Перцептивная сторона общения в психологии

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Понятие перцептивного общения

Слово «перцепция» пришло из латинского языка и означает «восприятие», которое в психологии подразумевает образ человека, формирующийся на основе оценки его другими людьми. От того, какие образы создаются в их сознании, зависит коммуникация.

Термин «перцептивное общение» ориентирован на умение строить контакт. Для этого понадобится не только талант рассказчика, но и умение чувствовать внутреннее состояние других людей, замечать едва уловимые телодвижения, говорящие лучше слов.

Внешние стороны поведения человека – материал для анализа и выстраивания определенного маршрута поведения. Здесь все взаимосвязано. Отслеживая жесты, мимику, интонацию, манеру говорить, собеседники составляют образы друг друга, вникают в мотивы действий. Составив образ, они настраиваются на его волну и стараются понять, какое впечатление производят друг на друга.

Чтобы общение развивалось в благоприятном направлении, важно не допустить ошибки в оценке собеседника и правильно выстроить линию поведения. Гибкость, готовность к изменениям – залог взаимовыгодного диалога.

Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

  1. Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.
  2. Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.
  3. Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.
  4. Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.
  5. Его систему мышления, ход мыслей.

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится. Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно очень много времени. Здесь в процесс вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию. Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются. Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение. Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

перейти наверх

Основные виды

Социальная дезадаптация в психологии

Восприятие распространяется не только на контакт двух людей, оно влияет на целые группы. Поэтому существуют разные варианты социальной перцепции. Первая классификация касается самого индивида.


Человек может воспринимать себя, свою группу общения и незнакомое сообщество

Внутри коллектива люди обычно общаются и составляют представление о каждом члене, в это же время две группы объединенных людей тоже друг друга оценивают. Внутри группы индивиды считают себя хорошими людьми и к чужакам обычно относятся негативно.

Функции и предназначение

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении «читать» внутренний мир окружающих людей. Человек, обладающий способностью определять психическое состояние собеседника, сможет выявить его истинное отношение к различным вопросам. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  • создает почву для восприятия чужой личности;
  • благотворно влияет на создание взаимопонимания;
  • в некоторой степени способствуют влиянию собеседников друг на друга.

Данные функции основываются на работе определенных психических установок. К таким установкам специалисты относят эмпатию, аттракцию и идентификацию. Эти механизмы отвечают за познание и понимание окружающих людей. Помимо этого, в общении используется механизм рефлексии, который можно охарактеризовать как познание собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Последним инструментом является казуальная атрибуция, в задачу которой входит создание прогноза поведения собеседника на основе его модели ведения разговора.

Перцептивная сторона общения включает в себя каждый из вышеперечисленных инструментов восприятия окружающих людей. Давайте более подробно ознакомимся с каждым из этих инструментов.

Характеристика механизмов перцепции:

  1. Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором мнение о внутреннем мире человека основывается на своеобразной попытке представить себя на месте партнера.
  2. Аттракция – механизм познания человека, подразумевающий привлечение. Определенное отношение к оппоненту строится на возникновении устойчивых позитивных чувств.
  3. Эмпатия – механизм эмоционального и чувственного сопереживания к окружающим людям.

Понимание чувств, мотивов и желаний окружающих, тесно взаимосвязано с вышеперечисленными механизмами. Следует отметить, что перцептивная сторона общения также связана с такими механизмами, как казуальная атрибуция и рефлексия. Казуальная атрибуция – способ интерпретации эмоций и действий окружающих, при наличии желания определить мотивы выбранной ими поведенческой модели. Рефлексия относится к инструментам самопознания собственной личности при помощи создания коммуникативных связей. Данный механизм подразумевает представление своей личности так, как её воспринимает партнер.

перцептивная сторона общения включает в себяВосприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира

Во время проведения исследований, связанных с перцептивной стороной общения, ученые выявили интересный факт. Подавляющее большинство людей имеют склонность приписывать себе коллективные достижения. А неудачи в различных сферах, оправдывают обстоятельствами или возлагают на других людей. Также интересен тот факт, что люди, отрицательно настроенные в отношении своего оппонента, также воспринимаются последними, в негативном свете.

Каждый человек воспринимает окружающих на основе собственного «первого впечатления», которое может являться ошибочным.

Функции и предназначение

Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

  • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
  • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

Что такое перцепция

Что такое перцепция

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.

Цели, задачи и функции

Главная цель перцептивного общения – достижение взаимопонимания партнеров.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • составить содержание межличностного восприятия;
  • содействовать взаимопониманию;
  • обеспечить взаимное влияние собеседников.

Перцептивное общение строится по принципу отражения, что напоминает сценку из детского мультфильма о Крошке Еноте, который наблюдал за своим отражением в воде, оценивал его и делал выводы. Процесс коммуникации предполагает перцепцию следующих элементов:

  • собеседника;
  • самого себя;
  • контекста общения.

Ведя диалог, нужно предполагать, какие чувства вызывают слова, эмоции, выражение лица, интонации у собеседника. Восприятие проходит на социальном и межличностном уровнях общения.

Основная функция перцептивного общения заключается в достижении самого факта коммуникации, установлении взаимопонимания. Способность расположить к себе собеседника, понять его внутренний мир помогает внести гармонию в личную жизнь, правильно выстраивать отношения в деловой сфере.

Механизмы

Стереотипия

мужчина в женских поцелуях

Стереотип является таким себе сокращённым вариантом представлений. Допустим, если какая-то ситуация слишком часто возникала в жизни человека, то, опираясь на полученный опыт, с целью экономии времени и ресурсов, он, сталкиваясь с чем-то похожим, заранее, предвосхищая дальнейшие события даст свою оценку по поводу того, чем всё грозит или как закончится.

К примеру, бытует стереотип, что красивые мужчины – обязательно бабники. И тогда женщина, встретив внешне очень даже привлекательного парня, не будет ему доверять. Или вообще, не захочет отношений с ним, несмотря на то, что возник интерес. А на самом деле он может оказаться верным, искренним, и даже застенчивым.

Поэтому с одной стороны, стереотипы однобоки и ограничены, так как не позволяют узнать действительность такой, какая она есть. Но с другой – с их помощью формируются традиции, устои и приметы. Образно говоря, они делят мир на две категории, например, белое и чёрное. Хотя на самом деле существует ещё масса других оттенков, и нередко бывают ошибочны, отчего возникают даже целые этнические установки, прямо-таки характеристика особенностей темперамента людей из разных стран.

Допустим, принято считать, что итальянцы импульсивны, энергичны, и тогда, встречая молчаливого и апатичного жителя Италии, человек рискует начать навязывать ему придуманный образ, требуя соответствовать представлениям.

Идентификация

Во время общения, как бы того ни хотелось, личность сравнивает себя с собеседником, чтобы понимать о схожестях и различиях. Соответственно, таким образом он узнаёт о своих особенностях, возможностях и ограничениях.

Так вот, чтобы узнать, зачем другой человек поступил так, а не иначе, или что он чувствует и что с ним происходит, каждый из нас прибегает к такому приёму, как идентификация. Простым языком – ставит себя на место того человека и думает, а как бы в такой ситуации сделал я и чтобы со мной происходило?

Эмпатия

Это способность сопереживать, чувствовать целую гамму эмоций по отношению к чужим жизненным историям и ситуациям. Эмоциональное реагирование позволяет понять, что в данный момент происходит во внутреннем мире собеседника. И кстати, именно на чувственную зону часто опираются специалисты.

Психология человека такова, что он в силу каких-либо обстоятельств, «вытесняет» неприятные чувства, думая, что таким образом он избавляется от них. Но на самом деле они всё равно остаются с ним, только в фоне, и мешают, «замораживают», останавливают…

Так вот, специалист, благодаря чувствительности, то есть возникших в ответ переживаний может обнаружить, что на самом деле не даёт полноценно обратившемуся клиенту дышать полной грудью, ощущать гармонию и радость.

А знаете, как формируется близость? С помощью эмпатии, когда два человека понимают, с чем каждому пришлось столкнуться в жизни, хотя бы потому, что переживали подобное. Например, тот, кто справился с депрессией, не будет обесценивать состояние того, кто в данный момент пытается «выкарабкаться», потому что знает, как это. Вот почему говорят, что их понимают без слов. Кстати, будьте осторожны, манипуляторы «ловят» своих жертв как раз с помощью «игры» на их чувствах.

Аттракция

две подруги смеются

Субъективное восприятие партнёра под влиянием хорошего отношения к нему. Замечали, что вам намного проще понимать тех людей, к которым уже возникла привязанность? Так проявляется аттракция, чем лучше отношение к кому-либо, тем отчётливей ощущение, что он очень хорошо знаком, похож, понятен и близок даже, несмотря на то, что реально люди могут знать друг друга только пару дней.

Вот откуда берут своё начало романтичные фразы наподобие: «Мы будто всю жизнь знакомы и были вместе, хотя на самом деле познакомились только сегодня».

Рефлексия

Один из механизмов самопознания, который включает в себя возможность представлять, как он выглядит в глазах собеседника и вообще воспринимается окружающими. И очень часто это представление не соответствует реальности, потому что личность не в состоянии наблюдать за собой со стороны, как ведёт себя в какие-то моменты, как реагирует и прочее.

Бывало такое, что, прослушав диктофонную запись своего голоса, вы были неудовлетворенны тем, как он звучит, потому что вам он слышится совсем иначе? Или, посмотрев видео, были удивлены тем, как двигаетесь, смеётесь и разговариваете?

Каузальная атрибуция

Объяснение поведения окружающих, причём у каждого есть свои любимые, благодаря которым он интерпретирует поведение остальных. Например, поведение коллег может рассматриваться только через призму обиды, так как привычно думать, что никто не ценит его стараний.

Атрибуция может быть:

  • Личностной – в случае неудачи или провала обязательно находят виноватого, который мог просто случайно оказаться рядом и не так посмотреть…
  • Обстоятельственной – в этом случае ответственность перекладывается на обстоятельства и события, даже погоду.
  • Стимульной – причина неудачи ложиться непосредственно на тот предмет или личность, с которой произошло несчастье. Ну, например, совершили над девушкой насилие – сама виновата, надо было дома сидеть, или случилась авария – надо было быть внимательней…

Ошибки первого впечатления

В психологии термин «перцепция» используется для описания функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и формирование цельного образа личности оппонента. Согласно мнению ученых, оценка незнакомого человека состоит на половину из ошибочного мнения и на пятьдесят процентов из правильного восприятия. Данный факт можно объяснить влиянием трех определенных факторов, которые оказывают влияние на перцептивную сторону общения.

По мнению ученых, каждый человек совершает определенные ошибки в восприятии окружающих людей. Одной из таких ошибок является неадекватное восприятие отношения собеседника к конкретному индивидууму. Уважительная и доброжелательная манера разговора приводит к тому, что в восприятии окружающих создается образ, состоящий из сплошь положительных характеристик. Также людям свойственны ошибки в оценивании качеств оппонента. В той ситуации, когда собеседник превосходит человека по определенным критериям, создается ошибочный образ более талантливого и интеллектуально развитого человека. Данная ошибка в анализе личности имеет и прямо противоположное восприятие.

перцептивное общение этоХарактеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека

Самой важной ошибкой в оценке личности является неправильное восприятие привлекательности человека. Те индивиды, что вызывают интерес своей внешностью или другими индивидуальными качествами воспринимаются как более интересные собеседники. В некоторых случаях таким людям приписываются те качества, что могут быть нехарактерны для их темперамента.

Перцептивная сторона общения – является необходимой составляющей межличностных взаимоотношений. В её состав должны входить:

  • познание собственной личности посредством построения коммуникативных связей;
  • познание личности и понимание оппонента;
  • прогноз поведенческой модели партнера по общению.

Интересные факты из истории

Учёные считают, что впервые интерактивное общение, конечно, на низком уровне появилось пятнадцать тысяч лет назад.

Первые самые древние признаки такого общения были обнаружены в Африке, поэтому косвенно принято считать, что именно там зародился первый язык. Но, к сожалению, неизвестно конкретно, что это за язык и родственником какого из современных является. Можно сказать, что все последующие находки: написание, значение слов были похожими, но со временем языки утратили свою близость и стали более сложными и индивидуальными.

На сегодня насчитывается около семи тысяч языков, не считая наречий. С каждым годом в наше общение приходят все новые и новые слова, делая наш лексикон разнообразней. Только русский язык по подсчетам состоит из ста пятидесяти тысяч слов. Так вот средний человек в постоянном общении использует до пятидесяти тысяч слов в разных вариациях. И это необходимо для того, чтобы Вас понимали.

Благодаря языку Вы можете делиться своими знаниями, показывать чувства, эмоции. Мы уже никогда не сможем представить мир без языка и без постоянного обмена информацией.

Ещё на начальных этапах люди сталкивались с различными разногласиями и различными взглядами на вещи. Древне греческие мыслители рассказывали в своих летописях про войну умов. Уже тогда стало понятно,что общее мнение объединяет людей в группы. Эти группы могут учитывать различные интересы: религиозные, политические, культурные. Из-за разных убеждений и нежелании или неумении договариваться, начались войны. Теоретически любой конфликт можно назвать войной, и между людьми появлялись конфликты на различных почвах. Что в своё время привело к способности их сглаживать и уступать друг другу. Умение договариваться привело нас на такой уровень.

Аспекты

Изначально перцептивный аспект проявляется в визуальном восприятии собеседника. С точки зрения физиогномики существует определенная связь между чертами лица человека и его психологическими характеристиками, особенностями поведения.

Общаясь с оппонентом, мы подсознательно или осознанно анализируем его внешность и строим первые предположения относительно его личности.

Далее устанавливается определенное эмоциональное взаимодействие. Если разговор носит негативный характер, то, как правило, формируется отрицательное восприятие личности оппонента.

Если же беседа окрашена в позитивные тона, то и расположение к человеку появляется с большей вероятностью.

Именно здесь кроется основная проблема перцептивного аспекта — при первичном знакомстве мы можем делать неправильные выводы о личности партнера лишь на основании сложившегося мимолетного впечатления.

Аспекты перцепции

Достоверное восприятие другого субъекта возможно только в результате тщательного наблюдения за ним.

Во время коммуникации происходит наблюдение за словами, жестами, манерами, мимикой оппонента.

Полученная вербальная, невербальная информация позволяет сделать выводы и прийти к пониманию личности человека.

к содержанию ↑

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

перцептивные действия это

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Понятие и характеристика: кратко

Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?

Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.

Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.

Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.

Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.

Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

формирование перцептивных действий

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Механизмы восприятия

В общении важно не просто категоризировать оппонента, повесив на него тот или иной ярлык, а понять, глубоко погрузиться во внутренний мир партнера, осознать его актуальное эмоциональное состояние, мотивацию, отношение к ситуации.

Однако это не только взаимодействие лиц А и Б. В конце XIX века профессор Дж. Холмс описал процесс межличностной коммуникации в расширенной схеме. В нее оказались включены целых 6 субъектов. Итак, кто участвует в беседе между условными Джоном и Генри на самом деле:

  1. Д., каков он есть по факту.
  2. Д., коим он сам себя воспринимает.
  3. Д., каким его видит Г.
  4. Г., каким он является.
  5. Г., каковым он считает себя.
  6. Г., как его оценивает Д.

Позже дополнили эту картинку еще одним пунктом:

  1. Д (Г), каким ему видится его образ в голове оппонента.

Дополнительная литература

  1. Андреев,
    В.И.

    Конфликтология: искусство спора, ведения
    переговоров и разрешения конфликтов
    / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ,
    1992. — С. 81-139.

  2. Берн,
    Э.
    Игры, в
    которые играют люди. Психология
    человеческих взаимоотношений. Вы
    сказали «здравствуйте». Что дальше?
    Психология человеческой судьбы /
    Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005.
    — С. 7-53.

  3. Варданян,
    Ю. В.

    Психология общения : учеб.
    пособие / Ю. В. Варданян,
    Т. В. Савинова. –
    Саранск, 2003. – С. 15-29.

  4. Корнелиус,
    Х.
    Выиграть
    может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр.
    – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.

  5. Руденский,
    Е.В.
    Основы
    психотехнологии общения менеджера /
    Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск:
    НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.


Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Феномены (эффекты) межличностного восприятия

Первичности. Заключается в том, что при наличии противоречивой информации после знакомства с индивидом, как более значимые воспринимаются факты, полученные раньше. Именно они оказывают влияние на формирование общего представления о личности незнакомца.

Записаться на консультацию

  1. Крайностей. Объекты, находящиеся с краю, запоминаются лучше, чем те, что расположены посередине.
  2. Новизны. В случае с восприятием знакомого человека большее значение обретают данные, полученные позднее.
  3. Ореола. Представляет собой формирование своеобразного убеждения, связанного с наблюдаемым посредством целенаправленного приписывания ему ряда характеристик, то есть узнанные факты накладываются на существующий первоначально образ. Так, общее положительное впечатление способствует позитивному оцениванию известных и неизвестных качеств объекта, в то время как негативное отношение к нему порождает заведомо отрицательные оценки.
  4. Первой встречи. Предполагает устойчивый вывод о человеке, возникший после первичной коммуникации. Особенно актуален, когда в дальнейшем мнения об индивиде противоречат существующему первообразу.
  5. Проекции. В целом приятному собеседнику люди склонны присваивать свои положительные качества, а неприятному – собственные отрицательные стороны.
  6. Средней ошибки. Склонность смягчать оценивание самых ярких характеристик индивидуума до среднестатистического.
  7. Барнума. Восприятие оценок своей идентичности как истинно верных, если они представлены через призму научного, ритуального или магического контекста.
  8. Бумеранга. Информация, которая преподносится аудитории, вызывает эффект, противоположный ожидаемому. Такое возможно, когда сам субъект, доносящий факт, неприятен группе или когда ее члены не доверяют источнику данных.

Средства общения

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем, т.е. средствами общения являются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные знаковые системы.

  1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Вербальные средства общения — речь — являются самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
  2. Невербальные средства обмена информацией — это неречевые средства общения. Они могут дополнять вербальные, противоречить им или формировать подтекст.

Невербальная коммуникация, в свою очередь, включает следующие основные знаковые системы:

  • Оптико-кинетическую: жесты, мимика, пантомимика (позы).
  • Пара- и экстралингвистическую. Паралингвистическая система — это система вокализации: особенности голоса, динамические и стилевые особенности речи, речевые штампы и оговорки. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса: дистанция между партнерами по общению (физическая дистанция, как правило, прямо отражает эмоциональную дистанцию между общающимися), взаимное положение тел в пространстве и т.п.
  • Визуальный контакт (контакт глаз). Имеют значение длительность, частота контакта и т.п.

См.также:Психологическая характеристика общения

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...