Персонификация – это понятие с широким спектром значений

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Греческая мифология: Танатос (смерть), Апата (обман), Керы (уничтожение), Эрида (раздор), Гипнос (кошмарный сон), Эринии (месть), Немезида (беспощадная месть за преступления), Фобос (страх), Деймос (ужас), Мания (безумие), Гибрис (высокомерие), Корос (бесстыдство), Адикия (несправедливость), Аэргия (лень), Амехания (беспомощность), Анайдея (безжалостность), Какия (аморальность), Пения (бедность) и другие.
  • Смерть с косой же!
    • А ещё Анку (образ смерти), бродящий по дорогам Франции.
  • Туда же четыре всадника Апокалипсиса.
    • Зависит от трактовки. Например, по мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, под вторым всадником (обычно именуют Войной или Бранью) разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нём дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных.
  • В 5-й главе книги пророка Захарии помещено видение, в котором нечестие изображено в виде женщины. Образ Вавилонской блудницы из Апокалипсиса может иметь отношение к этому видению.
  • В разгар эпидемий чуму зачастую представляли призрачной женщиной, которая бросает свой шарф в окна домов, где людям предстоит заразиться и умереть. Либо зловещим всадником на лошади. Либо таки всем привычным скелетом с косой.

Театр[править]

  • «Синяя птица» Мориса Меттерлинка — в одной из пещер Королевы Ночи заперты Войны — ужасные чудища. Как они выглядят — неизвестно, но поскольку война — это кошмар…
  • «Дракон» Евгения Шварца — олицетворение мирового тоталитаризма.

Литература[править]

  • Эдгар По любил этот троп. «Маска Красной Смерти», «Король Чума» (и его свита)…
  • «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса — Дух Нынешних Святок показывает Скруджу двух измождённых детей: «Имя мальчика — Невежество. Имя девочки — Нищета. Остерегайся обоих и всего, что им сродни, но пуще всего берегись мальчишки, ибо на лбу у него начертано „Гибель“ и гибель несёт он с собой, если та надпись не будет стёрта…» Подсвечено в экранизации Роберта Земекиса: мальчик Невежество стремительно вырастает в головореза с ножом и бросается на Скруджа.
    • А в мультфильме конца 1990-х мальчишка прямо на глазах стареет и превращается в мертвеца…
  • «Зима недаром злится» Фёдора Тютчева. Зима представлена злобной старой ведьмой.
  • Как и в сказке Валерия Роньшина «Капелька».
    • Также частой гостьей в сказках Роньшина является Смерть.
  • «Красный смех» Леонида Андреева — олицетворение войны.
  • «Непоправимо» Зинаиды Гиппиус: «тяжёлый всадник на коне рыжем» — олицетворение Октябрьской революции.
  • «В стране Солнечных Зайчиков» Всеволода Нестайко — в пещере под названием «Тридцать три несчастья» обитают болезни в облике людей и животных.
  • «Сказка среди бела дня» Виктора Виткович и Григория Ягдфельда: Старый Год раздумал уходить, а для этого ему нужно сделать так, чтобы Новый Год никогда не наступил; а чтобы Новый Год никогда не наступил, необходимо остановить время; а чтобы остановить время, нужно остановить волшебные часы; а так как часы эти стали сердцем девочки Лёли… См. цитату.
  • В повести А. Ф. Джонса «Тень средневекового лекаря» одна из героинь видит Чуму в облике всадника на лошади.
  • «В Стране Невыученных Уроков» Лии Гераскиной: героев мучает Засуха — страшная костлявая старуха. А ещё им грозит смертью Запятая, которая, впрочем, может быть и доброй — в зависимости от того, куда её поставить во фразе «Казнить нельзя помиловать».
    • Глядя на современных молодых «грамотеев», автор статьи пришёл к неутешительному выводу, что в своём стремлении казнить тех, кто ставит её не там где надо, Запятая была совершенно права.
  • «Лачуга должника» Вадима Шефнера — редкий пример рукотворной персонификации: когда учёный далёкой планеты, избавивший свой мир от всех болезней, почувствовал, что слава его начинает угасать, он по наущению жены и ради демонстрации — поглядите, от чего я вас всех избавил! — превратил хранившиеся в лабораториях образцы всякой заразы в живые существа — метаморфантов. Однажды они вырвались на свободу…
  • «Африкан» Максима Кабира — страшный великан, который олицетворяет голод, терзающий блокадный Ленинград.
  • «Досье Дрездена» — Мать Лето и Мать Зима (Жизнь и Смерть), Титания и Мэб (Лето и Зима), Ерлкинг (Дух Охоты). С прикрученным фитильком, т. к. злодеями не являются. Но вот тем, кто с ними столкнулся, от этого не легче.
  • «Клад под старым дубом» — госпожа Жадность. Если потакать ей, способна вырастать до поистине угрожающих размеров. Соответственно в мультэкранизации.
  • «Чёрный ровер, я не твой» Андрея Дашкова — Бледный, он же та самая Смерть с косой. И не просто Смерть, а Смерть «Наказующая» за грехи…
  • «Благие знамения», конечно же — те самые Четыре Всадника Апокалипсиса. Правда, на смену Чуме / Мору, чьи нервы сдали после изобретения пенициллина, пришёл другой всадник — Загрязнение.

Кино[править]

  • «Сказка странствий» — Чума. Сперва предстаёт в виде измученной нищенки (см. фото), затем — в виде богатой дамы верхом на лошади (на самом деле крысе).
  • «Седьмая печать» Ингмара Бергмана — Рыцарь ведёт посиделки со Смертью. Хотя она, скорее, нейтральный образ, но для героев — однозначно враждебный, ведь она забирает их одного за другим.
  • «Маска Красной Смерти» Роджера Кормана по рассказу Эдгара По — в конце помимо Красной присутствуют также Синяя, Жёлтая и Чёрная Смерть.
  • Сюрреалистический аргентинский фильм «Антенна» — Мистер ТВ. Догадайтесь сами, что он воплощает…
  • «Волшебник Изумрудного города» (1994 г.) — Ураган.
  • «Убить дракона» — здесь не только Дракон олицетворяет тиранию в общем, но и головы-обличья его символизируют разные политические режимы: человек в железной каске — фашизм, человек в кимоно — японский милитаризм, элегантный господин в белом костюме — вероятно, диктатура в современных «банановых республиках».
  • «Белый тигр» — по одной из версий, танк Белый тигр это воплощение самой Войны. И однажды он снова вернется…
  • «Ехали мы, ехали» — шуточный пример: ворона Мадам Халтура, олицетворение халтуры на эстраде.
  • «Приключения Арслана» — прислужники ГлавГада Голод и Страх.
  • «Честное волшебное» — волшебница Сойдет-и-так, олицетворение легкомыслия и неряшливости.
  • «Регентруда» — Фойербарт олицетворяет пожар (ну да, с таким-то имечком).

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное» — собственно, Всадники Апокалипсиса (за исключением Смерти, который тут не совсем злодей). А также Тьма — воплощённое первозданное зло и сестра Бога.

Мультфильмы[править]

  • «Сестрички-привычки», с фитильком: не злодейки, а вредные трикстерши.
  • «Нехочуха» — собственно, сам Великий Нехочуха, персонификация лени главного героя.
  • «Сказка о Жадности» по мотивам повести Софьи Прокофьевой «Клад под старым дубом».
  • «Сказка про лень» — лень из мешка в виде дыма с лицом старухи.
  • «Лень»: на сей раз лень — ведьма с двумя лицами (молодым и старушечьим).
  • «Беда» — Беда похожа на Бабу-ягу.
  • «В стране ловушек» — Страх, Тоска Зеленая, Лень и другие.
  • «Как Тоску одолели» — опять Тоска.
  • «Родня» — Нужда.
  • «Долина Папоротников: Последний тропический лес» — Хексус как персонификация загрязнений.

Мультсериалы[править]

  • «Камень сновидений» — кошмары.
  • Samurai Jack — Аку, этакое техногенное зло, воплощение нашей современной действительности…
  • Зигфрид и Рой — Жадность, Зависть и Гордыня здесь вполне реальные демоны, овладевающие людьми.
  • «По ту сторону изгороди» — Зверь, персонификация депрессии и отчаяния.

Комиксы[править]

  • «Секс, Насилие, Рок-н-Ролл» — аллегорические клоны. Ну, не все, но многие.
  • Галактус. Символизирует вселенскую энтропию.
  • Капитан Наци. Начинал как обыкновенный нацистский суперсолдат, однако пережил две смерти навсегда, после чего превратился в воплощение нацизма, которое не умрёт, пока в мире будет хотя бы один человек, верящий в нацистскую идеологию.

Музыка[править]

  • «Король и Шут», «Генрих и Смерть».
  • «Наутилус Помпилиус», «Чёрные птицы» — вероятней всего, символизируют мировое зло, от которого герой тщетно пытается уберечь свою дочь. Есть версии, что дочь символизирует душу или жизненный оптимизм.
  • Канцлер Ги, самопародия «Толстый полярный лис». Да, фраза «полный песец» служит эвфемизмом для более грубого созвучного выражения, но иногда незванное лихо шутки ради изображают в виде упитанного песца.

Видеоигры[править]

  • Дилогия The Suffering — подавляющее большинство противников в игре является именно персонификациями:
    • Убийцы (фигуры с протезами-клинками вместо конечностей и грубо приделанными головами манекенов) — символизируют обезглавливание (в первой части) и уличную поножовщину (во второй).
    • Стрелки (здоровенные фигуры, сгорбившиеся под грузом из четырех винтовок на спине) — расстрел (как казнь и как способ подавления).
    • Торчки (скрюченные фигуры, утыканные шприцами) — смертельная инъекция и наркомания соответственно.
    • Висельники (безногий торс, висящий на веревке) — повешение.
    • Кроты (фигуры, завернутые в стянутые ремнями и цепями мешки) — погребение заживо.
    • Гнойники (раздутые фигуры, волочащие ядро на цепи) — оставление прикованных узников на съедение крысам.
    • Ведьмы и Поджигатели (пылающие фигуры) — сожжение заживо.
    • Обжоры (пузатые фигуры с огромной пастью) — голод и вызванное им людоедство.
    • Прострелы (безжизненные фигуры на паучьих лапах, сжимающие в руках огнестрел) — убийства в криминальных перестрелках.
    • Штрафники (волокущие ноги фигуры на костылях, вместо лица замочная скважина) — смерть в карцере.
    • Угнетатели (безногие фигуры с торчащими из брюха автоматами, вместо лица фонарик) — превышение полномочий полицией.
    • Мучители (псы с человеческими головами) — рабство и расовое угнетение.
  • Overlord (игра) — бывшие герои, предавшиеся излишествам и превратившиеся в живые символы этих пороков. Чревоугодие довело полурослика до чудовищной тучности, златолюбие превратило гнома в алчного тирана, сластолюбивый паладин создал культ секса и призвал демонессу…

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — боги Хаоса по факту представляют собой сабж. Каждый из них — олицетворение одной из эмоций простых смертных и существует за счёт эмоций простых смертных. Бог войны и крови Кхорн питается кровожадностью, жестокостью и милитаризмом, бог разложения Нургл — страхом смерти и желанием выжить любой ценой, Тзинч существует благодаря обману и желаниям изменить мир, а Слаанеш питается удовольствием в любой его форме.
    • А вот с К’Тан Несущим Тьму инверсия: он не является персонификацией смерти, а сам породил этот образ, сожрав целую кучу цивилизаций. Точнее, первыми смерть с косой придумали некронтир, а Несущему слепили оболочку по образу и подобию сего забытого божества.
  • World of Darkness: две из трех составляющих Триата. Вирм олицетворяет энтропию, а Вивер порядок (в режиме педаль в пол, то есть, полную стагнацию). Третий, Вильд, считается позитивной силой… правда, не всем он таким кажется.

Прочее[править]

  • Сальвадор Дали — «Лицо Войны».
  • «Триумф Смерти» Питера Брейгеля — толпа скелетов беспощадно косит беспомощных людей на переднем и армию солдат на заднем плане. Аллегорическое изображение Восьмидесятилетней войны.
  • Знаменитая средневековая миниатюра с Чумой в виде Смерти с косой на костяном коне.
Добро и зло
Основы

Антигерой • Антизлодей • Высшие силы слабо устойчивы ко злу • Герой • Граница проходит по Андуину • Диалектика Льда и Огня • Добро мучительно для Зла • Добру необходимо зло • Добрый верующий, злой верующий • Заклятый враг • Злодей • Зло всегда сильнее • Злу не постичь Добра/Добру не постичь Зла • Изнасилование — худшее из зол vs Изнасилование — не худшее из зол • Кодекс чести • Мировоззрение • Неохота мараться • Ничего личного • Оздоровительная порка vs Оздоровительная порка не помогла • Оттенить героя мерзавцем • Победитель дракона становится драконом • Простить за красивые глаза • Руссо был прав vs Гоббс был прав • Семь добродетелей vs Семь смертных грехов • Сильнейший враг • Сотвори себе злодея (Программа «Доступный враг»)/Сотвори себе героя • Твой близкий — злодей • Хорошие дела делают герои • Хороший, плохой, злой • Цвет добра, цвет зла • Шкала идеализма против цинизма • Этический компас

Что такое хорошо и что такое плохо: Амбиции — это плохо vs Амбиции — это хорошо • Бедный — хорошо, богатый — плохо vs Богатый — это не плохо • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Порядок — хорошо, хаос — плохо • Секс — это плохо • Умный — это зло, тупой — это добро • Эскапизм — это плохо

God vs satan.jpeg
Мораль

Все цвета спектра • Белая • Бело-серая • Серая • Чёрно-белая • Чёрно-серая • Чёрная • Серобуромалиновая

Гибкая • Готтентотская (Ворон ворону глаз не выклюет) • Двойная • Изменившаяся • Нейтральная • Протестанская • Ригидная • Сословная

Сила добра

А для меня это был вторник (добрая версия)/А чё я такого сделал-то?! (добрая версия) • Антинигилист • Всегда хорошие • Всеобщий любимец • Герой поневоле • Герой-бунтарь • Герой с плохой репутацией (херой) • Гладить собаку • Добрый безумец • Добрый начальник • Добрый негр • Добрый — не значит милый • Друг всему живому • Зло — это отстой • Искупление любовью • Казался злодеем, оказался героем • Кошмар головореза • Маленький ангел • Меркантильный герой • Мессия • Моральный питомец • Народный герой • Непоколебимая чистота • Не хочу быть плохим (Белая овца) • Обыкновенный Дон Кихот • Очищение • Паршивая овца • Подставить другую щёку • Светлый властелин • Спаситель-разрушитель • Супергерой • Сусанин-герой • Уволен из гестапо за доброту • Язвительный ангел

Свойства добра: Добро — это выгодно • Добро — это паршиво (Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным) • Добро — это приятно • Добро — это скучно • Свет есть добро

Цветы Цвета добра: Героический красный • Добрый зелёный • Золотые волосы, золотое сердце

Сила зла В нашем мире так много зла, что из-за него шаблон распух и мешает ходить. Для зла у нас есть специально обученный шаблон
Нейтралы и
неоднозначные

Благонамеренный экстремист • Благородный демон • Благородный разбойник • Бледная моль • Вигилант • Враг в отражении • Временный союз (Союз Света и Тьмы) • Все хорошие люди жестоко убили всех плохих • Выживальщик • Грозная репутация • Добреет, когда выпьет • Добрый самаритянин • Достойный противник • Загадочный благодетель • Законопослушный дурак • Зло воздающее • Какой ни есть, а он за нас (наш сукин сын) • Кармическая трансформация • Наёмник • Нарцисс • Недотёпа с подвыподвертом • Неполиткорректный герой • Не признаёт ошибок • Не ценит богатства • Неэтичный учёный • Никто не узнает • Пнуть сукиного сына • По праву сильного • По праву создателя • Понравилось в мутной воде • Подмоченная репутация vs Всё божья роса • Пожертвовать любимыми • Порочная раса • Потому что это весело • Отложенное возмездие • Отсутствие Зла • Плохой — не значит злой • Рыцарь крови • Сделать добро из зла • Трикстер (Тролль) • Храмовник (Фанатичный последователь) • Чрезмерный пацифист • Эгоист-филантроп • Экстремальный гуманист • Я не злой vs Я не добрый • Мне всё можно, я (богатый (я купил этот город) • под воздействием • пострадавший • почти мёртв • слабый • хороший)

Боится солнечного света

Меж добром
и злом

Алибабаевич • Безразличие природы • Боевая организация пацифистов/Тоталитарный миротворец • Боится показаться слабаком и хлюпиком • Бунт соратников • Был героем, стал злодеем vs Был злодеем, стал героем • Вам хорошо осуждать • Виноваты оба • Вниз по наклонной • Вырастут — поумнеют • Если ты его убьёшь, ты будешь как он • И у злодея есть любимые vs Злодей, который ничем не дорожит • Искупление равносильно смерти • Жалостливый завистник • Жена — добрая, муж — злой vs Муж — добрый, жена — злая • Кающийся грешник (Епитимья) • Козёл отпущения • Куда заводит месть • Лудд был прав • Маска прирастает к лицу • Милый врунишка • Мечется между Добром и Злом • Не оставлять свидетелей • Неблагоприятные последствия • Негатив • Ницшеанский сверхчеловек • Они все были плохие • Они оба плохие • Парад кровавых мальчиков/Единственный проблеск совести • Поднял уровень доброты • Получился мерзавец • По ту сторону добра и зла • Пощадить ребёнка • Преступление за преступлением • Проверка на вшивость/Докажи, что ты злодей • Прощай, Алиса • Разделение на свой-чужой • Совесть подала голос • Свет не есть добро/Тьма не есть зло/Недобрый свет, незлая тьма • Свидетель из Фрязино • Страшная мстя • Темная ночь души • Удалось не замараться • Хорошее курение, плохое курение • Частная мораль против общей • Чистота не есть добро • Что за фигня, герой? • Я просто исполнял приказ

Выбор: Моральная дилемма (Дилемма геноцида • Дилемма борца за свободу • Друг или золото?) • Невозможный выбор (Из двух зол выбирай меньшее vs Из двух зол ни одно выбирать не стоит • Куда ни кинь — всюду клин • Либо это, либо то) • Моральная подстава • Садистский выбор (Предательство или смерть?)

Предатели и
перебежчики
Анти-антихрист • Видок • Двойной агент • Дезертир • Диссидент-перебежчик • Засланных казачков не бывает • И ты, Брут? • Квислинг • Команда предателей • Кому сохранить верность (Верность до конца vs Себе на уме) • Любовь делает злодеем • Могучий перебежчик • Моральный вертихвост • Моральный горизонт событий • Награда, достойная предателя • Негодяйский моральный стриптиз • Один брат — партизан, другой брат — полицай • Окозлиться • Поворот кругом (Из бунтаря в консерваторы • Направо кругом • Налево кругом • Поворот на шпильках) • Полицаи • Пополнять армию врагами • Предатель как бы намекает • Предатель — козёл • Предательский постчеловек • Предать ради интереса • Предать наемников • Сменить сторону (Напасть на своих) • Супружеская измена • Убить того, кто тебя спас • Хроническое спиннокинжальное расстройство (Саскэ (типаж))
Добрый X, злой X верующий • кот • курение • полицейский • электричество • секс
Добрый X, злой Y Добрый пёс, злой кот vs Добрый кот, злой пёс • Муж — добрый, жена — злая vs Жена — добрая, муж — злой
Месть Вигилант • Выжить ради мести • За нечаянно бьют отчаянно! • Изнасилование и месть • Кровная месть • Куда заводит месть • Месть за злодея • Месть за хомячка • Месть мертвеца (Мёртвая рука) • Обвинитель братьев • Общественно-опасное возмездие • Страшная мстя • Такого прошлого не прощают
Штамп • Основы

Общее понятие

Итак, начнем сначала. Персонификация – это термин, который используется для обозначения свойства сознания наделять предметы невоодушевленные качествами, которые могут быть присущи только человеку. Иными словами, это антропопатизм, в рамках которого различные природные явления, животные, растения и даже персонажи вымышленных миров представляются в виде воодушевленных личностей, которые обладают интеллектом, памятью и душевными свойствами, присущими только людям. Поэтому, скорее всего, персонификация – это понятие, которое наиболее часто встречается в мифах и сказках, в художественной литературе и фантастических фильмах.

персонификация это

Антропопатизм

На низшей ступени своего развития человек объясняет каждое движение вне себя актом, аналогичным действию собственной воли, отсюда получается одухотворение всей природы. Так складывается антропопатическое миросозерцание, для которого характерно ненаучное понимание реальных явлений, когда, например, солнце представляется как живое, разумно и целесообразно действующее существо, но ещё не как самостоятельное божество Гелиос[3].

Словарь Ефремовой

Персонификация

  1. ж.
    1. Процесс действия по знач. несов. глаг.: персонифицировать.
    2. Поэтический прием, состоящий в наделении неодушевленных предметов свойствами одушевленных существ.

Опасность персонификации

Небольшие проблемы с самооценкой есть у многих людей, поэтому персонификация высказывания – очень частое явление. Это не так опасно, но свои «подводные камни» здесь имеются.

девушкаПодобные лица любят употреблять такие фразы, как: «всем известно», «считают, что». Таким образом человек пытается скрыть свое мнение, собственные суждения, думая, что он этого не достоин. Даже такие мелочи оказывают сильное влияние на психику, поэтому от данных выражений стоит избавляться.

Однако главная проблема заключается в новых технологиях, которые полностью поменяли мир. Речь идет о компьютерах и других машинах.

Очень часто можно увидеть особое отношение людей к своим телефонам, ноутбукам, автомобилям. Многие даже дают им имена, воспринимая эти предметы как что-то живое. Люди начали видеть «друзей» в неодушевленных вещах, что может привести к огромной проблеме человечества.

Персонификация компьютеров – это действительно серьезно. Не зря существует мнение, что скоро они поработят наш мир. С одной стороны, это глупо и смешно, а с другой – все реально ведет к этому.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

мужчина в очкахЛюди проводят большую часть времени дома, уткнувшись в экраны. Они боготворят умную игрушку, которая быстро и легко исполняет желания. Чем больше нововведений появляется с каждым днем, тем значимее становится проблема.

Обратите внимание, что уже появляются роботы, которые разговаривают. В ближайшем будущем они появятся в каждом доме, что обязательно скажется на психике домочадцев. Все большее число людей начнет воспринимать компьютеры как нечто живое, усиливая тем самым проблему персонификации.

Рекомендуем: Что такое антропоморфизм?

К сожалению, такой прогресс грозит людям не только отсутствием работы, но и утратой человеческих отношений. А ведь они жизненно необходимы каждому. Особенно остро этот вопрос касается подрастающего поколения, у которого будут неправильно формироваться ценности.

Кстати, уже и сейчас все дети подвержены искаженному восприятию мира. У большинства подростков реальные друзья превращаются в виртуальных. Загвоздка в том, что люди начинают идеализировать не только друг друга, но и себя.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В сети, где никто тебя не знает, ты можешь стать кем угодно. Это та же самая персонификация идола. Таким образом, личность сама выбирает себе оценку: «хороший» или «плохой».

Примечания

  1. Олицетворение // Толковый словарь Ушакова. / Д. Н. Ушаков. 1935—1940.
  2. [feb-web.ru/feb/byliny/texts/so1/so135352.htm Былины и песни]
  3. Кареев Н. И. [vrn-id.ru/filzaps731.htm Мифологические этюды] // Филологические записки. Воронеж, 1873.

Персонификация: примеры в литературе

Мы уже установили, что в мифах античной эпохи данный прием имел весьма широкое распространение. Со временем он прочно закрепился в мировой литературе, и им начали пользоваться европейские, восточные и российские поэты и писатели. Для примера возьмем одну народную песню:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.

В поэзии автора Серебряного века Александра Блока мы также встречаем данный прием:

К ней прилегла в опочивальне

Ее сиделка – тишина…

В прозаической литературе известных авторов прием персонификации встречается буквально на каждом шагу. Начиная со сказок Андерсена, где рыбы могут «поболтать» с русалками, а оловянные солдатики умеют горевать, заканчивая вполне реалистичными произведениями Максима Горького, у которого «море смеялось», и Михаила Лермонтова, который рассказал нам, что чувствуют «Тучки небесные».

принцип персонификации

Примеры

Русалка ка олицетворение водной стихии

Как правило, не обходятся без персонификации мифология, языческие религии, сказки, притчи, культы и магия, художественная и другая литература. Так, в русских народных сказках и верованиях присутствуют Дед Мороз и Снегурочка, Весна-красна, Леший, Русалка, Баба Яга.

Персонификация в синтоизме

В качестве примера персонификации в религии можно привести синтоизм, который преобладает в Японии. В его основе лежит анимизм, то есть вера в существование духов, в одушевленность природы. Синтоисты обожествляют природные явления и поклоняются им, считая, что многие вещи имеют свою духовную сущность, которая называется «ками». Ками может быть у дерева, камня, у явления природы или священного места.

Продолжая рассмотрение вопроса о том, что это – персонификация, нельзя не сказать и о других его значениях.

Еще один вид

Существует такое понятие, как «карнавальная персонификация», которое отражает именно виртуальный мир. Она делится на две группы:

  • Виртуальный «я».
  • Виртуальные друзья.

В Интернете также существуют карнавальные атрибуты персонификации:

  • Визуальные (аватары, никнеймы).
  • Графические (смайлы, шрифты, стикеры).
  • Звуковые (изменение голоса).

девушкаВсе это порождает иллюзию и комплексы. Красивые фотографии с курортов, видео, идеальные черты лица и фигуры порождают скрытую зависть, которая отравляет жизнь.

Обратная сторона касается тех людей, которые выставляют это все напоказ. Самое интересное, что они значительно приукрашивают все события, чтобы вызвать восхищение других. Таким образом, они придумывают собственный идол, которым они не являются.

Рекомендуем: Явление подражания в психологии

Персонифицировавшийся образ превращается в навязчивую идею, которая отравляет жизнь. Особенно ярко это воспринимают дети, получая неправильное представление о мире.

Документы и формы для персонифицированного отчета

Однако, если посмотреть на практике, эта отчетность принимается и подается в старых бланках, которые содержат в себе следующие формы. Первая форма – СПВ. В неё входит в список лиц, которые работали или до сих пор работают у данного работодателя в году, считающимся отчётным. Все предприниматели, которые падают персонифицированный учет первый раз, отмечают в этой форме и перечисляют всех своих работников, которые трудились в течение всего года или какую-то часть этого года. На основании составленного договора хочется обратить внимание на то, что лица, которые выполняли работы по гражданско-правовым договорам, указываться в форме не будут, если сам предприниматель подает персонифицированный учет уже не первый раз вот тогда в данной форме он не будет перечислять всех тех на работников, которые находятся у него в найме. Ему нужно отметить лишь ту информацию, которая касается новых работников, которые прежде не были записаны в форме, а были приняты на работу в текущем году, а также те работники, которые поменяли свою фамилию, имя или отчество, или же идентификационный код.

В случае, если предприниматель является адвокатом, нотариусом или другим лицом и обеспечивает себя работы самостоятельно, в данной форме он должен указать сведения о себе самом.

Такая форма состоит из 5 граф в нее входят:

  • порядковый номер;
  • номер учетной карточки;
  • имя;
  • фамилия;
  • отчество.

Вышеперечисленные данные переносятся из паспорта и обязательно на государственном языке. Следующая форма является формой СПБ – это список оснований, которые дают полное право для того, чтобы были зачислены льготы работникам при определении размера пенсии. Такая форма не подается, если предприниматель не имеет работников, которые в свою очередь имеют право на специальный или льготный стаж работы. Если же у работодателя на работе работают такие лица, то форма СПБ должна подаваться каждый год, в ней должен быть зачислен нормативный акт, статьи и пункты. На основании всех этих сведений о работнике, к общему пенсионному стажу ко всему прочему, зачисляется период льготного стажа. Последняя колонка существует для того, чтобы предприниматель мог сослаться на списки работ с повышенным фактором риска или тяжелыми условиями труда.

Следующая форма это анкета, известная как анкета застрахованного лица. Подается такая форма довольно-таки редко, только в тех случаях, когда на работу был принят гражданин, у которого нет свидетельства про общеобязательное социальное страхование. Такое свидетельство не имеют те, кто не начал работать с 2000 года, или те, кто устраивается первый раз на работу.

Следующая форма документа – это индивидуальные сведения о застрахованном лице. Такая форма заполняется отдельно исходя из дохода каждого застрахованного лица.

Персонификации в психологии

Сфера, в которой данный термин также широко применяется, – это психология. Его значение тут, однако, несколько иное, но принцип остается прежним. Итак, персонификацией тут называют образы и картинки в голове человека, которые формируются у него с момента рождения. За счет них он видит мир через свою индивидуальную призму и воспринимает определенным образом те или иные явления. Впервые данный термин в психологию ввел ученый Гарри Салливан, который полагал, что личность развивается не только в младенческие и юные годы, а на протяжении всей своей жизни.

прием персонификации

Прием персонификации

Прием персонификации используют писатели и поэты. Это яркий литературный прием. Иногда для его обозначения используют синонимы: аллегория, сравнение, олицетворение. Метод распространен в сказках, мифах, притчах.

Словарь лингвистических терминов

Персонификация

(от лат. persona — лицо + facio — делаю). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет, окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (Пушкин). см. олицетворение.

См. также

  • Антропоморфизм
  • Аллегория
  • Персона
  • Персонализм
  • Аутентификация
  • Авторизация
  • Аватара
  • Антропный принцип
  • Супранатурализм
  • Анимизм

Персонификация в психологии

В психологическом контексте рассматриваемое понятие связывается с именем Гарри Салливана, американского исследователя. В соответствии с его теорией, персонификация представляет собой образы, рождающиеся в человеческом сознании с самого младенчества, в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Особенностью персонификаций является возможность их несовпадения с действительностью. Они рождаются как реакция на те или иные события, эмоции и закрепляются в сознании как стереотипы. А затем они проецируются на других людей, которые не всегда подходят под этот шаблон.

Примеры

Явление персонификация ее проявлениеСтоит отметить, что персонификация — это в первую очередь стремление обрести отличную от себя, обособленную личность. Любой автономный или частично автономный комплекс может быть наделен чертами персонификации, являться в виде личности. Это хорошо просматривается в спиритическом сеансе или автоматическом письме. А также данное явление часто наблюдается у душевнобольных, страдающих галлюцинациями.

Юнг выделял персонификацию первобытных людей, которые связывали ее с бессознательным идентифицированием различных объектов, явлений (например, природы) до тех пор, пока идентификация не становится осознанной, понимая происхождение и смысл данного объекта.

Три вида персонификации личности

Салливан поделил период становления личности на три этапа: мать, «Я» и идол. На первой стадии новорожденный ребенок контактирует в основном со своей мамой, и в его сознании постепенно формируется два образа – «мать плохая» и «мать хорошая». Первый образ связан с тем, что кормилица может не приносить желаемой пользы младенцу, например давать ему пустышку. Второй образ закрепляется за счет постоянной заботы и ухода. Ребенок подрастает и начинает завязывать свои первые контакты с социумом, идентифицируя в нем себя самого. Так у него формируется сознание собственного «Я». Позднее уже взрослый сформировавшийся человек переходит в этап персонификации идола. Зачастую это наделение окружающих его людей качествами, которые им на самом деле не присущи. Иными словами, это самообман, в котором живут многие наши современники.

прием персонификации

Социология

В данной сфере достаточно давно и весьма широко стал применяться принцип персонификации для объяснения множества моментов. К примеру, действия определенных людей или их групп принято объединять во что-то единое, что могло бы объяснить происходящее. Примерами социологической персонификации стали формы правления в различных государствах, политические взгляды (левые, правые, центрические), разнообразные формы идеологии и многое другое. Как правило, в каждой из подобных систем выделяется лидер – один человек, или партия – группа людей. На них возлагается вся ответственность за происходящее. Иными словами, они становятся персонификацией всех тех событий, которые вытекли в результате действий куда более обширного количества народа. В случае неудачного исхода событий главенствующие верхушки часто поддаются гонению.

Отрывок, характеризующий Персонификация

Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.

Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.

Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.

Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.

– Да ты из каких будешь? – вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек?

– Я? я?.. – сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. – Я по настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих.

– Вишь ты! – сказал один из солдат.

Другой солдат покачал головой.

– Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку.

Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него.

– Тебе куды надо то? Ты скажи! – спросил опять один из них.

– Мне в Можайск.

– Ты, стало, барин?

– Да.

– А как звать?

– Петр Кириллович.

– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.

Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору. Пьер шел вместе с солдатами, совершенно забыв, что его постоялый двор был внизу под горою и что он уже прошел его. Он бы не вспомнил этого (в таком он находился состоянии потерянности), ежели бы с ним не столкнулся на половине горы его берейтор, ходивший его отыскивать по городу и возвращавшийся назад к своему постоялому двору. Берейтор узнал Пьера по его шляпе, белевшей в темноте.

Дизайн. Словарь терминов

Персонификация

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – придание живым или неживым объектам или отвлеченным понятиям, таким как “победа” или “промышленность”, человеческих форм или человеческих атрибутов. К примеру, смерть изображается в виде скелета или фигуры в белом одеянии с косой. Персонификацией американского правительства и США в целом является “дядя Сэм” – высокий худой человек с седой бородой, облаченный в брюки с белыми и красными полосами, синюю жилетку, и в высокой шляпе, на которой нарисованы звезды. Во времена итальянского Возрождения было популярно изображение “свободы” в виде женщины вместе с фигурами, олицетворяющими “мир” и “изобилие”. Популярнейшая из них, американская Статуя Свободы (дар Франции 1885 г.) стоит теперь у входа в Нью-Йоркскую гавань и держит в руке горящий факел – символ “просвещенности”. Первой женской персонификацией Великобритании была Британниа (так римляне называли Британию), которая появилась на монетах в период правления римского императора Адриана (138–117 г. До н. э.); В 1672 г. ее изображение появилось на монетах вновь в виде сидящей фигуры со щитом и пикой. Британниа изображалась на монете в 1 пенни до перехода на десятичную систему в 1971 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...