявления

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

Определение понятия потребности

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).

Что это такое?

Что это такое: определение

Что означает понятие «потребность»? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.

Если в определённый момент они отсутствуют — это вызывает состояние нужды.

В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.

Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.

Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.

Удовлетворение потребности сопровождается положительными эмоциями, в противном случае — отрицательными.

Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении, другие по ходу дальнейшей жизни.

С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.

к содержанию ↑

Need

Необходимость

2.1. Необходимость (потребность) – это то, что необходимо организму для того, чтобы жить здоровой жизнью. Needs (потребности) отличаются от желаний (want). В случае необходимости [потребности] дефицит [недостаток] вызывает явный неблагоприятный исход: дисфункцию или смерть. Другими словами, потребность – это нечто, необходимое для безопасной, стабильной и здоровой жизни (например, воздух, вода, пища, земля, жилье), в то время как желание – это desire (вожделение – чувство страстного желания или надежды), wish (надежда или желание чего-то) или aspiration (стремление). Когда потребности или желания (needs or wants) подкрепляются покупательной способностью, они потенциально могут стать экономическими требованиями.

2.2. Для жизнедеятельности организма необходимы такие основные потребности, как воздух, вода, пища и защита от экологических опасностей. Помимо основных потребностей (needs), люди также имеют потребности социального или общественного характера, такие как потребность человека в социализации или принадлежности к семье или группе. Потребности могут быть объективными и физическими, такими как потребность в пище, или психологическими и субъективными, такими как потребность в самоуважении.

2.3. Потребности и желания являются предметом интереса и образуют общий субстрат для областей философии, биологии, психологии, социальных наук, экономики, маркетинга и политики.

Содержание

1 Психологическое определение потребности

2 Определение потребности Дояла и Гофа

3 Другие мнения о потребности

4 Ссм. также

5 Примечаний

6 Ссылок

7 Внешних ссылок

ПЕРЕЙТИ в раздел ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Психологическое определение потребности

3.1. Потребность для большинства психологов – это психологическая особенность, которая побуждает организм к действию в направлении достижения цели, придавая цель и направление поведению.

3.2. Наиболее известная академическая модель необходимостей (academic model of needs) была предложена психологом Абрахамом Маслоу (Abraham Maslow)в 1943 году. Теория Маслоу предполагала, что у людей есть иерархия психологических необходимостей (потребностей), которые варьируются от основных физиологических или низших потребностей, таких как пища, вода и безопасность (например, жилье), до потребностей более высокого порядка, таких как самоактуализация.

Иерархия потребностей Маслоу

Иерархия потребностей Маслоу

3.3. Люди, как правило, тратят большую часть своих ресурсов (время, энергию и финансы), пытаясь удовлетворить эти основные потребности до того, как потребности более высокого порядка в принадлежности, уважении и самоактуализации станут значимыми.[1] Подход Маслоу – это обобщенная модель для понимания человеческих мотиваций в самых различных контекстах, но она должна быть адаптирована к конкретным контекстам. Хотя модель Маслоу интуитивно привлекательна, ее было трудно реализовать экспериментально.

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу из русскоязычной Википедии

Развитием Теории Маслоу в дальнейшем занимался Клейтон Альдерфер (Clayton Alderfer).

3.4. Академическое изучение потребностей (необходимостей), находившееся в зените своего развития в 1950-е годы, сегодня привлекает к себе все меньше внимания со стороны психологов. Одно исключение касается работы Ричарда Сеннетта о важности уважения.

3.5. Одна из трудностей психологической теории потребностей состоит в том, что понятия “потребности” могут радикально отличаться в разных культурах или среди разных частей одного и того же общества. Психологическую теорию человеческих потребностей, которая оказалась совместимой с теорией Doyal-Gough, смотрите в разделе self-determination theory (теория самоопределения или (теория самодетерминации как способность индивида к осуществлению и переживанию выбора[).

Определение потребности от Doyal и Gough

4.1. Второй взгляд на потребности представлен в работе профессора политической экономии Ian Gough, который опубликовал работу на тему – человеческие потребности в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния (Welfare_state), а так же вместе с профессором медицинской этики Len Doyal предлож концепцию – A Theory of Human Need.

4.2. Их взгляд на потребность выходит за рамки акцента на психологии: можно было бы сказать, что потребности индивида представляют собой “издержки человеческого существования” в обществе. Человек, у которого нет удовлетворенных потребностей, то есть – a “needy” person (“нуждающийся” человек), будет плохо функционировать в обществе.

4.3. По мнению Гофа (Gough) и Дойла (Doyal), каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы избежать серьезного вреда, который мешает ему стремиться к достижению своего видения того, что такое добро, независимо от того, что именно это может быть. Эти усилия требуют наличия потенциала для участия в той социальной обстановке, в которой живет индивид. Более конкретно, каждый человек должен обладать как физическим здоровьем, так и личной автономией. Последнее предполагает способность делать осознанный выбор в отношении того, что должно быть сделано и как его осуществлять. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможностей для участия в общественной деятельности и коллективном принятии решений.

4.4. Как удовлетворяются такие потребности? Дойл и Гоф указывают на двенадцать широких категорий “промежуточных потребностей”, которые определяют, как удовлетворяются потребности в физическом здоровье и личной автономии:

  • Адекватная питательная пища и вода
  • Адекватное защитное снабжение жилищем
  • Безопасная рабочая среда
  • А также запас одежды
  • Безопасная физическая среда
  • Соответствующее медицинское обслуживание
  • Безопасность в детстве
  • Значимые первичные отношения с другими людьми
  • Физическая безопасность
  • Экономическая безопасность
  • Безопасный контроль над рождаемостью и деторождением
  • Соответствующее базовое и межкультурное образование

4.5. Как определяются детали удовлетворения потребностей? Авторы указывают на рациональное выявление потребностей, использование современных научных знаний; учет фактического опыта индивидов в их повседневной жизни; демократическое принятие решений. Удовлетворение человеческих потребностей не может быть навязано “сверху”.

4.6. Эту теорию можно сравнить с подходом к возможностям, разработанным Amartya Sen и Martha Nussbaum. Лица с большим количеством внутренних “активов” или “способностей” (например, образование, психическое здоровье, физическая сила и т.д.) иметь больше возможностей (т. е. больше доступных вариантов выбора, больше позитивной свободы). Таким образом, они в большей степени способны избежать нищеты или избежать ее. Те индивиды, которые обладают большими возможностями, удовлетворяют больше своих потребностей.

4.7. В ожидании публикации в 2015 году в Cambridge Journal of Economics окончательной версии этой работы Гоф обсудил теорию Doyal/Gough в рабочем документе, доступном в интернете.

Другие представления о потребности

5.1. Концепция интеллектуальной потребности была изучена в образовании, а также в социальной работе, где Оксфордская Библиография онлайн: социальная работа запись о человеческой потребности рассмотрела литературу по состоянию на 2008 год о человеческой потребности из различных дисциплин. Также смотрите статьи 2008 года [6] и до 2015 года о потребностях человека: обзор в Энциклопедии социальной работы.[7]

5.2. В своих парижских рукописях 1844 года Карл Маркс прекрасно определил людей как “нуждающихся существ” или “нуждающихся созданий”, которые испытывали страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих потребностей.[8] эти потребности были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными потребностями. Согласно Марксу, человеческое развитие характеризуется тем, что в процессе удовлетворения своих потребностей люди развивают новые потребности, подразумевая, что хотя бы в какой-то степени они создают и переделывают свою собственную природу. Эта идея более подробно обсуждается венгерским философом Ágnes Heller (Агнеш Хеллер) в книге “Жизнь человека”. Теория потребности у Маркса (Лондон: Эллисон и Басби, 1976). Профессор политической экономии Mike Lebowitz [9] развил марксистскую интерпретацию потребностей далее в двух изданиях своей книги “Beyond Capital”.[10]

5.3. Профессор György Márkus систематизированы марксовой идеи о потребности следующим образом: человек отличается от других животных, потому что их жизнедеятельность, работа, опосредовано к удовлетворению потребностей (животное, которое производит орудия для производства других средств или его/ее удовлетворительной), что делает человека универсальным природным существом, способным превратить всю природу в зависимости от его/ее потребностей и своей деятельности, развивает свои потребности и способности (необходимые человеческие силы) и развивает себя, историко-универсальное существо. Труд порождает нарушение животным субъектно-объектного слияния, порождая тем самым возможность человеческой совести и самосознания, которые стремятся к универсальности (всеобщему сознательному бытию). Условия жизни человека как социального существа задаются трудом, но не только трудом, поскольку невозможно жить как человек без отношений с другими: труд является социальным, потому что люди работают друг на друга средствами и способностями, созданными предшествующими поколениями. Люди также являются свободными существами, способными в течение своей жизни реализовать объективные возможности, порожденные социальной эволюцией, на основе своих сознательных решений. Свобода должна пониматься как в негативном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в позитивном смысле (господство над природными силами и развитие человеческого творчества) сущностных сил человека. Итак, основными взаимосвязанными чертами человека являются: а) труд – это его жизнедеятельность; б) люди – это сознательные существа; в) люди-это социальные существа; г) человек стремится к универсальности, которая проявляется в трех предыдущих чертах и делает человека природно-историческим-универсальным, социально-универсальным и универсально сознательным существом; д) человек свободен.[11]

5.4. В своих текстах о том, что он называет “moral economics”, профессор Julio Boltvinik Kalinka утверждает, что идеи David Wiggins о потребностях верны, но недостаточны: потребности имеют нормативную природу, но они также и фактические. Эти “грубые этические концепции” (как утверждает Hilary Putnam) также должны включать оценку: критика Ross Fitzgerald’s идей Маслоу отвергает концепцию объективных человеческих потребностей и использует вместо нее концепцию предпочтений.

5.5. Модель сострадательной коммуникации Маршалла Розенберга, также известная как Nonviolent Communication (NVC) [12], делает различие между универсальными человеческими потребностями (что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения этих потребностей. Чувства рассматриваются не как хорошие или плохие, правильные или неправильные, а как индикаторы удовлетворения или неудовлетворения человеческих потребностей. В отличие от Маслоу, модель Розенберга не ставит потребности в иерархию.[13]

5.6. Модель потребностей Розенберга поддерживает людей, развивающих осознание чувств как индикаторов, того, какие потребности живы в них и других, момент за моментом; чтобы выдвинуть потребности на передний план, чтобы сделать более вероятным и возможным для двух или более людей, чтобы прийти к взаимно согласованным стратегиям для удовлетворения потребностей всех сторон. Розенберг схематизирует эту последовательность частично следующим образом: наблюдения > чувства >> потребности >> запросы, где выявление потребностей является наиболее важным для процесса.

5.7. Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Такие потребности могут включать в себя спрос на определенный вид бизнеса, на определенную государственную программу или организацию или на отдельных лиц с определенными навыками. Это является примером метонимии в языке и представляет собой логическую проблему овеществления.

5.8. Медицинские потребности (нужды). В клинической медицинской практике может быть трудно провести различие между лечением, в котором нуждается пациент; лечением, которое может быть желательным;и лечением, которое может считаться легкомысленным. С одной стороны, любой практикующий врач согласится с тем, что ребенок с фульминантным менингококковым менингитом, скажем, “нуждается” в быстром доступе к медицинской помощи, включая реанимацию и внутривенные противомикробные препараты. С другой стороны, молодую здоровую женщину редко можно было считать “нуждающейся” в увеличении груди. Многие хирургические процедуры относятся к этому спектру: в частности, это так в нашем стареющем Западном населении, где наблюдается постоянно растущая Распространенность болезненных, но не угрожающих жизни расстройств: характерно для стареющего позвоночника.

Смотрите также

ПЕРЕЙТИ в статью ПОТРЕБНОСТЬ ВикипедиЯ

ПЕРЕЙТИ в статью ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ПЕРЕЙТИ в статью ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Конечно, мои впечатления от содержание англоязычной статьи про потребности не имеют никакого значения, но она явно рассчитана не на простого читателя, а на читателя, уже знакомого с терминологией экономикс (разной каждый раз в зависимости от теории, но всегда совершенно оторванной от земных понятий).

5.8. Мое мнение заключается в том, что сама психология заинтересовалась потребностью как неким состоянием психики человека по заказу от первых теоретиков неоклассики, которым нужна была модель Homo economicus, уже появившаяся в трудах Джона Стюарта Милля, собой завершавшего буржуазную политэкономию (bourgeois economics). Признание только меновой стоимости ставило в фокус внимания буржуазных экономистов и из последователей отдельного человека, так как он был участником любого обмена. До разработки теории рационального выбора было еще далеко, но гипотеза рационального поведения уже принимались как аксиома, ведь иначе – в смысле без рациональности – не было какой-либо возможности изучать какое-либо поведение человека, особенно, в экономике. И перед неоклассической теории встал вопрос объяснения деятельности модели человека в экономике вообще, и в частности, способность делать выбор при покупке товара. Прототипом модели покупателя был реальный человек, и теоретики из неокласики обратили внимание на потребности человека, который действительно являлись мотивом для деятельности. При этом сама психология в силу ограниченности своего предмета не могла объяснить происхождение сложных социальных потребностей, и сама всячески пыталась свести их к удовлетворению простых физиологических потребностей человека как биологического существа. Экономисты в детали углубляться не стали, так как их это обстоятельство болье всего и устраивало, ведь тогда непонятно откуда берущееся желание купить (а главное – способность при этом отказаться от другого блага), можно было вывести из биологических потребностей – человек хочет вообще всё и всегда – и даже тогда, когда предмет хотения совершенно бесполезный.

5.9. Слабость аргументации была видна и тогда и сегодня – результатом чего являются все новые и новые теории потребностей, только не человека, и не психические, а с самых неожиданных подходов. При этом сам мейнстрим экономикс это пробел в аксиоматике уже проскочил, залатав его теории рационального выбора и смесив фокус с человека на предмет обмена и торговли, предложив некую ПОЛЕЗНОСТЬ, которую якобы человек видит в товаре. Собственно, если сам субъект теори есть фантистечкой сущестов по назанию Homo? то почему у самих предетов не может быть фантстичекого свойства которой позоляет их даже распрелять по степени полезности. Неважно, что полезность неуловима как вселенский эфир, для констрирование это не было препятсивем и экономикс взялся брать новые теоретичсекие вершины. Уже понятно. что гипотеический человек в теории ниакаим образом не совппрадете с реальным человеком, но тысячи экономиксистов ежегодно создают горы новых теорий для про повердение фантастичсеких марсиан в фантастической экономике, не забываая получать зарплату.

ВВЕРХ - в начало страницы ВЕРНУТЬСЯ

ПЕРЕЙТИ в словарь НЕОКОНОМИКИ

ПЕРЕЙТИ в СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

ПЕРЕЙТИ в рубрику ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Потребности в психологии

Потребность рассматривается психологами с трех позиций: в качестве объекта, состояния и свойства.

  1. Потребность как нужда для существования, выживания и обеспечение нормального функционирования человека.
  2. Появление желания в качестве компенсации за недостаток чего-либо
  3. Потребность как фундаментальное свойство любого индивида, определяющее его взаимоотношения с окружающими людьми, миром в целом.

Разработано большое количество теорий потребностей, которые описывают потребности с разных сторон. Известный последователь своего отца, чьи идеи были направлены на изучение личности в ее связях с деятельностью, Д.А. Леонтьев рассматривал и потребности, исходя из этой концепции. К.К. Платонов же видел в возникающих желаниях лишь острую нужду человека восполнить что-то недостающее, устранить. А Курт Левин расширил понятие потребностей, назвав их динамическим состоянием.

У человека могут быть разные потребности

Все подходы психологов к данной проблематике можно условно определить в группы, где потребность понимали как:

  • Нужду (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.И. Ковалев)
  • Состояние (Левин)
  • Отсутствие блага (В.С. Магун)
  • Необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко)
  • Предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев)
  • Отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган)
  • Системную реакцию личности (Е.П. Ильин)
  • Нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский)

Тем самым, человеческие желания являются динамическими состояниями, что формируют мотивационную сферу личности, а затем и подвигают ее на совершение деятельности. Особую роль играет содержание потребностей, и то, как они влияют на окружающую действительность. Ведь человек, совершая то или иное действие, воздействует на среду, в которой находится. И его духовные устремления определяют, какой окрас приобретет это воздействие.

В данной связи интересна точка зрения Е.П. Ильина, который предложил для понимания сути потребностей учитывать несколько главных моментов:

  • физиологические нужды следует рассматривать отдельно от желаний личности. Организм может «потребовать» от человека немедленного исполнения своего запроса, который не всегда осознаваем, а сформированная потребность личность никогда не бывает неосознанной;
  • осознанное желание и нужда взаимосвязаны, тем не менее, субъекту важно стремиться исполнять то, что находится не в дефиците, а в действительной необходимости;
  • если потребность появилась, как состояние, личности ее трудно не заметить, потому важно сделать правильный выбор в методе и порядке (а иногда и заданных самим человеком условий) удовлетворения нужды;
  • после того, как острая нужда в чем-то или желание обозначились, запускается механизм, нацеленный на активный поиск средств для их достижения, поскольку обойтись без удовлетворения потребностей человеку маловероятно.

Классификации потребностей

Вашему вниманию предлагается наиболее краткая, удобная классификация:

  • Биологический вид потребностей – в еде, воде, тепле и месте обитания. Носят материальный характер.
  • Социальный вид – во взаимодействии с другими субъектами, необходимости состоять в группе, завоевывать уважение и признание.
  • Духовный – потребности познания, творческой реализации, эстетическом удовольствии, получении ответов на философско-религиозные вопросы.

Все три вида тесно переплетены между собой. Биологические присутствуют и у животных, но, что отличает человека – это духовные потребности и их преобладание над базовыми, естественными нуждами любого живого организма. Социальные также развиты в большей степени у людей.

Известный психолог Абрахам Маслоу внедрил в широкое пользование свою концепцию «пирамиду потребностей». Ее можно обозначить так:

Первый уровень:

  1. Врожденные, биологические: в еде, во сне, дыхании, наличии убежища, продолжении рода;
  2. Экзистенциальные: в обеспечении безопасности и защиты от опасностей и несчастных случаев, комфорта обитания, стабильности.

Второй уровень (приобретенные):

  • Социальные: в коммуникации с другими людьми, принадлежности к социуму, группе, межличностных отношениях, проявлении заботы и получения ее взамен, внимании к себе, совместной деятельности
  • Престиж: в достижении уважения, определенной ступени развития в карьере, места в обществе, одобрительных отзывов о своей деятельности, успехах.
  • Духовная реализация: в творческой состоятельности, качественной выполнении своей работы, высшем мастерстве исполнения и созидания.

Маслоу полагал, что удовлетворены должны быть сперва потребности первого уровня, низшие, а затем человек будет стремиться прийти к высшим.

Впрочем, не стоит забывать, что эта схема не всегда работает так в действительности. Не каждая базовая потребность может быть полностью реализована, тогда как личность желает достичь чего-то из социальной или духовной группы. Кроме того, не следует забывать, что потребности одних не должны мешать жизни и свободе других людей. Необходимо ограничивать себя и держать устремления в разумных пределах. Процесс удовлетворения желаний должен быть направлен на развитие личности, ее лучших качеств, познание истины, приобретение новых полезных знаний и опыта, всеобщие блага.

Интересы и склонности

С понятием «потребности» тесно связан термин «интерес» — с латинского слово переводится как «иметь значение». Интерес – непосредственно то, что вызывает потребность. У человека появляется желание обладать объектом его интереса, отсюда формируются его действия.

Интерес может проявляться не только к материальному предмету, но и к духовным благам. Индивид хочет заполучить что-то, что предлагается ему социумом, то есть потребности появляются, исходя из возможностей, предоставляемых внешней средой.

Человек рассчитывает на что-либо, ориентируясь на свое положение в обществе, группе. Интерес регулируется тем социумом, к которому индивид принадлежит, иногда осознается, а порой нет. Человек получает от общества стимул, что двигает его на совершение определенной активности, которая и приведет к удовлетворению потребности.

Интересы делятся в зависимости от:

  • Носителя: личностный, групповой, общественный
  • Направления: духовный, экономический, социальный, политический.

Есть также понятие «склонность» — она задает направленность интереса на совершение конкретного вида деятельности. Интерес только указывает на желаемый объект. Иногда они не совпадают. Рассогласование возникает из-за того, что какая-то цель не представляется осуществимой, независимо от прикладываемых усилий субъекта или группы.

Интересы и склонности могут определять судьбу человека, выбор его профессии, характер построения отношений.

У каждого свои потребности и нтересы

Потребности человека — что это?

Потребность — это необходимость в каких-либо благах: материальных вещах, других людях, и прочих знаков, без которых человек чувствует себя неудовлетворенно.

Для перехода нуждаемости на стадию потребности должны произойти некоторые моменты:

  • Отсутствие потребности провоцирует раздраженность. Потребность — это настоящее желание.
  • Проявление эмоций: первоочередные отрицательные проявления до счастливых после того, как осуществлена поставленная цель. Когда мы действительно очень сильно что-то хотим мы переживаем, начинаем бить тревогу, а когда достигаем поставленных целей — начинаем наслаждаться спокойствием.
  • Концентрация внимания на объекте нужды. Наше подсознание достает те моменты, что действительно могут нас удовлетворить. Например, если мы хотим пить, то будем постоянно думать, и делать акцент внимания на воде.

Концепция потребностей создается по определенным законам:

потребности человека
  1. У всех существ, населяющих Землю, есть потребность. Однако, чем зрелее существо, тем выше степень нуждаемости. Растениям достаточно минералов из грунта, лучей солнца и регулярного получения жидкости в виде воды. Человеку нужно значительно больше.
  1. Чем выше возраст у человека, тем шире его мышление, и больше потребностей. Совсем маленькому ребенку не нужны некоторые вещи, которыми пользуется взрослый человек.
  1. Потребности имеют древовидную систему, одни — первостепенные, другие — второстепенные.

Все действия и поведения людей обоснованы присутствует каких-либо потребностей, которые являются их драйверами по жизни. Желаемая цель для человека является во многом его мотивацией, которая заставляет его принимать решения и двигаться в поставленном направлении по написанному плану. Все что разработано на сегодняшний день людьми во всех сферах деятельности — это итог действий для достижения удовольствия.

Отсутствие возможности достижения потребностей может привести к привязанности от их величины для человека к таким различным результатам:

  • Физическая смерть индивида в случае отсутствия удовлетворения нужны в пищи, сне, кислороде, обычной защите и так далее;
  • Расстройство замыслов. Длительное нервное состояние может привести к огромным расстройствам психики.
  • Сублимация. Снятие переживаний и переход энергии на достижение социально принятых целей. Например, недостаток половой жизни возмещается спортивными занятиями, рисованиями или другой творческой деятельностью.

В таком случае, свои потребности необходимо чувствовать, принимать, и стремиться их осуществить.

Роль потребностей в жизни человека

Сегодня общество не представляет своей жизни без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютера и интернета. Все это потребности, появившиеся сравнительно недавно. У каждого человека свое количество потребностей, они могут возникать из-за чувства неудовлетворенности, дефицита. Потребности могут меняться со временем, но одно остается неизменным: человек постоянно будет в чем-то нуждаться.

С развитием технологий, интернета, рекламы потребности в человеческом обществе увеличиваются. Потребности постоянно возникают снова, их нельзя удовлетворить один раз и навсегда. Нельзя выспаться на всю жизнь, наестся, одеться, пообщаться.

Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого. Некоторые нужды можно удовлетворить сразу (поесть, попить), для достижения других потребуется продолжительное время (покупка новой квартиры).

Все достижения современного общества, полезные вещи и ценности не существовали бы без возрастающей роли потребностей. На улицах не было бы машин, домов, линий электропередач, памятников архитектуры.

Биологические потребности

Без удовлетворения этих потребностей человек бы не смог выжить. У каждого есть потребность в еде, воде, сне, дыхании. Также требуется солнечный свет, так как он регулирует естественные процессы в организме. Без дыхания человек умрет через считанные минуты, без воды проживет всего несколько дней, а вот без еды можно протянуть и несколько недель. Без мочеиспускания и дефекации человек тоже не может. Многие ученые, которые обсуждают основные потребности человека, спорят о том, относится ли сексуальная активность к базовым. Одни говорят, что без секса жить можно, однако другие не согласны, так как эта деятельность регулируется инстинктами, и без нее человек не продолжил бы свой род.

Потребность в движении

Человеку просто необходимо движение. Если он будет лежать неподвижно, то возникнет застой крови, будут образовываться пролежни. Без движения человек не будет счастлив, так как при умеренной физической активности в мозг человека поступают эндорфины. Это нейромедиаторы, ответственные за блокировку боли.

По степени реализации

Еще один вид классификации – по степени реализации. Здесь потребности разделяются по принципу того, как и когда человек сможет их реализовать. Например, существуют действительные потребности, которые можно реализовать на текущем уровне развития общества, а есть абсолютные потребности – они возникают из-за дальнейшего развития общества, мотивируя его к прогрессу.

Также стоит отметить платежеспособные потребности, которые можно удовлетворить только при определенном уровне дохода и наличии денежных средств.

Появление

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального)[2], которые являются побудителями и мотивацией активности человека. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера человека.

Потребности человека

Человек — самый зрелый обитатель на планете Земля, который отличается от других видов своими инстинктивными особенностями и потребностями. У людей более высоко развиты интеллектуальные способности, сила воли и другие чувства. Таким образом человек обладает двумя степенями потребностей: первичными и вторичными.

Как потребности влияют на сознание

Желания направляют людей, подталкивают их к действиям. Они руководят поведением, формируют характер, настроение, помогают принять решение.1

Почему потребности так сильно воздействуют на психику:

  • Из-за невнимания к своим желаниям может появиться чувство неудовлетворенности.

Это состояние коварно: даже если вам удалось забыть о дискомфорте от неисполненной мечты, неприятное чувство может скрыться в недрах подсознания. Помочь пациенту понять свои желания – одна из главных задач психолога.

  • Человеку не всегда легко самостоятельно определять нужды.

Анализ проблем азартных игроков, которые обратились к психологу, показывает – большинство зависимых заменяет развлечениями нехватку любви, которая ими не отрефлексирована. Не всегда сознанием фиксируются требования организма. Например, вы не почувствуете срочную надобность в витаминах – для этого проводят медицинское обследование.

  • Существование необходимости доказывает избирательность восприятия мира.

Чтобы уменьшить дискомфорт, нужно перенести фокус на то, что удовлетворит желание. Это явление хорошо отражают русские пословицы «у кого что болит, тот о том и говорит»,  «голодной куме только хлеб на уме».

  • Каждая нужда имеет уровень значимости.

Как бы ни была сильна тяга к знаниям у студента, желание поспать часто мешает ему прийти к первой паре. У любого человека есть постоянно меняющаяся система потребностей, где одни имеют приоритет перед другими.

Стремления могут меняться по мере взросления, развития личности, в зависимости от принадлежности к социальной среде. Так, взрослому для счастья нужно намного больше, чем младенцу. А интересы увлеченного ученого будут сильно отличаться от повседневных желаний домохозяек.

Узнайте, почему меценаты занимаются пожертвованиями

Многообразие потребностей

Человек – существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.

2(Источник)

Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.

Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.

Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.

Примеры социальных потребностей:

  • Общение;
  • Уважение;
  • Дружба;
  • Признание заслуг;
  • Взаимопонимание;
  • Сотрудничество;
  • Одобрение;
  • Любовь;
  • Установление справедливости.

Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:

  1. Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
  2. Личностные – саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
  3. Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
  4. Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
  5. Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
  6. Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.

3(Источник)

Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.

Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.

На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.

Потребность в безопасности

Эта «ступенька» стоит немного повыше, и человек чувствует нужду в ней, когда все в порядке с биологическими потребностями. Действительно, сложно беспокоиться о «высших ценностях», когда неизвестно, что будет завтра. Безопасность же немного освещает жизненный путь, и человек с уверенностью смотрит в будущее. Часто это проявляется в покупке надежного жилья, страховке.

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Материальные потребности

Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:

  • жилище;
  • одежда;
  • бытовая техника;
  • мебель;
  • средства передвижения (личный или общественный транспорт);
  • электронные приборы;
  • еда.

4(Источник)

У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.

Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.

На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость – рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.

Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.

5(Источник)

Виды

Все человеческие нужды можно разделить на группы. Основной критерий разграничения – по  способу удовлетворения желания.

geralt

Фото: geralt/pixabay

Различают 3 вида потребностей:

  • Материальные, которые включают в себя все физиологические – необходимость в пище, дыхании, движении, сне. Сюда же входят нужды, созданные социумом, например, обязанность носить одежду.
  • Социальные: потребности в коммуникации, любви, дружбе, признании, деятельности в обществе.
  • Духовные. Эти желания связаны со стремлениями познавать новое, совершенствоваться, постигать прекрасное, искать смысл жизни.

Все потребности тесно связаны между собой. Без обмена информацией и взаимодействия в социуме трудно развиваться и постигать мир. Люди часто занимаются творчеством для получения общественного одобрения. Любовные отношения помогают выйти из безнадежной ситуации, дают силы для работы и самореализации. Желания могут влиять друг на друга и стимулировать появление других стремлений.

Интересно! Жизненная позиция, когда социальным и материальным благам предпочитают спокойное существование, – это дауншифтинг.

Первичные потребности

Этот уровень потребностей является базовым для человека, без которых он прожить никак не может. Базовые потребности можно разделить на две составляющие:

  1. Физические: воздух, еда, питье, сон, восстановление, продолжение жизни, дом;
  1. Экзистенциальные: удобство, социальная защита, наличие работы и так далее.
первичные потребности

Без удовлетворения физических потребностей существовать невозможно. Физиологические потребности характерны для индивида еще с самых ранних времен существования человечества.

Человек стремиться реализовать процедуру удовлетворения базовых вещей более удобной. Если же в первобытных обществах человеку для одежды достаточно было убить зверя, снять с него шкуру, и укрыть её свое тело, то сейчас на изготовление одежды работает огромное количество людей и компаний, с большими финансовыми вливаниями.

Первичные потребности человека могут меняться с годами из-за доминирования одних над другими. Сон более важен для младшего поколения: для детей, а также для пожилых людей, а в юности мы чувствуем себя активно, с полным запасом энергии, при минимальных количествах часов сна. Половое влечение в юности имеет более высокий приоритет, а к старости данная нужда исчезает вовсе.

Мотив поведения

О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.

соотношение первичных и вторичных потребностей
Смотреть галерею

Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.

Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.

Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.

к первичным потребностям относятся
Смотреть галерею

По субъектам

Понятия деятельности, потребности человека плотно между собой переплетаются, потому что именно за счет деятельности удовлетворяются потребности. Некоторые из них можно удовлетворить самостоятельно, другие удовлетворяют иные люди, которые производят нужный вам товар или предоставляют необходимую вам услугу.

Однако этот взгляд можно назвать довольно однобоким, так как в большинстве случаев люди, когда их спрашивают про потребности, примеряют все на себя и говорят про то, что нужно одному человеку. Но если вы взглянете на классификацию по субъектам, то довольно быстро поймете, что все не так просто, как может показаться.

Да, существуют индивидуальные потребности, то есть те, которые испытывает один человек, которые касаются только него. Однако есть еще, например, коллективные потребности – то, что требуется группе людей. К примеру, рабочий коллектив нуждается в хорошем руководстве, в благоприятной рабочей атмосфере и так далее. Также есть и еще более глобальный уровень – общественные потребности, то есть то, что нужно обществу в целом. Это может быть повышение уровня жизни, снижение цен, отсутствие военных конфликтов и так далее.

Однако классификация по субъектам имеет еще одну большую группу, которая включает в себя предприятия, хозяйства и даже целые государства. Они также испытывают экономические потребности, которые могут быть самыми разнообразными. Предприятие ищет признания на мировом рынке, хочет увеличить прибыль, снизить текучесть кадров. Государство хочет наладить внешнеэкономические связи, увеличить поступления в бюджет.

Вот каким разносторонним может быть понятие потребности. Удовлетворение всего этого не происходит моментально – всегда нужно найти тех, кто захочет удовлетворить ваши потребности, независимо от того, являетесь ли вы индивидуальной личностью или же целым государственным аппаратом.

Виды потребностей

Потребности

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

Желания

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в достижении;
  • при установлении дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Потребность в уважении

Когда человек находит группу он хочет, чтобы его там уважали. Это требуется для того, чтобы появилась уверенность, что его не изгонят из группы. Часто потребности и мотивы личности в психологии людей направлены на то, чтобы добиться внимания и уважения любой ценой, несмотря на то, что порой для этого придется пойти на противоправные действия. Лучше всего достигать уважения через достижения в творчестве и карьере.

Духовные стремления

Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.

определите первичную потребность
Смотреть галерею

Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.

Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и социальные потребности тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.

Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.

Потребность в эмоциях

Когда уже все немного устроено в жизни, человек начинает чувствовать потребность испытывать эмоции. Без них все становится пресным и скучным. А радость, веселье и любовь сделают жизнь любого красочной и интересной. Эмоции должны составлять весь спектр, не может быть только положительных, иногда приходится потерпеть трудности.

Можно ли управлять своими потребностями

Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.

Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.

В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.

Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.

Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:

  1. Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
  2. Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
  3. Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.

7
(Источник)

Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.

Концепции мотивации.

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

Литература.

1. Годфруа Ж. Что такое психология : В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

3. Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1972.

4. Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.

Психология bookap

5. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986.

6. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей, которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Эстетические потребности

Когда базовые и средние потребности удовлетворены, то в дело вступают высшие мотивы и потребности в психологии. У каждого человека, у которого в жизни все хорошо, появляется нужда видеть что-то прекрасное, слушать приятную музыку, созерцать картины и скульптуры, восторгаться хорошим фильмом. Именно поэтому в развитых странах так популярны музеи и театры. Ведь когда в холодильнике есть еда, есть одежда и крыша над головой, то можно подумать и о прекрасном.

Нереализованные потребности

Для описания психологического состояния, которое возникает от невнимания к желаниям, существует термин «фрустрация».

3

Психопаты, которые совершают преступления, связанные с насилием, часто имеют проблемное детство – трудности с родителями, плохие отношениями с одноклассниками.

Защищаясь, психика отодвигает нереализованные желания на второй план или вовсе блокирует их. Из-за жестокости окружающего мира у таких людей потребности в любви и принадлежности сильно фрустрируются. Со временем у них полностью отпадает нужда в привязанности и романтических чувствах.

Маслоу считает, что дети, которые не испытывали неудовлетворенности, вырастают в сильных амбициозных людей, способных справляться с трудностями.

Фрустрация сравнима со стрессом: она вызывает сильные эмоциональные переживания – тревогу, чувство вины, гнев. Длительное пребывание в этом состоянии меняет характер: вы можете стать раздражительным, срываясь на близких, или вовсе отгородиться от внешней среды. Невнимательность к себе приводит к эффекту, который называется фиксацией. Это постоянное повторение одинаковых ситуаций и паттернов поведения. Человек будет «наступать на те же грабли», раз за разом впутываясь в сомнительные отношения, и постоянно менять работу. Выйти из колеса сансары ему поможет только тщательное изучение собственных желаний.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Гамзулина Ксения

Автор:

Гамзулина Ксения

.

Предприниматель, жураналист.

4 марта 2020

.

По объектам

Понятие «потребность» является крайне разносторонним, поэтому и классификации у него имеются самые разнообразные. Если говорить о классификации по объектам, то сразу стоит отметить, что в данном случае потребности делятся на пары. Итак, первая пара – это физиологические/социальные потребности. К первым относятся те, которые нужны человеку, чтобы продолжать свое существование, то есть еда, вода, одежда, крыша над головой и так далее. Что касается социальных, то они не столь важны, но при этом также являются невероятно нужными и становятся гораздо более актуальными, когда удовлетворены физиологические потребности. К ним относятся жажда общения, социализации, необходимость получать новую информацию, оставаться в курсе событий и так далее.

Вторая пара – это материальные/духовные. Первая часть – это материальные блага, разнообразные товары и услуги, в то время как вторая – это творчество, личностный рост, самосовершенствование.

Также стоит выделить пару первоочередных и непервоочередных потребностей. Если вы приобретаете предметы или услуги первой необходимости, которые вам нужны в первую очередь и без которых вам невозможно, трудно или крайне некомфортно будет продолжать существование, то они относятся к первой группе. Если же это не столь важные товары и услуги, которые приобретаются из прихоти, то они относятся ко второй группе.

Иерархия интересов

Простыми словами иерархия интересов – это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке – главные.

Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол. Но самое любимое времяпровождение Пети – смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях. Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.

Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.

9

Потребность в творчестве

Часто такие потребности идут рука об руку с эстетическими потребностями. Есть желание создавать что-то прекрасное, играть на музыкальных инструментах, создавать шедевры, которыми будут восторгаться. Каждый может приложить силы в создании чего-то нового при занятии творчеством. Различные гении прошлого становились бессмертными, когда создавали свои великие полотна и скульптуры.

Самоактулизация

Вот мы и поднялись на самую вершину — это наивысшая ступень. Ее могут достигнуть только два процента людей. Когда все потребности человека удовлетворены, он начинает думать о своем месте в мире, о самопознании. У человека возникают духовные ценности, он начинает интересоваться религией и своим предназначением. Этой ступени достичь по настоящему трудно.

Надеемся, что вам было интересно узнать виды потребностей в психологии. Возможно, что вы почерпнули для себя что-то новое.

© Автор статьи: ваш надежный друг — маг Fose (Борис Шабрин): практикующий психолог, экстрасенс.

Признаки успешной реализации интенций

Можно быть уверенным, что все идет правильно, если личность обладает следующими чертами:

  • гармоничное развитие;
  • контакт и взаимопонимание с природой и окружающим миром;
  • уважение, любовь к себе и людям;
  • социализированность;
  • твердый и прагматичный подход к решению проблем;
  • индивидуальность;
  • способность испытывать глубокие чувства – любовь, крепкая дружба.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...