Перцепция

Понятие

Понятие «перцепция» образовалось от латинского слова perception, которой обозначает восприятие. Она представляет собой отображение окружающего мира, объектов, явлений через цвета, образы, объекты.

13.1.

13.1.1.

– – , . , , , , . – (. 1).
           (. 2). .. ( .., 1985). , – , , .
           : , , (. 3, . ).
           , (. 5).
           . , , , ( .., 2002; . ).
           . – , – .
           , ( .., 1996; . ).
           (. 6):
           – , ;
           – , – .
.

  • :
    • – ;
    • ;
    • (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html).

    .

13.1.2.

– , . , – , – , .
           , .

  • :
    • ;
    • ;
    • ;
    • .

– , (, 1999. . 411; . ).

  • :
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • .

– , , , . , – , .

13.1.3.

.. ( .., 1999; . ), .. 60- . ( .., 1985). . . , , . .. , , , , , ( .., 1967; . ).

  • .. ( .., 1964) , :
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • .
  • :
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • , .

.
          , – “” , . “” , , , . .
           . , , , , ( , ), ( .., 2001; c. ).
           , .

  • .. ( .., 1960. . 411) :
    • ;
    • , ;
    • ;
    • ;
    • , , .

.. ( .., 1976. . 294-299), (. 7).

  1. – , , , , (http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm; . .. ” “).
  2. – ( , , , ..).
  3. – , , , .
  4. – , , .
  5. – , -, , , , -, .
  6. – – .
  7. – , , , , , .
  8. ( ) – , , , , , .
  9. ; .

. , .. (. 8), .. – (. 9).
           ,
(http://www.elibrary.ru/books/teplov/3-1-6.htm; . .. ” “).

Основные понятия

Перцептивность – это основной биологический процесс человеческой психики. Приобретается такая функция через органы чувств, которые принимают участие в формировании полноценного образа предметов. Перцепция воздействует на анализаторы за счет ряда ощущений, вызываемых восприятием.

психолог и пациент

Также стоит сказать, что перцептивность – это популярный предмет исследования психологов. Ведь подобное отображение действительности позволяет сформировать в человеческом сознании полноценный образ определенного явления.

Уровни восприятия

Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Перцепция в философии

Перцепция в психологии это определение довольно узкое. В философии перцепция – это, прежде всего, отношение к окружающему миру во всех его проявлениях. Таким образом, данной науке характерна более обобщенная концепция. Согласно основным философским учениям, человек воспринимает мир через призму многогранных чувств и ощущений.

Механизм социальной перцепции

Социальная перцепция – процесс, на основе которого осуществляется прогноз модели поведения и реакции социума в различных жизненных условиях. Представленные ниже механизмы межличностной перцепции позволяют изучить тонкость этого процесса:

  1. Аттракция – изучение окружающих людей, которое основывается на позитивном восприятии. Благодаря этому механизму, люди получают способность близко взаимодействовать с окружающими, что оказывает положительное влияние на формирование чувственных взаимоотношений. Ярким примером этой функции является проявление любви, симпатии и дружеских чувств.
  2. Идентификация – этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций. Основываясь на собственных убеждениях, человек производит анализ внутреннего состояния окружающих. Пример: при выдвижении предположений о состоянии собеседника, человеку свойственно мысленно представлять себя на его месте.
  3. Казуальная атрибуция – является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов поступков окружающих, он начинает прогнозировать модель поведения других людей, основываясь на собственных чувствах, стимулах и других индивидуальных свойствах.
  4. Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме. Данный «инструмент» базируется на навыках представления собственной личности, «глазами» собеседника. В качестве примера следует представить себе диалог Васи и Паши. В этом виде коммуникации принимают участие как минимум шесть «личностей»: личность Васи, его представление о собственной личности и представление личности Васи глазами Паши. Точно такие же образы воссоздаются в сознании Паши.
  5. Стереотипизация – механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений. Важно отметить, что подобные образы имеют особенности в зависимости от социальных факторов. В качестве примера стереотипизации можно привести устойчивое представление о том, что большинство внешне привлекательных людей склонны к нарциссизму, представители Германии отличаются педантичностью, а работники силовых ведомств думают прямолинейно.
  6. Эмпатия – способность эмоционального сочувствия, оказание психологической поддержки и участие в жизни окружающих людей. Данный механизм является ключевым навыком в работе специалистов из области психологии, медицины и педагогики.

эффект
Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями

Вышеперечисленные виды познания личности окружающих, основываются не только на физических особенностях человека, но и нюансов модели поведения. Построению тесных коммуникативных связей способствует участие в беседе обоих партнеров. Социальная перцепция находится в зависимости от стимулов, чувств и образа жизни каждого из участников межличностных взаимоотношений. Важной составляющей этой когнитивной функции является субъективный анализ окружающих индивидов.

13.2.

13.2.1.

, .. ( .., 1990; . ), . () .
           , .. (. 10).
           , , .
           , , .
           – , ( ) . .. : , ( ), , . , .
           – , , , , , , , . : , , , . (. 11).

13.2.2.

  • .. . :
    • , , – .
    • , , (.. ) .

– , – , .. , (). .
           , – , , , .

  • – , , .. , :
    1. .
    2. .
    3. .

– , , , “”, .. , “”, .. .
           , – “” – , ( ., .., 1994; . ).
           – , .. ( .., 2001; . ).

13.2.3.

  • – , .. , , , :
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • (. 11 ) (. 13.1).

, , , ( .., 1999; . ).
           ” “, .. , , , , , , “”.
           , , , , : , – , , .
           :

  • , .. ;
  • ( , , );
  • , , , .. , ;
  • ( .., 1994; . ).

:

  • – ;
  • – ;
  • – ;
  • – ;
  • – .

.. , (, , ) . , : , , , (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/955/955005.htm; . .. ” “).

Социальная перцепция

Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.

Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения

заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие

:

1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт двух или более людей, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок;

2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при кот корой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Структура любого взаимодействия, по мнению Н.В. Казариновой, включает в себя следующие элементы:

  • роли участников взаимодействия;
  • набор и порядок действий;
  • правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников.

Поведенческая гибкость

— наличие ассортимента способов для реагирования, возможность выбора способа действий. Она дает больше возможностей повлиять на ситуацию.

Ситуации использования поведенческой гибкости

:

  1. при планировании действия – позволяет определить ряд возможных подходов;
  2. при возникновении трудностей или факторов, которые не были учтены заранее;
  3. когда возникает ситуация, с которой успешно справлялись другие люди — использование их опыта.

Социологическое описание

Начать мы решили именно с этой категории, так как все мы живем в социуме и больше всего взаимодействий происходит именно с другими людьми, а не с объектами или предметами. Люди вызывают в нас наиболее сильные эмоции, воспоминания, чувства, определенные личности являются ключевыми в наших жизнях. Вспомним старую цитату: “Первое впечатление нельзя произвести дважды”. Почему говорят именно так? Все дело в том, что большинство людей запоминают других особей именно опираясь на стартовый опыт общения (даже если оно невербальное). Дальнейшие действия личности всегда оправдываются его первоначальными поступками, манерами, словами. Мы всегда “примеряем” образ человека, увиденный в нем впервые, на его современный облик, даже если он изменился. Давайте рассмотрим простейший пример: вы знакомитесь с маленькой дочкой своих друзей 5 лет, она светловолосая милая девчушка. После ваше общение с товарищами прекращается на 15 лет, и вот вы вновь встретились, а вы видите перед собой уже не маленькую девочку, в взрослую женщину. Но вы не можете отделаться от чувства, что где-то внутри нее сидит та самая малышка.

эффект первичности на первом свидании

13.3.

13.3.1.

.. , .. , .. , .. , () , ( .., 1994; . ).
           , , , – . , , , , , .

  • , – :
    • ;
    • , ;
    • , , , .
  • , , :
    • ( , , , , , );
    • – (, , , , ), (, , , , , , , ), – (, , , , , , , , , , , ), ( – , , , , , , );
    • ;
    • .
  • 1. .. , :
    • ;
    • ;
    • , – , , -, – .

, . , ” , , , , “. , .

  • 2. .. , :
    • : , , ;
    • : , , “”-, , .
  • .. : , . , .. , :
    • ;
    • ;
    • ( ) ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • , ;
    • .
  • 3. ( .., 1994) ” – – ” , ( .. ) ( .., 1990; . ):
    • 1) – :
      • ;
      • .
    • 2) – :
      • ;
      • ;
      • .


      ( http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991122.htm; . .. ” “).

13.3.2. –

. .. , , , , , ( .., 1974). , . .. , , , , , .
           – , , .
           , ( , , , ) .

  • :
    • – ;
    • ;
    • .

.
           (.. , .. ) , , . , , , ( .., 1995; . ). . , , , , , . , , : ” “, ” “, ” “, “” .. ( .., 1995; . ).

  • , “” . :
    • ;
    • – .

, . – , , , , , , .
          , , , , , .
           , . , , , . , , . .
           () . , , , , .
           , – . . “”, , .
           – , , . . , , . .

  • :
    • – : , , , ;
    • – ;
    • – , .

, , . , , 92% , , , . , , . : , . , , . , – , ( .., 1995; . ), ( .., 1994; . ).
          . (), , , , , , ( ).
           “” . , . , , , , , , , , , .

13.3.3.

  • , , :
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • .

, , . – .
          , , , , , , , , , , , .

  • – :
    1. , ;
    2. , ;
    3. , ;
    4. ;
    5. , , ;
    6. ;
    7. .

: ; , ; . : , , , , , , , .

  • – :
    1. ;
    2. ;
    3. , , , , , ;
    4. , .

, . , -, . , , , ..
           , , , ..

  • – :
    1. ;
    2. , , ;
    3. ;
    4. ;
    5. , ;
    6. ;
    7. .

, , : ) ( – ) ) ( – ).

  • – :
    1. , , , ;
    2. ;
    3. ;
    4. , ;
    5. .

. , .

  • – :
    1. , ;
    2. ;
    3. , ;
    4. ; ;
    5. , , , ;
    6. ;
    7. , ;
    8. , .

Как стать смелее?

Экстраверсия и интроверсия
Следующая запись »

Ошибки первого впечатления

Информация поступает в сознание человека по трем источникам:

  1. Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
  2. Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
  3. Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.

Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний

Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.

Неравенство

Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.

Фактор привлекательности

Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Искаженное восприятие собеседника

Фактор отношения

Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.

Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

Согласно теории Леонтьева, восприятие развилось в результате перехода от гомогенной среды обитания к предметно выраженной.

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

перцептивные действия это

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Восприятие в теории психики

Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.

Эффект асимметричной отрицательной самооценки

Во временном промежутке существует тяготение к внутригрупповому противоположному фаворитизму:

  • Перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людейзалипание на взаимности – индивидуум переносит свое отношение к исследуемой личности на ответные чувства и считает, что его хорошее отношение продуцирует такое же с противоположной стороны;
  • феноменальная теория сходства взглядов – человек думает, что «свои» в коллективе имеют такое же мнение в отношении социальной перцепции исследуемой личности, как и он;
  • проецирование своих деловых и личностных качеств на других людей, то есть уверенность в том, что у соратников присутствуют те же умения, что и у него;
  • игнорирование информации о тех неприятностях, которые могли бы произойти, но не случились.

Как избежать ошибок перцепции?

Исследователи пришли к выводу, что при первом взгляде на незнакомого человека мы оцениваем его в такой последовательности:

  • прическа;
  • глаза;
  • выражение лица.

Д. Карнеги советовал ежедневно заниматься упражнениями перед зеркалом, помогающими научиться управлять своими мимическими мышцами. Щедрая и открытая улыбка поможет заручиться дружеским расположением окружающих с первой минуты знакомства.

Научиться читать основные эмоции другого человека позволит овладение методом Экмана. Он знакомит с мимическими проявлениями основных эмоциональных состояний: радости, грусти, страха, удивления, отвращения, гнева. Данная техника прочно вошла в практику психотерапевтов.

Овладение навыками перцепции – полезнейшее из искусств в жизни человека. Оно ведет к эффективному взаимодействию с другими людьми и пониманию себя самого.

13.4.

13.4.1.

– , , , (. 12).

  • :
    • ,
    • ,
    • .

(. ).
          .. ( .., 1987).
          1. -. , ; , ( ) . . : , . , , . , , , . .
          2. -. , , – , , , . , . , . , , .
          3. -. , , , . , . , , , . , , , .
          4. -. – , . , , , . , , .

13.4.2.

  • . :
    • ( , , );
    • ;
    • ;
    • ,
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • – .

.. .. ( .., .., 1987. . 41-42) – 1) , 2) 3) (. 14 ).

  1. , :
    • : , , ;
    • – – ;
    • – ;
    • -.
  2. (. 15).
  3. , , , , . , , , -.
    (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/972/972014.htm; . .. ” “).

13.4.3.

– . – ( .., 1996; . ). , , (, ). (, 2002. . 444)
(http://elite.far.ru/; . ).

  • .. , , :
    • : ( – , , , – , , , -, .);
    • : ( ), , , ;
    • : , , ;
    • : , ( , ) (, 2002).
  • , :
    • , , , , , ;
    • , ; , ; – .;
    • , , , , ;
    • , , , , , , , ( .., 1990; . ).

.. , .. (. )
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html; . ).

  • – – , .
    • . .. . , – , , .
    • – , .
    • – , – . .
  • – , . , – , – , .
    • : ; ; ; ; ; , .
    • – , , , .
    • – , .
  • , .. , . () .
    • , , .
    • – , .. , , , : ; ; ; ; .
  • , , : ; ; ; .
    • ” – – ” , ( .. : – – .
    • – – , , .
    • , .
  • – , , , , .
    • .. : -; -; -; -.
    • .. .. : 1) , 2) 3) .
  • – . – . , , (, ).
    • : ; ; ; ; .
    • , : ; ; ; .
  1. ?
  2. ?
  3. .. ?
  4. ?
  5. ” “?
  6. .
  7. ” “.
  8. ?
  9. ” “?
  10. – ?
  11. .
  12. . . ?
  13. .
  14. .. ?
  15. ” “?
  16. ?
  17. ( )?
  18. ?
  19. ” “?
  20. ?
  21. ?
  22. .. ?
  23. ( .. )?
  24. .
  25. ?
  26. “” ?
  27. .. ?
  28. , .. , ?
  29. ” “?
  30. .. ?
  31. , .. , – -?
  32. – ?
  33. ?
  34. “”?
  35. – ?
  36. .
  37. ?
  38. ?
  39. .
  40. ” “?
  41. .. ?
  42. , .. , – -?
  43. .
  44. .. .. ?
  45. ” “?
  46. .. .
  47. .
  1. : / . .. . ., 2002.
  2. .. : ( ). . . ., 1994.
  3. .. . ., 1995.
  4. .. . ., 1964.
  5. .. . ., 2002.
  6. .. . ., 1995.
  7. .. . ., 1976.
  8. .. : . . . ., 1999.
  9. .. : . ., 1967.
  10. .. . ., 1990.
  11. ., . . , : . ., 1994.
  12. .. : . . ., 1990.
  13. .. , , . .; , 2001.
  14. .. . ., 1960.
  15. .. . ., 1996.
  16. .., .. // . . 1987. 5.
  17. .. ( ). ., 1994.
  18. .. : – . 3- ., . . ., 2001.
  19. : 2 . ., 1993-1999.
  20. . . . ., 1999.
  21. .. : 2 . ., 1985.
  22. .. : 2 . ., 1974.
  23. .. : . . 2- ., . . ., 1996.
  24. .. : . . . 1. . ., 1995.
  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. .
  12. .
  13. – .
  14. .
  15. – .
  16. .
  17. .
  18. .
  19. .

Апперцептивные галлюцинации

Когда апперцептивное восприятие дает сбой, это может повлечь искажение и дальнейшие проблемы. Если рассматривать причину такого явления, как апперцептивные галлюцинации, то стоит отметить, что они бывают двух видов и оба являются следствием психических отклонений. Но об этом немного позже.

Для начала необходимо понять, что же такое галлюцинация. Это расстройство восприятия, которое влечет за собой всплывание разных образов без наличия реальных объектов. Галлюцинации могут быть не только зрительными, но и слуховыми (например, голоса в голове), тактильными, обонятельными, то есть, подразделяться по органом чувств.

Апперцептивные галлюцинации имеют четкое отличие механизма их появление от других известных. Такого рода галлюцинации возникают при помощи волевого усилия человека. Он, как бы, заставляет себя их испытать и страстно этого желает. Например, человек, страдающий шизофренией заставляет себя испытать слуховые галлюцинации и через некоторое время ему действительно начинают слышаться голоса в голове и прочие звуки.

Итак, переходим к рассмотрению двух видов апперцептивных галлюцинаций:

  1. Абстрактная фонторемия. Заключается в отнятии своих собственных мыслей и вколачивание в голову чужих.
  2. Конкретная фонторемия. Появляется на фоне собственных воспоминаний, которые вроде как всплывали ранее в галлюцинациях.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы. Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Несколько слов о ролевых принципах поведения

Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.

Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.

Позитив VS негатив

То самое злополучное первое впечатление – залог нашего успеха. Мы составляет в голове картины об окружающих, опираясь на их первые поступки, и они делают точно так же. Поэтому крайне важно составить в мозгу того или иного человека (а лучше – сразу всех, кого вы знаете) положительное мнение о себе. Дело в том, что эффект первичности – это своего рода фильтр. Когда вы будете говорить что-либо определенному человеку, или делать что-то, он будет все это пропускать через свой “фильтр первенства”. Поэтому если вы предстали пред ним изначально в негативном свете, то даже самые благородные поступки теперь будут окутываться в мрачный оттенок, в них будут искаться негативные подоплеки и подвохи. Напротив, если первое впечатление о вас было потрясающим, то любые огрехи вам будут спускать с рук – ну подумаешь, со всяким бывает, ничего, он исправится.

Подростки

С возрастом роль точности и комплексности восприятия только возрастает, а структура – усложняется. Поэтому ведущей деятельностью подростков является не учение, а общение (кладезь для развития перцептивных способностей). Игнорирование значения коммуникации для тинейджеров взрослыми недопустимо. Это период кропотливой огранки «алмаза» под названием «общение». Таким образом, подросток познает себя, производит «инвентаризацию» внутреннего мира и завершает формирование «Я-концепции».

сенсорно перцептивные способности

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Литература

  • Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высш. учеб. заведений. / Т.2: Ощущение и восприятие. — Издательский центр Академия Москва, 2009. — 415 с.
  • Любимов В.В.  Психология восприятия: учебник  – Москва: Эксмо : ЧеРо : МПСИ, 2007. – 472 с. – ISBN 978-5-699-24619-9 . – ISBN 978-5-88711-278-7
  • Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.- 928 с. – ISBN 5-318-00373-7
  • Организационное поведение / Громова О. Н., Латфуллин Г. Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с. — ISBN 978-5-91180-873-0.
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А. Р. Лурия.. — М.: Прогресс, 1975. — 464 с.

Некоторые феномены

При контактах друг с другом люди сталкиваются с разными необычными явлениями. Распространенный феномен, который встречается в коллективах, – это внутригрупповой фаворитизм. В неком объединении люди стремятся завышать оценки членов и негативно относятся к аналогичным заслугам другой группировки.

Еще один тип феноменов – иллюзия взаимности. Индивид воспринимает отношение со стороны других к себе таким же, как и он относится к этим людям. Простой пример – менеджер Иван положительно со всеми общается и считает, что остальные сотрудники компании воспринимают его как вежливого человека.

Повлиять на восприятие индивида может феномен сходства. При нем индивид склонен считать, что близкие ему люди думают так же, как он. Подобное явление может наблюдаться между начальником и подчиненными. Руководитель будет стараться воспитывать единство мнений. Структура каждого феномена индивидуальна и проявляется по-разному.

Характеристики и свойства перцепции

Данный процесс имеет такие основные показатели:

  • определение отдельных параметров;
  • тактичная абсорбция данных;
  • образование точного чувственного образа восприятия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Перцепция находится в тесном сотрудничестве с логикой, мышлением, вниманием и памятью. Она определяется стимулированием индивида и имеет эмоциональной окрас конкретного типа.

Замечание 1

Основными характеристиками перцепции выступают: структурность, апперцептивность, вещественность, контекстность, рациональность, осознанность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...